Как эффективно работать, если вы иррационал? Может ли человек быть рациональным? Инструменты, которые помогут вам мыслить лучше.

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ РАЦИОНАЛЬНЫМ?

Публикация 1941 г.

Я привык думать о себе как о Рационалисте; и Рационалист, я полагаю, это тот, кто желает, чтобы люди были разумными. Но в наши дни рациональность подвергается множеству жестких нападок, так что трудно понять, что имеется в виду, когда говорят о рациональности, или же в тех случаях, когда смысл ясен, встает вопрос о том, может ли человек быть рациональным. Вопрос определения рациональности имеет две стороны - теоретическую и практическую: «что такое рациональное мнение?» и «что такое рациональное поведение?» Прагматизм подчеркивает иррациональность мнения, а психоанализ подчеркивает иррациональность поведения. Обе теории привели множество людей к тому мнению, что не существует такой вещи, как идеал рациональности, которому могут в целом соответствовать мнение и поведение. Из этого, по всей видимости, следует, что если вы и я придерживаемся разных точек зрения, бесполезно апеллировать к аргументу или решению беспристрастного человека; нам ничего не остается, как довести спор до конца методами риторики, рекламы или войны в соответствии со степенью нашей финансовой или военной силы. Я убежден, что подобный взгляд очень опасен и в будущем фатален для цивилизации. Поэтому я постараюсь показать, что идеал рациональности остается незатронутым идеями, которые рассматриваются как роковые для этого идеала, и что он сохраняет всю ту важность, которую имел до сих пор, когда его рассматривали как руководящий принцип мысли и жизни.

Начнем с рациональности в мнениях: я определяю ее просто как привычку принимать в расчет все соответствующие свидетельства при выработке определенного мнения. Там, где уверенность недостижима, рациональный человек придаст наибольшее значение наиболее возможному мнению, в то же время удерживая другие, имеющие ощутимую вероятность, в своем уме как гипотезу, которую будущие свидетельства могут подтвердить как более предпочтительную. Это, конечно, предполагает, что во многих случаях факты и вероятности можно установить объективным методом, например методом, который приведет двух любых внимательных людей к одинаковому результату. Это часто подвергается сомнению. Многие говорят, что единственная функция интеллекта - способствовать удовлетворению индивидуальных желаний и нужд. Комитет по изданию учебников «Плебс» в «Основах психологии» пишет: «Интеллект, прежде всего, является инструментом пристрастности. Его функция состоит в том, чтобы гарантировать, что те действия, которые благотворны для индивида или человеческого рода, должны выполняться, а те действия, которые менее благотворны, должны запрещаться». (Курсив оригинала.)

«Марксистская вера полностью отличается от религиозной веры;последняя основывается только на желании и традиции; первая основывается на научном анализе объективной реальности». Это представляется противоречащим тому, что они говорят об интеллекте, если только они на самом деле не имеют в виду, что интеллект не принимал участия в их обращении в марксистскую веру. В любом случае, поскольку они признают, что возможен «научный анализ объективной реальности», они должны признать, что можно иметь мнения, рациональные в объективном смысле.

Более эрудированных авторов, тех, кто отстаивает иррационалистскуто точку зрения, таких, как философы-прагматисты, не так легко опровергнуть. Они утверждают, что не существует такой вещи, как объективный факт, которому должны соответствовать наши мнения, если они считаются истинными. Для них мнения - только орудия в борьбе за существование, и те из них, которые помогают человеку выжить, будут называться «истинными». Этот взгляд преобладал в Японии в VI в. н. э., когда буддизм впервые достиг этой страны. Правительство, сомневаясь в истинности новой религии, приказало одному из придворных принять ее экспериментально; если он преуспеет более чем остальные, религию примут как универсальную. Этот метод (модифицированный для нашего времени) отстаивается прагматистами по отношению ко всем религиозным спорам; но я еще не слышал от кого-либо заявления, что он обратился в иудейскую веру, хотя кажется, что она ведет к процветанию быстрее, чем какая-либо другая.

Несмотря на такое определение «истины», в повседневной жизни прагматизм всегда руководствуется совершенно иными принципами для менее утонченных вопросов, возникающих в практических делах. Прагматист-присяжный в случае убийства будет обдумывать случившееся точно так же, как и любой другой человек; тогда как если бы он придерживался своих принципов, то должен был бы решать, кого более выгодно будет повесить. Этот человек, по определению, будет виновным в убийстве, поскольку вера в его виновность будет более полезной, и, следовательно, более «истинной», чем вера в вину какого-либо другого человека. Боюсь, что такой практический прагматизм иногда встречается; я слышал о «подтасовках» в Америке и в России, которые соответствуют этому описанию. Но в таких случаях делается все, чтобы скрыть этот факт, и если эти усилия проваливаются, то случается скандал. Такое укрывательство показывает, что даже полицейские верят в объективную истину в судебном расследовании. Именно такого рода объективную истину - весьма мирскую и прозаичную, - стремятся найти ученые. Именно такого Рода истину люди также ищут найти в религии до тех пор, пока надеются найти ее. Только когда люди оставляют надежду доказать, что религия является истиной в прямом смысле, они берутся за труд до, казать, что это «истина» в некоем новомодном смысле. Можно открыто заявить, что иррационализм, т. е. неверие в объективные факты, почти всегда вырастает из желания доказать нечто, для чего не существует подтверждающих свидетельств, или отрицать нечто, что хорошо подтверждается. Но вера в объективные факты всегда сохраняется в отношении частных практических вопросов, таких как инвестиции или наём слуг. И если действительно можно было бы повсюду проверить истинность наших убеждений, это была бы проверка во всех областях, ведущая к агностицизму везде, где бы она ни была проведена.

Вышеупомянутые соображения, конечно, весьма неадекватны по отношению к теме. Решение проблемы объективности факта затруднено туманными рассуждениями философов, которые я попытаюсь проанализировать в дальнейшем более радикальным способом. Сейчас же я должен предположить, что существуют факты, что некоторые факты познаваемы, и относительно некоторых других фактов может быть установлена степень вероятности по отношению к фактам, которые могут быть познаны. Однако, наши убеждения часто противоречат факту; даже когда мы только считаем, что нечто вероятно, основывается на соответствующих свидетельствах, может быть так, что мы должны полагать это невероятным на основании тех же самых свидетельств. Следовательно, теоретическая часть рациональности состоит в обосновании наших убеждений скорее на соответствующих свидетельствах, чем на желаниях, предубеждениях, традициях. Таким образом, рациональным будет либо беспристрастный человек, либо ученый.

Некоторые думают, что психоанализ показал невозможность рациональных убеждений, выявив странное и почти безумное происхождение нежно лелеемых убеждений многих людей. Я весьма уважаю психоанализ, и я верю в то, что он может быть чрезвычайно полезен. Но общественное мнение потеряло из виду цель, которая, в основном, вдохновляла Фрейда и его последователей. Их метод изначально является терапевтическим, это способ лечения истерии и различных видов умопомешательства. Во время войны психоанализ доказал, что он один из самых важных способов лечения неврозов, полученных на войне. Книга Риверса «Инстинкт и бессознательное», которая во многом базируется на опыте лечения контуженых пациентов, дает блестящий анализ болезненных проявлений страха, когда этому страху нельзя прямо потворствовать. Эти проявления, конечно, в основном неинтеллектуальны; они включают в себя различные виды параличей, все типы, по-видимому, физических болезней. Но в настоящей статье мы это не будем обсуждать; сосредоточимся на интеллектуальных отклонениях. Установлено, что многие галлюцинации сумасшедших являются результатом инстинктивных препятствий и могут быть вылечены чисто психическими средствами, например путем доведения до сознания пациента фактов, которые были подавлены в его памяти. Этот вид лечения и мировоззрение, внушающее его, предполагают идеал здравомыслия, от которого пациент отклонился и к которому он должен быть возвращен путем осознания всех относящихся к делу фактов, включая и те, которые он более всего желает забыть. Это прямо противоположно тем ленивым уступкам иррациональности, на которые иногда подстрекают те, кто знает только, что психоанализ показал преобладание иррациональной веры, и кто забывает или игнорирует то, что его цель - ослабить это преобладание определенным методом медицинского лечения. Весьма похожий метод может исцелить иррациональность тех, кто не считаются сумасшедшими, при условии, что они будут подвержены лечению специалистом, свободным от их иллюзий. Президенты, Кабинет министров и Выдающиеся Личности, однако, редко выполняют это условие и, следовательно, остаются неизлеченными.

До сих пор мы рассматривали только теоретическую сторону рациональности. Практическая сторона, к которой мы сейчас обратимся, более сложна. Различия во мнениях на практические вопросы проистекают из двух источников: во-первых, различия между желаниями спорщиков; во-вторых, различия в их оценках средств реализации своих желаний. Различия второго сорта на самом деле теоретические и лишь косвенным образом - практические. Например, некоторые авторитетные люди утверждают, что первая линия нашей обороны должна комплектоваться из линкоров, другие - что из аэропланов. Здесь нет различий относительно предлагаемой цели, а именно национальной безопасности, различие только в средствах. Рассуждение, следовательно, может быть построено чисто научным способом, поскольку несогласие, вызывающее диспут, касается только фактов настоящих или будущих, определенных или вероятных. Ко всем этим случаям применим тот тип рациональности, который я назвал теоретическим, несмотря на то, что решается практический вопрос.

Однако в подобных случаях существуют осложнения, которые очень важны для практики. Человек, желающий действовать определенным образом, будет убеждать себя в том, что, действуя таким образом, он достигает некоей цели, которую считает благой, даже в том случае, когда если бы у него не было такого желания, он не видел оснований для подобного убеждения. И он будет судить о фактах и возможностях несколько иным образом, чем человек с противоположными желаниями. Азартные игроки, как всем известно, преисполнены иррациональной веры в системы, которые в конечном итоге должны привести их к выигрышу. Люди, интересующиеся политикой, убеждают себя, что лидеры их партии никогда не будут повинны в мошеннических трюках, практикуемых другими политиками. Человек, любящий управлять, думает, что для населения хорошо, если его рассматривают как стадо овец; человек, который любит табак, говорит, что он успокаивает нервы; человек, любящий алкоголь, говорит, что он стимулирует остроумие. Пристрастия, вызванные такими причинами, фальсифицируют человеческие суждения о реальности таким способом, которого очень сложно избежать. Даже научная статья о воздействии алкоголя на нервную систему будет в целом выдавать автора, на основании внутренней логики, в том, является ли он трезвенником; в любом случае у него будет тенденция видеть факты в таком свете, который оправдывает его собственную практику. В политике и религии такие соображения становятся очень важными.

Большинство людей думает, что в формировании своих политических мнений они руководствуются желанием общественного блага; но в девяти случаях из десяти политические взгляды человека могут быть предсказаны на основании его образа жизни. Это приводит некоторых людей к убеждению, а многих и к убеждению, выражающемуся в практических действиях, что в таких случаях невозможно быть объективным и что возможно только «перетягивание каната» между классами с противоположными интересами.

Однако именно в таких случаях психоанализ отчасти полезен, поскольку он позволяет людям осознать те интересы, которые до сих пор были неосознанны. Он предоставляет методы для самонаблюдения, т. е. возможность увидеть себя со стороны, и основание для предположения, что этот взгляд на самих себя со стороны менее несправедлив, чем мы склонны думать. В сочетании с обучением научному мировоззрению этот метод может, если ему широко обучать, дать возможность людям стать бесконечно более рациональными, чем в настоящем, в отношении их убеждений о реальности и о возможных последствиях любого предлагаемого действия. И если люди едины во взглядах на эти проблемы, расхождения, которые сохранятся, почти несомненно можно будет урегулировать дружелюбно.

Остается, однако, вопрос, который нельзя решить чисто интеллектуальными методами. Желания одного человека невозможно полностью гармонизировать с желаниями другого. Два конкурента на бирже могут быть в полном согласии относительно последствий того или иного действия, но это не вызовет гармонии в практической деятельности, поскольку каждый хочет разбогатеть за счет другого. Тем не менее даже здесь рациональность способна предотвратить большую часть вредных последствий, которые в противном случае реализуются. Мы называем человека иррациональным, когда он действует по страсти, когда он отрезает себе нос, чтобы изуродовать лицо. Он иррационален, ибо забывает, что, потакая желанию, которое ему довелось пережить наиболее сильно в этот момент, он помешает исполнению других желаний, которые в дальнейшем будут более важны для него. Если бы люди были рациональны, они бы выдерживали более правильный взгляд на свой собственный интерес, чем они делают это сейчас; и если бы все люди исходили из осознанного собственного интереса, мир был бы раем по сравнению с тем, что он есть сейчас, я не утверждаю, что нет ничего лучше, чем собственный интерес в качестве мотива действия; но я утверждаю, что собственный интерес, как и альтруизм, лучше, когда он осознан, чем когда он не осознан. В упорядоченном обществе человек очень редко бывает заинтересован делать что-либо слишком вредное для других. Чем менее рационален человек, тем чаще он не понимает, насколько то, что оскорбляет других, оскорбляет и его, потому что ненависть и зависть ослепляют его. Следовательно, хотя я и не утверждаю, что осознанный собственный интерес является высшей моралью, я утверждаю, что если он становится всеобщим, он делает мир неизмеримо лучше, чем он есть.

Рациональность на практике может быть определена как привычка помнить и учитывать все наши соответствующие желания, а не только то, что оказывается наиболее сильным в данный момент. Как и в случае рациональности во мнениях, это вопрос о степени. Несомненно, полная рациональность - недостижимый идеал, но поскольку мы продолжаем относить некоторых людей к сумасшедшим, ясно, что мы думаем о некоторых людях, как о более рациональных, чем другие. Я верю, что всякий прочный прогресс в мире состоит в возрастании рациональности, как практической, так и теоретической. Проповедовать альтруистическую мораль кажется мне чем-то бесполезным, потому что она будет взывать только к тем, кто уже имеет альтруистические желания. Но проповедовать рациональность - это нечто иное, так как рациональность помогает нам осознать наши собственные желания в целом, какими бы они ни были. Человек рационален в той пропорции, в какой его интеллект формирует и контролирует его желания. Я полагаю, что контроль над нашими действиями со стороны интеллекта и есть, в конечном счете, то самое важное, что делает еще возможной общественную жизнь по мере того, как наука все увеличивает количество находящихся в нашем распоряжении средств для нанесения вреда друг другу. Образование, пресса, политика, религия - словом, все великие силы мира - сегодня на стороне иррациональности; они в руках людей, которые льстят Его Величеству Народу, Дабы сбить его с толку. Средство спасения не в каком-либо героическом свершении, но в усилиях индивидов, направленных к более здравомыслящему и сбалансированному взгляду на наши отношения с соседями и к миру. Именно ко все более широко распространяющемуся интеллекту должны мы обращаться для решения всех проблем, от которых страдает наш мир.


Мы часто задаемся вопросом, почему некоторым людям во всем сопутствует удача, другие же наоборот терпят крах в любом предприятии. Успех в делах напрямую зависит от типа мышления. Умение рационально мыслить необходимо для успешного бизнеса.

Человек, который говорит, что он не рационально мыслящий человек - врет. Возможно, не думать о насущных проблемах просто удобнее. В этом случае ты ни за что не отвечаешь, и всегда сможешь прикрыться, неспособностью логически мыслить.

Умение мыслить правильно позволяет избавиться от многих ненужных проблем, стать успешным и преуспевающим человеком в жизни и бизнесе. Именно поэтому рациональное мышление необходимо развивать.

Существует ряд довольно простых приемов, позволяющий развить умение мыслить рационально:

Записывайте возникающие идеи на бумагу. Это поможет правильно и поэтапно подойти к решению проблемы. Кроме этого на бумажном носителе вы с легкостью разглядите свои ошибки.

Можно заменить письмо набором на компьютере. Это поможет разложить все мысли по полочкам и исключает возможность забыть что-либо важное.

Проговаривайте свои мысли вслух или записывайте на диктофон, это поможет не отвлекаться от темы.

Перед началом раздумий поставьте перед собой конкретные цели и задачи.

Рациональному мышлению способствует спокойная обстановка. Лучше всего думается на свежем воздухе во время пеших прогулок. На природе к мозгу поступает больше кислорода, и он начинает думать активнее.

Медитация является отличным способом для концентрации внимания. С ее помощью можно отрешиться от внешнего мира и полностью погрузится в решение проблемы.

Просчитайте несколько рациональных вариантов решения проблемы. Взвесьте их плюсы и минусы и выберите оптимальное решение. Лучше если у вас будет отработано несколько вариантов решения вопроса.

Необходимо выделять себе определенное время для размышлений, не совмещая его с каким-то другим занятием. Рациональное мышление требует высокой концентрации внимания и не стоит отвлекаться на посторонние предметы.

Если во время решения вопроса вы столкнулись со своей неосведомленностью в предмете, следует потратить время, чтобы получить необходимую информацию, а не действовать наобум.

Умение мыслить рационально поможет найти оптимальный выход из сложившейся сложной ситуации, а также разработать стратегию и тактику на перспективу.

Предыдущий урок мы закончили на утверждении, что одной из самых серьезных преград на пути развития критического мышления является иррациональное мышление. Но что же это такое? Почему оно свойственно многим людям? Какое влияние оно оказывает на жизнь и деятельность человека? Как от него избавиться и нужно ли это делать? На эти и некоторые другие вопросы мы ответим в пятом уроке.

Иррациональное и его характеристика

Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное - это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.

Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.

Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.

Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.

Типология иррациональных мыслей и их влияние

Иррациональные мысли - это мысли, мешающие объективному и адекватному восприятию окружающей действительности, а с позиции поведенческой психологии - даже служащие причиной появления .

Всего можно выделить три категории иррационального мышления и соответствующие им типы мыслей:

  • Преувеличение. Сюда относятся мысли типа: «Она заметила, что я был не уверен в себе», «Они точно подумали, что со мной что-то не так», «Он видит меня насквозь» и т.д.
  • Сверхобобщение. Сюда относятся мысли типа: «Если я струсил тогда, значит, струшу и сейчас», «Он со всеми так общается - и меня не обойдет стороной», «Этот экзамен не сдал никто - у меня нет шансов» и т.д.
  • Чтение мыслей. Сюда относятся мысли типа: «Она считает, что я злой и конфликтный», «Я знаю, что ты обо мне думаешь», «Он понял, что я плохо о нем подумал» и т.д.

Есть и другие типы подобных мыслей, но в той или иной степени они будут относитсья к одной из категорий иррационального хода мыслей. Самая же большая их опасность в том, что они продуцируют запуск катастрофического мышления: человек с головой погружается в безосновательные волнения и панику, а его способность принимать решения и действовать полностью парализуется. Ни о каком критическом мышлении здесь не может быть и речи.

Злободневные наглядные примеры иррационального мышления вы можете найти в книгах, посвященных работе с ним. Вот несколько вариантов:

  • Канеман Даниэль
  • Гоулман Дэниел
  • «Эмоциональная гибкость» Дэвид Сьюзен
  • «Решение проблем по методикам спецслужб» Джонс Морган
  • Голдсмит Маршалл и Рейтер Марк

Здесь же будет логично поговорить немного и о том, как влияет иррациональное мышление на то, что делает человек.

Как уже стало ясно, иррационально значит нелогично, ненаучно и без какой-либо критики. Иррациональные действия направлены на получение результата, однако сами поступки никак заранее не обдумываются и не оцениваются. Здесь нет осмысленных заблаговременно возможных вариантов развития хода событий, разрешения вопросов или решений задач.

Все это, как правило, имеет самую прямую связь со спонтанным проявлением чувств и эмоциями, раздражающими или успокаивающими мысли. Иррациональные личности могут наблюдать проявления действительности вне пределов их логических объяснений, а также склонны верить неподтвержденным фактам просто потому, что они довлеют над другими. Такие люди пренебрегают использованием так называемых жизненных инструкций, т.е. продуманных стратегий поведения и алгоритмов действий. Основой такого поведения в большинстве случаев служит вера человека в положительный исход, даже если он совершенно не понимает практические основы и причины успеха в случае его достижения. Чаще всего успех объясняется удачей или благосклонностью судьбы.

Но с практической и тем более с критической позиции позволить себе так себя вести может либо очень , либо ребенок. К тому же, размышляя или делая выводы, эффективно руководствоваться правилом сохранения энергии, и мыслить иррационально, просто опираясь на шаблоны и первую поступившую информацию, менее затратно с точки зрения расхода времени и сил. Но если основанные на воспитании или полученном опыте знания иррациональны, ничего хорошего из этого не выйдет.

Вот лишь небольшой перечень факторов, препятствующих эффективному мышлению и правильным действиям - иррациональное мышление:

  • Спонтанно и безосновательно
  • Уводит человека в сторону от правильных мыслей
  • Может помешать человеку в процессе ежедневной деятельности
  • Снижает эффективность в профессиональной и других сферах
  • Часто активизируется тогда, когда это не нужно
  • Служит причиной раздражительности, депрессии и тревоги
  • Нарушает адаптацию к внешнему миру
  • Не отличается гибкостью
  • Служит причиной развития
  • Продуцирует
  • Продуцирует страх общения с авторитетами и более осведомленными людьми
  • Снижает мотивацию к достижению новых результатов
  • Может погрузить человека в одиночество
  • Служит причиной проблем в личной, социальной и профессиональной жизни
  • Порождает зависимость от других людей и общественного мнения
  • Способствует развитию вредных привычек

Поведенческая психология, да и банальный житейский опыт говорят о том, что чем скорее человек осознает иррациональность и нелогичность своих мыслей и действий, тем быстрее в его жизни начнут происходить благоприятные перемены: сократится количество негативных событий и ошибок, станет более крепкой психика и повысится устойчивость к стрессам, повысится личная продуктивность и эффективность, сформируется критический подход к обработке информации.

Мыслить иррационально для здравомыслящего человека неправильно. Но одолеть эту помеху на пути развития критического мышления можно только тогда, когда известны причины ее появления. И о них стоит поговорить детальнее.

Причины иррационального мышления

Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:

  • Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны
  • Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека

Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:

  • Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то)
  • Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то)
  • Катастрофизация (если это случится - это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.)
  • Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.)

Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится - это означает конец для меня, я этого не переживу».

В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных .

Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.

Говоря простым языком, тот, кто не способен различать вымысел и правду, а также находить причинно-следственные связи, использует иррациональное мышление. Оно никогда не поможет предугадать события или просчитать результаты своих действий, отчего и возникают спонтанные поступки и ненужные переживания.

Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую. К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.

Как бороться с иррациональным мышлением

Преодолеть иррационализм непросто, но при должном усердии и систематических тренировках это вполне возможно. Важно лишь знать, что делать. Способов же существует немало, и сейчас мы с ними вас познакомим.

Определение иррациональных мыслей

Определять иррациональные мысли сложно только на первом этапе. Часто они появляются в голове очень быстро и автоматически, берутся, словно из ниоткуда, и уловить их осознанно почти нереально. По этой причине задачу можно упростить: заведите себе блокнот, куда в течение дня и ежедневно вы будете записывать мысли, способные вызвать у вас негативные эмоции, тревогу и переживания. С практикой определять их появление станет легко, т.к. ваш мозг будет натренирован и адаптирован к этому.

Установление объективности мыслей

Когда вы спокойны, расслаблены и ничто вас не тревожит, задайте себе вопрос: «Насколько объективны мои мысли?». К примеру, кто-то сегодня не захотел с вами общаться, а вы сразу начали себе надумывать не бог весть что. Но посмотрите на ситуацию критически: быть может, он просто устал и был не в духе? А если вы при общении с кем-то проявили немного робости, на самом ли деле этот кто-то составит о вас негативное мнение?

Чтобы лучше осознавать необъективность своих мыслей, воспользуйтесь простым приемом: посмотрите на ситуацию с новой стороны. Т.е. если вы видите, что человек проявляет ту же робость, вы сразу думаете об этом человеке плохо? А если вы не хотите в данный момент с кем-то общаться, это означает, что он вам не нравится? Скорее всего, все обстоит совсем не так. Всегда оценивайте ситуацию с нескольких сторон, и жизнь станет намного проще и интереснее.

Подмена иррационального рациональным

Еще один метод - планомерная замена иррациональных мыслей рациональными, более объективными. Но ощутимого результата тут можно ждать лишь через некоторое время. На первых шагах может чувствоваться психологический дискомфорт, но его нужно смело преодолевать ежедневными тренировками. Постепенно и войдет в вашу зону комфорта.

Вот пример хороших мыслей, которыми можно подменить иррациональные: «Вполне возможно он не заметил моей робости», «Мне вообще могло показаться, что она не хочет общаться», «Да они, скорее всего, обо мне даже и не думали» и т.п.

Если обобщить три этих способа, можно сделать такой вывод: например, вам предстоит через несколько минут выйти на контакт с малознакомым человеком. Времени до встречи становится все меньше, а ваша тревога становится все сильнее. И как раз сейчас самое время спросить у себя, почему же вам страшно. Скорее всего, страх связан с тем, что ваш будущий собеседник может заметить какие-то особенности в вашем поведении: слегка неуверенный голос, небольшая дрожь рук и т.д., отчего у него сложится отрицательное представление о вас. Вот здесь-то и стоит применить навыки критического мышления:

  • Мысли собеседника могут быть заняты чем-то другим в момент общения
  • Собеседник может не заметить особенностей вашего поведения
  • Даже если собеседник что-то заметит, он вряд ли будет это анализировать, и через несколько минут уже забудет о вас

Вы и сами видите, что ничего страшного на самом деле нет. Злую шутку играет иррациональное мышление. Но при регулярном проведении подобной процедуры тревожные состояния постепенно начнут отступать и терять силу.

А вот еще несколько хороших приемов борьбы с иррациональным, которые предлагает нам поведенческая психология:

Не впадать в крайности

Оценивая какую-то ситуацию, старайтесь избегать крайностей вроде «это точно плохо», «только это - хорошо», «это конец», «так или никак вообще» и т.д. Преодолеть подобные мысли можно несколькими путями:

  • Исключить из своего лексикона слова, выражающие крайности, такие как «никогда» или «всегда». Перестаньте использовать эти термины в отношении себя, окружающих людей и мира, в котором живете.
  • Принять тот факт, что нет плохих или хороших людей, плохих или хороших ситуаций. В любом человеке и любой ситуации при желании можно найти плюсы и положительные стороны.
  • Отказаться от категоричного мышления. Иногда полезно принять себя вместе со своими недостатками и слабостями, чем убеждать себя и других в их отсутствии. Нередко это помогает оправдать свое поведение и мышление.

Избегать катастрофичности в мыслях

Преувеличивая масштаб и значимость проблемы, вы делаете хуже самому себе. Говоря о чем-то неприятном, не стоит придавать «не очень хорошо» форму «кошмарно». Отношение к проблемам и неприятностям легко изменить:

  • Задумайтесь над тем, что проблемная ситуация пусть и не хороша, но вовсе не ведет к неминуемой гибели и краху всех надежд
  • Попробуйте сравнить проблемную ситуацию с чем-то по-настоящему страшным, к примеру, со смертью кого-то из близких, или тем, что чувствуют бездомные или несправедливо заключенные люди

Также можно попытаться самому успокоить себя:

  • «На самом деле в этом нет ничего страшного, чтобы так переживать»
  • «Да, неприятно, но на этом жизнь не заканчивается»
  • «В любом случае все образуется»
  • «От этого еще никто не умирал»

Размышлять объективно

Если вы замечаете, что вам свойственны преувеличения и иррационализм, и вы часто рисуете себе картины страшных последствий даже при незначительных проблемах, тренируйтесь думать объективно:

  • Жизнь преподносит не только испытания, но и радостные события, и за черной полосой всегда последует белая
  • Даже если исход какой-то ситуации и может быть плохим, его вероятность крайне низка
  • Зачем переживать из-за того, что не случилось? Скорее всего, ничего плохо не произойдет, а тревога - лишь пустая трата энергии
  • Моделируйте разные варианты развития событий, а затем прогнозируйте вероятность наступления каждого из них

Психически расслабляться

Многих часто посещает мысль «я больше так не могу». Но это свойственно иррациональным и неуверенным в себе людям. Чтобы побороть иррациональные мысли, нужно и убедить себя в том, что, несмотря на сложности в текущий момент, через некоторое время вам станет легче и вы решите свои проблемы.

И, подытоживая этот раздел, осталось сказать только, что самым эффективным способом преодолеть иррационализм и негативные переживания является критический подход: ставьте под сомнение свои чувства и ощущения и анализируйте нелогичные и иррациональные мысли, лежащие в их основе.

Иррациональное мышление порождается желанием человека верить в свои фантазии. Это почти бессвязные рассуждения, не имеющие никаких логических обоснований и основанные на чувствах и предположениях. Рациональное и критическое мышление, напротив, состоит в том, что за основу размышлений и будущих действий берутся только обоснованные логикой и причинно-следственными связями факты и свидетельства. Польза и эффективность такого подхода очевидна и неоспорима, но вы все-таки скажем о ней несколько слов.

Преимущества рационального мышления

Рациональное мышление помогает делать выводы и , используя для этого логические цепочки. Желание мыслить критически и рационально способствует работе над своими недостатками. Когда в расчет берутся логические размышления, человек перестает совершать спонтанные поступки, а это минимизирует возникновение неприятных неожиданностей.

Когда мы мыслим рационально, мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, можем объяснить то, что раньше казалось необъяснимым, становимся более спокойными и находим наиболее короткие и эффективные пути достижения своих целей, получаем возможность фокусироваться на наиболее приоритетных в данный момент вещах.

Научиться рационально мыслить не составляет никакого труда. Все, что нужно - следовать небольшому ряду простых правил и советов:

  • Все размышления должны начинаться с поиска достоверной информации. Не всегда это бывает просто, но выстраивать логические цепочки, ведущие к правильным выводам и действиям, без проверенных данных невозможно.
  • Размышляя о чем-то, всегда брать в расчет то, что неверной может быть не только позиция другого человека, но и ваша собственная. Интересуйтесь у окружающих, что они думают о предмете ваших мыслей. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.
  • Не берите за основу своих суждений о действиях и поведении окружающих лишь внешние проявления. Вы уверены, что человек не желает с вами общаться? На чем основывается такой вывод? На домыслах или логике? Догадки еще ничего не значат. Вы должны стремиться к выяснению правды. Когда хотите убедиться в чем-то, ищите подтверждающие это факты.
  • Никогда не додумывайте за человека и не принимайте за него решения, не пытайтесь прочитать его мысли. Одно из - внимательно слушать своего собеседника и воспринимать только то, что он говорит.
  • Если при общении с человеком у вас возникают сомнения в искренности его поступков и слов, просто задайте ему несколько прямых вопросов, выскажите беспокоящие вас мысли и попробуйте пообщаться доверительно.

Преимущества рационального мышления можно наглядно продемонстрировать на таком примере: вы пообщались с человеком и он озвучил вам свои недовольства и упреки, объяснил, что ваши взгляды и действия для него неприемлемы. Первое, что хочется сделать в ответ, - это отплатить той же монетой. Однако что будет в результате, кроме недопонимания, ссор и неприязни? Возможно, еще больше душевного дискомфорта и долгосрочный разрыв отношений.

Намного эффективнее будет постараться сохранить спокойствие, равновесие и собственное достоинство. И рациональное мышление предлагает в этом случае поступить гораздо проще: проанализировать свои действия и слова, вызвавшие критику и недовольство собеседника, и принять критическое мнение со стороны. Нужно приходить к компромиссу - искать взаимопонимания и согласия по вопросу, на который у вас имеются разные взгляды. Одновременно с этим следует дать понять другому человеку, что проблемные ситуации могут быть разрешены без унижений, скандалов и обид, и для вас это приемлемо.

Рациональный подход и развитие критического мышления будут способствовать тому, что вы вернете себе спокойствие и психологический комфорт. В любой ситуации, когда вы оказываетесь во власти иррациональных мыслей, вызванных эмоциями, усталостью, переутомлением или стрессами, как можно скорее прогоняйте их от себя.

Не важно, кто вы: химик, физик, математик, военный, бизнесмен, простой работник фирмы или студент, рациональное и критическое мышление может стать для вас эффективным средством для достижения целей, решения повседневных и профессиональных задач, улучшения общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, и развития своих способностей.

Чтобы повысить свой иммунитет к иррациональным мыслям, мы рекомендуем вам вести здоровый образ жизни, больше отдыхать, правильно спать, и культивировать в себе хорошее настроение и позитивный настрой. И, конечно, читайте соответствующую литературу: Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро», Кейт Станович «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей», Дайана Халперн «Психология критического мышления», Роберт Бертон «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» и другие книги.

И в заключительном уроке нашего курса мы коснемся еще одного важного вопроса, касающегося критического мышления - работы с информацией. Именно с ней нам приходится сталкиваться каждый день, и от ее достоверности зависят наши выводы и суждения, эффективность принимаемых решений и грамотность действий. Из шестого урока вы узнаете, как искать информацию, как ее анализировать и хранить, для каких целей может применяться информация, как с ней работать и как принимать решения на ее основе.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Инструкция

Научитесь контролировать свои эмоции в общении с окружающими вас людьми. Если кто-то вас обидел или оскорбил, не спешите лезть в драку. Сосчитайте до десяти, сделайте несколько глубоких вдохов. Ведите диалог в спокойном деловом тоне.

Старайтесь давать обдуманные ответы. Если вы сталкиваетесь с трудным или неудобным для вас вопросом, попросите у собеседника время на обдумывание. В некоторых случаях наиболее разумным решением является тактичный уход от разговора.

Раскладывайте «по полочкам» наблюдаемые вами явления, ищите в них причинно-следственные связи. В этом вам поможет умение задавать правильные вопросы. Вопросы сами по себе стимулируют мышление, заставляют искать ответ.

Не принимайте ничего на веру. Всю информацию, поступающую к вам, подвергайте тщательному критическому анализу. Ставьте под сомнение стереотипы, распространенные в обществе.

Прежде чем принять какое-либо решение, подумайте, какие последствия оно будет иметь. Взвесьте все «плюсы» и «минусы» того или иного выбора. Не стесняйтесь спрашивать совета у более опытных людей.

Просматривая газеты и журналы, выделяйте в них ключевые моменты и факты. Резюмируйте сообщения, подводите итог сказанному или прочитанному. Отсеивайте лишнюю и малозначащую информацию.

Планируйте свою деятельность. По пунктам расписывайте всё, что вы хотите сделать. Оценивайте ресурсы, которыми вы обладаете (время, деньги, знания и т.д.). Распределяйте ресурсы в соответствии с вашими приоритетами. Разумно записывать имена и контакты людей – сложно предугадать, чья помощь вам может понадобиться.

Полезный совет

Играйте в шахматы, решайте логические и математические задачи, отгадывайте ребусы. Помните о том, что разумные люди не идут на поводу у вредных привычек, а формируют новые, полезные. Например, бегать по утрам – отличная привычка, полезная для эффективной работы мозга.

Совет 2: Как научиться контролировать своим эмоции и принимать разумные решения

Умение отбросить свои эмоции дает возможность более продуктивно решать проблемы, а не зацикливаться на переживаниях и страхах. Избавившись от паники, излишней эмоциональности и научившись правильно реагировать на события, человек сможет увереннее идти по жизни.

Способность контролировать свои эмоции делает человека более успешным и счастливым. Такие люди относятся ко всему происходящему спокойнее, концентрируясь не на негативных эмоциях, а на решении возникших проблем.

Обращая внимание на свое поведение в различных ситуациях, можно развить в себе необходимые навыки для сохранения внутреннего спокойствия.

Ошибкой эмоционального человека являются поспешные выводы. Необходимо концентрироваться на том, чтобы избегать преждевременных решений, ведь именно они, чаще всего, оказываются ошибочными. Прежде чем принять решение, дайте себе время подумать. Сделайте глубокий вдох и мысленно отсчитайте от десяти до нуля. Это поможет отбросить все лишнее и принять решение, избегая влияния эмоций.

Если жизненная ситуация вызывает сильное волнение и первое упражнение не позволяет полностью избавиться от негативных мыслей, нужно стараться попросту выплеснуть все негативные эмоции, прежде чем принимать решения. Не стоит держать в себе отрицательную энергию, гнев, злость, обиду. Эти чувства очень разрушительные. Признайте эмоцию, проживите ее, если надо покричите, порвите бумагу, потопайте ногами. Вот увидите, вскоре негатив уйдет.

Так же частой проблемой в принятии правильных решений является паника. Паническая атака может настигать человека в различных ситуациях, большинство из которых не несут в себе никакого повода для беспокойства. Паника лишь туманит разум и не позволяет разобраться с проблемами. Если какое-либо дело вызывает у вас чувство паники, то справиться с ним поможет концентрация на вещах, сопутствующих вашему делу. Например, следует обратить внимание на то, какие вещи вы должны взять с собой, во что одеться, во сколько выйти. Это отвлечет от общей паники.

Постоянно отслеживайте свои реакции на все происходящее. Нельзя принимать решения на эмоциях. Сначала успокойтесь, а затем начните обдумывать ситуацию. Так вы добьетесь более качественных результатов.

Заканчивая анализировать понятие самодисциплины, давайте сначала обобщим все, что нам известно о при­вычках мышления. Эти знания будут полезны вам, если вы хотите научиться рационально мыслить.

1. Каждая мысль стремится к реализации. И здесь со­вершенно не играет никакого значения, какая эта мысль - положительная или отрицательная, корыст­ная, или бескорыстная и т. д. Любая мысль проходит следующий путь:

мысль цель план действие.

Потом с помощью вселенского закона привычки наши мысли сами становятся привычками. И уже за­тем вступает в действие подсознание, которое приводит мысль к ее логическому завершению - к ее реа­лизации.

Конечно же, мы не можем говорить о материально­сти такого понятия, как «мысль», но мы можем гово­рить о материальности тех предметов и явлений, кото­рые появляются в результате действия этой мысли.

В таком случае можно предположить, что и чело­век - это материализация мысли Вечного Разума и что процесс мышления - это излучение каких-то не­видимых для человеческого глаза лучей, которые ищут своей реализации в материальном мире.

И наша мысль постоянно находится в работе, она полна силы и энергии, которая передается ей от Веч­ного Разума.

2. Самодисциплина позволит вам стать единовластным

хозяином своих мыслей, самому создавать их, контро­лировать и направлять на осуществление своих же жизненных целей. Это невозможно сделать без опре­деленных привычек, которые вам придется сформи­ровать, если вы хотите получить двенадцать жизнен­ных сокровищ.

3. Огромный потенциал заложен в силе человеческой мысли, которая выполняет огромное количество ра­боты. Во-первых, она неустанно следит за каждой клеткой нашего организма: контролирует замену ста­рых клеток, рост новых. Во-вторых, она следит за функционированием всех органов. В-третьих, дает ор­ганизму команду сопротивляться всевозможным бо­лезням. Можно перечислять до бесконечности все то, чем занята наша мысль. Многое из этого она делает автоматически. И если приложить какие-то опреде­ленные усилия, то и еще некоторые процессы могут управляться мыслью автоматически.

4. Мысль лежит в основе всех достижений человечества. Проходя уже известный нам путь (мысль -» конкрет­но сформулированная цель -» конкретный план по осуществлению цели -» действия в соответствии с планом), мысль становится реальной, материально вы­раженной. Не бывает действий без причин и мотивов.

5. Наша психика состоит из двух больших отделов. Пер­вый - сознательная часть, второй - подсознательная.

Нашим сознанием мы можем управлять сами, подсознание же контролирует источник Вечного Разума. Подсознание как бы связывает наше сознание с Веч­ным Разумом.

Шестое чувство самым тесным образом связано с нашим подсознанием. Оно действует независимо от воли человека, но с помощью самодисциплины каж­дый из нас может воздействовать через свое сознание на шестое чувство.

6. Все отделы психики - и сознательный, и подсозна­тельный - находятся в прямой зависимости от на­ших привычек. Вырабатывая какие-то определенные навыки, умения и привычки, мы тем самым приспо­сабливаем к ним свою психику.

7. Если какая-то ваша мысль основана на субъективном мнении, то она не вполне верш. Если же мысль бази­руется на доскональном изучении фактов, то она пра­вильна.

Представьте себе, насколько неправильны, лживы будут мысли, основанные на страхе, предрассудках, неуверенности, эмоциональном возбуждении. Любая мысль, в которой отсутствует рациональность, может считаться неверной, обманчивой.

8. Чтобы сделать свой первый шаг к овладению рацио­нальным мышлением, нужно прежде всего приучить

себя к самодисциплине. Это поможет вам почувствовать разницу между фактами и сплетнями, вымысла­ми и слухами.

Второй шаг требует от вас умения сортировать факты на важные и неважные. Важным считается та­кой факт, который может существенно помочь вам на пути к достижению двенадцати жизненных сокровищ. Остальные же можно по праву считать не столь суще­ственными.

Довольно часто мы используем в нашей жизни ин­формацию, полученную из не слишком надежных источников, или оперируем несущественными фактами. Это объясняет тот факт, что редко кому удается до­стичь того уровня самодисциплины, который позволяет человеку сделать верный анализ получаемой из окружающего мира информации.

9. Если ваши желания конкретно сформулированы и ос­нованы на серьезных причинах, то они будут стиму­лировать процесс мышления и обязательно приведут к успеху.

Когда ваши мысли постоянно заняты вашими же­ланиями, то тогда тут же включается в работу под­сознание. Именно оно является главным советчиком в выборе верных решений.

Если вы по-настоящему чего-то хотите, то это же­лание заставит работать воображение, которое знает и умеет находить кратчайший путь и лучшие средст­ва, чтобы осуществить это желание.

Мы изложили самые важные факты, касающиеся привычек рационального, мышления. Но даже из та­кого небольшого количества информации очень хо­рошо видно, что без самодисциплины достичь рацио­нального мышления не представляется возможным. Вы, конечно, вправе спросить о том, с чего же вам на­чинать воспитывать в себе привычку к самодисцип­лине.

Первый шаг - это сконцентрировать все свои мыс­ли на главной жизненной цели. Без этого шага невозможно ничего достичь, не говоря уже о само­дисциплине.


Похожая информация.