Сознание человека (Немов Р.С. Психология)

Арендный блок

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознание − высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.

Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд − это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия − топор, нож, молоток − одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.

Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.

Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Страница 1

Скачать


Размер: 1.4 Мб

Научная теория управления Тейлора

Основная задача управления предприятием. Изложите основные принципы фордизма. Нужно признать, что не все люди одинаково одарены. Тавистокская школа и «гуманизация труда». Социальная структура трудового коллектива. Демографическая структура трудового коллектива.

Правление Александра 3

Внутренняя политика. Изменения в земской, судебной, военной реформе при Александре III. Внешняя, Экономическая и Социальная политика Александра 3. Итоги правления Александра III

ВВЕДЕНИЕ


Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.

Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.

Актуальность выбранной темы «Развитие сознания человека» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Мы каждый день познаем довольно сложные связи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на многообразные жизненных факторов и даже не задумываемся, благодаря чему это все происходит. Общество заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.

Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, представления и чувства. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Следует уделить внимание вопросу о самосознании как необходимому условию постоянного самосовершенствования личности <#"justify">1.Рассмотреть возможные варианты возникновения сознания человека.

.Выделить этапы развития сознания человека.

.Сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека.

.Определить основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека.

.Установить взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Структура работы: Общий объем основного текста 31 страниц. Список использованной литературы составляет 24 литературных первоисточников. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов.

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


.1 История возникновения сознания


Сознание не может возникать врожденно, врожденно может появляться лишь возможность возникновения сознания.

Существует несколько теорий о возникновении сознания человека:

Мутационная теория (Де Фриз , В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.

Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания». (теория коллективного бессознательного Юнга и есть теория сверхсознания личности неоламаркистов).

Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса . Это - наиболее вероятная версия.

Однако если мы говорим о том, что сознание возникло тогда, когда человек начинает осознавать и выделять себя и других людей из природы, то, возможно, что сознание начало развиваться тогда, когда у человека стали развиваться высшие чувства.

Изменение (развитие) животных происходит с помощью механизма наследственной приспособляемости, под воздействием внешней силы - это копирование, отражение изменяющейся внешней среды.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны, механизм приспособляемости - наследственности стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает его, но уже на качественно другом уровне.

Под влияние своего образа жизни, требующего, чтобы руки выполняли иные функции, чем ноги, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Но чтобы обезьяна изменилась и превратилась в человека окончательно нужно, чтобы изменилась внешняя среда - среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, чтобы обезьяньему сообществу для того чтобы выжить и приспособиться к окружающей среде, необходимо было бы возникновение сознания.

Глобальное похолодание - тот природный катаклизм, который дал толчок возникновению сознания у первых прачеловек. Глобальное похолодание надвигалось на человекообразных обезьян. В связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии и огонь. Между тем погода становилась все холоднее и холоднее и обезьяны, в конце концов, стали осознавать, что от огня исходит необходимое им тепло. Между тем, популяция обезьян неуклонно снижается, поскольку случайный огонь не мог быть панацеей от холода. Но, однажды, одна обезьяна непреднамеренно бросила ветку в огонь. Наиболее умные из остальных начали замечать (осознавать) что ветка, брошенная в огонь - горит. Этот момент, по мнению автора статьи на тему «Возникновение сознания» Кушатова И., и был моментом возникновения сознания. Но мы хотим проследить чуть дальше за историей пралюдей.

Сумев поддерживать огонь, люди могли переносить его и на другое место, что дает возможность освоению новых территорий. Для того чтобы поддерживать огонь, нужно было заниматься заготовкой дров, что приводит к различным манипуляциям деревом. В результате этой деятельности передние конечности обезьян трансформируются в руки человека, а обыкновенная толстая ветка в руках превращается в дубину, которая служит оружием.

Тем временем климат становится все холоднее и холоднее, и тяжелый труд поддержания огня становится необходимостью, а такой труд требует дополнительных затрат энергии. И вот здесь возникает антагонизм - желание отобрать пищу. В связи с этим вспыхивают ссоры и драки, и прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину, в связи с этими обстоятельствами возникает каннибализм. Только по прошествии некоторого времени их агрессия переходит на остальной живой мир. Прачеловек становится охотником вследствие каннибализма.

По мере антропогенного воздействия на природу человек приспособил ее себе - в этот момент он стал выделять себя из природы, осознавать свое отношение к ней и другим людям. Осознанной становилась и его деятельность, т. к. труд требовал предвидения результата труда, а значит, трудовая деятельность выполнялась в соответствии с определенной целью. Постепенно стали развиваться специальные сенсорные области в мозге человека, что привело к развитию высших чувств и совершенных движений. Мы полагаем, что именно проявление высших чувств первобытных людей к своим ближним стало моментом возникновения сознания.

Сильная способность сострадания и уважения к умершим из своей общины наблюдается в захоронениях времени позднего палеолита . Приведем в пример одно из захоронений, найденного в Крыму, которое освещает духовную жизнь данной эпохи: на дне могилы лежали 2 скелета подростков (девочке 7-8 лет и мальчику 12-13 лет), тесно прижатые к друг другу головами. Очень длинные веретенообразные стержни, сделанные из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, лежали как копья вдоль погребенных. У правого виска девочки был найден тонкий прорезной диск из бивня, к прорезям этих красивых и хрупких украшений прикреплялись ремешки, которые служили парадными явлениями и имели церемониальное значение; аналогичный был найден и у мальчика. На руках погребенных были надеты пластинчатые браслеты и кольца . Не сложно представить, сколько тяжелой кропотливой и мелкой работы проделали люди, тесавшие маленькие бусинки из бивней или сколько потратили сил те, кто в то время знал удивительную технику расщепления и выпрямления бивней мамонта - каторжная работа. В период позднего палеолита начала развиваться духовная и материальная культура этой эпохи.

Также можно предположить, что наскальные рисунки доказывают существования психики, простых форм мышления и сознания человека. Ведь, неспроста дикие коты и другие звери времен палеолита, обладая психикой, подобной человеческой, наскальных рисунков или признаков своего пребывания после себя не оставили. А люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Вывод : Природа не наградила прачеловека сознанием с самого начала существования человечества, но зато не обделила мозгом и ничем не отличительной от животной формой психики. Сознание человека возникло тогда, когда он стал выделять себя и других людей из природы, когда на стенах его убежища появились наскальные рисунки, когда у человека стали развиваться высшие чувства. Сознание человека высшего порядка связано с абстрактным мышлением и речью - процессами, без которых существование коллективного и индивидуального сознания невозможно.


1.2 Этапы развития сознания


Развитие сознания - движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.

Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося входе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя, между тем, его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Наша задача заключается в том, чтобы понять, какая структура сознания была у человека на определенных этапах его жизнедеятельности.

Чтобы разобраться в структурах сознания первобытных людей, предлагаем ознакомиться с формами сознания.

Различают (по К.К. Платонову ) несколько форм сознания:

) индивидуальное, включающее атрибуты сознания (отношение, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);

) групповое сознание, проявляющееся в общественном настроении, соревновании, панике и т.д.;

)общественное сознание - в форме религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического и философских взглядов.

Когда мы говорим об общественном сознании, то отвлекаемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, ему присуща стабильность и инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории и идеи проверенные временем, практикой, но никогда это не происходит спонтанно. Индивидуальное же сознание рождается и умирает с рождением и смертью данного человека; его движение прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая его границы, обогащая его, делая продукты своего познания бытия достоянием всех.

Теперь предлагаем рассмотреть такие этапы развития сознания:

) психика животных и предчеловека;

) стадное сознание;

) сознание разумного человека;

) сознание человека родового общества и появление самосознания.

Психика животных и предчеловека практически не отличались. Можно лишь утверждать, что первые предчеловеки отличались от «умных» обезьян только тем, что у них было общественное сознание. И можно предположить, что общественное сознание первых пралюдей состояло всего из одной общей для всех мысли, идеи, эта одна для всех мысль должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Стадное сознание исключало понятие «особь» , т.е. стадом управлял вожак. Иначе они жить бы не могли, потому что социум должен иметь иерархическую управленческую структуру. Внутри стада обезьян существовали сложные взаимоотношения, а значит, существовал и «язык» общения. Суть стадного сознания состояла в том, что чем больше общих интересов и целей было у представителей стада, и чем больше была численность самого стада, тем проще было достичь целей о захвате территории или о возможности выживания, потому как в стаде отдельная особь чувствовала себя защищеннее. Люди этого уровня только что выделились из животного царства, ибо стали хоронить своих родственников и соплеменников.

Можно сказать, что все долгие тысячелетия своей истории Homo Sapiens стремились познать самих себя и окружающий мир. Развитие сознания человека разумного происходило последовательно и логично с помощью открытий. По мере роста и развития нервной системы, человек, взаимодействуя с природой, мыслил, благодаря чему начал осознавать себя и ориентироваться в среде обитания.

И, наконец, этап развития сознания человека родового общества и появление самосознания. Родовая община - исторически первая форма общественной организации людей - (община <#"justify">Вывод : Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.


1.3 Развитие сознания в онтогенезе

сознание мозг человек онтогенез

Существует гипотеза о том, что сознание отдельного человека - это сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества . В это подразделе мы попытаемся сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с этапами развития сознания человека.

В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Точно также с самого начала эволюции человечества труд имел общий характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. В процессе труда люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово, связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале является коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

В онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человека. В онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой. Развитие психики индивида повторяет путь исторического развития предшествующий поколений, на этот процесс почти не может повлиять восприятие и обучение ребенка.

Опираясь на биогенетический закон Зигмунд Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека - сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества, и распространял выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.

Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык - общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества.

Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.

Самая элементарная форма психики - ощущение - носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Контактируя с предметами и явлениями материального мира, в процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно посредством речи, человек, научается в онтогенезе активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для лучшего удовлетворения своих потребностей. Мозг - не источник сознания, а его орган, та часть нашего организма, в которой воздействующий на него объект трансформируется и получает субъективную форму бытия, становясь сознанием - субъективным образом объективного мира.

Вывод : Пик для возникновения сознания человека наступил тогда, когда субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Уже в подростковом возрасте человек может изъясняться в словах. И, если искать параллели между этапами развития сознания и его развитием в онтогенезе, то это может означать, что эволюция развития сознания не окончена - есть следующие этапы развития после возникновения речи. Мы просмотрим этапы развития сознания человека через призму развития человеческого сознания в онтогенезе. А если уже в подростковом возрасте дети владеют словом, то в расцвет сил (в 30-45 лет) человек может намного больше. Вышесказанное дает возможность предполагать, что через миллиарды лет (при условии существования человечества - что практически невозможно) сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях. Однако развитие психики человека идет к упадку со старением организма, поэтому после всплеска развития все пойдет к упадку.

Вывод к разделу 1 : Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становится осознанным. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. Сознание современного человека - продукт постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений, результат исторического прогресса общественной практики, накопленной человеком в связи с необходимостью, а затем и благодаря активному стремлению к преобразованию внешнего мира. Новые элементы и высшие формы сознания обогащали и усложняли познавательный процесс, что, в конечном счете, вело к совершенствованию самого сознания.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


2.1 Структура сознания


Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта . «Сознание, - писал он, - заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа : «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».

Однако, если мы все же придерживаемся материалистических представлений о сознании, то можем рассмотреть элементы сознания.

Сознание личности определяется качествами динамичности и константности:

Ø динамичность - это свойство сознания изменяться, развиваться, что обуславливается быстро сменяющимися кратковременными процессами, которые, в свою очередь, могут изменить личность; <#"justify">Ø познание;

Ø переживание;

Ø отношение.

Ø Сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека.

Ø <#"justify">Øактивностью;

Øцелостностью;

Øпреемственностью;

Øясностью.

Самый низкий уровень ясности сознания - это «спутанное» сознание - когда человек только что проснулся. Такое состояние бывает у людей и при переутомлении.

Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.

Вывод: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">2.2 Сознание и мозг


Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия.

Мозг - это орган сознания, а сознание в свою очередь представляет собой одну из функций мозга.

Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).

Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга. Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма.

Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К. Бродманом принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н. Филимонова, Г.И. Полякова, Н.А. Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны: изокортекс; аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс; определяющую алло- и изокортекс межуточную область. Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение.

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г. Хэда, работами К. Монакова, Х. Гольдштейна, К. Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.

Чем сложнее организован мозг, и чем он развит, тем выше уровень сознания. Связь мозга и сознания характеризуется, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.

Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами :

Ø сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

Ø стержнем сознания, способом его существования является знание;

Ø труд развивает сознание;

Ø речь (язык) формируют сознание;

Ø сознание является функцией мозга;

Ø сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

Ø сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.

Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом . Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.

Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Если мы рассматриваем сознание со стороны теории Энгельса, то из вышесказанного можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто.

Многие нейрофизиологи подходили к изучению связи мозга с сознанием с научной точки зрения.

Джон Эклз развил теорию о том, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах . Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.

По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. Он утверждал, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты .

Анохин же говорил, что сознание - есть процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и есть активность нервных клеток, организованных определенным образом. Эта активность не находится вне мозга, она не находится между нами и между мозгами, она находится в космосе .

Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции .

А выдающийся психофизиолог и нейрофизиолог Алексей Михайлович Иваницкий предложил такую схему понимания, того, что происходит в момент осознания, которую назвал «кругом ощущений» . Когда сенсорные сигналы поступают в первичные сенсорные области, такие как зрительная кора, они дальше начинают циркулировать по нервной системе, распространяясь по разным потокам тарзального и вентрального, из зрительной коры, например, в лобную кору. И постепенно через некоторое время они извлекают из памяти субъективный опыт. Для того, чтобы это произошло, они должны активировать нейроны в височной коре гиппокампе. Это занимает время, и через некоторое время эта информация, которая уже обогащена содержанием, извлекаемым из памяти, поступает вновь в те же структуры, которые были исходными приемниками этой информации. Этот процесс циклической активности, называемый реверберацией, имеет определенные частоты, и эти частоты обычно в гамма-диапазоне считаются одним из нервных коррелятов сознания. Когда происходит эта реверберация, она происходит с задержкой в несколько сот миллисекунд, тогда мы наблюдаем моменты осознания.

Вывод : Мозг современного человека, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание тесно связано с вниманием, т.е. мы осознаем только то, на что обращается внимание.

Различные механизмы первичного сознания, то есть сознания, которое не включает язык и культуру, возникали в эволюции у разных таксонов, независимы и имеют разные нервные основы.

Выводы к разделу 2: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">ВЫВОДЫ


Целью нашей курсовой работы было выделение этапов развития сознания человека.

В ходе написания курсовой работы мы выделили 4 этапа развития сознания:

) психика животных и предчеловека (появление общественного сознания);

) стадное сознание (люди выделились из животного царства; возникновение языка общения; в стаде каждой отдельной особи было проще выжить);

) сознание разумного человека (познание и осознание себя и окружающего мира с помощью открытий);

) сознание человека родового общества и появление самосознания (основание коллективного труда; социальное равноправие; желание и способность совершенствоваться).

Выделив этапы развития сознания человека можно утверждать, что сознание человека формировалось по мере усовершенствования функций мозга в процессе эволюции.

Также, в исследовательской работе, мы выполнили все задачи курсовой работы:

Мы рассмотрели и выделили возможные варианты возникновения сознания человека:

Ø возникновение сознания как результат усилий некоего "сверхсознательного";

Ø возникновение сознания как результат крупных единичных скачкообразных наследственных изменений в организме животного, близкого человеку;

Ø возникновение сознания в результате трудовой деятельности человека;

Ø возникновение сознания в момент осознания обезьянами того, что палка, брошенная в огонь - горит;

Ø возникновение сознания в результате развития высших чувств;

Ø возникновение сознания в момент, когда человек начинает выделять себя и других людей из окружающего мира;

Ø возникновение сознания вследствие возникновения и развития речи.

Последний вариант мы считаем самым вероятным т.к. речь включена во все психические процессы человека, она содействовала развитию у человека абстрактного мышления, без нее не могла осуществляется совместная трудовая деятельность людей, а соответственно, без нее не могло развиться общественное сознание человека. А поражение речевой зоны в левом полушарии приводит к расстройству не только речи, но и других интеллектуальных функций, т.к. речь тесно связана с мышлением.

2. Мы сравнили периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека, и пришли к выводу о том, что исторические этапы развития сознания человека идентичны периодам развития сознания человека в онтогенезе. Мы предполагаем, что через миллиарды лет сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях, потому как сейчас мы находимся на четвертом уровне развития сознания, а впереди их еще будет не мало.

Также мы попытались определили, основные качества, уровни знания и характеристики и функции сознания человека. Изучив суждения других научных деятелей можно сказать, что сознание является условием протекания психических процессов, оно бесструктурное и обладает такими характеристиками как: ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление и воображения действительности, способность к коммуникации и наличие интеллектуальных схем в сознании. Уровни знания сознания человека представляют собой этапы развития сознания - в этом заключается взаимосвязь между развитием знания и этапами развития сознания человека.

Мы установили взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием и пришли к выводу, что психика и сознание невозможны без нормально функционирующего мозга, т.к. структура мозга, как органа сознания, изменялась в последствии трудовой деятельности человека, возникновения речи и другим изменениям.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидуальное сознание человека формировалось благодаря общественному сознанию посредством речи и усложнялось по мере развития структур мозга. Сознание человека продолжит развиваться и дальше благодаря развитию самосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA)./ Россия.

.Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека./ Изд-во 2012 г.

.Бродман К. Эвол. физиол. НС. 055. Корковые формации. Библиотека: Анатомия и эволюция НС./ http://mojvuz.com/index.php?page=story&node_id=430&story_id=332

4.Дарвин Ч. Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.

Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.

Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.

Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.

Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.

Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.

Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.)

Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.

Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.

Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.

Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.

Эклс Д. Физиология нервных клеток./ М., 1959. 26с.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека./ 1896. 7-8с.

Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного. Электронная библиотека RoyalLib.Ru./ 2010-2014. 1-2с.

24. . Сознание как высшая форма отражения действительности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным,- это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что, когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «...Труд,- говорит Энгельс,- создал самого человека» 98 . Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд,- так говорит об этом Энгельс,-а затем и рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который, при всем сходстве в основной структуре, превосходит первый величиной и совершенством» 99 .

Главный орган трудовой деятельности человека - его рука могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» 100 .

Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высоко развитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400см 3 ).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян я человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 3 1 / 2 раза: вес мозга орангутана - 350г, мозг человека весит 1400г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян, поля, которые затем, у современного человека, достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46 в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42 - височной доле (рис. 35).

Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически-человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля (на рис. 35 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по-вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 36). Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как руки (кисти), и особенно органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органов гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания, очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, «давало обоим все новый толчок к дальнейшему развитию» 101 .

Создаваемые трудом, отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой, в силу естественной взаимозависимости развития органов, и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомо-физиологической организации.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи и с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека,- все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии, с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.

Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.

Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде, общество.

Что же представляет собой та специфически-человеческая деятельность, которая называется трудом?

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. «Труд,- говорит Маркс,- есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» 102 .

Для труда характерны, прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. «Процесс труда,- говорит Энгельс,- начинается только при изготовлении орудий» 103 .

Другая характерная черта процесса труда заключается в том, что он совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям-членам данного общества. Только через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно.

Употребление человеком орудий также имеет естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства - «орудия» животных, однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.

Различие между ними состоит вовсе не только в том, что животные употребляют свои «орудия» в более редких случаях, чем первобытные люди. Их различие тем менее может сводиться к различиям только в их внешней форме. Действительное отличие человеческих орудий от «орудий» животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой той деятельности, в которую они включены.

Как бы ни была сложна «орудийная» деятельность животных, она никогда не имеет характера общественного процесса, она не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения, осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их «производственной» деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.

В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участников, посредствующий их общение. «В производстве,- говорит Маркс,- люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» 104 .

Чтобы уяснить себе конкретное значение этого факта для развития человеческой психики, достаточно проанализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.

Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса деятельности между отдельными участками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.

На долю одних индивидов выпадает теперь, например, поддержание огня и обработка на нем пищи, на долю других - добывание самой пищи. Одни, участники коллективной охоты, выполняют функцию преследования дичи, другие - функцию поджидания ее в засаде и нападения.

Это ведет к решительному, коренному изменению самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.

Выше мы видели, что всякая деятельность, осуществляющая непосредственно биологические, инстинктивные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуждается этими предметами. У животных не существует деятельности, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл - смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая не была бы направлена своим последним звеном непосредственно на этот предмет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический мотив (Всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Рассмотрим теперь с этой точки зрения принципиальное строение деятельности индивида в условиях коллективного трудового процесса. Когда данный член коллектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также делает это для удовлетворения одной из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника первобытной коллективной охоты, побуждается потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. На что, однако, непосредственно направлена его деятельность? Она может быть направлена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом деятельности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охоты прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Понятно, что этот результат - спугивание дичи и т. д. - сам по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает с мотивом его деятельности: то и другое здесь разделено между собой. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, мы будем называть действиями. Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.

Как же возможно рождение действия, т. е. разделение предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным только в условиях "совместного, коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого процесса в целом, отвечающий потребности коллектива, приводит также к удовлетворению потребности и отдельного индивида, хотя сам он может и не осуществлять тех конечных операций (например, прямого нападения на добычу и ее умерщвления), которые уже непосредственно ведут к овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему происхождению) разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат происходящего вычленения из прежде сложной и многофазной, но единой деятельности отдельных операций. Эти-то отдельные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоятельное для него действие, хотя по отношению к коллективному трудовому процессу в целом они продолжают, конечно, оставаться лишь одним из частных его звеньев.

Естественными предпосылками этого вычленения отдельных операций и приобретения ими в индивидуальной деятельности известной самостоятельности являются, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них - это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и наличие примитивной «иерархии» отношений между особями, наблюдаемой в сообществах высших животных, например у обезьян. Другой важнейший момент - это выделение в деятельности животных, еще продолжающей сохранять всю свою цельность, двух различных фаз - фазы подготовления и фазы осуществления, которые могут значительно отодвигаться друг от друга во времени. Так, например, опыты показывают, что вынужденный перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию животных лишь весьма незначительно, в то время как перерыв между фазами дает у того же самого животного отсрочку, в десятки и даже сотни раз большую (опыты Запорожца).

Однако, несмотря на наличие несомненной генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдельного человека, входящей в коллективный трудовой процесс в качестве одного из его звеньев, между ними существует и огромное различие. Оно коренится в различии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов.

Особенность двухфазной интеллектуальной деятельности животных состоит, как мы видели, в том, что связь между собой обеих (или даже нескольких) фаз определяется физическими, вещными связями и соотношениями - пространственными, временными, механическими. В естественных условиях существования животных - это, к тому же, всегда природные, естественные связи и соотношения. Психика высших животных соответственно и характеризуется способностью отражения этих вещных, естественных связей и соотношений.

Когда животное, совершая обходный путь, раньше удаляется от добычи и лишь, затем схватывает ее, то эта сложная деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением данной ситуации; первая часть пути - первая фаза деятельности с естественной необходимостью приводит животное к возможности осуществить вторую ее фазу.

Решительно другую объективную основу имеет рассматриваемая нами форма деятельности человека.

Вспугивание дичи загонщиком приводит к удовлетворению его потребности в ней вовсе не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее, наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он и получает из их рук свою часть добычи - часть продукта совместной трудовой деятельности. Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей. Значит, именно деятельность других людей составляет объективную основу специфического строения деятельности человеческого индивида; значит, исторически, т. е. по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения.

Итак, сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям изначально общественным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Выделение действия необходимо предполагает возможность психического отражения действующим субъектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. Так, если обратиться к нашему прежнему примеру, то очевидно, что действие загонщика возможно только при условии отражения им связи между ожидаемым результатом лично им совершаемого действия и конечным результатом всего процесса охоты в целом - нападением из-за засады на убегающее животное, умерщвлением его и, наконец, его потреблением. Первоначально эта связь выступает перед человеком в своей еще чувственно-воспринимаемой форме - в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Равным образом и наоборот, только действия загонщика оправдывают, сообщают смысл действиям людей, поджидающих дичь в засаде; если бы не действия загонщиков, то и устройство засады было бы бессмысленным, неоправданным.

Таким образом, мы снова здесь встречаемся с таким отношением, с такой связью, которая обусловливает направление деятельности. Это отношение, однако, в корне отлично от тех отношений, которым подчиняется деятельность животных. Оно создается в совместной деятельности людей и вне ее невозможно. То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого биологического смысла, а иногда и противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приобретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию человеческий разумный смысл.

Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

На этом необходимо остановиться специально, ибо это есть весьма важный пункт для конкретно-психологического понимания генезиса сознания. Поясним нашу мысль еще раз.

Когда паук устремляется в направлении вибрирующего предмета, то его деятельность подчиняется естественному отношению, связывающему вибрацию с пищевым свойством насекомого, попадающего в паутину. В силу этого отношения вибрация приобретает для паука биологический смысл пищи. Хотя связь между свойством насекомого вызывать вибрацию паутины и свойством служить пищей фактически определяет деятельность паука, но как связь, как отношение она скрыта от него, она «не существует для него». Поэтому-то, если поднести к паутине любой вибрирующий предмет, например звучащий камертон, паук все равно устремляется к нему.

Загонщик, спугивающий дичь, также подчиняет свое действие определенной связи, определенному отношению, а именно, отношению, связывающему между собой убегание добычи и последующее ее захватывание, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение - трудовая связь загонщика с другими участниками коллективной охоты.

Как мы уже говорили, сам по себе вид дичи, конечно, еще не может побудить к спугиванию ее. Для того чтобы человек принял на себя функцию загонщика, нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом коллективной деятельности; нужно, чтобы это соотношение было субъективно отражено им, чтобы оно стало «существующим для него», нужно, другими словами, чтобы смысл его действий открылся ему - был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета, как сознательной цели.

Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые открывается субъекту. Она открывается ему в непосредственно чувственной своей форме - в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Эта деятельность и отражается теперь в голове человека уже не в своей субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта. Конечно, в рассматриваемых условиях это - всегда коллективный субъект и, следовательно, отношения отдельных участников труда первоначально отражаются ими лишь в меру совпадения их отношений с отношениями трудового коллектива в целом.

Однако самый важный, решающий шаг оказывается этим уже сделанным. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Она начинает сознаваться ими именно как их отношение. Но это значит, что и сама природа - предметы окружающего их мира - теперь также выделяется для них и выступает в своем устойчивом отношении к потребностям коллектива, к его деятельности. Таким образом, пища, например, воспринимается человеком как предмет определенной деятельности - поисков, охоты, приготовления, и вместе с тем как предмет, удовлетворяющий определенные потребности людей, независимо от того, испытывает ли данный человек непосредственную нужду в ней и является ли она сейчас предметом его собственной деятельности. Она, следовательно, может выделяться им среди других предметов действительности не только практически, в самой деятельности и в зависимости от наличной потребности, но и «теоретически», т. е. может быть удержана в сознании, может стать «идеей».

С позиций материализма на вопрос: условий развития сознания , впервые ответил К. Маркс. Его работы предопределили тот факт, что сознание стало изучаться не только как «вещь в себе», принадлежащая исключительно данному индивиду, а как продукт развития человеческого общества. Именно эту идею Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев положили в основу объяснения причин возникновения и развития сознания. В самом общем виде их позицию можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «...индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствова-ний, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно».

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд был востребован человечеством во имя выживания. Труд всегда имеет общественную значимость, так как чем бы человек ни занимался, он всегда оказывается включенным в систему отношений с другими людьми. Ведь возможность трудиться обеспечивается усвоением опыта предыдущих поколений и передается будущим поколениям. В свою очередь, труд обеспечил возможность:
- приспособления к условиям жизни через активное воздействие на окружающую среду орудиями труда;
- преобразующего мышления и общения с себе подобными с помощью речи (что повысило уровень взаимоотношений в процессе совместного труда);
- формирования общих правил человеческого общежития в виде нравственных ценностей.

Все это возвысило человека над всем остальным животным миром и привело к формированию сознания. В подтверждение парадигмы труда в проблеме происхождения сознания приводится ряд фактов. Во-первых, факт перехода от «четвероногости» к «двуногости» и освобождения передних конечностей для приобретения навыков труда, для развития органов чувств (особенно зрения). Во-вторых, совершенствование структуры и функций нервной системы (увеличение веса и объема мозга по сравнению с высшими животными, увеличение площади поверхности коры больших полушарий и др.). В-третьих, изменения «управленческой» структуры коры больших полушарий: наибольшее развитие получили те участки коры, которые связаны именно с трудовой деятельностью человека (например,увеличились передне-лобные и теменные участки коры, ответственные за осознанное поведение).

Эти факты не могут убедить противников материалистической концепции, но они органически вписываются в материалистический взгляд на происхождение и развитие сознания. Одни из оппонентов склонны к биологической трактовке сущности сознания. Например, ряд познавательных функций психики они объясняют исключительно спецификой взаимодействия нейронных сетей. Это движение сторонников сведения психологического к биологическому получило название редукционизма. Но и эта концепция не без «темных дыр». Любовь, дружбу, преданность идеям, готовность к самопожертвованию и многое другое вряд ли удастся в обозримом будущем понять через взгляды редукционистов. Сознание не равно ни биологическому, ни даже социальному. Это так называемая последняя тайна природы. Именно этот факт дает возможность утверждаться в своей позиции идеалистам, утверждающим божественность сознания.

Особую роль в становлении материалистических взглядов на развитие сознания сыграли работы Л. С. Выготского (1896-1934) и его культурно-историческая концепция развития психики человека. В центре концепции лежит утверждение о том, что орудия труда обеспечили возможность человеку (будущему, очевидно, человеку) эффективно использовать свои высшие психические функции (произвольные внимание и память, логическое мышление, воображение и др.). Человек осуществлял это через знаковые средства (например, речь), имеющие культурно-историческое происхождение. Свои взгляды автор концепции сконцентрировал вокруг трех ключевых моментов.

Первый: взаимодействие человека со средой (первоначальная форма - пассивно-приспособленческая, затем - активно-преобразовательная) привело к появлению орудий труда и самого труда как фактора взаимодействия между людьми.

Второй: в процессе труда появлялись и развивались высшие психические функции. Это развитие шло преимущественно через использование психологических орудий труда - знаков. В качестве знаков выступали вначале предметные (отметины на камнях и деревьях, цветовая раскраска предметов обихода или природных предметов и др.), затем - речевые средства.

Третий: «знаки - речь» вначале были преимущественно ориентированы на других людей (слова-приказы: «подними», «отдай», «принеси» и т.п.), т. е. носили интерпсихологический (межличностный) характер. Но со временем человек стал относить эти знаки (слова-приказы) к себе, к своему поведению, придав им интрапсихологический характер. Примерами современных знаков могут служить записи в электронном еженедельнике делового человека, знаменитые «узелки на память» и др. Глядя на эти знаки, индивид начинает действовать сам. Знаки как бы играют роль пусковых механизмов для активации высших психических функций индивида (в приведенных примерах - для произвольной памяти, мыслительной деятельности). Этот процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы автор назвал иитериоризацией. По выражению Ж. Пиаже, это переход психики от сенсомоторного акта к мысли.