Мотивация поведения________________________2
Формирование личности______________________7
Мотивация и личность_______________________12
Заключение
Список литературы
Мотивация поведения
На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:
· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.
· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.
· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.
Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).
Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Формирование личности
Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.
Ранее мы отмечали, что в структуре поступка выделяют следующие элементы и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат.
Остановимся вкратце на отдельных элементах поступка, имеющих значение для его оценки.
Результаты поступков, как правило, доступны наблюдению, так как они рано или поздно получают то или иное материальное воплощение, а их нравственная ценность определяется социальным критерием. Сложнее обстоит дело с выявлением подлинных мотивов поступков и установлением их моральной ценности.
Общественные отношения реализуются в деятельности множества людей. Эта деятельность имеет общие черты у представителей того или иного класса получая, как об этом уже говорилось, выражение в стереотипных формах поведения, нравах. При этом нравы не возникают случайно: в них «материализуются» определенные, общие для данного класса потребности и интересы. Ближайшее рассмотрение истории, писал Гегель, убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов.
Нравы фиксируются в общественном сознании в виде моральных норм, распространенных нравственных чувств, убеждений, идеалов, привычек и т. п. Эти элементы общественного морального сознания, воспринятые индивидуальным сознанием, в общем определяют поведение личностей, но только в наиболее общих, типичных для данного класса чертах. В сознании личности эти общие черты поведения, объективируясь, могут претерпевать значительные изменения, обусловленные биопсихическими особенностями индивида (темпераментом и т. п.), ближайшим социальным окружением, особенностями воспитания. Поэтому установление истинного мотива определенного поступка в конкретной ситуации подчас оказывается нелегким делом даже для совершившего этот поступок.
Прежде всего, надо установить, что такое мотив поступка ? В научной литературе нет достаточной ясности по этому вопросу, иногда в качестве мотивов выдвигаются явления, далекие от существа дела. Например, нередко мотивы поступков смешивают со стимулами. Однако такое смешение неправомерно. Стимул (побуждение) -- более широкое понятие, чем мотив. Можно обозначить по крайней мере следующие различия между мотивом и побуждением. Стимул -- это всякая непосредственная причина поступка. Мотив же поступка не всегда и не обязательно совпадает с причиной, предшествующей действию. Так называемые оправдывающие мотивы осознаются и выдвигаются после совершения действия. Например, непосредственной причиной физического противодействия хулигану может выступить необходимость самозащиты, а при последующем объяснении, оправдании поступка может быть выдвинут мотив охраны человеческого достоинства, общее убеждение в социальной вредности хулиганства и т. п. В качестве непосредственного стимула чаще всего выступает какая-нибудь внешняя необходимость: внезапно возникшая опасная ситуация, внешнее принуждение. Мотив же -- всегда побуждение, заключенное в собственном сознании человека: его чувство, желание, интерес, убеждение, потребность, цель и т. п. Несомненно, потребности, цели, интересы людей обусловлены объективными социальными факторами, поэтому их субъективность относительна. Но психологически они всегда ощущаются индивидом как нечто свое, избираемое по собственной воле. Мотивы не просто побуждают к определенной деятельности, они придают ей субъективный, личностный смысл. Это видно из того факта, что субъект действия всегда готов нести ответственность за мотивы своего поведения, но не согласен нести ее за поведение в целом, в частности за последствия своих действий, ссылаясь на не зависящие от его воли «искажения» первоначального намерения. Иначе говоря, мотив -- это всегда внутреннее побуждение к действию. При всем том и не всякое внутреннее побуждение может быть признано мотивом, подлежащим моральной оценке. Некоторые поступки (как добрые, так и злые) совершаются спонтанно, под влиянием неосознаваемого в момент действия внутреннего побуждения: аффекта (гнева), инстинкта (самосохранения) и т. п. В таких случаях отсутствует сознательное целеполагание, выбор мотивов; фактически действие оказывается однозначно детерминированным рефлекторной реакцией на возникшую ситуацию. Здесь недостает сознательной мотивации, в лучшем случае она производится постфактум в целях оправдания, обоснования, объяснения уже совершенного действия. Вместе с тем, инстинкты, аффекты, привычки неодинаковы у разных людей: в одной и той же ситуации, например во время стихийного бедствия, при несчастном случае и т. п., один человек «неожиданно» поступает как герой-альтруист, другой -- как эгоист и трус. Но в любом случае подсознательные субъективные побуждения как бы внезапно и спонтанно включаются в поведение, не получая предварительной «проработки» в рассудке в момент совершения конкретного акта поведения. Все это позволяет говорить об определении мотива как внутреннего и притом осознанного побуждения к действию.
Вопрос о мотивах поведения довольно подробно обсужден в психологической и социально-психологической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн). Выявлены механизмы взаимосвязи социальных детерминант поведения и непосредственных мотивов поступков на разных уровнях социализации личности (Д. А. Кикнадзе, Н. Н. Крутова, В. Момова, Б. О. Николаичева, Е. А. Якубы и др). Определены преимущественные элементы индивидуального и коллективного сознания, которые чаще всего выступают мотивами поведения людей.
Тем не менее, стройная классификация мотивов не разработана с достаточной мерой ясности, что отчасти связано с нечеткостью самого понятия мотива, как это было отмечено выше. Отсутствие строгой классификации мотивов порождает определенные трудности в объяснении поведенческих актов и их оценке. Как писал С. Л. Рубинштейн, «при объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня и плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи. Мыслить здесь однопланово, искать мотивы поступка только на одном уровне, в одной плоскости -- значит заведомо лишить себя возможности понять психологию людей и объяснить их поведение». Если иметь в виду конкретный поступок, то обычно возникает потребность вычленить его доминирующий мотив.
В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания, в которых выражается его ценностное отношение к действительности, к другим людям, к самому себе. Мотивами поведения могут выступать потребности, точнее, не сами по себе потребности, а осознанная необходимость их удовлетворения (неосознанные потребности могут выступать стимулами или побуждениями поступков, но не их мотивами); интересы-- избирательная направленность сознания на те или иные потребности; цели--образы ожидаемых или желаемых результатов деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и интересов.
К числу высших мотивов поступков следует отнести также убеждения -- глубоко осознанные, продуманные и прочувствованные установки и ориентации, ставшие общими принципами поведения, на рациональном уровне определяющие и контролирующие более частные мотивы поступков. Разумеется, у разных людей в силу специфических черт характера, мировоззрения и т. д. те или иные побуждения или группы побуждений выступают преобладающими мотивами поступков. Так, у людей рассудительных мотивы поступков чаще всего рассудочные: идейные установки, убеждения, принципы и т. п. У фантазеров и эмоциональных людей мотивами поступков часто выступают более или менее осознанные или спонтанно возникающие эмоциональные состояния, чувства, настроения. Поэтому относительно каждого человека можно предполагать, что у него имеется какой-то доминирующий тип, или способ, мотивации поведения. При всем том даже у отдельного человека мотивы поведения более или менее многообразны, и их нельзя свести к какому-то одному побуждению, пусть и доминирующему.
Как известно, в основе всех побуждений к действиям лежат социально-детерминированные потребности и интересы. Последние, в их общественном содержании обусловлены материальными (экономическими) отношениями. Как подчеркивал Ф. Энгельс, «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы». В данном высказывании Энгельс имел в виду преимущественно общие, классовые интересы. Однако, эти общие (классовые, групповые и т. д.) интересы в сознании отдельного человека модифицируются под воздействием множества факторов частного значения: профессии, возраста, пола, характера человека, его мировоззрения и тысячи других обстоятельств личной судьбы. Все это находит отражение в жизненной позиции личности, ее стереотипных установках, в более «подвижных» ценностных ориентациях, убеждениях, нравственных чувствах. Эти элементы индивидуального сознания выступают далее непосредственными мотивами конкретных поступков, основаниями (или оправданиями) действий. Иначе говоря, процесс осознания мотивов и выбор мотива данного действия называется мотивацией.
Помимо результата и мотива третьим структурным элементом поступка, существенным для его моральной квалификации, являются внешние условия перехода мотива в результат. Обстоятельства, при которых происходит мотивация и совершается действие, вплетаются в саму структуру поступка, внося существенные коррективы в его личностную оценку.
1. Потребности
Потребности, это что?
Психолог: В жизни любого человека практически не бывает таких моментов, когда бы он не испытывал какой-нибудь потребности. То он хочет есть или пить, то желает приобрести какую-нибудь вещь (новую одежду, современный компьютер). Бывает, что человека угнетает страх перед ворами, и он, чтобы обеспечить свою безопасность, стремится обзавестись крепкой железной дверью. Большинство людей мечтает о дружбе и любви. Многие хотят добиться уважения в кругу своих знакомых или развить свои способности. Все это примеры многочисленных человеческих потребностей.
Потребность – это испытываемая человеком нужда или недостаток в чём-либо необходимом.
Бывает так, что человек не испытывает никаких потребностей?
Психолог: Потребности никогда не исчезают. Стоит исполнить одни желания, как немедленно возникают другие. Стремление удовлетворить свои потребности заставляет человека действовать, побуждает его к тем или иным поступкам.
А если испытываешь сразу несколько потребностей?
Психолог: Хотя в любой момент своей жизни человек испытывает не одну, а несколько потребностей, не все они равноценны. Какая-то потребность кажется более необходимой, более «насущной», удовлетворение другой потребности можно немного отложить, а третья вообще «может подождать» своего удовлетворения до лучших времён.
И какие потребности важнее?
Психолог: Уже давно отмечено, что на первом месте в «очереди» обычно стоят, так называемые, физиологические потребности. Каждый человек должен дышать, есть, пить, спать, согревать и укрывать от непогоды своё тело, где-то жить. Поэтому потребности в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилище являются самыми насущными из всех нужд. Ведь для человека, испытывающего чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи.
Что происходит с желаниями человека, когда физиологические потребности удовлетворены?
Психолог: Их место тотчас занимают другие, менее насущные. Считается, что это потребности в безопасности и защите. Подобно тому как сытый человек не испытывает голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает беспокойства.
А потом?
Психолог: Когда человек сыт, здоров, обеспечен одеждой, имеет кров над головой и чувствует себя в безопасности, приходит время других, более возвышенных духовных потребностей, составляющих основу его внутренней жизни. Это потребности в общении с людьми, в дружбе, любви, потребность в уважении других людей и самоуважении.
Самую высокую группу потребностей составляют те, которые направлены на развитие своих способностей и талантов.
2. Интересы
Что такое интерес?
Психолог: Довольно часто какая-то из потребностей человека перерастает в устойчивое стремление, которое волнует и увлекает его. Тогда речь идёт уже не просто о потребности, а об интересе. Это слово переводится с латинского как «важность», что совсем не случайно! Ведь фраза «Мне это интересно» почти всегда равнозначна фразе «Мне это важно».
Интересы у разных людей не совпадают. Кого-то увлекает наука, кого-то спорт, кого-то музыка или литература. Но можно сказать, что в самом общем смысле любой интерес – это желание узнать что-то новое в определённой области.
Откуда появляются интересы?
Психолог: Не всегда это можно понять. Порой интерес пробуждается неожиданно, словно сам по себе. Человек не знает, почему его заинтересовало именно это занятие, именно этот предмет. Бывает, что свою роль играет элемент новизны, но случается и так, что человек долгое время занимается чем-нибудь без интереса, по необходимости, а потом начинает испытывать к этому малопривлекательному делу интерес. Однако, как правило, интересы пробуждаются благодаря влиянию других людей. Тут может сыграть свою роль пример друзей, учителей или родителей.
Интересы одного человека как-то различаются?
Психолог: Несомненно. Если интерес проявился однажды, ещё не значит, что он будет длительным и стойким. Человек может увлекаться сегодня одним, а завтра – другим. Важное значение имеют устойчивые интересы, которые не угасают на протяжении многих лет, влияют на образ жизни человека, на его отношения с другими людьми. Подобные интересы, наряду с характером человека и его способностями, определяют его индивидуальность.
Надо так же различать глубокие и поверхностные интересы. Глубокий интерес – всегда интерес сознательный и продуманный.
Интересы могут быть широкими и узкими. Кто-то, к примеру, увлекается музыкой вообще, а кто-то является «фанатом» только одной определённой группы, а до другой музыки ему вообще нет никакого дела.
Интересы могут быть «хорошими» и «плохими»?
Психолог: Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни. Длительные, широкие, глубокие интересы формируют характер человека, делают его ярче, способствуют развитию его способностей. Но порой какой-нибудь интерес (например, безудержное пристрастие к компьютерным играм) берёт над человеком такую власть, что его жизнь становится тусклой, однообразной, отнимает все его силы и не дает развиться индивидуальности.
Испытывать интерес это важно?
Психолог: Любое дело спорится в руках, если оно делается с интересом. Это всем известно. Учёба не является здесь исключением. Вероятно, вы согласитесь с тем, что учебный предмет, к которому вы проявляете больший интерес, вам даётся гораздо легче, чем тот, к которому интереса нет. Учёба без интереса превращается в принудительный труд, в надсадную повинность.
3. Выбор. Поступок и поведение
Когда у человека много потребностей и интересов, приходится выбирать.
Психолог: Без этого не обойтись. Каждый день человеку постоянно приходится делать тот или иной выбор. Пойти в школу пешком или поехать на трамвае? Купить в буфете салат или сладкий пирожок? После школы лучше сесть за уроки или за игровую приставку? И т.д. и т.п.
Кому-то выбор даётся легко, а кому-то с трудом!
Психолог: Верно подмечено. Некоторые люди испытывают трудности, принимая даже очень простые решения, например при покупке подарка. Они сомневаются, бесконечно взвешивают разнообразные варианты. Их постоянно тяготит груз прошлых неудач, о которых они никак не могут забыть. Если такие люди заняты каким-нибудь делом, их не перестают отвлекать мысли, вроде: «Кому всё это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». В результате они не могут сконцентрироваться на работе, окунуться в неё с головой, увлечься.
Другие люди, напротив, принимают решения быстро, не задумываясь. Взявшись за что-то, они не тратят времени на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия.
И что лучше?
Психолог: Наверно, не следует слепо подражать ни тем, ни другим. Прежде чем заняться чем-нибудь, надо хорошо подумать, проанализировать прошлые ошибки, взвесить все «за» и «против», понять смысл предстоящей работы. Но когда решение принято, нужно уметь отвлечься от сомнений и перейти непосредственно к делу.
Сделав выбор, человек начинает действовать?
Психолог: Да. А выполняя какое-нибудь сознательное действие, мы совершаем поступок.
Поступок всегда связан с выбором и всегда имеет какие-то последствия. Если вы делаете осознанный выбор, то тем самым вы совершаете поступок и принимаете на себя ответственность за него.
Психолог: Один поступок обычно влечёт за собой другой. Эта связанная между собой последовательность действий и поступков называется поведением.
Каждый ведёт себя по-своему?
Психолог: Конечно. В поведении проявляются индивидуальность человека - особенности его характера, темперамента, его потребности и вкусы.
4. Мотивы
Почему человек ведёт себя так, а не иначе?
Психолог: Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или свое собственное поведение, начинает с поиска их причин. Эти причины называются мотивами.
Мотив (слово происходит от латинского «мовео» - «двигаю», «толкаю») - это осознание человеком какой-то своей потребности.
Значит, причиной поступков являются мотивы, а мотивы создаются потребностями?
Психолог: Обычно так и происходит. Если у человека есть потребности, значит, он испытывает нужду в чем-то или в ком-то - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем, как уже говорилось, потребности человека являются исходными побуждениями к каким-то поступкам. Например, желая перекусить, мы отправляемся на кухню, достаем из холодильника продукты, ставим на плиту чайник, что-то разогреваем, что-то режем и т.п. Мотивом всех этих действий является чувство голода. Если у нас возникает потребность пообщаться с товарищем, мы звоним ему по телефону, договариваемся о встрече и т.п.
А бывает так, что человек действует без всяких мотивов?
Психолог: Все наши поступки, мысли, эмоции, чувства имеют свои мотивы. Правда порой мы не замечаем этого, потому что не имеем привычки обдумывать каждое своё действие или чувство. Но если ваше поведение вызывает нарекания окружающих, и не устраивает нас самих, очень полезно по нескольку раз в день задаваться вопросом: «Что двигало мной, когда я совершал тот или иной поступок? Что было его мотивом?» Попробуйте избегать ответа «не знаю». Тогда вы обязательно заметите, что мотивы ваших действий очень многообразны. Какие-то из них существенные и глубокие: сразу и не понять, что за этим стоит, другие – простые и поверхностные. Кроме того, вы увидите, что одно и то же действие может объясняться разными причинами. Бывает, что окружающие не замечают скрытых мотивов ваших поступков и объясняют их совсем не так, как объясняете вы.
Цель: помощь в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров между членами группы.
1. Ритуал приветствия
2. Светский прием
– На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Свободно передвигаясь по комнате, вы должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке.
Поблагодарите каждого за то, что он был на занятиях группы, помогал вам лучше понять себя, за то, что он думал о вас, выполняя домашнее задание, и т. д.
Найдите для каждого несколько теплых слов.
Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.
3. Осознание мотива
– Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае.
Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или по-другому, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе – все тот же страх.
Вспомните два случая – один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.
Дети, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем психолог просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».
Обсуждение.
Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т. д.
4. Особые дары
Психолог предлагает детям вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и др.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:
Когда дети заполнили листок, психолог просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров – любом, на выбор. Затем он просит детей рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности.
5. Мотив своего собственного поведения
– Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не сможешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему?
Возможны различные варианты ответа:
а) ты знаешь, что существует общепринятое правило – уступать место пожилому человеку;
б) видишь, что он устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное;
в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или маленький ребенок.
Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий – что ты культурный, нравственно воспитанный человек.
Таким образом, воспитанность – это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» – внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.
А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки… Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках… Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия – добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия постольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.
Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. Все зависит от их нравственной позиции.
Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для нашего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалкими, а чаще – преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.
6. Благодарность без слов
Дети разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том:
Что чувствовали, выполняя это упражнение;
Искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;
Понятно ли было, какое чувство изображает партнер.
7. Мотив
Психолог предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом – тот же мотив осознавался. На этот раз названы:
Мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);
Мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).
В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.
8. Волшебный магазин
Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в волшебном магазине, где он – продавец и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.
В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.