Методология исторической науки. Методы и источники изучения истории

Лекция 1. Сущность, формы, методы, источники изучения истории

История представляет собой сложное явление, ей около 2500 лет. Еще в древности ее называли «наставницей жизни». История – это коллективная память народов мира. В Древней Греции покровительницей истории считалась богиня Клио , которая держала в руках свиток и грифельную палочку, это означало, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все нужно зафиксировать и сохранить для потомков.

История – это наука, изучающая особенности и процессы развития человечества, государств, обществ, природы в территориальной, этнокультурной, социально-экономической и политической целостности. Каждая дисциплина имеет свою историю.

Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. История относится к теоретическим дисциплинам, является мощным инструментом воздействия на общественное сознание. История позволяет каждому народу определить свое место в развитии человечества, выбрать свою траекторию развития. Выделяют всемирную (всеобщую) историю, историю континентов Азии, Африки, Латинской Америки, Европы), историю отдельных государств (России, Германии, Италии и др.).

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная история изучает процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и входят в состав России. На протяжении длительного времени (вплоть до XIX в.) историков интересовали войны, восстания, политические процессы, деятельность выдающихся личностей.

Историческое знание зародилось в глубокой древности. Первоначально описывались окружающие события или события прошлого. Авторов таких сочинений называли логографами (от греческого «логос» - слово, сочинение), а их творчество историей. Первым историком принято считать Геродота, жившего в У веке до н.э. Историческое знание первоначально облекалось в мифы, эпос, предания. Начиная с эпохи Просвещения, история стала откликаться на потребности общества, разрабатывались методы исторического познания.

Важнейшая особенность исторического знания в его постоянном обновлении. У человека, изучающего историю, формируется историческое сознание. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи обществу в целом и составляющим его социальным группам. История – это не только наука о прошлом, это наука о поступательном движении человеческого общества, процессах его развития.

История воплощает социальную память поколений. Чем обширнее такая память, тем богаче духовно человек и общество. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышления. В.О.Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Систематизация научных исторических знаний происходила на протяжении XYII – XIX вв. История имеет свою методологию и принципы. В современном понимании история – это способ самопознания и самоидентификации общества.

Способ изучения исторических процессов через их проявления называется методологией (методом). К конкретным методам относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Общими для гуманитарных наук являются логический и исторический методы.

Исторический метод воспроизводит явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Хронологический метод излагает все явления в строгом временном (хронологическом) порядке.

Хронологически-проблемный метод заключается в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам.

Для установления связи между отдельными явлениями и процессами, возникающих в одно и то же время, но в разных частях страны (за ее пределами), применяется синхронический метод.

Для исследования современных проблем используется социологический метод.

Формационный метод рассматривает историю человечества путем деления на пять социально-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую и др.). Этот метод был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом и лежал в основе советской исторической науки.

Цивилизационный метод популярен в западной историографии, представляет историю человечества как процесс смены цивилизаций и их сосуществование, был разработан русским ученым Н.Я.Данилевским, его продолжателем стал английский ученый историк А.Д.Тойнби.

Религиозный (провиденционалистский)метод видит исторический процесс как результат деятельности высшей божественной силы.

Комплексный метод предполагает совмещение различных методов или их элементов в историческом исследовании.

В первой половине ХХ века в исторической науке произошла революция. Все шире стал применяться междисциплинарный подход (школа «Анналов», французские ученые Люсьен Февр (1878 – 1956), Марк Блок (1886 – 1944)). Они стали создавать многоуровневую картину исторического прошлого. М.Блок уделял внимание историческим проблемам, так появился компаративный (историко-сравнительный) метод. Вместо исторических рассказов появился принцип «Историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет».

Во второй половине ХХ века на основе междисциплинарного подхода сформировалась «новая история», для него характерно критическое отношение к марксизму, позитивизму (французский ученый Фернан Бродель (1902 – 1985)).. Прошлое рассматривалось на основе закономерностей, нового отбора источников, идеалов, ценностей личных и коллективных. Так появилась «история ментальностей».

В 60-е годы значительный размах получила «гендерная история». Историки стремились написать особую «женскую историю». Предметом гендерной истории стали «женские проблемы», контроль за распределением материальных и духовных благ, вопросы власти, престижа и др.

В 80-е годы ХХ в. в исторической науке появилась «новая социальная история», она связана с пониманием истории как социального взаимодействия людей. В русле социальной истории появились субдисциплины: «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история семьи» (микрокосмическая).

«Новая биографическая история» определяет поведение людей в определенных ситуациях с учетом культурных традиций, обычаев в контексте времени, в котором жили те или иные личности. Это история показанная через историческую личность.

К наиболее популярным современным историческим направлениям относится «история повседневности». Она изучает отношения между родственниками, условия жизни и труда, эмоциональную жизнь людей.

Любой историк, приступая к исследованию исторических явлений, процессов, изучает то, что было написано другими авторами по данному вопросу, анализирует «написанные истории». История как наука основывается на точно установленных фактах, которые извлекаются из исторических источников.

История как наука опирается на факты, пишется по документам. «Нет документов, нет и истории», - говорят ученые историки. Совокупность фактов называют источниками.

Источники бывают материальные, письменные, аудио-визульные, изобразительные и др. Источниками являются памятники материальной (вещественной) культуры (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта, египетские пирамиды, храмы и др.). С появлением письменности появились письменные источники (пергамент, надписи на глиняных табличках, надгробные камни, рукописи, рисунки, схемы, чертежи, переписи, градостроительные документы, архивы – РГИА, ГАРФ, ГАКК и др.), позже – фото-, кино-, видео-документы. Источниками служат специализированные научные журналы («Вопросы истории», «История», «Отечественная история», «Голос минувшего», «Культурная жизнь Юга России» и др.), а также справочники, энциклопедии, периодическая печать. Любые источники историки подвергают внешней и внутренней критике, устанавливают достоверность, авторство, определяют качество излагаемого материала на предмет использования другими исследователями.

Труды по исследуемой проблеме называют историографией, они являются основой для написания кандидатских и докторских диссертаций. Историография – отрасль исторической науки, изучающая накопление знаний по определенной проблеме с учетом методологических направлений в исторической науке.

К основным функциям исторического знанияотносятся:познавательная – выявление фактов и закономерностей человеческого развития; воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств личности и общества в целом; прогностическая – предвидение будущего; социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности; практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса.


Похожая информация.


При всем разнообразии исследовательских подходов существуют некие общеисследовательские принципы, такие как системность, объективность, историзм.

Методика исторического исследования - это техника, посредством которой реализуется в историческом исследовании методология.

В Италии в эпоху Возрождения начал формироваться научный аппарат исследования, была впервые введена система сносок.

В процессе обработки конкретного исторического материала у исследователя возникает необходимость применения различных методов исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь, способ». Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования - самый динамичный элемент науки.

Любой научно-познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания - прошлого, познающего субъекта - историка и метода познания. Посредством метода ученый познает исследуемую проблему, событие, эпоху. Объем и глубина новых знаний зависят, прежде всего, от эффективности применяемых методов. Разумеется, каждый метод может быть применен верно или неверно, т.е. сам по себе метод не гарантирует получения нового знания, но без него не возможно никакое познание. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития исторической науки выступают методы исследования, их разнообразие и познавательная эффективность.

Существует множество классификаций методов научного исследования.

Одна из распространенных классификаций предполагает деление их на три группы: общенаучные, специальные и частнонаучные:

  • общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, моделирование, диалектика и др.;
  • специальные методы используются во многих науках. К числу наиболее распространенных относят: функциональный подход, системный подход, структурный подход, социологический и статистический методы. Применение этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, систематизировать историческое знание;
  • частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение и используются только в конкретной науке.

В исторической науке одной из наиболее авторитетных в отечественной историографии является классификация, предложенная в 1980-х гг. академиком И.Д. Ковальченко. Автор более 30 лет плодотворно занимался изучением этой проблемы. Его монография «Методы исторического исследования» - капитальный труд, в котором впервые в отечественной литературе дается систематическое изложение основных методов исторического познания. Причем делается это в органической связи с анализом главных проблем методологии истории: роль теории и методологии в научном познании, место истории в системе наук, исторический источник и исторический факт, структура и уровни исторического исследования, методы исторической науки и т.д. К числу основных методов исторического познания Ковальченко И.Д. относит:

  • историко-генетический;
  • историко-сравнительный;
  • историко-типологический;
  • историко-системный.

Рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически- индуктивным, а по форме выражения информации - описательным. Генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности исторического разлития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.

Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. Он основывается на сравнениях - важном методе научного познания. Без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнения является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. Многие явления тождественны или сходны внутрен-

ней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм. А одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Поэтому в процессе сравнения и открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности.

Эту особенность сравнительного метода впервые воплотил древнегреческий историк Плутарх в своих «жизнеописаниях». А.Тойнби стремился открыть как можно больше законов, применимых к любому обществу, и стремился сравнивать все подряд. Получалось, что Петр I - двойник Эхнатона, эпоха Бисмарка - повторение эпохи Спарты времен царя Клеомена. Условием продуктивного применения сравнительно-исторического метода является анализ однопорядковых событий и процессов.

  • 1. Начальной ступенью сравнительного анализа является аналогия. Она предполагает не анализ, а перенесение представлений с объекта на объект. (Бисмарк и Гарибальди сыграли выдающуюся роль в объединении своих стран).
  • 2. Выявление сущностно-содержательной характеристики изучаемого.
  • 3. Прием типологии (прусский и американский тип развития капитализма в сельском хозяйстве).

Сравнительный метод используется также как средство разработки и верификации гипотез. На его основе возможна ретроалътернати- вистика. История как ретросказание предполагает возможность двигаться во времени в двух направлениях: от настоящего и его проблем (и одновременно накопленного к этому времени опыта) к прошлому, и от начала события до его финала. Это привносит в историю поиск причинности, элемент стабильности и силы, который не следует недооценивать: конечный пункт задан, и в своей работе историк исходит именно из него. Этим не устраняется риск бредовых построений, но, по крайней мере, он сведен к минимуму. История события - это фактически совершившийся социальный эксперимент. Его можно наблюдать по косвенным свидетельствам, строить гипотезы, проверять их. Историк может предлагать всевозможные трактовки Французской революции, но в любом случае у всех его объяснений имеется общий инвариант, к которому они должны сводится: сама революция. Так что полет фантазии приходится сдерживать. В данном случае сравнительный метод применяется как средство разработки и верификации гипотез. Иначе этот прием называют ретроальтернативистикой. Вообразить себе другое развитие истории - это и есть единственный способ найти причины истории реальной. Раймон Арон призывал рационально взвешивать возможные причины тех или иных событий путем сопоставления того, что имелось в возможности: «Если я говорю, что решение Бисмарка стало причиной войны 1866 года... то я имею в виду, что без решения канцлера война бы не началась (или, по крайней мере, не началась бы в тот момент)» 1 . Фактическая казуальность выявляется только путем сопоставления с тем, что имелось в возможности. Любой историк для объяснения того, что, было, задается вопросом о том, что могло бы быть. Для осуществления подобной градации мы берем один из этих антецедентов, мысленно полагаем его несуществующим или видоизмененным и стараемся реконструировать или вообразить, что произошло бы в этом случае. Если вам приходится признать, что изучаемое явление в отсутствие этого фактора (или в случае, если бы он был не таким) было бы иным, мы заключаем, что этот антецедент является одной из причин какой-то части явления-следствия, а именно той его части, изменения в которой нам пришлось предположить. Таким образом, логическое исследование включает в себя следующие операции: 1) расчленение явления- следствия; 2) установление градации антецедентов и выделение того антецедента, влияние которого нам предстоит оценить; 3) конструирование ирреального течения событий; 4) сравнение между собой умозрительных и реальных событий.

Если, исследуя причины Великой французской революции, мы хотим взвесить значение различных экономических (кризис французской экономики в конце XVIII в., плохой урожай 1788 г.), социальных (подъем буржуазии, дворянская реакция), политических (финансовый кризис монархии, отставка Тюрго) факторов, то не может быть иного решения, кроме как рассмотреть одну за другой все эти различные причины, предположив, что они могли быть другими, и попытаться вообразить развитие событий, которое могло бы последовать в этом случае. Как говорит М. Вебер, чтобы «распутать реальные причинные отношения, мы создаем нереальные». Такой «воображаемый опыт» является для историка единственным способом не только выявить причины, но также распутать, взвесить их^ как выражаются М. Вебер и Р. Арон, то есть установить их иерархию.

Историко-типологический метод , как и все другие методы, имеет свою объективную основу. Она состоит в том, что в общественноисторическом процессе, с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны единичное особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей познания исторических явлений, раскрытия их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного). Прошлое во всех его проявлениях - непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии, выделение этих стадий также является

важной задачей в изучении исторического развития. Первый шаг в работе историка - составление хронологии. Второй шаг - это периодизация. Историк разрезает историю на периоды, заменяет непрерывность времени некоторой смысловой структурой. Выявляются отношения прерывности и непрерывности: непрерывность имеет место внутри периодов, прерывность - между периодами.

Частным разновидностями историко-типологического метода являются: метод периодизации (позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений) и структурно- диахронный метод (направлен на изучение разновременных исторических процессов, позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий).

Историко-системный метод позволяет понять внутренние механизмы функционирования общественных систем. Системный подход- один из основных методов, который используется в исторической науке, так как общество (да и отдельный человек) является сложно организованной системой. Основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Реально и конкретно это единство выступает в исторических системах разного уровня. Функционирование и развитие обществ включает и синтезирует те основные составные компоненты, из которых складывается историческая реальность. К этим компонентам принадлежат отдельные неповторимые события (скажем, рождение Наполеона), исторические ситуации (например, Великая французская революция) и процессы (влияние идеи и событий Французской революции на Европу). Очевидно, что все названные события и процессы не только казуально обусловлены и имеют причинно-следственные связи, но и взаимосвязаны между собой функционально. Задачей системного анализа, к которому относится структурный и функциональный методы, состоит в том, чтобы дать цельную комплексную картину прошлого.

Понятие системы, как любое другое познавательное средство, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его внешних свойств этот идеальный объект выступает как множество элементов, между которыми устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое. В свою очередь, свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются наличием и спецификой связи и отношений между ними. Наличие связей и отношений между элементами и порождаемые ими интегративные связи, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное обособленное существование, функционирование и развитие системы.

Система как относительно обособленная целостность противостоит среде, окружению. Фактически понятие среды имплицитно (если не будет среды, то не будет и системы) содержится в понятии системы как целостности, система относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве среды.

Следующий шаг в содержательном описании свойств системы состоит в фиксации ее иерархического строения. Это системное свойство неразрывно связано с потенциальной делимостью элементов системы и наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Факт потенциальной делимости элементов системы означает, что элементы системы могут быть рассмотрены как особые системы.

Существенные свойства системы:

  • с точки зрения внутреннего строения любая система обладает соответствующей упорядоченностью, организацией и структурой;
  • функционирование системы подчиняется определенным, присущим данной системе законам; в каждый данный момент система находится в некотором состоянии; последовательный набор состояний образует ее поведение.

Внутреннее строение системы описывается с помощью следующих понятий: «множество»; «элемент»; «отношение»; «свойство»; «связь»; «каналы связи»; «взаимодействие»; «целостность»; «подсистема»; «организация»; «структура»; «ведущая часть системы»; «подсистема; принимающая решение»; иерархическое строение системы».

Специфические свойства системы характеризуются через следующие признаки: «изоляция»; «взаимодействие»; «интеграция»; «дифференциация»; «централизация»; «децентрализация»; «обратная связь»; «равновесие»; «управление»; «саморегуляция»; «самоуправление»; «конкуренция».

Поведение системы определяется через такие понятия как: «среда»; «деятельность»; «функционирование»; «изменение»; «адаптация»; «рост»; «эволюция»; «развитие»; «генезис»; «обучение».

В современных исследованиях применяется множество методов, предназначенных для извлечения информации из источников, ее переработки, систематизации и конструирования теорий и исторических концепций. Иногда один и тот же метод (или его разновидности) описывается у разных авторов под разными названиями. Примером может служить описательно-повествовательный - идеографический - дескриптивный - нарративный метод.

Опысателыю-повествовательиый метод (идеографический ) - научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований:

  • четкое представление об избранном предмете изучения;
  • последовательность описания;
  • систематизация, группировка или классификация, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Среди других научных методов описательно-повествовательный метод является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.

Ярким представителей нарратива в исторической науке выступал известный немецкий ученый Л. фон-Ранке (1795-1886), который после окончания Лейпцигского университета, где занимался классический филологией и богословием, увлекся чтением романов В. Скотта, О. Тьери и других авторов, после чего стал заниматься историей и опубликовал ряд произведений, имевших шумный успех. Среди них «История романских и германских народов», «Государи и народы Южной Европы в XVI-XVII вв.», «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.», 12 книг по прусской истории.

В работах источниковедческого характера часто применяются:

  • условно-документоведческий и грамматически-дипломатиче- ский методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов;
  • методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события;
  • историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

В исследованиях историографического плана часто используются:

Хронологический метод - ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Метод периодизации - направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа позволяет изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов строго сохранившегося в наши дн, знания, проверить выводы прежних исторических исследований и данные современной науки. Этот метод тесно связан с методом «пережитков», т.е. способом реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам. Исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832- 1917) использовал этнографический материал.

Метод перспективного анализа определяет перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называется моделью первого. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между оригиналом и его моделью. Различают 3 типа моделей: аналитические, статистические, имитационные. К моделям прибегают в случае нехватки источников или, наоборот, пресыщения источниками. Например, в вычислительном центре АН СССР была создана модель древнегреческого полиса.

Методы математической статистики. Статистика возникла во второй половине XVII в. в Англии. В исторической науке статистические методы стали применять в XIX в. События, подвергаемые статистической обработке, должны быть однородными; количественные и качественные признаки должны изучаться в единстве.

Существуют две разновидности статистического анализа:

  • 1) описательная статистика;
  • 2) выборочная статистика (используется при отсутствии полной информации и дает вероятностное заключение).

Среди множества статистических методов можно выделить: метод корреляционного анализа (устанавливает зависимость между двумя переменными, изменение одного из них зависит не только от второго, но и от случайностей) и энтропийный анализ (энтропия - мера разнообразия системы) - позволяет отследить социальные связи в малых (до 20 единиц) группах, не подчиняющиеся вероятно-статистическим закономерностям. Например, академик И.Д. Ковальченко подверг математической обработке таблицы земских подворных переписей пореформенного периода России и выявил степень расслоения среди вотчин и общин.

Метод терминологического анализа. Терминологический аппарат источников заимствует свое предметное содержание из жизни. Давно установлена связь изменения языка с изменением общественных отношений. Блестящее применение этого метода можно найти в работе

Ф. Энгельса «Франкский диалект» 1 , где он, проанализировав передвижение согласных букв в однокоренных словах, установил границы немецких диалектов и сделал выводы о характере миграции племен.

Разновидностью является топонимический анализ - географические названия. Антропонимический анализ - имяобразование и имят- ворчество.

Контент-анализ - метод количественной обработки больших массивов документов, разработанный в американской социологии. Его применение позволяет выявить частоту появления в тексте характеристик, интересующих исследователя. На их основе можно судить о намерениях автора текста и о возможных реакциях адресата. В качестве единиц выступают слово или тема (выраженная через слова- модификаторы). Контент-анализ предполагает, как минимум, 3 стадии исследования:

  • расчленение текста на смысловые единицы;
  • подсчет частоты их употребления;
  • интерпретация результатов анализа текста.

Контент-анализ может использоваться при анализе периодической

печати, анкет, жалоб, личных (судебных и др.) дел, биографий, листов переписи или списков с целью выявления каких-либо тенденций путем подсчета частоты повторяющихся характеристик.

В частности Д.А. Гутнов применил метод контент-анализа при анализе одного из трудов П.Н. Милюкова. Исследователь выделил наиболее часто встречающиеся текстовые единицы в знаменитых «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова, построив на их основе графики. В последнее время статистические методы активно используются для построения коллективного портрета историков послевоенного поколения .

Алгоритм анализа СМИ:

  • 1) степень объективности источника;
  • 2) количество и объем публикаций (динамика по годам, процентное отношение);
  • 3) авторы публикации (читатели, журналисты, военные, политработники и т.д.);
  • 4) частота встречающихся оценочных суждений;
  • 5) тон публикаций (нейтрально-информационный, панегирический, положительный, критический, отрицательно эмоционально окрашенный);
  • 6) частота использования художественно-графических и фотоматериалов (фотографии, карикатуры);
  • 7) идеологические цели публикации;
  • 8) доминирующие темы.

Семиотика (от греч. - знак) - метод структурного анализа знаковых систем, дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.

Основы семиотики были разработаны в начале 1960-х гт. в СССР Ю.М. Лотманом, В.А. Успенским, Б.А. Успенским, Ю.И. Левиным, Б.М. Гаспаровым, основавшим московско-тартусскую семиотическую школу. При Тартуском университете была открыта лаборатория по истории и семиотике, активно действовавшая до начала 1990-х гг. Лотмановские идеи нашли применение в лингвистике, филологии, кибернетике, информационных системах, теории искусства и т.д. Отправной точкой семиотики является представление о том, что текст является пространством, в котором семиотический характер литературного произведения реализуется как артефакт. Для семиотического анализа исторического источника необходима реконструкция кода, которым пользовался создатель текста и установление их корреляции с кодами, которыми пользуется исследователь. Проблема в том, что переданный автором источника факт есть результат выбора из массы окружающих событий события, имеющего, по его представлению, значение. Использование этой методики эффективно при анализе различных ритуалов: от бытовых до государственных 1 . В качестве примера применения семиотического метода можно привести исследование Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)», в которой автор рассматривает такие знаковые ритуалы дворянской жизни как бал, сватовство, брак, развод, дуэль, русский дендизм и др.

В современных исследованиях используются такие методы как: метод дискурсивного анализа (анализ фраз текста и его лексики через дискурсивные маркеры); метод «плотного описания» (не простое описание, а толкование различных интерпретаций обычных событий) ; метод «повествовательной истории » (рассмотрение знакомых вещей как непонятных, неизвестных); метод «кейс-стади» (изучение уникального объекта или экстремального события).

Бурное проникновение материалов интервью в исторические исследования в качестве источника привело к формированию «Устной истории» . Работа с текстами интервью потребовала от историков разработки новых методов.

Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, исследователь дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей научной теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые связываются друг с другом согласно следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории.

Метод примеров (иллюстративный). Этот метод представляет собой разновидность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами. Применяя метод иллюстраций, исследователь ищет в них подтверждения своих идей.

Типологический анализ - состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается определенной каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в биографиях действительности редуцируется до нескольких типов.

Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов автобиографий и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп. Такие замеры полезны, в частности, в тех случаях, когда исследователь сопоставляет результаты изучения автобиографий с результатами, полученными другими методами .

Методы, применяемые в локальных исследованиях:

  • экскурсионный метод: выезд в изучаемую местность, знакомство с архитектурой, ландшафтом. Локус - место - это не территория, а сообщество людей, ведущих специфическую деятельность, объединенных связующим фактором. В первоначальном понимании экскурсия - это научная лекция, носящая моторный (подвижный) характер, в которой элемент словесности сведен до минимума. Главное место в ней занимают ощущения экскурсанта, а информация носит комментирующий характер;
  • метод полного погружения в прошлое подразумевает длительное проживание в регионе с целью проникновения в атмосферу места и более полного понимания населяющих его людей. Данный подход весьма близок по взглядам к психологической герменевтики В. Дильтея. Можно выявить индивидуальность города как целостного организма, выявить его ядро, определить реалии современного состояния. На основе этого формируется целокупное состояние (термин введен историком-краеведом Н.П. Анциферовым).
  • выявление «культурных гнезд» . В основе - принцип, выдвинутый в 1920-е гг. Н.К. Пиксановым о соотношении столицы и провинции в истории русской духовной культуры. В обобщающей статье Е.И. Дсргачевой-Скоп и В.Н. Алексеева концепт «культурное гнездо» определялся как «способ описания взаимодействия всех направлений культурной жизни провинции в период ее расцвета...» . Структурные части «культурного гнезда»: ландшафтно-культурная среда, экономический, социальный строй, культура. Провинциальные «гнезда» влияют на столицу через «культурных героев» - ярких личностей, лидеров, выступающих как новаторы (градостроитель, книгоиздатель, новатор в медицине или педагогике, благотворитель или меценат);
  • топографическая анатомия - исследование через названия, которые являются носителями информации о жизни города;
  • антропогеография - изучение предыстории места, на котором находится объект; анализ логической линии: место - город - сообщество 3 .

Методы, применяемые в историко-психологических исследованиях.

Метод психологического анализа или сравнительно-психологический метод - это сравнительный подход от выявления причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в целом. Чтобы понять индивидуальные мотивы той или иной позиции личности, недостаточно традиционных характеристик. Требуется выявление специфики мышления и нравственно-психологического облика человека, обусловли-

вавших восприятие действительности и определявших воззрения и деятельность личности. Исследование затрагивает особенности психологии всех сторон исторического процесса, сравниваются общегрупповые характеристики и индивидуальные особенности.

Метод социально-психологической интерпретации - предполагает описание психологических особенностей с целью выявления социально-психологической обусловленности поведения людей.

Метод психологического конструирования (переживания) - интерпретация исторических текстов путем воссоздания внутреннего мира их автора, проникновения в ту историческую атмосферу, в которой они находились.

Например, Сенявская Е.С. предложила этот метод для изучения образа врага в условиях «пограничной ситуации» (термин Хайдеггера М., Ясперса К.), подразумевая под ним восстановление определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия 1 .

Исследователь М. Хастингс при написании книги «Оверлорд» пытался мысленно совершить прыжок в то далекое время, даже принял участие в учениях английского Военно-морского флота.

Методы, применяемые в археологических исследованиях: магниторазведка, радиоизотопное и термолюминисцентное датирование, спектроскопия, рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ и др. Для воссоздания облика человека по костным останкам используется знание анатомии (метод Герасимова). Гирц Кн. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 171-203. Шмидт С.О. Историческое краеведение: вопросы преподавания и изучения. Тверь, 1991; Гамаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. М., 1996. № 9. С. 158-163.

  • 2 Сенявская Е.С. История войн России XX века в человеческом измерении. Проблемы военно-исторической антропологии и психологии. М., 2012.С. 22.
  • Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 499-535, 603-653; Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985; Руководство по методологии культурно-антропологических исследований / Сост. Э.А.Орлова. М., 1991.
  • Функции.

    1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

    2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

    3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

    4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

    Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. К конкретным методам относятся:

    1) общенаучные;

    2) собственно исторические;

    3) специальные - заимствованные из других наук.

    Общими методами для всех гуманитарных наук служат: - логический; - исторический.

    Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:

    1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич. порядке;

    2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

    3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;

    4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

    Методология истории

    Метод - в переводе с греческого означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели. В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

    1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

    2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

    3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

    4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

    5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

    6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени..

    Методология истории.

    Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

    1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

    2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

    3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

    4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

    Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого. В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

    · история

    · письменные источники

    · нумизматика

    · топонимика

    · формационный

    · цивилизационный

    · цивилизационная

    · мировоззренческая

    · аксеологическая

    · прогностическая

    · регулятивная

    · объективности

    · социального подхода

    · логический

    · диалектический

    · хронологический

    · методология

    · принципы

    1)М.Тихомирнов

    2)Б.Рыбаков

    3)Л.Гумилев

    Б)«От Руси к России»

    В)«Язычество Древней Руси»

    · идеографический

    1)дворянская историография

    2)революционная историография

    3)государственная школа

    А) середина XIX в

    Б) вторая половина XVIII в

    В) конец XVIII в

    · историко-системный

    · воспитательная

    · социальной памяти

    · сравнительный

    · сравнительный

    · историко-генетический

    · познавательный

    1)Н.Карамзин

    2)В.Ключевский

    3)М.Покровский

    В) «Курс русской истории

    · субъективизм

    · рационализм

    · цивилизация

    · в долинах рек

    · слабая централизация власти

    Тема 3. Россия в середине: XVI- XVII вв.

    1. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы:

    · закрепощения крестьян

    2. Законодательный акт, который свидетельствовал об окончательном утверждении крепостного права в России:

    · Соборное Уложение Алексея Михайловича

    3. Борис Годунов, Василий Шуйский это:

    · выборные цари периода Смутного времени

    4. Михаил Федорович, Алексей Михайлович это:

    · первые цари династии Романовых

    5. «Заповедные лета» - это:

    · запрет перехода крестьян от одного помещика к другому

    6. К концу ХVII века в России установился следующий тип

    государственности:

    · самодержавие

    7. Земский Собор это:

    · орган сословного представительства в России в ХVI-XVII вв

    8. Основная цель опричного террора Ивана Грозного заключалась в следующем:

    · ограничить влияние боярского сословия

    9. В период царствования Ивана IV еще не вошло в состав России ханство:

    · Крымское ханство

    10. «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича, принятое в 1649 году:

    · завершило закрепощение крестьян

    11. «Бунташным веком» в истории России называли:

    12. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

    13. Итогом Смутного времени стало:

    · избрание новой царской династии Романовых

    14. Ф.Грек, А.Фиорованти, П.Яковлев и И.Барма это:

    · деятели русской культуры XV-XVI вв

    15. К правлению первых Романовых не относится:

    · присоединение Новгородской республики

    16. Сопротивление церковным реформам патриарха Никона оказали монахи:

    · Соловецкого монастыря

    17. Патриарх Никон и его сторонники при проведении церковной реформы опирались на:

    · греческие образцы

    18. К какому году относится освобождение Москвы от польских интервентов:

    19. В правлении В.Шуйского был принят первый договор царя с подданными:

    · «крестоцеловальная запись»

    Тема 4. Россия в XVIII в

    1. Абсолютная монархия характеризуется следующими признаками (указать неверный ответ):

    · функционирование сословно-представительных органов власти

    2. Синод это:

    · государственный орган управления православной церковью

    3. Упразднение Петром I патриаршества и создание государственного органа управления церковью - Святейшего Синода, имело цель:

    · ликвидировать определённую самостоятельность церкви и интегрировать её в систему государственного управления

    4. Принцип комплектования регулярной армии, который ввел Петр I:

    · рекрутская повинность

    5. Подушная подать это:

    · налог со всех мужчин податных сословий

    6. Идейное течение, основанное на убеждении о решающей роли разума и науки в прогрессе человечества, критикующее религиозный фанатизм и абсолютистские политические режимы называлось:

    · Просвещение

    7. Годы правления Петра I:

    · 1682-1725 гг

    8. А.Меншиков, Ф.Апраксин, Ф.Лефорт известны в истории как:

    · птенцы гнезда Петрова

    9. Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции посредством финансового поощрения отечественной промышленности называется:

    · протекционизм

    10. Модернизация это:

    · обновление во всех сферах жизни общества

    11. Петербург стал столицей России в (году):

    12. Слияние представлений о государственности, отечестве и личности самодержца в единое целое произошло при:

    13. Россия была провозглашена империей в (году):

    14. В результате победы в Северной войне, Россия (указать неверный ответ):

    · стала гарантом существования Османской империи

    15. Крестьянскую войну в период правления Екатерины II возглавил:

    · Е.Пугачев

    16. Паспортную систему в России ввел:

    17. Назовите российского императора, чья деятельность дала мощный импульс развитию промышленности, созданию боеспособной армии и флота, закладыванию основ светской культуры и образования:

    18. Провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой природы людей», как социальной базы для европейского типа развития, намеревалась:

    · Екатерина II

    19. Период правления Екатерины II:

    20. Работа Уложенной комиссии и крестьянская война под предводительством Е.Пугачева относятся к царствованию:

    · Екатерины II

    21. Уложенная комиссия в 1767 г. была созвана с целью:

    · создание нового законодательства

    22. Государство, которое подверглось разделу в конце XVIII века между Пруссией, Австрией и Россией:

    · Речь Посполитая

    23. В.В.Растрелли, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков это:

    · русские архитекторы XVIII в

    24. В.И.Баженов, Ф.И.Шубин, Ф.Г.Волков это:

    · деятели русской культуры XVIII в

    25. Выберите правильные ответы (2). Термины, относящиеся к сфере международной торговли:

    · протекционизм

    · меркантилизм

    26. Основным условием вступления на престол Анны Иоанновны было:

    · совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

    27. Выберите правильные ответы (2). Привилегированными сословиями XVIII века были:

    · дворяне

    28. «Кондиции» – это:

    · условия ограничения царской власти, предложенные Анне Иоанновне

    29. Выберите правильные ответы (2). Положения «Жалованной грамоты дворянству»:

    · подтверждение всех привилегий, данных после смерти Петра I

    · создание дворянских обществ в губерниях и уездах

    30. Высший орган государственной власти в России, созданный в XVIII веке:

    31. Выберите правильные ответы (2). Мероприятия Павла I в отношении дворянства:

    · введение налога на дворян для содержания местной администрации

    · возможность применения к дворянам телесных наказаний

    32. В начале XVIII века в России появилась должность прибыльщика. Что это означает:

    · человек, обязанный придумывать новые налоги или пошлины

    Война

    1. На VI съезде (июнь-август 1917 г.) большевики вернулись к лозунгу «Вооруженного восстания», т.к. (укажите неверный ответ):

    · двоевластие закончилось установлением единовластия Временного правительства

    2. Попытку отстранить временное правительство и установить военную диктатуру предпринял генерал:

    · Корнилов

    3. Лозунг «Вести войну до победного конца» провозгласило (ли):

    · Временное правительство

    4. Временное правительство провозгласило по отношению к войне лозунг:

    · война до победного конца

    5. Временное правительство решило отложить до Учредительного собрания:

    · аграрный и национальный вопросы

    6. Временное правительство разрешило вопросы:

    · о правах, свободах, отмене национально-конфессионального и сословного неравенства, отмене смертной казни и проведении политической амнистии

    7. Социальная опора партии большевиков:

    · пролетариат в союзе с крестьянством

    8. П.Н.Милюков, А.Ф.Керенский, А.И.Гучков это:

    · деятели Временного правительства

    9. Альтернатива политического развития России, которая была маловероятной после Февральской революции:

    · возвращение самодержавного строя

    10. Большевизация Советов это:

    · процесс усиления в Советах представительства большевистской партии после поражения корниловского мятежа

    11. Для подготовки к вооруженному восстанию 1917 года большевики и их

    союзники создали:

    · Военно-революционный комитет

    · всеобщий мир без аннексий и контрибуций

    · конфискацию и национализацию помещичьих, удельных, монастырских и других земель, отмену частной собственности на землю и введение уравнительного землепользования

    14. Первое советское правительство называлось:

    · Совет народных комиссаров

    15. В первые недели после взятия большевиками власти в октябре 1917 г. была запрещена партия

    · кадетов

    16. Готовясь к свержению Временного правительства, большевики (укажите

    неверный ответ):

    · отозвали с фронта и направили в Петроград III конный корпус и «дикую дивизию»

    17. Военно-революционный комитет в 10 часов утра 25 октября 1917 г. В воззвании «К гражданам России» оповестил:

    · о низложении Временного правительства

    18. Поддерживать Временное правительство, когда оно проводит демократическую политику и критиковать, когда оно этого не делает призывали:

    · меньшевики

    19. Защищать революцию, передать землю тем, кто ее обрабатывает, поддерживать справедливые требования рабочих содержала в 1917 г. программа:

    20. Первой частью программы действий, предложенной В.И. Лениным большевикам в апреле 1917 г., был лозунг «Вся власть Советам», а второй:

    · «Никакой поддержки Временному правительству!»

    21. Главную роль в разгроме Корниловского мятежа сыграли (ло):

    · Большевики, призвавшие народ выступить на защиту революции

    22. Какой кризис Временного правительства был связан с нотой П.Н.Милюкова союзникам, подтверждавшей военные обязательства России:

    · апрельский

    24. После возвращения из эмиграции В.И.Лениным в «Апрельских тезисах» был выдвинут принципиально новый курс на: перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую

    25. Во время переговоров в Брест-Литовске позицию «ни войны, ни мира, а армию распускаем» занял руководитель советской делегации:

    · Л.Д. Троцкий

    26. Гражданская война в России началась с:

    · с выступления чехословацкого корпуса и Комитета членов Учредительного собрания

    28. Мирный договор России с Германией в период первой мировой войны был подписан (месяц, год):

    · март 1918 г

    29. В результате Гражданской войны в России:

    · повсеместно установилась Советская власть

    30. Первая Советская конституция была принята в (году):

    31. По Брестскому миру в 1918 г. Советская Россия потеряла территории

    · Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

    32. Для политики "военного коммунизма" были характерны:

    · введение продразверстки, запрет свободы торговли, запрет аренды земли и найма рабочей силы, натурализация заработной платы

    33. Учредительное собрание было распущено большевиками по следующей

    · оно отказалось признать декреты Советской власти

    34. Политическая ситуация в российской деревне к концу Гражданской

    войны характеризуется:

    · ростом антиправительственных выступлений крестьян

    35. Продразверстка - это:

    · обязанность крестьян сдавать государству все излишки зерна и другой сельскохозяйственной продукции

    36. Установите соответствие между этапами гражданской войны и их содержанием:

    1)конец мая – ноябрь 1918 г

    3)весна – конец 1919 г

    А) разгром П.Н.Врангеля в Крыму

    Б) борьба с «демократической контрреволюцией»

    37. Установите соответствие между фамилиями и деятельностью

    исторических лиц:

    1)А.С.Антонов

    2)Л.Д.Троцкий

    3)Ф.Э.Дзержинский

    А) руководил крестьянским восстанием в Тамбовской губернии

    Б) возглавлял ВЧК

    В) являлся в годы гражданской войны председателем Реввоенсовета

    Республики

    38. Установите соответствие между этапами гражданской войны и их содержанием:

    1)весна – конец 1919 г

    А) освобождение Дальнего Востока от интервентов

    Б) боевые действия с Польшей

    В) борьба с армией А.В.Колчака

    39. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы гражданской войны:

    1) командовал Добровольческой армией, отдал директиву и наступлении на Москву

    2) командовал войсками юга России в Крыму

    3) руководил наступлениями на Петроград

    Б) П.Н.Врангель

    В) Н.Н.Юденич

    Тема 11. СССР в 1945-1964 гг.

    1. Начатая в конце 1940-х гг. кампания по борьбе с космополитизмом, заключалась в следующем:

    · организации гонений на представителей науки, литературы и искусства, коснувшаяся, в основном, еврейской интеллигенции

    2. Послевоенное политическое устройство мира в 1940-1950 гг. характеризуется:

    · формированием двух противостоящих политических и социально-экономических систем

    6. Важные для СССР события – испытание первой в СССР атомной бомбы,

    создание Совета Экономической Взаимопомощи произошли в (году):

    7. Процесс либерализации политической жизни в СССР и оживления культурной жизни страны в 1950-1960-е годы называется:

    · "оттепель"

    8. Все указанные даты – 1953 г., 1956 г., 1968 г. связаны со следующими событиями:

    · участием советских войск в подавлении народных выступлений в других странах

    9. В СССР в первые годы после окончания Великой Отечественной войны наиболее быстрыми темпами развивалась(лось):

    · тяжелая промышленность

    10. В борьбе за высшую власть в партии и государстве после смерти И.В. Сталина не принимал участие:

    · Л.И. Брежнев

    11. На XX съезде КПСС был(а):

    · разоблачен культ личности И.В. Сталина

    12. Н.С.Хрущев был главой государства в (годы):

    13. В 1957 г. произошел:

    · запуск первого искусственного спутника Земли

    14. Первый искусственный спутник Земли был запущен в (году):

    15. В.М.Молотов, Г.М.Маленков, К.Е.Ворошилов это:

    · члены ЦК, выступившие в 1957 г. против разоблачения Хрущевым культа личности Сталина

    16. Полет Ю.Гагарина в космос произошел в (году):

    17. Культ личности Сталина был осужден на съезде КПСС в (году):

    · на ХХ съезде, в 1956 г

    18. Программой КПСС, принятой на ХХII съезде в 1961 году, намечалось(лась):

    · строительство коммунизма в СССР к 1980 г

    19. Органы управления экономикой, созданные по территориальному принципу в 1957-1965 гг. назывались:

    · совнархозы

    20. Создание Варшавского договора и карибский кризис относятся к периоду руководства страной:

    · Н.С.Хрущевым

    21. Венгерский кризис 1956 г., освоение целинных земель относятся к периоду руководства страной:

    · Н.С.Хрущевым

    22. Некоторая демократизация (“оттепель”) и создание “берлинской стены” относятся к периоду руководства страной:

    · Н.С.Хрущевым

    23. Состояние военно-политической конфронтации государств в мирное время (1940-80е гг.) называлось:

    · "холодная война"

    24. Поводом к началу Карибского кризиса в 1962 г. стало(ла):

    · установка советских ядерных ракет на Кубе

    25. Какой пост занял Н.С.Хрущев после смерти И.В.Сталина:

    · Первого секретаря ЦК КПСС

    26. Первенство СССР в космосе и сокращение армии относятся к периоду

    руководства страной

    · Н.С.Хрущевым

    27. Причиной свертывания экономических и политических реформ 1960-х годов в СССР стал(о,а):

    · сопротивление партийно-государственной номенклатуры

    28. Даты 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с (со):

    · сменой руководителей страны

    29. Распад мировой колониальной системы произошел в (десятилетия):

    · конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в

    30. Модель международных отношений, которая сформировалась после Второй мировой войны:

    · биполярная модель

    31. А.Н.Туполев, С.В.Ильюшин, С.П.Королев это:

    · выдающиеся ученые-конструкторы

    32. Быстро восстановить разрушенное в Великой Отечественной войне хозяйство СССР удалось благодаря:

    · энтузиазму и самоотверженности советских людей

    33. Главный упор в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) был сделан:

    · на восстановление тяжелой промышленности

    34. К мероприятиям по переводу страны с военных на мирные рельсы в первые два послевоенных года не относятся:

    · осуждение культа личности и начало восстановления социалистической законности

    35. В результате принятых мер по восстановлению народного хозяйства и обеспечению довоенного уровня во многих отраслях удалось достигнуть к концу:

    36. Усиление внимания развитию оборонной промышленности в 1950-е годы позволило (укажите неверный ответ):

    · совершить первый полет человека в космос (Ю.Гагарина)

    37. В послевоенную пятилетку (1946-1950 гг.) (укажите неверный ответ):

    · открыли внутренний рынок для иностранных товаров

    38. Экономическое мероприятие, не относящееся к периоду руководства СССР Н.С. Хрущевым:

    · создание фермерских хозяйств в сельском хозяйстве

    39. Сущность политических реформ Н.С. Хрущева

    · попытка демократизации политической системы

    40. Укажите правильный логический ряд дат и имен, имеющих отношение к постановлению ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»:

    · 1946 г. А.А.Жданов, А.А.Ахматова, М.М.Зощенко

    41. По поручению Советского правительства работу над созданием ядерного оружия курировал:

    · Л.П. Берия

    · действия, направленные на ограничение международного влияния СССР, вплоть до готовности начать ядерную и бактериологическую войну

    43. В первые послевоенные годы:

    · страна возвращалась к довоенной модели экономического развития

    44. Послевоенное политическое устройство мира в 1945-1950 гг. характеризуется:

    · формированием двух противостоявших политических и социально- экономических систем (биполярного мира)

    45. Какой из факторов способствовал решению в 1960-е гг. жилищной проблемы в СССР:

    · массовое индустриальное производство железобетонных строй-материалов

    46. Укажите правильный перечень физиков-ядерщиков, внесших вклад в разработку ядерного и термоядерного оружия в 1940-1950-е гг. ХХ вв.:

    · И.В.Курчатов, А.Ф.Иоффе, А.Д.Сахаров

    47. Какие тенденции были наиболее характерны для советской литературы эпохи Хрущевской «Оттепели»:

    · умеренная критика культа личности Сталина

    48. Какое из указанных событий послевоенной истории произошло позже других:

    · запуск автоматической межпланетной станции «Луна-1», впервые достигшей поверхности Луны

    49. Противостояние СССР и США из-за размещения на Кубе в 1962 г. советских ядерных ракет получило название:

    · «карибский кризис»

    50. Первый в мире атомный ледокол, спущенный на воду в СССР, называется:

    · «Ленин»

    51. Новый виток политических репрессий в послевоенный период проявился в инициировании:

    · «Ленинградского дела»

    52. По окончании Великой Отечественной войны начался перевод экономики с военного производства на мирные рельсы, что получило название:

    · конверсия

    53. С началом «холодной воны» во второй половине 1940-х гг. связан(о):

    · разделение Германии на два государства

    Тема 1. Введение в историю России

    1. Наука, изучающая не только законы и закономерности общественного развития в целом, но и конкретные процессы становления, развития и преобразования различных стран и народов во всем их многообразии и неповторимости:

    · история

    2. Конкретные способы изучения исторических процессов это:

    3. Суть познавательной функции истории заключается в:

    · объективном отражении исторических событий, создании концепций исторического процесса

    4. Выявление закономерностей социально-экономического и политического развития России, обобщение опыта преобразовательной деятельности государства является:

    · предметом Отечественной истории

    5. Принцип объективности в исторической науке подразумевает изучение исторической реальности:

    · независимо от каких либо установок и пристрастий

    6. Наиболее полные сведения об историческом прошлом дают:

    · письменные источники

    7. Историческая дисциплина, изучающая в качестве основного источника истории монеты это:

    · нумизматика

    8. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение географических названий:

    · топонимика

    9. Подход, который базируется на анализе законов классовой борьбы и смены форм собственности:

    · формационный

    10. Подход к изучению истории, который наиболее полно учитывает развитие всех сторон общественной жизни:

    экономики, политической системы, духовности, культуры:

    · цивилизационный

    11. Историческая концепция, которую развивали Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер:

    · цивилизационная

    12. Функция истории, способствующая выработке объективного, научно-обоснованного видения процессов Отечественной истории:

    · мировоззренческая

    13. Функция истории, дающая оценку историческим процессам, проводимым в странах преобразованиям, деятельности исторических личностей:

    · аксеологическая

    14. Функция истории, позволяющая людям, знающим законы и закономерности развития исторических процессов, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире:

    · прогностическая

    15. Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей:

    · регулятивная

    16. Принцип исторической науки, требующий рассматривать исторический процесс таким, каким он был в действительности, а не таким, каким бы нам хотелось:

    · объективности

    17. Принцип, требующий при рассмотрении исторических процессов учитывать национальные, классовые, социальные и иные интересы:

    · социального подхода

    18. Метод, рассматривающий исторические процессы в их завершенной, зрелой форме, когда уже ясен результат:

    · логический

    19. Метод, рассматривающий исторические процессы в их развитии, взаимодействии и взаимовлиянии:

    · диалектический

    20. Метод, в основе которого лежит последовательное исследование развития событий с момента их появления до завершения:

    · хронологический

    21. Система принципов и методов исторического исследования:

    · методология

    22. Главные, основополагающие положения науки, существующие не в природе, а в сознании людей на основе изучения законов и закономерностей развития природы и общества:

    · принципы

    23. Соотнесите имена и труды историков ХХ века:

    1)М.Тихомирнов

    2)Б.Рыбаков

    3)Л.Гумилев

    А)«Древняя Москва XVII-XV вв.»

    Б)«От Руси к России»

    В)«Язычество Древней Руси»

    24. Описание исторических событий и явлений – это метод:

    · идеографический

    25. Соотнесите название исторической школы и период ее формирования:

    1)дворянская историография

    2)революционная историография

    3)государственная школа

    А) середина XIX в

    Б) вторая половина XVIII в

    В) конец XVIII в

    26. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии:

    · историко-системный

    27. Системный метод изучения истории заключается в:

    · раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

    28. Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция:

    · воспитательная

    29. Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция:

    · социальной памяти

    30. Какой метод позволяет решить задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего:

    · сравнительный

    31. Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод:

    · сравнительный

    32. Метод исторических исследований, последовательно раскрывающий свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения:

    · историко-генетический

    33. Выявление закономерностей исторического развития является функцией:

    · познавательный

    34. Соотнесите историков и их труды:

    1)Н.Карамзин

    2)В.Ключевский

    3)М.Покровский

    А) «Историческая наука и борьба классов

    Б) «История Государства Российского»

    В) «Курс русской истории

    35. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название:

    · субъективизм

    36. Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития:

    · рационализм

    37. Понятие, характеризующее совокупность народов, имеющих общий менталитет, сходные духовные ценности и идеалы, общие черты духовной культуры:

    · цивилизация

    38. Великое переселение народов представляло собой:

    · переселение тюркских, иранских, угро-финских, германских племен на территорию Восточно-Римской империи

    39. Первичные Восточные цивилизации географически располагались:

    · в долинах рек

    40. Характерными чертами Восточной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

    · индивидуализм как основа взаимоотношения людей

    41. Не является характерной чертой первичных Восточных цивилизаций:

    · слабая централизация власти

    42. Наиболее важными чертами Западной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

    · коллективизм как основа жизни людей

    43. Не является характерной чертой первичных Западных цивилизаций:

    · слабое развитие частной собственности