Макс вебер биография и основные идеи. Макс Вебер: биография, семья, годы жизни, основные работы

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (нем. Maximilian Carl Emil Weber, 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия — 14 июня 1920, Мюнхен, Германия), известный как Макс Вебер (нем. Max Weber) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист.

Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.

Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов.

Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, «расколдовывания мира». Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году.

Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.

В другой своей известной работе, «Политика как призвание и профессия» (1919), Вебер определил государство как некоторый институт, который обладает монополией на легитимное применение насилия. Социолог впервые выделил различные типы общественной власти, подчёркивая, что институты современного государства во всё большей степени основываются на рационально-правовом типе. Учёный внёс определённый вклад в развитие экономической истории, теории и методологии экономики. Исследования Вебера в области рационализации общества оказали влияние на формирование критической теории, развивавшейся преимущественно в рамках Франкфуртской школы.

Вебер стал одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии, которая была образована после Первой мировой войны. Позже учёный безуспешно баллотировался в немецкий парламент и консультировал комиссию по разработке новой конституции. Вебер скончался в 1920 году в возрасте 56 лет, причиной смерти послужила пандемия Испанского гриппа и последовавшая пневмония. Младший брат Вебера — Альфред — также стал исследователем в области социологии.

Книги (10)

Аграрная история Древнего мира

Очередная книга большой серии «Публикации ЦФС» (малая серия «LOGICA SOCIALIS») представляет собой первую книгу двухтомника, в который входят три весьма важных для понимания творчества М. Вебера труда по исторической социологии: «Аграрная история Древнего мира», «История хозяйства» и «Город».

В первую книгу включены «Аграрная история Древнего, мира» и, в качестве приложения, очень важная для понимания всех трех работ М. Вебера статья М. Ростовцева «Колонат».

Город

Дефиниции «города» могут быть самыми различными по своему характеру.

Общее для них всех только одно: то, что город представляет собой замкнутое (во всяком случае, относительно) поселение, «населенный пункт», а не одно или несколько отдельно расположенных жилищ. В городах (впрочем, не только в городах) дома тесно — а сегодня, как правило, стена к стене — примыкают друг к другу.

Избранное. Образ общества

Книга представляет собой сборник работ одного из ведущих западных социологов М. Вебер.

В издание вошли следующие работы: «Социология религии», «Введение» к «Хозяйственной этике мировых религий», «Город», «Социальные причины падения античной культуры», «Рациональные и социологические основания музыки».

Избранные произведения

Книга представляет собой сборник работ по социологии одного из ведущих западных социологов XIX — XX вв. Макса Вебера(1864-1920),оказавшего и оказывающего значительное влияние на ее развитие.

В работах, вошедших в сборник, нашли отражение его идеи о связи социологии и истории, о «понимающей социологии», концепция «идеальных типов» и др. М. Вебера нередко называют на Западе «великим буржуазным антиподом Карла Маркса» и даже «Марксом буржуазии».

В книгу вошли: «Протестантская этика и дух капитализма», исследования по методологии науки, различные социологические статьи.

Наука как призвание и профессия

Данная работа представляет собой доклад (переведенный с небольшими сокращениями), прочитанный Вебером зимой 1918 г. в Мюнхенском университете с непосредственной целью - показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и преподавателей.

Политические работы 1895–1919

Книга представляет собой сборник работ выдающегося немецкого социолога.

Статьи и выступления Макса Вебера, посвященные проблемам политики, несмотря на их актуальность, прежде никогда не публиковались в России и были известны узкому кругу специалистов. Настоящий сборник призван восполнить этот пробел.

«Нашему поколению не суждено увидеть, принесет ли плоды борьба, которую мы ведем; признает ли потомство в нас своих предков. Если нам не удастся избежать проклятия, во власти которого мы находимся — быть рожденными после политически великой эпохи — то тогда мы должны суметь стать чем—то другим: предшественниками еще более великой. Будет ли таким наше место в истории? Не знаю и только скажу: право молодых — отстаивать самих себя и свои идеалы. А в старца человека превращают не годы: он молод до тех пор, пока способен воспринимать мир с теми великими страстями, которые в нас вложила природа».

Протестантская этика и дух капитализма

Книга содержит работу "Протестантская этика и дух капитализма" М.Вебера, где он показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Также в книгу включены статьи В.Л.Керова "Современное звучание теории М.Вебера и А.И.Неусыхина о протестантизме", М.И.Лапицкого "Религиозные основы хозяйственной деятельности", И.В.Забаева "Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М.Вебера и С.Булгакова)".


Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения . Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

  • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
  • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

  • Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
  • Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
  • Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
  • Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

Максимилиан Карл Эмиль Вебер - немецкий социолог и политический экономист. Наиболее известен своим тезисом о «протестантской этике», связи протестантизма с капитализмом и размышлениями о бюрократии. Его глубокое влияние на социологическую теорию обусловлено его требовательностью к научной объективности и анализом мотивов человеческих поступков.

Ранняя биография

Макс Вебер родился 21.04.1864 в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из 7 детей Хелен и Макса Вебера. Отец был состоятельным либеральным политиком, который вскоре присоединился к более лояльным про-бисмаркским «национал-либералам». Семья переехала из Эрфурта в Берлин, где Вебер-старший стал членом прусской палаты депутатов (1868-97) и Рейхстага (1872-84). Он вошел в берлинский высший свет и принимал у себя видных политиков и ученых.

Мать социолога воспитывалась в строгих кальвинистских традициях. Хотя постепенно ее отношение к религии становилось более терпимым, пуританская мораль осталась с ней навсегда. мужа отдалила ее от него, особенно когда тот не поддержал ее длительный траур после смерти двух их детей. В свою очередь, отец традиционно авторитарно обращался со своей семьей и требовал абсолютного подчинения. По-видимому, мрачная обстановка в семье Макса Вебера и конфликт его родителей стали причинами душевных страданий, которые преследовали его во взрослой жизни.

Годы учебы

Вебер покинул дом, чтобы в 1882 году поступить в Гейдельбергский университет. Через 2 года он прервал учебу, чтобы год провести на военной службе в Страсбурге. За это время он сблизился с семьей своей тети Иды Баумгартен и ее мужем-историком, оказавшим глубокое влияние на интеллектуальное развитие Вебера.

Однако по окончании службы в армии отец попросил его продолжить учебу в Берлинском университете, чтобы тот мог изучать юриспруденцию и экономическую историю, живя дома. Возможно потому, что он считал влияние Баумгартенов подрывным. С 1884 г. до брака в 1893 г. Вебер покидал дом только на семестр обучения в Геттингене в 1885 г. и несколько раз для несения военной службы.

Начало карьеры

Таким образом, большую часть своей ранней биографии Макс Вебер жил в доме родителей, где он постоянно находился в центре семейного конфликта. Поскольку он одновременно стажировался помощником юриста и в университете, то до осени 1893 г. не мог позволить себе жить отдельно. В то время он получил временную должность преподавателя юриспруденции в Берлинском университете и женился на троюродной сестре Марианне Шнитгер.

После свадьбы и возвращения в Берлин в 1894 г. Вебер много и усердно работал. Только такой дисциплинированный труд, по его мнению, мог преодолеть его лень и предотвратить эмоциональный и духовный кризис.

Способность Вебера к напряженной интеллектуальной работе и его неоспоримый талант стали причинами стремительного роста его профессиональной карьеры. Спустя год, после назначения в Берлине он стал профессором политической экономии во Фрайбурге, а в 1896 г. получил аналогичное место в Гейдельберге.

Его научная работа была посвящена аграрной истории Древнего Рима и эволюции средневековых торговых обществ. Затем Вебер произвел всесторонний анализ аграрных проблем Восточной Германии для одного из самых важных академических обществ страны - Союза социальной политики. Также он написал эссе о немецкой бирже и социальном упадке античной цивилизации.

Ранняя биография Макса Вебера отмечена политической активностью - он сотрудничал с лево-либеральным протестантским социальным союзом.

Речь во Фрайбурге

Кульминацией ранней научной карьеры Вебера была его инаугурационная речь во Фрайбурге 1895 года, в которой результаты его 5 лет исследований аграрных проблем Германии к востоку от Эльбы стали обвинительным актом исторически устаревшей юнкерской аристократии. Однако, по его мнению, существующие либеральные партии не могли бросить им вызов. Рабочий класс также не был готов принять ответственность на себя. Только нация в целом политически созревшая благодаря сознательной политике заморской имперской экспансии, могла привести Германию к уровню политической зрелости, достигнутому французами в революционную и наполеоновскую эпохи и англичан в ходе их имперской экспансии в XIX ​​в. В этом отношении Фрейбургская речь продвигала идеологию «либерального империализма», привлекая поддержку таких важных либеральных публицистов, как Фридрих Науман и Ханс Дельбрюк.

После смерти отца в августе 1897 г. биография Макса Вебера отмечена началом проблем с нервной системой. Его возвращение к преподаванию осенью привело к кратковременной передышке, которая закончилась в начале 1898 г. первыми признаками нервного срыва, которые сделал его неработоспособным между 1898 и 1903 годами. В течение 5 лет он периодически попадал в лечебные учреждения, страдая внезапными рецидивами после медленного выздоровления и тщетных усилий разорвать эти циклы путешествиями. В разгар болезни он оставил преподавание в Гейдельберге.

Поздние работы

В 1903 г. Вебер смог возобновить научную деятельность, а наследство, полученное в 1907 г., сделало его финансово независимым. Он не преподавал до конца I мировой войны. Характер его самой важной работы после частичного выздоровления предполагает, что его длительная болезнь привела его к блестящему пониманию взаимоотношений кальвинистской морали и компульсивного труда, в отношениях между различными религиозными этиками и социально-экономическими процессами и многих других важных вопросов. Свой самый значимый труд он писал в течение 17 лет между пиком болезни и смертью.

Интеллектуальную широту социологии Вебера трудно переоценить. Он превзошел достижения таких предшественников, как Карл Маркс и Неудовлетворенный интеллектуальными традициями социальных наук и права в немецких и западных университетах, Вебер стремился разработать научный подход, который бы позволил преодолеть их недостатки. Хотя он никогда полностью не определял систематическую исследовательскую программу, объясняющую его сравнительную методологию, его очерки об историческом развитии восточного и западного обществ позволяют составить о нем общее представление. Вебер продемонстрировал, что сравнительный метод имеет важное значение, поскольку поведение институтов в обществах невозможно понять изолированно. Даже его популярная работа о связи между пуританством и развитием капитализма на Западе не может быть полностью понята без ссылки на его труды о подобных институтах - например, исследования азиатских религий и древнего иудаизма.

В рамках подготовки к написанию своего главного сочинения, которое он так никогда и не завершил, немецкий философ создал идеальный тип - методологический инструмент для сравнительной социологии. Вебер, анализируя историю западных обществ, сосредоточился на рационализме как на уникальной и центральной силе, формирующей все западные институты, включая экономику, политику, религию, семью, слои общества и музыку. Эти типологии оказали решающее влияние на развитие последующих, более специализированных социологических запросов.

Социология религии

«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-05) - самая известная и наиболее противоречивая работа Вебера, которая иллюстрирует общую тенденцию его мышления. Вначале автор отмечает статистическую корреляцию в Германии успеха капиталистических предприятий с протестантским фоном. Затем он относит эту связь к случайным психологическим последствиям представлений о предопределенности и призвании пуританского богословия. Формулировка Кальвина доктрины предопределенности говорит о том, что грешное человечество не может знать ни того, почему, ни того, на кого распространяется божья милость спасения. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер предположил, что психологическая незащищенность, которую эта доктрина навязывала верующим в адское пламя, привела к поиску признаков, указывающих на направление Божьей воли, в повседневной жизни. Следствием этого стала этика непрестанной приверженности своему мирскому призванию (любой провал указывал бы на то, что благодать была под вопросом) и аскетическое воздержание от удовольствия от прибыли, полученной в результате такого труда. Практическим результатом таких убеждений и практик было, по теории Макса Вебера, максимально быстрое накопление капитала.

Немецкий социолог опубликовал свою диссертацию по протестантской этике в журнале, который начал редактировать, Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. С 1905 по 1910 год Вебер публиковал критику своей диссертации и ответы на нее. Он не опровергал того, что высокоразвитые капиталистические предприятия существовали за столетия до Кальвина. Вебер также знал о других предпосылках как материальных, так и психологических, которые способствовали развитию современного капитализма. Он отвечал на эти замечания тем, что до кальвинизма капиталистическое предприятие и накопление богатства всегда пассивно или активно подвергались враждебному отношению со стороны религиозного строя. Если некоторые капиталисты в силу своего скептицизма могли избежать чувства вины, которое диктует религиозный этос, фактом является то, что ни одна другая религиозная традиция никогда не заставляла людей видеть в накоплении капитала (экономии) знак вечной благодати Бога.

Пуритане, согласно Веберу, добровольно приняли плащ мирского аскетизма как средство облегчения иначе невыносимого духовного бремени. Тем не менее таким образом они помогли создать огромную структуру современного экономического института, которая продолжала предопределять жизнь и ценности всех, кто родился в ней.

Политика и правительство

Примерно в то время, когда он публиковал свою работу о протестантской этике, немецкая культура среднего класса, в которой воспитывался Вебер, испытала первые спазмы распада. Протестантская мораль, принятая им в качестве неотъемлемой судьбы, подверглась нападению со стороны молодежного движения, авангардных литературных кругов, в центре которых были поэт Стефане Георге, неоромантик Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, а также славянских культурных идеалов, примером которых являются произведения Льва Толстого и Федора Достоевского. Немецкий философ провел решающее разграничение между харизматическими, традиционными и правовыми формами власти, что нашло отражение в позже опубликованной работе Вебера «Политика как призвание и профессия».

Или харизма относится к дару духовного вдохновения, лежащему в основе власти религиозных пророков или экстраординарных политических лидеров. В изучении харизмы Вебер касался тем, которые впервые затронул Ницше.

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

У истоков Веймарской республики

В последние годы жизни Макс Вебер оказал значительное влияние на современников, когда с 1916 по 1918 год решительно выступил против захватнических военных целей Германии и в пользу укрепления парламента. Он храбро отстаивал трезвость в политике и преподавании против апокалипсических настроений правых студентов в первые месяцы после поражения Германии в Первой мировой войне.

В 1919 г. увидела свет работа Вебера «Политика как призвание и профессия», в которой он определил государство как институт, обладающий монополией на насилие.

После участия в создании новой конституции и Демократической партии Германии, Вебер заболел гриппом и умер от пневмонии в июне 1920 года.

Наследие

Немецкий социолог имел большое влияние на своих коллег, многие из которых были его друзьями в Гейдельберге или Берлине. Однако основные работы Макса Вебера не печатались в книжной форме, а только в специализированных журналах, поэтому широкую известность они приобрели только после его смерти. Единственными исключениями была его формулировка в 1895 году «либерального империализма», его широко обсуждавшийся тезис о протестантизме и капитализме и его критика немецкой внешней и внутренней политики во время Первой мировой войны на страницах Frankfurter Zeitung, которая стимулировала либеральные настроения против военных планов правительства и привела к тому, что генерал считал Вебера предателем.

В заключение

В целом величайшей заслугой немецкого философа является то, что он привел общественные науки в Германии, которые до того занимались в основном национальных проблем, к прямой критической конфронтации с международными гигантами европейской мысли XIX века Марксом и Ницше. Благодаря этому Вебер помог создать методологию и литературу, занимающуюся социологией религии, политических партий и экономики, а также начать исследования формальных организаций, поведения малых групп и философии истории.

(нем. Max Weber) (* 21 апреля 1864, Эрфурт – † 14 июля 1920, Мюнхен) – немецкий социолог, экономист и правовед. Один из основателей социологии как науки.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 в городе Эрфурте (Германия). Семья, в которой рос Вебер, была достаточно обеспеченной и принадлежала к товарно-промышленной буржуазии и чиновничества. Отец Макса присоединился к пробисмаркських национал-либералов и уехал в Берлин, где стал сначала депутатом прусского парламента, а затем – Рейхстага.
Еще до поступления в гимназию (1876 г.) Макс Вебер увлекался произведениями Геродота, Ливия, Тацита, Ранке, Зибель, Дройзена, Трейчке. А дальше, в процессе интеллектуального развития, он все глубже и глубже совершенствовал свои знания. Так Вебер получил академическую подготовку юриста в Берлинском, Геттингенском, Страстбурзькому, Гейдельбергском университетах, специализировался в области истории и теории права, но центром его интересов были проблемы политики в широком смысле этого слова. В 1889 году Вебер защищает докторскую диссертацию. Далее он находился на должности профессоров в Фрайбурзькому, Гейдельбергском университетов, читал свои лекции в других учебных заведениях Германии – что было большим достижением для молодого ученого. Кроме того, что он читал свои лекции, он написал невероятно большое количество научных работ, важность которых для общества трудно переоценить. Причем эти работы касались различных сфер и направлений научных исследований. У них Вебер сформировал свою собственную концепцию видения принципов социального существования и функционирования человечества как системы.
1904 опубликовал труд «Протестантская этика и дух капитализма»
М. Вебер (фото 1894 г.) Макс Вебер родился в середине 19 в. и его развитие как человека совпал с важными изменениями в обществе и с процессом значительного переосмысления людьми всего мирового устройства. После Французской революции 1848 года мир поглотила идея либерализма, которой увлеклись очень широкие массы населения. Всему миру стало понятно, что рождается общество совершенно нового качества, которое базируется на совершенно новых идеях. Эта трансформация и переход от феодальных отношений к капиталистическим не были неожиданностью для человечества. Капитализм органично родился и постепенно поглотил все сферы жизни людей. Вебер оказался реальным очевидцем его развития как господствующей идеологии, поэтому он на собственном опыте мог сделать много выводов по поводу этого явления. Именно природу возникновения капитализма Вебер и стремится исследовать в своей работе. Изучая эту проблему он убеждается, что хотя капитализм и имеет глубокие исторические предпосылки, но его активное развитие в 20 в. не был исторической закономерностью. Скорее, он стал следствием сочетания многих исторических факторов в отдельно взятом регионе (в Европе), а этот симбиоз направил развитие целого континента в русло практического капитализма. Собственно, «Протестантская этика» и направлена на то, чтобы раскрыть то, по его мнению, важнейшую совокупность предпосылок, свормувалы тот общественный строй, который сейчас доминирует. К Вебера было еще несколько выдающихся работ на эту тему, которые пытались объяснить некоторые аспекты тогдашней общественной жизни. Но Вебер эффективно исследовал именно культурно-духовные аспекты новоевропейский капиталистических отношений. Этим он во многом противоречил марксовому видению первичности экономических отношений в становлении всему новому. С одной стороны, Макс Вебер признает в Марксе выдающегося ученого, который начал научное изучение капитализма и увидел в капитализме мощный фактор прогрессивного развития по сравнению с феодальным типом экономики. Кроме того, он считает абсолютно утопическим вывод Карла Маркса по анализу капитализма. По словам самого автора: «Протестантской этикой я хотел показать неспособность марксистского принципа по которому, только экономические отношения в обществе определяют формы общественного сознания». Именно поэтому работы Вебера были такими табуированной в Советском Союзе, где за основу всего нового брали только материальный аспект человеческой жизни. Гениальность мыслителя и его «Протестантской этике» в том, что исследуя причины возникновения капитализма в Европе, мы можем сделать собственный основательный анализ главных основополагающие факторов европейского общества, проследить характер их развития и попытаться лично сделать прогнозы относительно влияния этих факторов на европейское общество.
Собственно, основное понятие, для объяснения которого была написана «Протестантская этика» можно выразить всего двумя словами. Но по мнению Вебера эти два слова позволили человеческой цивилизации не погибнуть в себе, а сделать большой шаг вперед в направлении к совершенствованию. Именно Дух капитализма «виноват» в том, что человечество достигло сегодня тaкого огромного развития. Автор, раскрывая это понятие, также раскрывает его суть, предпосылки его возникновения и развития. Чтобы сделать свое исследование полным Макс Вебер в первой главе труда детально обследует то, что он назвал Духом. В этом он полностью полагается на Бенджамина Франклина – по его мнению того, кто впервые соединил доскональное раскрытия этого понятия в своих трудах по эффективным практическим их воплощением. Эта часть работы является настолько практичной, что на нее может полагаться обычный человек в повседневной жизни, используя ее как руководство для жизни и выживания в условиях капиталистической конкуренции. Здесь можно много раз встретить процитированы слова Франклина, после которых идут небольшие но корректные выводы Вебера. Опираясь на слова американского президента, автор раскрывает черты ментальности, является необходимой составляющей поведения его современников, которые хотят видеть свой бизнес удачным и прибыльным. Вебер оперирует такими понятиями как время и деньги,

немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.

Свою социологию Вебер назвал«понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именносоциальные действия он выделял в качествепредмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия (Приложение, схема 4):

§ целерационалыюе - направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);

§ ценностно-рациональное - ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);

§ традиционное - диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;

§ аффективное - обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Из всех перечисленных типов только первые два. по Веберу, являются социальными, илирациональными (осознанными), поскольку третье действие человек выполняет автоматически, согласно традициям, а четвертое - бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Вебер также отмечал, что степень распространения того или иного типа социального действия предопределяет характер и уровень развития самого общества. Так. для индустриальных, высокоорганизованных обществ характерны ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия, а для архаичных, примитивных обществ - традиционные и аффективные действия.

Используя свою концепцию социального действия, Вебер попытался систематизировать многообразие форм политического господства и выделил три типа легитимного (признанного) господства:

§ легальное - основано на целерациональном действии, предполагает подчинение рационально обоснованным правилам, законам, а не личности:

§ традиционное - базируется на традиционном действии, обусловлено приверженностью традициям, обычаям, «привычкой к определенному поведению»;

§ харизматическое - основано на вере в неординарные, исключительные способности носителя власти (от греч.charisma - благодать, божественный дар) и связано с аффективными действиями.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.


Согласнотеории рациональной бюрократии Вебера, чем сложнее общество и производственные процессы, тем большая необходимость возникает в особом классе бюрократии, основным занятием которого становитсяпрофессиональное управление. По Веберу, идеальный управленец (бюрократ) должен отвечать следующим характеристикам:

§ как можно меньше в своей деятельности руководствоваться

§ эмоциями, а больше рациональными соображениями;

§ равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с

§ ним в процессе выполнения управленческих решений:

§ четко выполнять требования формальных правил, инструкций;

§ на работе воспринимать себя как функцию, «деталь» управленческого механизма.

Всемирную известность получила веберовская работа «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он показывает, как этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствуют возникновению капитализма. Изучая мировые религии, Вебер пришел к выводу о том. что между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь, когда религиозно-этические воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер также заложил основы современнойтеории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но иполитический (власть Л а такжестатус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Макс Вебер может быть назван Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

В XIX в. стало складыватьсяпсихологическое направление в социологии. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис. Заслуга этих ученых состоит в том, что они создали социально-психологическую концепцию социологии и попытались объяснить роль субъективного фактора в истории.