Китай город выход на маросейку.

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.

Как устроены станции московского метрополитена и переходы с одной ветки на другую в московском метро? Все очень просто и логично! Вы выходите на пересадочной станции из вагона на платформу одной линии, и идете к лестнице или эскалатору с указателем другой, нужной Вам ветки. Так в Москве в метро повсюду. Но только не на станции метро "Китай- город "! Сегодня мы расскажем об одной из наших самых любимых, изумительно простой, удобной и одновременно неожиданно сложной для пересадки станции московского метрополитена - "Китай- город ". И не вздумайте подумать, что это московский чайна-таун!

Итак, почти все станции московского метро устроены очень просто: посередине станции расположена платформа, по краям ее - рельсы, которые уходят в противоположных направлениях одной и то же ветки. Есть несколько станций в Москве, где рельсы, уходящие в разные стороны одной линии - посередине. То есть разделяют станцию на две отдельные платформы, как это часто бывает на железной дороге. Так, например, устроена самая загадочная - Филевская (голубая) - ветка московского метрополитена и еще несколько наземных станций метро.

Но где бы ни были расположены рельсы относительно платформы в московском метро, заблудиться и потеряться, если вы проехали свою станцию - просто невозможно! Рельсы уходят направо, рельсы уходят налево, но если вы никуда не уходили с платформы, это всегда одна и та же линия (ветка). Вы с легкостью можете пересечь платформу, сесть на поезд, идущий в противоположную сторону, и оказаться на нужной Вам станции, если проехали мимо. На любой станции метрополитена, на любой платформе московского метро. Только не на станции метро "Китай-город"!

Часть пересадочных станций московского метро, находящие на разных линиях, имеют разные названия. Некоторые пересадочные станции находящиеся на разных ветках метрополитена называются одинаково. Разобраться в этом совсем не сложно: к одноименному названию в таком случае обязательно добавляется название линии, а на указателях помощником служит еще и цвет ветки.

Станция метро "Китай-город" находится в самом центре столицы и является пересадочной.

С Калужско-Рижской (оранжевой) линии на Таганско-Краснопресненскую (фиолетовую) ветку. И наоборот: с Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии на Калужско-Рижскую(оранжевую) ветку. Смотря кому куда надо. Однако при упоминании станции "Китай-город" не принято уточнять, что это станция фиолетовой Таганско-Краснопресненской или оранжевой Калужской-Рижской линии.

Вы просто слышите анонс диктора в вагоне: "Переход на Таганско-Краснопресненскую линию." Или:"Переход на Калужско-Рижскую линию". Название станции не озвучивается. И это конечно же неспроста. Указатели на платформах указывают переход одновременно переход на фиолетовую Таганско-Краснопресненскую и оранжевую Калужско-Рижскую.

Московское метро всегда строилось и строится ветками. Переходы же и пересадки между линиями появляются позже. Стиль и дизайн разных станций одной ветки обычно выдержан в едином ключе и является отражением идеологии той эпохи, когда линия была построена. Особенно ярко это видно при переходе с одной ветки на другую: вы попадаете из тридцатых годов прошлого века в шестидесятые, а то и сразу в девяностые. И обратно. Потрясающий калейдоскоп ушедших эпох и стилей!

По отличающейся архитектуре и декору путешественник сразу видит, что это разные станции разных веток, даже если и называются они одинаково. Всегда и всюду в московском метро так: все станции московского метро имеют свой оригинальный дизайн, и одноименные станции на разных ветках конечно же не исключение. Но только не на станции метро "Китай-город"!

Все дело в том, что станция "Китай-город" - одна одновременно на двух разных ветках!

Станция "Китай-город" представляет собой две почти идентичные по архитектуре, с едва уловимыми различиями в дизайне платформы-близнецы, расположенные параллельно друг другу. Между собой обе платформы соединенны переходом-лестницей в центре зала, посередине платформ.

В одном конце платформ расположена лестница, по которой можно выйти в город - к улице Маросейка, а также перейти на другую соседнюю платформу станции "Китай-Город".

В другом конце платформ находится эскалатор для выхода в город к улицам Солянка и Варварка. Там нет перехода на другую платформу. И если вы подниметесь по эскалатору, то окажетесь на выходе из метро. Будьте внимательны!

С каждой из платформ Вы можете уехать как по Таганско-Краснопресненской, так и по Калужско-Рижской линии. Только в разных направлениях. Это означает следующее:

Вы стоите на платформе и видите: с одной стороны поезда уходят в сторону станции метро "Выхино" Таганско-Краснопресненской фиолетовой линии. А с другой стороны поезда идут к станции метро "Ясенево" оранжевой Калужско-Рижской линии московского метрополитена.

Если перейти по одной из пешеходных лестниц на другую платформу станции метро "Китай-город", там нам откроется идентичная, но совершенно противоположная картина.

Китай-город. Поезда до Медведково и Планерной
С одной стороны платформы поезда уходят в сторону станции метро "Медведково" Калужско-Рижской ветки. А с другой - в сторону станции метро "Планерная" Таганско-Краснопресненской линии московского метрополитена.

А это значит, что очень повезло тем, кто едет со стороны Выхина в сторону Медведкова, или из района Ясенева в район Планерной. Чтобы пересесть на другую ветку, в этих случаях достаточно просто перейти на другой край платформы! Замечательная экономия времени и сил!

Теперь вы знаете, почему только на станции "Китай-город" можно увидеть немного странную для московского метрополитена сцену: к платформе подходит поезд, люди выходят из вагонов и половина из них бежит на противоположную сторону платформы, чтобы успеть на поезд, который стоит напротив. Навстречу им бегут такие же желающие успеть на поезд на противоположной стороне платформы.

Ну в самом деле, не могли же они все дружно проехать нужную им остановку? Это счастливчики, которым для пересадки достаточно лишь перейти на другой край платформы. Всем остальным мы рекомендуем быть внимательными, верить своим глазам при взгляде на указатели и ничему не удивляться, если в поисках пересадки с фиолетовой Таганско-Краснопресненской линии на оранжевую Калужско-Рижскую ветку, судьба забросит Вас на станцию метро "Китай-город".

Так выглядит переход между двумя платформами станции метро "Китай-город", расположенный в центре зала, то есть посередине платформ: в одно из направлений другой ветки и одновременно в противоположную сторону той ветки, по которой вы только что приехали.

Интересное устройство станции метро "Китай-город" привело к тому, что поезда из тоннеля прибывают не справа, как на большинстве других станций московского метрополитена, а слева. Будьте осторожны!

Лестница в конце платформы служит одновременно переходом между платформами и выходом в город к улице Маросейка.

Интересная особенность и у дверей в вагонах метро: на станции "Китай-Город" они открываются с другой стороны, чем на всех остальных станциях. Будьте внимательны! Приготовьтесь заранее к нестандартому открытию дверей!

А что делать, если на станцию метро "Китай-город" вы не приехали на поезде метро, а вошли с улицы? Как найти нужную платформу и правильное направление ветки?

Вход на станцию метро "Китай-город" с улицы Маросейка

Если вы вошли в метро "Китай-город" со стороны улицы Маросейка, то первой по ходу вашего движения будет лестница вниз на платформу, откуда уходят поезда метро в в сторону станции "Выхино" Таганско-Краснопресненской фиолетовой линии и станции метро "Ясенево" оранжевой Калужско-Рижской линии.

Китай-город. К поездам до Медведково и Планерной

Если ваш путь лежит в сторону станции метро "Медведково" Калужско-Рижской ветки или станции метро "Планерная" Таганско-Краснопресненской линии московского метрополитена, то надо пройти чуть дальше, к лестнице, где расположен памятник-бюст Ногина.

Раньше станция метро "Китай-город" называлась "Площадь Ногина". Название станции изменилось, а бюст остался. Это место с памятником Ногину на станции "Китай-город" нельзя перепутать, поэтому оно - одно из самых удобных, любимых и традиционных мест встреч москвичей в метро.

Вход на станцию "Китай-город" с улиц Солянка и Варварка

Скоро мы расскажем, как войти в метро "Китай-город" со стороны улиц Солянка и Варварка, а заодно узнаем, почему ныне станция носит столь оригинальное название.

Официальный сайт
Московского метрополитена

Ивановская горка — так исторически называются окрестности Китай-города — последний маршрут в серии «Афиши» (остальные пять смотрите в предыдущих номерах). Маршрут этот прекрасен в любое время года и суток. Здесь по-московски сонно, зелено, каждый третий дом построен как минимум в XVIII веке, а неподалеку расположены лучшие городские кафе и клубы.

Метро «Китай-город» (выход на Маросейку)
Метро «Китай-город» при советской власти называлось «Площадь Ногина». От Ногина осталась голова удобное место встречи

Маросейка и Покровка
Улица Покровка появилась в XV веке и названа по Покровскому великокняжескому монастырю (упразднен в XVIII веке; стоял у выхода из метро, дом №2 по Маросейке). Золотой век улицы был связан с царскими дворцами в Лефортове, к которым она вела; именно тогда, в XVIII веке, она справедливо считалась главной улицей Москвы, только к XIX веку уступив первенство Тверской

Пекарня «Волконский»
Одно из лучших мест для ранних завтраков в городе — пекарня «Волконский» , с овсянкой, рисовой кашей, горячими круассанами и четырьмя видами люстр на потолке. Лучше всего сидеть на подушке у окна: мимо все время ходят удивительно колоритные персонажи, начиная от голландских туристов и заканчивая ортодоксальными евреями, которые целыми семьями направляются в синагогу в Большом Спасоглинищевском переулке. А в переулке напротив находится клуб «Пропаганда» с лучшим салатом «Цезарь» в городе

Дворы на Маросейке
Можно сворачивать во все дворы и подворотни , попадающиеся на пути, — жалеть о потерянном времени вряд ли придется, хотя ночью велик шанс наткнуться на уединившуюся парочку. Во дворах сушится белье, играют в пинг-понг или просто сидят на разномастных скамеечках

Церковь Косьмы и Дамиана
Маросейка, 14/2. Главный престол церкви — Спасский, но москвичи всегда называли ее по приделу Косьмы и Дамиана. Теперь же мы знаем ее как зеленую церковь (так говорят и пассажиры в маршрутке, и завсегдатаи клуба «Запасник»). Программный памятник московского классицизма. Автор — главный архитектор допожарной Москвы, Матвей Казаков , который жил поблизости, по соседству с нынешней «Пропагандой»

Петроверигский пер., 4
Замечательный дом принадлежал вначале Тургеневым , и тогда у них бывали Жуковский и Карамзин; в 1832 году дом приобрела семья чаеторговца Петра Боткина — и в дом стали заходить Герцен, Гоголь и Толстой. Гостей принимал врач и филантроп Сергей Боткин

Петроверигский пер., 6
Храм Поклонения Честным Веригам Апостола Петра (от него — название переулка) стоял примерно на месте полуротонды Университета нацменьшинств Запада (ныне здесь «Мориска», то есть МГЛУ). Эффектный конструктивистский ансамбль для Университета создал архитектор Данкман (1929-1930)

Старосадский пер., 7
Лютеранская церковь Петра и Павла была заложена прусским кайзером Фридрихом Вильгельмом III в июле 1818 года; нынешний храм построили в 1905-м (арх. Виктор Коссов). Церковь славилась концертами: в 1843 году с органным концертом выступил композитор Лист; здесь были впервые исполнены «Колокола» Рахманинова. Потом храм закрыли, устроили кинотеатр «Арктика», и наконец студию «Диафильм». Сейчас службы возобновились, идут реставрационные работы, скоро восстановят шпиль. Небольшая часовня справа построена Федором Шехтелем

Покровка, 4
Двор дома №4 вполне сгодился бы на съемки «Покровских ворот» (настоящие Покровские ворота — в двух шагах). В 1920-1930-х из таких домов с галереями состояла большая часть города — от Зарядья до Тверской. В 1990-х на галереях еще были замечены чаепития, а сейчас во дворе едят только сотрудники ресторана на первом этаже. Замыкает двор гигантская арка из отопительной трубы — отсюда лучше всего фотографировать

Колпачный пер.
Судя по названию, в переулке шили колпаки и прочие головные уборы. Не менее вероятно происхождение от питейного заведения «Колпашный» , известного c XVIII века (не сохранилось, было на месте дома №2)

Колпачный пер., 6
Бирюзово-белый дом Долгоруковых притаился там, где его никто не ожидает, — в тесном и замечательно разностильном дворе. А когда-то вокруг был красивый двор с флигелями, садом и прудом — Казаков включил дом в альбомы лучших зданий Москвы. По-кондитерски пышные барочные наличники и фигурная крыша — результат недавней реставрации. Внутри дворца — Северсталь. В соответствии со старомосковской привычкой ничего не сносить, дворец построен на палатах XVI-XVII веков — их спокойный декор раскрыт в части, стоящей вплотную к жилому дому

Колпачный пер., 5 и 7
Сегодня только историки знают популярнейшую считалочку начала ХХ века: «Что ни церковь — то поп, что ни фабрика — то Кноп». Кнопы действительно были монополистами на русском текстильном рынке, поставляли оборудование для фабрик из Англии. Особняк Андрея Кнопа (дом №7) был построен в духе романтического модерна Карлом Трейманом (1900)

Колпачный пер., 10
Один из лучших образцов жилого строительства XVII века построен из кирпича, но внутри него — еще более древняя палата XVI века, сложенная из белого камня. На первом этаже были кухни и жилье для слуг, на втором — парадные и жилые помещения

Хохловский пер.
В древности политкорректность существенно проигрывала назывательности: Хохловка (ныне Хохловский пер.) вполне естественно отходила от улицы Маросейки (то есть улицы, заселенной выходцами с Малороссии)

Xрам Троицы
Хохловский пер., 12. Типичный храм московского барокко построила местная жительница Евдокия Чирикова в память и на приданое своей умершей дочери Неонилы. Маленькие изразцы, поблескивающие на восьмигранном барабане, приписываются известному мастеру Степану Полубесу

Хохловский пер., 7
Сохранившийся масштаб Хохловки подчеркивает монументальность старинных палат конца XVII века . Хозяин палат, думный дьяк Емельян Украинцев, десять лет руководил ведомством иностранных дел, был послом в Голландии и Османской империи, потом перешел на хозяйственную работу, проворовался — и по приказу Петра был подвергнут телесным наказаниям. В пушкинское время в доме был архив Коллегии (министерства) иностранных дел; сам поэт также приезжал сюда поработать с документами. В конце XIX века здесь была нотопечатня Петра Юргенсона — первого и единственного издателя Чайковского. Помимо этого, уроженец Ревеля (ныне Таллин) Юргенсон был одним из основателей и первых директоров Московской консерватории


Типовые многоэтажки 1970-1980-х годов (конечно, без них тоже было бы неплохо) в сочетании с буйной растительностью резко усилили драматизм местности; у основания одной из них двухэтажный флигель. Здесь, в гостях у гостеприимного мецената Сергея Морозова, жил с 1889-го до смерти в 1900 году русский пейзажист Исаак Левитан (с перерывами — некоторое время Левитану как еврею не разрешалось жить в столице). Здесь художник написал практически все свои известные работы (см. в Третьяковке)

Большой Трехсвятительский пер., 1
Дом с богатым декором в неорусском стиле когда-то был главным в большой усадьбе, принадлежавшей князю Кантемиру. Сменив несколько владельцев и архитектурных стилей, он перешел к семье промышленников Морозовых. После революции, летом 1918-го, дом стал центром восстания левых эсеров (социалистов-революционеров) против большевиков. Мятежники взяли в заложники Феликса Дзержинского. Однако, несмотря на 2 броневика и 8 пушек — из которых они, по легенде, умудрились обстреливать Кремль, — 7 июля мятежники были вынуждены уступить латышским стрелкам

Старосадский пер., 9
Еще в начале XV века здесь была усадьба великого князя, а храм Владимира в Старых Садах (тогда деревянный) был, по-видимому, дворцовой церковью, вокруг же — как следует из названия — простирались сады. Первую каменную церковь на этом месте построил миланец, автор кремлевского Архангельского собора Алевиз Фрязин (начало XVI века), но в 1670-х годах Алевизову церковь разобрали и построили заново, причем, как считается, с сознательным повторением первоначальных форм (квадратный план, перспективный портал и др.); колокольню построили в конце XVIII века. Поднимитесь к храму: там панорама с высоткой на Котельнической набережной. Белое здание за храмом (Старосадский пер., 9) — известная всем студентам-гуманитариям Историческая библиотека , в ее собрание вошла и библиотека Ивана Забелина — первого серьезного исследователя истории Москвы. Ему и посвящена уходящая вниз улица

Старосадский пер., 10
Здесь, в квартире №3, у своего брата Александра часто бывал (и временами жил) поэт Осип Мандельштам . Квартира была коммунальной, на кухне было 16 примусов, а в окнах — цветные витражи (см. Леонид Видгоф «Москва Мандельштама», ОГИ, Москва, 2006)

Ивановский монастырь
Забелина, 4. Нынешние собор и стены с башнями построили в 1860-1870-х в модном тогда неоренессансном стиле. Монастырь работал и как тюрьма для особо опасных преступников ; в частности, здесь отбывала наказание Салтычиха (она же Дарья Салтыкова, она же Людоедка), прославившаяся издевательством над своими крепостными. Она провела в подземной монастырской камере более 30 лет (1768-1801) и имела ребенка от караульного солдата. В советское время здесь устроили концентрационный лагерь для политических. Все эти зверства можно объяснить ретроспективно: по преданию, монастырь был основан родителями Ивана Грозного — в память о его рождении