Заброшенные промышленные объекты. Шар под Дубной

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество секретных и не очень военных объектов. Экономика некоторых новоиспеченных государств просто не могла потянуть содержание этих сверхсекретных комплексов, а другим они были просто без надобности, поэтому строения постепенно ржавели и приходили в негодность.

Вот лишь несколько сооружений из тысяч спрятанных по горам и лесам секретных и не очень объектов, которые характеризуют все мощь развалившейся империи. А ведь это только наименее ценные, оказавшиеся невостребованными в период раздела имущества между когда-то братскими республиками…

Балаклава, Крым, Украина


Балаклава - сверхсекретная база подводных лодок, которая находится в крымском городе Балаклава и является одним из крупнейших военных объектов, под сводами которого могли разместится до 14 подводных судов. Эту военную базу построили 1961 и забросили в 1993 году, сразу после распада СССР. Располагается Балаклава прямо под Таврос располагался комплекс. Как утверждают знающие люди - база была перевалочным пунктом, где подводные лодки ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы (в том числе и ядерные). Балаклава строилась на века и даже сможет выдержать прямой ядерный удар. Но сейчас это просто заброшенный военный комплекс, который разобрали по винтикам местные жители, правда в 2002 было принято решение на руинах базы подводных лодок воздвигнуть музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло.

Секретная база подводных лодок
Один из крупнейших военных объектов, оказавшихся брошенными после распада СССР.

С 1961 года под горой Таврос располагался комплекс, где хранились боеприпасы (в том числе и ядерные) и проводился ремонт подводных кораблей.

В доках базы могло укрыться до 14 субмарин разных классов, и весь комплекс был способен выдержать прямой удар ядерной бомбы мощностью до 100 кТ.

Брошенный в 1993 году объект был растащен на металлолом местными жителями и лишь в 2002 на остатках базы подводных лодок был организован музейный комплекс.

Ракетная шахта Двина, Кекава, Латвия


После распада великой державы многим молодым республикам достались секретные военные объекты, о существовании которых те даже не подозревали. Так например, вблизи города Рига (Латвия), в лесах укрылись от чужих глаз остатки ракетного комплекса «Двина». Этот военный комплекс был построен в 1964 году и состоял из 4 пусковых шахт. Сейчас шахты глубиной 34,6 метров частично затоплены, но любой желающий прихватив в гиды местного сталкера сможет спуститься в недры «Двина» и прогуляться по заброшенному комплексу. Говорят, что в ракетных шахтах осталось большое количество ракетного топлива, которое хоть и не радиоактивно, но очень ядовито, поэтому советую хорошенько подумать, прежде чем отправляться на экскурсию в это место.

Лопатинский фосфоритный рудник, Московская область


До развала СССР Лопатинский фосфоритный рудник был действующим месторождением, где добывались необходимые для производств сельскохозяйственных удобрений ископаемые и минералы. После 1993 года богатое месторождение прикрыли, оставив там всю технику. Так Лопатинский фосфоритный рудник с его гигантскими многоковшовыми экскаваторами стал местом паломничества туристов со всего мира. Если надумали исследовать это необычное место, то с визитом следует поторопиться, т.к. местные жители тащат все, что не прикручено и через несколько лет там не останется ни одного из железных монстров. Хотя популярность этого места вряд ли упадет: неземные пейзажам Лопатинский рудника останутся весьма примечательным местом.

Станция изучения ионосферы, Змиев, Украина


Эта станция была построено буквально за год до развала Советского Союза под Харьковом и являлась прямым аналогом американскому проекту HAARP на Аляске, успешно функционирующему и сегодня. Гигантский комплекс состоял из нескольких антенных полей и гигантской параболической антенны диаметром 25 метров, способной излучать мощность порядка 25 МВт. Но новоиспеченному украинскому государству передовая, и весьма дорогостоящая, научная аппаратура оказалась ни к чему, и сегодня разграбленной станцией интересуются лишь сталкеры и охотники за цветными металлами. Ну и конечно же, туристы!

Морской город «Нефтяные камни», Азербайджан


В 40-х годах прошлого века в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова началась морская добыча нефти. Вскоре вокруг первых платформ начали возводится города, также расположенный на металлических эстакадах и насыпях. Так в открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, хлебозавод и даже цех по производству лимонада. Что там говорить, у нефтяников даже был свой небольшой парк с настоящими деревьями. Город Нефтяные камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Вскоре появилась более дешевая сибирская нефть, которая сделала морскую добыче нерентабельной и морской городок начал приходить в запустение. Как ни странно, но Нефтяные камни нельзя назвать городом призраком, т.к. и по сей день там проживает около 2000 человек.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц, Московская область


В конце 80-х агонизирующий Советский Союз решился на постройку огромного ускорителя элементарных частиц. Кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров, и сейчас находится возле подмосковного Протвино - города физиков-ядерщиков. Это менее сотни километров от Москвы по симферопольскому шоссе. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался гнить под землей.

Место было выбрано по геологическим соображениям – именно в этой части Московской области грунт позволяет размещать крупные подземные объекты.

Подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, были связаны с поверхностью вертикальными шахтами вниз на 68 метров! Непосредственно над колодцем установлены грузовые краны грузоподъёмностью до 20 тонн. Диаметр колодца 9,5м.

В свое время мы опережали США и Европу лет на 9, а сейчас все наоборот, мы сильно отстали и денег Институту для завершения строительства и ввода Ускорителя в строй просто нет.

Оставшиеся инженеры и ученые пытались все же на отпускаемые госбюджетом крохи довести дело до мало-мальски приемлемого завершения. Хотя бы в виде законченного уникального инженерного сооружения - подземного «бублика» длиной 21 км.


Но, совершенно очевидно, что страна с разрушенной экономикой, не имеющая ясных перспектив своего дальнейшего развития в составе мирового сообщества, осуществить подобный проект не сможет…


Затраты на создание УНК по масштабу соизмеримы с затратами на сооружение атомной электростанции.


Может быть, физики следующего поколения найдут ему достойное применение…

Загоризонтная РЛС Дуга, Припять, Украина

Титаническое сооружение, построенное в 1985 году для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет, могло бы успешно функционировать и по сей день, но на деле проработало меньше года.

Гигантская антенна высотой 150 метров и длиной 800, потребляла такое количество электроэнергии, что была построена практически вплотную к чернобыльской АЭС, и, естественно, прекратила свою работу вместе со взрывом станции.

В настоящий момент в Припять и в том числе к подножию РЛС возят экскурсии, но забираться на 150-метровую рискуют лишь единицы.

Семипалатинский ядерный полигон. Казахстан. Семипалатинск

Семипалатинский ядерный полигон - первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» - Семипалатинский испытательный ядерный полигон.

Семипалатинский полигон. Вид в ГУГЛе. Места подземных испытаний

На территории Семипалатинского полигона находится объект, где раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Таких объектов всего четыре в мире.

На его территории находится ранее закрытый город Курчатов, переименованный в честь советского физика Игоря Курчатова, ранее - Москва 400, Берег, Семипалатинск-21, станция Конечная.

С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).

В опасных зонах бывшего полигона радиоактивный фон до сих пор (по состоянию на 2009 год) доходит до 10-20 миллирентген в час. Несмотря на это, на полигоне до сих пор живут люди.

Территория полигона никак не охранялась и до 2006 никак не была обозначена на местности.

За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Кадыкчан «Долина Смерти» Россия, Магаданская область

Заброшенный шахтёрский «город-призрак» расположен в 65 км северо-западнее города Сусуман в бассейне реки Аян-Юря (приток Колымы).

Почти 6-тысячное населения Кадыкчана начало стремительно таять после взрыва на шахте в 1996-ом, тогда поселок было решено закрыть. Тепла здесь нет с января 96-го - из-за аварии навсегда замерзла местная котельная. Оставшиеся жители обогреваются с помощью буржуек. Канализация уже давно не работает, и в туалет приходится ходить на улицу.

В домах — книги и мебель, в гаражах — машины, в туалетах — детские горшки.

На площади у кинотеатра — расстрелянный напоследок жителями бюст В.И. Ленина. Жителей эвакуировали в несколько дней, когда город «разморозили». С тех пор так и стоит…

Осталось только два принципиальных жителя. Над городом — жуткая тишина, нарушаемая редким скрежетом кровельного железа на ветру да криками ворон…

На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.

Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая - впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.

Левая колея в рабочем состоянии - изредка по ней ещё ходят составы.

Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.

«Черт их побрал, очкариков, - надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»

При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно - ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?

Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё - рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».

На стене - раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.

Щиток предохранителей.

…железнодорожный фонарь советского образца…

…валенки - вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.

Ну а где валенки - там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.

Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.

Рельсы время не пощадило.

В яму вниз ведут ступеньки.

Поодаль виднеются крытые навесы.

Вдоль проёмов растут очень изящные растения - аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты - других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.

Крупным планом.

Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно - за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же - никого.

Внутри хорошо сохранившихся построек - полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки - при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь - изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.

Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.

Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.

Ещё с порога видна полнейшая разруха.

А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».

Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.

В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.

А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.

Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.

Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.

Загадочная неведомая хрень с манометром.

Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам - ни разу не для бюджет-класса.

Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.

В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» - вот теперь поговорим?

Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все - вскрытые, взломанные и по большей части пустые.

Или с непонятным хламом внутри.

На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи - предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.

Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще - как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.

На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали - пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.

Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.

Та самая запертая дверь.

На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь - точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».

Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.

А кое-где документы раскиданы прямо на полу.

Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…

…так и изнутри.

В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.

А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, - с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз - тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».

Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят - лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.

Паллеты не вполне обычные - стальные и ярко окрашенные.

Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда - просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.

Резервуары неизвестного назначения.

Внутри - определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.

Поблизости - такой же резервуар, но в зеркальном отображении.

В это помещение зайти не удалось - залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.

На дне абсолютно пусто - ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».

Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.

За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.

Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас - от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.

На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов - уже не первый год.

По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно - опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?

Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?

Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек - не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.

А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…

По этим рельсам раньше каталась кран-балка - ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).

Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.

Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла - дверь тепловоза открыта.

Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.

Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)

()

  • November 18th, 2018 , 12:22 pm

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как ) или сильно меня впечатливший ( во Владивостоке, в Санкт-Петербурег или красинцовский в Тульской области)

Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала , на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.

()

  • May 16th, 2018 , 03:49 pm

Всем доброго времени суток!
Сегодня прогуляемся по пустующим этажам корпусов бывшей Академии РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения), находившейся в самом сердце нашей столицы, буквально в нескольких шагах от Кремля - сразу за парком "Зарядье", на набережной Москвы-реки.
Два или три года тому назад академия была переведена в Балашиху , где её было решено разместить на базе Военно-технического университета Министерства Обороны. Участок земли перешёл во владения города, после чего вместе со всеми зданиями был выставлен на аукцион с рядом условий. В частности, от будущего инвестора требовалось сохранить и реставрировать все постройки на территории, а также открыть её для посетителей. В бывших корпусах Академии предполагается разместить гостиницу, апартаменты и торговые площади, а также связать получившийся комплекс с парком "Зарядье".
С экономической точки зрения место предельно жирное и для бизнеса подходит гораздо лучше, чем для обучения высшего военного состава... Как бы то ни было, с момента переезда ракетчиков здания академии оказались отключены от электроснабжения и отопления и, по сути, брошены. На углу разместился городок строителей "Зарядья", территорию взяли под вялую охрану несколькими ЧОПовцами.

()

Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь:) https://instagram.com/lanasator

  • May 3rd, 2018 , 06:13 pm

Приветствую всех вернувшихся с майских праздников живыми:)
Вот, тоже вернулась и готова порадовать читателей фотками с некоторого количества необычных европейских заброшенных объектов.
В частности, сегодня предлагаю взглянуть снаружи и изнутри на подземные авиабазы.

На этот раз на многих фотках будут силуэты людей - по большей части, для передачи представления о масштабах сооружений.
В связи с тем, что Яндекс решил закрыть проект своих "Фоток", попробую в качестве нового хостинга Фликр - надеюсь, хоть этот не помрёт:)

()


Подписывайтесь на мой инстаграм! https://instagram.com/lanasator
  • September 20th, 2017 , 11:50 am

Каждому рассказывали стандартную историю Золушки с хэппи-эндом и безо всякой морали, но сегодня у меня для вас совершенно другая сказка.

Никаких хрустальных туфелек и принцев, готовых тратить время на поиски, - только суровая современность!

()

  • February 6th, 2017 , 04:55 pm

На днях в сообществе проскочила инфа, что вот-вот окажется забаянено весьма красивое и необычное место - заброшенный исследовательский стенд. Йуные сталкеры собрались устроить там "сходку" и зачем-то с фотками и описанием анонсировали это событие аж за три недели.
Ну а дальше - кто-то смог сам найти по этим вводным данным, кому-то оказалось проще спросить по знакомым, а кто-то и вовсе бывал возле этого объекта прежде, но недостаточно уделил ему внимание... В общем, как бы то ни было, в минувшие выходные на объект отправились любители истории и ценители эстетики, стремясь опередить не только дестрой-отряды, но и друг друга:)

Объект оказался весьма достойным, хоть и изрядно потрёпанным жизнью... Комплекс построек включал в себя пару исследовательских установок с прилагающимися к ним агрегатами. Одна из установок - аэродинамическая труба - визуально напоминает огромного дракона. Насыщенно прожив 50 лет и промучавшись еще с десяток после застоя 90-х, он умер, оставив ценителям свой эстетически прекрасный и посредственно охраняемый труп:)

()

  • October 27th, 2016 , 10:33 am

По факту наличия некоторого количества свободного времени, решила чуть-чуть взбодрить - вдруг ими кто-нибудь хоть иногда пользуется:)
Поставила себе задачу добавить к фотоотчётам метки года съёмки.
Так как даже самой иногда бывает любопытно вспомнить, что в каком году посещали-фоткали. Особенно в контексте повторных визитов.
Пока что сделана лишь часть, но в планах дойти до самых первых постов - и даже грохнуть те, в которых фотки невосстановимо пропали, а то чо они висят. Ну и по возможности восстановить фотки, где слетел хостинг, но сами картинки остались на компе. Хотя это не скоро.

И вот нашелся у меня относительно недавно написанный фотопост про тленные бункеры в , которые довелось увидеть аж в январе 2009 года - семь с половиной лет они лежали на жестком диске, хотя в них ничерта секретного - просто тлен, который лень было выложить.
Никаких зеркалок и RAW - только jpg на мыльницу, но зато со штатива!
Помню, что мой восторг от этих заброшек тогда был едва ли не сильнее, чем нынешние впечатления от небаянных и крутых действующих объектов.

(

На территории части располагаются гаражи для военной техники, несколько технических сооружений, склад. Все сооружения пусты и заброшены. Через забор от части находится заброшенная котельная и погреба для хранения продуктов. Местами свалены ящики от противогазов. На стене одного из зданий выцарапаны сотни названий городов. Следует опасаться охранника, КПП которого расположено поблизости от погребов. В случае запала, он спускает на вас свору...

Здание с гаражами представляет собой ряд боксов с воротами, половина из которых - закрыты. Рядом имеется холл, в котором сохранилась мебель и много различных документов. Так-же по-соседству располагается небольшая заправка для автомобилей «Урал», которые и стояли в гаражах. В холле есть подвал, но он затоплен.

Заброшенные немецкие береговые укрепления в Пиллау, довольно хорошо спрятанные от посторонних глаз за огромным количеством кустов акации и зарослей. Прибрежный укрепрайон в районе Кёнигсбергского Пролива около города Пиллау был возведен приблизительно в середине 1930-х годов XX века. Использовался объект по назначению минимум до 2000 года, что можно определить по автографам солдат, служивших здесь. Часть проходов и комнат в подземных...

Редюит-блокгауз был построен, как и бастион Грольман в середине 19-го века, сам редюит-блокгауз вынесен за линию укреплений бастиона, и его задачей была защита и прикрытие моста через ров к бастиону. Редюит-блокгауз представляет из себя двухэтажное здание с закруглённой фронтальной стенкой. С первого этажа отходят три противоминные галереи (через несколько метров обвалены), лестница на второй этаж не сохранилась. Справа находится современная...

Здание столовой калининградского военного авиационно-технического училища. Построено приблизительно в 1970х годах. Здание имеет два этажа и подвал. Выход на крышу затруднён из-за отсутствия лестниц. В столовой был лифт для продуктов и лифт для людей. Состояние на февраль 2019 года неплохое, объект не охраняется, но рядом находится ОМОН.

Пенемюнде во все времена своего существования считался местом уединенным, окрестности заросли густыми лесами. Уединенность и стала одной из причин, по которой Пенемюнде еще до начала Второй мировой войны, в 1937 г., стал полигоном («Пенемюнде-Запад») и исследовательским центром («Пенемюнде-Восток») ракетной техники. Были и другие причины, по которым для этой цели был избран именно Пенемюнде: возможность подвозить материалы морем и близость к...

На основании директивы Генерального штаба от 9 ноября 1954 года в Калуге был сформирован 10-й отдельный батальон радиопомех. Он создавался на базе 764-го Псковского отдельного учебного радиобатальона. 11 апреля 1991 года по приказу Министерства обороны СССР батальон был выведен в состав Краснознаменного Белорусского военного округа с местом дислокации в Борисове. С 1992 года он располагается на территории военного городка Лядищи. С 2007...

На этом объекте вы можете увидеть сразу две реликвии флота - подводную лодку Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и плавучий док ПД-16, в котором она находится с 1992 (!) года, построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с 1945. Док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев,...

Столицы всегда охраняются самыми передовыми разработками военно-промышленного комплекса, и Москва здесь не исключение. Вокруг города расположены десятки заброшенных оборонных объектов, многие из которых весьма зрелищны. Расскажем о некоторых из них.

Бывшие стартовые позиции зенитно-ракетного комплекса С-25

К юго-западу и западу от Москвы располагаются два заброшенных объекта. Ранее тут находились комплексы С-25 - зенитно-ракетные комплексы, взятые на вооружение в СССР в мае 1955 года. Основная задача комплекса - защита воздушного пространства над Москвой и на подступах к ней. Создание этой зенитно-ракетной системы (ЗРС) было одним из самых сложных, амбициозных и дорогостоящих занятий Советского Союза в послевоенные годы. Фактически она стала первой в мире действующей ЗРС такого масштаба.

Вся система обороны неба Москвы состояла из 56 зенитно-ракетных пусковых комплексов, расположенных вокруг столицы и образующих два кольца. Собственно, сами кольца сегодня можно найти на карте очень просто: это автодороги А-107 и А-108, также известные как Московское малое кольцо (45 км) и Московское большое кольцо (90 км).

Дороги были сделаны именно для нужд военно-транспортного сообщения и снабжения пусковых платформ ПВО. Бетонные плиты были уложены в несколько слоев специально для того, чтобы дороги могли выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Гражданскими дороги стали очень быстро, хотя официально были признаны таковыми лишь в конце 1980-х, и были покрыты асфальтом. При этом вплоть до сегодняшнего дня их все называют «бетонками».

Впервые на гражданских картах большая «бетонка» появилась в атласе Московской области в 1991 году. До этого путеводитель с картой «Подмосковье», выпущенный Главным управлением геодезии и картографии в 1956 году, содержал сведения лишь о части участков большого и малого колец.

На сегодняшний день часть пусковых площадок переоборудована, и на них установлены современные комплексы воздушной обороны С-300, а часть осталась в запустении. Один из пустующих объектов находится к западу от Москвы, на большом кольце, недалеко от поселка Лесодолгоруково, что на Волоколамском шоссе.

Всего на большом кольце располагалось 34 комплекса (остальные 22 -на малом). Сегодня тут сохранились несколько построек, а также стоит как памятник одна ракета. Вокруг красивый еловый лес, в котором также встречаются некоторые постройки военного назначения, вход в который ничем не ограничен, а на стенах и внутренних дверях сооружений остались предостерегающие надписи вроде «Вход воспрещен» или «Опасно для жизни». Еще тут можно встретить два военных агрегата на базе МАЗ-543 с колесной формулой 8х8. В общем, есть на что посмотреть.
Координаты: 56.021221, 36.343330.

Вторая заброшенная пусковая позиция находится южнее, но тоже на большом кольце, между Калужским и Минским шоссе, неподалеку от поселка Васильчиново. Тут также сохранились некоторые постройки. Основной интерес вызывают радиокупола - сферические постройки, акустика внутри которых просто сумасшедшая. Любой звук доносящийся из центра шара, отражается от стен и возвращается обратно в центр, усиливаясь многократно.
Координаты: 55.353058, 36.490833.

Полузаброшенный центр военной подготовки Николо-Урюпино

К западу от Москвы, в самой непосредственной близости от поселка Николо-Урюпино, находится объект, который нельзя назвать полностью заброшенным, но фактически он не используется. Работает лишь часть Центра, и попасть в нее можно, только будучи учащимся какой-нибудь военной кафедры. Большая часть этого полигона пустует и практически не охраняется.

Сам центр образовался в результате расширения военного полигона, основанного еще в 1921 году в соседнем поселке Нахабино, который, к слову, до сих пор действует. Территория центра находится в северной части полигона, ближе к Николо-Урюпино. Попасть сюда можно без проблем через поселок. Иногда на территории центра можно встретить военнослужащих, однако они абсолютно лояльны к гражданским - местные жители зачастую собирают тут грибы и просто гуляют.

На территории центра есть много всего интересного. Тут стоит несколько памятников, но основной интерес вызывают макеты боевой техники, окопы и траншеи. На лесистой местности находятся хаотично разбросанные фигуры бронетехники и самолетов. Кое-где вырыты учебные траншеи, стоят мобильные мосты и временные огневые точки.
Координаты: 55.803406, 37.193233.

Недостроенный госпиталь внутренней службы безопасности

Постройка интересна в первую очередь тем, что в центральном и правом крыле есть доступ на крышу, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Внутри царит атмосфера постапокалипсиса: голые стены, разрисованные местными графити-художниками, мрачные коридоры и воющий ветер.

Левое крыло посещать не стоит, тут успели построить лишь каркас, и его надежность весьма сомнительна. Центральное и правое крыло сохранились значительно лучше, и следов обрушения не замечено. Помимо крыши и внутренней части здания, тут имеются и подземная часть. Трубно-кабельный коллектор и подвальная часть сохранились плохо, да и возможности передвижения там весьма ограниченны, хотя заглянуть туда стоит.

Хотя перемещаться тут можно свободно, но, как и на любом другом заброшенном объекте, следует соблюдать особую осторожность. Постройка выглядит весьма надежно, но не стоит забывать, что она стоит в таком виде уже почти четверть века, а гидроизоляция конструкции почти нигде не была выполнена до конца, и вода постепенно «точит» перекрытия.
Координаты: 55.739265, 37.995358.