Как стать целостной личностью. Кто он – наш герой? Нецелостная личность

ФОТО Getty Images

Часто мы принимаем одни части своей личности и отвергаем другие. Например, принимаем доброту и отвергаем злость. Или наоборот, считаем себя деловой и целеустремленной личностью, вытесняя из сознания свою чувствительность, ранимость, нежность. Это мешает нам полностью использовать свою энергию, поскольку значительную часть ее мы тратим на изоляцию нежелательных чувств или качеств. Однако в наших силах восстановить целостность и высвободить свою энергию.

Натали Роджерс, дочь создателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса и автор собственного метода - терапии экспрессивными искусствами, - предлагает несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться с содержанием своего бессознательного и достичь большей целостности и осознанности.

«Чтобы мы стали целостными, полностью актуализированными и состоявшимися, наше путешествие должно включать в себя исследование бессознательного, открывающее те аспекты нашего «Я», которые были отброшены или спрятаны нами, игнорировались или подавлялись, - пишет она в своей книге. - Первый шаг - всегда осознание. Без этого у нас нет никаких возможностей. Осознание страха, стыда, вины, гнева, боли, света, чувствительности или креативности - это первое движение в направлении принятия каждого аспекта себя таким, каков он есть. Личная интеграция является частью естественного развития событий при использовании символических и экспрессивных средств. Как только мы открываем неизведанное, запускаемый затем процесс создает возможность для каждой из этих частей найти свое законное место в нашей психике» 1 .

Эти упражнения можно выполнять вместе с другом или подругой, которые разделяют ваш интерес к самопознанию и вызывают у вас доверие. Но вы можете исследовать содержание своего бессознательного и в одиночестве. Полезно заранее записать и разместить на видном месте план, которому вы сможете следовать. Выполнение всей последовательности шагов занимает 2-3 часа. Обязательно предусмотрите по окончании упражнений время для отдыха, чтобы возвращение к вашим обычным повседневным занятиям было как можно более плавным и постепенным. В идеале эти упражнения выполняются в свободный день, когда ваши рабочие или домашние обязанности сокращены до минимума. Подготовьте помещение, где вы сможете беспрепятственно двигаться и свободно звучать. Отключите средства внешней связи, чтобы вас ничто не отвлекало.

Список

Составьте список известных вам противоположностей, таких как:

любовь и ненависть;

страх и уверенность в себе;

пассивность и агрессия;

игривость и серьезность;

радость и печаль;

привлечение и отвержение…

продолжайте список самостоятельно в течение 10-15 минут.

Медитация

Посидите в тишине несколько минут, закрыв глаза. Дышите глубоко и позвольте всем этим словам плавать в сознании. Затем определите, какая пара противоположностей привлекает сейчас ваше внимание. Она станет темой дальнейшего исследования.

Изображение

Возьмите большой лист бумаги (например, можно взять бумагу для черчения формата А2: 42Х56 см). Прислушайтесь к себе: хочется ли вам изобразить каждую из пары противоположностей на одном странице или на разных? Если на разных, приготовьте второй лист. Приготовьте краски или карандаши. При выборе цветов и во время рисования используйте свою неведущую руку (левую для правшей, правую для левшей). Изобразите каждую противоположность, выражая свои чувства. Не беспокойтесь о том, как выглядит рисунок. В процессе рисования попробуйте закрыть глаза.

Предложения

Напишите на каждой части своего рисунка (или на каждом из двух рисунков) по пять предложений, которые начинаются со слова «Я».

Движение и звук

Смотрите на первый рисунок и одновременно позвольте телу двигаться в такт линиям, ритмам и цветам, которые вы видите. Позвольте себе издавать разнообразные звуки, которые выражают ваши чувства во время движения. При этом помните, что у вас есть пространство вверху и внизу, широкое и узкое пространство. Вы можете двигаться медленно или быстро. Ваши движения могут быть угловатыми или текучими. Экспериментируйте со звуками во время движения. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что полностью выразили содержание рисунка через движение и звук. Немного передохните и сделайте то же, глядя на второй рисунок.

Свободное письмо

В течение 10 минут записывайте все, что приходит вам в голову, и все, что захочет написать ваша рука. Не подвергайте себя цензуре, не останавливайтесь. Можете написать диалог между двумя полюсами противоположностей.

Изображение

Теперь быстро нарисуйте третий рисунок. Используйте обе руки одновременно. Позвольте всему случиться. Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?

Медитация

Обдумайте то, что вы сделали. Закройте глаза, глубоко подышите. Отпустите все. Что вы чувствуете сейчас? Что вы поняли о себе и своих внутренних конфликтах?

Итогом этого упражнения становится обретение большей целостности, ощущение, что вы становитесь ближе к себе, к собственной сути. Оно может возникнуть не сразу, поэтому не беспокойтесь, если не придете к отчетливым выводам немедленно по завершении упражнения или если у вас появится вопрос: «Что мне теперь со всем этим делать?» Проживите несколько дней, наблюдая за происходящими в вас изменениями, прислушиваясь к своим чувствам. Доверьтесь своей интуиции, которая сможет подсказать вам, в каком направлении двигаться дальше.

1 Н. Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

Давным-давно, когда на Земле только начинала зарождаться жизнь, в небесной канцелярии уже вовсю кипела работа над утверждением новых форм существования. Слетелись к Богу самые лучшие души – изобретатели со своими предложениями и Бог, сидя на своем небесном троне, внимательно выслушал каждую из них. Первая душа залетела в Отчий кабинет с каким-то тяжелым макетом. Еле донесся его, она поставила макет на облако и начала демонстрировать свое новшество. — Я предлагаю создать нечто уникальное. По моим расчетам данная форма жизни является наиболее оптимальной формой существования на Земле. Она легко приспосабливается к внешним условиям и гармонично взаимодействует с внешней средой. Свое изобретение я назвал «Тело». Чтобы «Тело» работало необходимо всего лишь ухаживать за ним и все время кормить. Правда есть один недостаток — оно подлежит износу и разряжается по ночам. Чтобы его зарядить, необходимо давать ему отдых и сон. — Хорошо,- сказал Бог, призадумавшись.- Какой же смысл твоего изобретения? — Смысл заключается в получении чувственного наслаждения. Это нечто удивительное. Тело может реагировать на внешние раздражители, – сказала душа и подойдя к своему изобретению, сделала так, что «Тело» начало вздрагивать. — Интересно,- сказал Бог, внимательно рассматривая макет. — Но, что самое интересное,- продолжила свою презентацию душа.- Так как тело подлежит старению, из двух тел будет создаваться одно новое, тем самым существование на Земле сможет постоянно возобновляться. — Отлично,- сказал Бог и разлился светом.- Мне понравилась твоя идея, и я учту ее при создании жизни. Душа прихватила свой макет и взлетела на самое высокое облако как никогда довольная и счастливая.

— Отец мой,- сказала вторая душа,- Я долго думала о том, какая форма существования будет самой совершенной и пришла к выводу, что совершеннее того, что уже создал ты, не бывает. Поэтому, я предлагаю поселить на Земле, именно нас, твоих сыновей и дочерей. Представляешь, души смогут обитать теперь не только на небе, но и на Земле и Земля превратится в огромный светящийся шар любви. Мое предложение к тебе так и называется «Душа». — Здорово,- сказал Бог и еще больше засиял.- Но какова будет цель пребывания душ на Земле? — Главная цель — любить друг друга и наполнять Землю любовью, чтобы служить тебе не только на небе, но и на Земле. Мы все время будем радостно кружиться и танцевать, чувствовать себя твоими частичками и проливать свет на все вокруг. — Хорошо, — учтиво сказал Бог.- Я обязательно подумаю над твоим предложением, а теперь можешь лететь. Вторая душа взлетела так высоко, что от счастья у нее закружилась голова.

— Господь, — учено сказала третья душа.- Анализируя все процессы, происходящие на Земле, я пришла к выводу, что самой универсальной формой существования будет нечто, что сможет понимать, сравнивать, запоминать и объяснять все жизненные явления. Без этого механизма, жизнь не будет иметь никакого значения, потому что не сможет быть осознанной. Моя модель будет называться «Ум». — Очень любопытно, — задумчиво сказал Бог.- А с какой целью будет функционировать «Ум» на Земле? — С целью анализа Жизни, как одного из самых величайших творений Бога. «Ум» сможет постоянно постигать эту необъятную науку и существовать вечно. — Отлично,- беспредельно радостно сказал Бог.- Мне понравилась твоя модель, и я приму ее к сведению. Ученая душа тоже обрадовалась и вылетела вприпрыжку из Отчего дома.

— Господи Всевышний,- сказала четвертая душа.- Я долго думала и поняла, что Землю может населять только Высший Разум, тот который стремится познать тебя через себя, тот, чья миссия служить тебе и принимать твою волю за великий дар, тот который постоянно развивается и стремится к тебе, чтобы обрести целостность. Мое творение называется «Дух». — Великолепно,- сказал Бог, хлопая в ладоши от счастья. Но зачем «Духу» обитать на Земле, если он может жить на небесах? — Затем, чтобы он всегда смотрел на тебя снизу и помнил, что ему есть куда стремиться, кому служить и кого познавать. — Отлично,- сказал Бог, ослепляя своим светом. Твое творение прекрасно и я обязательно воспользуюсь им. Окрыленная от счастья душа взлетела высоко в небо, кружась между облаками.

— Дети мои, дети,- любяще подумал Бог.- Вы так и не поняли, что вы не могли представить и придумать ничего, чем бы Я ни являлся. А поскольку вы мои дети, вы и есть то, о чем Вы мне так радостно рассказывали. И создал Бог свое величайшее творение по образу и подобию своему. И назвал он его «Человек». Подарил он «Человеку» четыре тоненькие ниточки, соединяющие его с ним и позволяющие познать, что такое быть «Частью» целого. Назвал он эти ниточки – «Тело», «Ум», «Душа» и «Дух» и велел пользоваться ими по инструкции. С тех пор «Человек», который поддерживал свою связь с «Частью» назывался «счастливым», целостным, а когда хотя бы одна ниточка обрывалась, уже назывался «несчастным», нецелостным.

Человек – самая сложная из известных нам систем. Чтобы познать, какого человека можно считать целостным, нужен системный подход, изначально ориентирующий исследователя рассматривать изучаемый объект, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Человек как целостная система – это не сумма составляющих ее элементов – тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Нельзя свести качества человека к сумме свойств составляющих его элементов и вывести из них свойства целого. Человек обладает новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

Целостность личности исходит из высшего начала. Человек, не пришедший к Богу, не может быть целостным, его загрызут страх, страдания, колебания и безверие. Вера бесстрашит, страшит – безверие. Если человек живет на уровне связи души и Бога, вся его жизнь гармонизируется на всех планах. Если такой связи нет, человека раздирают противоречия, он обречен на конфликтное сосуществование с чувствами, умом, разумом и ложным эго. Возникает недовольство жизнью и Богом. Человек начинает искать оправдания, обвинять других в своих бедах и несчастьях. Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал: Парикмахеров не существует!« Как это так?» — удивился парикмахер, — «А я разве не в счёт? Я же парикмахер». «Нет», — воскликнул клиент, — «их не существует. Иначе не было бы заросших и небритых людей как вон тот человек, который идёт по улице». — «Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах, просто люди сами ко мне не приходят». «В том-то и дело», — подтвердил клиент, — «и я о том же. Бог есть, просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

Необходимое условие целостности личности – жить в гармонии с законами мироздания . Целостный человек живет в гармонии с внешним миром и с самим собой. Он знает сущность законов мироздания, и это знание делает частью своего опыта. Понимая объективный и справедливый характер их действия, целостный человек испытывает умиротворение, то есть, находится в состоянии душевного покоя, душевного равновесия и благодати. Целостный человек – это удовлетворенный жизнью человек. Например, человек знает, как действует Железный закон мироздания – закон причины и следствия. Он осознает, что жизнь – это бумеранг – что посеешь, то и пожнёшь. Будешь делать людям добро, и ты будешь жить под «парусом» энергии процветания, тебе будет сопутствовать удача и успех.

Целостная личность испытывает состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья. Большинство людей нацелено на внешний успех – сделать головокружительную карьеру, прорваться к власти, достичь финансовой независимости. Мало кто из них заботится об экологии своих действий. Зачастую возникает парадокс – чем больше внешний успех, тем больше внутренняя опустошенность, уныние и разочарованность. Человек всю жизнь ставил перед собой материальные цели, всего добился, а на душе смрадно и противно. О потребностях внутреннего мира он как-то не задумывался, и теперь наступил час расплаты: депрессия, отчаяние и боль. Когда внутренний мир – полная чаша, человек изливает в мир энергию внутренней успешности и внутреннего счастья.

Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со славами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. - Как тебе удалось так быстро справиться с заданием?- спросил отец. - Это не было совсем сложно, - ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», - размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

Целостная личность – это состояний удовлетворённости от осознания реализации своего жизненного предназначения. Человек, не нашедший своего призвания, своего жизненного предназначения, не может быть цельным. Целостность предполагает, что человек познал истинный вкус счастья, исполнил свой священный долг перед самим собой и Творцом. Каждый наделен какими-то талантами. Кому-то суждено быть талантливой мамой, кому-то талантливым сантехником, а кому-то талантливым художником. Если художник по предназначению в угоду рыночной конъюнктуре становится банкиром, зарабатывает большие деньги, он все равно не будет счастлив. У каждого в жизни свой путь. Счастье возможно только на этом пути. Свернул со своего пути, вышел за границы своей природы, противостоишь законам судьбы, всё – счастья однозначно не будет. И целостности никогда не будет, ибо личность разорвана обстоятельствами жизни. Личность достигает целостности, если она живет в согласии с высшей волей, если она реализует своё жизненное предназначение.

Целостности человек достигает, если его не терзают противоречия, не давят порочные качества личности. Целостный человек постоянно заботится о воспитании в себе добродетелей, Он знает, что выращенное достоинство естественным образом вытесняет какие-то его порочные наклонности. Они могут быть не достаточно проявленными, чтобы обрести статус качества личности, но в законсервированной форме существуют и только ждут своего часа. Для целостной личности пороки не имеют существенного значения, они не «имеют права голоса» в разговоре души и разума, но определенный самоконтроль и аскезы необходимы всем людям.

Целостная личность системно удовлетворяет свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. Если человек озабочен удовлетворением только потребностей своего ума и чувств, то есть, сводит свои запросы на физический уровень – пища, сон, секс, защита, неизбежен внутренний конфликт, раздрай между умом, разумом и душой. При таком положении дел бессмысленно даже намекать на какую-то целостность личности.

Однажды царь Милинда спросил монаха Нагасену: - Глаза - это ты? Нагасена, смеясь, ответил: - Нет. Царь Милинда настаивал: - А уши - это ты? А нос - это ты? - Нет! - А язык - это ты? - Нет! - Но твоя личность пребывает в теле? - Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытиём. - Наверное, твоя истинная субстанция - разум? - Тоже нет! Милинда разгневался: - Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум - всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил: - Окно - это дом? Милинда разозлился, но через силу ответил: - Нет! - А двери - это дом? - Нет. - А кирпичи, черепица - это дом? - Нет. - Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом? - Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал: - Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны - это всё не дом, так где же пребывает дом? Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий, когда системно удовлетворяются все его потребности.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: — Все то, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: — Да, создано Богом. — Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр – ответил студент. Тогда профессор спросил: — Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал: — Могу я задать вам вопрос, профессор? — Конечно, — ответил профессор. Студент поднялся и спросил: — Профессор холод существует? — Что за вопрос, конечно существует. Тебе никогда не было холодно? Другие студенты засмеялись над вопросом студента. Но молодой человек, как ни в чем небывало, ответил: — На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того имеет ли он или передает энергию, а абсолютный ноль минус 460 градусов по Фаренгейту есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной, не способной реагировать при этой температуре. Холода, таким образом, не существует. Мы создали это слово для описания того что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил после некоторой паузы. — Профессор, а темнота существует? — Конечно существует, — ответил профессор, но несколько более задумчиво. — Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота также в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем применить призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета, но вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в темноту и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство. Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: — Сэр. А зло существует? В этот раз неуверенно профессор ответил: — Конечно, как уже сказал, мы ведь видим его каждый день, жестокость между людьми, преступления и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла. На это студент ответил: — Зла не существует сэр. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Это слово созданное человеком для описания отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека божественной любви. Это вроде холода, которое наступает, когда нет тепла. Или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор замолчал и сел.

Петр Ковалев 2013 год

Личность человека состоит из многих фрагментов, которые психологами называются субличностями. Эти субличности можно сравнить с гранями единой личности. У человека позади этих граней царствует животное эго. Если грани личности человека рассматривать как определенные инструменты, которыми пользуется человек при взаимодействии с внешним миром, то эго в этом случае можно рассматривать как дирижёра, управляющего этими инструментами.

Предназначение всего живого в Универсуме - познавать реальность мира. Целью познания является не знание, а движение в направлении всё возрастающего совершенства. И здесь мы вновь встречаемся со спектром познания, каждая часть которого определяет предназначение жизни, входящей в эту часть спектра. Есть формы жизни, которые «познают мир своим желудком» - они живут, чтобы есть и едят, чтобы жить. Это гусеницы и другие насекомые, но ими могут быть и люди - они стремятся увеличить самих себя изнутри своего физического естества. Есть формы жизни, которые познают мир ради увеличения самих себя за счёт ценностей этого мира. К этим формам жизни относятся в основном люди, - они увеличивают себя за счёт внешних факторов. Их существо как бы прирастает извне за счёт автомашин, яхт, дворцов, счетов в банках и т. п. Наилучшим вариантом прирастания себя извне, является увеличение себя за счёт детей. При этом, истинным увеличением может быть только тот случай, когда родители живут для совершенства своих детей. При этом происходит автоматическое совершенствование и самих родителей.

Люди могут увеличивать самих себя и за счёт власти, но все эти способы увеличения себя не ставят своей целью самосовершенствование, потому что эго, управляющее человеком, считает себя уже совершенным. Для него является важным количественное увеличение самого себя или изнутри - это принцип гусеницы, потребителя, или извне - это принцип личинки ручейника, которая надстраивает себя снаружи, сооружая чехлик, из того материала, который находит вокруг себя. Это тоже принцип потребителя, только у людей прирастание внешнее не имеет в этом стремлении пределов.

И есть, сравнительно, незначительное число людей, которые стремятся прирастать на путях совершенства. Одним из важных этапов на пути совершенства является формирование целостности своей личности. Для этой цели человек должен быть максимально бдительным и восприимчивым к своим внутренним состояниям в самых различных ситуациях. Практически, он должен осознавать как ведут себя его субличности, созвучные с внешними обстоятельствами.

Известно, что реальные или предполагаемые обстоятельства выдвигают на передний план определенные субличности, адекватные этим обстоятельствам. Обычно внимательные люди осознают, что в различных обстоятельствах они ведут себя по-разному, но совсем другое - изучение субличностей. Когда мы что-либо изучаем в себе, то этим самым поднимаемся над тем, что изучается нами и, постепенно у нас формируется центр осознающий все особенности наших многочисленных субличностей. Когда же этот центр сформируется, то берёт на себя не только функцию осознания, как себя проявляют субличности, но и начинает управлять ими. Теперь уже позади субличностей не их привычный древний хозяин - животное эго, а нечто более высокое и сознательное. Формирующаяся сознательная единая личность напрямую связана с человеческим истинным «Я» или психическим существом. В таком человеке в любых обстоятельствах проявляются его самые высокие человеческие качества, и нет в его отношениях с реальностью этого мира ничего низкого и грубого. Теперь в нём не толпится хор субличностей перед выходом на сцену взаимоотношений с реальностью этого мира, но человек сам выбирает ту грань своих возможностей, которая будет наиболее адекватна обстоятельствам. Человек стал целостным существом, и уже в его существе не возникает вопрос: «Кто в доме хозяин», так как «все его министры» не выскакивают самовольно на передний план только потому, что возникли для них подходящие обстоятельства. И не эго подталкивает субличности к максимально выгодному проявлению их в конкретных обстоятельствах, но его единая в своём разнообразии личность.

Но и в этом случае вопрос, кто принимает решение при выборе направления взаимодействия человека с реальностью этого мира, ещё не решается окончательно. Человеческое эго, даже тогда, когда оно теряет свои основные позиции, с вершин которых оно управляло человеком, не торопится оставлять свою власть над ним, и когда человек утверждает, что «я - это тело», что «я хочу или не хочу» и т. п., то это не более как проявления эго. Но и в том случае, когда человек стал целостным и объединил все субличности под одним общим руководством, он ещё не пришёл к окончательному знанию о том, кто же он есть в действительности. И только тогда, когда, будучи целостным, он станет единым со своим истинным «Я», он осознает, что всё, что он прежде считал собою, является только необходимыми инструментами для взаимодействия с внешним проявленным миром. Он осознает, что он является посредником между проявленным и даже непроявленными мирами и единым бесконечным Богом. И, наконец, он осознаёт своё истинное предназначение на Земле. И тогда спадут с глаз его разума иллюзии этого мира, как поля деятельности, на котором он должен быть успешен, и он поймёт, что любая внешняя деятельность человека - это только средство, направленное на его внутренние изменения. И он поймёт, что все его прежние взаимоотношения с проявленным миром были иллюзией, позади которой скрывалась, неосознаваемая прежде реальность.

Цельность личности – основа доверия

Толковый словарь объясняет значение слова «цельный» (когда речь идет о личности) как «обладающий внутренним единством, отличающийся единством черт характера». Цельная личность живет согласно высоким моральным принципам. Тот, кто не обладает цельностью личности, не может быть достоин доверия.

Первая составная часть цельности личности – честность. Сама по себе честность может и не быть условием успеха, но для честного человека даже неудача будет почетной и не повредит его характеру и репутации.

Честными людьми восхищаются все, даже нечестные. Доверия достойны те, кто поступает с другими честно, кто говорит правду и придерживается договоренностей, даже если они оборачиваются себе в убыток.

Честному человеку нечего опасаться. Те, кто работает с ним, будут верны ему и в добрые, и в худые времена. Отсутствие страха – великая сила в вашей жизни. Она будет поддерживать вас и позволит отважно сражаться с трудностями, в конце концов обеспечив успех вашего дела.

Целеустремленность – прямой результат силы характера, поддерживаемой цельностью личности. У цельных людей четкие и ясные цели. Они не гадают, не движутся в темноте. В каждом из их планов есть немного того вещества, из которого и складывается их характер.

Существует четыре, и только четыре способа установить контакт с окружающим миром. Нас оценивают и классифицируют, руководствуясь тем, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим.

Дейл Карнеги

У людей с цельной личностью четкие и весомые цели, которые ведут к выдающимся достижениям. Хороший пример – действия Роберто Гойзуэты, одного из руководителей «Coca Cola». Компания решила изменить рецепт напитка и создала «New Coke». Но он не нашел поддержки со стороны покупателей, которые хотели прежней кока-колы. Человек с не столь цельной личностью не отказался бы от своего решения и вложил бы дополнительные средства в рекламу, чтобы спасти собственную идею. Но Гойзуэта пожертвовал гордостью и начал выпускать старый напиток под новым названием «Classic Coke». Решение было правильным: вскоре «New Coke» исчез с прилавков, а классическая кока-кола вернулась на прежние позиции.

Еще один пример цельной личности – Джон Темплтон, основатель Фонда Темплтона (в настоящее время Фонд Франклина – Темплтона), одного из самых прибыльных инвестиционных фондов. Самые успешные люди, гласила бизнес-философия Темплтона, – это наиболее цельные личности. Такие люди, утверждал он, острее других понимают важность этики в бизнесе. А этические принципы идут из глубины разума. «Наполните свой разум добрыми, любящими и полезными мыслями, и ваши решения и поступки всегда будут этичными».

Тяжелая работа, честность и упорство – вот основа бизнес-философии Темплтона. «Те, кто научился инвестировать всего себя в свою работу, достигают успеха. Они жнут то, что посеяли. Они знают больше, чем ценность денег, – они знают свою собственную ценность».

Бизнес, не основанный на этике, учил Темплтон, обречен на поражение: «Те, кто прибегает к уловкам, приобретают плохую репутацию, и через какое-то время никто не хочет иметь с ними дела. Мы много работали, чтобы быть честными и добросовестными, ответственными перед своими инвесторами. Мы ставили на первое место их финансовое благополучие и добились выдающихся результатов».

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Айсберги доверия Секс сексом - а вдруг грянет и в тринадцать, и в десять, а то и в шесть, в пять - любовь, самая настоящая, жестокая и безнадежная, даже если взаимна…Научить, помочь?… Дай бог не покалечить.Доверительность - лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Проблема доверия Как и с большинством пациентов с расстройствами личности, психотерапевтические отношения с пациентами с ИРЛ сами по себе предоставляют хорошую возможность для проверки дисфункциональных мыслей, допущений и схем. В отличие от некоторых пациентов с

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

Сергей Миронович КИРОВ: «НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА, ПРИРОДНАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ – ВОТ, ПО-МОЕМУ, ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА» В характеристике, выданной ему Уржумским городским училищем, говорилось: «По своим нравственным качествам, серьезному отношению к делу и успехам Костриков за

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 13 Содействие – основа социализации личности В психологии существует немало разноречивых трактовок процесса социализации. При всей противоречивости трактовок социализации среди них чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора,

Из книги Суицидология и кризисная психотерапия автора Старшенбаум Геннадий Владимирович

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь. Андре Моруа Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи РАТЭПП

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Идеализация доверия Еще одно типичное ошибочное убеждение - это чрезмерная вера в людей, идеализация (т. е. преувеличение) их честности, порядочности, обязательности. В бизнесе эта идеализация проявляется в избыточном доверии к своему деловому партнеру, когда вы на

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Идеализация доверия

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги Ложь. Почему говорить правду всегда лучше автора Харрис Сэм

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Цельность натуры Что значит быть цельной натурой? Это понятие включает в себя множество качеств, но в общем и целом оно предполагает отказ от поведения, в результате которого человек будет испытывать стыд или чувство вины. Тот, кому свойственна истинная цельность натуры,

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Химия доверия Гормон окситоцин способен вызывать у человека чувство удовлетворения, спокойствия и безопасности. Он усиливает в нас дружелюбие по отношению к окружающим, снижает уровень страха и делает нас более склонными к доверию. Различные исследования показывают,

Из книги автора

Риски доверия Когда доверие нарушено, происходит целая цепочка событий. Передняя поясная кора, обнаружив конфликт, предупреждает миндалину об угрозе. Миндалина тут же информирует центры мозга и островковую кору, что поощрение отменятся. Одновременно через посредство

Из книги автора

Польза доверия Снижается текучесть кадров.Люди получают больше удовлетворения от своей работы и трудятся более продуктивно.Доверие активизирует центры поощрения в мозге и готовит его к действию. Когда есть доверие, эффективность и продуктивность возрастают во всех

Из книги автора

Границы доверия Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Хун Цзычен Как нащупать ту грань, где кончается право ребенка на независимость и начинается право взрослого контролировать его поступки? Чем больше доверия вы оказываете ребенку, тем скорее он