Либретто хованщина краткое содержание. Что такое Хованщина? Утро после стрелецкого мятежа

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

В "Хованщине" с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.

Оркестровое вступление "Рассвет на Москве-реке" рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; .слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.
Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда "Жила кума", затем-хор стрельцов "Гой вы, люди ратные"; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором "Ой ты, родная матушка-Русь", печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная "Слава лебедю". В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея "Приспело время" рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников "Боже, отжени словеса лукавствия" близок к подлинным старообрядческим напевам.

Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание "Силы потайные" и пророчество "Тебе угрожает опала"), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников "Победихом".

Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы "Исходила младешенька", основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня "Ах, не было печали" и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки "Заводилась в закоулках" передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов "Батя, батя, выйди к нам!" слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.

В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня "Возле речки, на лужочке", бойкая плясовая "Гайдучок" и величальная "Плывет, плывет лебедушка" основаны.на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер "Пляски персидок" выдержан в восточном стиле.
Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею "Видно, ты не чуял, княже"-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцсв.

Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает "шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой". Возвышенио-бла-городный монолог Досифея "Здесь, на этем месте" проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора "Господь мой"-напев старообрядческой молитвы.

Либретто оперы "Хованщина"

Народная музыкальная драма в четырёх действиях (шести картинах)
Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов бас
Князь Андрей Хованский, его сын тенор
Князь Василий Голицын тенор
Досифей, глава раскольников бас
Боярин Шакловитый баритон
Марфа, раскольница мецо-сопрано
Сусанна, старая раскольница сопрано
Подъячий тенор
Эмма, девушка из немецкой слободы сопрано
Пастор баритон
Варсонофьев, приближенный Голицына бас
Кузька, стрелец баритон
1-й стрелец бас
2-й стрелец бас
3-й стрелец тенор
Стрешнев, боярин тенор

Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ.

Место действия: Москва.
Время действия: 1682 год.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Старая Москва. Раннее утро. Дозорные стрельцы похваляются. как они расправлялись с ненавистным» юярами. В память этих кровавых дел на площади стоит столб, на котором написаны имена казненных.
Ставленник царевны Софьи боярин Шакловитый диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, который помышляет захватить власть в Московском государстве.
У столба останавливаются пришлые люда. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского.
На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Князь со стрельцами отправляется в обход по Москве.
Через площадь бежит Эмма — девушка из Немецкой слободы. Ее преследует молодой Андрей Хованский. Бывшая возлюбленная Андрея — раскольница Марфа — ревниво следит за ними. Неожиданно она появляется перед Андреем, гневно упрекая его.
Возвращаются стрельцы после обхода, с ними Иван Хованский. Он велит стрельцам забрать Эмму. Но Андрей готов скорее убить Эмму, чем отдать на поругание стрельцам.
Из толпы выходит глава раскольников Досифей. Он поручает Марфе защитить девушку. Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина вторая
Князь Василий Голицын читает любовное письмо царевны Софьи. Получивший из ее рук звание канцлера, он в то же время состоит в заговоре с Хованским. Голицына одолевают сомнения, страх перед будущим. Он должен быть осторожным.
Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Она знает, что положение всесильного князя Голицына непрочно. Под видом гадания Марфа открывает ему «тайну судьбы его» — близкую опалу и ссылку.
Предсказание приводит в ужас суеверного князя. Марфа скрывается.
Приходит князь Иван Хованский, чтобы договориться с Голицыным о совместных действиях. Вскоре к ним присоединяется Досифей. Обуреваемые честолюбием заговорщики не могут поладить между собой.
Вбегает Марфа. Она рассказывает Досифею, что по приказу Голицына ее пытались убить. Солдаты «потешных войск» молодого Петра спасли ее. Весть о «потешных» вносит тревогу в стан заговорщиков.
Появляется боярин Шакловитый. Он сообщает, что в селе Измайловском, где живет Петр, висит донос: «Хованские на царство покусились». Царь разгневан, «обозвал хованщиной и велел сыскать».
Заговорщики потрясены. А по улице, мимо хором Голицына твердой поступью идут преображепцы — воины Петра.

Картина третья


К дому Хованских в Замоскворечье пришла раскольница Марфа. Князь Андрей больше не любит ее. Оплакивая крушение своих надежд, Марфа помышляет о самосожжении.

Досифей утешает и уводит Марфу.
Слышны разгульные песни подвыпивших стрельцов.
На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.
Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина четвертая

Отказавшись выступить со стрельцами против Петра. Хованский уехал в свою подмосковную вотчину. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам развлечь его веселыми песнями.
Клеврет, посланный Голицыным, предупреждает Хованского о немилости Софьи к нему, советует поберечься. Хованский приказывает выпороть Варсонофьева: в своей вотчине князь ничего не боится.
Внезапно появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Он торжествует победу. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его.
Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.

Картина пятая

Гибнут и другие участники заговора. Софья отстранена от власти. Опальный князь Голицын под конвоем отправляется в ссылку.
Страшную весть несет Досифею и Марфа: Петр хочет послать против раскольников свои войска.
Поняв, что положение безнадежно. Досифей принимает решение покончить самосожжением. Вместе с раскольниками должен сгореть и Андрей Хованский.
Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить. Он еще не знает о разгроме заговора. Андрей убежден, что на его призыв тотчас же откликнутся верные стрельцы. Он трубит в рог.
В ответ раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь.
Подавленный зрелищем, Андрей просит Марфу спасти его.
Раздается марш «потешных». На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение Петра.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Картина шестая

Глухая ночь в раскольничьем скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск.
Выхода нет. Досифей призывает раскольников сгореть, чтобы не попасть в руки петровских солдат.
Из леса доносятся звуки труб. Проходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит за собой Андрея.
Раскольники идут в скит. Фанатики-старики обкладывают стены хворостом и поджигают его. Скит горит.
Появляются солдаты Петра. Могучей лавиной движутся они сквозь лес, чтобы спасти гибнущих в огне людей.

М.П.Мусоргский «Хованщина» (первая постановка – 1886)

Жанр – народная музыкальная драма. Так же как «Борис Годунов» опера имеет несколько редакций, принадлежащих Римскому-Корсакову, Стравинскому, Ламму, Шебалину, Шостаковичу.

В этой опере наиболее отчётливо проявились общественно-политические взгляды композитора.

I. Историческая основа и либретто «Хованщины». Мусоргский сам написал либретто оперы. В ней он обращается к одной из наиболее сложных эпох в истории России – периоду борьбы Петра I за престол. В опере «сжаты» временные рамки: события трёх стрелецких бунтов показаны на примере одного. В опере действуют исторические персонажи – Стрешнев, Голицын, Хованские, Софья. Есть и вымышленные герои – Досифей, Марфа, Эмма.

II. Драматургия. В опере действуют три силы – стрельцы, раскольники (они принадлежат «старой» Руси) и петровцы (новая государственность). Акцент сделан на развитии негативных сил, а именно, стрельцов и раскольников. Эти группы имеют своих вождей: стрельцами управляет Хованский, раскольниками – Досифей. Мусоргский показывает их различие. Хованский является символом губительной власти, поскольку несёт в себе отрицательные человеческие качества. Досифей – это духовный властитель, идеальный человек, но его судьба также оказывается трагичной. Народ, втянутый в политические игры, выступает страдающей стороной.

Петровцы, выступающие третьей силой символизируют новую Россию, и одновременно являются причиной гибели стрельцов и раскольников.

II. Музыкальный язык оперы. Композитор развивает принципы «Бориса Годунова»: песенный стиль сочетается с речитативно-ариозным. Структура музыкального языка оперы достаточно сложна. Его компоненты:

1. Речитативно-ариозный стиль, связанный с сольными фрагментами и характеризующий определённых героев.

2. Песенный стиль, опирающийся на различные жанры музыкального фольклора.

3. Традиции русской духовной музыки (стилизация распева раскольников, цитата раскольничьего гимна).

4. В характеристике петровцев Мусоргский стилизует музыку III века.

IV. Музыкальное воплощение драматургических сфер.

Образ стрельцов развивается «по нисходящей»: действие оперы охватывает один стрелецкий бунт, от победы до трагической развязки (стрелецкая казнь).

Стрельцы представляют собой стихийную бездуховную силу. Они ощущают свою мощь, но лишены движущей идеи, это и определяет их поражение. Музыкальная характеристика стрельцов опирается на лейттему и большие хоровые фрагменты.

Экспозиция образа – I действие, хор «Гой вы, люди ратные» в духе солдатской походной песни. Этот хор основан на лейттеме, схожие интонации будут использоваться в теме Ивана Хованского.

Переломный момент в развитии образа стрельцов – весть о приходе петровских войск. Протяжный хор «Ах, не было печали», открывающий эту сцену, звучит величественно и уверенно. Хор стрелецких жён – реакция на хор стрельцов, он основан на интонациях причета. Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам» раскрывает тревогу и неуверенность. Сцена завершается печальной молитвой «Господи, не дай врагам в обиду». Развязка образа – сцена стрелецкой казни, поражающая трагизмом. Звучит двойной хор – стрельцов (молитва) и стрелецких жён (интонации причета). В оркестровой партии появляются интонации темы стрельцов, а затем – петровцев.

Иван Хованский , вождь стрельцов, раскрывается лейтмотивом (интонационно близок лейттеме стрельцов) и через монологи. Первый монолог звучит величаво и напыщенно. Второй показывает внутреннюю неуверенность, неспособность принять решение. Своей бездеятельностью он фактически предаёт стрельцов. Развязка развития образа – 1-я картина IV действия. Хованский показан в своей вотчине как жестокий хозяин-самодур. Мусоргский воссоздаёт обстановку крепостного быта через крестьянские песни и обряды. Используются подлинные народные темы «Возле речки на лужочке» и величальная «Плывёт, плывет лебёдушка». Реплики Хованского показывают, что он не способен понять ситуацию.

Андрей Хованский – лирический образ, развивающийся в сторону трагедии. Он экспонируется как человек, далёкий от политики, живущий в своё удовольствие (I действие). Этот образ трагически осмысливается во 2-й картине IV действия, когда Андрей узнаёт о смерти отца и о казни стрельцов. Развязка наступает в V действии (песня Андрея).

Образ раскольников. Раскольники как действующая сила впервые появляются в русской музыке именно в «Хованщине». В процессе развёртывания драмы раскольники остаются верны себе, этот образ остаётся почти неизменным.

Экспозиция – хор «Посрамихом, посрамихом». Наиболее яркая характеристика – V действие, сцена подготовки к смерти и самосожжению, где используется подлинная раскольничья тема «Враг человеков».

Досифей – предводитель раскольников – собирательный образ, воплощающий лучшие духовные качества пастыря и наставника. Он болеет за Россию, стремится примирить все враждующие силы (сцена заговора, II действие). Экспозиция образа – ария I действия. Развёрнутая характеристика героя дана в V действии.

Марфа воплощает лучшие качества раскольников – сильный характер, твёрдую волю. В героине борются два одинаково сильных чувства – любовь к Андрею и любовь к Богу. Для неё это взаимоисключающие чувства, которые можно примирить только в одном костре с Андреем. Двойственность героини отражается в характеристике. Как женщина из народа, обуреваемая человеческими чувствами, она наделяется мелодикой в народном духе. Однако в её партии присутствуют и интонации раскольничьих гимнов. Наиболее развёрнутые характеристики: сцена гадания из II действия; песня «Исходила младёшенька» из III действия; сцена с Досифеем, где впервые появляется идея костра («Словно свечи божии»); жестокий рассказ о гибели стрельцов в 1-й картине IV действия; заключительная сцена Марфы и Андрея из V действия.

Петровцы показаны несколько схематично. Их тема близка военной духовой музыке 18 века.

Темы:

I действие:

Оркестровое вступление – с.5, Ц.1

Хор стрельцов «Гой, вы люди ратные» - с.34, Ц.41

Хор «Слава лебедю» (величание Хованского) – с.87, Ц.98

Ария Досифея «Приспело время мрака» - с.118, Ц.129

II действие

Сцена гадания Марфы «Силы потайные» - с.148, Ц.183

«Тебе угрожает опала» - с.152, Ц.190

III действие

Хор раскольников «Посрамихом, посрамихом» - с.201, Ц.259

Песня Марфы «Исходила младёшенька» - с.205, Ц.265

Сцена Марфы и Досифея «Словно свечи божие» - с.227, Ц.301

«Страшная пытка любовь моя» - с.229, Ц.303

Хор стрельцов «Ах, не было печали» - с.241-242, Ц.320

Хор стрелецких жён «Ах, окаянные пропойцы» - с.250, Ц.331

Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» - с.280, Ц.370

Ариозо Хованского «Помните, детки» - с.285, Ц.376

IV действие

1-я картина

Хор крестьянок «Возле речки на лужочке» - с.287, Ц.381

Хор крестьянок «Плявёт, плывёт лебёдушка» - с.315. Ц.443

2-я картина

Монолог Досифея «Свершилося решение судьбы неумолимой» - с.321, Ц.445

Стрелецкие жены «Не дай пощады» - с.336, Ц.480

Молитва стрельцов «Господи, боже наш» - с.337

V действие

Хор «Враг человеков» - с.357, Ц.514

Песня Андрея Хованского «Где ты, моя волюшка?» - с.362, Ц.524

I действие Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи - диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя – Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

II действие Кабинет князя Василия Голицына – канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

III действие Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

IV действие Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом - кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.

V действие Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.

Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».

Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. 22 августа 1880 года он сообщал Стасову, что «Хованщина» готова, «кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.

«Хованщина» — народная музыкальная драма, повествующая о событиях конца 17 века, о борьбе старой и новой Руси, о заговоре начальника стрелецкого войска князя Ивана Хованского. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.

Образы оперы

Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой – народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.

Хованский и Досифей – разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так назван в опере стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке».

Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.

Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового.

Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого – лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии – гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни.

В этой сцене, так же как и в финале оперы (самосожжение раскольников), Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания.

Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен – «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. «Пляска персидок» — одна из лучших восточных страниц русской классической музыки.

Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз – в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию. Таким образом, его замысел охватывал более чем полуторавековой период русской истории: смутные годы царствования Бориса Годунова, борьбу старого и нового в петровскую эпоху и стихийное крестьянское движение, покачнувшее устои дворянской монархии. Такой замысел сам по сее свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора.

В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина».

Памяти Модеста Петровича Мусоргского. "Хованщина"

«Хованщина» — народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского

События «Хованщины» относятся к 1682-1689, периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.

Либретто этой оперы не имеет литературного первоисточника, оно целиком написано композитором, и в литературном отношении либретто не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870, когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе русской истории ему посоветовал Владимир Васильевич Стасов. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился с Владимиром Васильевичем мельчайшими деталями сюжета. Так 2 августа 1873 Мусоргский писал Стасову : «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» .



Марк Рейзен, выдающийся исполнитель партии Досифея , писал в мемуарах о гастролях в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1928 : «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, — вспоминает певец, — что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить» .

В опере «Хованщина» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.



Оркестровое вступление — «Рассвет на Москве-реке» — рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы (за сценой) народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Эта симфоническая картина — один из шедевров русской музыки.



«Хованщина». Эскиз декорации Федоровского . 1950


ДЕЙСТВИЕ I

В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются Кузька, потом другие стрельцы. Входит Подьячий, он направляется к своей будке и садится. Появляется боярин Шакловитый - ставленник царевны Софьи. У него «заказец важный есть»: настрочить доносец. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем — хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. У пришлых людей недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подьячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подьячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. Оказывается, это памятный столб, который стрельцы поставили в знак своей недавней победы: на нем имена тех неугодных им бояр, которых они казнили. Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствуют своего предводителя — князя Ивана Хованского. Входит Иван Хованский. «Поступь плавная, держится высокомерно; за ним стрелецкие полковники и гости московские». Князь обращается к толпе: «Дети, дети мои! Москва и Русь (спаси Бог!) в погроме великом...» Стрельцы славят Большого, как они величают Хованского. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине.



Из глубины сцены, прямо против зрителя, появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. На защиту Эммы встает Марфа, раскольница, недавняя возлюбленная Андрея («Так, так, княже! Остался ты верен мне!»). Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. За сценой хор (народ) поет славословие князю Хованскому-старшему («Слава лебедю! Большому слава!»). Входит князь Иван Хованский. Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. Тогда Андрей заносит нож на Эмму: «Так мертвою имайте!» — кричит он. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам. Возглас Ивана Хованского: «Стрельцы!.. Живо! В Кремль!» — призывает стрельцов на защиту Москвы и веры православной. Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.

ДЕЙСТВИЕ II



Алексей Кривченя в роли Ивана Хованского. Художник Скотарь


Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Поздний вечер. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи.

Входит клеврет Голицына дворянин Варсонофьев, он сообщае, что к князю просится «лютерский священник». Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: «Не могу входить я в дело частное Хованских». Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь («еще одну, только одну»). Эта просьба выводит князя из равновесия: «Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!..». Снова входит Варсонофьев и сообщает о приходе «колдовки». Под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается сцена гадания. Звучит знаменитая ария Марфы «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь гадалку, он велит слуге утопить её. Марфа слышит и скрывается.



Внезапно появляется князь Хованский («А мы без докладу, князь, вот так!»). Между Голицыным и Хованским завязывается спор о правах и достоинстве своих и бояр («Мы теперь местов лишились, — бросает гневный упрек Голицыну Иван Хованский. — Ты же сам нас уладил, князь, с холопьем поровнял»). В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы (раскольники) с книгами на головах, их сопровождает толпа народа. На них указывает Досифей как на деятельную силу («Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает»). Раскольники поют: «Посрамихом, посрамихом». Их хор звучит словно фанатический гимн. Голицын гневно восклицает: «Раскол!» Хованский же — отважно: «Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!»

Евгений Нестеренко в роли Досифея. Художник Скотарь

Неожиданно вбегает Марфа и, едва переводя дыхание, бросается к князю Голицыну с мольбой миловать ее. К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее (по приказу князя) и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна (Софья) велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. На вопрос Досифея, что сказал царь Петр, Шакловитый ответил: «Обозвал «хованщиной» и велел сыскать». За сценой слышны голоса петровцев.



Надежда Обухова в роли Марфы. Художник Скотарь


ДЕЙСТВИЕ III

Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются. Это шествие являет демонстрацию духовной силы старообрядцев.

Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Марфа предается воспоминаниям о несчастной любви; она тяжело переживает измену Андрея Хованского (звучит ее прекрасная лирическая песня «Исходила младешенька»). Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка, потерпи маленько»). В мистическом настроении Марфа «видит», как горят на костре раскольники. Досифей вразумляет ее: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». Он уводит ее, утешая при этом.

С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Он оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. На сцену вбегают стрелецкие жены и набрасываются на мужей («Ах окаянные пропойцы, ах колобродники отпетые!»).

За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. «Беда, беда... — кричит он. — Рейтеры (наемные петровские всадники.) близко; к вам мчатся, все рушат!» Стрельцы ошеломлены. Они зовут Хованского (хор «Батя, батя, выйди к нам!»). Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Но Хованский заявляет им: «Страшен царь Петр! Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье!» Сам же уходит.

Автопортрет Шаляпина в роли Досифея на стене его гримуборной в Мариинском театре. 1911

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Девушки развлекают его песнями — протяжной хороводной («Возле речки, на лужочке»), бойкой плясовой («Гайдучок») и величальной («Плывет, плывет лебедушка»). Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него (исполняется балетный номер в восточном стиле). Входит Шакловитый. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Князь сначала упирается — он обижен на царевну: «Теперь небось другие ей советники послужат», — говорит он, имея в виду, конечно князя Голицына. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.



Картина 2. Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Марфа готова «приять от Господа в огне и пламени венец славы вечные!» Входит Андрей Хованский; он очень взволнован. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха (которого он — Андрей — изгнал). Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

Раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. «Спаси меня», — молит он Марфу, и она поспешно его уводит. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. За сценой слышны трубы «потешных» (петровских) полков. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. И в тот момент, когда у стрельцов уже не остается никакой надежды, он объявляет им, что «цари и государи Иван и Петр вам милость шлют: идите в домы ваши и Господа молите за их государское здоровье». Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.


Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881

ДЕЙСТВИЕ V

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Оркестровое вступление изображает, по словам композитора, «шум леса в лунную ночь, то усиливающийся, то утихающий, как прибой волн» . Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. Черноризцы и черноризки выходят из скита и идут к бору; они поют: «Враг человеков, князь мира сего восста!» Приходит Марфа, затем князь Андрей Хованский. После того как Марфа его спасла от петровцев, они вместе. Но сейчас смерть их неизбежна и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: «Господи славы, гряди во славу Твою». Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничь и скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Они смотрят на костер и скорбят: «Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..»

А. Майкапар

belcanto.ru ›Хованщина



"Опера "Хованщина" осталась после смерти Мусоргского отчасти неконченною, отчасти неприведенною в порядок. Товарищ и друг Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков в первые же минуты после кончины его объявил всем остальным товарищам своим, что приготовит к изданию все сочинения Мусоргского, оставшиеся еще неизданными, а "Хованщину" приведет в порядок, докончит и оркеструет. Это был труд громадный, это было самопожертвование истинно великодушное: надобно было оставлять в стороне собственные свои сочинения, прекратить на время собственную свою музыкальную деятельность, чтобы посвятить себя созданиям покойного своего друга. Но что значит великодушная решимость, когда она соединяется с талантливостью, знанием и уменьем! Римский-Корсаков написал, скоро после смерти Мусоргского, целую оперу, "Снегурочку", одно из величайших созданий русской музыкальной школы, но это не помешало ему издать в то же время, в 1882 и 1883 году, целый ряд романсов, хоров и инструментальных сочинений покойного своего друга. И что же! В числе произведений Мусоргского, требовавших пересмотра, приведения в порядок, наинструментования для большого хора, солистов и оркестра, -- была тоже и целая опера. Но Римский-Корсаков все это выполнил, и вот теперь все кончено, все издано в печати, все передано в руки публики."

В. В. Стасов "Памяти Мусоргского"

Памятник на могиле Мусоргского.

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского . При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей (дирижер Э. Ю. Гольдштейн). Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито)

История создания

Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию "Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной " растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников...

На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. В это время возникнут картины Сурикова "Утро стрелецкой казни " и "Боярыня Морозова ", "Никита Пустосвят " Перова, роман "Великий раскол " Д. Мордовцева. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов - 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто (зафиксированного лишь в 1879 году) и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла. Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским "Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , - градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский - прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа.

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину " с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы (Пришлые и раскольник, например, всегда только хор), однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики (Дон-Жуан - Лепорелло, Кармен - Микаэла и т. д.), заметна и в "Хованщине" (Марфа - Сусанна, Досифей - Хованский).

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам " - одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду ", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ - Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами "Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом. Такой героини не знавала оперная классика XIX столетия, не знает, пожалуй, и опера XX века.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те - иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего - хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской (1911) и московской (1912) постановках Ф. Шаляпина , прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.

Интересные факты

  • Ряд текстов "Хованщины " документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
  • В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, - но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и - любовница Голицына? ». Отвечая Стасову, 15 июня 1876 года Мусоргский сообщает, что приостановил и вновь обдумывает работу. Какой урон мог быть нанесен опере, насколько еще затормозилось ее завершение, если автор постарался бы выполнить полученные указания!
  • В 1959 году появилась новая оркестровая редакция "Хованщины", выполненная Д. Шостаковичем для экранизации оперы. Дмитрий Дмитриевич, который, как известно, боготворил гений Мусоргского, раскрыл купюры оркестровки Римского-Корсакова. Корсаковскую концовку II акта он заменил одиннадцатитактными фанфарами преображенцев, от себя же ввел монументальный Эпилог к опере, где звучат и хор Пришлых "Ох ты, родная матушка Русь ", и развернутое проведение "Рассвета на Москве-реке "
  • Ариозо "Видно, ты не чуял княже " и вкрапленное в окончание "Слышал ли ты, вдали за этим бором трубы вещали близость войск петровских? " отсутствовали в оригинальном авторском клавире; но вся заключительная сцена Марфы неоднократно исполнялась Д. Леоновой при жизни композитора и Римский-Корсаков, возможно, располагал манускриптом или воспро извел его по памяти.