Что значит стопа в литературе. Стихотворные стопы

Сочинение стихов – это особая организация речи, в ее основе заложена ритмическая и звуковая структура. Деление ритма на размеры зависит от того, как четко распределяется роль ударных гласных и насколько часто они располагаются.

Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа. Этот термин относится к силлабо-тоническому стихосложению. Стопа - это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке. Таким образом, стопа – условная единица, благодаря которой определяется размер того или иного стихотворного произведения. Например, если в слове гласный звук является основополагающим элементом, то ударение будет элементом образования стопы. Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.

Виды стихотворных размеров

Рассмотрим, какие существуют стихотворные виды, и как определить размер стихотворения. Существует пять современных стихотворных размеров.

  • Ямб. Представляет собой двусложный размер стихотворения. В таких произведениях первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб. В поэмах и драмах восемнадцатого века часто встречался шестистопный ямб. А вот размер стихотворения ямб очень часто можно встретить в произведениях А.С. Пушкина, например, «Мой дядя самых честных правил...» или «Мороз и солнце...».
  • Хорей. Такой размер имеет двусложную стопу, на первом слоге которого стоит ударение. В стихотворении в целом ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги. Примером хорея может быть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» или произведение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Анапест. Это трехсложный размер стиха, в нем первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги. Примером произведения, написанного таким размером, может служить текст из полюбившейся многим песни «До свиданья мой ласковый мишка... »
  • Амфибрахий. Он также относится к трехсложному размеру стиха. Ударный слог у него находится между двумя безударными. Примером, где рифма и размер стихотворения, написанного в этом стиле, может служить произведение Н.А. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору».
  • Дактиль. Трехсложный размер стиха, где ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны. Стихотворение Н.А. Некрасова «Тучи» написано размером дактиль.
  • Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Шекспира и др. - не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Определение размера стихотворения

Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:

  • Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
  • Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй - безударный (в двусложном размере). Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки "первый слог ударный, второй безударный", и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный - это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения - четырехстопный хорей.
  • Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб.
  • Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо...» Именно здесь встречается пиррихий.
  • Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер.
  • Размер может быть "нечистым", то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения - пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.

А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи!

Стопа́

(букв перевод др.-греч. pus или лат. pes - нога, стопа, ступня; ступень; степень) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге:

«Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин).

Как и все размеры такой стихотворной системы, ямбическая стопа может быть облегченной (пиррихий) и утяжеленной (спондей).

Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге:

«Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин) .

Как и в других размерах, в хорее очень часто присутствует утяжеление или облегчение, то есть спондей или пиррихий.

Пиррихий - гдеударение на слоге потенциально присутствует, но реально почти не слышно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог …» (А.Пушкин), здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием

Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Силлабо-тонический стих - введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны

Амфибрахий

Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы:

«дубовый листок оторвался от ветки родимой

и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).

Форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный:

«Умерла моя муза. Недолго она

Озаряла мои одинокие дни». (С.Надсон)

Как и амфибрахий, анапест может быть двухстопным, трехстопным

Белый стих

– название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы. Например (А. Пушкин)

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству…

Цезура

– в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Силлабический (слогочислительный) стих

Стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в. 4-сложник Чисто нравы Суть приятны Царю славы.

Ритм в Прозе

В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека. В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной. В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма». Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха». Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Верлибр

– представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи. Например (А. Фет) Я люблю многое, близкое сердцу, Только редко люблю я… Чаще всего мне приятно скользить по заливу, - Так, - забываясь Под звучную меру весла, Омоченного пеной шипучей, - Да смотреть, много ль отъехал И много ль осталось, Да не видать ли зарницы… Напрашивается вопрос – Чем не проза? Именно отличие верлибра от прозаического текста – это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту. Стихи в прозе

– условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым. Поэтические произведения в прозаической форме. Произведение – поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Античные метры

Гекзаметр - 6-стопный дактиль. (Гомер) Пентаметр – вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами. Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр) Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть. (пентаметр) Ямбический триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с цезурой посреди 3-й и 4-й стопы. О дети, Кадма, древнего побег младой, Зачем воссели здесь пред алтарями вы, Молитвенные ветви принеся с собой, Пеанами наполнен и стенаньями? (Софокл, Царь Эдип, пер. С. Шервинского) Хореический тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней: Не судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей! Боги путь твой указали промыслительной рукой, И склонили путь рыданий к безнадежным глубинам, И живым увидеть оком дали тихой Смерти дол… (Вячеслав Иванов, Орфей) Хореямб - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба. В час незабвенный, в час печальный Я долго плакал пред тобой. (А. Пушкин) Холиямб – «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Богатства бог, чье имя Плутос – знать, слеп он! Под кров певца ни разу не зашел в гости. (Пер. Вяч. Иванова) Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей). Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии. Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия. Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха. Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения. Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. А вот, господа, разыгрывается лотерея. Воловий хвост да два филея!.. Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях Да на трех кирпичах. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения. Что это у нас, братцы, В Каменной Москве приуныло, Что это приумолкло? Заунывно зазвонили У Ивана Великого в большой колокол, Язык увивали черным бархатом.

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки - это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй - безударный, то Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых - первый, второй или третий - ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом - один - это было болото,

Два - это речка.

И пальма - одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма - одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог - второй, то После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение -

Там еще продавали слонов -

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах - двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа - это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести - посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке - три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке - пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке - две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения - дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения - трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

Определение понятия «стопа»

Выше уже было приведено определение данного понятия, сейчас рассмотрим это понятие более подробно, также обратим внимание на формулировку определения именно в русской литературе.

Стопа - это повторяющееся в стихотворной строке сочетание метрически сильного места (арсис, или икт) и метрически слабого места (тезис). Стопа является единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест, такое чередование лежит в основе метрического стихосложения и силлабо-тонического стихосложения. В силлабо-тоническое стихотворение понятие «стопа» перенесено из метрического стиха (в России -- В. К. Тредиаковским) Формулировалось определение понятия «стопа» - как повторяющееся сочетание ударного и безударных слогов в строке (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Из-за того, что в русском ямбе и хорее ударения на сильных местах часто пропускаются, эта формулировка требовала сложных оговорок (учение о заменах стоп, «ипостасах») и побуждала некоторых исследователей отказываться от самого понятия « стопа». Только благодаря уточнению понятия «сильное место» (в работах Н. С. Трубецкого, Р. Якобсона) понятие «стопа» получило необходимое теоретическое обоснование для русского стихотворения.

В метрическом стихосложении стопы в стихотворение, как правило, должны быть равны по длительности (по количеству долей, или мор), т. е. изохронны, но могут быть неодинаковы по числу слогов. В силлабо-тоническом стихосложении стопы в стихотворении, зачастую, должны быть равны по числу слогов (изосиллабичны), но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений. Сильное и слабое места различаются в стопе по тому, какие слоги могут и какие не могут стоять на данном месте. Так, в метрическом гекзаметре сильное место может быть занято только долгим слогом (--), а слабое -- или долгим или двумя краткими (); поэтому в стопе гекзаметра возможны слогосочетания -- и -- --, но невозможно --. Так, в силлабо-тоническом ямбе (и хорее) сильное место может быть занято ударным слогом многосложного слова («фонологическое ударение»), односложным словом или безударным слогом многосложного слова, а слабое место -- только односложным словом или безударным слогом многосложного слова. Поэтому в стопе ямба возможно слогосочетание «Царям...», возможно «Царь, бог...», возможно «Царе... (убийство)», возможно «Царь за...(немог)», но невозможно «Царствуй...». Так, в силлабо-тоническом анапесте (и др. трехсложных размерах) сильное место может быть занято (как правило) только ударным слогом многосложного или односложного слова, слабое место -- или безударным слогом или ударным слогом одно- или двусложного слова. Поэтому в стопе анапеста возможны слогосочетания «Цареград», «Царь велел», «Царь стал слаб», «Царский дом», «Царю в дом», но невозможно -- «Царствовать».

В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит слог. В чисто тоническом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик, в которых сильные и слабые места различаются, но слоговой объем слабых мест не постоянен, а переменен), терминология еще не выработалась: сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С. именовались в них «переменными стопами», «долями», «тактами», «кратами», но названия эти не привились.