Челябинск изменится, когда у чиновников заберут машины. Хорош тот город, в котором людям хочется выйти на улицы

Лев Владов: «Нельзя решать градостроительные задачи XXI века методами XX века»

Инженер-строитель, основатель проекта «Челябинский урбанист», человек, который взял инициативу в свои руки и решил преобразовать родной город. Он рассказал BERLOGOS о том, с чего всё началось, как движется, каких результатов уже удалось достичь всего за полгода.

- Лев, когда, как и с чего начался проект «Челябинский урбанист»?

Я всю жизнь жил в Челябинске, окончил архитектурно-строительный факультет ЮУрГУ. Об урбанистике начал задумываться на последних курсах. Думал, почему мы так сильно отличаемся от Москвы и Питера. У нас есть заводы, есть деньги, а культурная жизнь на крайне низком уровне. Я видел, что мои друзья не связывают своё будущее с Челябинском. Для меня это было печально. Почему? Говорили, что в Челябинске всё серое, нет жизни, скучно, кажется, что здесь всё стоит и нет перспектив.

Летом 2017 я впервые в своей жизни съездил в Европу и много чего посмотрел. Вернувшись обратно, я прозрел. На контрасте с благоустройством европейских городов, я понял убожество среды наших городов. Самое главное, что я осознал — это не от бедности. Это от глупости. И я твёрдо решил с ней бороться.

Я начал снимать видеоролики, где на пальцах объяснял, почему всё так плохо, и как сделать так, чтобы было хорошо. Людей зацепило. Начали подписываться, делиться. И понеслось!

- Какие, на Ваш взгляд, основные характеристики благоустройства европейских городов его нам не хватает?

В Европе сразу ощущаешь, что зона комфорта местных жителей не оканчивается дверью в их квартиру. Она распространяется на их двор, улицу, квартал. Европейцы умеют отводить дождевую воду, ухаживать за растениями, газонами. У них прекрасно получается укладывать плитку на тротуарах. Так как улицы — это большая часть их жизни, они понимают толк в общественных пространствах. Они уютны и интересны.

Ну и, конечно, европейцу не нужно объяснять, зачем городу необходим дизайн-код и почему нужно ценить архитектуру.

- Каким был первый проект «Челябинского урбаниста» ?

Я видел множество трансформаторных ящиков на каждом перекрёстке города, которые ужасно выглядели — были ржавыми и заклеенными разными объявлениями. Они сильно отравляли внешний вид улиц, и я решил это исправить. Узнал, что если превращать подобные шкафы в арт-объекты, расписывая их, можно решить проблему незаконной рекламы — опыт подобных объектов говорил о том, что вандалы обходят творчество стороной.

Я собрал команду: художников, граффитистов и просто неравнодушных ребят. Мы сфотографировали ящики, подготовили эскизы, написали сайт, на котором настроили донат-кампанию и принялись за дело. Жители города переводили нам деньги, а мы покупали материалы и творили. Чтобы покрасить ящик, нужно выполнить большой объём работы: нарисовать эскиз, очистить ящик от ржавчины и объявлений, расписать и покрыть антивандальным лаком. Мы начали проект в конце лета и до наступления холодов нам удалось превратить пару десятков объектов в настоящие шедевры. Горожанам очень понравилось.

Источник: Domchel . ru

- Какие самые важные, на Ваш взгляд, проблемы Челябинска?

Сильно болеющий общественный транспорт, низкое качество строящегося жилья. Однажды в городе расширили дороги, все бросились покупать автомобили. Люди перестали гулять и запрос на хорошую городскую среду исчез. Общественные пространства стали угасать. Но это всё касается градостроительства и благоустройства.

Главная проблема для жителей города сегодня — грязный воздух. У нас не решается проблема с промышленными предприятиями, которые никак не фильтруют выбросы. Ситуация с экологией для людей стала катастрофической, и проблемы городской среды ушли для них на второй план.

Команда «Челябинского урбаниста» начала тестировать карту городских проблем

- Есть ли у Вас предложения по их решению?

Разумеется. Нам не нужно открывать Америку. Со всеми проблемами уже сталкивались другие города. Решения давно известны, мир накопил огромный опыт. Свои предложения я постоянно транслирую в своём блоге и на сайте. Причём я стараюсь уходить от паникёрства и причитания при написании постов. Я обличаю проблему и сразу пишу, как её решить. Так, раз за разом, образование поступает в массы. Это мне и нужно: чем больше людей будут разбираться в том, как сделать хорошо, тем быстрее в России будут разжигаться очаги правильного благоустройства. У людей появится запрос, и они сами будут корректировать деятельность своих властей. Ущербность городской среды наших городов имеет причину — повсеместная неэрудированность. Поборов разруху в головах, начнём стремительно развиваться.

- Какова реакция на Вашу инициативу Комитета градостроительства и архитектуры Челябинска, Администрации города? Поддерживают ли они, идут ли навстречу?

Администрация города, наверное, оказалась самой малореагирующей на нашу деятельность организацией. Никто с нами не связывался с их стороны. Мы сами приходим, обиваем пороги и пытаемся донести до них мысль — нельзя решать градостроительные задачи XXIвека методами XX века.

- Каких успехов удалось достичь на сегодняшний день?

Нашу активность заметили в Министерстве строительства РФ. Меня пригласили в Москву выступить на обучающем семинаре по городской среде. Там были замгубернаторы и главные архитекторы областей. После этого в своём городе мы провели обучение по благоустройству для глав всех районов —показали, как за небольшие деньги можно делать хорошо, а не как всегда, как реконструировать дворы и общественные пространства.

Завершённый проект «Тактический урбанизм у публичной библиотеки»

Завершённый проект «Книжный шкаф из унылого гаража»

- Насколько реально изменить российские города своими силами?

Без денег изменить города нереально. А вот изменить отношение людей к тому, что происходит у них за окном, — очень даже возможно. Этим мы и занимаемся. Образовательную миссию мы считаем основной в своей деятельности. Нужно, чтобы люди разбирались не только в хороших автомобилях, но и в хороших городах, улицах, архитектуре.

Начните говорить и писать о том, что вас волнует. Я так и сделал. Я начал всего полгода назад, у меня был один подписчик в паблике. Сегодня любой мой пост не оставляют без внимания городские СМИ. А ещё перестаньте клеймить всех чиновников «бездельниками» и начните разбираться в том, что мешает их работе. Знакомьтесь, разговаривайте. Нет никакой «системы», которая сознательно хочет, чтобы было плохо, с которой нужно бороться. Есть недостатки в законах, в полномочиях, в правовой и нормативной базе. Где-то кто-то просто ленится, где-то просто не умеют или не знают. Подскажите, научите. Кажется, у меня это начинает получаться, чиновники начинают прислушиваться. И это прекрасно.

- Сотрудничаете ли Вы с архитектурными ВУЗами/ планируете ли Вы привлекать их к проекту?

Мы начали сотрудничать с нашей almamater — архитектурным факультетом ЮУрГУ. Привлекаем студентов к проектам, просим знакомых преподавателей выдавать полезные для города задания на курсовые работы.

- Вы приглашаете к участию в проекте архитекторов и проектировщиков. Могут ли они предложить собственный проект преобразования городской среды, или предполагается, что они будут работать над уже разработанными (пусть и на ранней стадии)?

Очень-очень приглашаю и жду. У нас небольшая команда и нас на всё не хватает. Конечно, мы с удовольствием примем новые проекты, идеи и инициативы.

Мы желаем проекту «Челябинский урбанист» успехов и приглашаем вас поддержать ребят

https://www.сайт/2017-09-07/urbanist_lev_vladov_o_tom_kak_sdelat_tak_chtoby_molodezh_ne_uezzhala_iz_chelyabinska

«Никто не сказал мне - отвали со своими идеями…»

Урбанист Лев Владов - о том, как сделать так, чтобы молодежь не уезжала из Челябинска

В Челябинском медийном пространстве появился новый герой: урбанист Лев Владов снимает видеоблог о городской среде, создает мобильное приложение для отправки жалоб чиновникам, а недавно в прямом смысле взялся за общественное пространство. Сейчас он раскрашивает трансформаторные будки и коробки с телефонной аппаратурой и собирается создать неформальное объединение неравнодушных горожан. сайт поговорил с активистом о том, что нужно поменять в городе и как на эти идеи смотрят чиновники.

— Давай начнем сначала. Ты возник в информационной повестке Челябинска внезапно. Многие задаются вопросом: откуда ты взялся?

— Я всю жизнь жил в Челябинске, окончил архитектурно-строительный факультет ЮУрГУ. Об урбанистике начал задумываться на последних курсах. Думал, почему мы так сильно отличаемся от Москвы и Питера. У нас есть заводы, есть деньги, а культурная жизнь на крайне низком уровне. Я видел, что мои друзья не связывают свое будущее с Челябинском. Для меня это было печально. Почему? Говорили, что в Челябинске все серое, нет жизни, скучно, кажется, что здесь все стоит и здесь нет перспектив.

Я осознал, что это напрямую связано с городской средой. С тем, как город выглядит, как он благоустроен и как он функционирует. Начиная с транспорта, заканчивая полицией, ЖКХ и т. д. Государство у человека не где-то там, оно начинается, когда человек открывает дверь своего подъезда.

В какой-то момент стал замечать, что на своей странице в соцсети я все больше пишу о проблемах городах и их решениях. Я решил перевести все эти записи в отдельную группу. Так я начал блог «Челябинский урбанист». Увидел, что друзья стали поддерживать, что-то отвечать, добавлять комментарии. Я увидел сильную обратную связь от горожан и понял, что есть смысл вкладывать в это дело свою энергию и время.

— Что не так с Челябинском? Откуда у людей возникают мысли, о которых ты говоришь?

— В этом действительно важно разобраться: а почему все именно так. Не хейтить, что все дураки, что никто ничего не делает и не понимает. А разобраться и проверить. Я решил задавать конкретные вопросы конкретным людям. Почему на остановке возле моего дома всегда грязно? Как сделать так, чтобы было чисто? Этот процесс уже пошел, я познакомился с Общественной палатой, сейчас знакомлюсь с городской администрацией. Я вижу, что люди адекватные и все они очень одобряют социальную активность.


А еще я понял, что многие люди не очень понимают того, как должен жить и развиваться город. Например, почему парковка в центре должна быть ограничена. У нас нет культуры владения автомобилем и нет понимания, как связаны качественная городская среда и развитие местного бизнеса с ограниченной парковкой в центре. А оказывается, пешеходы чаще тратят деньги в городе, это дает импульс малому бизнесу. У нас непродолжительная история владения автомобилем. Они стали массово появляться у людей только в 90-е. Мы заполонили ими все: дворы, газоны, детские площадки. Все отдали машинам. Этот процесс рано или поздно должен пойти вспять. Я знаю, что это придет. Вон даже Москва перекопала Тверскую, превратила ее в пешеходную. Вся Европа уже давно запрещает личный транспорт в центре города. Мне бы хотелось, чтобы Челябинск пришел к этому еще при моей жизни. Хорошие идеи всегда побеждают.

Челябинск прекрасный город по своей планировке. Мы не стеснены старой архитектурой. Мы можем спокойно делать улицы так, чтобы там хватило место и выделенной линии общественного транспорта, и велосипедной дорожке, и широкому тротуару. Еще и машинам останется.
Челябинский архитектор начал снимать видеоблог о городской среде

Сейчас городская среда не располагает к общественной жизни. Все люди закрыты, выходит уличный музыкант на Кировку, хоть какая-то радость. Но это одна Кировка. А таких мест должно быть много. Если социальной активности много, то люди не будут замыкаться в себе. У них появляются знакомства, появляются новые друзья, встречают свою любовь. А пока мы ездим в своих машинах, как в аквариумах, — закрытыми от насыщенной общением жизни.

Машина не приводит к счастливой жизни. Это комфорт, но он без эмоций. Я сейчас много гуляю по городу, встречаю многих знакомых, общаюсь. Знаете, это здорово, вот эти случайные встречи. От этого я чувствую себя частью большого дружного общества.

— И как к этому прийти?

— Важно, чтобы жители окрестных городов рассматривали Челябинск не как перевалочную базу, а как город, в котором они хотели бы жить. Город делают люди, и если лучшие умы, интеллигенция, аристократия, будут отсюда сваливать, то мы останемся городом рабочих и крестьян, городом примитивных интересов и низкой культурной жизни.

То, что я вижу сейчас, меня радует, мне дают зеленый свет. Никто не сказал: Лев, отвали со своими идеями, ты никому не нужен. Сейчас я работаю над мобильным приложением, которое свяжет активное городское сообщество и власти. В городе есть движуха, есть социально активные люди, которые хотят что-то поменять, провести субботник и т. д. И я хочу увязать это приложение с администрацией, чтобы различные отделы могли видеть сообщения, которые люди отправляют через него, и реагировать на них. Этот проект будет запущен в ближайшее время, есть ребята, которые помогут с платформой, думаю, что впереди большие перемены, если продолжать бить в одну точку.

— Ты внезапно стал медийной персоной и общегородским экспертом. Не боишься, что у тебя появятся недоброжелатели?

— У движения должно быть лицо, человек, в которого будут тыкать пальцем. Я понял, что должен стать таким лицом, понимаю, что на меня посыплется много дерьма. Но, с другой стороны, мне каждый день пишут с благодарностью, говорят, что поддерживают. Чем больше наше движение будет делать дел, тем больше мы будем встречать единомышленников.

Я понимаю, что мне придется встать на путь борьбы. Например, с рекламными агентствами, которые размещают ужасные конструкции на тротуарах, заслоняют фасады зданий и т. д. Наш город погряз в этом. Единственное предложение к ним — ребята должны отказаться от подобных форматов.


Город, в который будут инвестировать, это красивый город. Красивый город не испорчен рекламой. Это должно быть жестко отрегулировано. Они не должны мешать пешеходной инфраструктуре. У нас на каждой улице есть примеры, когда на тротуаре рекламная конструкция оставляет бутылочное горлышко для прохода пешеходов. Я знаю, как только я начну продвигать эти идеи, меня начнут поливать грязью собственники подобных бизнесов. Что ж, я готов, кто-то ведь должен это начать.

— На все, что есть в городе, влияют чиновники. С ними удалось наладить диалог?

— Я немного поразбирался и понял, что у чиновников очень нелегкая деятельность. У чиновника ограниченный набор полномочий, и, если их чуть-чуть превысить, — сразу административка или даже уголовка.

У чиновников есть четкий KPI, и, допустим, глава района не может починить на районные деньги дорогу, потому что это уже не его полномочия, или не может починить спортивную площадку, потому что она находится на территории другого учреждения. Есть деньги, но нельзя их тратить. Эти законы меня убивают. Система больна.

Мы видим заклеенные рекламой остановки, полные урны, прямо на остановках устраивают незаконную торговлю. Система болеет, и ей нужно помочь. Поэтому я собираю активное сообщество профессионалов. Мы будем находить и разрабатывать компетентные решения и помогать нашим чиновникам их принимать.

У нас у всех одна идея, и у чиновников тоже — сделать город развивающимся. Не нужно делать планы до 2035 года, это все фантастика. Надо делать точечно и быстро.

Допустим, есть у нас такая беда: мамы с колясками постоянно спотыкаются. Сегодня же выезжает бригада и это реконструирует. Это делается очень быстро. Было бы желание, а оно у людей есть. Люди сами могут помочь все обустроить. Бюджета на все не хватает. Денег очень мало, на ту же уборку улиц выделяются копейки. Беда в том, что много денег уходит в федеральный бюджет. Чтобы они возвращались, нужно рекламировать нашу область как регион с будущим и регион, который достоин инвестиций. И это должны делать в том числе и депутаты.

Нельзя хаять Челябинск, надо показывать, что здесь площадка для развития. Здесь есть люди, которые поднимут этот город. У нас прекрасная область. Нам нужен свежий взгляд и свежие мозги. Нам нужно много молодых кадров. Современное поколение живет другими идеалами. Советское время было периодом нехватки всего. У людей было собирательство, люди любили забивать гаражи хламом, везти это на дачу. Молодежи это не нужно. Молодежь живет эмоциями, она лучше попутешествует, чем купит себе дом в ипотеку. Яркая молодежь, которая могла бы привлечь в Челябинск движуху и инвестиции, уезжает отсюда в другие города. Но, если мы сможем им дать перспективу здесь, все начнет меняться. А для этого нужно дать им право голоса. Дать им право говорить о том, что они хотят видеть в городе и дать инструменты для трансформации. И тогда мы увидим значительные перемены.

— Через два года муниципальные выборы, пойдешь на них?

— У меня нет политических задач и амбиций, я не вижу себя чиновником. Как только ты получаешь какую-то должность, возникает цензура. Я хочу быть вне политики. Не хочу делить людей на друзей и врагов. Я хочу делить людей на единомышленников и тех, кто еще не образован. Если ты хочешь сделать Челябинск красивым, то ты мой друг, неважно из какого ты клана. Для меня это первый такой опыт, посмотрю, как это все пойдет. Я вообще считаю, что врагов-людей нет, есть система, которая неправильно настроена.

— А если бы ты стал чиновником и мог прямо сейчас что-то изменить в городе…

— Если бы я управлял бюджетом, то первым делом я бы обеспечил доступность тротуаров. Чтобы на всем пути движения не было ни ступеней, ни бортиков. Чтобы мамы с колясками, инвалиды могли передвигаться без проблем.


Нужно развивать общественный транспорт. Это кровь города. Сейчас невозможно спланировать свой маршрут, потому что ходит полтора автобуса в час. В это надо срочно инвестировать и приводить в порядок. Нам нужны современные трамваи, троллейбусы, автобусы. Мы должны сделать все подземные переходы надземными, чтобы люди не спускались под землю. Я пытался человека в инвалидной коляске провести через подземный переход и не мог этого сделать. Это полностью недоступная среда. Если там нет лифтов, нужно убирать переходы. В Европе уже закопали все переходы. Уже сейчас можно спокойно сделать надземный переход на Цвилинга. Чтобы перейти эту улицу, надо пройти через два перехода. Хотя машины и так стоят на «красном», это можно сделать и без подземки. Зато выезжаешь на шоссе, и там через шесть полос без освещения пешеходный переход. Это дикость. Затем, делаем велодорожки, мы их можем организовать вообще бесплатно, потому что дороги очень широкие.

Будет меньше машин, нам станет легче дышать в городе, большая часть выбросов — это выхлопы машин, кроме того, они поднимают пыль.

— Многое, о чем ты говоришь, это ведь чей-то бизнес, зачастую «серый». Как это переломить?

— Надо понимать, что если народ волнуется, то многие решения принимать становится сложно. Всегда есть политики, которым важна поддержка народа, они могут и будут помогать. Думаю, система, когда все гребут под себя, уже исчерпала себя.

Я не могу победить коррупцию, но я знаю, как сделать так, чтобы ребенка не сбила машина. И это моя миссия — если я знаю, как спасти людей, я буду их спасать. Я знаю, как сделать жизнь людей ярче и качественнее. Даже если вначале они будут сопротивляться. Я знаю, они потом увидят результат и поддержат меня, когда прочувствуют изменения на себе.


В ближайшее время я хочу создать активное городское сообщество, с которым власти будут советоваться при принятии тех или иных решений, связанных с организацией пространства в городе.

Урбанист Лев Владов рассказал, чего боится власть, когда Челябинск догонит Москву и как победить убежденных автомобилистов

Фото: Андрей АБРАМОВ

Изменить размер текста: A A

«Челябинский урбанист» появился в августе 2017 и за пару месяцев сумел хорошенько тряхнуть город. Его идеи просты, но в Челябинске они звучат как некое откровение: сужать дороги, возвращать тротуары, вводить платную парковку. Долой заборы, закопать подземные переходы, вернуть «зебры».

Лидер движения Лев Владов всю жизнь прожил в Челябинске. Окончил архитектурно-строительный факультет и подался в местную стройиндустрию.

Никто не хотел быстро и хорошо работать. Я вкидывал предложения, но в ответ слышал: «Лев, поумерь амбиции, либо поезжай в Москву ». Так я занялся бизнесом - сервис по ремонту IPhone. Подустал от этой сферы и продал дело. Отправился путешествовать по Европе . На велосипеде проехал из Франции в Италию . За 500 км ни разу не поднял колесо, чтобы на бортик запрыгнуть. Вернулся и понял, что в Челябинске все очень плохо, - рассказывает активист.

Всем всё равно.

КАК ПОЯВИЛСЯ УРБАНИСТ

Писал у себя на страничке VK заметки про обустройство города. Понял, что их стало слишком много и создал группу. Первые посты были про вездесущие челябинские заборы. Думал, может меня одного это парит? Оказалось, что и другие горожане обеспокоены. Символом группы стал мужик с барсеткой, который говорит по мобиле и прыгает через лужу на фоне рекламного баннера - типичная челябинская реальность.

РАДИ ЧЕГО

Миссия - объяснить человеку на пальцах: почему так обустраивать город хорошо, а по-другому - плохо. Но мало просто болтать, надо еще и показывать пример. У нас две функции - образовательная и конкретные изменения Челябинска. Мы хотим сделать так, чтобы челябинцы могли повлиять на ситуацию в городе в два клика. На поток жалоб чиновники хорошо реагируют. Люди увидят это и начнут управлять своим городом. Хочется, чтобы люди включались в работу. Начали со своего дома, ЖЭКа. Наводите активность во дворе и понемногу мы изменим жизнь Челябинска.

Появились подражатели из других регионов. Видел «Уфимского урбаниста», «Миасского урбаниста». Пока они только пытаются вдохновить горожан на активность. Но идея ничего не стоит, главное - ежедневое впахивание.

КТО В КОМАДЕ

Около 15 человек постоянно. Другие приходят время от времени. Не все могут сидеть в штабе, но готовы помогать. Например, есть бизнесмен. Ему 35 лет и у себя на работе он большой босс, а здесь с удовольствием спрашивает: «Что делать?».

Мало архитекторов-профессионалов. Те ребята что есть, только закончили универ и им не хватает набитой руки. Пока зима, занимаемся более сложными проектами: проектирование, транспортная аналитика. Не осознаем, что это какая-то работа, скорее общее интересное дело. Приходим в семь вечера и сидим до двух ночи - потом по домам.

ПРО ДЕНЬГИ

Мы собираем около 50 тыс. руб. в месяц. Горожане присылали на конкретные проекты и просто чтобы поддержать нас. Это здорово, но недостаточно, чтобы мы могли посвятить все свободное время проекту. Сейчас я один живу за счет личных накоплений, остальные ребята работают. Поэтому мы уже давно достигли пика производительности, и делать больше и быстрее пока не можем.

Хотел бы иметь возможность нанять несколько проектировщиков на зарплату. Чтоб каждый день занимались конкретным проектом. Здорово, если бы нашлось несколько спонсоров, которые бы закидывали нам по десять тысяч в месяц. Мы бы превратили эти деньги в фонд оплаты труда. Хотели бы, чтобы нам платил город. Ведь он очень сильно выиграет от наших разработок в ближайшие пять лет.

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

Идеи рождаются спонтанно во время прогулок по городу. Потом не могу уснуть, пока не возьмусь за дело. Так произошло с коммуникационными шкафами. Ржавая обклеенная чушь на центральных улицах - дикость. Так мы стали собирать деньги на покраску ящиков. Удалось преобразить около 20 шкафов . В следующем году продолжим эту экспансию добра.

Проект литературного сквера у Публички. Решил показать людям, что такое тактический урбанизм. Кинул клич в группе, собрал народ. Закупили паллеты и за пять вечеров построили скамейки, клумбы. Мы потратили 30 тыс. руб., библиотека потратила на дорожку из гравия - полмиллиона.

Сейчас уже не интересно понижать градус сложности. Единожды поняв решение, хочется идти дальше. Это как сидеть рядом с человеком, который гадает кроссворд и не знает слова, а ты можешь ему подсказать.

КАК ПОБЕДИТЬ ЗАКОРЕНЕЛЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ

Машина в городе - камень преткновения. Убежденным автомобилистам нужно раз за разом объяснять свою позицию. Это как сделал в подъезде стеклянную дверь - ее разбили. Вместо того, чтобы сделать железную, опять ставь стеклянную. Так до тех пор, пока людям не станет понятно, что система не будет работать по-другому.

Проблема в том, что администрация передвигается на авто. Вот бы обязать их ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Ведь ощущение от пребывания в городе резко противоположно. Я тоже долго ездил на машине и меня не парила городская среда. Мне нравились широкие дороги и съезды, отсутствие пешеходов. Как только начал ходить, я стал видеть жестокие проблемы. Но те, кто может их решить, даже не знают о них, потому что сидят в машине. Пока чиновники не начнут гулять, то ничего не изменится.

Когда последний раз наши большие чиновники встали на площади Революции в пять часов вечера и попытались влезть в автобус? Не уверен, что они знают, какие маршруты идут до их дома. А транспорт - это кровь города . А у нас это пятно на мэрии. Что страшнее - я не понимаю ее планов на транспорт. Позитивных изменений нет давно, количество маршруток зашкаливает.

Почему мы должны избавляться от парковок в центре города.

ПОЧЕМУ ПЛОХО РАБОТАЮТ ЧИНОВНИКИ

Каждый день себя спрашиваю, в чем причина "Левиафана" в стране? Я много хожу к чиновникам. Они говорят, что очень переживают за город и хотят его развивать. Однако не всегда видны усилия. Во-первых, им не хватает энтузиазма. Многие наши управленцы выходцы из Союза: они работают в рамках и боятся инициативы. Они изучены системой и просто делают то, что от них требуется не больше не меньше. Если сделают больше, то коллеги начнут подозревать что-то.

Многие решения они принимают, потому что искренне считают, что так надо. Например, заборы - это красиво и безопасно. На деле же, там, где есть ограда - не хочется гулять. А от лихача, который вылетел на тротуар, она не спасает.

«Вырвиглазные» детские площадки ставят, потому что думают - это единственным способом избежать серости во дворах. Этот колхоз они будут и дальше городить, потому что считают его красивым. Они бы и хотели по-другому, но не умеют.

Не хватает свежей крови в администрациях. Люди, которые готовы иметь собственное мнение, оставаясь в системе. Хотя есть и внешние проблемы. Например, главы районов указывали мне, что мешают федеральные законы, решения гордумы.

В нашей администрации хорошие люди, но у них уже сформировались свои взгляды на жизнь, и они не готовы их менять. Значит и мы не сможем протолкнуть новые идеи.

ЧЕГО БОИТСЯ ВЛАСТЬ

Различайте чиновников и политиков. Первому главное, чтобы к несу не пришли органы. Чиновники боятся трех вещей: прокуратуры, счетной палаты и ФАС. Глава района, города - невыборные должности. На мнение народа им плевать. А политикам, депутатам - наоборот важно. Получается патовая ситуация: люди недовольны действиями одних, а важно это другим.

Городская администрация очень восприимчива к общественному мнению. Если резко ввести платные парковки - начнется бунт. Власти испугаются и закроются от инноваций на следующие пять лет. Поэтому нужно работать с общественным мнением.

КОГДА ЧЕЛЯБИНСК ДОГОНИТ МОСКВУ

Любой город можно сильно изменить за три года. Многое делается плохо, просто потому что халатно. На чугунные заборы на проспекте Ленина потратили восемь миллионов. Вдоль центральных улиц на эти деньги могли посадить деревья. Или сделать тротуар там, где его съела дорожная революция. Но внимание администрации обращено не на те вещи. Где можно ленточку перерезать и сказать: «Вот, сделали!». Я об этом публично говорил им на заседании правительства. Давайте делать вещи, которые не покажешь по телеку: заниженные бортики, ставить хорошие остановки.

Москва - это не собянинские решения сужать дороги и делать тротуары. Это молодые проектировщики лоббируют решения делать выделенные полосы, остановки и т.д. Там хорошо настроен муниципалитет, а где-то царит старперский дух. Проблема инертности власти повсеместная для страны. Это отголоски советского прошлого: делать все по плану, не перегонять. Люди просто следуют правилам и не читают ничего нового, мало занимаются самообразованием. Должны поменяться поколения и во власть прийти люди, которые поймут: если ничего не делать, то ничего не изменится.

Где погулять в Челябинске: Кировка да городской бор. В Москве постоянно открывают новые скверы. Хотя мы всего лишь в пять раз меньше столицы, а население там больше в 15 раз. У нас большой хороший город, в котором можно благоустроить много мест. Но чтобы это сделать придется принимать сложные волевые решения. Ведь народ многое может не понять. Например, нам срочно нужно делать выделенные линии для транспорта, несмотря на то, что его мало. Но когда люди увидят, что по «выделенке» троллейбус едет быстрее - они сядут в него, а значит инвестируют.

ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ

В следующем году можно принять много важных решений. Скорость принятия повлияет на то, как быстро мы станем похожи хотя бы на Екатеринбург . Для властей я шанс делать бесплатные проекты. Дайте только помочь, и мы сделаем. Думаю, пока эта игра им интересна. А недавно еще и Минстрой посоветовал южноуральским властям прислушиваться к нам. А там сейчас работают молодые 30-летние технократы и они хотят делать хорошие вещи. Поэтому мы заручились мясистой поддержкой.

Сейчас мы на правильном пути, люди поддерживают нас, закидывают идеями. Мы стали городской службой поддержки, которая подсказывает всем куда нужно обратиться. Люди постоянно пишут. И это не закончится, даже когда мы выпустим учебники. Поэтому планируем сделать бота, который в интернете ответит на вопросы горожан, выдаст ссылки и номера телефонов. Возможно, это удастся сделать на сайте администрации. Пока что у них сайт не очень информативный и понятный.

УЕЗЖАТЬ ЛИ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА

Не хочу быть ни чиновником, ни политиком. Делать мир лучше можно без этого. Можно быть общественником и тоже влиять на жизнь города. Мы как СМИ - четвертая власть. Можем написать о проблеме и на следующий день о ней заговорят.

В начале «Урбаниста» я сказал, что если не смогу изменить Челябинск, то уеду из него. За полгода работы я настроен позитивно. Испытываю большое удовлетворение. Многое можно изменить конкретными предложениями и поддержкой горожан. Мы хотим сделать так, чтобы на публичные слушания ходило много людей, которые лоббировали правильные идеи развития городской среды.


ПЯТЬ ДОСТИЖЕНИЙ УРБАНИСТА ЗА ГОД

1. Выступление в Москве перед чиновниками со всей страны и семинар для районных властей Челябинска.

2. Запустили бурное обсуждение жизни города: начали разбираться не только в хороших машинах, но и хороших улицах.

3. Договорились с председателем городской комиссии по благоустройству Челябинска, что урбанисты примут участие в разработке общественных пространств в будущем году.

5. Раскрашенные шкафы.

ПЯТЬ ПЛАНОВ НА 2018 ГОД

1. Создание тестовой сети велодорожек. Попытаемся проллобировать отсечение части дорог в пользу велотранспорта. Не нужно говорить, что у нас нет велосипедистов. Сначала сделаем инфраструктуру для них, а там посмотрим.

2. Создание выделенных полос для транспорта. Мы последний город-миллионник, где не таковых.

4. Сделать навигацию в городе: стенды, которые показывают маршруты для прогулки, достопримечательности.

5. Разработка фирменного стиля челябинских остановок: стиль, шрифт и новая трамвайная схема. Ее сделали ребята, которые рисовали московское метро.

Вне системы идей больше

Среди челябинцев много критикующих свой город, но не так много тех, кто переходит к активным действиям, хотя и президент неоднократно говорил, что именно от активности самих граждан зависит, как изменится городская среда. А что для вас стало последний каплей? Очередные выбросы?

Как ни странно, решение я принял за границей. В самом Челябинске, наверное, глаз у меня поначалу был замылен, многого не замечал. И тут однажды с друзьями проехал от Ниццы до Рима на велосипеде. Я на разу за время пути не приподнял руль, чтобы перепрыгнуть через бортик, представляете? Разве такое в Челябинске было бы возможным? Но дело, конечно, не только в велосипедах.

Я переехал в новый микрорайон и понял, что мы строить не только не научились, а скорее даже разучились, потому что утрачено было и многое из хорошего прошлого. Я инженер-строитель по образованию, могу судить об уровне инфраструктуры. Начал делиться своими соображениями в блоге. Так и родился проект «Челябинский урбанист». Повлияло и то, что практически все мои друзья уехали из Челябинска. Я задумался: почему так происходит? Честно говоря, я и сам бы уехал, но потерял бы весь социальный капитал. От малого бизнеса, которым когда-то занимался, у меня остались сбережения, и я решил посвятить всё своё время общественной деятельности.

Недовольных много, но обычный человек, которому надо семью кормить, пожалуется на городские власти за кружкой пива, а потом снова пойдет на работу. А тут надо целенаправленно не только критиковать, но и предлагать.

- И получается? Есть мнение, что чиновников наших не расшевелить.

Почти сразу мне стали писать другие горожане, поддерживать, и я понял, что «раскорябал болячку». В защиту чиновников могу сказать, что быть госслужащим достаточно сложно. Это постоянный страх куда-то не туда наступить, быть вне системы. Я и мои друзья несистемные, так что можем подсказать необычные варианты. Например, сделать заход с улицы Коммуны в новый сквер за публичной библиотекой - сейчас там этот проезд заставлен машинами, а может получиться проход на Кировку. Знаете, я напрямую связываю городскую среду с экономическим развитием региона. Почему в городе умирает малый бизнес? Потому что люди у нас чаще не гуляют, а заезжают на машинах в большие ТРК - крупные сети, которые принадлежат москвичам. Другие ниши исчезают, и, повторю, люди уезжают.Те же мои друзья - очень талантливые люди, но они создадут кучу проектов, рабочих мест в других городах и регионах. Я намеренно делал опрос среди челябинцев в возрасте от 18 до 35 лет - почти у каждого по шесть-семь знакомых, покинувших Челябинск. Это пугает.

Машина - это роскошь!

- Разве в Челябинске совсем нет мест, ориентированных на пешеходов? Взять ту же Кировку.

Я однажды сравнил два снимка Кировки - 2003 года и нынешнего. И на старом фото нет засилья ларьков, рекламных вывесок. А что сейчас? Кроме того, водостоки на главной пешеходной улице без решёток - почему это нельзя решить за несколько лет? Беда в том, что у нас страна ручного управления. Но зачем на кого-то постоянно перекладывать ответственность? Надо тактически, по месту решать проблемы. Начать с базовых потребностей - чтобы человек дошёл до остановки, не прыгая по бортикам и не огибая лабиринты из киосков и фонарных столбов, а это сплошь и рядом не только в Парковом, но и в центре города!

Это не только городская среда, это и экономика. Чем активнее люди гуляют, чем больше у них таких мест, тем больше различных магазинчиков, заведений. Давно известно, что пешеход тратит больше, чем автомобилист. И инфраструктура для автомобилей в девять раз дороже, чем для общественного транспорта.

- Получается, вы сторонник тех, кто считает, что надо ограничивать движение автомобилей?

Я за то, чтобы иметь машину в городе было роскошью. Это и так дорого: в среднем содержание автомобиля обходится более чем в 200 тысяч рублей в год, то есть почти 20 тысяч в месяц. И машины делают нас интровертами, тогда как пешеходная культура нацелена на общение. Но, увы, у нас до сих преобладает мышление выходцев из СССР, для которых машина - показатель благосостояния. Беда в том, что пешеходам мешают даже на тротуарах. Чуть ли не у каждого управления свой столб! Один для проводов, другой для видеокамер, третий ещё для чего-то! И ставят их, отнимая место у тротуаров. Стенды для объявлений устанавливают опять же чуть не на проходе! На одном из перекрёстков на улице Молодогвардейцев я насчитал семь ларьков на остановке!

Безграмотных решений много. Кому пришло в голову разместить стоянку для эвакуированных машин у ЧелГУ, рядом с ботаническим садом? Такое выигрышное место, а там сейчас этот ужасный железный забор. Или же пешеходный переход на Университетской набережной - для жителей Северо-Запада это был самый удобный путь к мосту и парку Гагарина. Переход убрали. Зачем?

- Пешеходы с вами согласятся, а вот автомобилисты…

Так можно учесть интересы всех. В Челябинске был специалист из Лондона, который сказал: «При такой численности населения и ширине дорог у вас вообще не должно быть пробок! А проблема города в том, что у вас нет профессионалов, которые бы отрегулировали движение транспорта». И я понимаю, о чём он говорит. У нас полно перекрёстков, где сигналы светофора меняются по совершенно непонятным правилам! Так, на пересечении улиц Худякова и Энтузиастов машины по полторы минуты стоят перед пустой дорогой. А на перекрёстке Российской и Труда пешеходу надо чуть ли не бегом пересекать проезжую часть. И таких примеров масса!

Но далеко не все резоны автомобилистов надо принимать. Особенно по поводу парковок. Я выложил интервью мэра города Боготы, столицы Колумбии, который правильно сказал: «Спрашивать, где мне ставить своё авто, - это всё равно что интересоваться: я, мол, купил одежду, и где мне её теперь хранить?» Это твоё имущество, ты и решай, где ставить. Но не в ущерб другим. И если поставишь авто не у самого подъезда, как у нас привыкли, а в нескольких десятков метров от него - ничего страшного, пройдешься пешком, для здоровья полезно!

Ларёк с шаурмой на колёсах

- Получается, чем больше пешеходов на улицах, тем комфортнее городская среда?

Скорее, наоборот, но тут многие процессы взаимосвязанные. И для преобразования среды иногда не нужны большие деньги. Почему бы не устанавливать скамейки не только в скверах, но и у края тротуаров, где позволяет ширина? Есть и экологичные технологии - я знаю, как из паллет (европоддоны) за 100 тысяч рублей наделать лавочек, которыми можно уставить всю набережную Миасса!

Или же другой проект - заручиться согласием жильцов, взять один из дворов и полностью избавить его от машин. Чтобы были только детские, спортивные площадки, цветники, зоны для барбекю. Автомобилистам отвечу: в Германии таких дворов много, и ведь как-то люди живут! А уровень автомобилизации там выше, чем в России. Надо создать такой двор и посмотреть, согласятся ли сами владельцы авто потом всё вернуть обратно.

Многие считают, что Челябинску необходимо и коренное преобразование системы общественного транспорта. К примеру, убрать с улиц маршрутки. Разделяете это мнение?

Для меня маршрутка и, скажем, троллейбус - это как ларёк с шаурмой и ресторан. Вот едите вы шаурму и не знаете, повезет - не повезет, не отравитесь ли. Так и в маршрутке: неизвестно, доедете ли без приключений. Сам платишь водителю, и высадят тебя зачастую неизвестно где. А троллейбус? Тебя обслужит кондуктор, остановки объявят, и в широкие окна ты можешь видеть город, а не ковролин на перегородке водителя маршрутки!

Поменять ситуацию и с общественным транспортом, и со многим другим можно. Если каждый почувствует свою ответственность за то, что происходит в городе. И меня радует, что среди таких людей много молодёжи.