Людвиг берне цитаты. Прошение ф

Биография

Немецкий публицист и писатель, поборник эмансипации евреев. Происходил из знаменитой франкфуртской семьи банкиров. Детство провёл во франкфуртском гетто. С 1803 г. изучал право в Галле и Гейдельберге. В 1808 г. получил степень доктора в Гисенском университете. В 1818 г. Бёрне перешёл в лютеранство и принял имя Людвиг. При этом им руководили не религиозные убеждения, а желание получить доступ к более широкой общественной деятельности. В том же году он основал журнал «Ди ваге». Бёрне - один из создателей жанра фельетона. Его фельетоны, в которых он бичевал бюрократические учреждения Франкфурта, вскоре вызвали недовольство политических властей, и в 1821 г. ему пришлось отказаться от редактирования журнала. В 1830 г. из-за постоянных препятствий, чинимых франкфуртской полицией, Бёрне вынужден был переехать в Париж, где считался признанным лидером политической эмиграции. Еврейский вопрос всегда занимал Бёрне. По его мнению, самым существенным вкладом еврейства в мировую цивилизацию было то, что оно породило высокие идеалы христианства. С возникновением последнего евреи перестали существовать как нация, и ныне их миссия состоит в осуществлении идей космополитизма, в том, чтобы подать всему человечеству пример вненационального существования. Бёрне считается наиболее значительным после Генрих Гейне немецким писателем-евреем XIX в.


Подробнее об имени Карл

Афоризмы

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

Быть свободным - это ничто, стать свободным - это все.

Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того, чтобы повелевать им!

Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе.

Древнее искусство воплощало духовное, новое — одухотворяет телесное.

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.

Заблуждения высокого духа поучительнее, чем непогрешимость посредственности. Истина - это заблуждение, которое длилось столетия. Заблуждение - это истина, просуществовавшая лишь минуту.

Истинное мужество есть не только воздушный шар подъёма, но и парашют падения.

Каждый час, посвященный ненависти, - вечность, отнятая у любви.

Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.

Краткость - достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упрёков, а читателя скучной книги - от скуки.

Кто не любит, не может и ненавидеть; кто ничем не восхищается, не может и презирать; кто ничего не обоготворяет, не может и проклинать.

Легко скрывать ненависть, трудно - любовь, а всего труднее - равнодушие.

Многие учёные похожи на кассира в банкирском доме: на руках у него много денег, но деньги принадлежат не ему.

Можно отказаться от первой рюмки, но не от второй.

Можно помешать народам учиться, но заставить их разучиться нельзя.

На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни.

Не благодаря терпению, а благодаря нетерпению народы добиваются свободы.

Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения.

Нельзя служить своему народу, будучи несправедливым по отношению к другому народу. Разве эгоизм государства не такой же порок, как эгоизм отдельного человека? Разве справедливость перестаёт быть добродетелью, если её применить к другому народу?

Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя.

Откровенность - источник всякой гениальности.

Правительства, ограничивающие свободу слова, потому что оно распространяет истины, для него неприятные, поступают подобно детям, которые закрывают глаза, когда не хотят, чтобы их видели.

Прекрасные изречения, полные силы и остроумия, никогда не забываются, они сохраняются в памяти целыми столетиями, переходя из поколения в поколение.

Рабство делает человека только несчастным, но не лишает его достоинства, лакейство же унижает.

Ревность делает мужчину глупым, смешным и подрывает любовь и уважение к нему женщины, женщину же делает умнее, милее и разжигает чувства к ней мужчины.

Сентиментальные люди взбалтывают своё чувство так долго, что оно дает наконец пену. Тогда они воображают, что у них сердце полно, что их чувство течет через край, но все это не более, как воздух.

Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.

Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно.

Тайна власти состоит в том, чтобы знать: другие еще трусливее нас.

Только счастливые будут в раю. Несчастные будут прокляты как в той, так и в этой жизни.

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего.

Ум - это хлеб, который удовлетворяет голод, шутка - это специя, которая вызывает аппетит.

Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.

Философы - не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое ещё должно быть сделано, чтобы получился хлеб.

Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить.

Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу.

Юмор - не дар ума, это дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одарённого сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям.


нет комментариев

Бёрне (Börne) Людвиг (6.5.1786, Франкфурт-на-Майне, ‒ 12.2.1837, Париж), немецкий писатель, публицист. Родился в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки. Один из зачинателей жанра политического фельетона-очерка, Б. в статьях 20-х гг. разоблачал немецкую политическую реакцию. Узость взглядов Б., мелкобуржуазного радикала, сказалась в некоторых эстетических оценках (особенно в отношении И. В. Гёте). Но «Письма из Парижа» (1832‒34) после Июльской революции 1830 прозвучали как «колокол революционной бури» (Г. Гейне). Публицистика Б. встретила восторженный отклик у писателей «Молодой Германии» . Особую известность приобрёл памфлет «Менцель-французоед» (1837), разоблачавший реакционного немецкого критика В. Менцеля . Памфлет получил одобрение Ф. Энгельса. В последние годы жизни Б. ‒ один из глашатаев т. н. христианского социализма.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1‒12, W., 1868; Werke, Bdl‒2, Weimar, 1959; в рус. пер.‒ Соч., т. 1‒2, СПБ, 1896; Парижские письма. Менцель-французоед, М., 1938.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 318; Menter L., L. Börne. Meister des Worts und Kämpfer für Recht und Freiheit, B., 1954.

  • - , генерал-полковник германской армии. Родился 29 июня 1880 в Бибрихе. Из семьи крупных промышленников. На военной службе с 1898, участник 1-й мировой войны - офицер Генштаба, начальник штаба армии, затем служил в рейхсвере...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - БЁРНЕ Людвиг - известный немецкий писатель. Р. во Франкфурте-на-Майне, сын еврейского банкира Якова Баруха. Получил традиционное еврейское воспитание...

    Литературная энциклопедия

  • - род. в 1825 г. в Петербурге. В 1840 г. поступил в Венскую консерваторию, в которой обучался игре на скрипке у своего дяди, Иос. Бема. По возвращении в Петербург был определен на службу в Императорские театры...
  • - д-р- мед. , р. 1847...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - этнограф-ориенталист, р. 1840, пом. попеч. Вил. уч. окр., † 24 окт. 1888 в Вильне...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - хирург, р. 21 мая 1811, † 23 мая 1880...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бем, Людвиг - родился в 1825 г. в Петербурге...

    Биографический словарь

  • - Людвиг - знаменитый немецкий писатель, род. 6 мая 1786 года в еврейской семье в Франкфурте-на-М., где отец его, Яков Барух, имел небольшую банкирскую контору...
  • - экстраординарный профессор ботаники в гейдельбергском университете. Известны его сочинения: "Abnorme Aenderungen wachsender Pflanzenorgane durch Beschattung" , "Ueber die Entwickelung des Samens der Oroban chen" , "Untersuchungen ü ber die Entwickelung der Crassulaceen" , "Die Klee-und Flachsseide" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Бек Людвиг, генерал-полковник немецко-фашистской армии. Из семьи крупных промышленников. Участвовал в 1-й мировой войне офицером Генштаба, был начальником штаба армии, затем служил в рейхсвере...
  • - Людвиг, немецкий писатель, публицист. Родился в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий публицист и литературный критик. Боролся с феодальной реакцией, национализмом, филистерством; один из идеологов "Молодой Германии"...
  • - Ми́нкус Людвиг Фёдорович, композитор и скрипач. С 50-х гг. работал в России...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Бёрне Карл Людвиг Немецкий писатель, публицист, остроумный и язвительный полемист. Родился 6 мая 1786 во Франкфурт-на-Майне, в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки...
  • - писатель, публицист и литературный критик Быть свободным - это ничто...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Бёрне Людвиг" в книгах

Людвиг II

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Людвиг II Людвиг II Баварский. Открытка конца XIX в.Популярная некогда песня в исполнении Аллы Пугачевой утверждала: Все могут короли, все могут короли, И судьбы всей земли вершат они порой, Но что ни говори, жениться по любви Не может ни один, ни один король. Вообще-то бывали

Людвиг II

Из книги автора

Людвиг II (Ludwig II) (1845–1886), король Баварии из династии Виттельсбах.Родился 25 августа 1845 в замке Нимфенбург вблизи Мюнхена. Старший сын короля Максимилиана II Баварского и его жены принцессы Марии Фридерики Прусской. Урожденный Otto Friedrich Wilhelm von Bayern. Переименован в честь деда,

«Битва в Берне»

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

«Битва в Берне» Бернский стадион «Ванкдорф» известен не только тем, что 4 июля 1954 года на его поле немцы одержали сенсационную победу над венграми 3:2 - он стал также местом, где за неделю до этого случилось одно из самых ожесточенных побоищ в истории футбола. Четвертьфинал

Людвиг

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Людвиг Значение и происхождение имени древнегерманское - знаменитый в бою. Своим неспокойным характером эти мальчики приносят много волнений всей семье, но особенно достается матери. Они смелы: пятилетний Людвиг может без страха погладить самую грозную собаку. Упрямы,

ПРОШЕНИЕ Ф. ЭНГЕЛЬСА О РАЗРЕШЕНИИ ПРЕБЫВАНИЯ ЕГО В г. БЕРНЕ

Из книги Том 6 автора Энгельс Фридрих

ПРОШЕНИЕ Ф. ЭНГЕЛЬСА О РАЗРЕШЕНИИ ПРЕБЫВАНИЯ ЕГО В г. БЕРНЕ (ЧЕРНОВИК)В СУДЕБНО-ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАНТОНА БЕРНПозволю себе, согласно указанию паспортного бюро, обратиться с просьбой разрешить мне пребывание в Берне.Я жил в Кёльне (Рейнская Пруссия), занимаясь

СКАНДАЛ В БЕРНЕ

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

СКАНДАЛ В БЕРНЕ 19-го февраля 1998 года последовал новый провал агентов «Моссада» в Швейцарии, приведший к отставке его руководителя Дани Ятома.Что же произошло?Вот что рассказала на пресс-конференции в Берне представительница швейцарской федеральной прокуратуры.17-го

Речь на интернациональном митинге в Берне 8 февраля 1916 г.{77}

Из книги автора

Речь на интернациональном митинге в Берне 8 февраля 1916 г.{77} Товарищи! Вот уже более полутора лет свирепствует европейская война. И с каждым дальнейшим месяцем, с каждым дальнейшим днем войны для рабочих масс становится все яснее, что Циммервальдский манифест сказал

Карл Людвиг Бёрне

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Карл Людвиг Бёрне (1786-1837 гг.) писатель, публицист и литературный критик Быть свободным – это ничто; стать свободным – это все.Всякий человек любит свободу, с той лишь разницей, что справедливый желает ее для всех, а несправедливый только для себя.Горе тем народам,

Старый город в Берне

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Старый город в Берне Гете после прогулки по Берну в восхищении назвал его «самым чистым и красивым городом Швейцарии». Берн, основанный в 1191 году герцогом Бертольдом V Церингером, в 1218 году вместе с пушным зверем на гербе обрел статус вольного имперского города, а в 1353

Бёрне Людвиг

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бёрне Людвиг Бёрне (B?rne) Людвиг (6.5.1786, Франкфурт-на-Майне, - 12.2.1837, Париж), немецкий писатель, публицист. Родился в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки. Один из зачинателей жанра политического фельетона-очерка, Б. в статьях 20-х гг. разоблачал немецкую

Кронпринц Людвиг Баварский, будущий король Людвиг I, и Тереза Саксен-Хильдбургхаузенская

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Кронпринц Людвиг Баварский, будущий король Людвиг I, и Тереза Саксен-Хильдбургхаузенская 1810 годЗнаменитый фестиваль «Октоберфест» ежегодно проводится в Баварии в середине октября - начале ноября и собирает несколько миллионов человек. Этот праздник считается самым

БЁРНЕ, Людвиг

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

БЁРНЕ, Людвиг (B?rne, Ludwig, 1786–1837), немецкий публицист 240 Гёте рифмованный холоп, как Гегель нерифмованный. «Письма из Парижа», 20 нояб. 1830 ? Эккерман, с. 20; пер. Н. Ман 241 Нет ничего более постоянного, чем перемены, нет ничего неизменного, кроме смерти. // Nichts ist dauernd als der Wechsel, nichts

Суд в Берне по делу о «Сионских Протоколах»

автора Бурцев Владимир Львович

Суд в Берне по делу о «Сионских Протоколах» Первый суд в Берне (16 ноября 1933 г.) Еще до прихода Гитлера к власти, одним из главных козырей против евреев у него были «Сионские Протоколы». Но при тогдашних (до 1933 г.) свободных политических условиях в Германии, немецкие евреи не

Первый суд в Берне (16 ноября 1933 г.)

Из книги «Протоколы сионских мудрецов». Доказанный подлог автора Бурцев Владимир Львович

Первый суд в Берне (16 ноября 1933 г.) Еще до прихода Гитлера к власти, одним из главных козырей против евреев у него были «Сионские Протоколы». Но при тогдашних (до 1933 г.) свободных политических условиях в Германии, немецкие евреи не обращали внимания на немецких и русских

После суда в Берне

Из книги «Протоколы сионских мудрецов». Доказанный подлог автора Бурцев Владимир Львович

После суда в Берне

немецкий публицист и писатель, поборник эмансипации евреев.


Бёрне происходил из знаменитой франкфуртской семьи банкиров. Детство провёл во франкфуртском гетто. С 1803 г. изучал право в Галле и Гейдельберге. В 1808 г. получил степень доктора в Гисенском университете.

В 1818 г. Бёрне перешёл в лютеранство и принял имя Людвиг. При этом им руководили не религиозные убеждения, а желание получить доступ к более широкой общественной деятельности. В том же году он основал журнал «Ди ваге».

Бёрне - один из создателей жанра фельетона. Его фельетоны, в которых он бичевал бюрократические учреждения Франкфурта, вскоре вызвали недовольство политических властей, и в 1821 г. ему пришлось отказаться от редактирования журнала. В 1830 г. из-за постоянных препятствий, чинимых франкфуртской полицией, Бёрне вынужден был переехать в Париж, где считался признанным лидером политической эмиграции.

Еврейский вопрос всегда занимал Бёрне. По его мнению, самым существенным вкладом еврейства в мировую цивилизацию было то, что оно породило высокие идеалы христианства. С возникновением последнего евреи перестали существовать как нация, и ныне их миссия состоит в осуществлении идей космополитизма, в том, чтобы подать всему человечеству пример вненационального существования. Бёрне считается наиболее значительным после

Людвиг Берне (Ludwig Borne, 1786—1837)

и «Молодая Германия»

Первым по времени немецким революционером-демократом был Людвиг Берне — выдающийся немецкий публицист и литературный критик. Он явился зачинателем революционно-демократического движения в Германии XIX в. С исключительной энергией и мужеством Берне выступал против политической реакции, призывал народ к борьбе за лучшее будущее, вселяя уверенность в победе над силами мрака.

Берне был человеком активного революционного действия. Молодой Энгельс не случайно назвал его «единственным мужем в Германии своего времени», восхищался его «железным непреклонным характером», пламенным темпераментом, неустрашимостью в пропаганде освободительных идей. «Берне,— пишет Энгельс,— вот кто человек политической практики, и историческое его значение в том и заключается, что он вполне осуществил это призвание» 1.

В 1818 г. Берне начинает издавать журнал «Весы», в котором помещает отклики на общественно-политические события современной ему эпохи, публикует театральные рецензии, изданные впоследствии отдельно под названием «Драматургические листы» (Dramaturgische Blätter). Энгельс дал им очень высокую оценку, сказав что одних их «было бы достаточно, чтобы обеспечить Берне место рядом с Лессингом» 2 .

Расцвет творчества Берне падает на тридцатые годы, когда он создает лучшие свои публицистические произведения «Парижские письма» (Briefe aus Paris, 1832—1834) и «Менцель-Французоед» (Menzel der Französenfresser, 1837). Берне — продолжатель боевых традиций европейского Просвещения и прежде всего Лессинга. На литературу он смотрит как на средство революционного воспитания народа. Художественные произведения интересуют его главным образом своим идейным содержанием и в меньшей мере своей формой. В этом слабость Берне. Им недооценивалась специфика искусства, осуществляющего свою воспитательную функцию отнюдь не прямолинейно, не путем навязчивого поучения. В основе эстетической теории Берне лежат революционно-демократические воззрения. Он оценивает творчество художника главным образом с точки зрения того, какую роль оно играет в подготовке революции. Исходя из этих требований, Берне дает суровую, во многом несправедливую оценку многим классикам мировой литературы. Особенно резок он в своих суждениях о Гете и Шиллере, критикуя их за политическую пассивность. Гете, по его мнению, «всегда был только лакеем у деспотов», а потому его творчество — «раковая опухоль на теле Германии». Шиллер, в восприятии Берне, также «лишен мужества, прячется от тирании за туманными облаками..., не видит земли и забывает о людях, которым хотел принести спасение». Положительные персонажи Шиллера кажутся Берне недостаточно героичными. Он отказывает в подвиге Вильгельму Теллю, обзывает его трусом и т. п. Героичность, жертвенное служение идеалам свободы рассматриваются Берне как главное достоинство писателя. Всю современную ему культуру он оценивает с позиций революционной гражданственности. Берне громит реакционный немецкий романтизм за мечтательность, уход в прошлое. Кумиром его является Байрон, отдавший свою жизнь за дело освобождения Греции от власти султанской Турции. Берне очень невысокого мнения о современных ему немецких мыслителях. «Нет никакой надежды, — заявляет он,— что Германия станет свободной, пока не повесят ее лучших философов, богословов и историков, живущих ныне, и не сожгут сочинения умерших».

В Берне было высоко развито чувство истинного патриотизма, не совместимого с национализмом. В остром памфлете «Менцель-французоед» он высмеял тупого националиста Менцеля, прославившегося ненавистью к революционной Франции и доносами на передовых писателей и мыслителей Германии.

Берне приветствовал июльскую революцию, но очень скоро понял ее буржуазную ограниченность. Живя в 30-е гг. в Париже, критик видит бесправное и нищенское положение городского люда. С нескрываемым сарказмом он пишет о «сословии рыцарей наживы», захвативших ключевые позиции в экономической и политической жизни страны. Все надежды на будущее Берне связывает с народом. Он видит в бедняках «единственных людей, у которых проклятые деньги не купили всей души, всей веры, единственных, у кого праздность не высосала всех нервов и в ком живо стремление к свободе и готовность к борьбе за нее до последней капли крови».

Берне предсказывает, что «понадобится новая революция, а за ней, конечно, дело не станет». Он, особенно в 30-е гг., борется за равенство не только в политической, но и в экономической сфере. Однако Берне не принял учения социалистов-утопистов, не отверг принципа частной собственности. Ему казалось, что социалистический строй приведет к обезличиванию человека, а это гибельно скажется на развитии искусства.

Близко к Берне в своих воззрениях стояли писатели, входившие в объединение «Молодая Германия» (Das junge Deutschland). Оно возникло в начале 30-х гг. Младогерманцы (Гуцков, Вннбарг, Лаубе, Кюне, Мундт) не были по существу спаяны организационно. Их объединял лишь дух оппозиции к современному феодально-монархическому строю, общность эстетических интересов. Они, по словам Энгельса, «оставались в плену... неясности». У них не было четкой общественно-политической программы. Им, кроме того, недоставало решимости и стойкости в борьбе. Когда в 1835 г. «Молодая Германия» оказалась под запретом, многие ее члены отреклись от своих оппозиционных взглядов, отошли от освободительного движения. Необходимое мужество сохранили лишь Гуцков и Винбарг.

Лудольф Винбарг (Ludolf Wienbarg, 1802—1872) был талантливым теоретиком искусства. В своих трудах по эстетике «Эстетические походы» (Ästhetische Feldzüge, 1834) и «Странствования по Зодиаку» (Wanderungen durch den Tierkreis, 1835) он, продолжая традиции Берне, отстаивает принципы творчества социально и политически активного, воспитывающего народ в революционном духе. Основной удар Винбарг наносит по реакционному романтизму. Не щадит он и Гете, не допуская, однако, в его оценке нигилистических крайностей.

Руководящую роль в «Молодой Германии» играл Карл Гуцков (Karl Gutzkow, 1811 —1878), талантливый писатель и публицист, автор множества романов и драм. Гуцков начал свой творческий путь как журналист, как издатель и редактор ряда газет и журналов («Форум журнальной литературы», «Весенняя газета Германии» и др.), в которых он помещает рецензии, статьи, проникнутые антиправительственными настроениями. Затем Гуцков выдвигается как романист. Самое известное его произведение 30-х гг. — роман «Валли сомневающаяся» (Wally, die Zweiflerin, 1835), где налицо смелый протест против мещанской морали. Гуцков стоит на страже естественного человеческого чувства, он поборник женской эмансипации, противник буржуазного брака и т. п. (в этом ощущается влияние Жорж Санд). Однако все эти вопросы решаются писателем неглубоко, не увязываются с серьезными социальными преобразованиями.

Главная героиня романа, Валли, придерживается свободных взглядов па любовь и на религию. Она во власти сомнений в вопросах веры, внушенных ей Цезарем. Духовные терзании доводят ее до самоубийства. Роман по решению суда был сожжен как произведение вольнодумное, призывающее к «эмансипации плоти». Ничего вызывающе безнравственного роман не содержал, но он дал повод для погромных выступлений против Гуцкова. Реакция воспользовалась случаем, чтобы перейти в наступление против младогерманцев. Гудков был заточен в тюрьму. В конце 1835 г. «Молодая Германия» была запрещена.

Несмотря на преследование властей, Гудков, выйдя из заключения, не прекращает своей оппозиционной литературной деятельности. Он издает газету «Телеграф», в которой выступал со статьями молодой Энгельс.

В 40-е гг. Гудков формируется как крупнейший немецкий драматург своего времени. Он пишет ряд пьес, в которых поэтизирует борцов за свободу мысли и чувства. Его драматургия основана преимущественно на историческом материале.

Гуцков обращается к истории крестьянского движения в России, пишет драму «Пугачев» (Pugatscheff, 1847), где рисует образ революционера, произносящего страстные речи против деспотизма. Однако у Гуцкова все внимание приковано к личности Пугачева. В пьесе пет революционного народа, кроме того, в ней много отступлений от исторической правды (свидание Пугачева с Екатериной II, его страдания из-за своего самозванства и др.).

Самая известная и удачная в художественном отношении драма Гуцкова — «Уриель Акоста» (Uriel Acosta, 1847), обошедшая театры всей Европы. В центре ее фигура передового мыслителя XVII в. Уриеля Акосты, борца против религиозного гнета за свободу разума. Гуцков наделил Акосту многими своими мыслями и чувствами, зажег его своим протестом против насилия над личностью. Противники делают все возможное, чтобы заставить Акосту отречься от своих еретических воззрений (он усомнился в истинности иудаизма), но Акоста предпочитает самоубийство позорному отречению от своих убеждений.

Акоста одинок. Единственную опору он находит в Юдифь, поддерживающей его в минуты тяжких сомнений:

Нет, Уриель! Будь стойким и иди
Бестрепетно и гордо в бой за правду,
За лучшее, что есть в тебе...

(Пер. Э. Линецкой)

«Уриель Акоста» привлекает своей мятежностыо, мастерской отделкой ведущих характеров, звучностью стиха, выразительностью поэтического языка.

После революции 1848 г. в Германии творчество Гуцкова идет на спад. Он не смог найти себя в новой буржуазной действительности. В его мировоззрении преобладают теперь либеральные тенденции. Особенно ярко они проявились в его огромном романе «Рыцари духа» (Die Ritter vom Geiste, 1850— 1852), где проводится мысль о возможности устранения социальных противоречий путем пропаганды идей классового мира.

Примечания.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 41, с. 122.

Карл Людвиг Бёрне (нем. Karl Ludwig Börne; 1786 - 1837) - немецкий публицист и писатель, поборник эмансипации евреев. Один из создателей жанра фельетона.

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.
Быть свободным - это ничто; стать свободным - это всё.
Вольности, которые иногда разрешают народу, служат только испытанием, хорошо ли еще держат цепи. Так случается, что уже закрытую дверь открываешь снова, чтобы убедиться, хорошо ли она заперта.
Всякое насилие - это яд для души.
Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того, чтобы повелевать им!
Древнее искусство воплощало духовное, новое - одухотворяет телесное.
Единственный совет, который можно дать честным людям, как сохранить свою честность: «Будьте горды!».
Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Женщины одновременно желают самого великого и самого ничтожного. Они требуют любви и учтивости - миллион на булавки.
Женщины требуют самого большего и самого малого: они требуют любви, а также любезности по отношению к ним - в виде миллиона на мелкие расходы.
И в числе браков по любви попадаются счастливые браки, хотя редко; но кто женился на свободе, после того как любил ее девушкой, всегда несчастен.
Иные жадничают своим умом, как другие своими деньгами.
Испуганная женщина - самая опасная. Поэтому женщины так легко пугаются.
Истинное мужество - это не только воздушный шар для подъема, но и парашют для приземления.
Каждый человек имеет право быть дураком, против этого ничего сказать нельзя, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
Краткость - достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги - от скуки.
Кто презирает опасность, тот помнит о ней; однако настоящий герой об опасности даже не думает.
Легко скрыть ненависть; трудно скрыть любовь; всего же труднее скрыть равнодушие.
Любовь к родине не знает степеней; кто не делает для нее всего - ничего не делает; кто не все отдает ей - тот во всем отказывает ей.
Люди - это мысли земного шара.
Министры падают, как бутерброды - обычно лицом книзу.
Можно отказаться от первой рюмки, но не от второй.
Мораль - грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно.
Надежды хороших людей - пророчества. Опасения дурных - те же пророчества.
Народ, подобно ребенку, может только плакать или смеяться. Легко различить, радуется ли он или страдает. Но чему он рад, что у него болит - часто трудно узнать.
Не всем революциям предшествуют признаки и предостережения. Бывает и политическая апоплексия.
Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения.
Нельзя служить своему народу, будучи несправедливым по отношению к другому народу. Разве эгоизм государства не такой же порок, как эгоизм отдельного человека? Разве справедливость перестаёт быть добродетелью, если её применить к другому народу?
Нет ничего более постоянного, чем перемены.
Обучающийся дипломатии должен научиться трем вещам: говорить по французски, ничего не говорить и говорить неправду.
Оправа, в которую вделан драгоценный камень, повышает его цену, но не ценность.
Освободиться от заблуждения умнее, чем открыть истину.
Откровенность - источник всякой гениальности.
Ошибки великого ума более поучительны, чем истины ума посредственного, и когда первый сбивается с пути, он все таки указывает верный путь, но только другим способом.
Правительства чаще совершают зло из трусости, чем из своеволия.
Правительство - паруса, народ - ветер. Государство - корабль, время - море.
Простота есть отпечаток гения.
Ревность делает мужчину глупым, смешным и подрывает любовь и уважение к нему женщины, женщину же делает умнее, милее и разжигает чувства к ней мужчины.
Сентиментальные люди взбалтывают свое чувство так долго, что оно дает, наконец, пену. Тогда они воображают, что у них сердце полно, что их чувство течет через край, но все это не более как воздух.
Слава подобна Солнцу - она светится собственным светом; честь подобна Земле, отражающей заимствованные лучи; тщеславие - это Луна и маленький спутник чести.
Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
Страсти исцеляются не разумом, а другими страстями.
Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно.
Только счастливые будут в раю. Несчастные будут прокляты как в той, так и в этой жизни.
Трудно решить, что более неприятно - снимать нагар со свечи или убеждать женщину с помощью доводов. Каждые две минуты нужно начинать работу снова. А если потеряешь терпение, то совсем потушишь маленькое пламя.
У женщин любовь одинаково часто и дочь, и мать ревности.
Ум - это хлеб, который удовлетворяет голод, шутка - это специя, которая вызывает аппетит.
Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.
Философы - не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое ещё должно быть сделано, чтобы получился хлеб.
Хорошая мать дает пасынку больший кусок пирога, чем своему ребенку.
Чего общественному мнению не удается достигнуть - того оно и не заслуживает.
Человечество велико, люди малы.
Честолюбие разгорается скорее от борьбы, чем от добычи.
Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить.
Чтобы знать себя, нужно познать других.
Чтобы погубить добродетель, достаточно усомниться в ней.
Чувственный разврат чаще следствие, чем причина расстроенного здоровья.
Юмор - не дар ума, но дар сердца; это сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим убеждениям.
Я боюсь не наказания, я боюсь заслужить наказание.