Кто исторических деятелей названы современниками. История

Вариант № 125575

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 5.

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Имена российских государей следует писать только буквами.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Кто из на­зван­ных исторических де­я­те­лей были современниками?

1) Иван III и хан Батый

2) Иван Ка­ли­та и Яро­слав Мудрый

3) Ан­дрей Рублёв и Алек­сандр Невский

4) Дмит­рий Донской и Мамай

Ответ:

Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше других?

1) Ле­до­вое побоище

2) «стояние» на реке Угре

3) Ку­ли­ков­ская битва

4) битва на реке Калке

Ответ:

Что явилось следствием обострения противоречий между церковной и светской властью во второй половине XVII в.?

1) введение патриаршества

2) лишение Никона сана патриарха

3) секуляризация церковных земель

4) опала митрополита Филиппа

Ответ:

Какой па­мят­ник рус­ско­го зод­че­ства был сооружён рань­ше других?

1) Успенский собор Мос­ков­ско­го Кремля

2) собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го в Москве

3) Софийский собор в Новгороде

4) Успенский собор во Владимире

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния историка и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«...затратил боль­шие средства на укра­ше­ние своей столицы, взяв за об­ра­зец столицу Ви­зан­тии Царьград. В Киеве... стро­ят­ся Золотые Ворота, гран­ди­оз­ный Софийский собор... При нём пе­ре­пи­сы­ва­лись многие книги, много пе­ре­во­ди­лось с гре­че­ско­го языка на русский... ки­ев­ский князь, с ко­то­рым стремились по­род­нить­ся королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии...»

1) Ярослав Мудрый

2) Андрей Боголюбский

3) Дмитрий Донской

4) Святослав Игоревич

Ответ:

Какие органы управления появились в годы царствования Петра I?

1) земства

2) коллегии

3) приказы

4) министерства

Ответ:

Венский конгресс был созван вскоре после

1) русско-турецкой войны 1787−1791 гг.

2) поражения русской армии под Аустерлицем в 1805 г.

3) завершения русско-турецкой войны 1806−1812 гг.

4) Заграничного похода русской армии 1813−1814 гг.

Ответ:

Одним из последствий восстания под предводительством Е. И. Пугачёва стало

1) проведение губернской реформы

2) введение запрета помещикам ссылать крестьян на каторгу

3) издание указа о престолонаследии

4) прекращение деятельности Уложенной комиссии

Ответ:

Прочтите отрывок из рассказа современника и укажите войну, о событиях которой идёт речь.

«Между тем вице-адмирал Нахимов, плавая по Чёрному морю, узнал, что большой турецкий флот, плывший к берегам Кавказа для помощи против нас... был настигнут бурей и вошёл в рейд крепости Синопа.

Нахимов двинулся туда. Эскадра его состояла из шести кораблей и двух фрегатов. Восемнадцатого утром подул сильный ветер, попутный нам к Синопу. В 9 часов утра с адмиральского корабля дали сигнал: "Приготовиться к бою!". Менее чем в три часа была истреблена турецкая эскадра и командир взят в плен».

1) Крымская

2) Отечественная 1812г.

3) Первая мировая

4) русско-турецкая 1877-1878 гг.

Ответ:

События 1907 г., связанные с роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона, считающиеся окончанием Первой российской революции, получили название

1) Ленский расстрел

2) Кровавое воскресенье

3) «Великий перелом»

4) третьеиюньский переворот

Ответ:

В целях поддержки дворянского землевладения в годы правления Александра III

1) увеличиваются выкупные платежи

2) создаётся Дворянский поземельный банк

3) продлевается временнообязанное состояние крестьян

4) разрушается крестьянская община

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

Ответ:

Какое из на­зван­ных со­ору­же­ний спро­ек­ти­ро­вал ар­хи­тек­тор В. И. Баженов?

1) Зим­ний дво­рец в Санкт-Петербурге

2) Дом Паш­ко­ва в Москве

3) Пет­ро­пав­лов­ский собор в Санкт-Петербурге

4) Успен­ский собор Мос­ков­ско­го Кремля

Ответ:

Ответ:

Что из перечисленного было одной из причин нестабильных отношений СССР с европейскими странами в начале 1920-х гг.?

1) советско-финляндская война

2) отказ СССР вступить в Лигу Наций

3) деятельность Коминтерна

4) отсутствие взаимной экономической заинтересованности

Ответ:

Командующим 316-й стрелковой дивизией, отличившейся в ходе Московской битвы, являлся

1) В. И. Чуйков

2) И. В. Панфилов

3) А. И. Ерёменко

4) И. Д. Черняховский

Ответ:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название битвы, о которой идёт речь.

«К исходу 25 января немецкая группировка была зажата на небольшом участке территории. За две недели она потеряла более 100 тысяч человек, лишилась последних аэродромов, но по требованию Берлина продолжала упорное сопротивление. 24 января Ф. Паулюс докладывал своему верховному командованию: "Дальнейшая оборона бессмысленна. Поражение неизбежно. Чтобы спасти ещё оставшихся в живых, армия просит немедленного разрешения капитулировать"».

1) Сталинградская битва

2) Курская битва

3) битва за Днепр

4) битва за Москву

Ответ:

1) катастрофа на Чернобыльской АЭС

2) открытие I Съезда народных депутатов СССР

3) начало работы XIX конференции КПСС

4) подписание соглашения о прекращении существования СССР

Ответ:

Что явилось одним из последствий ликвидации отраслевых министерств и создания совнархозов в 1957 г.?

1) возникновение затруднений в проведении единой научно-технической политики в стране

2) налаживание связей между предприятиями, находившимися в разных экономических районах страны

3) повышение централизации управления экономикой

4) разрыв связей между предприятиями, находившихся в одном экономическом районе

Ответ:

Ответ:

Кто из пе­ре­чис­лен­ных лиц за­ни­мал должность Премьер-министра РФ в пе­ри­од президентства Б.Н. Ельцина?

1) Н. И. Рыжков

2) М. Е. Фрадков

3) В. А. Зубков

4) B. C. Черномырдин

Ответ:

Расположите фамилии российских военачальников в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии российских военачальников, в правильной последовательности в таблицу.

1) М. И. Кутузов

2) А. А. Брусилов

3) М. Д. Скобелев

4) М. В. Скопин-Шуйский

5) Б. П. Шереметев

Ответ:

Какие три ор­га­на вла­сти были со­зда­ны в 1917 г.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Все­рос­сий­ский съезд Советов

2) Вер­хов­ная рас­по­ря­ди­тель­ная комиссия

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Вер­хов­ный Совет

5) Все­рос­сий­ская Чрез­вы­чай­ная Ко­мис­сия (ВЧК)

6) Совет На­род­ных Ко­мис­са­ров (СНК)

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между участ­ни­ка­ми Гражданской войны в Рос­сии и их деятельностью: к каждой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень гео­гра­фи­че­ских названий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям Се­вер­ной войны.

3) Полтава

4) Аустерлиц

5) Гренгам

6) Ништадт

Какие гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния не свя­за­ны с со­бы­ти­я­ми Се­вер­ной войны? Най­ди­те и за­пи­ши­те их по­ряд­ко­вые но­ме­ра.

Ответ:

Напишите про­пу­щен­ное словосочетание.

«____________________», на­зна­ча­е­мые Сенатом из числа мест­ных помещиков, долж­ны были ре­гу­ли­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать выкупные сделки, со­став­лять уставные грамоты.

Ответ:

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) Вильгельм Завоеваль

3) Дмитрий Донской

5) ограничение кре­стьян­ско­го пе­ре­хо­да Юрье­вым днём

6) проведение все­об­щей поземельной переписи

7) введение патриаршества

9) княгиня Ольга

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.

Ответ:

Укажите на­зва­ние военно-политического блока, в ко­то­рый в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли страны, за­штри­хо­ван­ные на схеме.

Ответ:

Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Одной из цифр на схеме обо­зна­че­на страна, ни­ко­гда не вхо­див­шая в во­ен­ную ор­га­ни­за­цию (военный блок), в ко­то­рую в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли все осталь­ные страны, обо­зна­чен­ные цифрами. Ука­жи­те на­зва­ние этой страны.

Ответ:

Укажите фамилию руководителя СССР, при котором в страну, обозначенную на схеме цифрой «3», были введены советские войска.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.

2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства.

3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.

4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии.

5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме.

6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».

Ответ:

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

Какие суждения, свя­зан­ные с картиной, ко­то­рую Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) Про­тив­ни­ком русских войск в войне, со­бы­тия которой изоб­ра­же­ны на дан­ной картине, были ав­стрий­ские войска.

3) Полководец, изображённый на дан­ной картине, был участ­ни­ком Отечественной войны 1812 года.

4) События, изображённые на дан­ной картине, про­ис­хо­ди­ли в годы прав­ле­ния Екатерины II.

5) Полководец, изображённый на дан­ной картине, яв­ля­ет­ся автором книги «Наука побеждать».

Ответ:

Какие из пред­став­лен­ных ниже кар­тин от­но­сят­ся к тому же стилю (направлению) в живописи, что и пред­ше­ству­ю­щая картина? В ответе запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Ответ:

В каком году был издан дан­ный манифест? Ука­жи­те название войны, о на­ча­ле которой в нём говорится. На­зо­ви­те монарха, из­дав­ше­го этот манифест.

Прочтите от­ры­вок из цар­ско­го манифеста.

«Объявляем всем вер­ным Нашим подданным:

Следуя ис­то­ри­че­ским своим заветам, Россия, еди­ная по вере и крови с сла­вян­ски­ми народами, ни­ко­гда не взи­ра­ла на их судь­бу безучастно. С пол­ным единодушием и осо­бою силою про­бу­ди­лись братские чув­ства русского на­ро­да к сла­вя­нам в по­след­ние дни, когда Австро-Венгрия предъ­яви­ла Сербии за­ве­до­мо неприемлемые для Дер­жав­но­го государства требования. Пре­зрев уступчивый и ми­ро­лю­би­вый ответ Серб­ско­го правительства, от­верг­нув доброжелательное по­сред­ни­че­ство России, Ав­стрия поспешно пе­ре­ш­ла в вооружённое нападение, от­крыв бомбардировку без­за­щит­но­го Белграда.

Вынужденные в силу со­здав­ших­ся условий при­нять необходимые меры предосторожности, Мы по­ве­ле­ли привести армию и флот на во­ен­ное положение, но, до­ро­жа кровью и до­сто­я­ни­ем Наших подданных, при­ла­га­ли все уси­лия к мир­но­му исходу на­чав­ших­ся переговоров. Среди дру­же­ствен­ных сношений со­юз­ная Австрии Германия, во­пре­ки Нашим на­деж­дам на ве­ко­вое доброе со­сед­ство и не внем­ля заверению Нашему, что при­ня­тые меры от­нюдь не имеют враж­деб­ных ей целей, стала до­мо­гать­ся немедленной их от­ме­ны и, встре­тив отказ в этом требовании, вне­зап­но объявила Рос­сии войну.

Ныне пред­сто­ит уже не за­сту­пать­ся только за не­спра­вед­ли­во обиженную род­ствен­ную Нам страну, но огра­дить честь, достоинство, це­лость России и по­ло­же­ние её среди Ве­ли­ких Держав.

Мы не­по­ко­ле­би­мо верим, что на за­щи­ту Русской Земли друж­но и са­мо­от­вер­жен­но встанут все вер­ные Наши подданные.

В гроз­ный час ис­пы­та­ния да будут за­бы­ты внутренние распри. Да укре­пит­ся ещё тес­нее единение Царя с Его народом, и да от­ра­зит Россия, под­няв­ша­я­ся как один человек, дерз­кий натиск врага.

Се глу­бо­кою верою в право­ту Нашего дела и сми­рен­ным упованием на Все­мо­гу­щий Промысел, Мы мо­лит­вен­но призываем на Свя­тую Русь и доб­лест­ные войска Наши Божие благословение».

О каких дей­стви­ях России, пред­при­ня­тых ею перед на­ча­лом этой войны, пишет автор манифеста? Ука­жи­те три действия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Прочтите от­ры­вок из цар­ско­го манифеста.

«Объявляем всем вер­ным Нашим подданным:

Следуя ис­то­ри­че­ским своим заветам, Россия, еди­ная по вере и крови с сла­вян­ски­ми народами, ни­ко­гда не взи­ра­ла на их судь­бу безучастно. С пол­ным еди­но­ду­ши­ем и осо­бою силою про­бу­ди­лись брат­ские чув­ства рус­ско­го на­ро­да к сла­вя­нам в по­след­ние дни, когда Австро-Венгрия предъ­яви­ла Сер­бии за­ве­до­мо не­при­ем­ле­мые для Дер­жав­но­го го­су­дар­ства требования. Пре­зрев уступ­чи­вый и ми­ро­лю­би­вый ответ Серб­ско­го правительства, от­верг­нув доб­ро­же­ла­тель­ное по­сред­ни­че­ство России, Ав­стрия по­спеш­но пе­ре­ш­ла в вооружённое нападение, от­крыв бом­бар­ди­ров­ку без­за­щит­но­го Белграда.

Вынужденные в силу со­здав­ших­ся усло­вий при­нять не­об­хо­ди­мые меры предосторожности, Мы по­ве­ле­ли при­ве­сти армию и флот на во­ен­ное положение, но, до­ро­жа кро­вью и до­сто­я­ни­ем Наших подданных, при­ла­га­ли все уси­лия к мир­но­му ис­хо­ду на­чав­ших­ся переговоров. Среди дру­же­ствен­ных сно­ше­ний со­юз­ная Ав­стрии Германия, во­пре­ки Нашим на­деж­дам на ве­ко­вое доб­рое со­сед­ство и не внем­ля за­ве­ре­нию Нашему, что при­ня­тые меры от­нюдь не имеют враж­деб­ных ей целей, стала до­мо­гать­ся не­мед­лен­ной их от­ме­ны и, встре­тив отказ в этом требовании, вне­зап­но объ­яви­ла Рос­сии войну.

Ныне пред­сто­ит уже не за­сту­пать­ся толь­ко за не­спра­вед­ли­во оби­жен­ную род­ствен­ную Нам страну, но огра­дить честь, достоинство, це­лость Рос­сии и по­ло­же­ние её среди Ве­ли­ких Держав.

Мы не­по­ко­ле­би­мо верим, что на за­щи­ту Рус­ской Земли друж­но и са­мо­от­вер­жен­но вста­нут все вер­ные Наши подданные.

В пер­вой чет­вер­ти XVIII в. в Рос­сии вво­дит­ся новая си­сте­ма сбора налогов. Укажите, что яв­ля­лось еди­ни­цей на­ло­го­об­ло­же­ния со вре­ме­ни ре­форм Петра I до конца XIX в. По­че­му с точки зре­ния со­вре­мен­ных прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния дан­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния может счи­тать­ся несправедливой? Ука­жи­те любые две причины.


1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай


  1. Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:
2 балла

1

2

3

4

5

  1. Вставьте вместо пропусков: 2 балла
Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

  1. Установите правильное соответствие: 2 балла

1

2

3

4

  1. Что такое «парсуны»? 1 балл
1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры


  1. «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл
1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской , придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.


_____________________________ - крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

  1. При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл
1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

  1. Подчеркните, кто является лишним в ряду , кратко поясните ответ: 2 балла
И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Уезд

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________


  1. Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл
1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

  1. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:
1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр


  1. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:
А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами


1

2

3

4

5

  1. Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла
«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый , и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________


  1. Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

1

2

3

4

  1. Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?
1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой


  1. Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

    2. В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

    3. В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

    4. Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

  1. Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

    2. Отречение царя Николая II от престола

    3. Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

    4. Принятие Декрета о мире

  1. Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью , которую он занимал: 2 балла

1

2

3

4

  1. Впишите пропущенное слово: 2 балла
________________________________ - сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

  1. «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл
1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства


  1. Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла
2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

  1. Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

  1. Укажите принцип образования ряда: 2 балла
Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом , 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.


  1. Подпишите каждое изображение (автор картины, название).

  2. Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5
6

7 8


Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства


Годы

Производство

в целом (%)


Ежегодный прирост

1900

100,0

2,6

1913

172,4

4,3

1928

250,8

2,5

1938

311,4

2,2

1953

567,7

4,1

1963

950,1

5,3

1973

1730,6

6,2

1980

3041,6

2,4

2000

6005,7

3,5

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства , и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства , что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период , процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним ,

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства , а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

Основные документы эпохи

«Повесть временных лет», «Русская правда», «Изборник», «Поучение Владимира Мономаха», «Правда Ярославичей».

Александр Невский (1220-1263) - сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Биргера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.

Евпаттий Коловратий - легендарный богатырь, рязанский боярин. В 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на Суздальской земле. Убит в бою. Воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Даниил Александрович (1261-1303) - младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Иван Данилович Калита (1296-1341) - сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.

Сергий Радонежский (около 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Пересеет. Александр (?-1380) - монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.

Ослябя Родион (?-1398) - монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий II Васильевич Темный (1415- 1462) - великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425-1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерского края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.

Василий III Иванович (1479-1533) - великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году - Рязань. В ходе русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.

Основные документы эпохи

«Судебник» 1497 года, «Судебник» 1550 года, «Стоглав» 1551 года, «Хронограф», «Великие Четьи Минеи», Первая челобитная Ивана Пере-светова, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Указ о беглых крестьянах» 1597 года.

Исторические деятели

Иван IV Васильевич Грозный (1530- 1584) - великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года). В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной - Юрьевой. Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.

Федор Иванович (1557-1598) - русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.

Курбский Андрей Михайлович (1528- 1583) - князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны - воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Адашев Алексей Федорович (?-1561) - думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов - руководитель Избранной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.

Сильвестр (?-около 1566) - священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником. Член Избранной Рады. Автор особой редакции «Домостроя» и других произведений. С 1560 года в опале. Постригся в монахи.

Макарий (1482-1563) - церковный деятель, писатель. Митрополит с 1542 года. В 1551 году добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Редактор «Великих Четьи Минеи» и «Книги Степенной царского родословия». При его содействии в Москве была открыта типография.

Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

Основные документы эпохи

Крестоцеловальная грамота царя Василия Шуйского (1606 год), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 год), Новоторговый устав (1667 год), «Житие» протопопа Аввакума.

Борис Федорович Годунов (1552-1605) - русский царь. С 1567 года - член Опричного двора Ивана Грозного. 17 февраля 1598 года Земским собором был избран царем. Выдающийся государственный деятель, обладавший незаурядными способностями и навыками управления огромной страной. В период решающих сражений с войсками Лжедмитрия I умер.

Лжедмитрий I (царь Дмитрий) (?-1606) - русский царь (июнь 1605-май 1606 года). Самозванец. Предположительно беглый монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев.

Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - русский царь с 1606 по 1610 год. При избрании на царство дал крестоцеловальную запись о границах своей власти, о верности народу. В сентябре 1610 года был выдан правительством Семибоярщины полякам, вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 года. В его царствование заложены основы самодержавной власти.

Алексей Михайлович « Тишайший» (1629- 1676) - русский царь с 1645 года. В подборе ближайших помощников руководствовался в первую очередь их способностями. Был активным участником составления Соборного Уложения 1649 года, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия.

Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (1554-1633) - боярин с 1587 года. В 1600 году за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 года - митрополит Ростовский. Попал в плен к полякам. В 1619 году был возвращен в Россию и избран патриархом. Стал фактически соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.

Никон (в миру - Никита Минин) (1605- 1681) - патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). Провел церковно-обрядовую реформу. В 1655 году выступил с идеей первенства церковной власти над светской, что привело к конфликту с властью. В 1666 году по инициативе царя был созван церковный собор, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. Был сослан в монастырь, где и умер.

Основные документы эпохи

Указ о единонаследии (1714 год), Табель о рангах, Указ о покупке к заводам деревень (1721 год), Таможенный тариф (1724 год), «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны» (1730 год), Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (1762 год), Жалованная грамота дворянству (1785 год), Жалованная грамота городам (1785 год), Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (1797 год).

Иван V Алексеевич (1666-1696) — русский царь в 1682-1696 годах. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Отстранен от реальной власти Софьей Алексеевной, а затем и братом Петром I.

Софья Алексеевна (в монашестве - Сусанна) (1657-1704) - правительница России в 1682-1689 годах. Была образованным, властолюбивым и жестоким человеком. После провала заговора против Петра I в 1689 году была заточена в Новодевичий монастырь, а после новой попытки переворота (1698 год) - пострижена в монахини.

Петр I Алексеевич Великий (1672-1725) - русский царь с 1682 года, император с 1721 года. Был выдающимся государственным деятелем, значительно продвинувшим развитие России во всех областях. Главной задачей своего царствования считал выход России к незамерзающим морям. Умер 28 января 1725 года, не успев оставить распоряжений о наследнике престола.

Анна Иоанновна (1693-1740) - российская императрица (1730-1740). В 1710-1711 годах была замужем за герцогом Курляндским, после его смерти жила в основном в Митове. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти. Согласившись на эти условия, Анна вскоре «по просьбе» гвардейцев-дворян порвала «кондиции». Правила страной при помощи и поддержке иностранцев.

Елизавета Петровна (1709-1761) - императрица (1741-1761), рождена вне брака. По целому ряду признаков можно сказать, что ее курс был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Вела активную внешнюю политику.

Екатерина II Великая (у рож. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729- 1796) - российская императрица (1762-1796). Родом из Пруссии. Во внутренних делах старалась проводить политику просвещенного абсолютизма, но после крестьянской войны и Французской революции взяла курс на ужесточение режима и усиление репрессий. Во внешней политике - значительно расширила пределы Российской империи.

Павел I (1754-1801) - российский император (1796-1801). По восшествии на престол начал радикальную ломку всего, что создала его мать Екатерина II. Опале подверглись многие ближайшие сподвижники Екатерины. В то же время общая направленность внутренней политики по своей сути не изменилась.

Алексей Петрович (1690-1718) - царевич, старший сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы Петра. Опасаясь преследований со стороны отца, в 1716 году тайно выехал в Австрию, был возвращен, арестован и влиятельным политиком. Человек большого ума, редкой энергии и трудоспособности.

Меншиков Александр Данилович (1673- 1729) - русский государственный и военный деятель, генералиссимус (с мая 1727 года). Был ближайшем сподвижником Петра I. После его смерти возглавил движение за возведение на престол Екатерины I, став фактическим правителем России. Затем был скомпрометирован в глазах Петра II, обвинен в государственной измене, арестован, сослан с семьей в Березов, где вскоре умер.

Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в XVII веке?

а) Левобережная Украина;

б) Казанское ханство;

в) Смоленская земля.

Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?

а) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон;

б) Иван Болотников и Иван IV;

в) Михаил Федорович Романов и Степан Разин.

3. Первым царем, избранным Земским собором, стал:

а) Борис Годунов;

б) Михаил Романов;

в) Василий Шуйский.

4. Правление Бориса Годунова:

а) не реализованная возможность контролируемых преобразований в обществе;

б) умеренная и непоследовательная.

5. Лжедмитрий I:

а) проповедовал свободу совести, ввел свободу торговли;

б) подчеркивал превосходство европейцев над русскими;

в) упивался незаконной властью.

6. Избрание царем королевича Владислава:

а) попытка части московского боярства реализовать переход России на

европейский путь развития;

б) отступление перед лицом военной польской угрозы.

7. Смута показала, что большинство населения:

а) привержено традициям общинности, коллективизма, сильной

централизованной власти;

б) демократическому выбору.

8. В 1666-1667 гг. заседал церковный Собор, выступивший за:

а) разделение светской и духовной сфер деятельности;

б) превосходство духовной власти над светской.

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1

В момент получения всей полноты власти Петру исполнилось 17 лет. Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии ее техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец ФранцЛефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. На Плещеевом озере под Переяславлем молодой царь строит потешную флотилию, где постигает основы кораблестроения и навигации, военно-морской тактики.

Но постепенно от забав Пётр переходит к серьёзным государственным делам, в частности, в области внешней политики. В наследство от предыдущих времён ему досталась традиционная для России татарско-турецкая проблема, и, первую очередь, Пётр берётся за её решение. В 1695 -1696 годах он совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость зов пала. Азов вместе с частью побережья Азовского моря перешел в руки России. Причём, взять её удалось с помощью флота, построенного Петром в течении одной зимы под Воронежем. Таким образом, у России появляется флот а Азовском море. Но это не давало свободного выхода в Черное и Средиземное оря, так как Керченский пролив остался в турецких владениях. Предстояла новая - упорная борьба.

Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С гой целью, а также для найма иностранных специалистов и обучения своих, Пётр отправляет за границу Великое посольство, при котором и сам следует инкогнито. В итоге посольства у Петра созрела идея о необходимости бороться со Швецией за выход к Балтийскому морю. Вернувшись в 1698 году в Россию, царь начинает подготовку к войне со Швецией, для этого производится рекрутский сбор, кроме того, в армию призывают и"охочих" людей. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключёнНиштадтский мир.

Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны. И на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, создание регулярной армии повлекло за собой необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Регулярные рекрутские наборы требовали точного знания о численности населения, в результате чего была сведена перепись. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой упорядочение системы местного управления, создание губерний и т.д. постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждениеПравительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Развитие промышленности было невозможно, или крайне затруднительно без собственной сырьевой базы, отсюда заботы Петра о поисках месторождений руд, всемерная поддержка уральских заводов, которые при нём же и начали основываться. Проведение в жизнь всех этих нововведений было невозможно при сохранении старого бюрократического аппарата, имевшего в своей основе приказную систему, поэтому постепенно Пётр заменяет приказыколлегиями, которые имели коллективное руководство. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России.

Во время его правления общая сумма тягот, ложившихся на население, заметно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: стрелецкие мятежи, Астраханское восстание, волнения башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под руководствомКондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены. Лозунгом большинства движений был возврат к старине, многими руководили раскольники. Как это было и в период реформы Никона, мишенью служили внешние признаки преобразований - внедрение иноземной одежды, бритьё бород, появление многочисленных иностранцев, курение табака, употребление кофе и т.д. Но причины недовольства были гораздо более глубокими.

Деятельность Петра стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительстве Таганрога, Петербурга, Кронштадта, Рогервика и т.д. Пётр в 1710 году переносит столицу государства в город Санкт-Петербург, основанный в 1703 году. Этот акт переноса столицы в только что завоёванный край должен был продемонстрировать серьёзность намерений царя. Кроме того, в новом городе не так ощущалась инерция старой боярской аристократии, которая сопротивлялась нововведениям.

Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипломатическая ловкость Шафирова спасли и царя, и армию. Неудачным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принёс. Но все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успехом, который Россия одержала на главном - шведском театре военных действий. Начатая неудачей, с полного разгрома русской армии под Нарвой, война постепенно, со становлением регулярной армии, приняла иной характер. Главные силы шведской армии во главе с королём Карлом XII были разгромлены в 1709 году подПолтавой, после чего война переносится в Германию, Финляндию, а в 1719 - 1720 годах в Швецию. По мирному договору к России отходит значительная часть Прибалтики, государство получает выход к морю, за который она боролась ещё во время Ливонской войны при Иване Грозном.

В результате деятельности Петра Первого Россия становится важнейшим фактором европейской политики. Внешним выражением этого положения явилось преподнесение Петру титула императора. С этого момента Россия становится империей.

При Петре в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния. Нельзя сказать, что до этого на Руси не было людей, стремившихся к внедрению прогрессивных идей. Особенно очевидным для думающих людей было отставание России в военной сфере. Уже в царствование Михаила Фёдоровича при подготовке Смоленской войны 1632 -1634 годов были набраныпервые солдатские и рейтарские полки, обученные по-европейски, с европейскими же офицерами. Но у государства в то время не было финансовых возможностей содержать постоянно такую армию, поэтому вплоть до конца XVII века основным по численности видом вооружённых сил было дворянское ополчение.

В 1721 году Пётр указом прикрепляет крестьян в заводам и рудникам, то есть крепостное право распространяется на промышленную сферу. Таким образом, нарождающаяся русская буржуазия лишается важнейшего стимула для борьбы против царской власти. В Западной Европе буржуазия выступает за освобождение рабочих рук, чтобы их можно было использовать в промышленности, в России крепостное право не мешает развитию индустрии, а, наоборот, стимулирует его, поскольку существовала необходимость в большом количестве неквалифицированного труда. А этот труд доставался заводчикам совершенно бесплатно. В этом одна из причин столь долгого существования в России крепостного права, и слабости русской буржуазии, которая не имела давних традиций противодействия власти для защиты своих интересов.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр 1 явился основоположникомсветского просвещения России. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись за границу на учебу русские молодые люди. Создается светская школа, печатались книги светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации петровской программы реформирования всей жизни страны, критикуют Петра 1 за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науке и культуре. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре 1 Россия получает широкое международное признание.

Тесты к теме 4

Реформы Петра I

1. Правление какого царя из династии Романовых знаменует начало реальной подготовки реформ Петра I?

а) Алексея;

б) Михаила;

в) Федора.

2. Россия в первой четверти XVIII в. становится великой европейской державой в результате:

а) естественного общественно-исторического развития

б) слабости европейских государств.

3. Петр I при разработке и проведении своих реформ руководствовался:

а) своим пониманием блага и достоинства России;

б) потребностями мобилизации сил в ходе Северной войны;

в) идеями своего окружения.

4. Формирование абсолютизма и империи, превращение России в одну из великих европейских держав, начало раскола происходит:

а) в царствование Петра Алексеевича;

б) в результате смуты начала XVII в.;

в) в царствование Алексея Михайловича.

Часть 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов,последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

Кунсткамера

парсуна

фреска

лицей

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

в таблицу

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Мономах

разгром половцев

Владимир Святославич

объединение Киева и Новгорода

Ярослав Мудрый

восстание древлян

Игорь Старый

крещение Руси

принятие «Русской правды»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: ________________ .

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

временнообязанные крестьяне

Петр I

Синод

Екатерина II

теория «официальной народности»

Александр I

Николай I

аракчеевщина

Александр II

Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________ .

6. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после [ее] объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: _______________ .

7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А.С. Попов

теория космонавтики

К.Э. Циолковский

радиотехника

К.А. Тимирязев

физиология человека

И.П. Павлов

растениеводство

геология

8. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А. Шолохов

«Один день Ивана Денисовича»

А.Н. Толстой

«Судьба человека»

А.А. Фадеев

«Петр I »

А.И. Солженицын

«Молодая гвардия»

«Дни Турбиных»

9. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации

Партийного и государственного руководства».

Ответ: _______________ .

10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II ? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

создание губернских, уездных земств

учреждение военных поселений

введение суда присяжных заседателей

учреждение Государственного Совета

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

введение всесословной воинской повинности

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры ((не более 3-ех цифр).

11. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

участие советских представителей в Генуэзской конференции

исключение СССР из Лиги Наций

заключение пакта Молотова-Риббентропа

участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

2.О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II :

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

7. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

· ………………………………………………………………….

· ………………………………………………………………….

Различия

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

–––––

–––––

· ……………………………