Опасен фанатизм. Что такое фанатизм и почему он опасен

«Давай только без фанатизма», – говорит жена супругу, решившему допоздна поработать за компьютером. Под этим она подразумевает заботу о его здоровье и выражает надежду на благоразумие мужа. Или то же говорит руководитель подчиненному, когда переживает, что из лучших побуждений последний перестарается, и результат дела будет плачевным. Что же такое фанатизм и чем он опасен? Давайте разберемся.

Фанатизм – слепая и ярая приверженность религии, идеи, человеку, делу и т. д. Это неадекватная, некритичная вера чему-то или кому-то, во что-то или в кого-то.

Фанатизм – вариант неадекватной самореализации и уход от самого себя, мира. Вся жизнь фанатика вертится вокруг одного объекта. Примеры фанатизма:

  • Ученый может фанатично относиться к науке и своему последнему исследованию.
  • Футбольный фанатик готов снова и снова получать тяжелые травмы в драках.
  • Фанатичные поклонницы готовы убить за фото с кумиром (в том числе его убить).

Есть фанаты – люди, поддерживающие исполнителя, веру или идею. Они критикуют, порицают и хвалят, уважают мнение других людей. А есть фанатики – люди, слепо культивирующие что-либо или кого-либо, они не приемлют мнение других людей, способны на войны и убийства, в том числе уничтожение своих же идеалов.

В древности фанатиками называли приверженцев культа, устраивающих ритуалы и бесчинства. Только представьте: пляски в трансовом состоянии, жертвоприношения, завывающие песнопения и подобное. Пугающе, но что еще страшнее: это происходит в нашем, XXI веке.

Формы фанатизма

В фанатизм могут перейти идеи или , политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.

Чаще о феномене фанатизма говорят в рамках религии. Верующие люди не уходят в секты, не убивают себя ради просвещения, не отдают весь заработок (не только свой) в религиозную казну. Этим занимаются фанатики. Терроризм – тоже вариант фанатичного отношения к вере.

По степени опасности выделим две формы фанатизма:

  • Средняя. Приверженцы идеи отрицают альтернативы, отстаивают свою точку зрения. Фанатики среднего типа в основном общаются с себе подобными, при необходимости отстаивают свою веру.
  • Тяжелая форма. Фанатики пытаются переубедить приверженцев других мнений или переманить на свою сторону нейтральных людей. Для переубеждения они используют жесткие методы: пытки, избиения, угрозы, наказания.

Кроме названных форм отметим:

  • Социально допустимый фанатизм, например, футбольный (к нему относятся настороженно, но более или менее лояльно), (подростковые тематические объединения по интересам: музыке или философии, стилю одежды).
  • Социально порицаемый фанатизм (секты, терроризм).

Стоит отметить, что любая форма фанатизма потенциально опасна. Футбольные фанатики нередко продолжают свой путь в криминальном направлении. Подростки за «неправильную» одежду способны убить (репортажи об этом не такая уж редкость, например, нашумевшее «поясни за шмот»).

Причины фанатизма

Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы . Кроме того, фанатизму подвержены люди:

  • не уверенные в себе;
  • нуждающиеся в управленце, испытывающие в подчинении;
  • испытывающие трудности в самоидентификации и самореализации;
  • не доверяющие миру и себе;
  • необразованные, верующие в предрассудки, находящиеся в (особенно актуально для религиозного фанатизма);
  • внушаемые, «пустые» (нет своего мировоззрения, идеалов, );
  • страдающие шизофренией и ;
  • шизоидного, истерического или застревающего .

Предрасположенность к фанатизму формируется в детстве под влиянием разрушающего стиля семейного воспитания. Такой эффект оказывает авторитаризм, требовательность, манипуляции ребенком, изоляция, лишения, насилие, отсутствие любви и заботы. Ощущение ненужности, несостоятельности и беспомощности – прямой путь к фанатизму.

Фанатизм личности – результат чьих-то . Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из , которой управляет . Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.

Признаки фанатизма

Характерная черта фанатизма – человек не делит содержание своей веры на хорошие и плохие элементы, допустимые и недопустимые. Он считает правильным все, что относится к его идее, и неправильными все сторонние мнения.

К другим признакам фанатизма относится:

  • близкое и болезненное переживание, бурные реакции на все, что относится к вере;
  • наличие атрибутики веры, преследование кумира;
  • отстаивание своей правоты, а не истины;
  • в отношении окружающих людей;
  • упадок интереса к прежним хобби;
  • сленг, ритуалы, свойственные предмету фанатизма;
  • убежденность в собственной правоте и чувстве собственного превосходства;
  • замкнутость или общение с «соратниками».

Фанатики не стабильны в психологическом плане, асоциальны и агрессивны. Они опасны для себя и окружающих, так как не поддаются никаким . У окружающих фанатик вызывает страх одним своим видом и поведением. Их часто описывают фразой «он словно не в себе, сумасшедший». Вид, как правило, соответствующий: громкая речь, резкие и экспрессивные выражения, крики и угрозы, ненормальный блеск в глазах, активная жестикуляция. Фанатик не видит и не слышит реального мира, он живет в своей реальности.

Чем опасен фанатизм

Фанатизм – деструктивная приверженность чему-либо. Она лишает личностной свободы, развития и самореализации. Но это половина проблемы. Вторая часть опасности состоит в неспособности фанатика принять другую точку зрения, вообще признать сам факт сосуществования альтернативных идей. Результатом непринятия других идей становится вражда, войны, насилие, дискриминация.

Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.

Поводом для фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.

Как избавиться от фанатизма

Как определить, фанатик человек или нет? Если он готов (по-настоящему, а не на словах) убить за свою веру себя или другого человека, то он фанатик.

  • Для избавления и профилактики фанатизма необходимо развивать , культуру ума и , уважение к человеческой как таковой.
  • Второй вариант – обесценить, разочароваться настолько, чтобы вместо ярких эмоций не испытывать к прежнему объекту ничего, то есть быть индифферентным.

Самостоятельно донести до фанатика опасность и ненормальность его состояния невозможно. Нужно обращаться к психотерапевту, однако и они не дают 100% благоприятного прогноза. Для избавления от фанатизма необходимо полноценное лечение и реабилитация, иногда с социальной изоляцией.

Но самое важное для лечения – желание личности избавиться от фанатизма, признание проблемы. Тогда есть хоть какие-то шансы.

До посещения психотерапевта близкие люди могут попробовать:

  • Развить критическое мышление фанатика: расширить его восприятие, найти несколько достоверных литературных источников, демонстрирующих плюсы и минусы веры больного. Нужно акцентировать внимание на разрушающей силе слепой веры. Примеров история знает немало.
  • Помочь фанатику определить главный страх, загнавший его в слепую веру. Страх – главная эмоция всех фанатиков. Они боятся мира, себя, лидера, прошлого опыта, будущего и т. д.
  • Поклонение культу похоже на . Даже механизм развития и избавления у них примерно одинаковый. Соответственно, рекомендации те же.

На момент терапии важно отлучить фанатика от источника возбуждения (культа). Его состояние в этот период будет напоминать ломку. Потому кто-то близкий и понимающий обязательно должен быть рядом.

Избавиться от фанатизма непросто, нужна длительная психотерапия и полноценная реабилитация. Необходимо помочь человеку повторно социализироваться в обществе, избавиться от второстепенного устроиться на работу, проработать и перестать убегать от них.

Фанатизм - это увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Фанатизм характеризуется выработкой человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы.

Особое место в психологии девиантного поведения в связи с социально-психологической значимостью последствий занимает религиозный фанатизм. Разрушение семей, разрыв родственных и дружеских связей, резкая и кардинальная смена стереотипа жизни человека ставят эту проблему на одно из первым мест по значимости. Наибольший интерес представляет психологический аспект веры, позволяющий анализировать механизмы формирования фанатичного поведения, становление аномалий и отклонений от этно- и социо-культуральной норм, изучение изменений, происходящих в личности под воздействием религиозной общины.

Характерной особенностью религиозной веры является признание существования сверхъестественного, под которым понимается нечто, не подчиняющееся законам окружающего мира, лежащего «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Особую роль играет феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой единомышленников, «посвященных в тайну»; с другой, укрепляющий чувство превосходства над другими (непосвященными) людьми.

Наиболее благоприятной почвой для возникновения отклоняющегося поведения считается сектантство. Последователи христианства считают, что секта - это «организованное общество людей, разномыслящих с...церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении» (Б.А.Любовик). Не существует однозначной трактовки понятия секта, поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер. По мнению представителей «больших (старых, склонных к монополизации веры)» религий отличительная черта секты заключена в том, что она в своих воззрениях отличается от главенствующей, не является официальной и широкораспространенной в конкретной стране религией. Подобную точку зрения нельзя признать обоснованной. Можно согласиться с тем, что тоталитарные религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в сознании у человека состояния повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д. В нетрадиционных религиях, как правило, большую роль играет эмоционально-психологическая сторона, оттесняющая на задний план вероучение. Это выражается в провозглашении приоритета религиозного переживания. Большое значение придается «боговдохновленной» форме проявления чувств и поведения верующего как свидетельству подлинной и глубокой религиозности человека. Спонтанные проявления религиозных чувств, особенно состояния транса, экстаза, интерпретируется как «просветление», как приобщение к божественной реальности, к которым и стремятся адепты религиозной группы (А.Ю.Егорцев).

По мнению В.В.Павлюка, религиозная секта воспитывает у своих членов «реакцию избегания», вследствие которой верующий непроизвольно, как бы автоматически, избегает тех действий, которые не одобряются группой. Привитая в ходе общения и воспитания в религиозной группе такая эмоциональная реакция блокирует возможность отступления от принятых в группе норм. Подкреплением для «реакции избегания» выступают определенные религиозные санкции со стороны группы в целом, либо ее лидеров в виде неодобрения, осуждения. Чувство общности, объединенности с другими членами группы может быть весьма реальным психологическим фактором в религиозной группе. Угроза применения или пример применения в прошлом мер осуждения, отчуждения вызывает чувство опасения быть отверженным группой и тем самым выступает своеобразным психологическим стражем отступления от регламентированных норм повседневной жизни верующего.

Характерными особенностями воздействия тоталитарных сект на личность считаются (А.Ю.Егорцев):
1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование разрыва с критически настроенными людьми; ограничение круга общения только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).

В рамках религиозной секты формирование религиозного фанатизма существенно облегчается, поскольку лидером и самой общиной с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируется готовность не сомневаться в правильности или неправильности собственного поведения, снимается ответственность за него и как следствие волевой контроль собственной деятельности. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Одним из актуальных, теоретически и практически значимых является вопрос о личностных особенностях, предрасполагающих к вовлечению индивида в религиозную секту, о соотношении внутренних устремлений личности, религиозной толерантности и необходимой степени активной психологической «вербовки» для становления религиозного фанатизма. Известно, что особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления.

RJ. Lifton выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе:
1) контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;
2) мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3) требование чистоты - четкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта - «хорошая» и «чистая», все остальное - «плохое» и «грязное».
4) культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины.
5) «святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6) нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7) доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. «цель оправдывает любые средства».

По мнению Е.Н.Волкова, личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный «опыт», она переживает групповой «опыт», отсюда - сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности (РЛифтон), сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и склонны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «Я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «Я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «Я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых - психологически - условиях (Е.Н.Волков).

Исследования RJ.Lifton привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающим фактором к этому может становиться низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырех формальных признаков сознания (по К.Ясперсу). У него нарушается: 1) чувство деятельности - осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; 3) осознание собственной идентичности: я остаюсь тем, кем был всегда; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Многообразие психических феноменов, возникающих в результате пребывания человека под культовым контролем и кардинально изменяющих его поведение в сторону аномалий и девиаций, можно сгруппировать в следующие восемь блоков (рис. 12):
1) Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).
2) Блок аффективных феноменов-расстройств (психопатологические эмоциональные состояния (переживания) в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т.д.).
3) Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).
4) Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений).
5) Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма).
6) Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени).
7) Блок мыслительных аномалий (использование т.н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей).
8) Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов могут стать психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.

К сверхценным психологическим увлечениям при девиантном поведении относится деятельность, посвященная проповедованию тех или иных мистических традиций, эмоциональная поглощенность и следование традициям экстрасенсорики и эзотерики - пара-психологическая зависимость. Сутью подобного девиантного поведения является убежденность в том, что действиями, переживаниями и даже сознанием человека управляют «неведомые силы». Адепты экстрасенсорики убеждены в существовании «сверхъестественных» феноменов и процессов, вызывающих те или иные болезненные патологические проявления индивида на уровне соматики или психики. Основой парапсихологических воззрений становятся остающиеся нераспознанными феномены психической деятельности человека, которые трактуются как экстрасенсорные, биоэнергетические. По мнению А.ПДуброва и В.Н.Пушкина, биогравитация - это способность человека создавать, излучать и воспринимать определенный вид физического поля, имеющего специфическую квантово-импульсную природу, сходную с гравитацией, и в то же время имеющие свои «особые черты».

Все обоснования существования биоэнергетики в настоящее время носят гипотетический характер и поэтому могут рассматриваться лишь как одна из версий возможной трактовки происходящих в человеке психических и психосоматических процессов и не могут приниматься за факты. Лица, поведение которых базируется на парапсихологических воззрениях и постулатах экстрасенсорики, не принимают во внимание принципиально важное научное мировоззрение и способ доказательства чего бы то ни было в сфере познания. Они настаивают и в этом вопросе на привлечении к анализу ненаучных методов и способов анализа действительности.

Отклоняющееся поведение, базирующееся на традициях экстрасенсорики, можно разделить на пассивный и активный варианты. При пассивном варианте человек, разделяя экстрасенсорные традиции осмысления действительности и, в частности, межличностных отношений (любви, верности, зависти и др.), возникновения и лечения болезненных проявлений (порча, сглаз и др.), прибегает к помощи практикующих экстрасенсов лишь в случаях появления семейных (партнерских, сексуальных) проблем или болезней. При активном варианте человек с определенного момента начинает ощущать в себе необычные способности («прозревает») и изменяет весь стиль поведения, стараясь максимально использовать «новые качества его личности». В некоторых случаях человек начинает ощущать в себе способности прогнозировать течение и исход событий (ясновидение и провидение), в других - начинает осознавать лечебные и оздоровительные качества своих действий. Нередко, такой человек отказывается от прежних привычек и поведенческих стереотипов. Он способен бросить любимую работу, уйти из семьи и «помогать страждущим». Его воззрения в возможность исцелять людей превращается в стойкую непоколебимую убежденность, не требующую доказательств. Критика его способностей со стороны окружающих либо игнорируется им, либо встречает сопротивление, когда «экстрасенс» начинает активно противостоять официальной медицине.

Девиантное поведение, основанное на увлечении экстрасенсорикой и эзотерикой, может базироваться как на характерологических особенностях, так и на психопатологических симптомах и синдромах (мы не рассматриваем варианты сходного по форме псевдодевиантного поведения, основанного на попытке извлечь выгоду из заблуждений людей).

Допустим, при разгадывании кроссворда вам попалось такое определение: «преданность чему-либо» – и в наличии только восемь букв. В такой ситуации первое, что приходит на ум, это слово «фанатизм». И вы будете правы, так как это верный ответ.

Фанатичность. Кого можно считать фанатиком

В настоящее время большинство людей употребляет понятие «фанатик». Многие догадываются, что означает это слово, но лучше уточнить. В психологии дается такое значение слова фанатизм – это зачастую безосновательное и плохо осознаваемое убеждение в каком-либо предмете или явлении.

Очень часто именно эти характеристики фанатизма ведут к ошибочным, необдуманным действиям. К сожалению, в истории можно найти большое количество примеров, которые доказывают это.

Психология отмечает, что фанатизм – это серьезное психическое заболевание. Правда, в разных странах психологи не одинаково определяют его границы. Например, в Соединенных Штатах Америки вас посчитают фанатиком, если вы хотя бы чуть-чуть отклонитесь от стандарта психически здорового человека. И эту болезнь незамедлительно начнут лечить методами, которые предусматривает психология.

К данному моменту известны виды убеждений, которые связаны со следующими отраслями жизни общества:

  • Религия.
  • Спортивная деятельность.
  • Искусство.
  • Политика.
  • Здоровье.
  • Научная деятельность.

Как ни удивительно, но именно первые три вида из вышеприведенных на данный момент являются самыми распространёнными.

У каждого вида фанатизма есть свои определенные признаки. Но если постараться, то можно найти и общие черты и характеристики данных признаков. Психология выделяет следующие характеристики:

  • Фанатик чересчур тяжело переносит всё то, что переживает тот, кому он поклоняется. Самой крайней формой является самоубийство. Очень часто человек приходит к этому в тот момент, когда его герой либо умирает, либо заканчивает свою профессиональную деятельность.
  • Большую часть своих сбережений фанатик расходует на то, чтобы преследовать объект своего подражания. Он ездит за ним повсюду, ходит на каждое его выступление, покупает все, что хоть как-то связано с его героем, и так далее.
  • Человек зациклен на чем-то одном. Он все время говорит об одном и том же. Все время пытается показать, что он убежден в идеальности объекта поклонения.
  • У молодых людей часто сужается круг интересов. Их перестает интересовать то, что до этого увлекало. Все отходит на второй план. Все внимание переходит на объект поклонения.

Но нужно отдать должное людям. У многих фанатизм является временным явлением, которым большинство «переболевает» в подростковом возрасте. Но у любого правила есть исключения, и иногда все же встречаются люди с крайними формами проявления болезни.

Говоря про фанатизм, стоит рассмотреть и такое понятие, как фанатичность. Фанатичность – это характерные убеждения, которые присутствуют у фанатичной личности. Фанатичный человек всегда имеет какие-то свои особенные взгляды на то, что происходит вокруг.

Теперь, когда мы более или менее разобрались с тем, что такое фанатизм и кто такие фанатики, поговорим о самых распространенных формах фанатизма – это идейный и религиозный фанатизм.

Распространенные формы убеждения

1. Религиозное убеждение – это наиболее выраженная форма заинтересованности в религиозной сфере деятельности, с сотворением из нее культа поклонения и созданием группы людей с одинаковым мышлением.

Относительно недавно это понятие встречалось исключительно в учебниках по истории. Оно относилось ко временам СССР. Но сейчас жизнь людей изменилась, и мы слышим о религиозном фанатизме чуть ли не каждый день.

Человеку, который абсолютно никак не связан с религией, может показаться, что любой религиозный человек – это носитель радикальных религиозных убеждений. Но для верующих людей сравнение их с фанатиками является по меньшей мере оскорбительным.

Почти всегда религиозное убеждение основано на том, что святая жертва приносится во имя Бога. Основой данного убеждения является вера. Вот тут следует быть аккуратнее. Не нужно путать веру и фанатизм. Вот отличия этих двух явлений:

  • У верующего человека спокойное, не агрессивное поведение, а у фанатика всегда бьют ключом эмоции, он не в силах сдерживать себя.
  • Верующие люди никогда не желают другим зла. Фанатик может быть агрессивным в своих действиях, и очень часто.
  • Обычно чтобы доказать свою точку зрения, фанатик пытается перекричать своего оппонента. Верующий человек старается спокойно, умиротворенно донести свои мысли до других.

В общем и целом разница понятна. Один спокоен, другой агрессивен. Фанатизм тесно связан с религией. Но не нужно забывать, что религия в первую очередь подразумевает неподдельную веру.

2. Идейное убеждение также часто называют политическим фанатизмом. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что с ним мы встречаемся каждый день. Идейный фанатизм связан с борьбой людей за свои политические убеждения, с достижением определенных политических целей и выражением взглядов на режим и власть, с помощью которых ведется управление страной.

Как пример проявления такого фанатизма можно привести большое количество терактов, которые совершены ради захвата власти. Также сюда можно отнести восстания, государственные перевороты и так далее.

Психологи отмечают, что источником политических убеждений зачастую выступают желание власти и жажда подчинить себе как можно больше людей любой, возможной и невозможной, ценой. Именно поэтому самые непримиримые политические фанатики так или иначе обращались к методам, которые позволяют захватить власть.

Причины фанатизма

Разобравшись в основном с темой фанатизма, мы хотим рассмотреть сейчас самое главное – причины данного явления. Итак, основными причинами фанатизма на данный момент являются:

  • Неудовлетворенность своим личным или социальным статусом.
  • Избегание неприятных ситуаций, посредством полного воодушевления чем-то другим.
  • Реализация своего эго.
  • Желание управлять кем-либо или чем-либо.
  • Стремление к уходу от проблем, из реального мира.

У фанатиков всегда есть определенные признаки. Вот примеры некоторых из них:

  • Флаг, гимн, специальная одежда.
  • Плакаты, баннеры, вывески.
  • Безосновательные всплески агрессии.
  • Объединение в группы.
  • Одинаковый образ жизни.
  • Зацикленность на объекте подражания.

Каждый человек «фанатеет» от чего-либо, ну, или от кого-либо. Главное – не забывать, что фанатизм - это болезнь. Не нужно сломя голову гнаться за тем, что вам нравится. Здраво оценивайте ситуацию и никогда не доводите фанатизм до крайней стадии. А лучше всего переболеть этой болезнью в подростковом возрасте. Автор: Ольга Морозова

Можем ли мы осуждать человека, если он фанатично предан своей семье, Родине, работе? Конечно нет. В данном случае мы имеем дело с нормальным, естественным проявлением гуманистических начал современного общества. Подобный фанатизм не имеет ничего общего с тем социальным явлением, которое может привести общество к фатальным трагедиям, с которым следует бороться.

Безоговорочное слепое, следование убеждениям, приверженность определенным идеям, верованиям или воззрениям, особенно в области философско-религиозной, национальной или политической сферах мы называем фанатизмом (от лат. fanatismus). Трудно отнести проблему неадекватного поведения человека или многочисленного сообщества людей к чисто психологической она давно стала и социальной, и философской.

Вспомним! В юношеском возрасте сильное увлечение чем-либо было обычным явлением. Девочки бегают на все концерты любимого ансамбля или исполнителя, часами простаивают у касс за билетами, обклеивают стены своих комнат вырезками обожаемых исполнителей, устраивают охоту за автографами. Мальчики проделывают тоже самое в отношении своей футбольной или хоккейной команды. Собираются в большие группы, имеют собственную символику и атрибуты, совершают публичные акции, враждебно относятся к болельщикам других клубов. С возрастом эти пристрастия затухают. В данном случае мы имеем дело с поклонничеством.

Эмоциональное проявление фанатизма характеризуется отсутствием объективной оценки собственного поведения, одержимостью, верой в исключительность предмета своего обожания, враждебным восприятием всякой критики, чрезмерным рвением к массовой демонстрации своих взглядов и убеждений. Что отличает фанатика от поклонника? Фанатик не обращает внимания на нормы и правила, принятые в обществе, он может спокойно их переступить для достижения заветной цели, поклонник их не нарушает.

В классификации психических расстройств, обычно, выделяют семь видов фанатизма:

религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств. Любой фанатизм в какой бы форме он не проявлялся опасен для общества. Даже безобидные «чудики», которые ничего не хотят слышать и видеть вокруг себя, а живут исключительно в сфере собственных болезненных пристрастий и представлений, при определенных обстоятельствах, могут совершать любые антиобщественные действия (от стрельбы в универсаме до захвата воздушного судна). Подлинный фанатизм безжалостный, он высушивает человека, занимает все его мысли, способен подтолкнуть к неконтролируемым действиям.

Наиболее опасными видами массового фанатизма следует назвать религиозный и политический. Самыми опасными представителями религиозного фанатизма, который, в данном случае очень тесно связан с политикой, являются исламские фундаменталисты, которые буквально противопоставили себя всему остальному миру. Их фанатизм основан на искренней вере и святости жертвы во имя Бога. Террористы смертники стали настоящей угрозой миру, от отдельного выступления фанатов одиночек до военного противостояния государств. Исламские фанатики ради эфемерных целей держат в страхе ничем неповинное мирное население, не жалея, при этом, ни женщин, ни детей. Откуда берутся эти фанатики? Молодые люди с неустойчивой психикой и слабой нервной системой составляют основу для пополнения исламских смертников. Этому способствует слабое знание исламских религиозных текстов, полная изоляция от канонического ислама, отвергающего всякое насилие. Исламский фанатизм преодолевается просвещением. Ведь не зря первое слово Священного Корана, переданное Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джебраила, было «читай».

Другое очень опасное для общества проявление массового фанатизма - это политический экстремизм, выраженный в деятельности ряда крайне реакционных политических партий фашистского толка. Отстаивая доминанту силы, они проповедуют национальное и расовое превосходство.

Фашистская идеология, замешанная на проповеди национальной исключительности всегда находит благодатную почву среди молодых людей, которые в поисках силы и защиты ищут объединения со сверстниками на единой идейной основе. Вирус фашистской идеологии хотя и носит латентный характер, но до сих пор присутствует в политическом спектре многих государств рядом с демократическими институтами (страны Прибалтики, Украина) И в России в 90 х годах прошлого столетия существовали организации «Память», отделившаяся от неё «Черная сотня», воссозданный в 2005 году «Союз русского народа». В принципе, фанатик может возникнуть вокруг любого идеала. Это блестяще показал Ю. Мамин в фильме «Бакенбарды» (1990). Механизм формирования тоталитарной диктатуры и фанатизма в городке Заборск показан на примере творчества А.С. Пушкина.

Известный советский философ Мераб Мамардашвили писал: - «Для человека, не готового затрачивать усилия, чтобы искать индивидуальный ответ, самый простой путь найти знамя, под которое можно встать в общем строю». Этот путь он называл: - «соблазнительная пропасть легкости»

Для любого цивилизованного общества, построенного на гуманистических началах - фанатизм, превращающий человека в послушное, стадное, безликое существо, способное ради безумных идей преступить все моральные и правовые преграды не самое лучшее приобретение. Нормальное демократическое общество должно поставить ему заслон!