Основные направления внутренней политики александра 3 кратко. Основные отличия внешней политики

1 марта 1881 года членами российской революционной организации «Народная воля» был убит император Александр Второй. Этот террористический акт привел к краху всех реформ, задуманных правителем. Новым царем стал Александр Третий, который прослужил Отечеству верой и правдой с 1881 по 1894 год.

Консервативный диктатор

В ленту исторических событий Александр Третий вошел под прозвищем «Миротворец». Всё потому, что его политические взгляды раскрывали суть его добрососедской линии поведения по отношению к другим странам. Внешняя политика Александра Третьего знаменовалась четкой позицией против войн и международных конфликтов. Именно поэтому при Александре Третьем Российская империя ни разу ни с кем не воевала. В этот период внутренняя политика Александра Третьего отличалась глубоким консерватизмом.

8 марта 1881 года Советом министров Российской империи было принято решение об отказе от конституции в редакции Лорис-Меликова. Это означало, что стремление прошлого императора к конституционному ограничению самодержавия было разрушено. По этому случаю 29 апреля 1881 года Александр Третий провозгласил манифест «О незыблемости самодержавия».

Александр Третий: кратко о карьерном росте

Александр Третий родился 10 марта 1845 года по старому календарю в городе Санкт-Петербурге. Его родителями были Александр Второй и императрица Мария Александровна. Царь Александр Третий был в семье вторым ребенком.

Будущий император России, как и все великие правители, выучился на военно-инженерную специальность и получил соответствующее образование. Сохранилось редкое фото Александра Третьего со своим отцом и братьями.

В 1865 году Александр Третий получил официальный статус цесаревича, после этого начались его первые шаги на политическом поприще. Наставниками юного Александра были такие известные лица того времени, как историк С. Соловьев, историк литературы Я. Грот, полководец М. Драгомиров и другие.

До того как взойти на престол, будущий царь Александр Третий был наказным атаманом казачьих войск. Командовал военным округом Петербурга и Гвардейским корпусом. С начала 1868 года он был назначен советником государственного аппарата и Кабинета министров.

После убийства отца, Александра Второго, в 1881 году началась карьера нового правителя. Внешняя политика Александра Третьего отличалась проницательностью и дальновидностью, это был самый толерантный правитель за все время истории России. Именно в годы его правления Российская империя отказалась от практики тайных договоров с иностранными государствами, которые неблагоприятно влияли на национальные интересы страны.

Внутренняя политика АлександраТретьего

В августе 1881 года было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Опираясь на данное постановление, в империи появилась возможность объявлять ЧП в любой местности, при этом каждый её житель также мог быть подвергнут аресту.

Местные административные власти имели привилегированные права на закрытие учебных заведений, различных предприятий, органов местного самоуправления, и даже государственных печатных изданий. Вступившее в силу положение действовало три года, по окончании этого срока его возобновляли согласно установленному регламенту.

Так Российская империя жила до 1917 года. Дополнения к реформам 1882-1893 годов разрушили все положительные аспекты из принятых реформ 1863-1874 гг. Контрреформы ограничили свободу печати в государстве, а также создали запрет на местное самоуправление и демократические взгляды.

В конце XIX века стало ясно, что император Александр Третий упразднил почти все демократические институты в стране.

Россия в период проведённых реформ

Реорганизационная деятельность 1860-1870 годов дала толчок к развитию капиталистического строя в Российской империи. Рынок развивался благодаря дешевизне рабочей силы, что параллельно привело к росту численности рабочего класса. Вторая половина XIX века ознаменована в истории России тем, что население страны возросло на 51%.

В пореформенный период стремительно развивалась предпринимательская деятельность. Такой стремительный рост предпринимательства объяснялся тем, что появлялось много частников. Люди занимались торговлей, промышленностью, железнодорожным строительством и другими видами бизнеса. Города благоустраивались, улучшалась их инфраструктура. Создание сети железных дорог повлияло на процветание внутреннего рынка государства. Благодаря этому осваивались новые места для торговли, Зарождались условия для единого народнохозяйственного комплекса.

Появление коммерческих организаций

Одной из отличительных особенностей пореформенного периода в Российской империи стало развитие коммерческих организаций. В 1846 году был открыт первый акционерный банк в Санкт-Петербурге. Уже в 1881 году количество активных коммерческих структур насчитывало более 30 единиц. Общее финансовое состояние коммерческих предприятий составляло 97 миллионов рублей, что вскоре привело к тому, что начали действовать страховые сообщества и биржи.

Промышленная составляющая России развивалась неравномерно, как в районах сосредоточения, так по отдельным отраслям. Промышленность определялась высокой степенью концентрации производства. В конце 70-х годов в Российской империи насчитывалось 5% больших предприятий, которые давали 60% всей промышленной валовой продукции. На данном этапе стало очевидно, что страна обретает финансовую независимость. В период с 1866 по 1890 год число предприятий выросло вдвое, количество работающих возросло втрое, а общий объем готовой продукции - впятеро.

Правление Александра Третьего с точки зрения протекционизма

У инвесторов из-за рубежа был огромный интерес к России в пореформенный период. Ведь здесь очень много ресурсов, сырья, а самое главное - дешевой рабочей силы. Иностранные капиталовложения с 1887 по 1913 год составили около 1758 миллионов рублей. Однако эти потоки инвестиций неоднозначно повлияли на экономический рост страны. На первый взгляд, огромный финансовый поток положительно влиял на капиталистическое развитие государства. Однако, с другой стороны, нужно было идти на какие-либо жертвы и уступки. К сожалению, иностранные капиталовложения не смогли заметно повлиять на рост российской экономики. Российская империя не стала колонией и даже полуколонией. Такое характерное ведение политики привело к тому, что капитализм развивался в основном за счет активности отечественных предпринимателей.

Зарождение капиталистических обществ

В результате реформ, проведенных Александром Третьим, резко увеличивается капитализация сельскохозяйственных отраслей. Однако темп сдерживаются пережитками феодализма. В Российской империи сложились две основных категории капиталистов. В первую входили монополисты, успех которых заключался в развитии семейных фирм. В ходе экономических реформ они перерождались в акционерные общества с ограниченным количеством владельцев промышленными паями.

Одним словом, это было потомственное предпринимательство. Наиболее успешными предпринимателями были люди из светской буржуазии, которые принимали активное участие в Московском торгово-промышленном рынке.

Зарождение нового класса

На слуху были такие предпринимательские семьи, как Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Кнопы (в народе их называли «хлопковые короли»), община Вогау и другие. Некоторые семейные кланы давали своеобразные названия своим компаниям, что невзначай уже подчеркивало, какие интересы они представляют. Организация «И. Коновалов с сыном» занималась выпуском и продажей нижнего белья и прочей одежды. Московская фирма «Братья Крестовниковы» специализировались на прядильном и химическом производстве. Организация «Абрикосов и его сыновья» была связана с производством сладостей.

Следующая категория предпринимателей представляла собой небольшой круг лиц финансовой олигархии. Сюда входили преимущественно петербуржцы. Все эти люди были выходцами из управлений крупных коммерческих банков и монополий. В список олигархов входят такие имена, как Иван Евграфович Ададуров - один из главных представителей правления российским Торгово-промышленным банком; Эдуард Евдокимович Вахтер - представитель правления частного банка в Петербурге; Эрик Ермилович Мендес - голова правления Банка России для внешней торговли.

Буржуазия на государственном уровне

В Российской империи существовали и провинциальные представители капиталистов, которые также занимались торговлей. В период промышленных реформ в конце 80-х годов XIX века в империи сформировалось два класса капиталистического общества - буржуазный и рабочий. Промышленная буржуазия была всегда на несколько порядков выше, чем рабочий класс. Буржуазное общество вытеснило на второй план ранее сформировавшееся и состоявшее из представителей торгового капитала.

В начале XX века количество крупных промышленников составляло 1,5 миллиона, и это в то время, когда общее население имперской России насчитывало 126,5 миллиона человек. На самую малую часть населения, а именно буржуазию, приходилось около 75% прибыли от всего финансово-промышленного оборота страны. Эта прослойка общества было свидетельством неравенства и экономического господства крупного капитала. При всем при этом класс буржуазии не имел достаточного влияния на политику государства.

Борьба противоположностей

Так как правление страной все еще строилось на принципах абсолютизма, торговые предприятия находились под четким контролем государственного аппарата. За долгие годы взаимоотношений они сумели найти общий язык между собой, поэтому эволюция капитализма в России по-прежнему имела место. Буржуазные сообщества довольствовались тем, что их банки и промышленные предприятия находились под государственным обеспечением. Это означало, что именно госаппарат производил различные промышленные заказы и указывал рынки сбыта, а также вел контроль за дешевой рабочей силой.

В итоге это приносило баснословную прибыль обеим сторонам. Царская власть всеми способами защищала буржуазию от революционно настроенного рабочего класса. Это происходило на уровне всех надлежащих структур. Таким образом, крестьянское общество и пролетариат долгое время жили под репрессивным гнетом царской власти.

Консолидация буржуазного класса

Общее положение страны на пореформенный период привело к тому, что вскоре свершилась консолидация буржуазного класса. Этот факт закрепился в таком ключе, что объединение буржуазного общества, как отдельного класса, обрело незыблемую историческую важность и роль, которая определена политическим консерватизмом и инертностью.

Невзирая на то, что в конце XIX века Россия по-прежнему считалась страной преимущественно аграрной (свыше 75% всего населения занимались сельским хозяйством), капитализация стремительно набирала обороты. В начале 80-х годов закончился промышленный переворот, результатом которого послужило формирование индустриально-технической базы российского капитализма.

С этих пор царская Россия стала страной с уклоном на внешнеэкономический протекционизм. Такой существенный политический ход предвещал еще большее укрепление царизма и буржуазии в 90-е года XIX века.

Период правления Александра 3 отмечен серией реакционных преобразований (контрреформ), направленных на пересмотр сложившейся системы.

Реакционная концепция контрреформ состояла из традиционных догм: божественного происхождения самодержавия, полная централизация власти, осуждение городского и земского самоуправления.

Аграрная политика. Характеризуется усилением административного произвола. 1891-1892 - деревню постиг голод, чиновники старательно скрывали его масштабы и тем самым усугубляли положение. Все старания государства были направлены на сохранение патриархальности. Одним из центральных вопросов был вопрос о крестьянской общине. Ее основу составляла общинная собственность на землю. 1893 г. - правительство приняло закон об ограничении прав общины на переделы земли и закрепление наделов за крестьянами. Также был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивший залог и продажу крестьянских земель, что закрепляло малоземелье крестьян. Государство также сдерживало переселение крестьян в районы нового освоения ради поддержания интересов помещиков и поддержания принципа патриархальности.

Административные реформы. 1889 г. - закон о земских участковых начальниках. В 40 губерниях создавалось более 2000 участков с чиновниками, контролировавшими деятельность земств. Начальники назначались обычно из дворян. 1890 г. - “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. В нем усиливались элементы сословности. Привилегированное положение для дворян, имущественный ценз для них снижался, крестьянская курия практически лишалась самостоятельности, так как все кандидатуры проходили утверждение у губернатора. Правительство также решило ограничить влияние городских владельцев в органах самоуправления. 1892 - царизм создал новое городовое положение. Все преобразования сводились к ограничениям: уменьшалось число избирателей, официально закреплялась практика вмешательства администрации в дела самоуправления.

Для периода правления Александра 3 также характерно усиление полицейского режима. 1881 г. - закон “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общечеловеческого спокойствия”. Он принимался как чрезвычайная мера сроком на 3 года, но впоследствии всякий раз возобновлялся вплоть до 1917. Основной метод в борьбе за спокойствие был неусыпный полицейский надзор. В том же году было введено положение, по которому ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, а с 1887 министр юстиции имел право закрывать двери заседаний любого суда. 1882 - “Временные правила” о печати, которые усиливали репрессивные меры против печати. Были закрыты многие прогрессивные печатные издания.

  • 1884 - новый университетский устав. Была фактически уничтожена автономия университетов, ученые советы и факультеты были сильно урезаны в правах. Был уничтожен университетский суд, повышена плата за обучение.
  • 1887 - был издан циркуляр, именуемый циркуляром “о кухаркиных детях”, по которому ограничивалось поступление непривилегированных детей в гимназии. Одновременно усилилось влияние церкви на начальную школу.

Экономическая политика. Бурное экономическое развитие 70-х годов сменилось резким замедлением темпов роста в 80-х г. Причины: Русско-турецкая война 1877-1878, угнетенное состояние крестьянства, нерациональное налогообложение, малая покупательная способность простых людей, неблагоприятное состояние мирового рынка, особенно понижение цен на зерно.

В 80-х - начале 90-х годов правительство придерживалось ориентации на ускорение экономического развития. 1881 - был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и сложении недоимок по этим платежам за предыдущие годы. С 1886 - все бывшие государственные крестьяне переводились на выкуп. 1884 - 1887 - процесс отмены подушной подати. Это создало возможность для развития других форм налогообложения: вводятся и увеличиваются акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть. Облагаются новыми налогами городская недвижимость, торговля, промыслы и тд. Повышаются торговые пошлины.

В условиях спада революционной активности правительство сокращает численность армии.

1885 - учрежден Дворянский банк для предоставления кредита под залог родовых имений. 1882 - учрежден Крестьянский банк. Срок ссуды был меньше и соответственно процент был выше. К тому же ссуду могли получить только зажиточные крестьяне. Таким образом, прослеживается дворянская направленность и в экономической сфере.

1. Какая система центральных органов власти была введена при Александре I?

Возглавлял всю систему власти император. С 1801 Непременный Совет, из 12 членов-сов. орган при императоре. В 1810 вместо него создан ГосСовет-законосовещательный орган при императоре. Он разрабатывал проекты законов, кот. утверждал царь. Члены Совета назначались императором. он был председателем Совета. Сенат стал высшим судебным органом гос-ва. В 1802 вместо коллегий создаются министерства. Они обладали большей оперативностью в делах управления. В них усиливается персональная ответственность. Кабинет министров - высшее административное учреждение. В 1812 создается Комитет министров. В него входили министры, председатель департаментов ГосСовета и Гос.секретарь.

2. Каковы значение и последствия Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии?

Во-первых, повысился авторитет России после победы над Наполеоном. Во-вторых, победа в Отечественной войне оказала огромное воздействие и на жизнь внутри страны: на все стороны политической, социальной и культурной жизни, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой мысли в России. Декабристы считали себя детьми Отечественной войны.

После победы над Францией в Европе был создан Священный союз. Целью было сохранение установленной системы границ, укрепление прежних феодальных династий, подавление революционных и национально-освободительных движений.

3. Дайте характеристику царствования Николая 1. (апогей самодержавия)

Николай 1 был напуган восстанием 1825 года, с которого началось его правление, поэтому все годы его правления были годами реакции на произошедшее. Правление Николая 1 иногда называют “железной зимой”. Правительство боролось с оппозицией. Николай 1 стремился создать себе поддержку в лице бюрократии и желал ограничить дворянские привилегии.

  • 4. В чем суть земского и городского самоуправления, установленного по реформе 1860-70-х годов 19 в.
  • 1864 г.- земская реформа. Земские учреждения состояли из распорядительных органов - уездных и губернских собраний и исполнительных - уездных и земских управ. Члены земских собраний - гласные - избирались на трех избирательных съездах: землевладельцев, городских избирателей и выборных крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного ценза. В третьей курии выборы были многостепенными и включали не только крестьян, но также тех, кто не подходил по имущественному цензу к первым двум куриям.

Деятельность земств распространялась на хозяйственные и социальные вопросы местного значения. Политических функций земства были лишены. Материальной основой земств служили сборы с населения и торгово-промышленных учреждений.

Земскую реформу дополнило “Городское положение” 1870. В городах устанавливались органы самоуправления подобные земствам. Сословно-бюрократические органы управления заменялись новыми, основанными на принципе имущественного ценза.

5. Дайте характеристику охранительства.

Охранительство, или консерватизм. Это направление стало официальным с 1840-х годов и получило название теории официальной народности (самодержавие, православие, народность). Приверженцев этого течения объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа разрушительна для России. Необходимо было сохранить в русском народе важнейшие национальные основы - православную веру, самобытные политическую и экономическую системы, не допустить революции.

Народники - Бакунин, Лавров, Ткачев. В основе их революционных исканий лежало убеждение, что вся интеллигенция виновата перед народом и должна уплатить свой долг. Народническая интеллигенция ощутила отрыв от народа и стремилась его сократить путем хождения в народ.

  • 1. Годы царст. А I и Н I. (1801-25), (1825-55)
  • 2. “Указ о вольных хлебопашцах” 20 февр. 1803 г.
  • 3. Годы царствования Александра II и Александра III. (1855-1881), (1881-1894)
  • 4. Годы Крымской (Восточной) войны - (1853-1856)
  • 5. Государственный банк в России был учрежден в 1860г., заменил убыточные Заемный и Коммерч. банки.
  • 6. Когда в России была отменена подушная подать? 1887 год

Персоналии

  • 1. Михаил Мих. Сперанский - ближайший советник Александра I; автор плана либер. преобразований; инициатор создания Государственного совета и его секретарь; автор 1-ого проекта введения в Р конституционной монархии. Создатель свода законов Р-й Империи, и свода действующих законов. Был приближен А I, но затем сослан, обвинен в предательстве. Сумел опять возвыситься и заработал титул графа.
  • 2. Систему серебряного монометаллизма ввел в России мин. финансов Евг. Францевич Канкрин (37-43 гг - фин. реформа).
  • 3 Золотой рубль в России ввел министр финансов Сер. Юр. Витте в 1897 г. (1892-03)
  • 4. Западники: Белинский, Герцен, Грановский; Аненков, Чаадаев, Чичерин, Огарев

Славянофилы: бр. Киреевские, бр. Аксаковы, Хомяков, Языков, Самарин. 40-ых гг. XIX в.

  • 5. Первые русские марксисты: Плеханов, Игнатов, Аксельрод, Засулич.
  • 6. Михаил Лорис-Меликов - граф,боевой генерал, предс. верховной распорядительной комиссии, в 1880-1881 - министр внутренних дел. Проводил политику жестоких подавлений революционных выступлений с привлечением на сторону власти либеральную общественность.

Термины

  • 1. Охранительство - официальная идеология самодержавия: - самодержавие - наиболее рациональная форма в России; - православие - ед. форма духовной жизни; -народность - народ и царь едины, все нас. страны едино.Уваров С.С. (мин.просв.)40-е гг. - Победоносцев, Леонтьев, Данилевский.
  • 2. Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно -политическое движение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод капиталистического предпринимательства. - за бурж. демократию - полит. свободы 1)против революции как средства разрешения противоречий общества 2)общественный прогресс осуществляется путем непрерывного реформирования общества 3)за поиск компромиссов в обществе, за согласов. интересов различных классов и соц. групп
  • 3. Индивидуальный террор Тактика народовольцев, затем эсеров, предполагавшая убийство представителей высшей царской администрации и самого царя с целью дестабилизировать общество и вызвать народную революцию.
  • 4. Разночинцы - в конце XVIII - XIX веках межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, юридически не оформленная категория населения, занимавшаяся в основном умственным трудом. Являлись носителями бурж.-дем. и рев.-дем. идеологий. Представители русского общества, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней соц. среды (мещанство, купечество, духовенство, крестьянство, мелкое чиновничество, обедневшее дворянство) В 40-50 годы они оказали значит. влияние на развитие общественной жизни. Это было началом формирования российской интеллигенции.

Чернышевский Н. П.; Добролюбов Н. А., Писарев Д.М., Белинский.

  • 5. Надельное землевладение - земли, которые получили крестьяне после отмены крепостного права в 1861, надельные земли могли передаваться по наследству, но не подлежали продаже.
  • 6. Бюрократия - буквально господство канцелярии: Система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного он народа и стоящего над ним, наделенного специфическими функциями и привилегиями.+Слой людей,

связанных с этой системой. Неподконтролен общ-ву, живет за его счет, коррупция - Вырос в 19 в. при Н1.

  • 7. Радикализм - идеологическое движение, которое предполагает коренные, решительные меры.
  • 8. Монометаллизм - ден. с-ма, при которой один металл выступает как всеобщий эквивалент и основа денежного обращения.

Внешняя политика Александра 3 часто выпадает из памяти ребят, поскольку кажется, что в его правление особо ничего и не происходило. Он ведь как Миротворец вошел в историю России — значит никаких войн-то ведь и не было — можно не разбираться!

На самом деле так думать нельзя: нет в истории тем, в которых ничего учить не надо. Предлагаем вашему вниманию конспект урока для 8 класса, в котором эта тема и должна быть разобрана на уроках.

Кстати о внутренней политике этого царя .

Содержание кратко

Время правления Александра Третьего было одно из самых мирных, за всю историю Российской Империи, за что люди прозвали его “миротворцем”. Но, еще это было время свертывания реформ, которые проводил Александр Второй. Император объяснял это тем, что реформы дали много свободы людям, из-за чего погиб его отец Александр Второй — его карету взорвали террористы из “Народной воли”.

Внешняя политика Александра 3 была сдержанной, миролюбивой и взвешенной. Удалось установить дружбу с ведущими державами — Англией и Францией. Император был гарантом стабильности в Европе и на Азиатских владениях. Пресечено несколько крупномасштабных войн, в том числе с Японией. Были созданы военно-политические блоки: “Тройственный союз” и Франко-русский союз, обновлён “Союз Трех Императоров”. Была заложена Транссибирская магистраль.

Основные события

Ключевые события с датами, которые надо иметь в виду перед экзаменом.

  • 1881 — присоединение Ашхабада, создание Закаспийской области
  • 1881, 6 (по новому стилю 18) июня — создание обновленного “Союза Трёх Императоров” (Германия, Австро-Венгрия, Россия)
  • 1885 — сближение с Англией
  • 1887 — заключение договора с Германией
  • 1882 — оформление “Тройственного союза” с Германией, Австро-Венгрией и Италией, первого военно-политического блока
  • 1890 — “Торговая война” с Германией
  • 1891 — старт строительства Транссибирской магистрали
  • 1895 — установление границ России и Англии в Средней Азии
  • 1894 — 1895 гг. — Японо-Китайская война

План

Кратко по пунктам внешнюю политику можно описать так:

  • Характеристика внешней политики;
  • Основные события;
  • Основные отличия;
  • Выводы.

Задачи внешней политики

  1. Уклонение от войны на Балканском полуострове;
  2. Обеспечение мира в Европе после Отечественной и Русско-Турецкой войн;
  3. Разграничение сфер влияния в Европе и Средней Азии;
  4. Российско — Германские отношения;
  5. Азиатский вопрос;
  6. Установление дружеских отношений с Францией;
  7. Поиски союзников в Европе.

Характеристика внешней политики

Александр Третий отличался от своих предшественников прямолинейностью, беспристрастностью и честностью. Последнее проявлялось в отказе от “тайной дипломатии”, когда происходили тайные дележи территории и заключение тайных договоров. Он точно знал, где находится сфера интересов страны и добивался ее признания от других правителей.

Основой всех побед в мире было то, что наш Император не стал идти на поводу многих европейских монархов и дипломатов, которые пытались спровоцировать новую войну, а занял очень упрямую и сдержанную политику. Это и было залогом поддержания спокойствия для тогдашних монархий. Раз уж Империи удалось ненадолго угомонить обнаглевших турок, даровав свободу Балканам, в частности Болгарии, то нам можно доверить Европу.

Основные события

Если говорить про Балканский вопрос, то здесь мы дали полную свободу действий — есть проблемы с другими странами — решайте их сами! Но мы потеряли влияние на Балканах.

Если говорить про Европейский вопрос, здесь также проявили сдержанность: взяли и подружились с Францией, хотя совсем недавно мы чуть не получили “ключ” от Парижа! Следующим шагом нужно было заключить выгодный для страны договор, при котором мы бы гарантировали себе безопасность. Это было сделано в 1887 году с Германией — это был “договор перестраховки”. Но кайзер Вильгельм и не думал жить в мире с Россией, а взял и тайком подписал мир с Австро-Венгрией, хотя это и вышло потом им боком, но про это еще не знали. А с 1890 года началась “таможенная война” — власти Германии решили поднять пошлины на русские товары. Дружбе с Германией пришел конец.

Но нам удалось оформить первый в истории военно-политический блок — франко-русский союз (будущая Антанта). Здесь мы спасли Францию от войны на два фронта — с Австро-Венгрией и Германией. А Германия, Австро-Венгрия и Италия создали “Тройственный Союз”, враждебный для России и Франции.

Потом Император Александр обернул свой взор на Среднюю Азию — в состав Империи был включен Ашхабад, образовав Закаспийскую область. Английская королева была озабочена данным фактом, ведь это грозило интересам короны. Император Всероссийский смог решить вопрос мирным путем, пойдя на сближение с Англией в 1885 году и созвав комиссию, которая определила границу государств — в 1895 году.

К тому времени на Дальнем Востоке, который был еще не сильно развит и далек от Петербурга, свои притязания выказала Япония. Это серьезно насторожило монарха и его приближенных, ведь Япония вполне могла напасть на Россию, как это случилось с Китаем (Японо-Китайская война 1894—1895 г.г). Было принято решение начать строить Транссибирскую магистраль в 1891 году. Вскоре, этот шаг оправдал себя, дав мощный толчок развития Сибири и Дальнего Востока. Японские войска захватили Порт-Артур, Манчжурию и Ляондунский п-ов, но Россия с Германией и Францией принуждают отказаться от всех завоеваний.

Основные отличия внешней политики

Данный пункт мы представим в виде небольшой таблицы:

Краткая характеристика Подробно
1. Император — гарант стабильности Как и предшественники, старался выступать гарантом стабильности в Европе и на Балканах, поэтому он не ввел войска в Болгарию, когда ситуация “накалилась” и сохранил “баланс сил” в регионе
2. Поддерживал влияние Заключал гарантийные договоры с ведущими державами, стараясь поддерживать влияние в Европе, на Дальнем Востоке
3. Россия — “третейский судья” Предотвращено множество вооруженных конфликтов между странами
4. Союз с Англией и Францией Многие предрекали сближение с Германией. Но канцлер Бисмарк не дал этим планам сбыться
5. “Контроль” за внешней политикой Император старался самостоятельно контролировать дела в мире, назначив послушного и исполнительного функционера — министра иностранных дел Н. Гирса

Выводы

Время правления Александра Третьего можно смело назвать “стабильным” и “спокойным”. Консерватизм и упорство монарха способствовало завоеванию авторитета надежного союзника, справедливого арбитра в международных спорах.

Народ совершенно точно прозвал Александра Третьего “царем-миротворцем”, способного решать проблемы дипломатическими путями. И нужно сказать “спасибо” ему за Транссибирскую магистраль, ведь отдаленные окраины Империи теперь смогут развиваться и привлекать новых и новых людей!

Основные направления внутренней политики. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация социальной жизни общества. Враги государственной власти подвергались преследованиям, арестам, высылкам. Такие факты имелись и до и после правления Александра III.

В период его царствования страна динамично развивалась, социальные и экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Стремясь пополнить доходы, правительство повысило пошлины на импортные товары. Вводились новые прямые налоги, ставки старых налогов повышались. Эти меры затрагивали в первую очередь состоятельные слои населения. В1882 г. был введен налог на имущества, переходившие от владельца к владельцу в результате завещаний и дарений. В 1885 г. были повышены налоги на промышленные предприятия» поземельный налог, а также налог на недвижимое имущество в городах (дома, магазины, склады).

Одновременно власти пошли на снижение налогообложения крестьянства. В 1882 г. был снижен на 12 млн руб. размер ежегодных выкупных платежей. В 1883 г. появился царский указ, предписывавший приступить к отмене подушной подати.

Во время царствования Александра III произошло и еще одно примечательное событие. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача состояла в кредитовании отдельных крестьян и крестьянских общин. За первые 10 лет на ссуды банка крестьяне приобрели в собственность более 2 млн десятин земли.

Политика поощрения индустрии, проводимая правительством Александра III, приносила экономические результаты и изменяла социальную структуру населения. Если в 1881 г. в России на фабриках и заводах трудилось около 771 тыс. рабочих, то в 1893 г. - уже почти 1,5 млн человек.

Появление значительной категории наемных тружеников ставило перед властью задачу правового регулирования их положения. Именно при Александре III были приняты законы, ставшие основой российского рабочего законодательства. В 1882 г. в структуре Министерства финансов возникла Фабричная инспекция, взявшая под свой контроль исполнение фабричного законодательства и разрешение конфликтов между рабочими и работодателями.

В 1882 г. появился закон, запрещавший использовать труд детей (до 12 лет) на фабриках и заводах. Рабочий день подростков (до 15 лет) длился не более 8 часов с перерывом после четырех часов, или 6 часов без перерыва. Запрещалось использовать труд несовершеннолетних (до 16 лет) на ночных работах, в выходные и праздничные дни.

В 1886 г. были приняты важные нормативные акты - «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Они регулировали взаимные обязательства рабочих и нанимателей и предусматривали заключение договора о найме с обозначением его условий в расчетной книжке (величины заработной платы, стоимости аренды жилья и т.д.); размеры штрафов за нарушение трудового распорядка» обязывая хозяев направлять штрафные суммы в особый капитал для выдачи пособий рабочим. Закон запрещал выдавать зарплату продуктами или товарами, взимание платы на врачебную помощь.

Происходившие изменения форм управления социальной жизнью отражали трудный поиск правительством приемлемого соотношения между по­требностями времени и возможностями страны. В числе особо значимых и показательных шагов в этом ряду явилось преобразование местного самоуправления, учебного дела и судопроизводства.

Местное управление сформированное при Александре II, наделяло земства и города большими правами в деле решения местных нужд. Однако в законах о земском и городском самоуправлении оставалось много правовых неясностей и во взаимоотношениях между самими местными органами, и в их отношениях с государственной властью. Сенаторские ревизии некоторых губерний, проведенные в 1880-1881 гг., выявили множество проблем и злоупотреблений.

После отмены крепостной зависимости в 1861 г. крестьянство имело местное самоуправление в виде особых крестьянских органов, сельских и волостных (старосты, сельский и волостной сход), в ведении которых находились повседневные, текущие дела крестьянской общины. Они подчинялись государственному должностному лицу - мировому посреднику имевшему право утверждать и отрешать от должности избранных крестьянством лиц (волостного старшину, сельского старосту), решать крестьянские судебные тяжбы (при иске не выше 30 руб.), заключать под арест сроком до 7 дней и наказывать розгами.

Мировые посредники назначались губернатором по согласованию с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян.

Следующими инстанциями государственного крестьянского управления являлись съезды мировых посредников и особые уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Важнейшая задача мировых посредников состояла в урегулировании земельного раздела между крестьянами и их бывшими хозяевами - землевладельцам и.

Был создан институт земских начальников, которые назначались губернатором из числа дворян, владевших недвижимостью в данном районе, имевших среднее или высшее образование. В их руках сосредоточились административная власть над органами крестьянского самоуправления, контроль за деятельностью волостных и сельских управлений, утверждение избранных лиц в уезде. Земскому начальнику передавалась и функция мирового судьи.

Преобразование крестьянского управления вызвало необходимость корректировки и земского управления. Всесословные выборные органы земского самоуправления возникли в 1864 г., им принадлежали дела, касающиеся местных хозяйственных польз и нужд.

Привлечение к управлению местных жителей по выбору являлось важным шагом в развитии социальной самодеятельности населения. Однако со временем выявились и крупные недостатки в организации всего начинания. Средства для своих целей земства могли получать путем введения особого (земского) налогообложения. Закон четко не очерчивал ни пределы этих сборов, ни их соотношение с государственными повинностями. Земства сетовали, что у них не хватает средств для строительства и содержания больниц, школ, что нет денег на ремонт и строительство дорог. В свою очередь, состоятельные местные жители, особенно предприниматели, постоянно жаловались на финансовый произвол, на «земскую обдираловку», уверяли, что получаемые средства земствами разбазариваются, что значительная их часть расходуется на оплату труда служащих земской управы.

После длительных обсуждений и согласований Александр III в июне 1890 г. утвердил новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему: система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам - дворянской, городской и крестьянской с предоставлением дворянству численного преобладания в земских собраниях.

Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее - на губернатора и особую при нем коллегию - губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением обращался к министру внутренних дел.

Губернатор получал право на время приостанавливать решение земского собрания, если считал, что оно не соответствует закону. Однако земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях.

Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов - дело благоустройства городов значительно продвинулось. Однако выявились и недостатки Положения. Они во многом проистекали из системы городских выборов и устройства органов управления, от бесконтрольности в Избирательные права сохранялись лишь за собственниками недвижимых имуществ, а так­же за лицами, приобретавшими купеческие свидетельства в данном месте: первой гильдии для столичных городов и первой и второй гильдий для всех прочих. В отношении утверждения должностей, контроля и обжалования решений местных органов самоуправления вводились нормы, сходные с Земским положением.

При Александре III произошла корректировка и некоторых сторон судопроизводства.

Запрещался доступ в судебное заседание малолетним и учащимся. Двери судебного заседания закрывались для публики в случае, если суд признавал, что обстоятельства разбирательства дела могут оскорблять религиозное чувство и нравственность, затронуть достоинство государственной власти и нанести вред общественному порядку. К тому же никаких подробных отчетов, а уж тем более стенограмм судебных разбирательств публиковать не разрешалось.

Еще одно важное нововведение касалось самого проведения процесса. Тяжкие преступления, в том числе касавшиеся покушения на политические устои страны, изымались из ведения окружных судов и передавались в судебные палаты, где дела рассматривались судьями с участием сословных представителей (председателя дворянского общества, городского головы, волостного старшины местного уезда).

Несмотря на ряд нововведений, все основополагающие принципы судебной реформы 1864 г. (несменяемость судей, независимость судопроизводства, суд присяжных, право на защиту) пересмотру не подлежали.

Преобразования коснулись и организации учебного дела в империи. Власти пришли к выводу, что автономия высших учебных заведений, их обособленность от государства, которые они обрели по Университетскому уставу 1868 г., привели к тому, что многие учебные заведения превратились в центры антиправительственной пропаганды. Нелегальная литература распространялась здесь почти свободно, а студенческие научные общества свое главное внимание уделяли обсуждению жгучих политических вопросов.

Еще в 1880 г. тогдашний министр просвещения граф Д. А. Толстой внес в Государственный совет проект нового Университетского устава предусматривавший усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Министр настаивал на введении единых государственных экзаменов, назначении ректора Министерством народного просвещения, ликвидации университетского суда и др. Но тогда дело заглохло.

В ноябре 1882 г. министр просвещения И. Д. Делянов внес в Государственный совет проект изменения Университетского устава, в основном совпадавший с проектом Толстого. После длительных обсуждений в мае 1884 г. дело дошло до голосования. Мнения разделились. Поддержавших предложения по введению контроля над высшими учебными заведениями оказалось меньшинство. Большинство в Государственном совете настаивало на продолжении изучения вопроса.

Через три месяца царь созвал особое совещание высших должностных лиц империи для подробного обсуждения проекта Университетского устава. В августе 1884 г. он утвердил мнение меньшинства Государственного совета. В России начала действовать новая редакция Университетского устава.

Россия и международные дела. Пережив унижения и потери Крымской войны, Россия возвращала себе статус полноправной великой державы. Хотя на Черном море флот еще не был воссоздан, а на Берлинском конгрессе 1878 г. русская дипломатия потерпела поражение, ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни не решался без участия Российской империи.

Представления императора Александра III о международной деятельности России были весьма просты и практичны: политика правительства должна проводиться исключительно в интересах России.

Между тем отношения с Австро-Венгрией оставались по-прежнему напряженными. Противоречия между дву­мя монархиями выглядели непреодолимыми, т. к. касались интересов каждой из них в Восточной Европе и на Балканах. Впрочем, Петербург не особенно стремился сближаться с империей Габсбургов, понимая, что в концерте мировых держав она лишь младший партнер.

Отношения России с тремя же ведущими мировыми державами - Англией, Германией и Францией - также не отличались стабильностью.

Великобритания придерживалась стойкой антирусской позиции. Центром англо-русских противоречий являлась Средняя Азия. Российская граница не имела там четкого обозначения, поскольку Россия утвердилась в Туркмении и верховьях Амударьи лишь недавно. Афганистан, формально независимый, англичане рассматривали как свой протекторат. Россия же намеревалась урегулировать пограничный вопрос с правительством Афганистана и первоначально не хотела обсуждать эту тему с Лондоном. Но правитель Афганистана находился в полной зави­симости от англичан и никаких самостоятельных действий предпринять не мог. В конце концов России при­шлось проводить обозначение русско-афганской границы при участии англичан.

Отношения с Великобританией доставляли немало хлопот русской дипломатии, но особых головоломок тут не было. Куда сложнее развива­лись отношения с Германией, которая во второй половине XIX в. уверенно выдвинулась в число мощнейших держав. В России антипрусские настроения начали заметно усиливаться после провозглашения Германской империи в 1871 г. и особенно после Балканской войны и Берлинского конгресса. Качественное же изменение русско-германских отношений наступило при Александре III. Германия и Россия как формально, так и фактически перестали быть союзниками.

Вопрос 1. Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику Александра III?

Ответ. Определённую роль сыграла военная подготовка будущего императора, но решающем фактором была охота террористов на его отца, причём не только само убийство, но и предыдущие шесть покушений. Новый правитель решил задушить революцию во что бы то ни стало.

Вопрос 2. Выделите основные направления внутренней политики Александра III.

Ответ. Основные направления:

1) борьба с революционным движением;

2) урезание реформ;

3) ужесточение национальной политики;

4) новая политика в области просвещения;

5) попытки решения крестьянского Вопроса;

6) начало рабочего законодательства.

Вопрос 3. Сравните внутреннюю политику Александра II и Александра III. В чем вы видите принципиальные различия? Можно ли найти общие черты?

Ответ. Александр II начал правление как либерал, только к концу его перешёл к консервативным мерам, Александр III сразу проявил себя как консерватор и даже пересмотрел некоторые реформы своего отца. Однако они оба проводили реформы, только преобразования Александра II были несравнимо более масштабными и затрагивали гораздо большее число сфер жизни россиян.

Вопрос 4. Какие новшества предыдущего царствования были подвергнуты Александром III пересмотру и почему?

1) в 1884 году был введён новый университетский устав, по которому университеты лишались автономии, а министерство получило возможность контролировать содержание их программ. Университеты были признаны рассадниками «крамолы», потому правительство решило пересмотреть одно из положений реформы системы образования.

2) 5 июня 1887 года вышло распоряжение министра просвещения, которое получило у либералов название закона о «кухаркиных детях». Оно всячески затруднял поступление в гимназии, тем более в университеты детям из низших слоев общества. Правительство посчитало, что революционеры – это в основном образованные выходцы из беднейших слоёв населения, потому и было пересмотрено одно из положений реформы системы образования.

3) «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» позволяло фактически отменять на определённое время на определённой территории результаты судебной реформы. Это было сделано для того, чтобы террористы не смогли уйти от ответственности, потому что суды их порой оправдывали. Резонансным было дело Веры Ивановны Засулич. Она тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова за то, что тот отдал приказ о порке политического заключенного народника А. С. Боголюбова. Суд присяжных согласился, что в Трепова стреляла именно Засулич (которую арестовали на месте), но признал её не виновной. Это решение встретило широчайшее одобрении в столичном обществе, незнакомые люди обнимались на улицах и поздравляли друг друга. Именно чтобы предотвратить повторение подобного, было принято «Положение».

4) Иудеям было максимально затруднено поступление в гимназии, тем более в университеты. Православная церковь была объявлена опорой государства, положение реформы образования было пересмотрено именно в угоду церкви.

5) Прекращение временнообязанного положения крестьян пересмотрело одно из основных положений крестьянской реформы потому, временнообязанные мало чем отличались от крепостных и реформа фактически не работала.

Вопрос 5. Дайте оценку социальной политике Александра III. В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

Ответ. Социальная политика Александра III в целом облегчала жизнь как крестьян, так и рабочих. Она включала, безусловно, целый ряд положительных мер, таких как прекращение временнообязанного положения, постепенная отмена подушной подати, небезуспешные попытки упорядочить отношения между рабочими и их нанимателями. Отрицательным было то, что они не решали основополагающих проблем рабочих и крестьян. Предпринятых мер по переселению крестьян было не достаточно для того, чтобы решить проблему из малоземелья (комплекс мер был совсем не таким масштабным, как Столыпинская программа). А рабочие в целом не получили социальных гарантий.

Вопрос 6. Дайте оценку национальной политике Александра III.

Ответ. В обрасти национальной политики Александр III усилил русификацию, подавлял любые проявления национальных движений в большинстве окраин (за исключением, пожалуй, лишь Финляндии). В этом проявлялась общая направленность его внутренней политики. Для него национально-освободительные движения ничем не отличались от революционных выступлений (тем более, что выступления на окраинах действительно часто включали требования и социальных преобразований), а борьба с такими выступлениями в России была главной задачей этого императора.

Вопрос 7. Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Ответ. Действительно период правление Александра III стал периодом конрреформ, но это не означало, что реформы предыдущего правления были свёрнуты. Они продолжали действовать, но некоторые из них оказались скорректированы. Именно эта корректировка и может называться контрреформами, потому что она серьёзно изменила Россию, привела к торжеству консерваторов.