Перепрограммировать мозг. Программирование мозга приносит успех! Необходимые условия для проведения сеанса

Современная наука обещает, что вскоре мы сможем по собственной воле перепрограммировать свои эмоции. И для этого не потребуется приборов из научной фантастики, имплантов или генетических модификаций. Один из самых эффективных способов перезагрузки мозга – практика внимательности. Старший корреспондент отдела здоровья и науки агентства Reuters Шэрон Бегли (Sharon Begley) написала на эту тему две книги: “Тренируйте ваш мозг, изменяйте ваш мозг” и “Эмоциональная жизнь вашего мозга”. Вторая книга написана Бегли в соавторстве с нейроученым Ричардом Дэвидсоном, одним из ведущих мировых экспертов по эмоциональной нейронауке и практикам медитации. О последних проектах Дэвидсона Бегли и рассказывает в этой статье .

Перевод © Анастасия Гостева

Google меняет мозг. Компьютерные игры меняют мозг. Если мы общаемся с людьми на основе сострадания, это также меняет мозг.

И если вы подозреваете, что этот список может расшириться, например, за счет приготовления супа с фрикадельками, то вы не одиноки. Огромное количество серьезных научных исследований свидетельствуют о том, что мозг взрослого человека может изменяться в ответ на ту деятельность, которой занимается человек, и на тот образ жизни, который он ведет. Но существует опасность, что эти данные затеряются – по крайней мере в сознании широкой публики – на фоне гораздо менее научных, но более броских заявлений. (Впрочем, конкурсное жюри все еще предпочитает Google, игры и разговоры, и мне кажется, у супа пока что нет шансов прорваться в шорт-лист).

Стыдно смотреть, как что-то настолько важное с научной точки зрения, как нейропластичность – способность мозга взрослого человека устойчиво менять свою структуру или функции – становится настолько популярным и затасканным, что почти начинает утрачивать свое подлинное значение.

Нейропластичность действительно может облегчить страдания. Медики и психотерапевты уже используют в своей работе техники, основанные на принципе нейропластичности – идет ли речь о физической терапии, которая меняет часть мозга таким образом, что она берет на себя функции другой части мозга, разрушенной инсультом, или о терапии, основанной на практике внимательности, которая успокаивает мозговые контуры, ответственные за обсессивно-компульсивное расстройство. Но как далеко мы можем зайти в попытках изменить структуру мозга?

Возможно, очень далеко – вплоть до полной эмоциональной перезагрузки: мы можем попытаться использовать нейропластичность для того, чтобы изменить наши эмоциональные реакции на жизненные взлеты и падения. Ведущий эксперт по эмоциональному мозгу нейробиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина называет это “нейронально-инспирированной поведенческой терапией”. Речь идет о терапии, при которой мы можем определить, какая мозговая активность лежит в основе той или иной эмоциональной черты – например, тенденции постоянно впадать в гнев – а затем изменить эту мозговую активность при помощи специально разработанных психических упражнений. В результате, по словам Дэвидсона, мы получим “более здоровый эмоциональный стиль”.

Этот проект пока что находится в зачаточном состоянии, но уже есть признаки того, что гипотеза работает. В своих исследованиях Дэвидсон сфокусировался на том, чтобы определить, какие шаблоны мозговой активности являются типичными для тех или иных проявлений нашего эмоционального стиля – например, как мы поддерживаем позитивные чувства. (Пора признаться – я была соавтором книги Дэвидсона “Эмоциональная жизнь вашего мозга”, вышедшей в 2012 году). Люди, немного знакомые со структурой мозга, могут предположить, что эти шаблоны будут связаны с лимбической системой – эволюционно более старым отделом, который включает в себя амигдалу – две структуры, напоминающее по форме миндальные орехи и ответственные за чувства тревоги и страха.

Но дело в том, что если бы эти шаблоны были связаны лимбической системой, в которой возникают мощные инстинкты выживания, нам вряд ли улыбнулась бы удача. Попробуйте заставить себя обрадоваться или расстроиться или вызвать любую другую сильную эмоцию. Непросто, да? Не знаю как вы, но если я чувствую себя несчастной и кто-то советует мне “взбодриться”, я готова его поколотить.

К счастью, на самом деле эмоциональные контуры мозга связаны с его мыслительными контурами, которые гораздо более доступны для нашего сознательного волеизъявления. И это стало одним из самых важных открытий Дэвидсона: “когнитивный мозг” является также и “эмоциональным мозгом”. В результате, активность в определенных когнитивных отделах посылает сигналы в отделы, ответственные за возникновение эмоций. И хотя вы не можете просто приказать себе почувствовать определенную эмоцию, вы можете незаметно подкрасться к вашим эмоциям при помощи мыслей и – повлиять на них.

Проще всего это понять на примере. Дэвидсон обнаружил, что эмоционально гибкие люди – способные восстанавливать эмоциональный баланс после неудачи, а не погружающиеся в тревогу, злость, депрессию или любую другую негативную эмоцию – обладают сильными связями между левой префронтальной корой и амигдалой. Левая префронтальная кора посылает сигналы торможения в амигдалу, в сущности “призывая” ее успокоиться. В итоге негативные чувства, возникающее благодаря активности амигдалы, постепенно сходят на нет, и вы не погружаетесь в трясину отчаяния и негодования.

А люди, у которых эмоциональная гибкость, наоборот, оставляет желать лучшего (включая тех, кто страдает от депрессии, и кого может уничтожить любая мелкая неприятность) обладают гораздо более слабыми связями между левой префронтальной корой и амигдалой. Это может быть связано как с низкой активностью самой префронтальной коры, так и с тем, что между ней и амигдалой существует меньшее количество нейронных связей.

Нейронально-инспирированная терапия может усилить эмоциональную гибкость за счет усиления активности левой префронтальной коры – так, чтобы она посылала более продолжительные тормозящие сигналы в амигдалу. Дэвидсон считает, что один из эффективных способов добиться этого – практика внимательности. Эта практика предполагает, что вы наблюдаете ваши мысли и чувства объективно и незаинтересованно, без оценок и суждений, как свидетель.

Эта разновидность психического тренинга дает “необходимые ресурсы для того, чтобы взять паузу, наблюдать, с какой легкостью ум преувеличивает серьезность неудачи, отмечать происходящее как интересный психический процесс и сохранять устойчивость, не погружаясь в бездну отчаяния”, рассказывает Дэвидсон. В результате у вас создаются более сильные связи между левой префронтальной корой и амигдалой, и после эмоционального спада чувства страха, печали и им подобные окажутся гораздо менее выраженными.

Еще один способ усилить контуры, поддерживающие эмоциональную гибкость – это тренинг когнитивного перепросмотра, во время которого вы подвергаете проверке точность ваших “катастрофических” мыслей. (“Я отстал от графика на несколько дней! Меня уволят!”). “Когда мы анализируем подобные мысли, это напрямую активирует префронтальную кору, что, в свою очередь, приводит к торможению сигналов, поступающих в амигдалу”, – объясняет Дэвидсон. (Именно на этом принципе основана буддийская практика аналитической медитации, о которой очень много пишет в своих книгах Далай-лама. – прим. пер. )

Дэвидсон также обнаружил, что у людей, которые обычно настроены позитивно и ощущают себя спокойными и благополучными, активна не только левая префронтальная кора, но и прилежащее ядро (nucleus accumbens). Это структурная группа нейронов, расположенная глубоко в мозге и являющаяся частью мезолимбического пути, участвующего в системе формирования чувства удовольствия, радости, но также вознаграждения и мотивации. (Прилежащее ядро получает информацию от дофаминовых нейронов вентральной зоны и глутаминовых нейронов префронтальной коры, амигдалы и гиппокампа. В результате в этой зоне происходит анализ сенсорной и эмоциональной информации и формирование поведенческих ответов на мотивирующие раздражители. – прим. пер. ). У людей с устойчиво негативным взглядом на мир прилежащее ядро мало активно и обладает очень маленьким числом нейронных связей с левой префронтальной корой.

Как и почти все эмоциональные структуры мозга, прилежащее ядро находится вне зоны прямой досягаемости для мыслей; вы не можете активировать его одной лишь силой воли. Однако Дэвидсон верит, что возможно использовать нейронные связи между прилежащим ядром и левой префронтальной корой, которая как раз может изменяться под нашим прямым воздействием. Левая префронтальная кора отвечает за планирование, формирование образа будущего и само-контроль.

По словам Дэвидсона, когда мы помещаем себя в ситуации, где нам необходимо развивать предусмотрительность, мы усиливаем нашу префронтальную кору, а она в свою очередь может стимулировать активность прилежащего ядра. Например, вы можете намеренно создавать ситуации, когда вас манит немедленное вознаграждение – обычно очень хорошо работает запретная еда, но это может быть и что-то приятное или забавное, если речь идет о работе – а вы сознательно противостоите этим соблазнам.

Каковы пределы нейропластичности? Честный ответ – мы пока не знаем. Но оказалось, что когда в прошлом нейроученые высмеивали способность мозга к серьезным изменениям – например, его потенциал менять шаблоны активности в коре для того, чтобы восстановить подвижность тела после инсульта – они были неправы. В одном из недавних исследований убедительно доказывается, что мозг достаточно пластичен для того, чтобы изменяться в ответ на когнитивные требования, которые принципиально новы с эволюционной точки зрения.

Ученые из Стэнфорда установили анатомические координаты отдела мозга диаметром примерно 5 мм, который отвечает за нашу способность видеть цифры. Мозг выделил специальную “недвижимость” лишь для того, чтобы обрабатывать данные о 5 или 24. “Так как никто не рождается с унаследованной способностью узнавать цифры, это впечатляющая демонстрация того, как контуры нашего мозга меняются в ответ на образование и культурные нормы”, – говорит нейроученый из Стэнфорда Джозеф Парвизи (Josef Parvizi)

И если нашему мозгу достаточно постоянно сталкиваться со значками “70%” скидки в витринах и номерами на общественном транспорте для того, чтобы развить специальный нейронный контур для обработки этой информации, то совершенно очевидно, что мы пока что находимся лишь в самом начале пути, и нам еще только предстоит узнать и понять много нового о силе нейропластичности и о том, как мы можем это использовать в своей жизни.

Иногда бывает очень сложно изменить и улучшить ситуацию в своем бизнесе, здоровье, отношениях с близкими людьми и во многих других областях жизни. Ощущение как-будто Вы в замкнутом круге. Знакомо? Уверен, что да.

Сетевой маркетинг - это бизнес, в котором мы должны личностно расти каждый день, чтобы продвигаться к поставленным целям. Нам необходимо каждый день улучшаться в личностном плане, поэтому думаю статья, которую я Вам пересылаю в этом письме, поможет Вам также, как она помогла мне.

Благодаря информации, которую Вы прочитаете ниже на странице, я победил десятки неконструктивных и негативных шаблонов, заменив их на продуктивные.

Статья от Рассела Брансена – президента DotComSecrets.com

Как запрограммировать Ваш мозг на успех, «сломать и заменить» вредные привычки и высвободить Вашу скрытую силу.

Модели, которые мы создаем:

Около шести месяцев тому назад мне выпал шанс посетить один из семинаров Тони Роббинса, который назывался «Освободите силу внутри себя». И во время этого семинара Тони говорил о некоторых замечательных концепциях и способах перепрограммирования нашего мозга для достижения успеха.

Один из моментов, который повлиял на меня в наибольшей степени – это когда он говорил о своих моделях/шаблонах. У каждого из нас есть подсознательные шаблоны, которые ведут нас по жизни. Подумайте, например, о том, как Вы выходите из душа с утра… как Вы вытираете себя полотенцем? С чего Вы начинаете, какую ногу вытираете первой? Когда Вы вытираете голову? Я готов поспорить, что порядок точно такой же каждое утро, и Вы вообще не задумываетесь об этом. Затем, как Вы одеваетесь, уничтожаете свой завтрак, выдвигаетесь на работу и ещё около 10 миллионов вещей, которые Вы делаете на полном автопилоте.

Теперь подумайте об общении с другими людьми, которое у Вас происходит ежедневно. Что происходит каждый раз, когда звонит телефон, когда Вы попадаете в ситуацию, где Вы находитесь под давлением, или когда Вы начинаете чувствовать небольшой стресс? Мы быстро входим в те модели, которые наш мозг создал, чтобы избавить нас от боли и привести к наслаждению.

Поиск немедленного удовольствия:

Вот что делает толстых людей ещё толще. Вот почему неуспешные люди склоняются к тому, чтобы такими и оставаться, а успешные – к тому, чтобы такими и оставаться и ещё развивать свой успех. Мы все запрограммировали свой мозг таким образом, чтобы нам даже не нужно было думать, и мы склоняемся к тем действиям, которые, как мы знаем, принесут нам немедленное удовольствие.

Ну, и в чём же здесь проблема? В большинстве случаев ничего страшного здесь нет, но бывает так, что это может удерживать нас от наших мечтаний. Очень часто то, что дает нам немедленное удовольствие, одновременно так же удерживает нас от того, чего мы хотим в жизни.

Например, в один день у меня было 5 проектов, которыми я занимался. Причем, каждый из них нужно было закончить именно в этот день. Я помню, как я смотрел на список и чувствовал себя оглушенным, т.к. не знал, с чего мне начать, даже не был уверен, что вообще возможно всё это претворить в жизнь. Как только появилось это чувство, мой мозг обнаружил, что я нахожусь в состоянии боли, и стал искать самый быстрый возможный путь к удовольствию. Я мог видеть, как мой мозг быстро ищет либо еды, либо кого-нибудь, с кем можно поговорить.

Я нашел себя проверяющим электронную почту, личные сообщения, ищущим какую-то еду. К счастью, я обнаружил этот шаблон и сумел быстро себя остановить до того, как мой мозг добрался до удовольствия, которого он искал. Поскольку я распознал этот шаблон, я сумел быстро закрыть электронную почту и личные сообщения, перекусить вкусной и полезной едой, заново сосредоточиться и завершить проекты, которые должен был завершить.

Через несколько месяцев после посещения семинара Тони, он пригласил меня выступить на своем семинаре, посвященном бизнес-мастерству, в Фиджи. Конечно, я с радостью воспользовался шансом провести время с Тони на Фиджи и взял с собой свою жену и детей. Это был просто изумительный отпуск и семинар.

Три уровня силы:

Я помню, как во время мероприятия Тони сказал кое-что очень внушительное о том, что количество власти и счастья, присутствующее в нашей жизни, находится в прямой зависимости от того, как мы можем распознавать, ломать и изменять свои шаблоны. И он выразил всё это в трех уровнях силы, вот они:

Уровень один: распознание шаблона. Умение распознавать свои собственные шаблоны очень мощно. В моей компании мы в команде проводили упражнение, пытаясь найти свои собственные шаблоны или шаблоны у людей, окружавших нас. Понаблюдайте, что происходит с Вами каждый раз, когда звонит телефон, когда кто-то задаёт Вам вопрос, когда Вы сидите за своим рабочим столом, когда Вы погружены в стресс. Постарайтесь распознать, что происходит, и где Ваш мозг стремительно пытается найти удовольствие. Следите за своими шаблонами и конспектируйте их в течение нескольких дней, чтобы у Вас сложилась ясная картина относительно того, куда Вы обращаетесь за получением удовольствия.

Уровень два: разрушение шаблона. Как только Вы распознаете шаблон в себе или в ком-то ещё, Вам нужно немедленно его сломать. Например, если Вы обнаруживаете, что каждый раз, когда находитесь в стрессовой ситуации, Вы стараетесь найти что-нибудь поесть или проверяете электронную почту, то в ту же секунду, как этот шаблон начинает проявляться, Вам нужно сделать что-то радикальное. Вы можете начать подпрыгивать и кричать, 10 раз отжаться – в общем, сделать что-то, что бы вывело Ваш мозг из этого негативного шаблона.

Уровень три: замена шаблона. Вот где может проявиться истинная власть над самим собой. Не все шаблоны плохие, на самом деле, многие из них очень даже прекрасны. Так что, после того, как Вы обнаружили и сломали шаблон, его нужно заменить чем-то продуктивным, что способно принести Вам удовольствие, в положительном смысле. Так что, если Вы обращаетесь к еде, то найдите этому замену… Может быть, это отжимания или же здоровая пища, которая Вам нравится. Если Вы обращаетесь к электронной почте, начинаете жаловаться или отправляетесь на перекур – замените это на что-то, что будет приближать Вас к цели, а не отдалять от неё.

Способность распознавать, разрушать и заменять Ваши шаблоны – один из самых мощных способов, при помощи которых Вы можете достичь своих целей в этом году. Я полагаю, что у большинства из Вас есть достаточно информации (или даже слишком много) для того, чтобы начать. У большинства из Вас есть достаточно времени для того, чтобы поставить бизнес на ноги и зарабатывать деньги (если честно, то я не думаю, что это будет отнимать больше 1-2 часов в день).

Что не дает людям прийти к успеху:

Проблемы, которые удерживают нас от того, чтобы быть там, где мы хотим, это шаблоны, которые мы сами же и создали, толкающие нас к немедленному удовольствию и вознаграждению и отдаляющие нас от долгосрочного удовольствия. Я уверен, что смотреть телевизор, проводить время со своими приятелями, наслаждаться новым клипом на YouTube, проверять электронную почту гораздо приятнее, чем читать книгу, общаться с членами совместного партнерства и узнавать, как запустить успешную PPC-кампанию. Но долгосрочное удовольствие, которое Вы получите от своего бизнеса, стоит в десять раз больше сиюминутного вознаграждения, к которому Вас может привести Ваш мозг, если Вы не будете аккуратными.

И эта истина работает абсолютно для каждого аспекта Вашей жизни. Если Вы пытаетесь потерять вес, начать свой бизнес, узнать что-то новое, проводить больше времени со своей семьей или что-то, что очень важно для Вас, чего Вы в настоящий момент не делаете. Я обещаю Вам, что если Вы уделите некоторое время распознаванию своих шаблонов, Вы начнете видеть направления, в которые Ваш мозг старается Вас завести, и в 90% случаев это очень далеко от того, что Вы на самом деле хотите и желаете.

Так что, вместо того, чтобы принимать предновогодние решения, сосредоточьтесь лучше на тех вещах, которые Вы реально хотите от жизни и составьте список 5 вещей, которых Вы прежде всего хотели бы получить в предстоящем году. А потом начните наблюдать за шаблонами, которые удаляют Вас от достижения этих целей. Как только Вы распознаете эти шаблоны, сосредоточьтесь на том, чтобы их как можно быстрее разрушить. Но если Вы перестанете их разрушать, то Вы с большой вероятностью потерпите неудачу (как это происходит у большинства людей, обратите внимание, сколько человек пытаются бросить курить или потерять вес). Вам нужно заменить Ваши старые шаблоны новыми, которые приведут Вас к немедленному наслаждению и к достижению Ваших целей в долгосрочной перспективе.

Это, возможно, является моим самым лучшим советом в этом году. Сделайте себе подарок и не просто читайте эту статью, а двигайтесь вперед. Уделите некоторое время тому, чтобы внимательно посмотреть на себя и на шаблоны, которые создал Ваш мозг. Возьмите над ними контроль и создайте новые шаблоны, которые не будут уводить Вас от Вашей мечты, а наоборот приведут Вас к ней.

Как программирование мозга способно принести вам здоровье, богатство и счастье? Уникальная методика, чтобы запрограммировать себя на успех!

Все внутри нас!

Научно доказано, что причины всех событий и жизненных ситуаций находятся в разуме человека, в его мозге. Именно он определяет тот мир, в котором мы живем.

Ответьте себе, каким образом вы можете видеть все, что окружает вас? Через глаза? Но глаза – всего лишь орган, который передает сигналы в мозг.

Все видит мозг. Но он находится в полной темноте! В вакууме внутри черепа!

Мозг создает картины внутри себя. Получается, вы внутри себя создаете то, что видите вокруг! Невероятно, не правда ли?!

А раз так, значит, все проблемы и вопросы можно и нужно решить там, где содержатся все причины. Чтобы изменить что-то, нужно повлиять на мозг, создать новое «изображение»!

Что дает программирование мозга?

Программирование¹ мозга позволит вам изменить свою внешность, увеличить физическую и психическую силу, восстановить здоровье, развить различные сверхспособности, изменить какие-то качества характера, которые вам не нравятся.

На самом деле потенциал техники программирования мозга огромен! Она благоприятно воздействует на все области жизни. Это ваш секрет успеха! С помощью нее можно наладить отношения, работу, благосостояние и многое другое!

Необходимые условия для проведения сеанса

Для проведения сеанса программирования мозга потребуется:

  • спокойное место, где никто не будет отвлекать;
  • минимум 1 час свободного времени;
  • абсолютная тьма (для этого подойдет повязка на глаза, которая полностью оградит от света);
  • полная тишина (можно купить в аптеке беруши).

Программирование мозга: техника

1. Практик сидит или лежит в удобной позе, глаза закрыты специальной повязкой, беруши в ушах дают полную тишину.

Он расслабляет все мышцы тела, входит в особое медитативное измененное состояние сознания². Постепенно ощущение тела исчезает.

2. Как только физическое тело перестало ощущаться, человек начинает всматриваться во тьму перед своими глазами.

Вскоре он увидит, что тьма не абсолютна, в ней возникают оттенки других цветов, словно вспышки или переливы.

Нужно выбрать один из этих оттенков и следить за ним, удерживать на нем свое внимание.

3. Одновременно с этим практикующий начинает вслушиваться в тишину.

Нужно следить за двумя процессами — слушать тишину и в то же время наблюдать за тьмой. Если внимание уходит от этих объектов, практик возвращает его усилием воли.

С каждой минутой такого наблюдения сознание будет меняться, словно пустеть.

Через определённое время человек вместо тьмы начинает видеть разные картинки. Они могут очень реалистичными, но нужно пропускать их, не концентрировать внимание на этих образах.

4. Практик продолжает смотреть во тьму и вслушиваться в тишину. Она со временем превратится в определённые звуки, похожие на тонкий писк. Они называются звуками Нада³ (энергетических нитей).

Этот звук будет всегда меняться. На нем тоже не нужно концентрировать внимание, звук Нада должен остаться фоновым.

5. Через 40-50 минут наблюдения за тьмой и прослушивания тишины, сознание человека оказывается на одной из самых глубоких отметок. Именно это состояние и нужно для программирования мозга.

6. Находясь в этом состоянии, практик начинает проговаривать выбранную установку. К примеру: «Я прекрасен, и с каждым днём становлюсь всё прекраснее и прекраснее!»

7. Установку практик повторяет в течение 10 минут, за это время необходимо представить, что это желание уже реализовалась в жизни. Какие чувства возникают от того, что оно уже стало реальностью?

5. Практикующий запоминает это ощущение и придает ему форму. Она может быть любой: в виде шара, какой-то фигуры или цветка.К примеру, ощущение успеха превращается в красивый цветок, который человек держит в руках.

6. Затем практик представляет, что находится около своего тела. Увидев себя со стороны практик подносит ладони к своей голове и представляет, как из рук в мозг попадает выбранная установка (в форме цветка).

Необходимо как можно реалистичнее представить, как «цветок» (установка) проникает в мозг, растворяется в нем.

7. Как только установка проникла в мозг – практикующий искренне благодарит Высшие Силы за её исполнение. Он делает это так, будто всё уже исполнено.

После этого можно завершать практику и плавно выйти из этого состояния сознания.

Секрет успеха этой практики в полной концентрации внимания и остановке внутреннего диалога. Чтобы установка была полностью усвоена и программирование мозга прошло успешно, выполнять практику необходимо как минимум в течении 7 дней.

Антон Андреев

Следуете ли вы своему жизненному предназначению и получаете подарки судьбы или идете по пути проб и ошибок? Узнайте о своем врожденном даре, заложенных сверхспособностях и тех сферах деятельности, которые обогатят вас в самые сжатые

  • Перевод

Простите, реформаторы образования – нам всё ещё нужны зубрёжка и повторение

Я была капризным ребёнком, росшим на лирической стороне жизни, и относилась к математике и науке так, будто они были симптомами чумы. И потому странно, что я превратилась в человека, ежедневно имеющего дела с тройными интегралами, преобразованиями Фурье и, жемчужиной математики – уравнением Эйлера. Сложно поверить, что из матофоба я превратилась в профессора прикладных наук.

Однажды один из моих учеников спросил, как мне это удалось – как я изменила свой мозг. Мне хотелось ответить – чёрт возьми, с трудом! Я всё-таки заваливала экзамены по математике и физике в начальной, средней и высшей школах. Я записалась в класс для отстающих по математике после того, как отслужила в армии, в 26 лет. На выставке примеров нейропластичности у взрослых я была бы первым экземпляром.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте открыло мне дверь в технические науки. Но эти тяжёлые взрослые изменения в мозгу открыли мне взгляд изнутри на нейропластичность, связанную со взрослым обучением. К счастью, моя докторская по системному проектированию, во время которой я постигала точные науки, технологии, технические науки и математику (STEM – Science, Technology, Engineering, Math), и моё последующее исследование на тему человеческого мышления, помогло мне понять недавние прорывы в неврологии и когнитивной психологии, связанные с обучением.

В последовавшие за получением мною докторской степени годы через мой класс прошли тысячи студентов – выращенных в начальной и средней школе с верой в то, что понимание математики через активное обсуждение является талисманом обучения. Если вы можете объяснить, что вы выучили, другим – допустим, нарисовав картинку,- тогда вы, наверное, действительно это поняли.

Примером этой техники, «сфокусированной на понимании», и объектом подражания стала Япония. Но из обсуждения часто пропадает конец истории: в Японии также изобрели и метод обучения «Кумон», который основан на запоминании, повторении и зубрёжке для достижения школьником отличного владения материалом. Эту интенсивную программу послешкольного обучения предпочитают тысячи родителей в Японии и во всём мире, дополняя совместное обучение детей большим количеством практики, повторений, и с умом разработанной системой зубрёжки, с целью обеспечить им прекрасное владение материалом.

В США концентрация на понимании иногда заменяет, а не дополняет более старые методы обучения, которые, как подтверждают учёные, работают с естественными процессами мозга, изучающего такие сложные вещи, как математика и точные науки.

Последняя волна реформы обучения математике включает «Общее ядро» – попытку назначить жёсткие общие стандарты по всем США, хотя критики и говорят, что эти стандарты не соответствуют достижениям других, более продвинутых стран. Внешне у стандартов есть некая перспектива. Предполагается, что в математике ученики должны иметь равные возможности в концептуальном понимании, практических и процедурных навыках.

Дьявол, как обычно, в мелочах реализации. В сегодняшнем образовательном климате запоминание и повторение STEM-дисциплин, в отличие от изучения языка и музыки, часто расцениваются, как недостойные занятия, тратящие время учеников и учителей. Многие учителя давно считают, что понимание концепций в дисциплинах STEM имеет наивысший приоритет. Конечно, учителям легче вовлечь учеников в обсуждение математических тем (и этот процесс при правильном руководстве может сильно помочь в понимании задач), чем корпеть над выставлением отметок за домашние задания. В результате, хотя процедурные умения и свободное владение предметом должны преподаваться в тех же дозах, что и концептуальное понимание, часто этого не происходит.

Проблема с концентрацией только на понимании состоит в том, что ученики, постигающие математику и точные науки, часто могут нахвататься основных понятий о важной идее, но её понимание быстро ускользает без его закрепления через практику и повторение. Хуже того, ученикам часто кажется, что они понимают что-то, в то время, когда это не так. Такой подход часто может принести лишь иллюзию понимания. Как недавно сказал мне один из неуспевающих учеников, «Не пойму, почему я так плохо справился с заданием. Я ведь в классе всё понимал». Ему казалось, что он всё понял, и возможно, что так и было, но он не использовал понятое на практике, чтобы оно закрепилось в мозгу. Он не выработал процедурного владения или способности применять знания.

Между обучением спортивной дисциплине и обучением математике и точным наукам есть интересная связь. Когда вы учитесь наносить удар клюшкой для гольфа, вы доводите удар до совершенства при помощи практики в течение нескольких лет. Ваше тело знает, что нужно делать, просто когда вы подумаете об этом – вам не нужно вспоминать все компоненты сложного взмаха для удара по мячу.

Точно так же, когда вы понимаете, почему вы что-то делаете в математика, вам не нужно каждый раз объяснять себе одно и то же. Вам не нужно носить с собой 25 шариков, выкладывать их по 5 рядов в 5 столбцов на столе, чтобы убедиться, что 5 х 5 = 25. В какой-то момент вы просто это знаете. Вы запоминаете, что при умножении одинаковых чисел в разной степени вы можете просто складывать степени (10 4 x 10 5 = 10 9). Используя эту процедуру часто и в разных случаях, вы обнаружите, что вы понимаете, почему и как она работает. Лучшее понимание темы происходит из создания в мозгу осмысленного шаблона.

Я выучила всё это насчёт математики и насчёт самого процесса обучения не в классе, а по ходу течения моей жизни, как человек, в детстве читавший Мадлен Ленгль и Достоевского, изучавший языки в одном из ведущих мировых языковых институтов, а затем резко поменявший свой путь и ставший профессором технических наук.

Будучи молодой девушкой, страстно желавшей изучать языки, и не обладавшей нужными деньгами и навыками, я не могла позволить себе оплачивать колледж. Поэтому я после школы пошла в армию. Мне нравилось изучать языки в школе, и казалось, что армия – как раз то место, где человек может получать деньги за изучение языков, посещая высоко ценящийся языковой институт Минобороны – место, где изучение языков превратили в науку. Я выбрала русский, поскольку он сильно отличался от английского, но был не таким сложным, чтобы изучать его всю жизнь и дойти в итоге до уровня 4-летнего ребёнка. Кроме того, «Железный занавес» притягивал меня – не могла ли я использовать знание русского, чтобы заглянуть за него?

После армии я стала переводчиком на советских траулерах в Беринговом море. Работать на русских было интересно и увлекательно – но также это была внешне приукрашенная работа мигранта. Во время сезона добычи рыбы ты ходишь в море, зарабатываешь неплохо, периодически напиваешься, а затем возвращаешься в порт в конце сезона и надеешься, что тебя снова наймут в следующем году. Для русскоговорящего человека была практически только одна альтернатива этому – работа на АНБ. Мои армейские контакты подталкивали меня к этому, но у меня не лежала к этому душа.

Я начала понимать, что хотя знание другого языка – это хорошо, это был навык с ограниченными возможностями и потенциалом. Из-за моих возможностей склонять слова по-русски мой дом не осаждали. Если только я не была готова терпеть морскую болезнь и периодическое недоедание на вонючих траулерах посреди Берингова моря. Я не могла не вспоминать об инженерах из Вест-Поинта, с которыми я работала в армии. Их математический подход к решению проблем явно был полезен для реального мира – более полезен, чем мои неудачи с математикой.

Так что, в 26 лет я, уходя из армии и оценивая возможности, вдруг подумала: если я хочу заняться чем-то новым, почему бы мне не попробовать нечто, что открыло бы мне целый новый мир перспектив? Технические науки, например? А это значило, что мне предстоит изучить новый язык – язык счисления.

С моим плохим пониманием простейшей математики, после армии я занялась алгеброй и тригонометрией по курсу для отстающих. Пытаться перепрограммировать мозг иногда казалось глупой идеей – особенно, когда я смотрела на лица моих более молодых одноклассников. Но в моём случае, а я ведь изучила русский в зрелом возрасте, я надеялась, что некоторые аспекты изучения языка можно применить в изучении математики и точных наук.

Изучая русский, я старалась не только понимать что-либо, но и достигать беглости в этом. Беглость в таком обширном предмете, как язык, требует такой степени знакомства, которую можно выработать только повторяющейся и различающейся работой с различными областями. Мои одноклассники, изучавшие язык, концентрировались на простом понимании, а я старалась достичь внутренней беглости со словами и структурой языка. Мне недостаточно было того, что слово «понимать» означает «to understand». Я практиковалась с глаголом, постоянно использовала его в разных временах, в предложениях, а затем понимала не только то, где его можно использовать, но и где его использовать не нужно. Я практиковалась над быстрым извлечением из памяти этих аспектов и вариантов. Посредством практики можно понимать и переводить десятки и сотни слов с другого языка. Но если у вас нет беглости, то когда кто-то быстро выплёвывает вам кучку слов, как в обычном разговоре, у вас не возникает понятия о том, что этот человек говорит, хотя технически вы вроде бы понимаете все слова и структуру. И вы, конечно, не можете говорить достаточно быстро для носителей языка, чтобы им было приятно слушать вас.

Этот подход, сосредоточение на беглости, а не на простом понимании, вывел меня на первое место в классе. Тогда я этого не понимала, но этот подход дал мне интуитивное понимание основ обучения и выработки экспертных навыков – кускование .

Кускование впервые было предложено в революционной работе Герберта Саймона при анализе шахмат. Кусочками служили различные мысленные аналоги шахматных шаблонов. Нейробиологи постепенно пришли к пониманию того, что эксперты, допустим, в шахматах, являются таковыми, поскольку могут хранить тысячи кусочков знания в долгосрочной памяти. Мастера в шахматах могут вспомнить десятки тысяч различных шахматных шаблонов. В любой области эксперт может вспомнить один или несколько хорошо связанных вместе кусков нервных подпрограмм для анализа и реакции на новую ситуацию. Такой уровень настоящего понимания и возможность использовать это понимание в новых ситуациях приобретается только из знакомства с предметом, полученного от повторений, запоминаний и практики.

Изучение мастеров шахмат, врачей скорой помощи и пилотов истребителей показало, что в стрессовых ситуациях сознательный анализ ситуации уступает место быстрой подсознательной обработке данных, когда эксперты обращаются к глубоко интегрированному набору мысленных шаблонов – кусочков. В какой-то момент осознанное понимание того, почему вы делаете то, что делаете, начинает только замедлять вас и прерывает поток, что приводит к принятию худших решений. Я была права, интуитивно ощущая наличие связи между изучением нового языка и математики. Ежедневное и непрерывное изучение русского языка возбуждало и укрепляло нервные контуры в моём мозгу, и я постепенно начала связывать вместе славянские кусочки, которые легко можно было вызывать из памяти. Чередуя изучение, практикуясь так, что я знала не только когда можно использовать слово, но и когда его использовать не нужно, или нужно использовать другой его вариант, я использовала те же подходы, что используют для изучения математики.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте я начала с той же стратегии. Я смотрела на уравнение – для простого примера возьмём второй закон Ньютона, F = ma. Я практиковалась в ощущении значения каждой буквы: «f», то есть сила,- это толчок, «m», масса,- тяжёлое сопротивление толканию, «a» было радостным ощущением ускорения. (В случае с русским языком я так же практиковала произношение букв кириллицы). Я запоминала уравнение, носила его в своей голове и игралась с ним. Если m и a – большие, то что будет с f в уравнении? Если f большое, а a – маленькое, какое будет m? Как с обеих сторон сходятся единицы измерения? Играться с уравнением – как связывать глагол с другими словами. Я начинала постигать, что смутные очертания уравнения напоминали метафорическую поэму, в которой существовали всякого рода красивые символические представления. И хотя тогда я бы так это не выразила, но для хорошего изучения математики и точных наук мне нужно было медленно и ежедневно строить прочные нервные кусковые подпрограммы.

Со временем профессора математики и точных наук сообщили мне, что построение хорошо зафиксированных в памяти кусочков опыта посредством практики и повторения было жизненно важно для достижения успеха. Понимание не приводит к беглости. Беглость приводит к пониманию. Вообще, я считаю, что реальное понимание сложной темы происходит исключительно от беглости.

Вторгаясь в новую для меня область, становясь инженером-электриком, и, в итоге, профессором инженерного дела, я оставила русский язык позади. Но через 25 лет после того, как я в последний раз подымала стакан на советских траулерах, мы с моей семьей решили совершить путешествие по Транссибу через всю Россию. И хотя я с удовольствием ожидала давно желанного путешествия, я ещё и волновалась. Всё это время я практически не говорила по-русски. Что, если я всё забыла? Что дали мне все те годы достижения беглости?

Конечно, впервые зайдя в поезд, я обнаружила, что говорю по-русски на уровне двухлетнего ребёнка. Я искала слова, мои склонения и спряжения путались, а почти идеальный ранее акцент звучал ужасно. Но основа никуда не делась, и постепенно мой русский улучшался. Даже рудиментарных знаний хватало для ежедневных нужд. Вскоре экскурсоводы начали подходить ко мне за помощью в переводе для других пассажиров. Прибыв в Москву, мы сели в такси. Водитель, как я потом поняла, попытался нас обмануть, поехав в другую сторону и застряв в пробке, считая, что не разбирающиеся иностранцы спокойно выдержат лишний час счётчика. Внезапно русские слова, которыми я не пользовалась десятки лет, вылетели из моего рта. Сознательно я даже не помнила, что знаю их.

Беглость, когда она понадобилась, оказалась под рукой – и выручила нас. Беглость позволяет пониманию встроиться в сознание, и всплывать по необходимости.

Смотря на недостаток людей, специализирующихся в точных науках и в математике в нашей стране, и наши текущие техники обучения, и вспоминая свой собственный путь, с сегодняшними моими знаниями о мозге, я понимаю, что мы можем достичь большего. Как родители и учителя, мы можем использовать простые методы углубления понимания и превращения его в полезный и гибкий инструмент.

Я открыла, что наличие основной и глубоко выученной беглости в математике и точных науках – а не простого «понимания», чрезвычайно важно. Оно открывает пути к самым интересным занятиям в жизни. Оглядываясь в прошлое, я понимаю, что мне не обязательно было слепо следовать моим изначальным склонностям и страстям. Та же самая «беглая» часть меня, обожавшая литературу и язык, в результате полюбила математику и точные науки – и в итоге, преобразила и обогатила мою жизнь.

По большому счету твоему мозгу все равно, какую задачу решать. Кто-то пытается заработать 500 долларов, чтобы заплатить за квартиру и купить себе что-то покушать. И этот человек просто сконцентрирован на этих деньгах, всеми силами пытается заработать именно их. Там 100 долларов, здесь 50, там 250. К концу месяца набегает долгожданная цифра.

Но с таким подходом ты никогда не заработаешь желанную цифру. Да что уже, ты даже никогда не начнешь зарабатывать более-менее хорошо – хотя бы пару тысяч долларов в месяц.

Для 95% людей эти цифры являются какими-то космическими. Они в жизни не могут поверить, что будут зарабатывать такие деньги. Они даже боятся подумать об этом. И всегда ставят своему мозгу задачу – заработать 200 долларов, заработать 500 долларов. Ну ладно, 700 долларов– верх мечтаний.

Ты зарабатываешь именно столько, сколько сам разрешил своей голове

Поставь себе задачу купить BMW, самую начальную, 3-ю серию, за несколько тысяч долларов.

Для кого-то это бешеные деньги. А у BMW (просто хорошая машина) это минимальная сумма. Как только ты ставишь задачу – например 20 тысяч долларов, твой мозг начинает думать, как решить именно эту задачу.

Сам того не замечая, ты начинаешь мыслить глобально. Ты начинаешь думать, как заработать 100, 200, 500 тысяч долларов. Ты начинаешь мыслить уже совсем другими категориями.

Здесь уже можно не говорить о том, что начальные 500 долларов находятся сами собой. О них ты уже не думаешь.

Твой мозг разгоняется до новых скоростей. Сам

Главное – поставить ему задачу. И он ее будет решать. Ведь ему действительно все равно, 500 или 20000 долларов.

Вопрос в том, сможешь ли ты поставить ему такую задачу. И, самое главное, поверишь ли ты сам в то, что сможешь ее решить?