Основные города новгородской земли. Новгородские пятины

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Новгородская земля (или Земля Новгородская ) - одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе древнерусского государства, а затем и Московского государства, существовавшее до 1708 года с центром в городе Новгороде.

В период наибольшего развития доходила до Белого моря и на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.

Административное деление

Административно к концу Средневековья делилась на пятины, которые в свою очередь делились на половины (пятин), волости, уезды (присуды), погосты и станы, причём по летописям начало этому делению положила в X веке княгиня Ольга, которая разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В «Повести временных лет» даётся определение, как «великой и обильной земли».

Судя из «Повести временных лет» и археологических данных ко временам прихода Рюрика в 862 году крупными поселениями уже были Новгород (вероятно как цепочка поселений от истоков Волхова и Рюрикова Городища вплоть до Холопьего городка, напротив Кречевиц), Ладога, Изборск и возможно Белоозеро. Скандинавы, вероятно, называли именно эту территорию Гардарики.

Система пятин окончательно сформировалась к XV веку. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) - по нескольку погостов и волостей.

Пятины: Водская, около озера Нево (Ладожское озеро); Обонежская, до Белого моря; Бежецкая, до Мсты; Деревская, до Ловати; Шелонская, от Ловати до Луги)

и новгородские волости: Заволочье, по Северной Двине от Онеги до Мезени, Пермь - по Вычегде и верх. Каме, Печору - по реке Печоре до Уральского хребта и Югру - за Уральским хребтом.

Некоторые территории области поздней новгородской колонизации, не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении, а пять городов с пригородами не принадлежали ни к какой пятине. В положении этих городов была та особенность, что они вначале состояли в совместном владении у Новгорода: Волок-Ламский, Бежичи (затем Городецк), Торжок с великими князьями Владимирскими и потом Московкими, а Ржев, Великие Луки с князьями Смоленскими и потом Литовскими, когда Смоленск был захвачен Литвой. За Обонежской и Бежецкой пятинами на северо-восток имелась волость Заволочье, или Двинская земля. Она называлась Заволочьем, потому что находилась за волоком - водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги. Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по обеим сторонам реки этого имени, а с восточной стороны северного Уральского хреба была волость Югра. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег.

В 1348 году Пскову была предоставлена автономия Новгородом в части выбора посадников, при этом Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С 1399 эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причём они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей. С 1510 года Псков -вотчина великого князя московского Василия III.

Заселение

Заселение территории Новгородской земли началось в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения, а на северо-западе Приильменья, в районе будущего территориального центра - со времён неолита.

Во времена Геродота около 25 веков назад земли примерно от Балтики до Урала полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены (смоляне, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе Волга-Кама, которых нередко локализуют в зависимости от исседонов.

При Клавдии Птолемее во II веке н. э. эти земли контролировали венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и еще более десятка больших и малых народов. Возможно, продолжавшие роксоланов, росомоны (гвардия правителя Скифии и Германии), тхиуды (чудь, васи-ин-абронки, меренс, морденс и другие народы вдоль Балто-Волжского пути в 4 в. н. э. входили в державу Германариха. Потомки этих народов отчасти вошли в этносы, отмеченные средневековыми русскими источниками.

В начальной части «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов:

Также здесь происходят основные действия эпического «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Традиционно считается, что в VI веке сюда пришли племена кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины пришло племя ильменских словен. На этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр, хотя трактовка финно-угорской топонимки, исключительно, как дославянской вероятно ошибочна, и подвергается сомнению многими исследователями.

Время славянского заселения датируют, как правило по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. Псковские длинные курганы - традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. Существует также так называемая Курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.

Археологические исследования в Старой Ладоге и Рюриковом Городище показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в древнерусских (средневековых) литературных источниках варягами.

Демография

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных гипотетических так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Кроме славянского населения, заметная часть Новгородской земли была заселена различными финно-угорскими племенами, находившимися на разных ступенях культуры и стоявшими в различных отношениях к Новгороду. Водская пятина наряду со славянами была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Новгородом. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Новгорода. Издавна Новгород приходил в столкновения с чудью, населявшей Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье было населено финно-угорскими племенами, часто называли заволоцкой чудью; позднее в этот край устремились новгородские колонисты. Терский берег населен был лопарями. Далее на северо-востоке жили пермяки и зыряне.

Центром славянских поселений были окрестности озера Ильмень и река Волхов, здесь жили ильменские словене.

История

Древнейший период (до 882 года)

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.

В составе Киевской Руси (882-1136)

После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.

В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.

Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.

После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода.

Республиканский период (1136-1478)

В 1136 после изгнания Всеволода Мстиславича на Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена Монгольского нашествия на Русь новгородские земли не подверглись завоеванию. В 1236-1240 гг. и 1241-1252 гг. в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328-1337 гг. - Иван Калита. До 1478 г. новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, затем московские Великие князья, редко - литовские, см. Новгородские князья.

Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским царем Иваном III после Шелонской битвы (1471) и последующего похода на Новгород 1478 года.

В составе централизованного Русского государства (с 1478)

Покорив Новгород в 1478 году, Москва унаследовала его прежние политические отношения с соседями. Наследием периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо--западные соседи Новгорода — Швеция и Ливония - поддерживали дипломатические отношения с Москвой через новгородских наместников великого князя.

В территориальном отношении Новгородская земля в эпоху Московского царства (XVI-XVII вв.) делилась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Наиболее мелкими единицами административного деления в то время являлись погосты по которым определялось географическое местоположение селений, производился подсчёт населения и их податного имущества.

Царствование Василия III

21 марта 1499 года сын царя Ивана III Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским. В апреле 1502 года Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем Ивана III, а после смерти Ивана III 27 октября 1505 года — единоличным монархом.

Царствование Ивана Грозного

  • Русско-шведская война 1590—1595
  • Опричнина, Новгородский погром
  • Ингерманландия

Смутное время. Шведская оккупация.

1609 году в Выборге правительство Василия Шуйского заключило со Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд.

В 1610 году в Новгород был назначен воеводой Иван Одоевский.

В 1610 году царь Василий Шуйский был низвержен и Москва присягнула королевичу Владиславу. В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Московского государства. В Новгород был послан для приведения к присяге и для оберегания от шведов, явившихся в это время на севере и от воровских шаек И. М. Салтыков. Новгородцы и, вероятно, во главе их и Одоевский, бывший постоянно в хороших отношениях с новгородским митрополитом Исидором, имевшим большое влияние на новгородцев, да, по-видимому, и сам пользовавшийся среди новгородцев уважением и любовью, согласились не раньше впустить Салтыкова и присягнуть королевичу, чем получат из Москвы список с утверждённой крестоцеловальной грамоты; но и получив грамоту присягнули только после того, как взяли с Салтыкова обещание, что он не введёт с собой в город поляков.

Скоро в Москве и во всей России возникло сильное движение против поляков; во главе ополчения, поставившего своей задачей изгнать поляков из России, стал Прокопий Ляпунов, вместе с некоторыми другими лицами составивший временное правительство, которое, вступив в управление страной, начало рассылать и воевод по городам.

Летом 1611 года к Новгороду подошёл шведский генерал Якоб Делагарди со своей армией. Он вступил в переговоры с новгородскими властями. Он спрашивал воевод, враги они шведам или друзья и хотят ли соблюдать Выборгский договор, заключённый со Швецией при царе Василии Шуйском. Воеводы могли ответить только, что это зависит от будущего царя и что они на этот вопрос ответить не имеют права.

Правительством Ляпунова в Новгород был послан воевода Василий Бутурлин. Бутурлин, прибыв в Новгород, начал вести себя иначе: немедленно начал переговоры с Делагарди, предлагая русскую корону одному из сыновей короля Карла IX. Начались переговоры, которые затянулись, а между тем у Бутурлина с Одоевским возникли распри: Бутурлин не позволял осторожному Одоевскому принимать мер к охране города, допустил Делагарди, под предлогом переговоров, перейти Волхов и подступить к самому пригородному Колмовскому монастырю, и даже разрешил, новгородским торговым людям поставлять шведам разные припасы.

Шведы поняли, что им представляется очень удобный случай овладеть Новгородом, и 8 июля повели приступ, который был отражён только благодаря тому, что новгородцы вовремя успели сжечь окружавшие Новгород посады. Однако новгородцы продержались в осаде недолго: в ночь на 16 июля шведам удалось прорваться в Новгород. Сопротивление им было оказано слабое, так как все ратные люди были под начальством Бутурлина, который после непродолжительного боя удалился из города, пограбив новгородских купцов; Одоевский и митрополит Исидор заперлись в Кремле, но, не имея в своём распоряжении ни боевых запасов, ни ратных людей, должны были вступить в переговоры с Делагарди. Был заключён договор, по условиям которого новгородцы признавали шведского короля своим покровителем, и Делагарди был впущен в Кремль.

К середине 1612 года шведы заняли всю Новгородскую землю, кроме Пскова и Гдова. Неудачная попытка взять Псков. Шведы прекратили военные действия.

У князя Пожарского не хватало войска, чтобы воевать одновременно с поляками и шведами, поэтому с последними он начал переговоры. В мае 1612 года из Ярославля в Новгород был отправлен посол «земского» правительства Степан Татищев с грамотами к новгородскому митрополиту Исидору, боярину князю Ивану Одоевскому и командующему шведскими войсками Якобу Делагарди. У митрополита Исидора и боярина Одоевского правительство спрашивало, как у них дела со шведами? К Делагарди правительство писало, что если король шведский даст брата своего на государство и окрестит его в православную христианскую веру, то они рады быть с новгородцами в одном совете. Одоевский и Делагарди ответили, что вскоре пришлют в Ярославль своих послов. Вернувшись в Ярославль, Татищев объявил, что от «шведов добра ждать нечего». Переговоры со шведами о кандидате Карла-Филиппа в московские цари стали для Пожарского и Минина поводом к созыву Земского собора. В июле в Ярославль приехали обещанные послы: игумен Вяжицкого монастыря Геннадий, князь Фёдор Оболенский и из всех пятин, из дворян и из посадских людей - по человеку. 26 июля новгородцы предстали перед Пожарским и заявили, что «королевич теперь в дороге и скоро будет в Новгороде». Речь послов закончилась предложением «быть с нами в любви и соединении под рукою одного государя».

Затем из Ярославля в Новгород было отправлено новое посольство Перфилия Секерина. Ему было поручено при содействии новгородского митрополита Исидора заключить со шведами договор «чтоб крестьянству была тишина и покой». Возможно, что в связи с этим поднят был в Ярославле и вопрос об избрании царем шведского королевича, признанного Новгородом. Однако, царское избрание в Ярославле не состоялось.

В октябре 1612 года Москва была освобождена и возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси, и в том числе в Новгород, были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. В начале 1613 года в Москве состоялся Земский собор, на котором был избран новый царь — Михаил Романов.

Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. В ходе событий Смутного времени границы Новгородской земли были существенно уменьшены из-за потери пограничных с Швецией земель по Столбовскому миру 1617 года.

В составе Российской империи

  • Новгородская губерния

В 1708 году территория вошла в Ингерманландскую (c 1710 Санкт-Петербургская губерния) и Архангелогородскую губернии, а с 1726 года была выделена Новгородская губерния, в которой было 5 провинций: Новгородская, Псковская, Тверская, Белозерская и Великолуцкая.

Замечания

  • В понятие «Новгородская земля» иногда, не всегда верно (в зависимости от исторического периода), включают области новгородской колонизации на Северной Двине, в Карелии и Заполярье.
  • Период политической истории Новгородской земли начиная с переворота 1136 года и резкого ограничения роли князя, до победы московского князя Ивана III над новгородцами в 1478 году большинством советских и современных историков принято называть — «Новгородская феодальная республика» .

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.