Таблица историческая дисциплина схема название предмет. Вопросы и задания учащимся

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп:

    по типу фиксации информации:

    письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

    вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

    кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

    изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

    с точки зрения изучения какой-либо наукой:

    этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

    фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

    лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

    ХРОНОЛОГИЯ. СЧЕТ ВРЕМЕНИ. ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение):

    вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

    последовательность исторических событий во времени;

    перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени.

При счёте времени в истории нужны два параметра:

    меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;

    расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».

Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».

Календари в узком смысле бывают трёх типов:

    солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

    лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ

    лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа.

    Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории.

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Григорианский календарь - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Историзм - научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископаАвгустина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.) Базис.Надстройка.Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

Парадигмы исторической науки:

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческийстрой. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярскаяреспублика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостническихотношений до сер. XIX века. Зарождениекапиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отменыкрепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ.

Древнегреческие колонии Северного Причерноморья:

    Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.

    Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины.

    Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);

    Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV - ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);

    Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.

    Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.

    Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;

    Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства:

  • Тиритака

    Мирмекий

  • Киммерик

    Зенонов Херсонес

    Гераклий

  • Парфений

На азиатской стороне Боспора Киммерийского:

    Гермонасса - основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.

    Кепы - основаны милетянами в 580-е - 570-е годы до н. э.

    Коркондама

    Патрей - основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.

    Фанагория - основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива;

    Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

    Значение вспомогательных исторических дисциплин

    Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

    Древние раскопки

    Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

    Понятие палеографии

    Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

    С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

    Геральдика и сфрагистика, их связь

    Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

    Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

    Нумизматика и метрология

    Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

    Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

    Историческая хронология и география

    Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

    Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

    Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, специальные исторические дисциплины, в российской науке собирательное название ряда научных дисциплин источниковедческого цикла, изучающих определённые виды исторических источников и их внешние признаки. Цель вспомогательных исторических дисциплин - извлечь максимум информации о происхождении исторического источника и установить степень правомерности его использования в научном исследовании. Научный аппарат вспомогательных исторических дисциплин - специальные методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство и подлинность. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые теоретические вопросы определяются типом (письменный источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего письменную информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).

    Использование приёмов, составляющих методическую основу вспомогательных исторических дисциплин, первоначально носило практический характер. Летописцы, излагая события в хронологической последовательности, невольно развивали приёмы хронологии. Древние писцы в целях установления подлинности документов в спорных судебных делах анализировали актовый формуляр, сравнивали почерки, изучали надписи на печатях и способы прикрепления их к документам. Церковнослужители вычисляли даты пасхалий. Бытовые нужды и необходимость фискального обложения способствовали разработке метрологических единиц.

    Постепенно практические знания приобретали более системный характер. В 16-17 веках развитие «практической» палеографии выразилось в составлении учебных пособий (азбук-прописей, руководств для писцов-рисовальщиков, букварей), в практике судебной экспертизы. Знания по метрологии легли в основу справочников, отразивших различные метрологические единицы («Торговая книга», 1570-е годы; «Счётные мудрости», 1-я треть 17 века). Развитие генеалогии отвечало потребностям государственной власти и знати: составлялись родословные книги (с 1540-х годы), «Государев родословец» (в 1550-е годы). В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича составлена «Большая государственная книга или корень российских государей» (сокращённо «Титулярник»), который можно считать вершиной комплексного использования практических знаний в области палеографии, генеалогии, геральдики, сфрагистики, хронологии исторической, ономастики.

    С 18 века началось формирование собственно вспомогательных исторических дисциплин. Этому, в частности, способствовали указы Петра I о присылке в Синод из монастырей и церквей древних грамот и книг, создание Герольдмейстерской конторы при Сенате (1722) и Петербургской Академии Наук (1725), возникновение больших музейных собраний (коллекции Кунсткамеры и Эрмитажа). Были накоплены разнообразные по характеру источники, начата разработка приёмов их исследования. Учёные В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, граф А. И. Мусин-Пушкин и другие стали изучать и публиковать источники дипломатики, генеалогии, нумизматики, исторической географии.

    В 1-й половине 19 века вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные, однако в трудах исследователей уже предпринимались попытки по научному осмыслению, обобщению, классификации и систематизации фактического материала. Впервые в отечественной историографии о вспомогательных исторических дисциплинах в целом высказался А. Н. Оленин, употребив выражение «вспомогательные сведения» («Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Императорской библиотеки», 1809). Термины «вспомогательные науки», «вспомогательные знания» исторической науки использовались при создании библиотечно-библиографических классификаций Х. А. Шлёцера (1823), К. К. Фойгта (1834), В. Г. Анастасевича (1828), В. И. Межова (1869) и др. Деятельность митрополита Евгения (Болховитинова), К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и археографических экспедиций способствовала дальнейшему выявлению и собиранию исторических источников. В 19 - начале 20 века археографические комиссии внесли большой вклад в издание исторических источников. Важную роль в развитии вспомогательных исторических дисциплин сыграли труды А. Х. Востокова, П. И. Иванова, И. П. Лаптева по палеографии, П. В. Хавского - по хронологии, Ц. И. Иванова - по изданию снимков русских печатей, А. Б. Лакиера - по геральдике и сфрагистике. По мере научного изучения источников и развития исторической науки в целом появилось стремление вычленить каждую дисциплину, определить предмет её изучения и цели, усовершенствовать методические приёмы, отойти от описательности. Так, к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописных источников, а изучение надписей на камне, металлических печатях и монетах стало предметом изучения глиптики, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

    Во 2-й половине 19 - начале 20 века опубликованы книги, статьи, справочники в области палеографии (авторы - Е. Ф. Карский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Каринский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин), исторические хронологии (Д. И. Прозоровский, Н. В. Степанов, Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин), сфрагистики (Н. П. Лихачёв), генеалогии (князь П. В. Долгоруков, В. В. Руммель и В. В. Голубцов, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев), геральдики (В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский, П. П. фон Винклер, барон Н. А. Типольт), нумизматики (граф И. И. Толстой, А. В. Орешников, А. К. Марков). Преподавание вспомогательных исторических дисциплин было начато в Петербургском археологическом институте, а затем в Московском археологическом институте. Итог теоретико-методического осмысления вспомогательных исторических дисциплин как совокупности наук в конце 19 века подвёл В. С. Иконников («Опыт русской историографии», т. 1, кн. 1-2, 1891-92). Вспомогательные исторические дисциплины в России развивались на этом этапе в тесной связи с западноевропейской наукой. Выделялись новые дисциплины: археография, архивоведение, историческая библиография, документоведение, историческая демография, историческая картография, иконография, медальерика, текстология, униформология, филателия, филокартия, эвристика, эпистолография. Вместе с тем, предмет и задачи некоторых наук оставались нечётко выраженными: сфрагистика рассматривалась как прикладная дисциплина по отношению к дипломатике; геральдика - к генеалогии; хронология - к палеографии. Особое место в системе гуманитарных наук занимала археология, так как в это понятие включали как науку о древностях (например, славянских, восточных, античных) в широком смысле, так и большинство вспомогательных исторических дисциплин (кроме исторической географии, генеалогии и некоторых других).

    В 1920-30-е годы в СССР наметился кризис в изучении многих вспомогательных исторических дисциплин, в частности генеалогии, геральдики и пр., считавшихся «дворянскими» науками. В то же время в 1930 году создан Московский государственный историко-архивный институт (до 1932 - Институт архивоведения; с 1991 - Историко-архивный институт в составе Российского государственного гуманитарного университета), в котором в 1939 году создана кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

    Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам вновь начал возрастать с середины 1940-х годов. Были осуществлены факсимильные издания ряда рукописных текстов, вовлекались в научный оборот новые источники, в том числе берестяные грамоты, печати, монеты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В работах М. Н. Тихомирова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, И. Г. Спасского, Н. В. Устюгова, В. А. Никонова, Н. А. Соболевой, С. М. Каштанова, С. А. Клепикова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. получили развитие исторический подход, осмысление, совершенствование и углубление методических приёмов и теоретической разработки отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Более обстоятельно стали изучаться: в палеографии - скоропись 17-18 века, книжное письмо, миниатюра, бумажные клейма и штемпели, в метрологии - меры и метрологическая политика российского правительства в 18-19 века, в геральдике - городские и дворянские гербы; в хронологии были выведены более простые формулы вычисления и проверки дат. Разнообразнее стали объекты изучения вспомогательных исторических дисциплин (например, в сфрагистике - печати, сохранившиеся в отрыве от документов), по-новому изучались традиционные источники (в нумизматике - монетные клады как комплексный нумизматический источник, в геральдике - герб как источник, раскрывающий судьбу владельцев).

    В 1960-80-е годы усовершенствовались методики и технические приёмы вспомогательных исторических дисциплин. Усилиями нумизматов разработана методика поштемпельного анализа монет. В области хронологии стали применяться знания по дендрохронологии, фенологии, орнитологии, помогающие установить косвенную датировку; в сфрагистике - методические приёмы работы с древнерусскими печатями, основанные на исчерпывающем привлечении сфрагистического материала. На базе традиционных исторических дисциплин появились новые: кодикология, связанная с изучением рукописных книг, выяснением состава переписчиков и путей распространения книг из центров их переписки до современных книгохранилищ. С 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) издаётся сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (т. 1-29-).

    Расширяются хронологические рамки вспомогательных исторических дисциплин, их традиционные источниковедческие функциональные задачи; выводы стали использоваться для решения проблем в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеографические наблюдения над эволюцией графики букв и изучение материала для письма помогают в решении вопроса об уровне развития письменности и грамотности. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, позволяют восстановить историю государственных институтов Древнерусского государства. Монетные клады используются для характеристики экономических связей, генеалогия и геральдика помогают дополнить выводы о политических и культурных связях. Ономастика даёт возможность более углублённого изучения демографических процессов, а метрология - понимания тяжести фискального обложения, объёма работ и размера её оплаты.

    Существует мнение о выделении из палеографии берестологии (изучает берестяные грамоты) и филигранологии (изучает признаки бумаги), из геральдики - вексиллологии, из нумизматики - фалеристики (изучает нагрудные знаки) и бонистики. Разработано несколько вариантов классификации вспомогательных исторических дисциплин, ни один из которых не является общепризнанным.

    Лит.: Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины. 4-е изд. Л., 1924; Черепнин Л. В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Советские архивы. 1967. № 5; он же. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып. 1; Пронштейн А. П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972; Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1979; Соболева Н. А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историографический обзор // Источниковедение отечественной истории. М., 1980; Шепелев Л. Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Вып. 13; Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983; Пашков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины в отечественном архивном образовании в конце XIX - начале XX вв. М., 1984; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. К., 1988; Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990; Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003; Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2004; Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

    Задание 1. Найдите 3 - 5 высказываний о пользе изучения истории и запишите их в рабочую тетрадь. Выбрав одно из высказываний, определите его главную идею (проблему) и оформите свои размышления в мини-эссе в объеме 8-10 предложений. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины».

    Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

    История - ____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Объект исторической науки- ___________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Исторический источник- ______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Археология - _________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Антропология - _______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Этнография- _________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Фольклористика - _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Источниковедение - ___________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Историография - ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Задание 4. Соотнесите флаги, гербы (или государственные печати)и страны, которым они принадлежат:

    Китай
    Российская Федерация
    Япония
    США
    Германия
    Англия

    Проведите блазонирование (описание) герба Республики Башкортостан:

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Творческое задание. Составьтегерб (эмблему) Вашей семьи, используя приложение 1 (с.37).

    Опишите составленный Вами герб (эмблему): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 5. Заполните пробелы схемы «Формационное развитие социальной истории»:


    Задание 6. Прочитайте отрывок из статьи известного российского философа Ю.К.Плетникова «Формационная и цивилизационная триады К.Маркса» и ответьте на вопросы к тексту.

    В отечественном обществознании считается сейчас хорошим тоном критика марксизма. Но есть критики и критика. Критика как примитивно-негативное отношение, ломка, отбрасывание чего-то и критика (в духе традиции классической немецкой философии) как очищение этого чего-то от всего наносного и случайного. Критика “чистого разума” И.Кантом, например, означала не отказ от “чистого разума”, а стремление сделать “чистый разум” еще чище. В таком же ключе надо, по всей видимости, понимать и известный подзаголовок “Капитала” К.Маркса “Критика политической экономии”, о смысле которого споры продолжаются и в наши дни.

    Современная критика марксизма, если она претендует на научность, должна в первую очередь стать очищением марксизма от всех ситуационных выводов и оценок, послемарксовых упрощений и попыток превратить марксистскую теорию в своеобразное вероучение, догматическую схему, под которую подгонялось все многообразие человеческой истории. Но нельзя оставлять без внимания и другое. Развитие марксистской теории требует не только осмысление реалий современного мира, но и критическое усвоение объективных результатов немарксистских исследований, их диалектическое “снятие” и включение в таком преобразованном и подчиненном виде в теоретическую систему марксизма, ее обогащение новыми идеями и новой проблематикой…

    Термин “формация” был воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой сложившееся во времени образование в земной коре. Применив данный термин в философии истории, К.Маркс вложил в него новое содержание, хотя элемент аналогии при этом сохранился. Сходство между “формацией” в виде категории геологической науки и “формацией” в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях…

    Базовыми звеньями формационного развития выступает “формационная триада” – три большие общественные формации. В окончательном варианте (1881 г.) формационная триада была представлена К.Марксом в виде первичной общественной формации (общая собственность), вторичной общественной формации (частная собственность) и, вероятно, можно так сказать, хотя у К.Маркса и не было подобного словосочетания, – третичной общественной формации (общественная собственность)…

    …марксистская формационная триада далеко не совпадает с так называемой формационной “пятичленкой”, имевшей до недавнего времени широкое распространение в марксистской литературе. Вопреки предостережениям К.Маркса, эта “пятичленка”, конституированная в основном на западноевропейском историческом материале, была представлена в качестве всеобщих, единственно возможных ступеней исторического процесса. Столкнувшись с историческими фактами, осмысление которых не укладывалось в подобную формационную схему, востоковеды и другие исследователи неевропейских стран и регионов объявили о несостоятельности марксизма. Однако подобная “критика” марксизма фактически означает лишь критику суррогата марксизма. Формационная триада ставит все на свое место. Марксизм дает не готовые догмы, а отправные пункты дальнейших исследований и метод таких исследований.

    Вопросы и задания к тексту.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. К каким методам исследования учения К. Марксапризывает автор статьи современных исследователей?Почему?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Из какой науки К. Маркс заимствовал термин «формация»? Что общего было между первоначальным значением этого слова и смыслом, вложенным в это понятие К. Марксом?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Отличалось ли деление исторического процесса на формации в учении

    К. Маркса от видения формационного развития социальной истории в исследованиях его последователей? Ваш ответ обоснуйте.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 7. Заполните таблицу «Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов»

    Задание 8.

    1. Составьте на отдельном листе родословное дерево своей семьи.