Жестокая любовь наших бабушек. Реальные истории

«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно».
А.С.Пушкин.


Интерес к прошлому, к истории своей семьи и своих предков заложен в каждом человеке. С малых лет человеку приходится слышать и понимать, что до него то же было время, были люди и события.

Каждая семья проходит свой путь, имеет свои победы и радости, разочарования и беды. Удивительными и невероятными могут быть биографии людей. Исторические явления не проходят бесследно для человека. Таким ярким примером может быть жизнь и судьба моей прабабушки Батраковой Люции Дмитриевны.

7 февраля 1939 года в деревне Курбаты, Уинского района, появилась на свет девочка. Родилась она в обычной семье работников колхоза: мама работала на ферме, а отец до войны - в полеводческой бригаде, в поле на тракторе.

Отец новорожденной Дмитрий, ярый сторонник новой власти решил, что дочь назовет в честь свершившегося 1917 году события, а именно - Революция. Но хоть и отвергало Советское правительство церковь, а все-таки народ, особенно в деревнях, верил в бога, но в церковных книгах не оказалось такого замудренного имени, а вот имя – Люция нашлось. Тогда родители приняли решение назвать девочку Люцией.

22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война. Была объявлена мобилизация военнообязанных, введено военное положение. Не могли остаться в стороне и жители деревни Курбаты. Все мужское население ушло бороться за свободу своей Родины. Люсе было 2 года, когда и её папа ушел на фронт. Жить было трудно.В 1944 году вернулся с фронта отец. «До войны я папку даже не помню, - вспоминает прабабушка, - а вот как вернулся, хорошо запомнила. Вернулся он в конце 1944 года, так как был ранен, лежал в госпитале и его комиссовали. Он посадил меня на колени и долго показывал пульки, которые у него достали после ранения во время операции». Маленькая девочка даже подумать не могла в свои пять лет, что вот эти «игрушки» могли лишить её папу жизни.

В хозяйстве у семьи Курбатовых находился скот: корова, овцы, курицы. Несмотря на это, семье жилось тяжело, ведь все облагалось налогом. Прабабушка вспоминает: «Даже если курицы не неслись, заставляли покупать яйца у кого-то другого и все равно сдавать, если нет молока у коровы или его мало, тоже нужно было покупать, но сдача налога по норме была обязательна. Сено коровам косили, где придется. Мама все ямы с крапивой возле дома окашивала. Из колхоза давали коровам солому, так мама перемешивала её со своим сеном и этим кормила». Пришло время и маленькой Люсе помогать семье. Начиная с 6 лет, мама брала девочку с собой на работу. Вместе перевозили копны сена с поля на склады на лошадях, косили рожь литовками и вязали в снопы, а затем ставили в заслоны. «Мама специально мне сделала маленькую литовку, - улыбается прабабушка, - и я с ней ходила на поля». Люся чувствовала ответственность и старалась не отставать от мамы. Да и одна она осталась у родителей, ведь старшие дети в это время уехали учиться в город, получать образование для дальнейшей профессиональной деятельности.

Когда Люсе исполнилось 12 лет, она выполняла в колхозе уже более сложную и ответственную работу. Она вспоминает: «Когда я стала постарше, уже сама на лошадях возила для удобрения навоз на поля вместе с другими девчонками и парнями. Никогда не ждала, что мне кто-то его разгрузит. Сама подворачивала телегу и сгружала. Шустрая очень была да и запрягала лошадь всегда сама. Однажды помню, был один случай. Попросили меня какого-то начальника свезти в район. А конь мне попался с норовом, его нужно было всегда держать в узде. Когда оставалось несколько километров до района, меня этот мужчина и спрашивает: «Девочка, а ты не боишься на такой лошади ездить?» «Нет, - говорю, - не боюсь». Высадила я его и поехала обратно в Курбаты». В деревне Курбаты в школе обучали детей только до 4 класса, а чтобы продолжить обучение, нужно было ходить в соседнее село Суда в девятилетнюю школу. «Уходили из дома на целую неделю, - вспоминает прабабушка, - жили на квартире. Мама собирала нам узелок с едой, картошки маленько, туесок молока, хлеба, да один рубль денег. Все это мы растягивали на целую неделю. В конце недели уже ничего не оставалось, так хозяйка, тетя Маша, у которой мы с младшим братом жили, давала нам кусок хлеба да луковицу, на этом и держались. А мало мама давала еды, потому что большие налоги были в то время. Себе-то почти ничего не оставалось». Окончила Люся 9 классов в 1952 году, мечтала дальше идти в 10 класс, повышать уровень своего образования. Но осуществиться этим мечтам не удалось, пришла беда: умер отец. Прабабушка вспоминает этот эпизод из жизни до сих пор со слезами на глазах: «Мама смерть отца восприняла очень тяжело. Мне сказала, что учить меня она без отца не в состоянии и отправила меня в деревню Грызаны к моей сестре Тасе, которая в это время уже вышла замуж и воспитывала детей. Мама сказала, что Тасе нужно работать, а я должна буду сидеть с её детьми. Мне ничего не оставалось делать, как ехать в Грызаны. Мама потом до конца жизни корила себя в том, что меня единственную не выучила, не дала полное образование». Ослушаться Люция не могла. Приехав к сестре, Люся какое-то время нянчилась со своими племянниками, но затем решила: «…зачем я буду сидеть на шее у сестры, пойду и устроюсь работать в колхоз». В это время в колхозе набирали бригады для рубки леса, и она отправилась на лесозаготовки. Начались трудовые будни. Работа была сезонной. Что только Люция Дмитриевна не делала: со своей подругой Машей в паре сами валили лес ручной пилой, сами его распиливали и складывали в кучу, стояли на площадке комбайна, собирали зерно в мешки и сами складывали в телеги. Хоть и уставали девушки на работе, а вечером все равно шли на танцы, которые проходили под гармонь. Прабабушка вспоминает это время с чувством ностальгии в голосе: «Клуб закрывали рано, в 12 часов, так мы потом шли в гости к кому-нибудь из ребят, была даже составлена очередь, к кому идти следующему на час-полтора, играли в различные игры. Потом проходили танцы уже под патефон. Умели устроить свой досуг. А утром опять на работу. Очень интересно проходил праздник Масленицы. Катались на лошадях разряженных. Интересно, весело проходило время». В 1958 году Люция Дмитриевна вышла замуж за местного парня Михаила Степановича (моего прадедушку)и поменяла свою девичью фамилию Курбатова на фамилию мужа и стала Батракова. Будущий муж был тоже из простых. Отец у него ушел на фронт, когда Мише исполнилось три года. Обратно он не вернулся. Его боевые друзья рассказывали, что в землянку, где отец находился, попал снаряд, и он погиб. Михаил Степанович со своим братом узнали, что отец был захоронен в Брянской области возле деревни Копылово, но съездить туда так и не удалось. Свадьбу молодые не делали, просто списались, так как «мамаша» (свекровь) сказала: «…денег нет на свадьбу, сами заработаете, потом и отпразднуем…», тем более за месяц до этих событий семья будущего мужа пережила пожар, и почти все имущество сгорело.

Но праздновать свадьбу так и не пришлось. Через год родился первый сын – Коля. А ещё через год родилась дочь Таня. Начиная с 1959 года прабабушка начала работать на местном ФАПе, вместе со своей старшей сестрой и проработала там 20 лет. «Заработная плата, – вспоминает Люция Дмитриевна, – была небольшая, всего 20 рублей, но зато работа была полегче». Машин в то время ещё не было, поэтому на вызов по деревням, за медикаментами в район и на совещания ездили всегда на лошадях. Всю себя Люция Дмитриевна отдавала работе.Когда исполнилось прабабушке 55 лет, она вышла на пенсию, но со своей неуёмной энергией не смогла усидеть дома, еще подрабатывала, сначала в школе техничкой, а потом в детском саду няней.

Сейчас прабабушке 72 года, она проживает в селе Грызаны, Ординского района со своим мужем, моим прадедом - Михаилом Степановичем и занимается воспитанием внуков и правнуков, у неё их много, каждому она отдает частичку своего душевной теплоты.

Мне хотелось бы быть похожей на прабабушку, обладать её человеческими качествами: добротой, терпением, отзывчивостью, бескорыстьем, готовностью прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Прожив такую нелегкую жизнь, она не утратила душевные качества. До сих пор идут к ней люди за советом, за добрым словом. Я горжусь своей прабабушкой – Батраковой Люцией Дмитриевной.

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.

Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Быт

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.

О любви наших бабушек мы часто знаем не от них – из фильмов. Из грустных, где женщина ждёт с фронта пропавшего без вести. Из романтичных и весёлых, где девушка с парнем влюбляются друг в друга на стройке, на лекциях, на целине. Потому что очень часто те бабушки, что могли бы рассказать другое, предпочли молчать. Пусть как будто было только как в кино…

Жестокий двадцатый век написал немало жизненных историй, которыми делиться не захочешь.. Вычёркивать их из памяти – всё равно, что вычёркивать память об этих женщинах.

Сарафан – на ленточки

Мою прабабку выдали замуж фактически за первого встречного, потому что нашли хорошего жениха для младшей ее сестры, а “через сноп не жнут” – то есть, младшую сестру прежде старшей нельзя выдавать. Прабабка прожила в семье мужа около года, во избежание исполнения супружеского долга все время спала на печке с его бабушкой.

Когда пришла советская власть, она первая кинулась в соседнее село разводиться. Муж, так и не вступивший в свои права, караулил ее за селом, “разорвал сарафан на ленточки”, но она убежала и не далась. А через несколько лет встретила моего прадеда, на 6 лет ее моложе, полюбила, вышла замуж, родила 4 детей.

Сжалился

Наши прошлые соседи – дед с бабулей – поженились на войне. Она была медсестрой, спала, а он ее спящую изнасиловал. В процессе понял, что она была девственницей, побоялся ареста и предложил вступить брак: “все равно на тебе никто уже не женится”. Она испугалась, согласилась. Так он ей потом всю жизнь напоминал: “вот если бы я над тобой не сжалился, никто бы тебя не взял”.

Гармонист

Сестра моей прабабки на собственной свадьбе влюбилась в гармониста и сбежала с ним. Родила от него троих. Он гулял, пропивал все деньги. Бил, конечно. Она с детьми ходила обедать к моей прабабке. Прабабке надоело кормить сестру, и она запретила ей приходить и приводить детей. Сестра пошла и повесилась.

Батрачка

Прапрабабушка моя служила батрачкой в доме сельского попа. Потом хозяин женил на ней своего сына. Они всю жизнь вместе прожили. По семейным рассказам, прапрадед как напивался на праздник, так и начинал жене говорить: ты, мол, батрачка, знай давай свое место.

Изъян

Одна из моих бабушек после войны замуж выходила, когда мужчины возвращались с фронта. У нее был любимый, но он на войне потерял пару пальцев. И бабушка решила – без пальцев не прокормит. Вышла за деда, который спился. А тот, что без пальцев был, стал потом бухгалтером. И зарабатывал, и не пил…

Активистка

Одну мою прабабку насильно выдали лет в шестнадцать замуж за чекиста. Она родила троих сыновей… А потом мужа расстреляли. Она сдала сыновей от ненавистного мужа в детдом и уехала в Сибирь! Безумная активистка и партийная деятельница была, говорят.

Турчаночка

Моя прапрабабка – военный трофей времен русско-турецкой войны. Прапрадедушка привез ее из Турции, предварительно изнасиловав, а после сделал одолжение и женился. Само собой, ее заставили насильно принять христианство. Она умерла то ли от пятых, то ли от шестых родов, очень рано, ей и тридцати не было.

Надо

Муж моей прабабки не вернулся с фронта. Она “потеряла” паспорт, сделала новый без штампа, дочь отправила в деревню и вышла замуж еще раз. Умолчав о предыдущем браке, потому что кому нужна вдова с ребенком.

Обман раскрылся лет через восемь, и тогда прадед начал прабабку избивать. Бил почти каждый день. Она терпела, потом переломала ему ребра. Пока он лежал и сращивал ребра обратно, она его выхаживала, извинялась и утешала. После этого родился мой дед.

Прадед продолжил прабабку побивать, но так, осторожно. Вполсилы. Страшно потому что было. Но что делать! Надо.

Дьяк

Мой дед долго держал обиду на родителей за то, что его любимую сестру насильно выдали замуж за дьяка, известного в селе злобным нравом. Вскоре после свадьбы она плохо привязала козу, та отвязалась и что-то там погрызла в огороде. Муж избил жену так, что она долго пролежала пластом и на всю жизнь осталась хромой.

Дед, услышав про такое дело, выдрал кол из забора и пошел разбираться. Дьяк, получив свое, на какое-то время стал потише, но кончилось дело все равно плохо. Метали стога, мужу чем-то не понравилось, как жена подала ему навильник, он ударил ее черенком вил по голове, и она ослепла.

Не перебирай!

Мой прадед, которому тогда было около 35 лет, посватался к моей 15-летней прабабке. Она не хотела выходить за такого старого. Тогда мой прапрадед избил её вожжами в конюшне, чтобы не перебирала богатыми женихами. Вышла замуж как миленькая… Родила шестерых дочерей. Потом началась война, и всех шестерых пришлось поднимать одной. Но после войны к мужу не захотела возвращаться, так и растила дочек одна.

Неравный брак

Мне посчастливилось пообщаться еще со своей прабабушкой 1900 года рождения. Она жила в селе на юге Украины. Выдали ее замуж в 16 лет, за вдовца с тремя детьми. Вдовцу было за 30, он прихрамывал и вообще был малость кривоват. Но зато погасил многочисленные долги родителей моей прабабки. В общем, с таким условием ее замуж и выдали. Фактически продали.

Лётчик

Моя бабушка в войну работала в тылу, на заводе. Молоденькая девчонка совсем была, 15 лет. Однажды с голодухи упала в обморок по пути на работу. Пока нашли, пока откачали и добились кто такая, заводское начальство чуть не упекло ее в тюрьму – за дезертирство и непоявление на рабочем месте.

Чтобы исправить ситуацию, ее тетка уходит на фронт – дело закрывают. Уже после войны бабуля уехала жить в Грузию. Встретила там военного летчика; любовь с первого взгляда! Через 9 месяцев родилась мама. Когда речь зашла о свадьбе, выяснилось, что у нее “криминальное” прошлое. Летчика тут же отозвали с части и… все. Мама хоть и пыталась искать отца всю жизнь, не нашла. Говорят, я на него дюже похожа…

По разные стороны

Родной дед, из дворян, бросил мою бабку одну с двумя дочерьми в эмиграции. Когда в Латвию пришли немцы, сестру матери отправили в лагерь. Мать отправилась воевать за Россию, которую никогда не видела.

Дед нашел одну из дочерей в лагере и, узнав, что вторая в Красной армии, пообещал ее лично повесить. Русский офицер с полным Георгиевским бантом, он был в немецкой форме. Его поймали в Югославии партизаны Тито и расстреляли. У матери всю жизнь было другое отчество. А я даже его карточки не видел никогда.

Передумал

Один из моих двоюродных дедов встречался с женщиной, любил. Однажды она с компанией поехала на пляж купаться, а там в воде ее изнасиловали. Вот так просто – окружили купающуюся женщину и изнасиловали. Он жениться передумал.

Побег в замужество

После окончания института моя будущая бабушка была распределена на работу в глухую узбекскую деревню. Настолько глухую, что все приехавшие думали о том, как удрать из этой “тюрьмы”, а деревенские власти – соответственно, о том, как их силой удержать. Не давали отпуска, не выдавали документы, не разрешали поездки в соседний город и вообще отлучаться из деревни никуда…

Через два года этого ада бабушка улучила момент, когда глава колхоза уехал, и совершила побег. Умудрилась выбить легальные документы на отпуск и покатила на телеге вон, причем за ней была погоня: стукнули уехавшему директору, и он развернулся и велел догонять… Не догнали. Бабушка приехала к родственникам провести отпуск, но встал вопрос – а как не возвращаться, когда отпуск закончится?

Решение нашли банальное для нашей семьи. По закону, жену нельзя разлучать с мужем. Поэтому за месяц отпуска бабушке нашли порядочного жениха, который имел прописку и работу в столице, и выдали замуж. Колхозники, кстати, отомстили. Когда бабушка запросила у них свою трудовую книжку и прочие документы, они заявили, что всё потеряли. А бабушка прожила с дедушкой до самой его смерти, и это были полвека брака без любви.

Хозяин

Моя бабушка, первая певунья и плясунья на деревне, вышла замуж за дедушку – сурового, мужественного, настоящего мужчину. Дедушка умел работать и зарабатывать, умел делать по дому всё – от шитья и готовки до ремонта часов и мебели, умел в самые трудные годы добыть дефицитные товары для семьи и выколотить из государства всевозможные льготы и пособия. Потом дед вернулся с войны и окончательно стал воплощенной мечтой – “каменной стеной”, добытчиком, героем.

Но у “каменной стены” оказалась и обратная сторона. Дедушка был настоящий тиран. Все должно было быть только по его. Кроме того, он был потрясающе скуп. Бабушке не полагалось платьев сверх одного на выход, косметики, нового постельного белья, не разрешалось пользоваться тем, что дарили родственники и друзья. Не позволялось посещать кино или театр, потому что пустая трата денег…

Я долго думала, что они так живут от бедности, пока не обнаружила, что дедушка держит кучу денег в ящике шкафа. Гостей, кстати, в доме не любили. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Дед отлично понимал, что превращает жизнь жены в ад. В глубокой старости, после череды инсультов, когда реальность начала смешиваться с воображаемым, ему часто виделся один и тот же кошмар. Что она отомстит…

Кулацкая дочь

Моя бабушка была дочкой кулака, её семья была сослана в Сибирь. Там на неё глаз положил красный командир. Сватался с наганом, угрожал всю семью извести… А через сколько-то лет нашёл себе другую жену, молодую. И детей, и хозяйство в результате бабушка тянула на себе. А “молодая” жена деда потом бросила.

Комод

Моя прабабушка умерла в 36 лет, сделав около 40 абортов. Сама она была медсестрой, ее муж был сильно старше ее. Замуж ее взял силой. Приехал в ее деревню с продразверсткой, увидел юную прабабку и выставил ультиматум: замуж или твоих родителей раскулачу.

Потом родилась моя бабка, которую отец назвал в честь своей первой жены еврейским именем; первая жена тоже была пламенной революционеркой, умерла от туберкулеза. Прадед по несколько раз в год водил мою бабушку к ней на могилу. Бабушка свою родную маму не любила, и мама ее, видимо, тоже.

До бабушки у прадеда и прабабки был мальчик, который умер младенцем. Похоронили его в ящике от комода. Этот комод без одного ящика стоял в их квартире до самой их эвакуации из Ленинграда.

Статью подготовила: Лилит Мазикина

Мне 60 лет, я уже сама бабушка, но часто вспоминаю свою бабушку Катю. Когда я была маленькой, я любила слушать истории из жизни бабушки. Она была неграмотной, но очень верующей женщиной. У нее было 12 детей, и 10 из них погибли во время войны, защищая свою Родину. Я хочу рассказать несколько историй, которые слушала из уст бабушки Кати. Истории необычные, поверить в них тяжело, но бабушка говорила, что это сущая правда.
У них в деревне жила женщина, все ее звали ведьмой, дом ее обходили стороной. Глаз у нее был тяжелый, если она посмотрит на корову, то в этот день молока у коровы не будет. Одним взглядом она могла навести порчу на любого жителя деревни. Многие говорили, что по ночам она превращается в черную кошку. Но как доказать это – люди не знали. Однажды собрались все мужики деревни и решили подкараулить ночью ведьму. Долго ждать им не пришлось, из дома ведьмы выскочила черная кошка. У самой ведьмы никакой кошки не было, все сразу догадались, что это и есть сама ведьма. Мужики бросились за кошкой с топорами, и один мужик отрубил ей лапу. Все заметили, как кошка неожиданно исчезла. Наутро все снова пришли к ведьме. И что они увидели, ведьма лежала на кровати с перевязанной рукой. Никакого сомнения не было, что это она ночью превращалась в черную кошку. Мужики приказали ведьме, чтобы она покинула их деревню и больше сюда не возвращалась. Ведьма уехала, но мужик, который отрубил кошке лапу, сам стал инвалидом, он отрубил себе руку, когда рубил на зиму дрова. Все говорили, что здесь не обошлось без проклятия ведьмы. После того как в деревне не стало ведьмы, коровы стали давать больше молока, люди стали жить дружнее.
Другая история, которую мне рассказала бабушка, произошла с ней, когда она была молодой. Плыли они с подругой по озеру, а навстречу к ним подплыла незнакомая женщина и сказала, что они на острове найдут клад. Девушки развернули лодку и поплыли к указанному острову. А в Карелии было много озер и много неизвестных островов. Когда бабушка с подругой вышли на остров, то они ничего там не обнаружили, кроме большого множества рыбьей шелухи. Она была неестественно крупных размеров. Они взяли по горсточке шелухи и небрежно бросили ее в карман. Когда они вернулись домой, то стали рассказывать о случившемся своим родным. А братья их спросили, а где же рыбья шелуха. И девушки быстро побежали к своим карманам. И что же они там обнаружили: в карманах вместо рыбьей шелухи лежали золотые монеты. Братья быстро рванули на этот остров, но он был пуст, ни одной рыбьей шелухи. С пустыми руками они вернулись и долго еще упрекали подруг, что они мало набрали рыбьей шелухи, которая превращалась в золотые монеты.
Я любила слушать истории своей бабушки, и была хорошим, внимательным слушателем. Бабушка рассказывала, что во время войны немцы не могли к ним добраться, потому что их деревня была окружена болотами и немцы не решались пробираться по опасным трясинам. Но вражеские самолеты постоянно летали над деревней. И за всю войну была убита одна корова и ранен один школьник. Они с ребятами шли на лыжах в лесу, а летчик с высоты принял их за партизан. И вот однажды немецкий самолет упал недалеко от деревни. Все люди кинулись его спасать, даже не подозревая, как это опасно. Ведь немец был вооружен, а у местных жителей не было оружия. И бабушка рассказала, что самолет упал в трясину и стал быстро идти ко дну болота. Немец, что-то кричал на своем языке, но никто его не понимал. Люди уже решили, что надо спасти человека, хоть он и враг. И тут произошло неожиданное, появился маленький старичок, одежда его была из веток. Старые люди стали говорить, что это леший, он всегда появлялся в лесу, чтобы помочь людям. Все думали, что он сейчас будет помогать немцу-пилоту, но он бегал по болоту вокруг тонущего самолета. Леший был просто невесомый, казалось, что он не бегает, а летает. Немец кричал, протягивал ему руки, но леший не реагировал на его вопли, а старался подальше отогнать любопытных людей. И тут произошло необъяснимое. Самолет уже полностью засосала трясина. Немец стал во весь рост, схватил автомат, и приготовился расстрелять безоружных людей. Но леший быстро подскочил к нему, вырвал автомат и бросил его людям. Голова немца уже погружалась в трясину. Леший неожиданно исчез. А автомат немца-пилота так и остался в деревне до конца войны и напоминал людям о лешем-спасителе. Если бы не он, неизвестно, чем бы закончилась эта история.
Еще мне бабушка рассказывала о своем муже, деде Михаиле. Во время финской войны он попал в плен. А сидел он в глубокой яме под открытым небом. Было очень холодно и голодно. Бабушка каждый день молилась о своем муже, просила Господа Бога, чтобы он вернулся с войны живой. Когда дед вернулся, он стал рассказывать бабушке, что ему в плену помогала какая-то неведомая сила. Он сидел в яме под открытым небом и думал, что все кончено, здесь его и зароют. Один раз рано утром к его яме подошла лошадь. Она долго смотрела на дедушку. А потом она исчезла, к обеду она появилась вновь и в зубах она держала большой куст с ягодами морошки. Эти ягоды желтоватого цвета и похожи на малину, только побольше. Бросив этот куст с ягодами деду, лошадь ушла. На следующий день кто-то ему в яму бросил бутылку самогона. Дед пил его небольшими глотками и согревался. На следующий день в обед он опять увидел морду лошади, в зубах она держала ватное одеяло. Дедушка не понимал, что происходит. Поздно ночью что-то на деда упало, это было бревно. С его помощью он выбрался из ямы. И что он увидел: перед ним стояла уже знакомая лошадь. Дед забрался на лошадь, сил у него совсем не было. Его тело висело на ее спине. Дедушка терял сознание, но осознавал, что лошадь его куда-то везет. На следующий день дед оказался у своих. Со своей спасительницей он уже не расставался. После войны дед приехал домой со своей лошадью. И рассказывал соседям и бабушке о своей спасительнице. После войны дед подорвал свое здоровье, стал часто выпивать. Но его спасительница не один раз спасала его в мирной жизни. Лошадь всегда привозила пьяного деда домой, не давала ему замерзнуть в суровые зимы. Когда лошади не стало, то и дед недолго жил на этом свете. Его замерзшее тело нашли в снежном сугробе. Так бабушка стала вдовой и дожила до 96 лет.

Введение …………………………………………… с. 3

Глава I История жизни моей прабабушки ………... с.4-8

Заключение ………………………………………… с. 9

Литература………………………………………….. с. 10

Приложения …………………………………………с. 11-17

Введение

Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли родословное древо, изучали свою родословную. По ней можно узнать историю своей семьи, родного края, своей страны. Сегодня не все могут ответить на вопросы: « Кем были наши предки? Чем они занимались?» Когда я была маленькой, со мной постоянно находилась моя прабабушка. Я часами любила беседовать с ней. Сначала я думала, что прабабушка рассказывает мне сказки, а когда подросла, то поняла, что это правдивые рассказы из её трудного детства. Мне захотелось подробнее узнать о жизни прабабушки, записать все её рассказы, ведь это история моей семьи, родословная. А свою родословную должен знать каждый человек.

Тема моей работы: «История жизни моей прабабушки»

Целью работы является изучение истории жизни прабабушки.

Задачи:

1. Собрать информацию о трудовой биографии, о родных прабабушки;

2. Изучить имеющиеся документы, фотографии;

3. Описать своё исследование;

Гипотеза : я могу гордиться своей прабабушкой.

Объект исследования: прабабушка

Предмет исследования: жизнь прабабушки

Методы исследования:

Беседы, воспоминания;

Изучение документов;

Анализ и обобщение;

Глава I История жизни моей прабабушки

Мою прабабушку зовут. Это мама моего дедушки. Родилась она 27 ноября 1934 года в деревне Шалашино Крутинского района Омской области в простой крестьянской семье. Мама прабабушки: , урожденная Мякишева, была из богатой семьи. (Приложение 1.) Прабабушка вспоминает, что об этом факте в семье никто никогда не говорил, и узнала она это, уже будучи взрослой, от своей тети. Отец её: был из простой крестьянской семьи. Отец с матерью прабабушки воспитывали четверых детей: Александру, Валентину, Галину, Анатолия. (Приложения 3,4) Бабушка была предпоследним ребенком в семье. Свою жизнь бабушка помнит с 6-7-летнего возраста. Это время как раз пришлось на начало Великой Отечественной войны. « Жить было, сложно, тяжело, голодно, - рассказывает бабушка, - не дай бог, никому такой жизни».Одно из воспоминаний бабушки связано еще с довоенным временем, когда ей было 6 лет. Мама ее работала в детском садике в ясельной группе. Её поразило больше всего то, что маленьких грудных ребятишек кормили из тщательно вымытого коровьего рога, на который вместо соски натягивали обработанную титьку от коровьего вымени. А так как молока выделяли мало для детсадов, в нём распаривали комбикорм. Эту смесь делали жидкой и наливали в рожок. Она переваривалась в детских желудочках с трудом и дети постоянно плакали, видимо из-за болей в животиках. Не смотря на трудное время, прабабушка все-таки училась в школе. Окончила всего лишь 4 класса , т. к. не в чем было ходить в школу.

Отец её ушел на фронт в 1941 году. Через некоторое время мать получила "похоронку". Погиб вблизи деревни Нижняя Шалдиха Мчинского района Ленинградской области . По рассказам сослуживца из соседней деревни, он погиб от попадания разрывной пули в живот. Вся семья очень тяжело переживала утрату, но тяжелее всех пришлось матери. После этого мама прабабушки сильно заболела. Прабабушка вспоминает, что у неё помутился рассудок, так как она начала прыгать на всех. Её даже на некоторое время привязывали на верёвку, но потом всё прошло. Брат прабабушки, ушел на войну в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет. (Приложение 2.) Через некоторое время он получил ранение в обе руки. После госпиталя вновь попал на фронт. В бою на Курской дуге получил ранение в ногу, отполз в воронку и лежал там, так как не мог подняться. Через некоторое время к нему подползла медсестра и потащила его в лазарет. Кругом разрывались, гремели снаряды, а она маленькая, хрупкая, тащила его и плакала, причитая: «Где вас таких большущих понабрали! Сил нет вас таскать»! И все-таки вытащила. Следующий год брат прабабушки провел в госпитале в Молдавии, где ему восстанавливали раздробленную голень. Хирурги не решились ампутировать конечность молодому пареньку. В 44-м году его демобилизовали. Домой он приехал на костылях, на которых ходил еще год. До конца жизни Анатолий Сергеевич ходил в сапогах или в валенках, чтобы беречь ногу. Так до конца жизни он оставался хромым.

Жилось в военное и послевоенное время голодно. Легче было в летнее время, так как можно было питаться травой: крапивой, медуницей, рогозой, лебедой, ягодами. Ягоды заготавливали впрок, на зиму. Мама прабабушки сушила их на листах подсолнечника или подорожника в печи. Получались лепешки, которые потом распаривали и ели зимой. Лакомством были сладкие овощи: калига или брюква , морковь. Картошка рождалась плохая. Зимой она замерзала, так как хранить её почему-то не умели. Помидоры и огурцы в то время не выращивали. Прабабушка говорит, что семян не было. Однажды с прабабушкой произошёл один странный случай. Она рассказывает: «Сильно голодно было в то время. Однажды летом мама отправила меня в соседнюю деревню к тёте. Она обещала маме привезти из города отрез на платье и рыбы. Я забрала всё, что подала мне тётка, и отправилась в обратный путь. Было жарко. Несколько раз заходила в лес передохнуть. От запаха, который шёл от сумки, а может и от голода, тошнило, кружилась голова. Дорогу домой я плохо помню из-за полуобморочного состояния. Когда я пришла домой, то мама обнаружила вместо килограмма рыбы всего одну селёдину, хотя тёте давала денег на килограмм. Когда мама встретилась с тетей, та ей сказала, что отдала мне всю рыбу, а я, видно, по дороге домой её съела. Я до сих пор не могу понять, как могла съесть три рыбины сырыми. Может это произошло от голода, а может тётка обманула и дала мне меньше рыбы, кто теперь узнает? Только теперь уже много лет я совсем не ем сельдь, и даже запаха её не переношу. Наверное, в детстве наелась!»

Когда прабабушка была постарше, она уже помогала матери по хозяйству. Посреди зимы у них закончилось сено, а в лесу ещё оставалась копна, и её нужно было привезти домой. Лошади у них не было, а был бык. Его и запрягли в сани. Поехали вдвоем с мамой. Было холодно, страшно, а ничего не поделаешь, коров то кормить надо. Подъехали к той поляне, где копна сена стояла, когда уже смеркаться стало. Увидели на копне с сеном двух волков. Жутко стало. Бык, почуяв волков, встал и идти не хочет. Мама взяла вилы и стала стучать ими по телеге. Волки спрыгнули с копёшки, отошли метров на 30, сели, смотрят. Мама взяла лопату и стала снег отгребать от копны, а мне наказала быка держать за вожжи и за волками смотреть. Мама прабабушки успела три навильника сена на телегу положить, как волки закружились на месте, забеспокоились. Дразнить их больше не стали, сели и поехали домой. Стоило немного отъехать от поляны, как волки вернулись на копну и "запели" песню. И от этой "песни" мурашки по всему телу побежали и волосы встали дыбом. Смотрела прабабушка долго на них, пока они из виду не скрылись. Страшно было очень, и их вой до сих пор в ушах стоит. Может быть, волки и не тронули, потому что выглядели они сытыми, аж шерсть лоснилась. Зайцев в том году в лесу было много, и им было чем питаться. А корове сено на следующий день привезли.

Несмотря на трудное детство, успевали и поиграть. Интересных игр было много и в то время. Зимой катались с горки на санках. Катались по очереди, так как валенки были одни на всех. Вот прибежит сестра с горки, валенки сбросит, лезет греться на печь, а прабабушка надевает валенки и бежит кататься на гору.

А летом уже в другие игры играли. Например, игра «12 палочек» напоминает игру «Прятки». Я узнала у прабабушки правила игры и теперь играю с подружками летом на полянке. Очень интересная игра. Также бабушка играла в игры «Чиж», «Прятки». Любили играть мячом. Только мяч был сделан из соломы. Играла прабабушка Маша в куклы. Только куколки настоящей у неё не было. Возьмет она пучок соломы в тряпицу какую-нибудь завернет, и получалась куколка.

После войны семья переехала в деревню Стахановка Крутинского района. С 14 лет прабабушка начала работать в колхозе, выполняя разную подсобную работу: полола свеклу, турнепс, подметала на току. С 16 лет ей уже доверили пасти коров в летнее время, косила траву на силос, а зимой выполняла также разные посильные работы. В 1951 году, когда прабабушке исполнилось 17 лет, её послали доить коров в колхозе.

Замуж вышла в 19 лет за. (Приложение 5.) В 1955 году в семье родился сын, мой дедушка. (Приложения 6,7) Вскоре семья переехала на «откормочную» ферму около деревни Старинка Называевского района. На базе этой фермы откармливали крупнорогатый скот. Когда сын подрос, прабабушка устроилась работать в школу техничкой и проработала там до 1965 года. В 1965 году семья переехала жить в Крутинку. (Приложение 8.) Первую зиму работала кочегаром в районном почтамте. А в 1966-м году устроилась в комбинат бытового обслуживания закройщицей на массовый пошив. Кроила проймы для рукавов и воротников. В 1971 году уволилась по состоянию здоровья. 3 года отработала в народном суде техничкой: мыла пола, топила зимой печи. В 1974 году была принята на работу в маслодельный комбинат разнорабочей. Оттуда вышла на заслуженный отдых. За свой многолетний и добросовестный труд прабабушка не раз награждалась почётными грамотами, благодарственными письмами, денежными премиями. (Приложение 11-12) Но и на пенсии прабабушка не сидела, а помогала воспитывать внучек Елену и Марину. (Приложение 9).

В ноябре моей прабабушке исполнилось 78 лет, но она до сих пор трудится, заботясь теперь уже о правнуках, а их у неё трое.(Приложение 10) Это тоже очень сложное и ответственное дело.

Заключение

Своё исследование я строила на основе документов, воспоминаний и бесед. Хотя беседы, нельзя назвать точным источником, однако, это непосредственная связь с историей. Проведя эти исследования, я узнала очень много интересного о своей прабабушке, о её «корнях» по маминой линии. В дальнейшем надеюсь продолжить работу по данной теме более глубже. Буду исследовать историю моей семьи по папиной линии и составлять родословную моей семьи. Сейчас прабабушка живёт с нами. Мы её очень любим и заботимся о ней. Я думаю, что моя гипотеза подтвердилась. Я горжусь своей прабабушкой Московкиной Галиной Сергеевной.