«Жанна д’Арк» - героическая опера в трех действиях. "Жанна д’Арк", Верди

Сегодня был самый "вкусный" для меня спектакль из идущих в этом году в рамках "Крещенской недели" Новой оперы -
"Жанна д’Арк" Верди .

Театр породил неплохую традицию, вытаскивая на свет что-то из крайне редкого среди 26 опер композитора: пару лет назад были громогласные "Ломбардцы", потом реинкарнированные (поскольку ставили еще при Колобове) "Двое Фоскари", а теперь и "Жанна д’Арк". Это замечательная традиция: поскольку сценических перспектив у этих опер нет, а посему услышать пусть концертное, но живое исполнение - это просто верх мечтаний... Так тихонечко-тихонечко может и обегут все оперы даже не второго плана, а практически третьего-четвертого.

В театр я отправлялась в дико дурном настроении: накануне я на собственном опыте почувствовала, что скрывается под фразой "удаление ретенированного дистопированного зуба", поэтому с щекой "под хомяка", кучей проглоченных таблеток и оглохшей на одно ухо мне было никак не до страданий орлеанской девственницы. Но, что делать, исполнение разовое, пришлось идти.

Может поэтому, а может именно эта опера не была такой уж незнакомой (я неплохо ее знаю по левайновской записи), но как-то ожидаемых восторгов нет. Зато наконец разобралась с сюжетом и кто там о чем поет, но наверное лучше бы это не делать. Опера на удивление сумбурнуя, неровная, как лоскутное одеяло. Даже привыкнув к, мягко говоря, странным оперным либретто, этот опус превзошел ожидаемое. В данном случае запутанная, но слишком известная франко-английская история, сочиненная итальянским либретистом по мотивам немецкой пьесы ушла куда-то в "нетуда", достаточно сказать, что здесь Жанну не сожгли... Плюс дико неровные пролог и 1 действие со странными характерами. Самым понятным был, пожалуй, неканонический папаша. Вообще, судя по всей истории, видения и разговоры с духами были там наследственными...

По исполнения сложно сказать по изложенным выше причинам. Ожидаемо зацепила Эльвира Хохлова, но она мне понравилась и в Фоскари. Понравился и баритон Илья Кузьмин.
Вообщем спасибо театру за возможность услышать живьем редкую оперу, но второй раз я бы не пошла...

Следующий пукт: в субботу Король Рогер, будем продолжать ликвидировать личную безграмотность...

ЗЫ Сейчас посмотрела список опер Верди:
Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) . Эрнани (1844) . Двое Фоскари (1844) . Жанна д’Арк (1845) . Альзира (1845)
Учитывая, что Эрнани не такая уж редкость, значит ли это, что можно ждать Альзиру? Или это совсем клюква и будут Атилла или Разбойники? Макбета можно пропускать... Хотя и жалко...

Дж. Верди
«Жанна д’Арк»

Опера в концертном исполнении
Крещенский фестиваль в Новой Опере
Дирижер Михаэль Гюттлер
Режиссер Екатерина Одегова
Хормейстеры: Наталья Попович, Андрей Лазарев
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Жанна Эльвира Хохлова
Карл VII Сергей Поляков
Жак Илья Кузьмин
Тальбот Михаил Первушин
Делил Дмитрий Бобров

Картинка вытащена из инета, подписано, что Карл Брюлов

Либретто Б. Плетнева. Балетмейстер В. Бурмейстер.

Первое представление: Москва, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 29 декабря 1957 г.
Вторая редакция - «Легенда о Жанне д"Арк», 1980 г.

Действующие лица:

Жанна д"Арк. Бертран. Карл VII. Агнесса Сорель, его возлюбленная. Черный монах. Архиепископ Реймский. Сантраль, защитник Орлеана. Лионель, английский военачальник. Командир французского отряда. Командир английского отряда. Крестьяне, пастухи. Французские и английские солдаты. Горожане. Придворные кавалеры и дамы, шуты.

Действие происходит во Франции в 30-е годы XV века.

Действие первое

Картина первая. Осада Орлеана.

Бой на подступах к Орлеану. Англичане теснят французов. Сантраль гибнет в поединке с английским военачальником Лионелем. Английские войска прорываются к городу. Часть жителей Орлеана спасается бегством. Французские солдаты отступают. Над полем битвы взвивается английское знамя.

Картина вторая. Деревня Домреми, где живут Жан-на д"Арк и ее друзья-пастухи.

В тихую деревенскую жизнь вторгается скорбное шествие орлеанских беженцев, несущих тело убитого Сантраля.

Жанна в пламенной речи призывает народ к борьбе. Бертран и пастухи, увлеченные вдохновенным призывом Жанны, следуют за ней.

Действие второе

Картина третья. В Шинанском дворце.

Франции угрожает гибель. Орлеан близок к падению. Дофин Карл вместе со своим духовником Черным монахом, у которого безвольный дофин находится в полном подчинении, скрываются во дворце, проводя время в праздности.

Страшные мысли о будущем Карл гонит прочь, стремясь найти забвение в объятиях своей возлюбленной Агнессы Сорель. Но события неумолимы. Французские солдаты приносят во дворец весть о гибели Сантраля и об угрозе падения Орлеана.

Дворец охвачен смятением. Приходит окруженная народом Жанна. Она просит Карла разрешить ей двинуться с войсками к Орлеану. Карл соглашается и вручает Жанне меч Сантраля.

Картина четвертая. К Орлеану.

Французы, вдохновленные Жанной д"Арк, двинулись спасать осажденный Орлеан. У города вновь закипает бой. Английские войска побеждены. Развевавшееся над крепостью Орлеана английское знамя падает.

Во время жаркой схватки на Жанну внезапно нападает Лионель. Героиня сбивает с него шлем, обезоруживает и объявляет пленным. Охваченный отчаянием Лионель приближается к Жанне. Она чувствует странное, небывалое волнение.

Барабанная дробь отвлекает Жанну. Этим пользуется появившийся ранее и незамеченный Жанной Черный монах. Подкравшись к Лионелю, он бесшумно скрывается с ним. Вражеская стрела ранит Жанну.

Окруженная пастухами Жанна не слышит несущихся ей навстречу победных народных приветствий. Она в смятении.

Действие третье

Картина пятая. Коронация дофина.

День коронации дофина Карла. Народ, собравшийся на площади перед Реймским собором, с нетерпением ждет начала празднества. Идет торжественная процессия, возглавляемая Карлом. Под звуки музыки процессия направляется в собор.

Начинается коронация. Жанна выходит из собора, ее окружает народ. Звуки фанфар возвещают о том, что коронация совершилась. На ступенях собора появляется Карл VII в сопровождении придворных. Жанна склоняет перед королем завоеванное ею английское знамя.

Картина шестая. Арденнский лес.

Черный монах всенародно обвиняет Жанну в измене, я Народ охвачен волнением. Церковники именем Бога изгоняют Жанну из Реймса. Жанна просит защиты у короля, но тот присоединяется к голосу служителей церкви. Со стоном падает Жанна на руки пастухов и, поддерживаемая ими, покидает Реймс.

Обвинение в измене, предательство Карла и позор"i изгнания сломили Жанну. Она бродит по арденнским лесам, окруженная своими верными друзьями. В порыве отчаяния Жанна хочет отдать свой меч, считая себя недостойной его. Но пастухи просят Жанну вернуться к войскам. Поздно! Арденнские леса окружены англичанами, приведенными сюда Черным монахом.

В неравном бою гибнут Бертран и пастухи, а отважной обороняющуюся Жанну англичане берут в плен. Лионель приказывает оставить его наедине с пленницей. Протягивая Жанне английское знамя, Лионель предлагает ей свободу ценой перехода во вражеский лагерь. Охваченная гневом Жанна убивает Лионеля.

Картина седьмая. Сожжение.

Руан. Площадь. В центре - пылающий костер. Все выше и выше взлетают языки пламени.

На фоне огненного неба появляется силуэт Жанны д"Арк; он растет, поднимается и заполняет собой весь небосвод как символ героизма и бессмертия.

Non nobis Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da Gloriam.
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

Девиз Ордена Тамплиеров в Средневековье

Хор: У ног твоих - огня букет. Вступи, вступи в блаженный хор!
Тебе навеки - двадцать лет.

Епископ Кошон: Виновна. Зажигай костер.


Очень необычная постановка.
Даже не знаю с чего начать.
Наверное, правильнее всего, будет сначала рассказать о том, что представляет собой этот загадочный рок-орден, который без всяких афиш, пиара, собирает залы и имеет постоянный широкий круг преданных поклонников.
Название Тампль (фр. Letemple) переводится как храм, святилище. Тамплиерами называли себе французские рыцари-крестоносцы в 12 веке. Миссия тамплиеров заключалась в создании идеального мира, защите добра и справедливости от зла и безнравственности.
Уже только по одному этому можно предположить, что рок-орден Тампль взял на себя особую задачу, не просто развлекать людей, а приобщать их посредством театрального действия к каким-то значимым, вечным, незыблемым духовным ориентирам.
Самый лучший клей, объединяющий людей в группы, это общие увлечения. Три кита, на которых держится этот необычный театр - Тамплиеры, Фэнтези и Средневековье. Все ребята - не профессиональные актеры, а т.н. «ролевики».
Интерес к ролевым играм есть сложное понятие сегодняшней реальности, которое трансформировалось из обычного увлечения в особую масштабную субкультуру. Ролевые игры в отличие от театральной постановки могут длиться днями, а её участники не просто «играют» свои роли, не просто представляют себя теми или иными персонажами, они проживают жизни своих героев, меняют имена и даже расы, а может быть и группу крови.)
Так вот историю Девы Орлеанской, национальной героини Франции, крестьянки, ставшей командующей французскими войсками в Столетней войне и одержавшей победу над прежде победоносными англичанами, помогшей королю-дофину Карлу VII получить долгожданную корону в Реймсе - поставили ролевики, сыграли ролевики и спели ролевики.


Я в и



Если вы спросите меня есть ли отличия между профессиональными театральными спектаклями и театрализованными ролевыми, я скажу, что есть.

И на это отличие можно посмотреть по-разному. Отсутствие профессиональной актёрской игры искупается старательностью, самозабвенной самоотверженностью, искренним страстным погружением в образ. Костюмы детально проработаны, оружие, доспехи, грим - очень серьёзно к этому подошли
Спектакль также удивляет несколько необычной, нестандартной трактовкой, в него введены новые персонажи (некая Инквизиционно-аналитическая комиссия современности, которая пытается выяснить виновна ли Жанна), акценты сделаны на отдельных исторических героях (мать дофина, королева Изабелла Баварская, маршал Франции Жиль де Рец, бастард Орлеанский Жан де Дюнуа).
История Жанны показана через Любовь, но любовь не человеческую, женщины к мужчине, а божественную. Жанне является Архангел Михаил, поддерживает её и направляет, и именно ему принадлежит её сердце. А все мужчины и король, и маршал, и бастард, и даже епископ похоже влюблены в чистую девушку «белый цветок Сeн-Дени».
Обязательно порекомендовала бы внимательно почитать либретто, хотя бы для ориентации в героях. Я немного переоценила своё знание истории, связанной с Жанной Д’Арк.
Голоса прекрасные.
Я бы выделила актёрскую органику Никиты Коледина (Архангел Михаил ) и Лалы Павловской (Изабелла Баварская ). И, конечно, все остальные ребята-ролевики, были хороши, уверенно создавали, лепили, творили образы своих героев, но над «актёрской палитрой» поработать ещё надо. Например, мне понравилась Жанна (Елена Борисова ), но с постоянным «дрожанием пальцев» почти в любой сцене надо что-то делать, какие-то ещё актерские приёмы из копилочки вынимать). И, может быть, не стоит Жанне всё время быть такой напряжённой, к месту ли постоянное нагнетание трагедийности? Если бы она не была уверена в себе, своём предназначении смогла бы разве возглавить войско и одерживать такие важные для Франции победы? Или один из Инквизиторов (Георгий Борисов ) чересчур был упоён собственной декламацией текста. - Это не критика ни в коем случае. Сейчас во мне говорит театрал театралыч. Спектакль это живой цветок, творческая материя, что-то подправлять всегда в радость, потому что тогда результат будет идеальным.
И ещё не поняла, почему в спектакле «инквизиторы» проводят канонизацию Жанны Д’Арк (причисление к лику святых в католической церкви). Канонизацию обычно проводят Папы Римские, не в смысле лично (за ними окончательное решение), а через епархии, епископов, инициативные богословские группы (за причисление к лику святых) и «слуг дьявола» (против, оппоненты). Как-то так. Поправьте, если я ошибаюсь.

История Жанны Д’Арк очень таинственна. Святая vs. Ведьма? Сожгли - не сожгли? Крестьянка или незаконнорожденная дочь Изабеллы Роме, сводной сестры короля Карла VII?
И если вас история ЖанныД’Арк не волновала раньше, то без сомнения рекомендую войти в эту тему. Спектакль в рок-ордене Тампль очень хорошее приобщение к мировой истории.

Жанна д"Арк - Елена Борисова
Архангел Михаил - Никита Коледин
Карл VII - Владимир Королев
Епископ Кошон - Андрей Попов
Изабелла Баварская - Лала Павловская
Жиль де Рец - Данила Поляков
Бастард Дюнуа - Денис Репин
Английский маршал - Григорий Никольский
Столетняя Война - Александра Стадникова
Инквизиторы - Георгий Борисов, Алексей Мальков, Иван Новиков
Француский народ - Александра Алешина, Дарья Бронникова, Татьяна Воробьева, Александра Занделова, Марина Кабанова, Наталья Канишевская, Мария Кантор, Виктория Латунова, Кристина Михайлова, Ольга Симчук, Ирина Уразаева, Оксана Федуличева
Французские придворные - Галина Воротникова, Вячеслав Дубинин, Ольга Исайкина, Полина Политова, Дарья Ребрик, Лина Сергеева
Англичане - Алексей Канунников, Дмитрий Морев, Артем Черетаев
Шуты - Виктория Ткаченко, Ирина Улякова

ФОТО СПЕКТАКЛЯ
(с) с сайта театра

Жанна Д’Арк

Явление Архангела Михаила

Жанна и Столетняя война

Битва французов (на фагах королевские лилии) с ангичанами (на флагах львы)

Жанна Д"арк перед дофином Карлом

Аудиенция у дофина Карла (будущего короля Карла VII, пятого сына Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской)

Разгром англичан

Коронация Карла в Реймсе

Жанна после очередной победы

Коварный епископ Кошон договаривается о передаче Жанны англичанам

Из Wiki: 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!» . Почти все плакали от жалости.

АРТИСТЫ НА ПОКЛОНАХ

ФОТО ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА
Тампль арендует площади на Ленинградском проспекте, доме №47 (м. Аэропорт, вход с правой стороны). Интересное здание сталинской постройки. Новодельные ремонты пока до него не добрались, к счастью. Поэтому можно насладиться массой аутентичных деталей от арочных окон, старого деревянного паркета, бронзовых дверных ручек, хрустальных люстр и тд.
Из Wiki: № 47 — правая часть здания построена в 1946—1950 годах для Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) по проекту архитекторов А. Д. Суриса, М. В. Посохина, инженеров И. М. Тигранова, А. П. Гохбаума. В 1955 году к зданию пристроили новые корпуса по проекту архитектора А. И. Жбанова (левая часть)

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:
Театр под рук. Армена Джигарханяна:


КАСКАДЕРЫ

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО

ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

Театр Ромэн

Театр на Юго-Западе




МХТ им.Чехова




Театр на Малой Бронной


Театр им.Вахтангова

«Жанна д’Арк». Опера Джузеппе Верди

Giovanna d’Arco

Опера Джузеппе Верди в 3-х актах с прологом; либретто Т. Солеры по драме Шиллера.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 15 февраля 1845 г.

Действующие лица:

Жанна (сопрано), дочь Жака (баритон), крестьянин; Карл VII (тенор), король Франции; Делил (тенор), офицер короля; лорд Тэлбот (бас), военачальник англичан.

Действие происходит в Домреми, Реймсе и около Руана в 1429 году.

Пролог

Французское селение Домреми. Народ готовится к встрече дофина Карла, который должен принять власть после смерти короля Карла VI. Но сын английского монарха вторгся с войсками во Францию, захватил Париж и одержал ряд побед. Потерпев очередное поражение, Карл решает остановиться в Домреми, чтобы воины могли отдохнуть, собрать новые силы, а затем оказать помощь осажденному англичанами Орлеану. Люда, собравшиеся на площади, проклинают захватчиков. Король невесел. Ему приснилось, что Святая Дева Мария приказала сложить оружие и смириться с поражением. Крестьяне сообщают о некоей деве, увиденной ими в дремучем лесу. Отчаявшийся Карл, не в силах возвратить себе трон, просит проведать его в лес. Он будет молить святую о спасении Франции.

Часовня в глухом месте под Домреми. Жанна молит Деву Марию о помощи своей многострадальной Родине. Девушка просит даровать ей силу, чтобы она могла сама возглавить борьбу с иноземцами. Ее смущают голоса ангелов и злых духов. Они стараются привлечь Жанну на свою сторону. Духи обещают ей любовь и богатство, ангелы призывают выполнить свое предназначение. Жанна засыпает. Ее отец, крестьянин Жак, с неудовольствием наблюдает за действиями дочери. Он подозревает ее в еретизме и связи с дьяволом. К спящей Жанне приближается король. Она узнает своего монарха, объяснив удавленному Карлу, что его образ часто являлся ей во сне. Пламенные речи девушки о спасении Франции придают уверенность надломленному неудачной борьбой Карлу. Он вверяет ей свои войска, а вместе с ними и судьбу отчизны.

I действие

Лагерь англичан под Реймсом. После тяжелого поражения солдаты отказываются снова идти в бой. Их военачальник, лорд Тэлбот, в отчаянии. Женщины и дети ухаживают за ранеными. Рыцари требуют немедленного возвращения домой.

Приходит Жак. Он действительно подозревает дочь в еретизме и просит Тэлбота помочь ему. Пусть Жанна погибнет, но ее душа обретет спасение. Жак предлягаег англичанам план захвата отважной девушки...

Сад королевского дворца в Реймсе. Жанна, в полном боевом снаряжении. Она предалась воспоминаниям о родных и близких, ей хочется вернуться домой. Демоны вновь искушают девушку. В ее душе борются противоположные чувства. КарЛ не хочет расставаться с Жанной, вернувшей ему трон. Он признается ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Придворные сообщают, что коронация в Реймском соборе уже подготовлена. Король просит Жанну сопровождать его в этом ответственном для отчизны событии. Девушка идет впереди процессии, высоко подняв французские знамена.

II действие

Реймс, собор Святого Дионисия - место коронация французских монархов. Жанна в свите Карла VII. Народ поет гимн в честь победы над англичанами, прославляя Отчизну. Неожиданно появляется Жак. В тот момент, когда король благодарит девушку за оказанные услуги и предлагает воздвигнуть в честь нее собор, он бросает дочери обвинения в еретизме. Жанна молчит, упав к ногам Жака. Карл в недоумении. Отец хочет видеть свою дочь на костре, только так она сможет искупить свои грехи, погибнув как колдунья. Толпа проклинает Жанну и требует ее казни, лишь король колеблется: он любит девушку и верит в ее невиновность. Жак уводит дочь к англичанам.


Дилленс, Адольф Александр - Пленение Жанны д Арк

III действие

Укрепленный лагерь англичан. Жанна, закованная в цепи, ожидает предстоящей казни на костре. Девушка погружена в раздумья. Входит ее отец, он слышит, как Жанна произносит молитву о защите своей Родины. Жак начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Он помогает дочери бежать из крепости. Выхватив у отца меч, Жанна устремляется на поле битвы, которое находится совсем рядом, так как французские воины, решившие спасти отважную девушку, осадили англичан. Исход битвы предрешен. Французы одерживают решительную победу, Карл торжествует, но в этот момент к нему в палатку вносят тяжело раненую Жанну. Девушка должна умереть. Жанна клянется, что ее совесть чиста и просит накрыть ее знаменами, символизирующими победу Франции. Она умирает на руках отца и короля.

К карнавальному сезону 1845 года (начинавшемуся почти сразу за рождеством) Верди, по договору с Мерелли, должен был написать оперу для театра «Ла Скала». Новый сюжет, увлекший композитора был найден в героической драме Ф. Шиллера «Орлеанская дева».

Великий немецкий писатель занимает первое место по количеству сюжетов, выбранных Верди в качестве основы для оперных либретто. По его драмам композитор создал четыре произведения — «Жанну д"Арк», «Разбойников», «Луизу Миллер» (по «Коварству и любви») и «Дона Карлоса».

В произведениях Шиллера Верди привлекли тщательно продуманная драматургия, настоящие, живые характеры и свободолюбивый пафос. В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: «сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно». Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества. Не прошел Верди и мимо мистической стороны драмы Шиллера, до «Макбета» лишь в «Жанне» есть инфернальные силы.

Либретто (при участии композитора) написал Фемистокл Солера, который внес в сюжет значительные изменения. Оценить их однозначно очень непросто, но Верди их принял. В обработке Солеры сюжет «Жанны д"Арк» стал очень эффектным, с множеством контрастных ситуаций, с молитвами, проклятиями, запоздалым раскаянием. Но как и первые тексты этого талантливого поэта, но посредственного драматурга, это либретто имело ряд серьезных недостатков. Главный из них, как и прежде, заключается в отсутствии цельного драматургического развития. Опера представляет собой ряд эпизодов из истории средневековой Франции, связь которых иногда очень поверхностна. Поступки отдельных героев с трудом поддаются объяснению. Почему Жак, ревностный католик, проявляющий трогательную заботу о спасении души своей дочери, сам уводит ее к англичанам? Что происходит с ним, если вскоре он раскаивается в своем поступке? Он слышит молитву Жанны, но до сих пор это наводило его лишь на мысли о колдовстве. Почему Жак заключает союз с англичанами, врагами его Родины? На эти и многие другие вопросы ответы найти непросто.

Характеры действующих лиц получились поверхностными и односторонними. Жанна, за чью душу борются и ангелы, и демоны, искушающие девушку, после колебаний все же готова исполнить возложенную нее миссию. Пока она удерживается от соблазнов - силы не покидают ее и девушка достойно выполняет свой долг. Первое же испытание - любовь Карла отнимает ее могущество. Она не в силах противостоять обвинениям и в глазах народа из символа свободы превращается в ведьму. Искупить свой грех она может только смертью (как и в «Ломбардцах», здесь важен мотив искупления).

Жак предстает в опере как религиозный фанатик, что сближает его с Арвино из «Ломбардцев». Однако Жак выполняет и другую функцию. Он — орудие провидения, карающего Жанну за нарушение священного долга и прощающего в момент раскаяния и искупления.

Образ Карла достаточно шаблонный, это типичный «король любви». Он становится косвенным виновником гибели Жанны.

Музыкальная сторона оперы «Жанна д"Арк» оказалась очень неровной. Пожалуй, именно в отношении нее лучше всего подошли бы слова Асафьева: «но кто с вниманием пересматривает клавиры и оперные партитуры Верди, тому не приходится скрывать своего удивления перед сочетанием бурного обнаружения таланта, обнаружения неровного с грубыми провалами и гениальными находками, с суровой рабочей дисциплиной и постепенным овладением все более и более утонченным мастерством». (Асафьев Б. Верди. Эскиз монографии. // Избр. труды, том 4. — М., Издательство АН СССР, 1955, С. 219)

Однако, при всех недостатках оперы, во многом связанных с малоудачным либретто, в произведении есть находки, которые получат применение в дальнейшем.

Важное значение в становлении и развитии образа главной героини приобретают четыре темы-реминисценции, составляющие основу музыкальной драматургии оперы. Одна из них — марш французов, который Жанна слышит в прологе и который убеждает ее выбрать истинный путь — путь спасения отчизны. Этот марш образует арку с заключительным актом оперы: в темнице подавленная и сломленная своим преступлением, Жанна вновь услышит его звуки, с ними обретет веру в возможное искупление. Этот образ позволяет М.Черкашиной провести аналогию с образом вагнеровского Тангейзера. (Черкашина М. Становление. — "Музыка", 1990, № 80, C. 124)


Хоры ангелов и демонов за сценой воплощают противоположные страсти, бушующие в душе Жанны — стремление следовать долгу и земные соблазны. Беззаботной, легко запоминающейся мелодии хора демонов, предвосхищающей песенку герцога из "Риголетто", противопоставлена мелодия хора ангелов, сопровождение арфы придает ей оттенок чистоты и возвышенности. Борьба этих чувств наглядно показана уже в прологе, где сначала поочередно, а потом вместе (в контрапункте) звучат обе темы хора.

Первый акт становится ключевым в драме. Если в прологе Жанне удалось устоять перед искушениями, то теперь она не в состоянии бороться со своими чувствами. Три проведения мелодии из хора демонов (последнее ff в tutti) в сцене и арии Жанны символизируют временную победу инфернальных сил.

Центральный эпизод I акта и оперы — дуэт Жанны и Карла. Это один из самых протяженных дуэтов-поединков в операх Верди. В нем можно выделить несколько разделов — этапов борьбы между Жанной и Карлом. Первый раздел завершается хором ангелов — девушке удалось устоять перед порывом короля. Второй раздел строится на теме любви Карла. Небольшой хор придворных создает контраст стремительно развивающемуся действию. Заключительный раздел дуэта наступает с возвращения темы любви, которая переходит в партию Жанны. С площади доносится хор французов, одержавших очередную победу. Чеканная маршевая мелодия хора создает яркий контраст с кантиленной мелодией партии Карла и трепетными, робкими ответами главной героини. Сочетание ярких сценических планов — прием, который Верди будет часто применять в кульминационных сценах опер.

В опере «Жанна д "Арк» немало гармонических и оркестровых находок. Наиболее интересны в этом отношении хоровые эпизоды. Хоры в опере очень разнообразны и продолжают традицию героических произведений композитора. Вместе с тем, ощутимы влияния Мейербера и Галеви — композиторов французской школы. Хор интродукции своей оркестровкой и мелодической линией заставляет вспомнить потрясающую мощью и мастерством сцену освящения мечей мейерберовских «Гугенотов».

Один из лучших эпизодов оперы — грандиозная сцена финала второго акта — фанатичная толпа проклинает еретичку, хотя еще недавно ей поклонялась. Драматургия этой сцены аналогична сцене из «Дочери кардинала» Галеви — оба финала поражают силой эмоционального воздействия, хотя на наш взгляд, Галеви более убедительно удалось передать постепенное нарастание народного гнева. Хор крестьян из пролога предвосхищает хоры ведьм из «Макбета», а сцена грозы — знаменитую грозу из «Риголетто».

В опере использована тембровая драматургия. Лейттембр флейты сопровождает Жанну на протяжении всего ее пути, появляясь в увертюре. Это придает ее партии лирически возвышенный элегический характер. Иногда к флейте присоединяются гобой и кларнет, придающие образу черты таинственности.

Увертюра строится на сопоставлении нескольких тем, в опере не встречаюшнхся. Однако, их интонационное сходство с некоторыми темами оперы очевидно. Драматическая первая тема увертюры тесно связана с темой англичан, открывающей первый акт и представляет собой ту же мелодию, только в обращении. Начальной теме увертюры противопоставлена тема Жанны, связанная с ее лейттембром. После вторичного проведения темы англичан увертю,а завершается ликующим маршем (сохранена ведущая роль деревянных духовых), символизирующим окончательную победу.

Патриотичней характер оперы «Жанна д"Арк» продолжает линию «Вильгельма Теля» Россини и подводит к созданию еще трех опер, развивающих эту героическую тематику - «Атиллы», «Битвы при Леньяно» и «Сицилийской вечерни», в которых в полной мере будут реализованы стремления композитора отразить актуальные национальные проблемы.

По своим отдельным музыкальным достоинствам «Жанна» не уступала бы другим произведениям композитора, если бы не проигрывала им в драматургической цельности. Тем не менее, премьера оперы, состоявшаяся в «Ла Скала» 15 февраля 1845 года, прошла с большим успехом.

Лирическая драма в 3-х актах с прологом.
Либретто: Ф. Солера по драме Шиллера.
Время и место действия: 1-ая половина XV века, Домреми и Реймс.

Пролог.

Французское селение Домреми. Народ готовится к встрече дофина Карла, который должен принять власть после смерти короля Карла VI. Но сын английского монарха вторгся с войсками во Францию, захватил Париж и одержал ряд побед. Потерпев очередное поражение, Карл решает остановиться в Домреми, чтобы воины могли отдохнуть, собрать новые силы, а затем оказать помощь осажденному англичанами Орлеану. Люда, собравшиеся на площади, проклинают захватчиков. Король невесел. Ему приснилось, что Святая Дева Мария приказала сложить оружие и смириться с поражением. Крестьяне сообщают о некоей деве, увиденной ими в дремучем лесу. Отчаявшийся Карл, не в силах возвратить себе трон, просит проведать его в лес. Он будет молить святую о спасении Франции. Часовня в глухом месте под Домреми. Жанна молит Деву Марию о помощи своей многострадальной Родине. Девушка просит даровать ей силу, чтобы она могла сама возглавить борьбу с иноземцами. Ее смущают голоса ангелов и злых духов. Они стараются привлечь Жанну на свою сторону. Духи обещают ей любовь и богатство, ангелы призывают выполнить свое предназначение. Жанна засыпает. Ее отец, крестьянин Жак, с неудовольствием наблюдает за действиями дочери. Он подозревает ее в еретизме и связи с дьяволом. К спящей Жанне приближается король. Она узнает своего монарха, объяснив удавленному Карлу, что его образ часто являлся ей во сне. Пламенные речи девушки о спасении Франции придают уверенность надломленному неудачной борьбой Карлу. Он вверяет ей свои войска, а вместе с ними и судьбу отчизны.

I действие.

Лагерь англичан под Реймсом. После тяжелого поражения солдаты отказываются снова идти в бой. Их военачальник, лорд Тэлбот, в отчаянии. Женщины и дети ухаживают за ранеными. Рыцари требуют немедленного возвращения домой.

Приходит Жак. Он действительно подозревает дочь в еретизме и просит Тэлбота помочь ему. Пусть Жанна погибнет, но ее душа обретет спасение. Жак предлягаег англичанам план захвата отважной девушки...

Сад королевского дворца в Реймсе. Жанна, в полном боевом снаряжении. Она предалась воспоминаниям о родных и близких, ей хочется вернуться домой. Демоны вновь искушают девушку. В ее душе борются противоположные чувства. КарЛ не хочет расставаться с Жанной, вернувшей ему трон. Он признается ей в любви. Девушка отвечает взаимностью. Придворные сообщают, что коронация в Реймском соборе уже подготовлена. Король просит Жанну сопровождать его в этом ответственном для отчизны событии. Девушка идет впереди процессии, высоко подняв французские знамена.

II действие.

Реймс, собор Святого Дионисия - место коронация французских монархов. Жанна в свите Карла VII. Народ поет гимн в честь победы над англичанами, прославляя Отчизну. Неожиданно появляется Жак. В тот момент, когда король благодарит девушку за оказанные услуги и предлагает воздвигнуть в честь нее собор, он бросает дочери обвинения в еретизме. Жанна молчит, упав к ногам Жака. Карл в недоумении. Отец хочет видеть свою дочь на костре, только так она сможет искупить свои грехи, погибнув как колдунья. Толпа проклинает Жанну и требует ее казни, лишь король колеблется: он любит девушку и верит в ее невиновность. Жак уводит дочь к англичанам.

III действие.

Укрепленный лагерь англичан. Жанна, закованная в цепи, ожидает предстоящей казни на костре. Девушка погружена в раздумья. Входит ее отец, он слышит, как Жанна произносит молитву о защите своей Родины. Жак начинает осознавать, какую ошибку он совершил. Он помогает дочери бежать из крепости. Выхватив у отца меч, Жанна устремляется на поле битвы, которое находится совсем рядом, так как французские воины, решившие спасти отважную девушку, осадили англичан. Исход битвы предрешен. Французы одерживают решительную победу, Карл торжествует, но в этот момент к нему в палатку вносят тяжело раненую Жанну. Девушка должна умереть. Жанна клянется, что ее совесть чиста и просит накрыть ее знаменами, символизирующими победу Франции. Она умирает на руках отца и короля.