Как движется вода. Движение вод мирового океана

. Воды. Мирового океана находятся в постоянном движении. Среди видов движения вод выделяют волны и течения. По причинам возникновения волны разделяют на ветровые, цунами и приточно-отливные

Причиной ветровых волн ветер, который приводит вертикальный колебательное движение водной поверхности. Высота волн больше зависит от силы ветра. Волны могут достигать высоты 18-20 м. Если в открытом океане и вода подвергается вертикальных движений, то у берега она совершает поступательное движение, образуя прибой. Степень ветрового волнения оценивают по 9-балльной шкалеалою.

. Цунами - это гигантские волны, возникающие во время подводных землетрясений, гипоцентры которых расположены под дном океана. Волны, вызванные подземными толчками, распространяются с огромной скоростью - до 800 к км / ч.. В открытом океане высота незначительна, поэтому они не представляют опасности. Однако такие волны, набегая на мелководье, растут, достигая высоты 20-30 м, и обрушиваются на побережье, нанося ве ших разрушениявань.

Приточно-отливные волны связаны с привлечением водных масс. Мирового океана. Луной и. Солнцем. Высота приливов зависит от географического положения и расчлененности и конфигурации береговой линии. М. Максимальная высота приливов (18 м) наблюдается в заливе. Фандді.

Течения - это горизонтальные перемещения воды в океанах и морях определенными постоянными путями есть это своеобразные реки в океане, длина которых

достигает нескольких тысяч километров, ширина - до сотен километров, а глубина - сотен метров

По глубине расположения в толще воды различают поверхностные, глубинные и придонные течения. По температурным характеристикам течения разделяют на теплые и холодные. Принадлежность конкретной течения в теплые х или холодных определяется не их собственной температурой, а температурой окружающих вод. Теплой называют течение, воды которой теплее окружающие воды, а холодной - холодныхіші.

Основными причинами возникновения поверхностных течений являются ветры и разность уровней воды в различных частях океана. Среди течений, вызванных ветром, выделяют дрейфовые (вызванные постоянными ветрами) и ветровые и (возникают под влиянием сезонных ветровов).

Решающее влияние на формирование системы течений в океане имеет общая циркуляция атмосферы . Схема течений в. Северном полушарии образует два кольца. Пассаты вызывают пассатные течения, направляемых в еквато ориальних широт. Там они набирают восточного направления и движутся в западную часть океанов, повышая там уровень вод. Это приводит "к формированию сточных течений, движущихся вдоль восточных побережий ю терикив (Гольфстрим,. Куро-Сио,. Бразильская,. Мозамбикская, мадагаскарская,. Восток-ноавстралийська). В умеренных широтах эти течения подхватываются господствующими западными ветрами и направляются в восточной части океанов частейастина

вод в виде компенсационных течений движется до 30-х широт, откуда пассаты выгнали воду (Калифорнийский,. Канарское), замыкая южное кольцо. Основная масса воды, перемещенной западными ветрами, движется ся вдоль западных побережий материков в высокие приполярные широты (Североатлантический, пол-ничнотихоокеанська). Оттуда вода в виде сточных течений, которые подхватываются северо-восточными ветрами, направляет ться вдоль восточных побережий материков до умеренных широт (Лабрадорское,. Камчатская), замыкая северное кольцце.

В. Южном полушарии формируется только одно кольцо в экваториальных и тропических широтах. Основной причиной его существования является также пассаты. Южнее (в умеренных широтах), поскольку на пути вод, подхваченные них западными ветрами, нет материков, формируется круговая течение. Западных ветруів.

Между пассатными течениями обоих полушарий вдоль экватора формируется мижпасатиа противоток. В северной части. Индийского океана муссонный циркуляция порождает сезонные ветровые течения

Дата___-

Предмет

География

Класс 6

Тема урока:

Движения воды в Океане

Общая цель:

сформировать представление о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

Задачи:

развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Конкретный результат обучения

    ученики знают :

    ученики умеют

a) Подход в преподавании / обучении

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Источники:

карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, учебник для 6 кл.

Ход урока.

Организация работы на уроке/раздача карточек/

I. Оргмомент.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

Тестирование по домашнему заданию

Проверка тестирования и запись результатов в карточку

Критерии оценки: «5» - 16-18 б.

«4» - 13-15 б.

«3» - 9-12 б

Изучение нового материала

Содержание материала для уровня применения.

II.Стадия вызова

- Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

(температура и солёность)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? ( читают стр.115 «Вы узнаете»)

- И так тема нашего урока:

«Движение воды в океане» - (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

Задание 1 По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу

    Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему.

Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

Здоровьесберегающий стиль общения (ЗБТ)

... Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

Содержания материала для уровня понимания.

III. Стадия осмысления

Учитель : Так что же такое «Волна»?

Понятие - «Волна»- чтение с доски «Презентация»

Строение волны – рисунок 5.6., Геофокус

Разновидности волн

-ветровые волны (штиль, шторм) Ф+Ф( слайд- шоу)

Причины их образования (переменные ветры)

Высота волн - ( работа с текстом стр.74)

Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Эмоциональная разрядка (ЗБТ)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

Понятие «цунами» чтение на стр

Строение волны – рисунок 75

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?
Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны – результат деятельности ветра. Цунами – это поступательное движение воды, а ветровые волны – колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?
Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые – потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

Задание 2 (работа в парах)

Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.
Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

Задание3. Подпишите основные части волны на своих рисунках.

Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.)

При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.

Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.

Задание. Используя определительную таблицу, определите силу ветра в стихотворении А.Фета.

Слайд № 8 (демонстрация стихотворения).

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит -

То прянет, то отхлынет прочь.

Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Учащиеся приходят к выводу, что сила ветра равна 5 баллам.

Результаты исследований (оценивает учитель)

Задание4 . Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

Задание 5 . Приливы и отливы.

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.

Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.

Это явление называется приливы и отливы.

V. Подведение итогов урока.

Содержания материала для уровня оценки.

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

VI. Домашнее задание.

1. Найти дополнительную информацию по данной теме в Интернете или в библиотеке.

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»(АВ)

Результаты обучения для учеников (A)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (B)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (C)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.


Движение вод Мирового океана……………………………………………3

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио……….6

Экваториальные течения……………………………………………...8

Циркуляция полярных вод……………………………………………10

Волны и приливы……………………………………………………...11

Цунами…………………………………………………………………12

Приливы………………………………………………………………..12

Библиографический список....………………………………………………13

Движение вод Мирового океана

По своему физическому состоянию вода - очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины, прежде всего ветер. Воздействуя на воды океана, он возбуждает поверхностные течения, которые переносят огромные массы воды их одного района океана в другой. Энергия поступательного движения поверхностных вод вследствие внутреннего трения передается в нижележащие слои, которые также вовлекаются в движение. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные теченияюжном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

    Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Если Гольфстрим считать частью кругового антициклонического вихря, то вряд ли можно точно определить его начало и конец. Известно, что между Мексикой и Кубой через Юкатанский пролив устремляется сильное течение, которое обычно описывает петлю в Мексиканском заливе и только затем выходит в океан из Флоридского пролива. На протяжении около 1200 км, от Ки-Уэста во Флориде до мыса Хаттерас в Северной Каролине, Гольфстрим упорно следует вдоль побережья Америки, лишь иногда слегка отклоняясь от него. Однако, миновав Хаттерас, Гольфстрим как бы начинает рыскать. К югу от Большой Ньюфаундлендской банки он пересекает Северную Атлантику. На этом извилистом участке своего пути Гольфстрим образует огромные волнообразные меандры. Один из них был обнаружен у 45 град. з.д., примерно в 2500 км от мыса Хаттерас. Где-то на пути между юго-восточным краем Ньюфаундлендского поднятия и Срединно-Атлантическим хребтом Гольфстрим перестает прослеживаться как единое течение.

Ширина Гольфстрима на поверхности колеблется от 125 до 175 км. Левый, если смотреть по течению, край Гольфстрима легко обнаружить по горизонтальному градиенту температуры, который становится заметным, начиная с глубины в несколько десятков метров, и противотечению. Правый край обнаружить по температуре трудно, но там часто отмечается довольно заметное противотечение. Скорость Гольфстрима на поверхности может достигать 250 см/с, т.е. превышать 5 узлов.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слоем. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира.

    Экваториальные течения

Течения тропической зоны тесно связаны с системой пассатных ветров. На большей части Атлантического и Тихого океанов в северном полушарии дуют северо-восточные пассаты, а в южном полушарии их роль выполняют юго-восточные пассаты. Эти две системы пассатных ветров разделяет область внутритропической конвергенции, характеризующаяся слабыми ветрами неустойчивых направлений. Ее часто называют экваториальной штилевой зоной. Поскольку она разделяет системы ветров двух полушарий, ее можно считать своего рода климатическим экватором. Обычно она располагается между 3 град. с.ш. и 10 град. с.ш.

Основные океанические течения тропической зоны как бы отражают собой особенности системы ветров этих мест. Так, Северное и Южное экваториальные течения западного направления, образующие часть основных антициклонических круговоротов течений северного и южного полушарий, «управляются» пассатами. Между этими двумя широкими потоками располагается сравнительно узкое (шириной 300 - 500 км) Экваториальное противотечение, направленное на восток. Вблизи побережий и поле пассатных ветров, и система экваториальных течений усложняются.

Океанические воды тропической зоны характеризуются хорошо перемешанным теплым поверхностным слоем, который отделяется мощным термоклином от холодной воды глубин. Термоклин служит также своего рода перегородкой между богатыми кислородом, но бедными фосфатами и нитратами поверхностными водами и глубинными водами с низким содержанием кислорода и относительно высоким содержанием питательных веществ. Экваториальные течения приурочены главным образом к области термоклина. Это экваториальное под поверхностное течение в Тихом океане обычно называют течением Кромвелла. Напоминая в обширности океана ленту толщиной порядка всего 200 м и шириной 300 км, оно перемещается со скоростью до 150 см в сек. Ядро течения обычно совпадает с термоклином и располагается на экваторе или вблизи него. Иногда оно поднимается к поверхности, но это случается редко.

    Циркуляция полярных вод

Циркуляция вод Мирового океана в полярных районах северного и южного полушарий совершенно различна. Арктический океан скрыт под покровом дрейфующих льдов. Существующие сведения о течениях в Северном Ледовитом океане указывают на наличие медленного переноса воды в направлении против часовой стрелки. Свободному перемешиванию глубинных холодных вод Арктики с глубинными водами Атлантического и Тихоно океанов препятствуют два довольно мелководных порога между континентами. Глубина мелководного порога в Беринговом проливе, разделяющем Чукотку и Аляску, не достигает и 100 м, но сильно препятствует водообмену между Атлантическим и Тихим океанами через Северный Ледовитый.

В южном полушарии все выглядит иначе. Широкий (300 миль) и глубокий (3000 м) пролив Дрейка - между Южной Америкой и Антарктидой - обеспечивает беспрепятственный водообмен между Атлантическим и Тихим океанами. Благодаря этому направленное на восток Антарктическое циркумполярное течение простирается до дна и при расчетной величине расхода воды оказывается величайшим течением Мирового океана.

Антарктическое циркумполярное течение приводится в действие господствующими здесь западными ветрами, а его средняя скорость и расход воды определяются балансом между касательной силы ветра на поверхности и силой трения о дно. Установлено, что над понижениями дна течение отклоняется к югу, а над поднятиями - к северу, что указывает на несомненное влияние рельефа дна на направление этого течения.

Наиболее хорошо выраженные адвективные потоки воды в глубоководной области океанов отмечаются вдоль западных границ бассейнов.

    Волны и приливы

Волны регулярны и имеют некоторые общие характеристики - длину, амплитуду и период. Также отмечается скорость распространения волн.

Длина волны представляет собой расстояние между вершинами или подошвами волн, высота волны - вертикальное расстояние от подошвы до вершины, оно равно удвоенной амплитуде, период равен времени между моментами прохождения двух последовательных вершин (или подошв) через одну и ту же точку.

Высота ряби измеряется приблизительно сантиметром, а период составляет около одной секунды и меньше. Волны прибоя достигают нескольких метров в высоту при периодах от 4 до 12 с.

Океанические волны имеют разные очертания и формы.

Волны, вызванные местным ветром, называют ветровыми. Другой тип волн - волны зыби, которые медленно качают судно и при безветренной погоде. Зыбь образуют волны, которые сохраняются после того, как они выйдут их области действия ветра.

При любой скорости ветра достигается некое равновесное состояние, выражающееся в явлении полностью развитого волнения, когда энергия, передаваемая ветром волнам, равняется энергии, передаваемая ветром волнам, равняется энергии, теряемой при разрушении волн. Но для того, чтобы образовалось полностью развитое волнение, ветер должен дуть продолжительное время и на большом пространстве. Пространство, подвергающееся воздействию ветра, называется область разгона.

    Цунами

Цунами распространяются волнами от эпицентра подводных землетрясений. Район воздействия волн цунами огромен.

Цунами связаны непосредственно с движениями земной коры. Мелкофокусное землетрясение, которое вызывает значительные смещения коры на дне океанов, вызовет и цунами. Но столь же сильное землетрясение, не сопровождающееся сколько-нибудь заметными подвижками коры, цунами не вызовет.

Цунами возникает в виде одиночного импульса, передний фронт которого распространяется со скоростью мелководной волны. Исходный импульс далеко не всегда обеспечивает концентрическое распространение энергии, а с ней и волны.

    Приливы

Приливы - медленные подъемы и спады уровня воды и перемещения ее кромки. Приливообразующие силы - результат притяжения Солнца и Луны. Когда Солнце и Луна находятся примерно на одной линии с Землей, то есть в периоды полнолуния и новолуния, приливы оказываются наибольшими. Т.к. плоскости обращения Солнца и Луны не параллельны, действие сил Луны и Солнца меняется по сезонам, а также в зависимости от фазы Луны. Приливообразующая сила Луны примерно вдвое больше приливообразующей силы Солнца. Большие различия в амплитуде приливов на разных участках побережья определяются главным образом формой океанических бассейнов.

Библиографический список

Большая серия знаний. Планета Земля/Сост. А.М. Берлянт. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. Издательский дом «Современная педагогика», 2006. – 128с.:ил.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРКЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра географии и методики обучения

ДВИЖЕНИЕ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА

Работу выполнил: Ермаков Дмитрий Юрьевич, студента 2курса 1группы дневного отделения естественно-географического факультета Специальность -050102.65 Биология с дополнительной специальностью 050103.65 География

Научный руководитель: доцент географических наук, старший преподаватель Марков Дмитрий Сергеевич

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают течения, приливы и отливы. Всё это разные виды движения воды в .

Ветровые волны

Трудно себе представить абсолютно спокойную гладь океана. Штиль — полное безветрие и отсутствие волн на его поверхности - большая редкость. Даже при тихой и ясной погоде на поверхности воды можно увидеть рябь.

И эта рябь, и бушующие пенные валы рождены силой ветра. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость их движения. Волны могут перемещаться на тысячи километров от того места, где они возникли. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом.

Наиболее высокие волны наблюдаются между 40° и 50° ю. ш., где дуют самые сильные ветры. Эти широты моряки называют штормовыми или ревущими широтами. Районы возникновения высоких волн расположены также у американских берегов вблизи Сан-Франциско и Огненной Земли. Штормовые волны разрушают береговые постройки.

Самые высокие и разрушительные волны . Причина их возникновения - подводные землетрясения. В открытом океане цунами незаметны. У побережья длина волн сокращается, а высота растёт и может превышать 30 метров. Эти волны приносят бедствия жителям прибрежных территорий.

Океанические течения

В океанах образуются мощные водные потоки - течения. Постоянные ветры вызывают поверхностные ветровые течения. Некоторые течения (компенсационные) возмещают убыль воды, двигаясь из районов её относительного избытка.

Течение, температура воды которого выше температуры окружающих вод, называют тёплым, если ниже - холодным. Тёплые течения переносят более тёплые воды от экватора к полюсам, холодные - более холодные воды в противоположном направлении. Таким образом, течения перераспределяют тепло между широтами в океане и оказывают существенное влияние на климат прибрежных территорий, вдоль которых они несут свои воды.

Одно из самых мощных океанических течений - . Скорость этого течения достигает 10 километров в час, и оно перемещает 25 миллионов кубических метров л воды за каждую секунду.

Приливы и отливы

Ритмические поднятия и опускания уровня воды в океанах называют приливами и отливами. Причина их возникновения - действие силы притяжения Луны на земную поверхность. Два раза в сутки пода поднимается, покрывая часть суши, и два раза отступает, обнажая прибрежное дно. Энергию приливных волн люди научились использовать для получения электричества на приливных электростанциях.

1. Введение

Морская вода – очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения в океане, которые переносят огромные массы воды из одних районов в другие. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Подвижность вод океана проявляется и в вертикальных колебательных движениях – таких, например, как волны и приливы. С последними связаны и горизонтальные движения воды – приливные течения. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

2. Движение вод Мирового океана

Рис.1. Схема циркуляции вод Мирового океана.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения (в южном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слое. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира.

3. Циркуляция глубинных вод

Основные факторы, определяющие циркуляцию глубинных вод, - температура и соленость.

В приполярных районах Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него выделяются соли, которые дополнительно осолоняют воду. В результате вода становится более плотной и опускается на глубину. Области интенсивного образования глубинных вод находятся на севере Атлантического океана у Гренландии и в морях Уэдделла и Росса у Антарктиды.