Павел 1 чей сын на самом деле. Бедная Лиза

Сын Екатерины II Павел Петрович родился в 1754 году, и сразу же тогдашняя императрица Елизавета Петровна взяла новорожденного к себе, чтобы воспитать из него наследника. Екатерина увидела сына только через несколько недель после его рождения. Мальчик не знал родительской ласки, и с годами отношения с родителями, особенно с матерью, не стали лучше. Холодность, отчужденность и недоверие разделяли мать и сына. Мальчик рос без детского окружения, болезненным, излишне впечатлительным. Его воспитатель Н. И. Панин дал Павлу хорошее образование, но при этом настроил его против матери и ее политики.

И. Г. Пульман. Портрет великого князя Павла Петровича

Павел воспитывался как будущий «добрый король», как «рыцарь» со средневековыми понятиями о чести, благородстве в отношении к женщине и другу. Одновременно это развивало в мальчике высокопарность, интерес к театральности, к внешним, мелочным проявлениям формы, а не содержания. С годами это поселило в душе Павла неразрешимые противоречия между реальным и воображаемым миром. Это выражалось в приступах безудержного гнева, истериках Павла и одновременно в скрытности, интересе к мистицизму. Позже, когда Екатерина стала императрицей, она уже сама стремилась реже видеться с сыном. Дело было в том, что накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны часть знати во главе с воспитателем Павла графом Никитой Паниным видели в юноше непосредственного наследника самой Елизаветы.

При таком подходе к престолонаследию родители мальчика Петр Федорович и Екатерина Алексеевна от власти устранялись. И хотя вопреки этим планам Петр III вступил на престол, а потом у власти оказалась Екатерина II, подобные планы и намерения остро задевали новую императрицу. Она видела в своем сыне политического соперника и старалась держать его подальше от государственных дел. Это, естественно, мало способствовало сближению Павла с матерью. Не без основания он опасался, что после смерти матери престол перейдет не к нему, а к его сыну Александру. Слухи о подобных намерениях императрицы были очень упорными, и они, естественно, доходили до Павла.

Готовя в середине 1780-х годов знаменитый проект «Наказа Сенату», Екатерина II особенно тщательно прорабатывала важную для нее в тот момент тему – возможность лишения права на престол утвержденного ранее наследника. Трудясь над этим проектом, Екатерина II знакомилась с основополагающими петровскими актами на эту тему. Императрица определила несколько причин, которые позволили бы отказать наследнику: попытка наследника свергнуть царствующего монарха, участие его в бунте против государя, отсутствие у наследника необходимых для правления человеческих качеств и способностей, принадлежность к другой, кроме православной, вере, владение престолом другого государства и, наконец, акт царствующего монарха по отрешению наследника от престола. Принципиально важным было положение о создании – в случае несовершеннолетия наследника – системы регентства, причем регент назначается из членов императорской фамилии высшими правительственными учреждениями – Советом и Сенатом, которые должны гарантировать соблюдение закона о престолонаследии. Вся эта тщательная работа над положением об отрешении наследника была непосредственно связана с современной проекту «Наказ Сенату» династической ситуацией, сложным положением в императорской семье. Отношения Екатерины II с сыном – наследником престола Павлом – были неровными, но в 1780-е годы эти отношения стали откровенно плохими и оставались такими до самой смерти Екатерины II. Общество было полно слухами о намерении Екатерины, воспользовавшись законом 1722 года, лишить престолонаследия сына и передать эти права внуку Александру Павловичу, в котором она души не чаяла. Так в свое время поступил Петр Великий с царевичем Алексеем.

Философия власти цесаревича Павла была сложна и противоречива. Он пытался совместить власть самодержавия и человеческие свободы, «власть закона», исходя из представлений о традициях, желаемых идеалах и даже географического фактора. Но шли годы, проекты государственного переустройства, которые он составлял в тиши кабинета, покрывались пылью, забывались. За окном медленно шла безнадежная для наследника жизнь – могущество матери было огромно, победы ее армий ошеломительны. О нем мало кто вспоминал.

Вид на Гатчинский дворец и парк

После смерти Г. Г. Орлова Екатерина подарила Павлу поместье Гатчино (позже – Гатчина), где он и обосновался с молодой женой Марией Федоровной. Она была немецкой принцессой Вюртембергской Доротеей Софией Августой Луизой и повенчана (после принятия ею православия) с Павлом в 1776 году. Гатчина (а потом и Павловск) стала подлинным отчим домом для большой семьи наследника. Вдали от «большого двора», который вызывал страх и ненависть Павла, наследник создал в Гатчине свой особый мир. Это был мир военной дисциплины, здесь витал дух военного лагеря с отчетливо пропрусскими порядками. Ведь для Павла, как некогда и для его отца Петра III, идеалом государя был прусский король Фридрих II. Здесь, за шлагбаумами, постами Павел чувствовал себя в безопасности. Его окружали пусть и не очень умные и образованные, но верные люди, здесь его воле не ставились пределы. Все это влияло на характер Павла, привыкшего к повиновению, нетерпимого ко всякого рода «вольнодумию». Начавшаяся на его глазах Французская революция усугубила консерватизм и нетерпимость Павла, отошедшего от мечтаний юности и душеспасительных бесед с Паниным. В Гатчине он стал таким, каким мы его знаем позже, – нервным, болезненно-самолюбивым, капризным, подозрительным.

Заглянем в источник

Параллель с царевичем Алексеем не надуманна. Примечательны заметки Екатерины исторического характера о его деле, в которых императрица размышляет о праве родителя-государя: «Признаться должно, что несчастлив тот родитель, который себя видит принужденным, для спасения общего дела, отрешиться своего отродья. Тут совокупляется (или совокуплена есть) власть самодержавная и родительская. Итак, я почитаю, что премудрый государь Петр I, несомненно, величайшие имел причины отрешить своего неблагодарного, непослушного и неспособного сына».

И далее следует столь живая и яркая характеристика царевича Алексея, умершего за 10 лет до рождения самой Екатерины, что сквозь нарисованные императрицей негативные черты наследника Петра Великого отчетливо проступает облик другого, более знакомого ей человека – цесаревича Павла:

«Сей наполнен был противу него ненавистью, злобою, ехидною завистью, изыскивал в отцовских делах и поступках в корзине добра пылинки худого, слушал ласкателей, отделял от ушей своих истину и ничем на него не можно было так угодить, как понося и говоря худо о преславном его родителе. Он уже сам был лентяй, малодушен, двояк, нетверд, суров, робок, пьян, горяч, упрям, ханжа, невежда, весьма посредственного ума и слабого здоровья».

Смерть пришла к Екатерине II неожиданно, и она не успела, как, возможно, думала раньше, воспользоваться правом назначить своего преемника 6 ноября 1796 года Павел I беспрепятственно вступил на русский престол.

Российским монархам приписывается немалое количество незаконнорожденных детей, большинство из которых никогда в самом деле не существовало. Есть вполне реальные исторические люди, которых считали императорскими детьми, но которые на самом деле таковыми не являлись.

Но есть люди, над загадкой происхождения которых историки ломают голову до сих пор. Одной их таких является Елизавета Григорьевна Тёмкина .

У Екатерины Великой было много фаворитов, однако Григорий Александрович Потёмкин стоит особняком. Ему удалось стать не только любовником императрицы, но и её близким другом, правой рукой, помощником во всех делах и начинаниях.

Сменив в качестве фаворита Григория Орлова , его тёзка оказался мудрее, дальновиднее, деятельнее.

Отношения Потёмкина и Екатерины II в определённый период времени были настолько близкими, что возникла даже версия об их тайном венчании.

Как известно, от Григория Орлова Екатерина родила сына Алексея. Учитывая привязанность императрицы к Потёмкину, вполне реалистично выглядит версия, что Екатерина решилась родить ребенка и от него.

Тайные роды

13 июля 1775 года в Москве тайно была рождена девочка, наречённая Елизаветой. Грудной ребёнок был отвезён Потёмкиным к его сестре Марии Александровне Самойловой , а опекуном девочки был назначен его племянник Александр Николаевич Самойлов .

Когда девочка подросла, в 1780-х годах ей подобрали другого опекуна — им стал лейб-медик Иван Филиппович Бек , врачевавший внуков императрицы. В дальнейшем девочка была отдана для обучения и воспитания в пансион.

Вопрос об отцовстве Григория Потёмкина в данном случае не возникает — прямым доказательством является фамилия «Тёмкина», данная девочке.

По тогдашней традиции, фамилия незаконнорожденному отпрыску высокородного отца образовывалась за счёт убирания первого слога из фамилии родителя. Так на Руси появлялись Бецкие, Пнины и Лицыны — незаконнорожденные потомки князей Трубецких, Репниных и Голицыных. Так что никаких сомнений в том, что Лиза Тёмкина была дочерью Григория Потёмкина, нет.

Но вот была ли её матерью императрица?

В течение некоторого времени до и после 13 июля 1775 года Екатерина не появлялась на публике. По официальной версии, Екатерина получила расстройство желудка из-за немытых фруктов. В этот период она действительно находилась в Москве, где проходило празднование Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну. То есть все условия для того, чтобы тайно произвести на свет ребёнка, у Екатерины были.

«Самое время рожать детей»

Скептиков, однако, было много и тогда, и сейчас. Более всего сомнений вызывал возраст самой Екатерины: к моменту предполагаемых родов ей было уже 46 лет, что немало с точки зрения деторождения и сегодня, а по меркам XVIII века и вовсе казалось возрастом запредельным.

Король Франции Людовик XVI , тот самый, которому предстояло потерять голову от ножа гильотины, иронизировал: «Госпоже Потёмкиной добрых сорок пять: самое время рожать детей».

Вторая причина для сомнений — отношение Екатерины к Елизавете Тёмкиной. Вернее, отсутствие какого бы то ни было отношения. На фоне сначала заботы, а потом и гнева по отношению к сыну от Орлова Алексею Бобринскому такое равнодушие императрицы выглядит странным.

Нельзя сказать, что и отец баловал девочку вниманием, хотя всё необходимое у Елизаветы, конечно, было.

Есть предположение, что матерью Елизаветы могла быть одна из фавориток самого Потёмкина, которые, разумеется, не могли конкурировать с императрицей и о которых мало что известно. Однако убедительных доказательств нет и у этой версии.

«Семейство жило дружно, весело и шумно»

По свидетельству современников, сама Елизавета Тёмкина с детства знала, что является дочерью Григория Потёмкина и Екатерины Великой.

После смерти отца Елизавете Тёмкиной были пожалованы крупные поместья в Херсонской области — крае, развитию и обустройству которого много сил отдал светлейший князь.

В 1794 году 19-летнюю богатую невесту выдали за 28-летнего секунд-майора Ивана Христофоровича Калагеорги .

Сын греческого дворянина, гвардеец-кирасир Иван Калагеорги был человеком заметным. С детства он воспитывался вместе с великим князем Константином Павловичем и поэтому входил в число приближённых императорской семьи.

Этот брак получился счастливым — у Ивана и Елизаветы родились десять детей, 4 сына и 6 дочерей. Сам Иван Калагеорги дослужился до чина губернатора Екатеринославской губернии.

Характер Елизаветы Тёмкиной описывали по разному — одни называли её избалованной, самоуверенной и неуправляемой, другие — скромной женщиной и хорошей матерью.

Правнук Елизаветы Тёмкиной, известный литературовед и лингвист Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский, так описывал жизнь своих предков: «Семейство жило дружно, весело и шумно, но вместе с тем как-то очень беспокойно, ожидая по временам всяких бед и напастей».

Портрет из «Третьяковки»

После того, как Елизавета вышла замуж, один из её прежних опекунов Александр Самойлов заказал известному художнику Владимиру Боровиковскому её портрет. «Нужнее мне всего... иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой... Я хочу, чтобы списывал её живописец Боровиковский... пускай Елизавета Григорьевна была бы написана таким образом, чтобы шея была открыта и волосы растрёпанные буклями лежали на оной без порядка...», — давал указания в письме своему представителю Самойлов.

Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной в образе Дианы. 1798 год. Фото: Public Domain

Портрет был готов через год. Боровиковский также выполнил его миниатюрное повторение на цинке. На нём Елизавета была изображена в образе древнегреческой богини Дианы, с обнажённой грудью, с украшением в виде полумесяца в прическе.

Потрет и миниатюра были подарены семье Калагеорги.

Елизавета Григорьевна Тёмкина-Калагеорги прожила жизнь, далёкую от политических бурь, и умерла в мае 1854 года, в возрасте 78 лет.

В 1884 году сын Елизаветы Константин Иванович Калагеорги предложил приобрести портрет матери коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову за 6 тысяч рублей.

Третьяков счёл цену чрезмерно высокой. Тогда к торгу присоединился внук Елизаветы и сын Константина, мировой судья Николай Константинович Калагеорги , написавший коллекционеру: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства».

Третьякова, однако, не убедил и этот аргумент. В итоге портрет остался в семье Калагеорги.

В 1907 году вдова судьи Калагеорги продала портрет московскому коллекционеру Цветкову. 18 лет спустя коллекция Цветкова вошла в состав Государственной Третьяковской галереи. Миниатюра с Елизаветой Тёмкиной в образе Дианы была приобретена Третьяковской галереей в 1964 году.

Портрет дочери Григория Потёмкина сегодня могут увидеть все посетители «Третьяковки». Увидеть и попытаться самостоятельно сделать вывод, была ли она дочерью Екатерины II. Ведь стопроцентных доказательств правоты или ошибочности этой версии у историков как не было, так и нет.

История внебрачного сына Екатерины-II и Григория Орлова.

Ф.С.Рокотов Портрет А.Г.Бобринского в детстве

Алексей Григорьевич был внебрачным сыном императрицы Екатерины II и Григория Григорьевича Орлова. Будущий родоначальник рода Бобринских родился в Зимнем Дворце 11 апреля (22 апреля, по новому стилю) 1762 года. Немедленно по рождении, младенец был отдан Екатериной II её гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года, наравне с сыновьями Шкурина.

Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II .

А. И. Чёрный (Чернов). Портрет графа Г. Г. Орлова. Медь, эмаль. Государственный Эрмитаж

По распоряжению Императрицы, ребёнок в 1775 году был взят и передан И.И. Бецкому, причём Екатерина II решила присвоить ребёнку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринский, по названию села Спасского, также известного как Бобрики, Епифанского уезда, Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году, по приказу Екатерины II, у Ладыженского.

Ребёнок, по словам Бецкого, был телосложения слабого, боязлив, робок, застенчив, нечувствителен ни к чему, но кроток и послушен. Познания его в 13-летнем возрасте, ограничивались только французским и немецким языками, началами арифметики и очень малыми сведениями из географии.

Христинек, Карл Людвиг- Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского

Вскоре Бобринский был помещён в сухопутный кадетский корпус, где находился под особым наблюдением Рибаса (бывшего в корпусе цензором в то время), и продолжал бывать у Бецкого, расположением которого видимо пользовался. В 1782 году Бобринский окончил курс обучения в корпусе и награждён золотой медалью меньшей величины и чином поручика армии. Вскоре он пожалован поручиком в лейб-гвардейский конный полк и уволен в отпуск для путешествия по России и за границей, по уставу кадетского корпуса того времени, вместе с другими наилучшими воспитанниками его выпуска. Бецкой написал тогда инструкцию для путешествия и поручил сопровождать молодых людей полковнику Алексею Михайловичу Бушуеву (подробно сообщавшему Бецкому о путешествии), а также академику Озерецковскому, который совершил с ними всё путешествие по России.

Особняк Бобринских один из лучших и цельных образцов барской архитектуры конца XVIII столетия. Дом построен архитектором Луиджи Руска.

Бобринский посетил Москву, Ярославль, Нижний Новгород, Екатеринбург, Билимбаевский завод, Уфу, Симбирск, Саратов, Астрахань, Кизляр, Таганрог, Херсон, Киев и за тем прибыл в Варшаву, откуда отправился в дальнейшие путешествие по Европе. Посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Турин, Женеву, Бобринский прибыл наконец со своими спутниками в Париж весной 1785 года.
Всё путешествие совершалось на деньги, получаемые из Санкт-Петербурга Бобринским, в размере трёх тысяч рублей в месяц, и составлявшие проценты с капитала, положенного на его имя в опекунский совет Екатериной II.

(Портрет графа А.Г. Бобринского в маскарадном костюме

На обороте сохранилась бумажная наклейка, в которой говорится, что портрет найден на чердаке дома Бобринских (на Галерной улице в Санкт-Петербурге).В его лице действительно улавливается сходство с матерью.)

В то время капиталом этим заведовал Бецкой, который исправно и переводил Бобринскому за границу через банки деньги, явившиеся скоро источником раздора и неудовольствия между Бобринским и его спутниками, а также и Бецким. Спутники, нуждались в деньгах, постоянно просили их у Бобринского, который неохотно удовлетворял такие просьбы и нередко даже отклонял совершенно.
Бушуев говорил по этому поводу: «едва ли можно сыскать другого подобного ему (Бобринскому) молодого человека, который бы так любил собственность» (9 ноября); или, в другом месте: «Я убеждал его по крайней мере подумать о товарищах своих, что они не имеют денег… на сие он хотел назначить им сумму, но до сего времени не даёт… всех неприятностей нашего положения описать трудно».

Причина такой расчетливости заключалась в том, что Бобринский не избежал естественных в его годы увлечений женщинами и игрою и стал сам нуждаться в деньгах. Он писал об этом Императрице, жалуясь на невысылку ему денег Бецким, который скоро приказал Бушуеву «незамедлительно возвратиться в Петербург со всеми спутниками». Бобринскому же было разрешено остаться, ежели он не пожелает возвратиться.

Бобринский в Россию не поехал, продолжал жить в Париже и получил по приказанию Екатерины 74 426 рублей, кроме ежемесячно получаемых им денег. Вместе с тем, Императрица писала известному Мельхиору Гримму о Бобринском, поручила молодого человека его заботливому попечению, просила устроить денежные дела последнего в Париже и, в случае надобности, снабдить его даже деньгами до тысячи луидоров, но не более.

Портрет . 1790.

В конце 1787 года Бобринский из Парижа переехал в Лондон, но пробыл там недолго. По словам Комаровского, одна знакомая Бобринскому особа внезапно уехала в Париж, а за нею немедленно последовал и Бобринский.
Тем временем российский посол в Лондоне, граф С.Р.Воронцов, получил приказание императрицы от 3 января 1788 года, потребовать немедленного возвращения в Россию через Ригу. Граф же П. В. Завадовский, на которого вместо И.П.Бецкого было возложено попечительство над Бобринским, писал тому же Воронцову, чтобы он приложил старание поскорее прислать Бобринского, но не давать почувствовать, что в Петербурге поведением его недовольны.

Гримм 5 февраля 1788 года сообщал Воронцову, что Бобринский, проведя в Париже всего три дня в большой тайне, отправился обратно в Лондон, обещаясь скоро вернуться и ехать с упомянутой особою в Италию. Несмотря на убеждения Воронцова, скорее ехать в Россию, Бобринский всё медлил с отъездом.
Только 27 апреля Императрица сообщила Гримму о прибытии Бобринского в Ригу, откуда он и послан был на житьё в Ревель; вместе с тем, для устройства его дел и для объяснений с ним был отправлен в Ревель Завадовский.

Во время пребывания за границей Бобринский последовательно был произведён из поручиков в секунд-ротмистры (1 января 1785 года).
В Ревеле Бобринский скоро отряхнулся от заграничных впечатлений, раскаялся в своём образе жизни за границей, выражал желание поступить на действительную службу и просил, в виде особенной милости, разрешения явиться в Петербург и пасть к стопам Императрицы.
Екатерина II отвечала ему, что забыла прошлое его поведение и назначила ему, для его собственного исправления, местом пребывания город Ревель, в котором он конечно скучает, но может легко исправится. Относительно просьбы Бобринского приехать в столицу Императрица добавила, что Завадовский сообщит ему о том, когда настанет время покинуть Ревель.

Вскоре после этого Бобринский просил об увольнении его из ротмистров конной гвардии. Эта просьба была удовлетворена, и 18 июня 1790 года он был уволен с чином бригадира.
Остальные годы царствования Екатерины II Бобринский провёл в Ревеле, несмотря на вторичную просьбу о разрешении приехать в Петербург. Завадовский, в качестве опекуна, заботился о приведении его дел в порядок и об уплате его долгов и высылал ему деньги на прожитие.

замок Обер-Пален с высоты

С Высочайшего соизволения Бобринский в 1794 году купил себе имение в Лифляндии, близ города Юрьева (Дерпта), замок Обер-Пален, а 16 января 1796 года вступил в брак с девицей баронессою Анной Владимировной Унгерн-Штернберг (родилась 9 января 1769 года, умерла 28 марта 1846 года), родители которой владели поместьем Кирна близь Ревеля, где Бобринский часто посещал их и познакомился с будущей супругой.

Вскоре после свадьбы Бобринский с женой приезжал в Петербург на весьма короткое время, являлся Императрица с супругой, был ласково принят, но опять вернулся в Обер-Палень, где и проживал до кончины Императрицы Екатерины II.

В браке с баронессой Анной Унгерн-Штернберг (1769—1846) имел детей:


Мария Алексеевна (1798—1835), замужем за гофмейстером князем Николаем Сергеевичем Гагариным (1784—1842). По отзывам современницы была умна и образованна, умерла скоропостижно в тяжких страданиях.

Алексей Алексеевич (1800—1868), известный сельскохозяйственник и сахарозаводчик.
Был женат на фрейлине Софье Александровне Самойловой (1797—1866), дочери графа А. Н. Самойлова.

Павел Алексеевич (1801—1830), штабс-ротмистр, убит на дуэли во Флоренции. Был женат с 1822 года на Юлии Станиславовне Собакиной, урождённой Юноша-Белинской (1804—1892) и имел 2 сыновей и 3 дочерей.


Василий Алексеевич (1804—1874), служил в лейб-гвардии Гусарском полку, декабрист.

11 ноября 1796 года генерал-прокурор граф Самойлов сообщил Бобринскому Высочайшее повеление нового Императора приехать в Петербург, «и из оного выезжать может Бобринский свободно, когда ему заблагорассудится». Он не замедлил этим воспользоваться и явился Павлу I, а 12 ноября 1796 года, будучи бригадиром в отставке, был назначен командиром четвёртого эскадрона лейб-гвардии конной гвардии и возведён в графское достоинство Российской Империи, вместе с недавно родившимся сыном Алексеем. (Этот сын умер 20 июня 1797 года). Кроме того, Павел I пожаловал Бобринскому огромный дом князя Орлова (так называемый Штегельманский дом; немного позднее этот дом был куплен у Бобринского для Александровского сиротского института).

В день коронования Императора, 5 апреля (19 апреля) 1797 года, Бобринский был произведён в генерал-майоры, с оставлением в конной гвардии, а 31 июня ему пожаловано командорство в гдовском уезде, состоящее из 11 селений, присвоенное кавалеру ордена святой Анны первой степени.
Но уже 17 сентября того же года генерал-майору конной гвардии графу Бобринскому, командовавшему вторым батальоном оной, повелено числиться по армии и носить общий кавалерийский мундир, а 24 декабря 1797 года он принят в число почётных опекунов совета, при санкт-петербургским воспитательном доме.

Затем, 2 сентября 1798 года, он был уволен от военной службы, а 25 сентября сложил с себя звание почётного опекуна и удалился в тульскую губернию, в Богородицке, где проживал большую часть года, продолжая навещать Обер-Пален и Петербург.
Он занимался сельским хозяйством, минералогией и астрономией, причём над своим домом на Галерной улице устроил себе башенку, служившую ему обсерваторией.

Под конец жизни Бобринский, по свидетельству современников, перестал заботиться о своей внешности, только изредка, при гостях, он спешно надевал на свою большую, рано облысевшую голову, нередко набок, какой-нибудь парик. Носил засаленную одежду, ходил гулять в старомодном сером сюртуке, карманы которого наполнялись монетами, раздаваемыми им бедным.
Похоронен Бобринский в семейном склепе в Бобриках. Захоронение Бобринских было разгромлено в 20-х гг. XX в., но в 2003 г. восстановлено

История взаимоотношений российской императрицы Екатерины II с мужчинами не меньше чем ее государственная деятельность. Многие фавориты Екатерины были не только любовниками, но и крупными государственными деятелями.

Фаворитизм и дети Екатерины II

Развитие взаимоотношений правителей стран Европы с противоположным полом в XVII – XVIII веках создало институт фаворитизма. Однако нужно различать фаворитов и любовников. Звание фаворита было практически придворным, но не внесенным в «табели о рангах». Кроме удовольствий и наград, это несло необходимость выполнения определенных государственных обязанностей.

Считается, что у Екатерины II было 23 любовника, из них далеко не каждого можно назвать фаворитом. Большинство государей Европы меняло половых партнеров значительно чаще. Они же, европейцы, и создали легенду о развратности русской императрицы. С другой стороны целомудренной ее также не назовешь.

Общепринятой истиной считается, что приехавшая в Россию по приглашению императрицы Елизаветы будущая Екатерина II была выдана в 1745 году за великого князя Петра – импотента, не интересовавшегося прелестями молодой жены. Но ведь он интересовался другими женщинами и периодически их менял, правда, про его детей от любовниц ничего не известно.

О детях великой княгини, а затем и императрицы Екатерины II известно больше, но еще больше не подтвержденных слухов и предположений:

Детей не так уж много, особенно при условии, что не все из них обязательно принадлежали Екатерине Великой.

Как умерла Екатерина II

Версий смерти (17 ноября 1796 года) великой императрицы существует несколько. Авторы их не перестают издеваться над сексуальной неуемностью императрицы, как всегда «в своем глазу бревна не видя». Некоторые из версий просто пышут ненавистью и явно сфабрикованы, скорее всего, в ненавидящей абсолютизм революционной Франции или другими ее врагами:

  1. Императрица умерла во время сексуальной связи с жеребцом, поднятым над ней на веревках. Якобы именно им и раздавлена.
  2. Императрица умерла во время связи с диким кабаном.
  3. Екатерина Великая была убита поляком в спину во время исправления нужды в туалете.
  4. Екатерина своим собственным весом разломала в туалете стульчак, который у нее был изготовлен из трона польского короля.

Эти мифы совершенно безосновательны и не имеют никакого отношения к российской императрице. Есть мнение, что нелицеприятные версии смерти мог выдумывать и распространять при дворе ненавидевший императрицу сын – будущий император Павел I.

Наиболее достоверными версиями смерти являются:

  1. Екатерина умерла на второй день после перенесенного ею тяжелейшего инфаркта.
  2. Причиной смерти стал инсульт (апоплексический удар), который застал императрицу в уборной. В мучительной агонии, не приходя в сознание около 3 часов, императрица Екатерина умерла.
  3. Павел организовал убийство (или несвоевременное оказание первой помощи) императрицы. Пока императрица мучилась в предсмертной агонии, ее сын Павел нашел и уничтожил завещание, передающее власть его сыну Александру.
  4. Дополнительной версией смерти называется разорванный при падении желчный пузырь.

Официальной и общепринятой версией, при выяснении причин смерти императрицы, считается инсульт, но что случилось на самом деле не известно или не доказано окончательно.

Похоронена императрица Екатерина II Великая в Петропавловской крепости в соборе святых Петра и Павла.

Личная жизнь и смерть людей, имеющих огромное значение для истории государства, всегда вызывает множество домыслов и слухов. Развращенная «свободная» Европа, как только видела в России результаты европейского «просвещения», старалась уколоть, унизить, оскорбить «дикую» . Сколько было фаворитов и любовников, сколько детей было у Екатерины Великой - далеко не самые главные вопросы для понимания сущности ее правления. Для истории важнее то, что делала императрица днем, а не ночью.

Публикации раздела Музеи

Портреты внебрачных детей русских императоров

П отомки правящей династии, рожденные от фаворитов, - какие секреты таят их изображения? Разглядываем «плоды любви» рода Романовых вместе с Софьей Багдасаровой .

В Русском царстве в отличие от средневековой Европы с нравственностью, по крайней мере в летописях, было строго: нет никаких упоминаний о внебрачных связях и детях монархов (исключение - Иван Грозный). Ситуация поменялась после того, как Петр Великий превратил Русь в Российскую империю . Двор стал ориентироваться на Францию, в том числе и в галантных похождениях. Однако на появление бастардов это сначала никак не повлияло. В первой половине XVIII века у династии Романовых был дефицит и на законных наследников, не то что на внебрачных детей. С воцарением Екатерины Великой в 1762 году в стране наступила стабильность - она повлияла и на рост рождаемости внебрачного потомства. И, разумеется, на появление посвященных им произведений искусства.

Сын Екатерины II

Федор Рокотов. Портрет Алексея Бобринского. Около 1763. ГРМ

Алексей Григорьевич Бобринский был сыном тогда еще просто императрицы Екатерины Алексеевны (без порядкового номера) и ее фаворита Григория Орлова. На свет он появился в стрессовых условиях: Екатерина была им беременна, когда в декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна и ее законный муж Петр III взошел на престол. Отношения между супругами к тому моменту были уже весьма натянутыми, они мало общались, и император даже не знал об интересном положении Екатерины. Когда в апреле настало время родов, преданный камердинер Шкурин поджег свой дом, чтобы отвлечь Петра, который обожал смотреть на огонь. Едва оправившись (прошло чуть больше двух месяцев), Екатерина возглавила переворот, причем провела ночь не сходя с коня.

Алексей вырос совсем не похожим на своих пассионарных, умных родителей, образование получил плохое, кутил, наделал долгов и по приказу разгневанной матери все ее царствование прожил в Прибалтике, подальше от двора.

На портрете кисти Рокотова мальчик с серебряной погремушкой в руках изображен в возрасте около года. Когда картина попала в Русский музей , считалось, что это портрет его единоутробного брата, императора Павла . Неуловимое сходство с чертами матери, а также то, что картина поступила из ее личных покоев, казалось, подтверждало эту версию. Однако специалисты по творчеству Рокотова видели, что, судя по стилю, картина создана в середине 1760-х, когда Павлу было уже лет десять. Сравнение с другими портретами Бобринского доказало, что изображен именно он.

Дочь Екатерины II

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной. 1798. ГТГ

Елизавета Григорьевна Тёмкина была дочерью фаворита императрицы Григория Потёмкина - об этом свидетельствует и ее искусственная укороченная фамилия (такие давали русские аристократы внебрачным детям), и отчество, и слова ее сына. Кто именно был ее матерью, в отличие от Бобринского, - загадка. Екатерина II никогда не проявляла к ней внимания, тем не менее версия о ее материнстве широко распространена. Сын Тёмкиной, прямо указывая, что по отцу она Потёмкина, пишет уклончиво, что Елизавета Григорьевна «со стороны матери - тоже высокоозначенного происхождения».

Если императрица действительно ее мать, то ребенка она родила уже в 45 лет, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, когда, по официальной версии, Екатерина страдала расстройством желудка из-за немытых фруктов. Воспитанием девочки занимался племянник Потёмкина граф Александр Самойлов. Когда она выросла, ей дали огромное приданое и выдали замуж за Ивана Калагеорги - школьного товарища одного из великих князей. Тёмкина родила десятерых детей и, судя по всему, была счастлива. Одна из ее дочерей вышла замуж за сына скульптора Мартоса - неужто действительно таким образом автор «Минина и Пожарского» породнился с Романовыми?

Портрет, написанный Боровиковским, на первый взгляд вполне в русле изображений красавиц, которыми так прославился этот художник. Но все-таки какой контраст с портретом Лопухиной или других томных барышень Боровиковского! Рыжеволосая Тёмкина явно унаследовала от отца и темперамент, и силу воли, и даже ампирное платье по античной моде не придает ей холодности. Сегодня эта картина - одно из украшений коллекции Третьяковской галереи , доказывающее, что Боровиковский мог отражать самые разные стороны человеческого характера. А ведь основатель музея Третьяков два раза отказывался от покупки портрета у ее потомков: в 1880-е годы искусство галантного века казалось старомодным, и он предпочитал вкладывать деньги в актуальных, остросоциальных передвижников.

Дочь Александра I

Неизвестный художник. Портрет Софьи Нарышкиной. 1820-е

Софья Дмитриевна Нарышкина была дочерью многолетней фаворитки императора Александра I Марии Антоновны Нарышкиной. Несмотря на то что красавица обманывала императора (и мужа) то с князем Григорием Гагариным, то с графом Адамом Ожаровским, то еще с кем-то, Александр I считал большинство ее детей своими. Помимо старшей дочери Марины, рожденной от супруга, Мария Антоновна за 14 лет связи с императором произвела на свет еще пятерых детей, из которых выжили двое - Софья и Эммануил. Особенно император любил Софью, которую в свете даже называли «Софья Александровна», а не «Дмитриевна».

Александр I хлопотал о ее судьбе и хотел выдать девушку замуж за одного из богатейших людей России - сына Параши Жемчуговой Дмитрия Николаевича Шереметева, но тому удалось уклониться от этой чести. Софья была помолвлена с сыном подруги своей матери - Андреем Петровичем Шуваловым, который ждал от этого большого карьерного взлета, тем более что император уже начал с ним по-родственному шутить. Но в 1824 году 16-летняя Софья скончалась от чахотки. В день похорон расстроенный жених-карьерист сказал другу: «Мой милый, какого значения я лишился!» Через два года он женился на миллионерше, вдове Платона Зубова. А поэт Петр Плетнёв посвятил ее кончине строки: «Она пришла не для земли; / Не по земному расцветала, / И как звезда она вдали, / Не приближаясь к нам, сияла».

На небольшой миниатюре, написанной в 1820-е годы, Софья изображена так, как положено было изображать юных, чистых девушек - без сложной прически или богатых драгоценностей, в простом платье. Владимир Соллогуб оставил описание ее облика: «Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».

Дочь Николая I

Франц Винтерхальтер. Портрет Софьи Трубецкой, графини де Морни. 1863. Шато-Компьень

Софья Сергеевна Трубецкая была дочерью Екатерины Петровны Мусиной-Пушкиной, обвенчанной с Сергеем Васильевичем Трубецким (будущим секундантом Лермонтова) на большом сроке беременности. Современники считали, что отцом ребенка был император Николай I , ведь именно он организовал свадьбу. После рождения младенца супруги разъехались - Екатерина Петровна с ребенком уехала в Париж, а ее муж был послан служить на Кавказ.

Софья выросла красавицей. Когда ей было 18 лет, на коронации ее предполагаемого брата Александра II девушку увидел французский посол, герцог де Морни и сделал ей предложение. Герцога не смущала сомнительность происхождения Трубецкой: сам он был внебрачным сыном голландской королевы Гортензии Богарне. И более того, даже бравировал тем, что в его роду на протяжении нескольких поколений были только бастарды: «Я правнук великого короля, внук епископа, сын королевы», имея в виду Людовика XV и Талейрана (носившего, помимо всего прочего, титул епископа). В Париже новобрачная вошла в число первых красавиц. После смерти герцога она вышла замуж за испанского герцога Альбукерке, произвела фурор в Мадриде и в 1870 году установила там первую рождественскую елку (экзотический русский обычай!).

Ее портрет написан Винтерхальтером - модным портретистом той эпохи, который писал и королеву Викторию, и императрицу Марию Александровну. Букетик полевых цветов в руках красавицы и рожь в ее волосах намекает на естественность, простоту. Белый наряд подчеркивает это впечатление, как и жемчуг (баснословной, впрочем, стоимости).

Дети Александра II

Константин Маковский. Портрет детей светлейшей княгини Юрьевской. XIX век

Георгий, Ольга и Екатерина Александровичи, светлейшие князья Юрьевские, были внебрачными детьми императора Александра II от его многолетней любовницы княжны Екатерины Долгоруковой. После того как его супруга Мария Александровна скончалась, император, не выдержав и двух месяцев траура, быстро обвенчался с возлюбленной и пожаловал ей и детям титул и новую фамилию, одновременно их узаконив. Его убийство народовольцами на следующий год остановило дальнейший поток почестей и подарков.

Георгий скончался в 1913 году, однако продолжил род Юрьевских, существующий и в наши дни. Дочь Ольга вышла замуж за внука Пушкина - неудачливого наследника люксембургского трона, и жила с ним в Ницце. Скончалась она в 1925 году. Младшая, Екатерина, умерла в 1959 году, пережив и революцию, и обе мировые войны. Она потеряла свое состояние и была вынуждена профессионально зарабатывать концертным пением.

Портрет Константина Маковского , на котором они изображены втроем в детском возрасте, - типичен для этого светского портретиста, у которого заказывали свои изображения множество аристократов. Картина настолько типична, что долгие годы она считалась изображением неизвестных детей, и только в XXI веке специалисты Центра Грабаря определили, кто эти трое.