С.В. Иванов

(продолжение)

Соборный приговор о принятии подданства. – Поведение высшего малороссийского духовенства.

В Москве царское решение о принятии Малороссии в подданство прежде всего постарались закрепить соборным приговором.

Еще в начале 1651 года был созываем Земский Собор , на обсуждение которого предлагался малороссийский вопрос вместе с польскими неправдами, каковы: несоблюдение царского титула, издание книг, заключавших бесчестия и укоризны московским чинам и самому государю, подговоры крымского хана сообща воевать Московское государство и т. п. Но тогда Великая Земская Дума высказалась за принятие Малой России и за войну с поляками условно: если они не исправятся, т.е. не дадут удовлетворения. Очевидно, малороссийский вопрос еще недостаточно назрел в глазах московского правительства; оно выжидало, что покажут дальнейшие обстоятельства, продолжая сохранять мирный договор с Польшей, и в своих дипломатических сношениях с ней пока ограничивалось жалобами на рушение статей «вечного докончания», главным образом на несоблюдение полного царского титула, а также на бесчестие, наносимое изданием книг, исполненных хулы на царя и на все Московское государство. Наше правительство уже требовало не более, не менее как смертной казни виновных в том лиц, согласно с сеймовой конституцией (постановлением) 1638 года. Такое требование предъявили в 1650 году московские послы боярин и оружейничий Григорий Гавр. Пушкин с товарищи, а в 1651 г. посланники Афанасий Прончищев и дьяк Алмаз Иванов. Король и паны-рада на подобное требование отвечали разными отговорками, называли его «малым делом» и присылали посольства с пустыми оправданиями, причем сваливали вину на лица незначительные и неизвестно где пребывавшие. С подобным ответом являлись, например, в Москву в июле 1652 года польские посланники королевский дворянин Пенцеславский и королевский секретарь Унеховский. В следующем 1653 году, когда происходила последняя отчаянная борьба казаков с поляками и когда со стороны Хмельницкого сделались особенно настойчивы просьбы царю о принятии Малой России в его подданство, в Москве сочли возможным вмешаться в эту борьбу, но начали со вмешательства дипломатического.

В апреле государь отправил в Польшу великих и полномочных послов бояр-князей Бориса Александровича Репнина-Оболенского и Фед. Фед. Волконского с посольским дьяком Алмазом Ивановым и большой свитой. Это посольство предъявило те же требования о наказании виновных в «прописках» царского титула или в умалении «государской чести»; кроме того, жаловались на грабежи польских и литовских людей в порубежных городах и на вывоз крестьян из боярских и дворянских вотчин и поместий, на коварные ссылки с крымским ханом и пропуск его посла в Швецию все с тем же умыслом, т. е. сообща воевать Московское государство. Но все сии польские неисправления московские послы именем государя предлагали предать забвению, если Речь Посполитая прекратит гонение на православную веру, возвратит церкви, отобранные на унию, покончит междоусобную войну с казаками и утвердит с ними мир по Зборовскому договору . На эти представления паны-рада не дали никакого удовлетворительного ответа, а над требованием смертной казни для лиц, виновных в прописках титула, прямо смеялись; против же казаков польские войска выступили в поход еще во время пребывания у них нашего посольства. Последнее уехало ни с чем, хотя и заявило, что его царское величество польские неисправления больше терпеть не будет, а «за православную веру и свою государскую честь стояти будет, сколько милосердный Бог помочи подаст». Только в конце сентября князь Репнин-Оболенский с товарищи воротился в Москву. Здесь своевременно получали известия о неудачном ходе переговоров, и, конечно, заранее рассчитывали на эту неудачу, а потому уже приняли соответственные решения и готовились к вооруженной борьбе. Решения эти, как мы сказали, молодой царь и Боярская Дума сочли нужным подкрепить торжественным всенародным согласием. С сей целью заранее был созван в Москве обычный Земский собор из духовенства, бояр, дворян, торговых и всяких чинов людей.

Собор начал свои заседания в июне месяце и не спеша обсуждал важный малороссийский вопрос. Закончился он 1 октября, в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Царь с боярами слушал обедню в храме сего праздника (более известном под именем Василия Блаженного); а затем с крестным ходом прибыл в Грановитую палату, где собрались духовные и выборные земские люди вместе с освященным собором, имевшим во главе патриарха Никона . В начале заседания прочтено было (думным дьяком) изложение помянутых выше польских неправд и казацких домогательств перед царем; причем сообщалось о прибытии нового гетманского посланца Лаврина Капуты с извещением о возобновившейся войне с поляками и с просьбой о помощи хотя небольшим числом ратных людей.

Земский собор. Картина С. Иванова

На соборе малороссийский вопрос ставился на почву по преимуществу религиозную; на передний план выдвигалось спасение Западнорусской православной церкви от польского гонения и от вводимой поляками унии . Указывалось на то, что король Ян Казимир при своем избрании присягал на свободе «разнствующих» христианских вероисповеданий и заранее разрешал подданных своих от верности и себе от послушания, если он не сдержит сей присяги и начнет теснить кого за веру; а так как он присяги своей не сдержал, то православные люди сделались вольными и могут теперь вступить в подданство иному государю. Чины земского собора подавали свои голоса по обычному порядку. Ответы их, конечно, уже сложились заранее и теперь облекались только в торжественную форму. Мнение освященного собора было уже известно. Вслед затем и бояре в своем ответе упирали главным образом на гонимое православие, а также на опасение, чтобы Запорожское войско по нужде не поддалось бусурманским государям, турецкому султану или крымскому хану; поэтому – заключали они – следует «принять под высокую государскую руку гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и землями». За боярами повторили то же самое придворные чины, дворяне и дети боярские, стрелецкие головы, гости, торговые и черные сотни и тяглые люди дворцовых слобод. Служилые люди по обычаю выразили готовность за государскую честь биться с литовским королем, не щадя своих голов, а торговые люди обязались чинить для войны «вспоможенье» (денежное) и также «помирать головами» за Государя. Вслед за приговором собора в тот же день объявлено, очевидно заранее приготовленное, посольство боярина Вас. Вас. Бутурлина, стольника Алферьева и думного дьяка Лариона Лапухина, которое должно было ехать в Киев и на Украину, чтобы привести к присяге на подданство гетмана, все войско Запорожское, мещан «и всяких жилецких людей» .

Хотя переговоры о соединении Украины с Великой Россией велись преимущественно на религиозной основе, а Московское правительство в особенности выдвигало на передний план спасение православия в Малой Руси, однако, любопытным является то обстоятельство, что высшее малороссийское духовенство совсем почти не участвовало в сих переговорах и – как мы уже указывали – не изъявляло никакого желания променять польское подданство на московское. Монахи же и священники, наоборот, явно стремились к такой перемене и даже в значительном числе уходили в Московское государство.

Дело в том, что митрополит, епископы и настоятели важнейших монастырей большей частью происходили из той русской шляхты, которая хотя и сохраняла еще православие, но уже подверглась значительному ополячению в своем языке, обычаях, убеждениях и чувствах, весьма несочувственно относилась к самодержавному московскому строю и свысока смотрела на московских людей, считая их значительно низшими себя по культуре и чуть ли не варварами. Наглядным примером тому, кроме известного Адама Киселя, служит православный малорусский шляхтич Иоахим Ерлич, который в своих записках враждебно относится к восстанию Хмельницкого и ко всякому неприятелю Речи Посполитой. Киевская иерархия именно в это время была шляхетского происхождения и вышла из школы Петра Могилы, который, как известно, состоял в родственных и дружеских отношениях с польской аристократией, и если обращался в Москву, то ради только вспоможения на школы и храмы. Преемник его на митрополии Сильвестр Коссов, родом белорусский шляхтич, точно так же охотно пользовался милостыней из Москвы и по ее требованию посылал киевских ученых; но он более дорожил связанными с его кафедрой маетностями и привилегиями, был доволен улучшившимся во времена Хмельницкого положением высшего православного духовенства и не выражал никакого желания воссоединить малороссийскую паству с великорусскою. Ему нисколько не улыбалась мысль променять свою номинальную зависимость от Константинопольского патриарха, т. е. почти полную самостоятельность, на действительное подчинение суровому Московскому патриарху. Кроме того, с отпадением Украины от Польши православная паства делилась на две части; ибо Белоруссия и Волынь оставались за поляками; следовательно, Киевский митрополит мог лишиться и власти, и доходов в этой другой части своей митрополии. Поэтому он не только не обиделся отказом сенаторов принять его в свою среду, вопреки Зборовскому договору, но и после того продолжал являться посредником между Хмельницким и польским правительством и хлопотал об их примирении. В том же духе действовали преемник Петра Могилы на Киево-Печерской архимандрии Иосиф Тризна и отчасти киевобратский архимандрит Иннокентий Гизель. Московское правительство, конечно, обратило внимание. На их постоянное неучастие в челобитье гетмана о подданстве и выражало свое недоумение; но Хмельницкий уверял в их тайном с ним согласии, а молчание оправдывалось страхом перед мщением поляков в случае, если его челобитье не увенчается успехом. Когда же оно увенчалось, тогда и обнаружились истинные отношения малорусских иерархов к делу воссоединения.


Относительно Земского Собора 1651 г. см. Латкина "Материалы для истории земских соборов XVII столетия". (Исследование его "Земские соборы древней Руси". 231 и след, со ссылками на Архив Мин. Юстиции, Спб. 1885). Дитятина о земских соборах ("Рус. Мысль". 1883. № 12). В Актах Моск. Госуд. (II. № 459 под 1651 г.) есть известие о выборе в Крапивне дворян и детей боярских к великому земскому и литовскому делу. Ясно, что речь идет о Земском Соборе 1651 года. Дворяне выбрали двух человек. А вместо двух посадских воевода сам назначил сына боярского, да пушкаря; за что получил выговор. О польских неправдах говорится также в наказе посланникам к императору Фердинанду III. ("Памятники дипломатических сношений" III. 95 – 97). Акты земского собора 1653 года издан в С. Г. Г. и Д. III. № 157. II. С. 3. I. № 104. Акты Юж. и Зап. Рос. X. № 2. Общее содержание этого акта в Дворцовом Разряде. III. 369 – 372. Более полный экземпляр его, извлеченный г. Латкиным из Моск. Арх. М. Ин. Дел, напечатан им в приложениях к памятному его исследованию, 434 и далее. Разные суждения об этом соборе: Соловьева "История России". Т. X. "Рус. Вест." 1857. Апрель. К. Аксакова "Сочинения". I. 207. Дитятина помянутый труд. Платонова "Заметки по истории Земских Соборов". Ж. M. H. Пр. 1883. № 3. Г. Латкин справедливо доказывает, что заседание 1 октября было только заключительным, торжественным на Соборе 1653 года, что начались его заседания с 5 июня, а выборы для него производились в мае. В подтверждение приведено из Дворц. Разр. (III. 372) известие, что в тот же день 1 октября было объявлено боярину Бутурлину с товарищи посольство на Украину для принятия присяги. Следовательно, оно заранее было приготовлено согласно с состоявшимся уже соборным приговором. На основании неверного дотоле представления об однодневном заседании собора, как указывает Латкин, происходила неправильная полемика Соловьева с Аксаковым о значении его в ряду земских соборов вообще. (239–241). Царь Алексей, 24 апреля 1654 года отпуская кн. Ал. Ник. Трубецкого и других воевод в поход, сказал ратным людям: "В прошлом году были соборы не раз, на которых были от вас выборные, от всех городов дворяне по два человека; на соборах этих мы говорили о неправдах польских королей". (Соловьев. X. стр. 359 первого издания. Из Польских дел Моск. Арх. М. Ин. Д.). Очевидно здесь разумеются разные заседания Собора 1653 г. Акты Моск. Госуд. II. №№ 527, 530, 535, 538. (Вести из Путивля и Чернигова о Хмельницком и Выговском, их и полковников угрозы перейти в Турецкое подданство в случае отказа царя принять Запорожское войско. Посольство Арт. Матвеева к Богдану. Смотр украинских детей боярских для приготовления их к походу и пр.).

  • Земскими соборами назывались сословно-представительные учреждения, существовавшие с середины ХVI до конца ХVII вв. Подобного рода учреждения были характерны для многих европейских государств, прошедших этап сословно-представительной монархии. Впервые они возникли в 1188 году в Леоне и Кастилии, в 1218 год в Каталонии, в 1254 в Португалии, в 1265 в Англии, в 1274 в Арагоне. В Испании эти представительства назывались кортесами, в Англии - парламентом, во Франции и Нидерландах - провинциальными и Генеральными штатами, в германских княжествах - ландтагами, в Польше и Чехии - сеймами. На Руси подобные учреждения получили наименования Земских соборов. Характерно, что иностранные послы, сообщая своим правительством о созыве в Москве того или иного собора, называли их на свой лад: англичане - парламентом, поляки - сеймом.

    Характер Земских соборов

    На Руси издревле существовали вечевые традиции и обычай решать важнейшие дела совместно - соборно, всей землей. Монголо-татарское иго и укрепление централизованного государства поколебали, но не уничтожили древних традиций. Великокняжеская власть в самые ответственные, ключевые для русской истории моменты прибегала к совету всех сословий. Так, прообразом Земских соборов можно считать совещании удельных князей, митрополита, бояр и воевод, созванных в 1471 г. Иваном III для принятия решения о военном походе на Новгород. Первый собор был созван при Иване Грозном в 1549 г. - это был так называемый собор примирения, на котором была изложена программа реформ, подготовленная членами Избранной рады.

    В историографии существуют различные точки зрения по вопросу о характере Земских соборов. Славянофилы, в частности К.С. Аксаков, видели в соборах прямых наследников вечевых порядков. Напротив, С. М. Соловьев доказывал, что Земские соборы не имели никакой связи с древними областными вечами и отделены от них веками. Н. И. Костомаров, сравнивая российские соборы с западноевропейскими представительными собраниями, не видел между ними ничего общего. В. О. Ключевский считал соборы всего лишь совещанием правительства со своими агентами. С лекцией В.О. Ключевского о Земских соборах XVI в. вы можете ознакомиться, с лекцией о Земских соборах XVII в. Советская историография, исходя из марксистского постулата о классовой борьбе, рассматривали Земские соборы как результат компромисса между различными слоями господствующего класса феодалов. В последнее время о Земских соборах и местных земских учреждениях часто упоминают как о нереализованной модели государственного устройства, имевшей парламентский потенциал, но уступившей место абсолютистской форме правления.

    Земские соборы и царская власть

    Парадоксально, что начало Земским соборам было положено в царствование Ивана Грозного, который презрительно отзывался о современных ему монархах, чью власть ограничивали парламенты. Он выговаривал в письмах Елизавете I за то, что у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые и презрительно отзывался о шведском короле Иогане III Вазе, у которого советники и вся земля... в товарищах, а он у них в головах, как староста в волости. Тем не менее самодержец не мог обойтись без содействия выборных от всей земли для утверждения дополнительного налогообложения на ведение Ливонской войны и с этой целью созвал еще один Земский собор 1566 г. У новых представительных учреждений сразу же появились сторонники. Во всяком случае князь Андрей Курбский, который вел полемическую переписку с Иваном Грозным, настаивал на том, что царь должен искать доброго совета у всенародных человек, очевидно подразумевая под этим уже дважды созывавшиеся Земские соборы.

    С конца XVI в. у Земских соборов появляется важнейшая функция, они начинают утверждать вступление на трон монархов. Хотя престол передавался по наследству, считалось, что царь непременно должен получить одобрение выборных от всех сословий. Первым царем, утвержденным собором, был Федор Иоаннович. Подобной легитимности добивался его шурин и преемник Борис Годунов. Его венчание на царство в 1598 г. было утверждено собором, принявшим специальный соборный акт от лица выборных от конца до конца всех государств Российского царствия. В 1606 г. Василий Шуйский в борьбе за власть тоже стремился прикрыться авторитетом собора, но современники обвиняли его в том, что он одною Москвою выбрали на царство, а иные де города того не ведают.

    Наивысшего влияния земские соборы достигли в конце эпохи Смутного времени. В 1611-1612 гг. на свободной от иноземных захватчиков территориях управлял Совет всея земли, а Земский собор 1613 г. заседал в Москве почти без перерыва целое десятилетие до 1622 г. - менялся только состав выборных. Память о десятилетнем соборе сохранилась надолго. В 1634 г. стряпчий И. А. Бутурлин бил челом о слове и деле государеве, заявил, что дела в государстве не строитца и предложил проект преобразований, сводившийся к созданию постоянно действующего собора из выборных от московских и уездных служилых людей, которые должны были жить в специально отведенном для них дворце и извещать государя о всякой неправде. Автора проекта объявили не в целом уме, а его челобитную отвергли. Политическая система России эволюционировала совсем в ином направлении. Земским соборам не было суждено превратится в постоянные учреждения, и даже в период своей наивысшей активности они не вышли за рамки совещательных органов. Соборы созывались по указу царя и никогда не имели права вето как, например, польские сеймы.

    Состав Земских соборов

    Считалось, что Земские соборы олицетворял собой всю землю. На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях. В земских соборах принимали участие:

    Боярская дума в полном составе Освященный собор высшие церковные иерархи Выборные от служилых людей по отечеству дворян московских, приказной администрации, городового дворянства Выборные от служилых людей по прибору стрельцов, пушкарей, казаков и т.д. Выборные от гостиной и суконной сотни Выборные от посадского населения черных сотен и слобод

    Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права сословного представительства. Правда, на соборе 1613 г. присутствовали выборные от уездных людей. Историки до сих пор гадают, какую категорию населения они представляли? Предположительно, это были выборные от черносошных, то есть лично свободных крестьян. С другой стороны, они представляли Коломенский и Тульский уезда, где к началу столетия уже не было свободных от крепостной зависимости крестьян. Во всяком случае крестьяне, свободные или владельческие, за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса.

    Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. - более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. - по разным подсчетам от 500 до 700 человек. Как происходили выборы на соборы? Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать свое государство из городов всякого чина. В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву крепких и разумных людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы лучших людей, добрых, умных и постоятельных. Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов - по два человека, от больших городов - по два дворянина, от малых - по одному. Служилые люди по прибору в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения - по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие - меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

    Выборы происходили в уездных городах на сходах в съезжей избе под наблюдением местных воевод. Активность избирателей была различной, высокой - во время патриотического подъема 1612-1613 гг. и довольно низкой в последующий период, когда участие в соборе воспринималась как тяжкая повинность, от которой старались уклониться. Нередко случалось, что воеводам по несколько раз приходилось созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников. С другой стороны, известны случаи настоящей предвыборной борьбы в уездах, когда молодшие и старшие люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой.Выборный список, подписанный участниками схода, передавался воеводе, который направлял выборных в Разрядный приказ, где проверялась правильность выборов. В. О. Ключевский приводил курьезный случай, когда один воевода, которому было предписано послать на собор двух лучших посадских людей, отписал, что в его городе всего-то трое посадских, да и те худы и бродят промеж двор, своей волей назначил представлять посад людей из других сословий, за что получил выговор от дьяка Разрядного приказа: не ему воеводе выбрать, и за то его осудить гораздо; да он же воевода сглупил, мимо посадских людей прислал в их место сына боярского да пушкаря

    Важнейшие Земские соборы XVII в.

    Первый собор 1549 г., очевидно, был созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате. И только самый многолюдный собор 1613 г. собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший письмо, то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали сказки, то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы. С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

    Земский собор 1613 г. начал свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила Федоровича Романова. По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г. Более подробно о Земском соборе 1613 г.

    Земский собор 1632-1634 гг. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после окончания 14-летнего срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды - пятинную деньгу.

    Собор 1642 г. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам. Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах. Более подробно о сказках, поданных членами собора.

    Собор 1648-49 г. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти полгода. Главным деянием этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения. Более подробно об обсуждении и принятии Соборного Уложения здесь.

    Собор 1650 г. занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам. Собор 1653 г. принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство. Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались. Более подробно о Соборе 1653 г.

    Падение значения Земских соборов

    По мере укрепления абсолютизма значение земских соборов неуклонно падало, они созываются все реже и реже, и наконец, полностью отмирают как политический институт. В исторической литературе можно встретить самые различные датировки прекращения Земских соборов. Это связано с тем, что среди исследователей нет единства по вопросу о критериях, которым должен отвечать земский собор. Последним земским собором в полном составе следует считать собор 1653 г. После этого соборы созывались в урезанном составе, являясь чем-то вроде совещаний правительства с представителями отдельных сословий. Так, в 1660, 1662-1663 гг. шли совещания бояр с гостями и тяглыми людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового положения кризиса, в 1681-1682 гг. в Москве под руководством князя В. В. Голицына отдельно друг от друга заседали совещания служилых людей и тяглых людей. Последний собор также неполного состава был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей.

  • Осенью 1650 г. был предпринят поход в Молдавию. Этот поход сорвал набег турецко-татарских захватчиков на Россию. Гетман добивался от султана приказа крымскому хану, чтобы тот поддержал Хмельницкого в его новом походе против польского короля. Зная о том, что король Ян-Казимир собирал большие силы,гетман деятельно готовился к отражению врага.

    По просьбе Хмельницкого русское правительство разрешило проход казацких войск через русскую территорию для нанесения удара польским войскам в литовско-белорусских землях. Приход казаков в Белоруссию вызвал там новый подъем освободительного движения.

    В начале 1651 г. русское правительство созвало в Москве Земский собор специально для рассмотрения вопроса о принятии Украины в состав России.

    Война с Польшей возобновилась в 1651 г.К войску Хмельницкого и на этот раз присоединился хан со своей ордой.В июне 1651 г. у местечка Берестечко, на Волыни,произошла встреча народного войска с армией короля Яна-Казимира.

    В начале сражения успех был на стороне народного войска. Однако на третий день битвы хан снова изменил; он снялся со своей ордой и двинулся на восток, начал громить беззащитные украинские города и села. Хан задержал гетмана в качестве своего пленника.Народное войско оказалось в очень тяжелом положении.Все же значительная часть войска во главе с Иваном Богуном избежала разгрома и отступила.

    Тем временем Хмельницкий освободился из ханского плена. Под Белой Церковью вскоре собралось новое народное войско. Хмельницкий не мог быстро и полностью восстановить силы, потерянные под Берестечко. Однако и положение армии Яна-Казимира все ухудшалось по мере продвижения к Поднепровью, население которого поднялось на врага. В таких условиях в сентябре 1651 г. был заключен новый, Белоцерковский договор.

    Заключая Белоцерковский договор, гетман, как и весь народ, не собирался отказываться от продолжения войны, от борьбы за объединение Украины с Россией.

    5.Земский собор 1653 г.

    22 мая 1652 г. сражение под Батогом (на Подолии) закончилось полным разгромом шляхетского войска. Все яснее становилось, что Польша бессильна восстановить свою власть на Украине и предотвратить ее объединение с Россией. Активизировались захватнические стремления со стороны Турции, расширились возможности сближения ее и Крыма с Польшей. Вместе с тем победа под Батогом убедила царское правительство в ослаблении Речи Посполитой.

    В 1653 г. русское правительство решительно стало на путь присоединения Украины к России.

    Правительство Речи Посполитой возобновило войну на Украине. Польское войско начало опустошать Украину, чтобы заставить украинский народ подчиниться. Народные массы на Украине находились в исключительно тяжелом положении.

    В конце апреля 1653 г. в Польшу было направлено русское посольство во главе с князем Репниным. Посольство потребовало от польского короля возобновления Зборовского договора и прекращения притеснений украинского народа. Польское правительство отказалось выполнить эти требования, настаивая на полном восстановлении власти польской шляхты на Украине.

    В мае 1653 г. русское правительство созвало Земский собор для рассмотрения вопроса об объединении Украины с Россией и о войне против Польше. Собор проходил в Москве, в Гранатовитой палате Кремля.В работе Земского собора, кроме царя, патриарха и высшего духовенства, приняли участие « бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие. и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские. гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных чинов люди и стрельцы.

    Учитывая многократные просьбы Украины. а также принимая во внимание опасность, угрожавшую существованию украинского народа со стороны польских и турецко-татарских захватчиков, Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. дал согласие на принятие Украины в состав России и объявление войны против шляхетской Польши за освобождение Украины, Белоруссии и Смоленска.

    Решение Земского собора 1 октября 1653 г. отражал и патриотические настроения народных масс России, их желание воссоединиться с братским украинским народом, их готовность пойти на жертвы для осуществления этого решения.

    В октябре 1653 г. русское правительство отправило на Украину Великое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В кремле скоро было торжественно объявлено о начале войны за Украину.

    Хмельницкий со своим войском участвовал в это время в новом походе против польской армии. Встреча с королевским войском произошла у Жванца (недалеко от Каменец-Подольска). Гетман и на этот раз был вынужден заключить союз с ханом. Руководимые им войска к концу ноября полностью вырвали инициативу из рук противника, измотали и окружили королевскую армию и готовы были нанести ей последний удар. Однако хан и на этот раз потребовал от Хмельницкого заключения мира с королём, а затем участия в совместном нападении на Россию. Богдан Хмельницкий решительно отказался выполнить эти требования.

    Калужский Государственный Педагогический Университет

    им. К.Э. Циолковского

    Кафедра истории и политологии

    Земские соборы в истории России

    Реферат студентки 3 курса

    факультета психологии

    группы ФП – 311

    Латышевой Евгении

    Калуга, 2005

    1. Историография………………………………………………………3

    2. Что такое земские соборы…………………………………………..6

    3. Крупнейшие земские соборы………………………………….…...10

    4. Соборное уложение 1649 года……………………………………..14

    5. Периодизация истории земских соборов………………………....17

    6. Классификация земских соборов…………………………………..18

    7. Выводы…………………………………………………………….....20

    8. Список литературы………………………………………………….22

    ИСТОРИОГРАФИЯ

    Вопрос о земских соборах 16 – 17 вв. являлся одной из наиболее популярных проблем дворянско-буржуазной историографии. Интерес к этой проблеме, помимо ее чисто научного значения, был обусловлен в значительной мере тем, что дворянско-буржуазные историки часто искали в земских соборах прообраз представительных учреждений, введение которых, как им казалось, должно было стать условием дальнейшего развития государственного строя в России в 19-20 вв.

    Обращение к прошлому государственных учреждений как бы показывало направление русского самодержавия по пути превращения его в буржуазную монархию без революционных потрясений и переворотов. Не случайно внимание к земским соборам обострялись в периоды первой и второй революционных ситуаций и во время революции 1905-1907 гг.

    В выходивших с 1851 г. ежегодно, книга за книгой томах «История России с древнейших времен» С. М. Соловьева был систематизирован материал, относящийся к земским соборам, и воспроизведена их фактическая история. Источниковедческая база для изучения деятельности земских соборов в то время была еще очень недостаточна. По преимуществу это были актовые материалы, опубликованные в «Собрании государственных грамот и договоров» и в изданиях Археографической комиссии, отдельные данные приведены в «Истории» Н. М. Карамзина. Соловьев использовал и некоторую новую архивную документацию (например, посольские дела). Поэтому с его труда можно начинать историю изучения земских соборов.

    Дальнейшее изучение земских соборов было связано с введением в научный оборот новых источников и более полным использованием уже известных в печати. Новые материалы, выявленные И. Н. Ждановым, позволили более разносторонне освоить деятельность Стоглава 1551 г. как церковно-государственного совещания особого типа, которое он назвал «церковно-земским собором». С. Ф. Платонов извлек ряд сведений о земских соборах из «дворцовых разрядов» и «разрядных книг». И. И. Дитятин обнаружил в архивах Министерства юстиции и Министерства иностранных дел документы о соборе 1651 г. (соборный акт, воеводские отписки, призывная грамота на собор, приговор о выборах представителей) и другие материалы 17 века.

    В связи с изучением земского собора 1648-1649 года мысль ученых обращалась в качестве источника к Соборному уложению. Одной из задач источниковедческого анализа памятника являлось установление того, в какой мере выборные люди принимали участие в его выработке. Условием решения этой задачи было применение разносторонней методики: изучение текста Соборного уложения, помет на полях, сопоставление его с другими источниками и пр.

    Новый этап в изучении земских соборов открыли исследования В. О. Ключевского. Он выдвинул три методологические предпосылки. Во-первых, надо исходить из того, что земские соборы – это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний», где шла борьба между общественными классами и общественных классов с правительством. Во-вторых, необходимо изучать «связь древнерусских земских соборов с вырастившей их почвой, с туземными учреждениями», выяснить «какие общественные миры посылали на соборы этих представителей, когда возникали и как были устроены эти миры, кого и почему выбирали они своими представителями». В третьих, надо уловить «перспективы в истории соборного представительства: имело ли это учреждение какое-либо развитие, исторический рост или оно замерло таким же, каким родилось, оставшись политическим недоростком».

    В советской литературе тема о земских соборах не сразу заняла подобающее место. В 20-40-х годах появились статьи, вводившие в научный оборот новые материалы об отдельных соборах: 1613, 1616, 1639, 1683-1684. Что касается общих концепций развития этого политического органа, то они в основном примыкали к представлениям, сложившимся в дореволюционной историографии.

    Ряд интересных соображений по поводу земских соборов высказал В. К. Никольский. Как бы подводя итоги изучения этого института в дореволюционной историографии, он подчеркнул его сложность и многообразия конкретных форм проявления.

    Начало ряду новых изысканий в этой области положила статья М. Н. Тихомирова. Автор, прежде всего, сформулировал свое отношение к тем разногласиям по вопросу о земских соборах, которые выявились еще в дореволюционной литературе. Он подчеркнул, что ему ближе подход к теме В. Н. Латкина (русский собор – представительный орган европейского типа), чем В. О. Ключевского (русский собор – «политический недоросток»). Отмечая, что «вопрос о земских соборах в условиях бесправной самодержавной России 19 века – это не только вопрос исторический, но и политический», Тихомиров счел своевременной и актуальной задачей заново обратиться к изучению соборов как сословно-представительных учреждений. Автор пересмотрел данные обо всех известных соборах 17 века, показав условия и следствия их созыва.

    В настоящее время история земских соборов все еще интересует исследователей. Соборы оставили много юридических памятников (уложений, судебников и др.), которые представляют собой большой исторический интерес.

    ЧТО ТАКОЕ ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

    Земские соборы – центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов – показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно - представительными собраниями. Многие на них созы­вались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законо­дательных актов, определявших порядок выбора представите­лей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.

    В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписа­ние о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестья­нам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали сво­им выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Зем­ском соборе значительную роль играли дворяне (главное служи­лое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государ­ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким обра­зом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

    Регулярность и продолжительность заседаний Земских собо­ров не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов, В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законода­тельства, финансов, государственного строительства. Вопросы об­суждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким об­разом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже - Золотой палате или Столовой избе.

    Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учре­ждений феодальных не входила основная масса населения - за­крепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-види­мому, небольшое число представителей черносошных крестьян.

    Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Вели­кая земская дума».

    образом представлялись интересы сословий в России? Какие при этом возникали проблемы? Важно определить политическую систему России XVI в. Образование сословно-представительной монархии в России выразилось, прежде всего, в созыве Земских соборов . Какие крупнейшие Земские соборы имели место в XVI-XVII в.в.? Какие сословия были на них представлены? Какую роль играли представители? Сословие - в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по...

    2925 Слова | 12 Стр.

  • Земские соборы в истории России

    высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра истории и политологии Контрольное задание РЕФЕРАТ по дисциплине «Отечественная история» тема Земские соборы в истории России Выполнила студентка заочной формы обучения специальности специализации __________________ I курса _____________ группы № студенческого билета (зачетной книжки) ____________...

    4402 Слова | 18 Стр.

  • История отечества 1613 год

    Содержание 1 Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых. Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова 3 2 Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года. Развитие крепостного права Начало формирования абсолютизма 8 3 Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви 14 4 Борьба за ликвидацию последствий смуты во внешней политике. Смоленская война. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение 15 Тест № 10 21 Список литературы 22 1 Земский собор 1613 года...

    4852 Слова | 20 Стр.

  • Земские соборы

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государственного управления» на тему «ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ » Выполнила: студентка 1 курса направления «Государственное и муниципальное управление» группа Г-11) ФИО Проверила: Касаткина Елена...

    3272 Слова | 14 Стр.

  • Земские соборы

    правление Ивана Грозного, в середине XVI века, складывается орган сословного представительства - земский собор . Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Р. Г. Скрынников полагает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени...

    3602 Слова | 15 Стр.

  • Земские соборы

    Введение. Работа Л. В.Черепнина «Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв» является продолжением монографии «Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках». Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия. При правлении Ивана Грозного, формируется орган сословного представительства – земского собора . Судьба истории земских соборов на протяжении второй половины XVI-XVII в. тесно связана с изменениями в социальной структуре...

    1240 Слова | 5 Стр.

  • Земские соборы

    терминологии...............................................4 Что такое земские соборы .........................................4 Возникновение земских соборов ..................................5 Типа земских соборов ...................................................5 Периодизация земских соборов ....................................6 Какие вопросы рассматривались на соборах .............7 Земский собор 1549 года..............................................7 Избранная рада...

    2647 Слова | 11 Стр.

  • Земские соборы

    1. Земские соборы . 2. Сказание о соборе 1550 г. 3. Разбор сказания. 4. Состав соборов 1566 и 1598 гг. 5. Служилые и торговопромышленные люди в их составе. 6. Земский собор и земля. 7. Значение земского представительства. 8. Порядок соборных совещаний. 9. Значение соборного крестоцелования. 10. Связь соборов с местными мирами. 11. Происхождение и значение земских соборов . 12. Мысль о всеземском соборе . Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора...

    7537 Слова | 31 Стр.

  • Земские соборы

    Избирательная система Земских соборов 1549 год можно считать годом рождения земских соборов . Земский собор возник в XVI веке как орган, который должен был заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв...

    665 Слова | 3 Стр.

  • xc cxvvdvdvd

    Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства. I. МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ КРОТКИЙ (РОМАНОВ) ГОДЫ ЖИЗНИ: 1596–1645 ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1613-1645 Первый русский царь династии Романовых (1613–1917 гг.). Был выбран на царствование Земским собором 7 февраля 1613 года. Родился 12 июля 1596 года в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее – инокиня Марфа), урожденной Шестовой. Михаил приходился двоюродным племянником...

    10960 Слова | 44 Стр.

  • РГЗ земельное право

    2 1 Общественно-политическая мысль России о древнерусских земских соборах ………………………………………………………………………………… 2 Исторические условия появления земский соборов ………………………. 3 Определение понятия «земский собор » и классификация земских соборов … 4 Деятельность земских соборов …….. Заключение……………………………………………………………… Список использованных источников…………….. Введение Тема «Земские соборы » выбрана для курсовой работы в какой-то мере под влиянием внутриполитической...

    6168 Слова | 25 Стр.

  • Земские соборы России

    План Введение 1. Понятие и происхождение Земских соборов ; 2. Классификация и состав Земских соборов , порядок соборных совещаний; 3. Роль Земских соборов в жизни государства. Заключение Список использованных источников 4. Введение Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе мной будет предпринята попытка изучения одного из множества звеньев системы государственного...

    3069 Слова | 13 Стр.

  • Тема Земские соборы 16

    Тема Земские соборы 16-17век Оглавление Введение 1.Земские соборы как орган сословно-представительной монархии 1.1. Возникновение Земских соборов 1.2.Состав соборов 1.3.Значение земских соборов 2.Классификация земских соборов 2.1 Земские соборы при Иване 4 2.2.Земские соборы периода «Смутного времени» 3. Причина упадка Земских соборов Введение Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся...

    5450 Слова | 22 Стр.

  • земские соборы и их роль в управлении государством

    Содержание Введение…………………………………………………………………… 3 1. Земские соборы и история их появления…………………………….. 4 2. Классификация и состав соборов …………………………………….. 7 3. Роль и функции Земских соборов в государственном управлении.. 10 Заключение. ……………………………………………………………….13 Список используемой литературы……………………………………... 15 Введение Вопрос о земских соборах 16 - 17 вв. являлся одной из наиболее популярных проблем историографии. Интерес к этой проблеме,...

    2173 Слова | 9 Стр.

  • Роль Земских соборов в истории России

    Роль Земских соборов в истории России Земский собор (Совет всей земли) – это центральное сословно-представительское учреждение России с середины XVI до конца XVII века. На соборе проходило обсуждение политических, экономических и административных вопросов. |Понятие |Время появления |Роль | |«Собор примирения» – первый собор , созван Иваном |1549 год |Собор...

    678 Слова | 3 Стр.

  • Земские соборы XVI-XVII вв.

    РАБОТА по дисциплине: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» Земские соборы XVI-XVII вв. Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. Земские соборы XVI-XVII вв. 1.1. Происхождение и значение земских соборов 5 1.2. Состав, характер и значение земских соборов в XVI-XVII вв. 10 1.3...

    3789 Слова | 16 Стр.

  • Воссоединение Украины с Россией

    Студент 1 курса 1 семестр Ташкент, 2011 Содержание Введение ………………………………………………………………….3 Основная часть 1.Освободительноя Война Украинского Народа……………………...4 2. Письмо Хмельницкого царю Алексею Михайловичу……………...8 3. Земский собор 1653 г ……………………………………...………...11 Заключение……………………………………………………........……14 Список литературы.…………………………………………..……..….15 Введение Актуальность темы. Современная...

    3008 Слова | 13 Стр.

  • Sobornoe ulojenie

    Уступая домогатель-ствам дворян и верхушки посада, правительство со-звало Земский собор для выработки нового судебника (уложения). На Земский собор 1 сентября 1648 г. в Москву прибыли выборные от 121 города и уезда. На первом месте по количеству выборных стояли провинциаль-ные дворяне (153 человека) и посадские люди (94 че-ловека). «Соборное уложение» как новый свод зако-нов было составлено особой комиссией, обсуждено Земским собором и напечатано в 1649 г. в количестве 2 тыс. экземпляров. По тем временам...

    2174 Слова | 9 Стр.

  • Земские соборы в политическом механизме московской Руси

    обществом………………………………………..……6 1.1. Общественно-политическая мысль России о Земских соборах ……….6 1.2. Определение понятия «Земских соборов », причины возникновения и классификация Земских соборов …………………..…….9 1.3. Состав Земских соборов ……………………………...………………...15 Глава 2. Земские соборы Московской Руси, характеристика и значение…………………………………………………………………………….19 2.1. Деятельность Земских соборов ………………………………………...19 2.2. Роль Земских соборов в укреплении Русского государства…….…...27 Заключение………………………………...

    557 Слова | 3 Стр.

  • Земские соборы русского государства в XVI - XVII веках.

    1 курс(12 группа) Направление: «Социальная работа» Заочная форма обучения. Машулькина А.Н. Реферат: Земские соборы русского государства в XVI - XVII веках. План: 1)Введение. 2)Что такое земские соборы . 3)Возникновение земских соборов . 4)Типа земских соборов . 5)Периодизация земских соборов . 6)Какие вопросы рассматривались на соборах . 7)Земский собор 1549 года. 8)Как проходила земская реформа. 9)Заключение. 10)Список литературы. Введение. Начальной формой политической централизации...

    1386 Слова | 6 Стр.

  • Украинская национальная освободительная война середины 17 века

    гетманов заключалось в том, что силой оружия была уничтожена система иностранных (польских) судов в Украине. Поляки ввели в конце XVI ст. так называемые «уставные» суды, которые имели ярко выраженный сословный характер: для гражданских дел действовали земские суды, для уголовных дел - гродские и для земельных дел - подкоморские. В Люблине находился «трибунал», который был высшей апелляционной инстанцией. В городах действовали суды Магдебургского. 1. Предпосылки и движущие силы освободительной войны...

    2536 Слова | 11 Стр.

  • история

    Зборовский договор, значительно расширявший списки реестровых казаков (с 8 тыс. до 40 тыс.). Договор носил компромиссный характер и не смог примирить враждующие стороны. В том же году освободительная война охватила помимо Украины еще и Белоруссию. В 1651 г. в сражении под Верестечком украинская армия из-за измены крымского хана, союзника Хмельницкого, потерпела поражение. Новый Белоцерковский договор, ограничивший число реестровых казаков 20 тыс., еще меньше удовлетворял восставших. Хмельницкий, хорошо...

    2732 Слова | 11 Стр.

  • Cоциалогия

    особенности, закономерности развития Российского государства и общества. В данной теме я хочу раскрыть особенности государственного строя Росси в период сословно-представительной монархии, суть органов государственного управления – Боярской Думы и Земского собора , показать, как распределялись полномочия между центральными и местными учреждениями. Важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в ХVI в., были: завершение объединения русских земель и складывания единого централизованного...

    2761 Слова | 12 Стр.

  • Сравнение Английского Парламента и Земских Соборов

    Сравнение Английского Парламента и Земских Соборов Парламент Англии: В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату Лордов и нижнюю палату Общин. В палате лордов заседала феодальная власть, представители церковной и светской аристократии, входивших в Большой Королевский Совет. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала основание лорду, получившему приглашение в Совет считать себя постоянным членом верхней палаты. Поэтому, число лордов было небольшим. В палате общин...

    589 Слова | 3 Стр.

  • Даты

    соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен. 1485 - Присоединение Твери к Москве. 1489 - Присоединение к Москве Вятской земли. 1497 - Судебник Ивана III. Конец XV-начало XVI вв. - Образование Российского централизованного государства. 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537 - Русско-литовские войны. 1502 - Конец Золотой Орды. 1503 - Церковный собор

    2434 Слова | 10 Стр.

  • Михаил Федорович Романов исторический портрет

    курс на примирение в разорённой Смутой стране, дальнейшая централизация власти и упорядочение системы государственного управления. Опора на Боярскую Думу и Земские соборы.Созыв Земских соборов – в 1615г и с 1633- после смерти Филарета, который ограничил их полномочия.Назначение воевод и старост на местах Расширение полномочий выборным земским властям за счёт ограничения власти наместников, то есть ограничение местничества. Была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. 1627-...

    863 Слова | 4 Стр.

  • Владимирская русь

    1484-1508 - Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен. 1485 - Присоединение Твери к Москве. 1489 - Присоединение к Москве Вятской земли. 1497 - Судебник Ивана III. Конец XV-начало XVI вв. - Образование Российского централизованного государства. 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537 - Русско-литовские войны. 1502 - Конец Золотой Орды. 1503 - Церковный собор по вопросу о монастырском землевладении (Нил Сорский - Иосиф Волоцкий)...

    2490 Слова | 10 Стр.

  • Взаимоотношения России и Украины с 17 века по наши дни.

    согласился на такой договор, которого исполнить никак нельзя. Только 40 000 казаков! Но что мне делать с остальным народом? Они убьют меня, а на поляков всё-таки поднимутся» . Обе стороны продолжали готовиться к борьбе, и она вновь началась в феврале 1651 г., когда нападение поляков застало врасплох отряд полковника Данилы Нечая в местечке Красном. В бою Нечай и его товарищи сложили головы. Главные же противоборствующие силы сошлись в июне под Берестечком. Это было одно из крупнейших сражений XVII в...

    8970 Слова | 36 Стр.

  • Крестьянские войны и городские востания xvii веков.

    служилым людям "по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти. 1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного...

    4374 Слова | 18 Стр.

  • Войны на территории Беларуси в середине XVII века

    крупная битва войны 1648-1651 годов на территории Беларуси. 30-тысячное казацко-крестьянское войско 31 июля 1649 г. в битве под Лоевом было разбито войсками гетмана Я. Радзивилла. После этого антифеодальная борьба на территории Беларуси пошла на убыль. Попытки возобновить ее летом 1650 и 1651 гг. были подавлены войсками ВКЛ (Я. Радзивилла). Однако казацкие загоны продолжали проникать на Беларусь. И только в 1651 по условиям Белоцерковского мирного договора (17 сентября 1651 года) казаки покинули белорусские...

    1169 Слова | 5 Стр.

  • Эффективность гос. управления

    «История государственного управления в России» Земские соборы в истории России Иваново, 2011 Оглавление Введение……...……………………………………………………………………3 Глава I. Что такое земские соборы ……………………………………………..6 Глава II. Крупнейшие земские соборы ………………………………….……..11 Глава III . Соборное уложение 1649 года…………………………………….15 Глава IV. Периодизация истории земских соборов ……………………….....18 Глава V. Классификация земских соборов ………………………………….....19 Заключение……………………………………………………………………...

    4440 Слова | 18 Стр.

  • Царь Алексей Михайлович – начало формирования абсолютизма

    духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон). Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1651 году, что "слово его стало во дворце добре страшно". - Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Им стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственною ему...

    2647 Слова | 11 Стр.

  • Алексей Михайлович

    Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам) – главной военной опоре самодержца. Стрельцы потопили восстание в крови. Именно Н.Одоевский передал впоследствии царю поданную от дворян и верхов посада челобитную о созыве Земского собора для наведения порядка в суде и управлении. Под руководством того же Н.Одоевского, а также Ф.Волконского и С.Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 составленный этими боярами текст Соборного уложения – новых основ законодательства...

    1512 Слова | 7 Стр.

  • история

    который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем. Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость...

    5550 Слова | 23 Стр.

  • Петр1

    которой обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление монаршей власти и ослабление роли сословно-представительных органов в государственной жизни. Обещание Михаила Федоровича править в согласии с Земским собором и Боярской думой не было случайным: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти царь вынужден был искать опору. Такой опорой стал в первую очередь Земский собор . На протяжении всего царствования...

    3015 Слова | 13 Стр.

  • Контрольная_ИОГП

    4 2. Боярская дума. 5 2.1. Состав и принципы формирования Боярской думы. 5 2.2 Роль Боярской думы в системе органов власти сословно - представительной монархии. 6 3. Земские соборы на Руси. 8 3.1 История возникновения. 8 3.2 Организационная структура. 9 3.3 Состав и порядок представительства сословий. 9 3.4 Компетенция земских соборов . 10 4. Причины перехода от дворцово - вотчинной к приказно - воеводской системе управления. 11 5. Приказы, компетенция и усиление в их деятельности бюрократических тенденций...

    4921 Слова | 20 Стр.

  • сводный конспект по внешней политике России 16-19 век(конец

    1632-1634 гг. Смоленская война (Польша) возврат Смоленска (Земск . собор ) Осада Смоленска в течение 8 месяцев (воевода Б.Шеин ) 1634 г. – Поляновский мир. Отказ России от Смоленска, Черниговских и Новгородских земель. Владислав – отказ от престола, МФ – царь. 1637-1642 гг. Азовское взятие (Крым, Осм. имп.) удерживание Азова казаками Казаки по собственной инициативе захватили Азов. Обращение к царю. 1642 г. – Земский собор . Нет единства во мнениях. Казаки вынуждены оставить Азов. ...

    1540 Слова | 7 Стр.

  • Документ Microsoft Word

    драгунские). По всей стране собирали хлеб для служилых людей, увеличивали налоги - прямые и чрезвычайные. В апреле 1632 г. в Речи Посполитой умер король Сигизмунд III, и разгорелась обычная для времени бескоролевья борьба за власть. В июне Земский собор в Москве решил начать войну с Польшей за Смоленск. Туда в конце лета двинулось русское войско боярина М.Б. Шеина. В декабре оно вышло к Смоленску. России приходится воевать против Польши в одиночестве: ни Швеция, ни Турция в войну не вступили...

    2924 Слова | 12 Стр.

  • История 16-17 века

    Лекция номер 4. 31.10 1 3 Михаил Федорович. Алксандр Михаилович. ПЕТР 1 Михдил Федорович 1613-1645 избоан земским собором притенденты пожарский Трубецкой галицин мстиславский Правило иностранцев не приглашать. Михлил устул на царствование в 16 лет, февраля 1613 был избран царем. Земские соборы постоянно засидают раз в год. Помогали Салтыковы(родня по матери). Первым делами разбтрался с участниками смуты. Был заключен Столбовской мир со Шведцией. Заключили Деулинское перемирие, мы теряли...

    1540 Слова | 7 Стр.

  • Дворцовые перевороты в России (XVIIв.)

    удобнейшего". Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож - родственники, свойственники, фавориты. Это - те же Романовы, Шереметевы, Черкасские, Стрешневы и иные. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления Михаила Федоровича. Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по...

    5362 Слова | 22 Стр.

  • Россия в 17 в. социально-экономическое, внутреннее и внешнеполитическое развитие

    земских соборов - собор »), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Появление земских соборов

    3475 Слова | 14 Стр.

  • Ghjnj

    Михайлович настойчиво развивал и проводил в жизнь идею неограниченной царской власти и её божественного происхождения, успешно боролся с притязаниями патриарха Никона поставить церковную власть выше царской; при нём прекратилась деятельность Земских соборов , уменьшилась роль Боярской думы. Алексей Михайлович вёл активную внешнюю политику. Наиболее крупным успехом было воссоединение Украины с Россией (1654) и возвращение части исконных русских земель - Смоленска, Северской земли с Черниговом и Стародубом...

    1307 Слова | 6 Стр.

  • Воссоединение России и Украины

    думу, обсудившую русско-польские отношения. Было решено направить в Варшаву большое русское посольство с предложениями об условиях мира, а также заняться подготовкой в случае отклонения этих предложений к войне с Польшей. Намечено было созвать Земский собор и на нем рассмотреть вопрос о принятии Украины в состав Российского государства. Для ускорения воссоединения Украины с Россией в марте 1653 г. в Москву выехало украинское посольство во главе с С. Мужиловским и К. Бурляем. Представители Украины...

    5553 Слова | 23 Стр.

  • Все о жанрах научного стиля

    убеждал Москву в необходимости взять Украину «под высокую руку» московского го сударя и вести совместные действия против Польши. Только в феврале 1651 г. Земский Собор дал на это принципиальное согласие. Успешнее проходили переговоры с Турцией: султан дал приказ крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу Османской империи. Весной 1651 г. военные действия возобновились. Накануне этого в личной жизни Хмельницкого произошла очередная драма: его вторая жена Елена была уличена в сношениях...

    3512 Слова | 15 Стр.

  • История

    класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор »), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских...