Командование сф флотом. Северный флот вмф россии

Республика Крым - субъект Российской Федерации. До марта 2014 г. входила в состав Украины в качестве Автономной Республики Крым (АРК).

11 марта 2014 г. Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости АРК и города Севастополя. 16 марта в Крыму и Севастополе прошел референдум, по результатам которого 96,77% избирателей АРК и 95,6% избирателей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. 18 марта 2014 г. президент РФ Владимир Путин, председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов, председатель Государственного Совета Крыма Владимир Константинов и председатель координационного совета по созданию управления по обеспечению жизнедеятельности г. Севастополя Алексей Чалый подписали Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав РФ. 21 марта 2014 г. президент РФ подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Республика Крым расположена на большей части одноименного полуострова. На севере граничит с Украиной, на востоке через Керченский пролив - с Краснодарским краем, на юго-западе - с городом федерального значения Севастополем.

Территория республики - 26,1 тыс. кв. км.

Административно-территориальное деление

В состав Республики Крым входят 14 районов, 16 городов (11 - республиканского значения), 56 поселков городского типа, 948 сельских населенных пунктов. Столица – г. Симферополь. Крупнейшие города: Керчь, Евпатория, Ялта, Феодосия.

Население
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Крым, численность постоянного населения на 1 августа 2014 г. составляла 1 млн 960 тыс. 541 человек, в том числе 1 млн 219 тыс. 884 человек - городское, 740 тыс. 657 - сельское.

Население районов (на 1 августа 2014 г.):
Бахчисарайский - 91,6 тыс.;
Белогорский - 64,5 тыс.;
Джанкойский - 74,3 тыс.;
Кировский - 54,2 тыс.;
Красногвардейский - 91,5 тыс.;
Красноперекопский - 29,9 тыс.;
Ленинский - 62,8 тыс.;
Нижнегорский - 51,5 тыс.;
Первомайский - 35,4 тыс.;
Раздольненский - 34,1 тыс.;
Сакский - 79 тыс.;
Симферопольский - 160,7 тыс.;
Советский - 34,9 тыс.;
Черноморский - 32,3 тыс.

Население городов республиканского значения (на 1 августа 2014 г.):
Симферополь - 358 тыс.;
Алушта - 50,9 тыс.;
Армянск - 25,5 тыс.;
Джанкой- 35,2 тыс.;
Евпатория - 121 тыс.;
Керчь - 145,7 тыс.;
Красноперекопск - 29,5 тыс.;
Саки - 22,5 тыс.;
Судак - 32,3 тыс.;
Феодосия - 105,2 тыс.;
Ялта - 138 тыс.

Национальный состав
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., на территории автономии проживали представители свыше 125 национальностей и народностей.
По данным Госстата Украины на 1 ноября 2013 г., основные национальности в Автономной Республике Крым - русские (58,5%), украинцы (24,3%), крымские татары (12,1%), белорусы (1,4%), армяне (1,1%).

Конституция и органы власти
Конституция Республики Крым принята Государственным Советом республики 11 апреля 2014 г.
Республика Крым - демократическое правовое государство в составе РФ. Государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский.
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть осуществляют глава и Совет министров (правительство) Республики Крым. Высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть, является глава республики, избираемый депутатами парламента Крыма сроком на пять лет. Совет министров - высший исполнительный орган государственной власти республики. Его председателем может являться глава региона, или же он назначается главой Крыма по согласованию с Государственным Советом. Законодательный (представительный) орган - Государственный Совет, состоит из 75 депутатов, избираемых на пять лет.

Электоральные предпочтения населения

В первом туре президентских выборов 17 января 2010 г. явка избирателей в регионе составила 63,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 61,13%
Юлия Тимошенко - 11,96%
Сергей Тигипко - 10,97%
Петр Симоненко - 4,5%
Арсений Яценюк - 2,56%
Инна Богословская - 1,35%
Виктор Ющенко - 1,26%
Владимир Литвин - 1,23%
Анатолий Гриценко - 0,44%
Александр Пабат - 0,34%
Олег Тягнибок - 0,25%
Людмила Супрун - 0,11%
Александр Мороз - 0,09%
Василий Противсих - 0,09%
Юрий Костенко - 0,05%
Михаил Бродский - 0,04%
Сергей Ратушняк - 0,04%
Олег Рябоконь - 0,02%

Во втором туре президентских выборов 7 февраля 2010 г. явка избирателей составила 67,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 78,24%
Юлия Тимошенко - 17,31%

В выборах депутатов Верховной Рады Украины 28 октября 2012 г. явка избирателей в автономии составила 49,45% (самая низкая в стране).
Результаты голосования по партийным спискам (партии, которые набрали больше 5% голосов):
Партия регионов - 52,34%
Коммунистическая партия Украины - 19,41%
"Батькивщина" - 13,09%
УДАР - 7,17%.
Также кандидаты от Партии регионов одержали победу во всех одномандатных округах Крыма.

В выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва 14 сентября 2014. явка избирателей составила 53,61%. Для прохождения в парламент партиям необходимо набрать не менее 5% голосов избирателей.
Результаты голосования по партийным спискам (первые 5 партий, получившие наибольшее количество голосов):
"Единая Россия" - 70,18%
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 8,49%
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 4,48%
Партия "Родина" - 2,65%
"Коммунисты России" - 2,11%.
Во всех 25 одномандатных округах победу одержали кандидаты от партии "Единая Россия".

Экономика
Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2013 г. составил 4 млрд 798 млн гривен (19 млрд 192 млн рублей), расходов - 4 млрд 797 млн гривен (19 млрд 188 млн рублей). В 2014 г. общий объем доходов бюджета региона запланирован в размере 5 млрд 377 млн 603 тыс. гривен (21 млрд 510 млн рублей), расходов - 5 млрд 252 млн 953 тыс. гривен (21 млрд 12 млн рублей).
Валовый региональный продукт (ВРП) Республики Крым по итогам 2012 г. составил 44 млрд 536 млн гривен (171 млрд 292 млн рублей). Доля автономии в ВВП Украины составила 3%. В структуре экономики региона преобладал сектор услуг, на долю которого приходилось более 60% ВРП (торговля обеспечивала 13%, транспорт и связь - 10%, операции с недвижимостью - 10%, социальный сектор - 10%, госуправление - 8%). Среди отраслей материального производства в Крыму ведущее место занимала промышленность (16% ВРП) и сельское хозяйство (10%).
Существенные доходы республике приносит туризм. Начало развития полуострова как курорта относится ко второй половине XIX в. Тогда здесь появились дворцово-парковые ансамбли Ореанда, Ливадия, Дюльбер, Чаир и другие. Многие из них сохранились в Крыму по сей день. В Ливадии любила отдыхать царская семья Романовых. После Октябрьской революции Крым становится "Всесоюзной здравницей", принимая сотни тысяч туристов в год.
По данным Ростуризма, курортный и туристический сектор Крыма включает в себя 825 учреждений: 151 специализируется на санаторном лечении и других медицинских услугах, 224 - на услугах оздоровительного характера, 92 - на детском отдыхе. Большая часть всех детских санаториев находится в Евпатории. В Ялтинском районе расположен международный детский центр "Артек".
На начало октября 2014 г., число туристов, посетивших Крым, превысило 3 млн человек (в 2013 г. полуостров посетили около 6 млн туристов). Примерно половина туристов приезжает в Крым для пляжного отдыха. Самые популярные курорты - Ялта, Алушта, Феодосия, Судак и Евпатория. По данным министра туризма и курортов республики Елены Юрченко, за первое полугодие 2014 г. туристы потратили в Крыму около 60 млрд рублей, из них 35,4 млрд были потрачены на жилье, 17,5 млрд - на развлечения и транспорт, 5,9 млрд - на сувениры. Общая сумма налогов, полученных республикой от туристической отрасли, составила 750 млн рублей, включая отчисления от граждан, сдававших туристам недвижимость.
В 2013 г. в Крыму действовало более 2,5 тыс. крупных, средних и малых предприятий, на которых работали почти 200 тыс. человек. В 2013 г. объем реализованной промышленной продукции составил 16 млрд 201 млн гривен (64 млрд 804 млн рублей). 61,5% общего объема реализованной продукции приходится на перерабатывающую промышленность, 5,9% - на добывающую, 29,9% - на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха. Основные промышленные отрасли - машиностроение, в том числе сельскохозяйственное, судостроение, химическая, горнодобывающая, легкая и пищевая промышленность, в том числе виноделие.
В Крыму функционируют 38 предприятий винодельческой промышленности общей производственной мощностью 264 тыс. тонн винограда в год. Крупнейшие винзаводы: комбинат "Массандра", завод марочных вин и коньяков "Коктебель", Инкерманский завод марочных вин. Общая площадь виноградников всех хозяйств составляет около 3 тыс. га.
По данным Крымской таможни, в апреле-июне 2014 г. экспорт товаров составил 11 млн 461 тыс. 100 долларов, импорт - 28 млн 29 тыс. 700 долларов (по итогам 2013 г. экспорт составил 914 млн 940 тыс. 600 долларов, импорт - 1 млрд 144 млн 711 тыс. 800 долларов). Главные торговые партнеры - Азербайджан, Саудовская Аравия, Турция, Германия, Италия, Панам, Румыния, Китай, Грузия, США.
В апреле-июне 2014 г. в экономику Республики Крым поступило 4 млн 828 тыс. 700 долларов прямых инвестиций из шести стран: Виргинских Островов, Узбекистана, Белоруссии, Франции, Кипра и Турции. Прямые инвестиции из Крыма в этот период не направлялись. В 2013 г. в Крым поступило прямых инвестиций на сумму 147 млн 300 тыс. долларов, из Крыма было направлено 200 тыс. долларов прямых инвестиций.

Заработная плата
В августе 2014 г. среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила 15 тыс. 612 рублей.
Сумма невыплаченной заработной платы на 1 сентября 2014 г. составила 195 млн 200 тыс. рублей.

Безработица
В конце августа 2014 г. численность безработных в Крыму составляла 15 тыс. 248 человек. --0--

Министр финансов РФ Антон Силуанов в начале марта заявил, что его ведомство приступило к консультациям о размерах помощи, которую Россия могла бы оказать Автономной республике Крым. Какой именно объем инвестиций понадобится полуострову, пока неизвестно, но очевидно, что в одиночку Крыму не выжить. Регион устроен таким образом, что без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством.

Согласно Силуанова, дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет 10 миллиардов гривен (по текущему курсу чуть более миллиарда долларов). В этом смысле Крым мало чем отличается от Украины в целом, которая сегодня тоже не может свести концы с концами и в основном проедает деньги.

Ранее вице-премьер Крыма Рустем Темиргалиев называл другие цифры. По его словам, нужно около миллиарда долларов на поддержку бюджетной системы (что более или менее согласуется с предварительными данными российского Минфина) и еще три миллиарда долларов на инвестиции в экономику полуострова.

До конца неясно, правда, на какой срок должны быть выделены средства, о которых говорили Силуанов и Темиргалиев. В минувшем году общий объем расходов бюджета республики достигал 5,5 миллиарда гривен, дотации и субвенции из государственной казны Украины - 2,7 миллиарда гривен, а дефицит составил примерно 300 миллионов гривен. По оценке Темиргалиева, в 2013 году в бюджет Украины республика заплатила те же 2,7 миллиарда, то есть сколько отдали, столько и получили.

Почему Крым так остро нуждается в инвестициях? Дело в том, что на сегодняшний день полуостров не самодостаточен по очень большой группе жизненно важных товаров и ресурсов. Если допустить на минуту, что Крымская автономия отделится от Украины, то эти ресурсы он должен будет закупать по рыночным ценам. Вариант, при котором Киев захочет устроить Симферополю ту или иную форму блокады, также исключать нельзя.

Главный вопрос, который сейчас беспокоит крымчан, - это наличие питьевой воды. Крупных рек и пресных озер на полуострове нет. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, а туда поступает из Днепра. Сейчас крымчане пользуются водой с «материка» бесплатно, и далеко не факт, что это положение вещей сохранится в случае отделения от Украины. Кроме того, по оценке местных экологов, канал сильно загрязнен и заилен, и уже сейчас часть воды не удается очистить до нужных стандартов качества. Собственных средств на очистку канала у автономии нет, а организовать в сжатые сроки водоотвод из России (например, с Кубани) нереально. Не в лучшем состоянии пребывают и некоторые внутренние водохранилища Крыма.

Валовой региональный продукт Крыма в 2012 году составил 4,3 миллиарда долларов - это чуть менее трех процентов от ВВП Украины (170 миллиардов долларов). Крым имеет торговый профицит, поставляя за рубеж больше товаров, нежели импортируя. Основной статьей экспорта являются продукты питания, прежде всего вино и виноматериалы.

Те же сложности с электроэнергией. За исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, собственных источников в Крыму нет, и более 90 процентов потребления (1200 мегаватт мощности) составляют поставки с основной территории Украины. По словам нового премьер-министра автономии Сергея Аксенова, план снабжения полуострова на крайний случай (если Киев все же прекратит снабжение) уже разработан - «при содействии российских коллег». Но какие конкретно меры имеются в виду, пока неизвестно - едва ли в кратчайшие сроки можно протянуть линию электропередач через Керченский пролив.

Газ - фактически единственное, в чем Крым не испытывает нужды. В 2013 году добыча газа предприятием «Черноморнефтегаз» достигла 1,65 миллиарда кубических метров. Автономия потребляет менее миллиарда кубометров в год, демонстрируя положительный баланс, и поставляет топливо в «основную» часть страны. Скорее всего, республика будет нуждаться в поставках нефти и бензина, но их организовать как раз сравнительно нетрудно.

Фото: Сергей Анашкевич / РИА Новости

На то, чтобы устранить эти «узкие места» в экономике, потребуются сотни миллионов (если не миллиарды) долларов и как минимум несколько лет. Однако едва ли Крым сможет обеспечить настолько быстрый экономический рост, чтобы самостоятельно генерировать необходимые для масштабных инфраструктурных вложений суммы. Экономика автономии является довольно архаичной и узкоспециализированной.

Основной ее отраслью, как и все последние сто лет, остается туризм. В прошлом году количество туристов составило почти шесть миллионов человек, лишь немногим уступив рекорду 2012 года. С этой сферой так или иначе связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли.

По ВВП на душу населения, равно как и по зарплатам, Крым находится в нижней части списка украинских регионов. Средний крымчанин в январе 2014 года получал 2693 гривны (в среднем по Украине - 3148 гривны). Для сравнения, средняя зарплата в соседнем российском регионе - Краснодарском крае - составила 21,8 тысячи рублей (5,5 тысячи гривен), а в Ростовской области - 19,7 тысячи рублей (4,9 тысячи гривен).

Ежегодно прибыль от туристического сектора исчисляется миллиардами долларов, однако значительная часть этих доходов является скрытой. Крым, как и в советские времена, интересует в основном любителей «дикого» отдыха. Местные граждане, как правило, сдают свои квартиры и комнаты на курортный сезон. Естественно, это предпринимательство практически всегда минует налоговую инспекцию. Ожидать, что новая власть сумеет достаточно быстро изменить ситуацию, было бы странно. А для устройства на полуострове организованного отдыха нужны колоссальные вливания в обновление инфраструктуры, подобные тем, что произошли в Сочи.

Впрочем, притока туристов это не гарантирует, зато цены повысятся почти наверняка. Сейчас же туристическая привлекательность Крыма такова, что на кусок хлеба жители в любом случае заработают, хотя, возможно, не в этом году: по оценке ряда туроператоров, текущий сезон в Крыму уже испорчен.

«Я убежден, что Крым смог бы самостоятельно жить и процветать. Даже в составе Украины Крым мог бы получать от туристического рынка - основы благосостояния региона - намного больше, чем имеет. Сейчас в Крым приезжает около пяти миллионов туристов. Тратят, предположим, по 1000 долларов, это пять миллиардов долларов, но налоги с этой суммы в бюджет не доходят».

Лев Миримский, крымский предприниматель и политик, депутат Верховной Рады - в интервью «Ленте.ру»

Почти все отрасли крымской экономики обеспечивают только внутреннее потребление. Исключением, помимо туризма, является лишь виноделие, которое здесь активно развивалось еще в XIX веке (собственно, Крым стал первым центром российской индустрии вин). Крупнейшим импортером крымского вина была и остается Россия. За пределами же СНГ продукцией «Массандры» и «Инкермана» можно заинтересовать разве что любителей географической экзотики.

В последние годы поставки вина в Россию сократились. Отчасти это было связано с ужесточением таможенного контроля на российско-украинской границе в прошлом году, ударившим в том числе и по крымской продукции. Отрицательную роль сыграло и постоянное повышение российских акцизов на алкоголь. Впрочем, даже при таком раскладе Крым в 2013 году поставил в РФ более 18 миллионов бутылок вина (на 30 процентов меньше, чем в 2012-м). В целом крымские вина занимают весьма солидную часть российского рынка - около 6 процентов.

С учетом того, что потребление вина в России вообще растет достаточно быстрыми темпами, у крымчан есть неплохие перспективы зарабатывать в этой сфере больше. Однако и здесь необходимы вложения. Виноградные кусты на полуострове зачастую живут дольше 40 лет - это предельный срок плодоносности, а новые посадки требуют денег. Не факт, что виноделы Крыма, который обладает почти идеальным климатом для выращивания качественного вина, сумеют полноценно обновить «основные фонды» без посторонней помощи.

Даже если предположить, что Крым сумеет добиться независимости, самодостаточным государством он стать не сможет. Чтобы поднять свою экономику хотя бы до уровня среднего российского региона (по ВВП на душу населения он уступает большинству из них), республике необходимы огромные инвестиции - своими силами она не справится.

В 2013 году, без учёта теневого сектора экономики, вклад ВРП АР Крым в ВВП Украины официально оценивался в 3,0 %, при этом лишь 12,4 % местного бюджета пополнялось за счёт налогов с туристических видов деятельности . Соответственно, на момент включения в состав России ВРП Крыма составлял порядка 0,25 % годового объема ВВП Российской Федерации .

После присоединения Крыма к России в марте 2014 года началась реализация масштабных проектов, направленных на модернизацию экономики Крыма и её интеграцию с остальной частью России. В 2014 году Крым получил статус свободной экономической зоны .

В 2015 году физический объём валового регионального продукта (ВРП) Крыма вырос на 8,5 %, по этому показателю Крым занял 2-е место среди регионов России. Началось строительство Симферопольской ТЭС и автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив . В декабре были введены в строй первые две нитки энергомоста , соединившего энергосистему Крыма с Единой энергосистемой России .

В 2016 году ВРП Крыма вырос на 6,0 %. В мае было завершено строительство энергомоста из Краснодарского края в Крым, его мощность вышла на проектные 800 МВт. В декабре был введён в эксплуатацию магистральный газопровод , соединивший Крым с Единой системой газоснабжения России. На судостроительных заводах Крыма началось строительство ударных кораблей для ВМФ России .

В 2017 году экономика Крыма выросла на 10 % (рекордные темпы роста за последнее десятилетие). В мае 2017 года началось строительство федеральной автомобильной дороги «Таврида » от Керчи до Севастополя .

В апреле 2018 года был введён в эксплуатацию новый терминал аэропорта «Симферополь ». 16 мая 2018 года открылось автомобильное движение по Крымскому мосту , Крым получил прямую сухопутную связь с остальной частью России.

Промышленность [ | ]

Основными отраслями промышленности являются пищевая, химическая, судостроение, добыча углеводородов, электроэнергетика.

В 2016 году объём промышленного производства в Крыму составил 101 млрд рублей, в том числе:

  • Добыча полезных ископаемых - 10 %
  • Обрабатывающие производства - 60 %
    • Пищевая промышленность - 26 %
    • Химическое производство - 15 %
    • Машиностроение - 10 %
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 30 %

Среди крупнейших промышленных предприятий Крыма: судостроительный завод «Море» , судостроительный завод «Залив» , «Черноморнефтегаз » (добыча нефти и газа), «Массандра » (производство вина), Крымский содовый завод (производство соды), Крымский Титан (производство диоксида титана).

В 2015 году индекс промышленного производства Крыма вырос на 12,4 %, в 2016 году - на 4,6 %.

Сельское хозяйство [ | ]

В Крыму очень развито сельское хозяйство. Его специализация - зерноводство, животноводство, виноградарство, садоводство, овощеводство, а также возделывание эфиромасличных культур (лаванды, розы, шалфея).

Объём производства продукции сельского хозяйства в Крыму в 2015 году составил 61,8 млрд рублей.

Растениеводство [ | ]

В Крыму развито зерновое хозяйство. В 2017 году в Крыму было собрано 1,7 млн тонн зерна - рекордный урожай за последние годы. Объём сбора зерна в Крыму примерно в два раза превышает потребности населения полуострова.

Также развито овощеводство. В 2014 году произведено 414 тыс. тонн овощей и 388 тыс. тонн картофеля.

Производство других видов продукции растениеводства (в 2014 году):

  • Подсолнечник - 101 тыс. тонн
  • Бахчевые продовольственные культуры - 10,5 тыс. тонн
  • Плоды и ягоды - 113 тыс. тонн
  • Виноград - 70 тыс. тонн

Животноводство [ | ]

Ведётся производство мяса, молока, шерсти.

Строительство [ | ]

В Крыму действуют 262 строительные организации (по состоянию на 2016 год). В 2016 году объём строительных работ, выполненных строительными компаниями Крыма, составил 7,5 млрд рублей. В 2017 году в Крыму было введено в эксплуатацию 834 тыс. м2 жилья, что в 2,9 раза выше аналогичного показателя 2016 года. Основная часть жилья (74 %) была построена населением.

В настоящее время на территории Крыма ведётся строительство нескольких крупных объектов, в том числе Крымского моста , федеральной автомобильной дороги «Таврида », Симферопольской ТЭС мощностью 470 МВт.

Транспорт [ | ]

Функционируют основные виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, воздушный.

Автомобильный транспорт [ | ]

Грузооборот автомобильного транспорта Крыма в 2015 году составил 128 млн тонно-км, пассажирооборот - 2,14 млрд пассажиро-км.

На развитие дорожной сети Крыма в 2015 году было выделено 6 млрд рублей, в результате проведённых работ за год было отремонтировано 219 км автодорог.

Автодорожная сеть Крыма связана с дорожной сетью остальной части России благодаря Крымскому мосту , автомобильное движение по которому началось с 16 мая 2018 года. Ведётся строительство федеральной автодороги «Таврида » длиной 253 км между Керчью и Севастополем .

Железнодорожный транспорт [ | ]

Железнодорожным транспортом Крыма в 2015 году было перевезено 3,5 млн тонн грузов и 62 тыс. пассажиров.

Важную роль в транспортных перевозках Крыма играет Керченская паромная переправа , которая связывает Крым с остальной частью России через Керченский пролив . В 2015 году паромами Керченской переправы было перевезено 4,76 млн пассажиров, 1 млн легковых автомобилей, 42 тыс. автобусов, 217 тыс. грузовых автомобилей.

Туризм [ | ]

На территории Крыма находится 770 гостиниц и санаторно-курортных учреждений, общая вместимость которых составляет 158 тыс. мест. В 2016 году Крым принял 5,6 млн туристов.

Крым традиционно привлекает любителей санаторно-курортного и пляжного видов туризма. Туризму способствуют благоприятный тёплый климат и наличие множества достопримечательностей. Большая часть туристов отдыхает на Южном берегу Крыма . В советские времена Крым именовали «всесоюзной здравницей».

Розничная торговля [ | ]

Розничная торговля занимает важное место в экономике Крыма в связи с его туристической специализацией.

Динамика розничного товарооборота носит выраженный сезонный характер, что связано с притоком летом туристов. Наибольший его объём - с июня по сентябрь. В эти месяцы в курортных городах Крыма (Судаке, Алуште, Ялте, Феодосии) количество предприятий торговли, кафе, ресторанов значительно увеличивается.

Оборот розничной торговли в Крыму в 2015 году составил 195 млрд рублей.

Инвестиции [ | ]

По объёму инвестиций на душу населения Крым соответствует среднероссийскому уровню. В 2017 году инвестиции в основной капитал в Крыму составили 195 млрд рублей ($3,4 млрд).

Трудовые ресурсы [ | ]

Численность рабочей силы в Крыму по состоянию на IV квартал 2015 года составила 956 тыс. человек, из которых занятые - 892 тыс. человек, безработные - 64 тыс. человек. Уровень безработицы - 6,7 %.

Энергетика [ | ]

Крым обладает существенными запасами энергетических ископаемых и потенциалом возобновляемых источников. Ведётся добыча газа и нефти, а также производство электро- и теплоэнергии.

Потребление газа примерно равно его добыче - 1,5-1,6 млрд м3 в год. Подземное газохранилище помогает решить проблему дефицита в отопительный сезон . Газовая система Крыма входит в Единую систему газоснабжения России через газопровод , введённый в эксплуатацию в конце 2016 года.

Потребность в электроэнергии покрывается за счёт собственной генерации, которая в 2015 году составила 1,47 млрд кВт*ч , а также за счёт перетока электроэнергии со стороны Краснодарского края.

Финансы [ | ]

Банковская система [ | ]

Системообразующим банком Крыма является «Российский национальный коммерческий банк », принадлежащий государству в лице Росимущества . У РНКБ в Крыму свыше 180 банковских отделений, он обслуживает более 1,4 млн физических лиц и около 42 тыс. корпоративных клиентов. Вторым по значимости банком Крыма является «», принадлежащий региональным властям Крыма и Севастополя.

Налоги [ | ]

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя платят взнос в размере 6 % в Пенсионный фонд России, 1,5 % в Фонд социального страхования и 0,1 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Доходы населения [ | ]

Средняя заработная плата в Крыму - 30 577 рублей (июнь 2017 года). Наиболее высокую зарплату (по состоянию на ноябрь 2015 года) получают работники финансовой сферы (38 тыс. рублей), госуправления и обеспечения военной безопасности (35 тыс. рублей), добычи полезных ископаемых (32 тыс. рублей), электроэнергетики (28 тыс. рублей), транспорта (27 тыс. рублей), образования (24 тыс. рублей), здравоохранения (23 тыс. рублей). В сфере сельского хозяйства средняя зарплата составляет 15 тыс. рублей, в пищевой промышленности и торговле - 18 тыс. рублей, в химической промышленности и строительстве - 20 тыс. рублей.

Пенсии в Крыму получают свыше 560 тыс. человек. Средняя пенсия по старости в декабре 2015 года равнялась 11,5 тыс. рублей.

Внешняя торговля [ | ]

По данным Крымской таможни, экспорт товаров из Крыма в 2015 году составил $79 млн, импорт товаров - $100 млн, отрицательное сальдо - $21 млн.

Основные статьи экспорта товаров в 2015 году: продукция судостроения, химическая продукция, злаки, мясопродукты, чёрные металлы. Крупные статьи импорта: машиностроительная продукция, напитки, молочная продукция, овощи.

Крупнейшими торговыми партнёрами Крыма в 2015 году были Украина, Панама, Турция, Белоруссия, Китай, Индия.

Территориальная структура [ | ]

Экономический микрорайон Состав Специализация промышленности Специализация сельского хозяйства
Северо-Западный Красноперекопский район
Раздольненский район
Первомайский район

Керченский горсовет

горно-металлургическая
машиностроение
пищевая
зерновое хозяйство
мясо-молочное животноводство

Динамика ВРП Республики Крым [ | ]

Год Объём, млрд рублей Рост физического объёма к предыдущему году % от валовой добавленной стоимости России
189,4 - 0,32 %
248,3 +8,5 % 0,40 %
315,9 +6,0 % 0,46 %
341

Ссылки [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Крым тянет ВВП вверх:: Экономика:: Газета РБК
  2. Кто инвестирует в Крым – ВЕДОМОСТИ
  3. В Крыму подрастает молодая смета
  4. Расследование РБК: кому принадлежат курорты Крыма:: Экономика:: РБК

Новым командующим Северного флота (СФ) станет начальник штаба СФ, вице-адмирал Николай Евменов, сообщил FlashNord источник в командовании флота.

«Решение уже принято в министерстве обороны и документы утверждены. В ближайшее время Николай Евменов будет представлен личному составу уже в новом качестве», - сказал собеседник агентства.

Напомним, год назад, после того как выступление Евменова перед подводниками Северного флота было выложено в сеть, адмирал стал настоящей интернет-звездой. Даже бывалых моряков поразило, что «мат через слово» – в данном случае это было буквально. «Так им, товарищ адмирал!» – пришли в восторг комментаторы.

В настоящее время Н.Евменов является врио командующего СФ. Действующий командующий СФ адмирал Владимир Королев в конце ноября был назначен временно исполняющим обязанности главкома ВМФ. По словам того источника, кандидатура В.Королева является наиболее вероятной на пост главкома.

Н.Евменов стал новым начальником штаба СФ в ноябре 2012 года. До этого он командовал подводными силами Тихоокеанского флота (ТОФ). Н.Евменов стал знаменитым после публикации в 2014 году видеоролика, на котором слышно, как он рассказывает офицерам-подводникам о недопустимости управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Запись, которая собрала сотни тысяч просмотров, была сделана еще во время его службы на ТОФ, но опубликовали ее только в 2014 году.

Суровый адмирал интруктирует героических подводников

(Осторожно! Нецензурная лексика! 18+):

Особенно вдохновение адмирала посетило на 7-ой минуте

Мнения комментаторов в своё время разделились. Одни полагали, что без мата на флоте никуда, другие – что стали свидетелями позора Российского флота…

«25 лет прослужил в ВМФ, видел и слышал всякое! – также откликнулся Виталий Мельник. – Но никогда не видел чтобы старший офицер с такими погонами так низко опускался перед подчиненными. Вы можете себе представить П.С.Нахимова или С.О.Макарова на месте контр-адмирала Евменова. При Н.Г.Кузнецове в ВМФ СССР он бы уже не служил. Его риторика не оправдывается никакими обстоятельствами и говорит только о низком интеллекте этого человека, занимающего такой большой пост! А ведь эти офицеры его будут копировать, для них он пример! Что выветрилась культура на флоте? Совсем!? Грустно!!!»

Сразу после появления видеозаписи Н.Евменов объявил на Северном флоте месячник без мата. Командование Северного флота решительно взялось за искоренение мата в рядах моряков, писала «Российская газета». В войсковых частях и на кораблях СФ были анонсированы более 100 различных воспитательных мероприятий. В их числе – лекции и доклады на темы воинского воспитания, культурный отдых.

Обсуждение статьи

сочувствующий
Jul 23 2016 11:57AM

Да правильно он сказал!!! а для тех - кому простые истины не понятны - надо с матом, может так дойдет! Родина платит, лечит и т.д. а некоторые "Офицеры" не могут совладать с собой - вовремя остановиться при употреблении спиртных напитков..... Да какой же он защитник, раз элементарно с собой совладать не может!!! перечень погибших - ясно говорит...... в результате - ни Родине, ни семье погибших - абсолютно ничего хорошего....

LeNine
May 24 2016 2:13PM

Мдя. Первые комментарии напрягли, но гляжу умных людей побольше.

От себя: служил с 1998 по 2008 на Камчатке. Люди-иконы ТОФа: Сиденко, Кириллов. Туда же отношу и Евменова. "Дядя Коля", как его "за глаза" звали офицеры штаба.

ПыСы: Кому не нравится слог Евменова, за ради интереса поищите на просторах Тырнета высказывания Кириллова Юрия Васильевича (это не выдумка, на плацу этот спектакль мог длиться часами, экспромтом)

Алексей
Apr 12 2016 11:41PM

НЕМО и Алекс! Получилось в моей жизни так,что я с 17 лет связан с вооружёнными силами.Не будучи кадровым военным(есть такое определение-вольнонаёмный),но срочную служил и присягу принимал ещё Союзе и кадровым могу дать фору по своей специальности.Я не служу,а работаю во вспомогательном флоте. У меня есть подчинённые и когда они чего то не понимают я им объясняю точно так,как это делал адмирал на этом видео (и о чудо, меня начинают понимать и заострять внимание на возникшей проблеме).Это психология.В армии и на флоте можно доставить много горя не прибегая к мату и превышению голоса.Всё будет чисто по уставу и автоматически(заслужил-получи)

А мат даёт психо-логическую оценку произошедшему. Мы все люди и ни что,человеческое нам не чуждо.Адмирал(он тоже че-ловек).Это не он(Алекс)пьяный урод,а уроды те,кто довёл боевого офицера до такого эмоционального оформления своего монолога.Да и на тюрьме байкам не особо верят(Вы,Алекс,там,как я понял,как и на флоте тоже небыли)Просто,я свою работу начинал в строительных частях на Кольском полуострове(если Вам это что-то говорит).А Вам НЕМО могу сказать только одно.....Эта редкостная ископаемая скотина отвечает за жизнь,здоровье,благосостояние,

моральное поведение подчинённых ему людей перед государством и их родителями.Спрашивать за всё будут с этой (как Вы сказали)редкостной скотины.(Представте себя на его месте). Прерагатива начальника общаться с подчиненными ему людьми так,как они этого заслуживают своим поведением.(если это бараны,то и разговор,как с баранами).Ко всему прочиму,он ещё отвечает за то что бы Вы спокойно,мирно жили,сладко спали,вкусно ели весь такой белый и пушистый(Вы наверное и жареную курицу руками не берёте,а вилкой тыкаете).Извините за орфографию,университетов не заканчивал,а по смыслу выразился честно,как думаю и считаю правильным под чем и подписываюсь. Алексей Пехтерев 566 ОСО

SAB
Jan 19 2016 1:18AM

Вам бы на флот на пару лет окунуться в атмосферу плавсостава-особенно подводников- когда ты на все 100% вплоть до фуражки и здоровья (там личного времени не бывает-и выезд из городка с разрешения-были такие времена)принадлежишь одной цели-которая может уничтожать целые континенты-поэтому гражданская этика в мужском коллективе там не канает. А адмирал-подводник Евменов непререкаемый авторитет, сам там служил.

Питер
Dec 30 2015 5:41PM

В подтверждение нижесказанному.

10 и 25 Дивизии подводных лодок где находятся? В конце записи звучит команда их касающаяся. Юзаем в инете,- опа! Оказывается Тихоокеанский флот! Затем смотрим, где служил подводник...оказывается до 2011 на Тихоокеанском Флоте, причем последние пять лет учеба в Академии (В г. Москве -ген.штаба или в г.Ленинграде-Военно-морского флота). Хотя уже подробности не важны...

..."объявил на Северном флоте месячник без мата"! А-ха-ха!...))

Питер
Dec 30 2015 2:58PM

На всякий случай,- это не Северный Флот, а ТОФ. Этак минимум лет 5-6 назад. Причалов для проведения парадов на СФ нет, там где стоят подводные лодки пр.949. То есть 90% информации в статье- бред!

А то, что "контрактников" (пьянствующих матросов), заметьте -Не офицеров, "чистит почем зря", так это всё откровенные эмоции! Причем характеризующие открытый, честный характер человека, его прямодушие и искреннее возмущение гибелью Российских граждан в мирное время, по причине разгильдяйства и вседозволенности...

Погиб один летчик в Сирии- вой на полмира, а тут столько погибло... вслушайтесь внимательно! Он говорит не от себя, он говорит от матерей и детей убиенных!!! Он призывает к совести и благоразумию! Однако звучит и угроза для непонимающих или не желающих встать на путь самосознания (в смысле,- "это последнее, китайское предупреждение").

Виктор
Dec 15 2015 4:56PM

А вы немо и алекс поди и не служили, б.дь. Все доходчиво и понятно адмирал объяснил. А как по другому. Ну несколько много слов связок, как в немецком дер.. дес.. дем..., а у нас флоте слово-связка б..дь. Кстати после службы тоже не мог выразить мысль без этого слова, потом научился. Как видите.

НЕМО
Dec 15 2015 11:49AM

Мда редкостная ископаемая скотина.

И что ему никто ни разу в морду не дал?

Алекс
Dec 15 2015 1:09AM

Какой-то пьяный урод, а не офицер. Ему бы в тюрягу, байки рассказывать

Арктика – особенная территория, и отношения требует к себе соответствующего. Бережное отношение к природе, уважение к работающим здесь людям, внимание к обороне региона... Последнюю и самую сложную задачу выполняет Северный флот.

В декабре исполнится три года с момента создания на его основе межвидового стратегического объединения для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Об обеспечении безопасности в этом районе мы поговорили с командующим Северным флотом вице-адмиралом Николаем Евменовым.

Николай Евменов: "Северный флот - гарант стабильности, позволяющий защищать экономические и политические интересы России в любой точке Мирового океана". Фото: пресс-служба СФ.

- Николай Анатольевич, что сегодня представляет из себя Северный флот?

Мы единственное и самое мощное формирование Военно-морского флота России , которое имеет статус военного округа.

В зоне ответственности флота четыре субъекта РФ , воздушное пространство, акватория Северного Ледовитого океана и северное побережье России от границы с Норвегией до моря Лаптевых включительно. Наличие морских стратегических ядерных сил и современных кораблей дальней океанской зоны делает Северный флот гарантом стабильности и позволяет защищать экономические и политические интересы России в любой точке Мирового океана.


- Кто и как сегодня защищает российскую Арктику?

В составе Северного флота - уникальные соединения и части. Это арктическая мотострелковая бригада, тактическая группа береговых войск, подразделения противовоздушной обороны, которые несут боевую вахту на островах Северного Ледовитого океана, на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.

Уже во многом сформирована и продолжает совершенствоваться система военной инфраструктуры на арктических островах и в континентальных районах Крайнего Севера. На островах Котельный и Земля Александры построены административно-жилищные комплексы замкнутого цикла, в которых живут и служат наши военнослужащие.


- Арктика не балует погодой. Как обстоят дела с доставкой припасов и грузов на столь удаленные базы?

Каждая арктическая база Северного флота, как орбитальная станция, способна от года до полутора лет существовать автономно. При этом в случае необходимости на базу можно доставить любые материалы, оборудование или припасы в максимально короткий срок, несмотря на погодные и природные условия. Каждая оборудуется всесезонными аэродромами, которые смогут принимать различные типы самолетов, в том числе тяжелые транспортные и истребительную авиацию.


2017-й – год экологии, а Арктика – это уникальная природная зона, которая требует защиты сама по себе. В этом направлении Северный флот ведет какую-то работу?

Начнем с того, что строительство здесь ведется наиболее экологичными способами, чтобы не нанести вреда природе.

Во-вторых, мы стараемся не только сохранить окружающую среду, но и очистить ее от накопленного мусора. Третий год подряд на острове Котельный экологический взвод военнослужащих МТО Северного флота собирает металлолом и прессует его для вывоза и утилизации.

За три года очистки острова североморцы вывезли более 2400 тонн металлолома.


- Какие нововведения планируются для укрепления обороноспособности в Арктике?

Создается система мониторинга надводной и подводной обстановки Северного морского пути и полного контроля воздушного пространства над нашей зоной ответственности в Арктике.

В конце 2015 на боевое дежурство заступил первый зенитный ракетный полк на архипелаге Новая Земля. На его вооружении стоит модернизированный комплекс ПВО .

Начиная с 2012 года, корабли и суда Северного флота совершают регулярные походы по морям Северного Ледовитого океана, для совершенствования подготовки моряков и личного состава сухопутных и береговых войск флота.


- А чем запомнился этот год? Какие этапы освоения Арктики еще были пройдены?

Традиционно, одним из центральных событий для нас стал поход отряда боевых кораблей и судов обеспечения по морям Северного Ледовитого океана. На этот раз он был самым масштабным и максимально насыщенным.

Было задействовано девять кораблей и судов обеспечения. В общей сложности они прошли около 6000 морских миль - от Североморска до Новосибирских островов и обратно. Через акватории Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых, а также по реке Енисей до порта Дудинка . В этом районе бойцы арктической мотострелковой бригады совместно с подразделениями ВДВ и спецназа провели межвидовое тактическое учение по охране и обороне промышленного объекта в Арктике.

За время похода североморцы четырежды десантировались на необорудованное побережье. Впервые мы десантировали тяжелую технику на мыс Челюскин – самую северную точку Евразии .


- Но походы – это ведь не только военные действия, но и работа с людьми?

В ходе учений на Таймыре военнослужащие Северного флота выполнили большую культурную программу. Провели спортивные состязания с местными командами по волейболу, футболу и хоккею, встретились с молодежью и рассказали школьникам об особенностях службы на Северном флоте. В рамках проведения военно-технического форума «Армия-2017» на Северном флоте наши корабли в Дудинке были открыты для посещения жителями города. За время проведения форума корабли флота в Дудинке посетили больше десяти тысяч местных жителей. 160 таймырских школьников были приняты в ряды Юнармии.

Для исследования Арктики в составе гидрографической службы Северного флота воссоздана Арктическая океанографическая экспедиция, на счету которой уже есть несколько открытий.

Ежегодно в Арктику отправляется несколько экспедиций на гидрографических судах. Исследователи совершили более 20 открытий географических объектов в районе Новой Земли. Из-за таяния ледников образовались несколько островов, мысов и проливов, которые уже нанесены на карты.

В этом году гидрографическое судно «Сенеж » изучало береговую линию на арктических островах Визе , Ушакова , Шмидта , а также на острове Северный архипелага Новая Земля. В процессе исследований гидрографы открыли два неизвестных ранее мыса и новый остров, вышедший из-под ледника Чаева.


ХРОНИКА АРКТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

2012 - морские пехотинцы Северного флота впервые в истории российского ВМФ высадились на необорудованное побережье острова Котельный.

2013 - отряд кораблей во главе с флагманом Северного флота тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» доставил на Новосибирские острова технику и имущество для восстановления авиационной комендатуры «Темп».

2014 - учения по защите арктической островной зоны и морского побережья Российской Федерации на Новосибирских островах.

2015 - впервые проведено межвидовое учение с участием подразделений арктической мотострелковой бригады Северного флота по защите важных объектов на полуострове Таймыр.

2016 - Впервые в истории морской десант высадился на необорудованное побережье острова Земля Александры самого северного архипелага России - Земля Франца-Иосифа.

2017 - поход от Североморска до Новосибирских островов с высадкой морского десанта на бронетехнике на острова Котельный, Голомянный, мыс Челюскин и на необорудованное речное побережье в районе порта Дудинка на Таймыре.