Как называют ученых которые изучают арктику. Известные исследователи арктики

Арктика – это огромная территория в полтора раза больше Российской Федерации со среднегодовой температурой ниже нуля и громадной площадью, покрытой вечными льдами. Уникальный регион с запасами золота, газа, полезных ископаемых и пресной воды является сегодня сферой конкурирующих интересов многих стран.

Открытие Арктики: кто был первым

История освоения Арктики началась ещё в глубокой древности. О том, что северных широт достигали римские и греческие мореплаватели никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако само слово «Арктика» происходит от греческого «арктос» (медведь). А вот норвежские и датские моряки, вероятно, были знакомы с арктическими льдами. Первые сведения об этом регионе в русских летописях датируются Х веком. Таким образом, принято считать, что открытие Арктики состоялось в X-XII веках.

Территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан, окружающие его моря, острова, архипелаги, а также прибрежные территории таких стран, как Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия. Центр Арктики – Северный полюс, южная граница – совпадает с южной границей тундры.

Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов

История исследования Арктики насчитывает почти тысячу лет. Но активное изучение этого региона началось в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Спустя 40 лет Иван Толстоухов со своими судами обошел по морю Таймырский полуостров. С тех пор периодически снаряжались экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства.

Путешественники зависели от погодных условий: если они были благоприятными, на карте появлялись новые мысы, проливы, острова и архипелаги. На Север стремились как простые купцы, торговцы, мореходы, так и военные и ученые из разных стран. Поэтому русские имена на карте Арктики чередуются с немецкими, шведскими, американскими. Всё это память о тех, кто совершал рискованные экспедиции в тот период, когда не было самолетов и атомных ледоколов, на деревянных парусных судах, собачьих упряжках и просто пешком, с многомесячными зимовками.

Существенный вклад в освоение Арктики внесла первая морская научная экспедиция под командованием Витуса Беринга (1733-1742 гг.). Этот офицер русского флота, датчанин по происхождению, открыл пролив между Чукоткой и Аляской, который теперь носит его имя, исследовал береговую часть русской Арктики, достиг Северной Америки. Благодаря ему на карте появилось множество новых названий.

Среди других исследователей 18-19-го веков заметный вклад в изучение холодных земель и вод Арктики внесли: Федор Матюшкин, Фердинанд Врангель, Федор Литке, Семён Челюскин, Харитон Лаптев. Благодаря этим самоотверженным людям уточнялись карты, фиксировались особенности климата, проводились исследования отмелей, бухт, дрейфующих льдов, появлялись на карте новые острова, проливы, архипелаги.

Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов

Еще до революции, в 1899 году, на английской судоверфи был построен первый ледокол «Ермак». Под командованием вице-адмирала русского флота Степана Макарова он совершил несколько морских северных путешествий сразу же после спуска на воду. И хотя корабль считался коммерческим судном, он провел ряд научных исследований, а также вызволил из ледового плена несколько торговых судов. В 1899-1901 годах под руководством Макарова была проведена огромная работа по изучению ледовых полей, океанической флоры и фауны.

Первый российский ледокол протестировал свои системы и механизмы в сложных полярных условиях. Выявленные недостатки были устранены и учтены при строительстве судов в дальнейшем. Вплоть до 1963 года этот ледокол сопровождал торговые суда, стал участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой.

Советская власть считала освоение Арктики важнейшей задачей. С этой целью создавались научные институты, строились полярные станции. Арктику покоряли на ледоколах и самолётах. Слово «полярник» стало символом героизма, патриотизма и настоящей мужской закалки.

В перечне покорителей бескрайних просторов советской Арктики появились новые имена. Это и ученые, и летчики, и капитаны судов, и организаторы полярных станций. При этом СССР был единственной страной, которая создавала научные станции на дрейфующем льду. Идея их создания принадлежит Владимиру Визе. Удачно начав свою работу в 1937 году, дрейфующие станции регулярно, исключая лишь военное время, работали вплоть до 1992 года, сменяя друг друга. Таким образом, наблюдения в высоких широтах проводились круглогодично.

Северный морской путь в датах и цифрах

Под термином «Северный морской путь или «Севморпуть» подразумевают водный транспортный маршрут по арктическим морям вдоль северного побережья Российской Федерации. Это самый короткий, но отнюдь не самый простой трансокеанский путь. Для сравнения: если доставить груз из Норвегии в Южную Корею по суше можно за 34 дня, то арктическими морями – в 2 раза быстрее.

История Северного морского пути тесно связана с исследованием Арктики, так как первыми мореплавателями в этих суровых местах были торговые люди, купцы. Поначалу суда проплывали коротким маршрутом между двумя точками побережья, и постепенно транспортный коридор удлинялся — короткие отрезки соединялись в более длинные маршруты.

Таким образом, открытие Северного морского пути – это коллективное достижение, труд многих мореплавателей и учёных, а также тех, кто финансировал эти со всех точек зрения рискованные предприятия.
Существенный вклад в освоение СМП внесли: Виллем Барренц, искавший ещё в 16-м веке северно-восточный морской «коридор» в Азию, Витус Беринг, руководитель двух Камчатских экспедиций, Оскар Диксон, купец, финансировавший морские экспедиции северо-восточного направления.

Первыми полноценное плавание из одного океана в другой вдоль всего маршрута в 70-е годы 19-го века совершила экспедиция шведского географа Адольфа Эрика Норденшёльда. Русские ученые прошли этим путем в начале Первой мировой войны под руководством Бориса Вилькицкого. Его экспедиция преодолела Севморпуть целиком за два сезона, зазимовав у полуострова Таймыр.

Особенную роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной войны. Он стал своеобразной «дорогой жизни» для Советского Союза, получавшего от союзников уголь, цветные металлы, снаряды, транспорт, продовольствие именно северными маршрутами. В послевоенное время правительство Советского союза продолжало развивать этот регион и его транспортные артерии, выделяя значительные финансовые и человеческие ресурсы. Этому в значительной мере способствовало строительство нового поколения ледоколов – на атомной энергии.

Пик популярности СМП пришелся на 80-е годы ХХ века, тогда этим путем доставляли 4-6 млн. тонн грузов ежегодно. Благодаря существованию северного маршрута увеличилась пропускная способность портов Дальнего Востока, Америки, Европы. Выгоден он был и простому потребителю: товар, перевезенный более коротким путем, стоил дешевле. СМП был важен и с геополитической точки зрения, ведь это единственный водный маршрут, связывающий арктические и субарктические северные регионы — по нему удобно было завозить продовольствие и различные грузы в порты крупных сибирских рек.

В 1990-х годах поступательная история Северного морского пути сделала крутой поворот: исследования в Арктике почти прекратились, а поддержка государством Северного морского пути как важной транспортной артерии стала снижаться. Сегодня в основном СМП используют крупные российские корпорации, связанные с добычей полезных ископаемых. За последние 10 лет грузопоток по северным морям значительно вырос. В 2016 году этим маршрутом перевезли рекордное количество груза – более 7 миллионов тонн.

Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех

Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.

Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.

Арктика покорилась человечеству на рубеже XIX и XX веков. Этот труднодоступный край исследовался смельчаками из множества стран: России, Норвегии, Швеции, Италии и т. д. История открытия Арктики - это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

Нильс Норденшельд

Полярник Нильс Норденшельд (1832-1901) родился в Финляндии, принадлежавшей тогда России, однако, будучи шведом по происхождению, свои экспедиции проводил под шведским флагом. В молодости он много бывал на Шпицбергене. Норденшельд стал первым путешественником, «занявшимся» ледяным щитом Гренландии. Все известные исследователи Арктики начала XX столетия заслуженно считали его крестным отцом своего ремесла.

Главным достижением Адольфа Норденшельда оказалась его экспедиция по Северо-восточному проходу в 1878-1879 гг. Пароход «Вега» первым за одно путешествие прошел вдоль северных берегов Евразии и полностью обогнул огромный материк. Заслуги Норденшельда оценены потомками - его именем названы многочисленные географические объекты Арктики. Это в том числе и архипелаг неподалеку от Таймыра, а также залив около Новой Земли.

Роберт Пири

Имя (1856-1920) - особое в истории полярных экспедиций. Именно он - первый исследователь Арктики, который покорил Северный полюс. В 1886 году путешественник вознамерился пересечь Гренландию на санях. Однако в той гонке он уступил Фритьофу Нансену.

Тогдашние исследователи Арктики были экстремалами в еще большем смысле, чем сейчас. Еще не существовало современного оборудования, и смельчакам приходилось действовать почти вслепую. Вознамерившись покорить Северный полюс, Пири решил обратиться к быту и традициям эскимосов. Благодаря «культурному обмену» американец отказался от использования спальных мешков и палаток. Вместо этого он стал прибегать к практике строительства иглу.

Главное путешествие Пири - его шестая экспедиция по Арктике в 1908-1909 гг. В состав команды вошло 22 американца и 49 эскимосов. Хотя, как правило, исследователи Арктики отправлялись на край земли с научными задачами, предприятие Пири состоялось исключительно благодаря желанию поставить рекорд. Северный полюс был покорен полярниками 6 апреля 1909 года.

Рауль Амундсен

В первый раз Рауль Амундсен (1872-1928) побывал в Арктике в 1897-1899 гг., когда он принимал участие в бельгийской экспедиции, в которой был штурманом одного из кораблей. После возвращения на родину норвежец стал готовиться к самостоятельному путешествию. До этого исследователи Арктики в основном отправлялись в путь вместе с большими командами на нескольких судах. Амундсен решил отказаться от подобной практики.

Полярник купил небольшую яхту «Йоа» и собрал небольшой отряд, который смог бы самостоятельно прокормить себя собирательством и охотой. стартовала в 1903 году. Стартовой точкой норвежца была Гренландия, а финальной - Аляска. Таким образом, Рауль Амундсен первым покорил Северо-Западный проход - морской путь через Канадский Арктический архипелаг. Это был невиданный успех. В 1911 году полярник первым в истории человечества достиг Южного полюса. В дальнейшем Амундсен увлекся использованием авиации, в том числе дирижаблей и гидросамолетов. Исследователь погиб в 1928-м, разыскивая пропавшую экспедицию Умберто Нобиле.

Нансен

Норвежец Фритьоф Нансен (1861-1930) занялся исследованием Арктики буквально из спортивного интереса. Будучи профессиональным конькобежцем и лыжником, он в 27 лет решил пересечь на лыжах огромный ледниковый покров Гренландии и с первой же попытки вошел в историю.

Северный полюс еще не был покорен Пири, и Нансен решил достичь заветной точки, продрейфовав вместе со льдами на шхуне «Фрам». Корабль оказался в ледяному плену к северу от Команда полярника отправилась дальше на санях, однако в апреле 1895 года, достигнув 86 градуса северной широты, повернула назад.

В дальнейшем Фритьоф Нансен не участвовал в первопроходческих экспедициях. Вместо этого он погрузился в науку, став выдающимся зоологом и автором десятка исследований. В статусе известного общественного деятеля Нансен боролся с последствиями Первой мировой войны в Европе. Он помогал беженцам из разных стран и голодающим Поволжья. В 1922 году норвежский исследователь Арктики удостоился Нобелевской премии мира.

Умберто Нобиле

Итальянец Умберто Нобиле (1885-1978) известен не только как полярник. Его имя связано с золотой эпохой дирижаблестроения. Амундсен, который загорелся идеей воздушного перелета через Северный полюс, познакомился со специалистом в области аэронавтики Нобиле в 1924 году. Уже в 1926-м итальянец в компании скандинавского аргонавта и американского эксцентричного миллионера Линкольна Эллсворта отправился в эпохальный полет. Дирижабль «Норвегия» проследовал невиданным прежде маршрутом Рим - Северный полюс - полуостров Аляска.

Умберто Нобиле стал национальным героем, а дуче Муссолини сделал его генералом и почетным членом фашистской партии. Успех побудил строителя дирижаблей организовать повторную экспедицию. На этот раз первую скрипку в мероприятии играла Италия (воздушное судно полярников также было названо «Италией»). На обратном пути с Северного полюса дирижабль потерпел катастрофу, часть экипажа погибла, а Нобиле был спасен изо льдов советским ледоколом «Красин».

Челюскинцы

Подвиг челюскинцев - это уникальная страница в истории освоения полярных рубежей. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии.

Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение.

Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по с помощью самолетов. История «Челюскина» и его экипажа покорила весь мир. Летчики-спасатели первыми получили звания Героев Советского Союза.

Георгий Седов

(1877-1914) связал свою жизнь с морем еще в юности, поступив в ростовские мореходные классы. Прежде чем стать исследователем Арктики, он участвовал в русско-японской войне, во время которой командовал миноносцем.

Первая полярная экспедиция Седова произошла в 1909 году, когда тот описал устье Затем он обследовал Новую Землю (в том числе ее Крестовую Губу). В 1912 году старший лейтенант предложил царскому правительству проект санной экспедиции, целью которой был Северный полюс.

Власть отказалась спонсировать рискованное мероприятие. Тогда тот собрал деньги за счет частных средств и все-таки организовал путешествие. Его корабль «Святой Фока» был заблокирован льдами у Новой Земли. Затем Седов заболел цингой, но все равно в сопровождении нескольких товарищей отправился на санях к Северному полюсу. Полярник умер в пути неподалеку от острова Рудольфа, где его и похоронили.

Валерий Чкалов

Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики. Главный советский ас (1904-1938) в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Напарниками комбрига по миссии стали второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. За 63 часа самолет АНТ-25 проделал путь длиною в 9 тысяч километров. В Ванкувере героев ждали репортеры со всего мира, а президент США Рузвельт лично принял летчиков в Белом доме.

Иван Папанин

Почти наверняка Иван Папанин (1894-1896) - самый известный советский исследователь Арктики. Его отец был севастопольским портовым рабочим, поэтому неудивительно, что мальчик с раннего детства загорелся морем. На севере Папанин впервые оказался в 1931 году, посетив на пароходе «Малыгин» Землю Франца-Иосифа.

Громоподобная слава к исследователю Арктики пришла в 44-летнем возрасте. В 1937-1938 гг. Папанин руководил работой первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана. Папанин дважды становился Героем Советского Союза.

Веками Арктика привлекала внимание путешественников и полярных исследователей. Многие из них посвятили ей лучшие годы своей жизни. К их числу с полным правом можно отнести и Георгия Алексеевича Ушакова (1901-1963) - доктора географических наук, автора интереснейших мемуаров "Остров метелей. По нехоженой земле", переизданных в минувшем году к 100-летию со дня рождения этого крупного ученого (СПб.: Гидрометеоиздат. - 2001, 600 с. с илл.).

Впервой части воспоминаний автор в форме дневника рассказывает о научно-исследовательской работе на острове Врангеля. Уже в самом начале книги читатель знакомится с теми, кто открывал этот затерявшийся во льдах и снегах сравнительно крохотный кусочек суши.

9 марта 1823 г. русский путешественник лейтенант флота Ф. П. Врангель, сидя в дымной палатке на мысе Шелагском, угощал одного из старшин-камакаев, а заодно расспрашивал его о том, не существует ли какой-нибудь земли к северу от берегов Чукотки. Камакай, как хороший знаток своего края, ответил: "Между мысами Езрри (Шелагским. - Г. У.) и Ир-Кайпио (Шмидта. - Г. У.), близ устья одной речки, с невысоких прибрежных скал в ясные летние дни бывают видны на севере, за морем, высокие, снегом покрытые горы; зимой, за морем, однако ж, их не видно. В прежние годы приходили с моря, - вероятно оттуда, - большие стада оленей, но, преследуемые чукчами и истребляемые волками, теперь они не показываются".

Таковы были первые сведения, полученные будущим почетным членом Петербургской АН и одним из учредителей Русского географического общества Ф.П. Врангелем, об острове, которому впоследствии присвоили его имя. Самому русскому путешественнику, кстати, не удалось ни посетить, ни даже увидеть таинственную землю: его героические попытки пробраться к ней по льду на санях с мыса Якан не увенчались успехом. Тем не менее, не сомневаясь в действительном существовании тут земли, Врангель нанес на карту ее контуры с горами к северу от мыса Якан, что позволило последующим мореплавателям легче ориентироваться.

17 августа 1849 г. разыскивавший следы погибшей в 1847 г. экспедиции Франклина английский капитан Келлет первым из европейцев заметил с корабля "Геральд" на северо-западе сушу, некогда намеченную Врангелем, посетить которую ему также не удалось, однако на карте, вышедшей в Лондоне в 1853 г., ее обозначили как Землю Келлета. А в 1867 г. американский капитан Т. Лонг с китобойного судна "Нил" увидел тот же остров с юга. Опознав его очертания, ранее нанесенные на карту русским путешественником, он восстановил справедливость, присвоив этой территории название Земля Врангеля.

Позднее, 28 октября 1879 г., американский лейтенант Дж. Де- Лонг, командир "Жаннетты" также увидел Землю Врангеля. Дрейфуя во льдах, корабль прошел севернее ее, и, таким образом, стало известно, что речь идет об острове.

И лишь через пятьдесят восемь лет после попытки наших соотечественников достичь со стороны мыса Якан таинственную землю к ее берегам подошли первые американские корабли. Команда одного из них пробыла тут 19 дней, в течение которых три партии занимались изучением этого клочка земли, результатом чего стали первая приближенная карта, коллекции флоры и фауны, образцы горных пород.

Русский ледокол "Вайгач" под руководством Б.А. Вилькицкого подошел сюда лишь в 1911 г. В юго-западной части острова высадился десант, участники которого произвели магнитные измерения, определили астрономический пункт, существенно уточнили имевшуюся на то время топографическую карту. Работа экспедиции длилась пять лет, после чего царское правительство направило иностранным державам ноту. В ней Россия объявляла свои права на ряд новооткрытых земель, лежащих против северных ее берегов. Среди них упоминался и остров Врангеля. Возражений на ноту не последовало...

Однако в дальнейшем иностранные государства неоднократно пытались прибрать к рукам столь лакомый кусочек земли. Избежать этого можно было, только освоив и заселив его нашими гражданами. С этой миссией и прибыл ГА. Ушаков на остров в 1926 г. С ним высадились пятьдесят эскимосов из Чукотки (стационарный поселок здесь Георгий Алексеевич основал в 1936 г.).

Три года ученый возглавлял небольшой коллектив поселенцев, делил вместе с ними радости и горе. Судя по воспоминаниям, было очень трудно. Приходилось преодолевать морозы и метели, голод, болезни. На каждом шагу людей подстерегали неожиданности и труднейшие испытания. От материка и больших городов островитяне были практически отрезаны. О каких-либо регулярных рейсах пароходов и самолетов не могло быть и речи. Даже постоянная радиосвязь казалась им несбыточной мечтой.

Надо сказать, что слово "полярник" в те годы лишь входило в обиход. Опыта жизни и работы в Арктике не было. Тем не менее, подчеркивает автор книги, колония оправдала возлагавшиеся на нее надежды - здесь прочно обосновалось российское поселение, а заготовленные на острове шкуры песцов и медведей, моржовые и мамонтовые бивни с лихвой покрыли все расходы, связанные с его организацией.

При чтении коротких отрывистых записей, сделанных Георгием Алексеевичем, легко убедиться, как много сил и времени отнимала у него административная работа. Но несмотря на это, он постоянно проводил научные исследования. В 1927 г. в письме, адресованном Главному гидрографическому управлению и Полярной комиссии АН СССР, Ушаков писал, что ему удалось обнаружить три низменных галечных острова, расположенных у северного побережья и вытянутых по широте. Впервые в этих местах начали проводить регулярные метеорологические наблюдения. И все же основным его научным достижением стало составление полной карты острова, на которой показаны все особенности орографии, включая положение горных цепей и их высоты, речных долин и их водоразделов. Кроме того, первый "губернатор острова" собрал разнообразные коллекции (геологическую, флоры и фауны), интереснейшие этнографические материалы о быте и жизни эскимосов.

Орография - описание различных элементов земной поверхности (хребтов, возвышенностей, котловин и т.п.) и их классификация по внешним признакам (размерам, направленности) вне зависимости от происхождения.

В книге Г.А. Ушаков дает подробное описание этого уникального уголка природы, приютившегося на крайнем северо-востоке арктического побережья России, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Сто восьмидесятый меридиан делит остров на две почти равных части, одна из которых лежит в Западном полушарии, вторая - в Восточном. Летом, когда солнце круглые сутки висит над головой, его окутывают туманы, долгой полярной ночью на нем беснуются метели.

Геологическая история острова весьма необычна. Некогда он был частью Берингии - обширной суши, в далеком прошлом соединявшей Азию с Америкой (ее принято считать центром формирования арктической фауны и флоры). Ледники никогда не покрывали сразу всю поверхность острова, поэтому здесь сохранилось многое от самобытной первозданной природы. Около 50 тыс. лет тому назад море отделило часть суши от материка и встало преградой на пути позднейших "вселенцев".

Остров Врангеля необычайно богат пернатыми. А в конце лета в его прибрежных водах появляются большие стада моржей. В отдельные годы они устраивают на суше громадные залежки - до 10 тыс. особей. Без всяких сомнений, это лежбище может считаться одним из самых больших в мире. Здесь же находится крупнейший в пределах Северного Ледовитого океана "родильный дом" белых медведей.

Главный же итог трехлетней зимовки Г.А. Ушаков сформулировал так: "Я навсегда полюбил Арктику". Поэтому после короткой передышки на материке его опять позвал к себе студеный край - в 1930 г. он возглавил новую экспедицию, на этот раз на архипелаг Северная Земля, что расположен на границе Карского моря и моря Лаптевых.

В рассматриваемой книге подробно изложена история ее открытия. В начале сентября 1913 г. корабли Гидрографической экспедиции "Таймыр" и "Вайгач" под командованием уже упомянутого Б.А. Вилькицкого при попытке обойти лед севернее мыса Челюскин вошли в полосу чистой воды, которая привела их к неизвестной суше. Первым ее заметил вахтенный начальник "Вайгача" - лейтенант Н.И. Евгенов.

Обнаружение Северной Земли стало последним крупным географическим открытием в XX в. Важно подчеркнуть: к ее исследованию Г.А. Ушаков начал готовиться еще на острове Врангеля. Прежде всего он подробно изучил все материалы, касающиеся недавно открытого архипелага, в деталях разработал собственный, до дерзости смелый и в то же время предельно простой план предстоящих работ. Он предусматривал выполнение обширной программы: определение конфигурации Северной Земли, составление ее топографической карты, анализ геологического строения, сбор материалов о растительном и животном мире, а также ледовом режиме омывающих острова морей. Экспедиция должна была провести цикл метеорологических наблюдений, выполнить измерения земного магнетизма, описать полярные сияния и многое другое.

Автор книги увлекательно рассказывает о ходе работ легендарной четверки российских полярников: Г.А. Ушакова, Н.Н. Урванцева, В.В. Ходова и С. П. Журавлева, которые в 1930-1932 гг. фактически заново открыли и до мельчайших подробностей описали Северную Землю - четыре больших и малых острова общей площадью 37 тыс. км 2 . В результате была создана точная карта архипелага, что позволило в дальнейшем совершать сквозное плавание по Северному морскому пути.

Североземельская экспедиция отмечена еще одним важным событием - 1 октября 1930 г. она ввела в строй первую в Арктике гидрометеорологическую станцию. На ней знаменитая четверка стала вести регулярные наблюдения за погодой, осуществлять запуски шаров-пилотов, измерения атмосферного электричества и земного магнетизма. Она положила начало изучению полярных сияний и вечной мерзлоты. Достижения легендарной группы исследователей во главе с Г.А. Ушаковым, а также работы под его руководством на острове Врангеля нашли заслуженное место в истории освоения Русского Севера.

Кандидат исторических наук Я.В. РЕНЬКАС

Люди заселили Арктику много тысячелетий назад. Установить, когда именно, почти невозможно. Но некоторые методы позволяют (очень приблизительно) оценить давность этого события.

Первый способ связан с генетической разницей между различными группами людей, например африканцами и европейцами, арктическими азиатами и народами тихоокеанского бассейна. Чем больше разница, тем раньше разделились эти группы. Второй способ основан на анализе близости их языков. Третий - археологический - на анализе возраста построек и других следов материальной культуры. Результаты, полученные всеми тремя способами, приблизительно совпадают и показывают, что заселение Арктики людьми, составившими её коренное население, происходило постепенно, в течение примерно 20 тыс. лет, начавшись около 35 тыс. лет назад (а может быть, и ещё раньше).

Подробности этого процесса нам неизвестны, а сегодняшнее население северного региона представлено многими народами - ненцами и эвенками , хантами и эвенами , чукчами и нанайцами , манси и нивхами , эскимосами и др. Численность их невелика (например, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., ненцев насчитывалось 34665 человек, эвенков - 30163, хантов - 22520, чукчей - 15184, нанайцев - 12023 человека). Это понятно: здешняя природа не в состоянии прокормить много людей. Но оленеводство и охота (в том числе и на морского зверя) уже несколько тысячелетий обеспечивают их существование. Европейцам Арктика оставалась неизвестной многие века. Первыми за Полярным кругом поселились скандинавы и русские поморы.

Приход европейцев и открытие в Арктике богатейших месторождений полезных ископаемых изменили традиционный образ жизни местного населения. Но оно продолжает сохранять древние культурные и экономические традиции. В дальнейшем путешествия в Арктику предпринимались с различными целями - военными, торговыми, научными. Фамилии многих первопроходцев остались на карте: Берингов пролив, Баренцево море, море Лаптевых и др.

В IV веке до нашей эры из греческой колонии Массалия (сейчас здесь расположен город Марсель) Пифей, географ и астроном, отправился на поиски западного края света. На крохотном парусном кораблике, без компаса (магнитной стрелкой в Средиземноморье научились пользоваться лишь пятнадцатью столетиями позже!) он обогнул Пиренейский полуостров и Британские острова и достиг земли, где Солнце опускалось за горизонт лишь на три часа. Эту землю он назвал Тулий (иногда пишут - Тула). На расстоянии одного дня пути оттуда он оказался в области, которая "не была ни морем, ни сушей ". Достиг ли он льдов? Был ли Тулий Шетландскими островами, или Исландией, или берегами Скандинавии - мы не знаем. Как бы то ни было, именно Пифей из Массалии оказался первооткрывателем Арктики для европейцев.

В VIII столетии викинги из Скандинавии, скудость природы которой заставляла их искать новые земли, достигли Оркнейских и Шетландских островов, Гебридов и Ирландии, в середине IX века - Исландии. Именно из Исландии в 982 году Эйрик Рыжий , изгнанный за буйный нрав из родных мест (нынешней Норвегии), набрав команду, отправился на запад в поисках земли. Не имея ни карт, ни компаса, он добрался до крупнейшего острова Земли - Гренландии. Найдя здесь луга, покрытые сочной травой, Эйрик назвал это место Гренландией (Зелёной Землёй), и многие географические объекты получили его имя: фиорд Эйрика, остров Эйрика и другие. Через три года он вернулся в Исландию, собрал флотилию из двадцати пяти кораблей и вновь отправился к Гренландии. После трудного и опасного путешествия до цели добрались лишь четырнадцать кораблей. Эйрик с семьёй обосновался на новых землях и был провозглашён их правителем. Лет пятнадцать спустя сын Эйрика Лейф вышел в море с командой из тридцати пяти человек, направился на запад и через некоторое время достиг Хеллуланда - "Земли каменных плит". Вероятно, это была южная оконечность Баффиновой Земли. Плывя оттуда к югу, мореплаватели достигли Маркланда - "Земли, покрытой лесом" (может быть, Лабрадора), а затем Винланда - "Земли винограда". Зиму они провели там, а на следующее лето вернулись в Гренландию. Сомнений в том, что викинги посещали Северную Америку, почти нет, но где именно располагался Винланд, неизвестно до сих пор.

В 1741 году судно "Святой Петр", на борту которого находился капитан-командор Беринг, прибило к берегу острова, где более 20 членов экипажа, в том числе и капитан, умерли от цинги. В память этого события остров получил имя Беринга, а архипелаг, в состав которого он входит, был назван Командорскими островами.

За 10 лет исследований на карту были нанесены очертания берегов и островов почти всего гигантского побережья Северной России. Впервые описаны участки нижнего и среднего течения многих рек бассейна Северного Ледовитого океана. "Академический отряд" экспедиции, то есть прикомандированные к ней учёные, исследовал громадные территории, до той поры никем не изученные.

  Иоганн Гмелин все 10 лет (1733-1743) путешествовал по Сибири, составил описание Якутии и Забайкалья, Урала и Алтая. Спутник Беринга Георг Стеллер стал первым исследователем Северо-Западной Америки. Степан Крашенинников прошел более 1700 км по Камчатке, составив первое "Описание земли Камчатки", ставшее образцом географического исследования для нескольких поколений учёных.

Имена многих участников экспедиции запечатлены на карте Арктики: Берингово море, мыс Челюскин, Берег Прончищева и множество других.

Попытка найти северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан, предпринимавшаяся многими - например экспедициями Себастьяна Кабота (1508 год) и Джона Франклина (1845 год), закончилась гибелью экипажей обоих экспедиционных судов в районе острова Кинг-Вильям.

Впервые северо-западный проход был пройден Руалем Амундсеном на судне "Йоа" (водоизмещением всего 47 т) в 1903-1906 годах.

Маршруты экспедиций: Д. Франклина (1), Р. Амундсена (2), Ф. Нансена (3, 4), Р. Пири (5), дрейфа "СП-1" (6), рейда а/л "Арктика" (7)

В попытке достичь Северного полюса Фритьоф Нансен в 1893-1896 годах на дрейфующем судне "Фрам" и собачьих упряжках добрался до 86° 14′ с.ш., откуда вышел к Земле Франца-Иосифа. Северный полюс был достигнут Фредериком Куком с острова Аксель-Хейберг 21 апреля 1908 года. На следующий год его успех повторил Роберт Пири с мыса Колумбия (остров Элсмир). Позднее Р. Пири обвинил своего соперника в фальсификации отчёта о походе. Спор о том, кто же первым достиг Северного полюса, не утихает до сих пор.

В 1926 году Р. Амундсен пролетел через полюс на дирижабле "Норвегия".

В мае 1937 года на вершину планеты была высажена первая дрейфующая научная станция "Северный полюс" ("СП-1") под руководством Ивана Папанина, снятая со льдины в Гренландском море по завершении дрейфа в феврале 1938 года.

17 августа 1977 года советский атомный ледокол "Арктика" (капитан Юрий Кучиев) впервые в истории достиг Северного полюса в свободном плавании.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"