Литературная страница.

А тем не менее я люблю ее. Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что, какова она ни есть, она все-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной, точно так же как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого. Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите роскошною природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моем сердце, потому что душа моя хранит их, как лучшее свое достояние.

Хозяин постоялого двора, Аким Прохоров, знаком мне с детства. Хотя ему, как он сам выражается, с небольшим сто годков, однако он сохраняет еще всю свою память и бродит довольно бойко, хоть и упирается при этом руками в коленки. Теперь у него шесть сынов, из которых младшему не менее пятидесяти лет, и у каждого из этих сынов тоже свое многочисленное потомство. Если б большая часть этого потомства не была в постоянной отлучке из дому по случаю разных промыслов и торговых дел, то, конечно, для помещения его следовало бы выстроить еще по крайней мере три такие избы; но с Прохорычем живет только старший сын его, Ванюша, малый лет осьмидесяти, да бабы, да малые ребята, и весь этот люд он содержит в ежовых рукавицах.

– А Аким жив? – спросил я, вылезая из тарантаса, въехавшего в знакомый мне двор.

– Слава богу, батюшка! милости просим! – отвечал мне осьмидесятилетний Ванюша, подхватывая меня под руки, – давненько, сударь, уж не бывывали у нас! Как папынька? мамынька? Слава ли богу здравствуют?

– Слава богу, Иван.

– "Слава богу" лучше всего, сударь!

На верху крыльца встретил меня сам старик.

– Да никак это Щедринский барчонок? – сказал он, глядя на меня из-под руки.

Надобно сказать, что Аким звал меня таким образом еще в то время, когда, бывало, я останавливался у него, ребенком, проезжая домой на каникулы и с каникул в гимназию.

– Да как же ты, сударь, остепенел! видно, уж вышел из ученья-то?

– Вышел, Аким.

– Так, сударь; стало быть, на лето-то в деревню погостить собрался?

– Да, месяца с три пробуду здесь.

– Это ты, сударь, хорошо делаешь, что папыньку с мамынькой не забываешь… да и хорошо ведь в деревне-то! Вот мои ребятки тоже стороною-то походят-походят, а всё в деревню же придут! в городе, бат, хорошо, а в деревне лучше. Так-то, сударь!

– Что, у тебя комнаты-то порожние?

– Поро зы, сударь, поро зы! Нонче езда малая, всё, слышь, больше по Волге да на праходах ездят! Хошь бы глазком посмотрел, что за праходы такие!.. Еще зимой нешто , бывают-таки проезжающие, а летом совсем нет никого!

– Здоров ли ты, по крайней мере?

– Больше все лежу, сударь! Моченьки-то, знашь, нету, так больше на печке живу… И вот еще, сударь, како со мной чудо! И не бывало никогда, чтобы то есть знобило меня; а нонче хошь в какой жар – все знобит, все знобит!

– Ты, дедушко, и теперь бы на печку шел! – сказала молодуха, пришедшая за нами прибрать кое-что в горнице, в которую мы вошли.

– Не замай! вот маленько с барчонком побеседуем… Старинные мы с тобой, сударь, знакомые!

– Внучка, что ли, это твоя?

– Мнукова, сударь, жена… Петрушу-то моего, чай, знаешь? так вот его-то сына – мнука мне-то – жена… У меня, сударь, шесть сынов, и у каждого сына старший сын Акимом прозывается, и не сообразишь их!

– А где же теперь твои сыновья? – спросил я, зная наперед, что старик ни о чем так охотно не говорит, как о своих семейных делах.

– Старшой-ет сын, Ванюша, при мне… Второй сын, Кузьма Акимыч, графскими людьми в Москве заправляет; третий сын, Прохор, сапожную мастерскую в Москве у Арбатских ворот держит, четвертый сын, Петруша, у Троицы в ямщиках – тоже хозяйствует! пятой сын, Семен, у Прохора-то в мастерах живет, а шестой, сударь, Михеюшко, лабаз в Москве же держит… Вот сколько сынов у меня! А мнуков да прамнуков так и не сосчитать… одной, сударь, своею душой без двух тридцать тягол его графскому сиятельству справляю, во как!

– Что ж, сыновья-то от себя, что ли, торгуют?

– Покуда я живу, так все будто я торгую… только стали они ноне отбиваться от меня: и глаз ко мне не кажут, да и денег не шлют… старшенькому-то, Ванюшке-то, и обидненько!

– Стар ты уж, видно, стал, Аким!

– Вестимо, не прежние годы! Я, сударь, вот все с хорошим человеком посоветоваться хочу. Второй-ет у меня сын, Кузьма Акимыч, у графа заместо как управляющего в Москве, и граф-то его, слышь, больно уж жалует. Так я, сударь, вот и боюсь, чтоб он Ванюшку-то моего не обидел.

– А ты бы их при жизни в раздел пустил.

– Так я, сударь, и пожелал; только что ж Кузьма-то Акимыч, узнавши об этом, удумал? Приехал он ноне по зиме ко мне: "Ты, говорит, делить нас захотел, так я, говорит, тебе этого не позволяю, потому как я у графа первый человек! А как ты, мол, не дай бог, кончишься, так на твоем месте хозяйствовать мне, а не Ивану, потому как он малоумный!" Так вот, сударь, каки ноне порядки!

– Да разве Иван-то малоумный?

– Какой он малоумный! Вестимо попроще против других будет, потому что из деревни не выезжает, а то какой же он малоумный? как есть хрестьянин!

– Так что же ты хочешь сделать?

– А вот, сударь, думал я было сначала к нашему графу писемцо написать… да и боязно словно: боюсь, как бы не обиделся на меня его сиятельство!

– Что ж тут обидного?

– Как! – скажет, – ты, мой раб, хочешь меня, твоего господина, учить? коли я, скажет, над тобой сына твоего начальником сделал, значит, он мне там надобен… Нет тебе, скажет, раздела!

"Я люблю этих бедных пиитов" (Д.Самойлов)
Да и как же мне их не любить? -
В их словах столько мудрого скрыто,
Их стихи помогают мне жить.

Грустно или радостно, возмущена или влюблена, иду по улице или гуляю на природе, крашу губы, готовлю обед, и всегда можно вспомнить про данную ситуацию строки стихов, прочитанных ранее. И думаешь: "А ты
не одна такая! Нас много, таких же, - о том же думающих, тем же взволнованных, так же восхищающихся или недовольных чем-то". И становится легче в неприятности, веселее в радости, интереснее в познании и вообще лучше, светлее на душе.
Ведь всегда поэты в стихах отражали действительность своего времени, приятную или неприятную как для них, так и для людей окружающих, с их повседневной бытовой жизнью или трудовой деятельностью.
Я встаю на рассвете, я ложусь на закате,
Целый день я как белка кружусь.
Мне дают по труду, я даю по зарплате,
И опять я встаю и ложусь.
Ю.Ким
А мы всё ждём прекрасных перемен,
Каких-то разговоров в чьей-то даче,
Как будто обязательно удачи
Проходят огорчениям взамен.
Ю.Визбор
А уж о любви, об отношениях между мужчиной и женщиной говорит сама поэзия, неся собой светлые,
чистые чувства, воспитывая восхищение, нежность, красоту отношений, верность двух любящих сердец.
Когда всё было праздником и новью –
Улыбка, жест, прикосновенье, взгляд…
Ах океан, зовущийся Любовью,
Не отступай, прихлынь, вернись назад!
Ю.Друнина
Любовь – вот чудо из чудес!
Что наша жизнь, простите, без
Сияющего чуда?!
Но это – не отсюда.
Е.Клячкин
И, разумеется, всегда в стихах звучала тема любви поэтов к отчизне, родному дому, краю, где родились
и выросли, к неповторимой русской природе, с её лугами и полями, горами и лесами, озёрами и реками,
и конечно же - берёзками.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
Н.Рубцов
По тропинке шагая узкой,
Повторяю – который раз! –
“Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!”
Ю.Друнина
Поэт бывает серьёзен, ответственен, непримирим к отрицательным проявлениям общества, как бюрократия, ханжество, жажда наживы со стороны власть имущих, воровство. И в то же время, поэт переживает за жизнь простого народа, подчас неустроенную в быту, неблагополучную в личном плане.
А по шоссе, на Калуги и Луги,
В дачные царства, в казённый уют,
Мчатся в машинах народные слуги,
Мчатся – и грязью народ обдают!
А.Галич
Невозможно всегда возмущаться, переживать, беспокоиться, грустить в нашей такой многогранной жизни.
И тогда ничего не остаётся, как относиться ко всему с юмором, и от этого жизнь становится легче и веселей.
Судьба пытала, брила наголо,
И ты жила сверх всяких сил, -
Лицо смеялось, песня плакала,
Народ руками разводил.
И.Лиснянская
Стукнул по карману, - не звенит.
Стукнул по другому, - не слыхать.
В тихий свой единственный зенит
Полетели мысли отдыхать.
Н.Рубцов
В пластилиновые мысли погружусь
И лежу весь день,
В состоянии скульптуры нахожусь –
Шевелиться лень.
И.Тальков
Поэзия будоражит, впечатляет, радует, волнует, людей, у которых духовные ценности выше материальных, помогает узнавать культуру прошлых поколений, развивать своё сознание, жить интересно, а значит, не зря…
Марианна Лебедева

Начало размышлений о назначении поэзии и роли поэта в обществе -
"Мой русский стих, живое слово" -
"Любите поэзию, друзья!" -
Какие стихи писали в начале 60-х (статья из интернета) -
http://lenta.ru/columns/2017/03/03/aizenberg4/

Рецензии

Марианна, добрый день! Замечательно, очень интересно, искренно и проникновенно! Очень понравилось! Напомню:

Быть может - стихи пригодятся
И скрасят тоскливые дни
Тому, кто мечтает о счастье,-
Ждёт нежности, ласки, любви.

Быть может – что делать подскажут,
От вечных проблем отвлекут,-
Путь правильный в жизни укажут
Иль просто слегка улыбнут.

Быть может - чему-то научат,
Раскроют на что-то глаза,-
Жизнь станет светлее и лучше…
Винить стихоплётов нельзя!

Сидят графоманы ночами…
И днями – «нетленки» кропят!
Не строго судить призываю
Людей, что добра вам хотят!
20.02.2013

С улыбкой и дружеским теплом, Валерий.

МОЛОДЕЦ! Валера. Не только прочёл, но и ДОБРЫМ стихом ответил.
ОТВЕТНО: - Подумаешь, тоже работа, -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё.
…Налево беру и направо,
И даже без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И всё – у ночной тишины.
А.Ахматова
Поэт я, может и плохой,
Но строчки составляю.
Пусть слог хорош не очень мой,
Другого, - я не знаю.
Стихи пишу я без труда, -
Не надобно трудиться, -
Пишу про всё: про города,
Про дождик и про птицу.
Пишу про печень, что болит,
А также селезёнку,
Мигрень, подагру и бронхит,
Ушную перепонку... -

Улыбаюсь - Я:)))))

Татьяна Александровна Хлебянкина
Директор Дома-музея С.А. Клычкова

К огда в каком-нибудь далеком космическом XXXI веке любопытный благодарный потомок захочет сердцем прикоснуться к истории своих пращуров, к истории китежской крестьянской Руси и Журавлиной родины, первым делом советуем ему открыть мудрые талантливые книги нашего выдающегося земляка, поэта и прозаика, переводчика и публициста Серебряного века Сергея Антоновича Клычкова (17.07.1889 – 8.10.1937 года), потому что образы его произведений действительно рождались «от звезды», а его творчество – «это послушание, долгое-долгое послушничество, приступление к Высшим, к Сущим вне нашего ока и вне нашей души!» в союзе с «милой, прекрасной Музой… Незримой, непостижимой!», целиком принадлежащей, как и поэт – деревне и природе, любимой всем сердцем «Журавлиной родине».

Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

Счастлива земля, взрастившая талант такой мощи, но трижды счастлива земля Талдомская и Тверская, а ещё к тому же и московская, подарившая миру целую плеяду талантов, которые как бы передают друг другу духовную и творческую эстафету, начиная от великого русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, выдающегося исследователя Сибири и Дальнего востока М. С. Корсакова (его именем назван пост Крсаковский, сейчас г. Корсаков на о. Сахалин и Корсаковские острова!), до лучшего поэта XX века Дмитровского уезда Л. Н. Зилова, лауреата Сталинской премии В. Н. Ажаева, лётчика-космонавта, Героя России Ю. Батурина и многих, многих других. Все они внесли каждый свой неоценимый вклад в цветущее будущее нашей голубой планеты Земля! В защиту и освоение её природы. Так именно писатель М. Е. Салтыков-Щедрин ещё в середине XIX века одним из первых выступил в защиту родной природы отметив её хищническое истребление «новыми хозяевами» вскоре после отмене крепостного права. Вот как пишет он об этом в очерке «Опять в дороге»: «Нехороши наши места стали, неприглядны… покуда леса были целы – жит было можно, а теперь словно последние времена пришли. Скоро ни гриба, ни ягоды, ни птицы – ничего не будет. Пошли …??.., холода, бездождица: земля трескается, а пару не даёт. Шутка сказать, май в половине, а из полушубка не выходим!» (см. журнал «Отечественные записки» №10 1873 года).

Михаил Семенович Корсаков (1826 — 1871)

В своих знаменитых «Губернских очерках»писатель отмечал: «Я люблю эту бедную природу, может быть потому, что какова она есть, она всё-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной, точно так же как и я сроднился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, им с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого».

Певцом родной природы можно по праву называть и потомка известной фарфоровой династии Гарднеров Льва Николаевича Зилова (15.10.1883 – 25.01.1937), для него символом родного края стала любимая река Дубна, вблизи которой в деревне Кушки под Вербилками поэт родился:

…И я с Дубны. Её прозрачной влагой
И окрещён, и вспоен. Навсегда
Мне памятна, сквозь долгие года,
Дубов морёных чёрною корягой
Настоянная накрепко вода.

И памятен целебно-жгучий холод
Недвижных тёмно-синих омутов…
Всё кажется: нырну – и буду молод,
Глотну воду Дубны – и муть годов
Из гнили жизни выплесну, как солод…

Как бы подводя некий итог в стихотворении, посвящённом матери, Лев Николаевич писал:

Благодарю тебя за то,
Что ты дала мне счастье жизни.
За всё, что мною прожито
В тобою выбранной Отчизне.

За то, что выбрала отцом
Мне Кушецкого Дон-Кихота
И в жизнь послала со стихом
Ты вместо Белого болота.

За то, что на реке Дубне,
Воспетой Пришвины с Клычковым,
Досталось радоваться мне
Земле, и солнцу, и дубравам…

Лев Николаевич Зилов (1883 — 1937)

Умение тонко чувствовать природу, радоваться ей, «чуять вечности глубокий аромат» свойственно многим поэтическим строкам и стихам Л. Н. Зилова. На закате жизни в стихотворении «Человек обязан быть счастливым» (1936 год), поэт выразил своё кредо:

… Счастье – это воздух, свет, вода!
Их насильно рознял ты на части,
Но они едины навсегда.
Счастье – это люди, звери, птицы,
Каждый миг, отпущенный судьбой!
Только бы успеть вглядеться в лица,
Проходящие перед тобой…


Пожалуй под этими строками мог бы подписаться и младший современник Л. Н. Зилова, его земляк Сергей Антонович Клычков.
При необычный обстоятельствах произошло рождение поэта:

Была над рекою долина,
В дремучем лесу у села,
Под вечер, сбирая малину,
На ней меня мать родила…

В лесной тишине и величье
Меня пеленал полумрак,
Баюкало пение птичье,
Бегущий ручей под овраг…

На ягодах спелых и хмеле,
Широко раскравши глаза,
Я слушал, как ели шумели,
Как тучи смыкала гроза…

… Ах, верно с того я и дикий,
С того-то и песни мои –
Как кузов лесной земляники
Меж ягод с игольем хвои.
<1912,1918>

Сергей Антонович Клычков (1889 – 1937)

Символично и промыслительно и то, что родился С. А. Клычков в год 1889-й, в год 90-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и в год смерти нашего земляка, писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-щедрина, через 70 дней после его кончины Тверская и Талдомская земля, как бы не потерпев такой пустоты, подарила нам ещё одного гения защитника-мужика российского крестьянства. А на родине М. Е. Салтыкова-Щедрина в д. Спас-Угол в храме Спаса-преображения, где был крещён писатель, в этом же году делается роспись храма и остаётся «автограф» живописца: «Писал А. М. Стрельников, 1889 год». Среди прочих фресок изображены почти в рост святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские, почитаемые за подвиг христианского просвещения среди славянских народов. В юбилейный Щедринский год – 175-летия со дня рождения 16 сентября 2001 года прошло чудо обновления почти всех сохранившихся фресок и икон, начиная от рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы…

Однако вернёмся в прошлое. Промыслительно и то, что родился Клычков ровно через 9 месяцев после крушения Царского поезда, когда чудом уцелели император Александр и его семейство, в том числе и будущий император Николай II, которого всё-таки настигнет злой рок в 1918-м году… Большевики расстреляют его со всей семьёй именно 17 июля – в день рождения С. А. Клычкова, накануне дня обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Самого же поэта они репрессируют и «выведут» в расход через 19 лет – в год 100-летия гибели Пушкина в кошмарном 1937 году 8 октября, в день памяти духовного покровителя поэта – преподобного Сергия Радонежского. А так как родился поэт накануне летнего Сергиева дня, потом и назван был Сергием, что в переводе с латинского означает «высокочтимый». Только в 2000 году стало известно, что прах поэта упокоился на кладбище при Донском монастыре г. Москвы в общей могиле №1, где захоронены невостребованные прахи. Теперь там стоит памятник с надписью: «Здесь захоронены останки невинно замученных и расстрелянных жертв политических репрессий 1930 – 1942 года. Вечная им память!» Рядом их родственники установили таблички с данными погибших, среди которых на золотом фоне значится и имя Сергея Антоновича Клычкова. «О птица золотая – песнь!» — пророчески сказал поэт…

Отпущены было С. Клычкову всего 48 лет земного срока жизни… Успел Сергей Антонович за это время родить «от звезды» такие чудесные образы и сложить такие «хрустальные» песни и чарующую прозу, что прославилась на века его родная деревенька Дубровки, воспетая им в прозе и стихах:

«В багровом полыме осины
Берёзы в золотом зною…
Но стороны своей лосиной
Я в первый раз не узнаю…
Деревня прежняя Дубровки,
Отцовский хутор, палисад,
За палисадом как в обновки,
Под осень вырядился сад…»

Деревне Дубровки уже 332 года. Впервые она упоминается (вместе с Талдомом, Высочками, Гришково и др.) в Кашинской переписной книге в 1677 году, как принадлежавшая архиепископу Симеону.
По преданию деревня Дубровки была основана старообрядцами – выходцами из Сибири, которые решили среди местных болот спрятаться от преследований властей. К началу XX века в Деревне насчитывалось пять старообрядческих семей «австрийского толка» или белокриницкого согласия, носящих фамилии Клычковых, Каблуковых, Голубковых – их потомки живут в наших краях и поныне и вместе с Морковкинами, упоминаются в романе С. Клычкова «Сахарный немец».
В Дубровках Клычков жил постоянно с рождения до 1900 года и перед первой мировой войной, а затем чаще бывал наездами (до 1929 года). Тут, в светёлке, любовно называемой им «голубятней» (ранее там могла быть старообрядческая молельня, о чём говорит её архитектура), Сергей Антонович создал большинство своих произведений.
В своей автобиографии 1926 г. Поэт отмечал: «Языком обязан лесной бабке Авдотье (известной песеннице, без которой ни одна свадьба не обходилась), речистой матке Фёкле Алексеевне и отцу Антону Никитичу, нередко мудрому в своих косноязычных построениях, а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу…» Об этом стихотворение «детство»:

«Помню, помню лес дремучий,
Под босой ногою мхи,
У крыльца ручей гремучий
В ветках дремлющей ольхи…

Помню: филины кричали,
В тёмный лес я выходил,
Бога строгого в печали
О несбыточном молил.

Дикий, хмурый, в дымной хате,
Я один, как в сказке,рос,
За окном стояли рати
Старых сосен и берёз…»

Вскоре, «ещё учась в сельской школе (с. Талдома), начал пописывать стишки…». Потом, с 1900 года, в биографию поэта вошла Москва, учёба в училище Фидлера, революционные события 1905 года, участие в вооружённом восстании вместе с известным скульптором С. Т. Конёнковым, общение с талдомскими революционерами.
Это, по-видимому, дало толчок к попытке осмыслить происходящее, вылившийся в стихи, впервые опубликованные в 1906 году в журналу Московского университета «На распутьи» (№4, стихотворение «Мужик поднялся», №5 стихотворение «Вихрь», «гимн свободе2 и другие публикации). Стихотворение «Мужик поднялся» было опубликовано на одной странице вместе со стихами известного Талдомского поэта-самородка, члена Талдомской ячейки РСДРП (б) Ивана Ивановича Орлова-Мытаря (1880 – 1916) — ныне одна из улиц города носит его имя.
Первые шаги в литературу Клычкову помогли сделать известные писатели И. Бунин, В. Вересаев, меценат и либреттист М. И. Чайковский. В 1908 году С. Клычков поступаем в Императорский Московский Университет, где учится на одном курсе с Б. Пастернаком, дружит с С. Соловьевым, П. Журовым (1885-1987) (впоследствии известным литературоведом, занимавшимся творчеством А. Блока, С. Клычкова и др.) посещает мастерскую К. Крахта, знакомится с Элиссом, Н. Клюевым, С. Городецким, М. Горьким, А. Луначарским, М. Цветаевой, С. Есениным, Д. Семеновским, Б. Садовским и др., путешествует по Италии.

В конце 1910 года выходит первая книга С. Клычкова «Песни» (издательство «Альциона», Москва), вскоре там же вторая – «потаённый сад» (1913 год). Всего автором было выпущено восемь поэтических сборников («Бова», «Дубравна» — 1918 год, «Кольцо Лады» — 1919 год, «Гость чудесный», «Домашние песни» — 1923 год, «Талисман» — 1927 год, «В гостях у журавлей» — 1930 год).

В 20-е годы появилось три романа из жизни российского крестьянства (из задуманного девятикнижия под общим названием «Живот и смерть»: «Сахарный немец» (1925 г.), вариант – «Последний Лель» (1927г.), «Чертухинский балакирь» (1926 года), «Князь мира» («Тёмный корень») – 1927, а также главы из романа «Серый барин» («Проданный грех» или «Лось с золотыми рогами»). Выходит ряд полемических статей.

С начала 1930-х печатаются переводы и вольные обработки с вогульского «Мадур-Ваза – победитель», киргизского (эпос «Манас»), грузинских и башкирских поэтов, частично вошедшие в книгу переводов «Сараспан» (1935 г.), ряд полемических статей. Готовилась к печати пьеса «доброе царство», роман и поэма «Китежский павлин», сборник стихов «Нищий стол», перевод «Протопопа Аввакума», собрание сочинений в пяти томах.

Свои отзывы о Клычкове и его неординарной личности оставили В. Брюсов, С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов, Л. Столица и Вяч. Полонский, который писал: «Прелестный и нежный поэт. У него безукоризненная рифма, певучая лёгкость стиха, непринуждённая песенность размеров».
Позже к ним присоединился А. Блок («Поётся Вам легко…»), Н. Гумилёв, С. Есенин, Н. Павлович, А. Ахматова, В. Воронский, М. Пришвин, М. Горький и др. Многие поэты посвящали С. Клычкову свои стихи: С. Городецкий, Н. Клюев, О. Мандельштам, П. Васильев и наши современники А. Ионкин, Н. Сидорина, И. Алексеева, Е. Евтушенко.
С. А. Клычкова называли новокрестьянским, новохристианским поэтом, продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Его поэзию сравнивали с поэзией Тютчева и Фета, прозу – с Мельниковым-Печерским, Златовратским (маленьким Щедриным), Лесковым.
Его трепетное отношение к природе, её одухотворение нашло отражение в пронзительных «до боли сердечной» строках:

Не спится мне пред отъездом,
Не спит и тополь у окон:
Давно он всё прочёл по звездам,
Чего не знает он?

По саду бегает ру салка,
И листья падают с осин,
И облака бегут вразвалку

С поминок на помин.

… я жив не о едином хлебе
И с лёгким сердцем бы прилёг
Под куст, когда б пошёл мой жребий,
Мой мирный жребий впрок!

Но знаю я: с такой любовью
…..??? к околице припав,
Не соберёт к себе в кошёвье
Следов русалки с трав!

* * *

О если бы вы знали слово,
Что под луной хранят в ночи
От древности седые совы,
От века мудрые сычи…

В очах – далёкие края,
В руках моих берёзка.
Садятся птицы на меня,
И зверь мне брат и тёзка…

«Самым торжественным, самым прекрасным праздником при социализме будет праздник… древонасаждения! Праздник Любви и труда! Любовь к зверю, птице и … человеку!
Если мы разучились, так природа сама научит нас и беречь её, и любить, ибо лгать ей трудно, а разбойничать преступно, так же как и в искусстве!» (из статьи С. Клычкова «Северный недуг», опубликованной в «Литературной газете» 21 апреля 1930 года).
В творчестве С. Клычкова оживают не только картины родной природы, но и сказочные народные образы: русалок, лешего Антютика:

«Встал в овраге леший старый,
Оживают кочки, пни…
Вон с очей его огни
Сыпятся по яру…»
<1912 – 1913 гг.>

Жар-птицы, которая живёт в саду и «Золотые гнёзда вьёт», лесной и водяной царевны Дубравны:

«Дубравна идёт, а за нею,
Венцами летят журавли,
Под ноги её зеленея,
Поляны, долины легли…»

«Скучно ль, весело ль Дубравне
Жить в светлице над рекой –
К ней никто в резные ставни
В ночь не стукнется клюкой»;

А также земной красавицы Лады, которой посвящён целый цикл «кольцо Лады»:

«Любо Ладе белолицей:
Утки шумною станицей
И венцами журавли
Над рассыпанной пшеницей
Проносились у Земли!
Пролетели с криком за лес,
Словно с Ладою прощались…»

Полвека не издавались книги Клычкова. Но благодаря подвижничеству его земляков, помощи местной и областной администрации, общества книголюбов, РХТУ им. Д, И. Менделеева, ряда издательств, родственников писателя, всех наших добровольных помощников и дарителей 19 июля 1992 года, в день празднования Собора Радонежских и Тверских святых, в год 600-летия преподобного Сергия Радонежского, снова распахнул свои двери Дом поэта, Дом-музей С. А. Клычкова.
В его экспозиции – автографы и книги поэта – «китежского павлина», работы известных скульпторов С. Вечер, Н. Вышеславцева, В. Евдокимова, Н. И. Калиты, Б. Крылова, Г. Левицкой, И. Маркеловой, И. Радимова, Г. Сорокина, С. Харламова, И. Шавензова, копия работы скульптора Абалакова, выполненная М. Деловым, работы местных авторов А. Симонова, Н. Герасимова и др.
Много трудов предстоит по возрождению ремесленническо- крестьянской усадьбы Клычковых – любимого поэтом хутора «Дубравна» (или «Солдатова сила» ??) с пасекой и яблоневым садом, утопающий в кустах сирени.

Согласно рекомендациям РНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева необходимо создать музей-заповедник или заказник. Энтузиасты мечтают построить часовню во имя преподобного Сергия Радонежского в память погибших в годы репрессий, а рядом, в рощице – поляну Сказок.

А вот фильм про С.Клычкова, прошедший по каналу Культура

Спас-Угол, так называется небольшое село в 135 верстах от Москвы, где 27 января (нов.стиль) 1826 года., в поместье своего отца родился М.Е. Салтыков-Щедрин, великий русский писатель. В метрической книге храма Спаса-Преображения сохранилась запись:
«За 1826 г. №2 Спасского у.г. Коллежского советника и кавалера Ефграфа Васильевича Салтыкова жена его Ольга Михайловна родила сына Михаила января 15, которого молитвовал и крестил того же месяца 17 числа священник Иван Яковлев со причетники; восприемником ему был московский мещанин Дмитрий Михайлов».
Михаил Евграфович провел в Спасском 10 лет детства, а потом приезжал в разные годы на каникулы, участь в Москве и Петербурге, навещал родных, будучи взрослым.
По воспоминаниям детства написан последний роман писателя «Пошехонская старина», который известный щедриновед С.Макашин назвал топонимическим памятником Спас-Углу. Необычное название Спас-Угол село получило от расположенного здесь храма Спаса-Преображения и своего местоположения на углу трех губерний: Московской, Тверской и Ярославской.
Возникновение Салтыковской вотчины в пределах Тверской губернии относится к XVI веку. Во второй половине XVIII века вотчина от Василия Богдановича Салтыкова перешла к его сыну Евграфу Васильевичу (отцу писателя).
Вот что сообщалось в 1787 г. о селе Спасском в «Экономическом примечании дач»: «Село при прудах и при вершине истока безымянного церковь деревянная Преображения Господня и при оной колокольня, дом господский деревянный дворов – 35, по ревизии душ мужского пола – 131, женского – 132».
В 1816 г., незадолго до женитьбы на дочери московского купца М.П. Забелина Ольге Михайловне, Евграф Васильевич строит большой помещичий дом, в котором и родился будущий писатель.
С начала 20-х годов XIX века начинается экономическое процветание усадьбы. За 40 последующих лет владения Салтыковых увеличиваются с 275 душ и 3,5 тыс.десятин земли до 2600 душ и 17,5 тыс.десятин земли в Тверской и Ярославской губерниях.
В 50-е годы XIX в. Салтыковы становятся богатейшими помещиками Тверской губернии.
В 1859 г., после раздела имений, село Спасское переходит по наследству к старшему брату Дмитрию Евграфовичу. Наследники Салтыковых жили в усадьбе до 1919 года, когда пожар уничтожил жилой дом.
XX век безжалостно изменил облик усадьбы. Не уцелел родной дом писателя, заросли пруды, умерло большинство старых деревьев. Но сохранились и по-прежнему напоминают о нем храм Спаса-Преображения, родник Иорданка, хвойная и липовая аллеи, родовое кладбище у стен храма, где покоятся отец, дед с бабушкой, две сестры и два брата Михаила Евграфовича.
По рельефу, по отдельным старым деревьям и сегодня можно представить планировку усадьбы, вообразить как она выглядела при жизни писателя.
15 лет назад, в июле 1986 г., в бывшей трапезной храма Спаса-Преображения, открылся музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Созданию музея на родине писателя предшествовала многолетняя кропотливая работа сотрудников Талдомского историко-литературного музея, местных энтузиастов: тогдашнего редактора районной газеты «Заря» В.П. Саватеева, педагога Л.М. Нешумовой, скромного инженера из Петербурга А.М. Левенко и многих других истинных почитателей творчества писателя.
В музее хранятся родовые реликвии семьи Салтыковых: герб господ Салтыковых, календари-месяцесловы (XVIII-XIX в.в.), документы, фотографии, письма XIX, начала XX века.
Мирно, под одной крышей живут сегодня храм Спаса-Преображения и музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, взывавшего со страниц своих книг:
«Люблю Бога – ибо он жизнодавец и человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты и истины. В нем – Правда».
«Рождественская сказка».
26 января 2001г., в юбилейные дни писателя в историко-литературном музее открылась выставка «Возращение в Пошехонье», посвященная 17й годовщине со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Целью новой экспозиции стала попытка показать богатый духовный мир писателя, его связь с родными местами.
«Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства», - написал Салтыков-Щедрин в одном из своих писем П.Г. Елисееву.
К воспоминаниям детства возвращается в конце жизни старый писатель со страниц своего романа «Пошехонская старина».
Поэтому, как иллюстрация к роману «Пошехонская старина» представлена экспозиция выставки «Возвращение в Пошехонье». Основываясь на подлинных документах господ Салтыковых, экспонатах, хранящихся в фондах музея, экспозиция представляет интерьеры, предметы быта крепостной и помещичьей среды. «Пошехонья» с XIX века.

Елена РАСКИНА,

Москва, специально для «КВ»

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», — писал о себе Михаил Салтыков-Щедрин.

Салтыковы были крупными землевладельцами — и властвовали не только над землей, но и над душами крепостных крестьян. И таковых душ у родителей писателя было 2600. Имение Салтыковых располагалось в Пошехонье — ныне это окрестности подмосковного города Талдом, селение Спас-Угол. Откуда такое редкое название — Спас-Угол? Объясняется оно, однако, очень просто: селение расположено на стыке трех областей (губерний): Московской, Тверской и Ярославской (поэтому — угол). А вот первая часть названия связана с родовой церковью Салтыковых — Храмом Спаса-Преображения Господня.



Сгоревшая усадьба и уцелевшая церковь

Именно здесь, на фоне нежной, грустной, какой-то ласково-усталой природы (такой, о которой К.Д. Бальмонт говорил: «Есть в русской природе усталая нежность, / Безмолвная боль затаенной печали…»), и располагается ныне Музей Салтыкова-Щедрина. Находится он не в родовой усадьбе Салтыковых, поскольку ее уже не существует. Уже через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. То ли сожгли революционеры, то ли пропала, как всякий дом, оставшийся без присмотра. А в родовой церкви Салтыковых до 1970-х годов хранили семенной картофель. Печальная история большевистского варварства!

Так или иначе, усадьбы больше нет, а от Салтыковых осталась только родовая церковь, Храм Преображения Господня, в трапезной которого и нашел приют историко-литературный музей. Этот музей был открыт стараниям местных краеведов-энтузиастов: директора Т. Куликовой, редактора районной газеты «Заря» В. Саватеева, педагога Л. Нешумовой, щедриниста из Петербурга А. Левенко и других поклонников творчества Михаила Евграфовича. Храм — действующий, музей — тоже действующий, но они мирно существуют бок о бок. Так живая, горячая вера Христова помогает русской литературе.

Правда, храм нуждается в реставрации — прекрасные фрески облупились, стены нужно заново покрасить, купол потускнел. Вероятно, власти — и местной, и федеральной — недосуг выделить деньги на ремонт храма, а заодно и построить для музея отдельное помещение. Щедра матушка Российская Православная Церковь, приютила она музей великого писателя, но все же — храм есть храм, а музей есть музей. И хорошо бы музею не ютиться в трапезной церкви, а жить собственной жизнью. Грустно смотреть на то, как разрушаются оазисы русской культуры XIX века, как обветшала построенная бабушкой писателя, Надеждой Ивановной Салтыковой в 1797 г. родовая церковь…

«Воин и супостатов покоритель»

Но все же сохранились усадебные хвойные и липовые аллеи, каскад прудов, святой источник Иорданка и родовое кладбище Салтыковых у стен храма, где покоятся дед и бабушка, родители, братья и сестры великого писателя. В 1957 г. в селе Спас-Угол был установлен бюст М.Е. Салтыкова-Щедрина работы Л.А. Бернтама. А в музее выставлены кое-какие вещи, принадлежавшие Салтыковым: родовой герб, календари-месяцесловы, курительная трубка отца писателя, документы, рукописи, фотографии, письма, книги, мебель… Например, диванчик, на котором сиживали с вышивкой сестры писателя, или потрет трогательного мальчика в белой рубашечке с огромными темными глазами. Это — сам писатель, маленький Мишенька Салтыков.

Михаил Евграфович родился 15 (27) января 1826 года в родовом имении Спас-Угол. Крестный отец Мишеньки, мещанин Дмитрий Михайлович Курбатов, после свершения обряда крещения пророчествовал, что «младенец сей будет воин и супостатов покоритель…». Если под супостатами понимать чиновников-бюрократов и помещиков-мракобесов, которых Михаил Евграфович нещадно высмеивал, то предсказание сбылось. Салтыков-Щедрин действительно в жизни немало воинствовал — хоть и не с оружием в руках, а пером по бумаге. Но «помпадуры и помпадурши», изображенные им в одноименной книге, получили, что называется «по первое число».

Вот, к примеру, такое гневное и едкое рассуждение: «Скажу, например, про себя: сделайте меня губернатором — я буду губернатором; сделайте цензором — я буду цензором. В первом случае: сломаю на губернаторском доме крышу, распространю больницу, выбелю в присутственных местах потолки и соберу старые недоимки; если, кроме этого, надо будет еще «суть» какую-нибудь сделать, и «суть» сделаю: останетесь довольны. Во втором случае, многие сочинения совсем забракую, многие ощиплю, многие украшу изречениями моего собственного вымысла… (…) Не нужно только торопиться, а просто призвать подчиненного и сказать ему: милостивый государь! Неужто вы не понимаете? Верьте, что он поймет тотчас же и почнет такие чудеса отчеканивать, что вы даже залюбуетесь, на него глядя». Прочитаешь такой пассаж, задумаешься и поймешь, что ничего у нас не изменилось… Или почти ничего. Только «милостивых государей» теперь по-другому называют.

Михаил Салтыков нравом и способностями пошел в отца: Евграф Васильевич знал иностранные языки, изучал науки, считался одним из образованнейших дворян в Пошехонье. А вот матушка, Ольга Михайловна, из купеческого рода Забелиных, была «министром в юбке», «кулаком-бабой». Науки и искусства ее не интересовали, но семейные богатства помещица сумела приумножить. Мишенька же в три года знал азбуку, в четыре «со слуха» начал болтать по-французски и по-немецки, а в семь лет стал обучаться грамоте под руководством крепостного живописца Павла Соколова. В восемь лет мальчик прочел Евангелие и написал впоследствии, что именно эта вечная книга поселили в его сердце «зачатки общечеловеческой совести».

«Я люблю эту бедную природу…»


Далее была учеба в Царскосельском лицее, сочинение стихов и сначала — полное равнодушие к прозе, а потом — горячая к ней привязанность. Михаилу Евграфовичу пришлось долго послужить под началом тех чиновников-«помпадуров», которых он впоследствии так едко и метко высмеял. Воспоминания детства отражены в последнем произведении писателя, «Пошехонской старине», — прощальном даре родному Спас-Углу. О пошехонской природе Михаил Евграфович трогательно и проникновенно писал: «Я люблю эту бедную природу, может быть, потому что какова она ни есть, она все-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной точно так же, как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого».