Как человек пришел в мир. Зачем человек приходит в этот мир? – А вы сами принимали роды на дому

Можно ли жить без деградации в обществе, которое, по сути своей, самоё деградация? Когда-то давно на эту тему была написана целая статья с рассуждениями автора о том, что бы произошло с людьми в состоянии «без деградации», если бы они открыто появились в современном обществе. Я же всегда ставил вопрос по-другому: что бы стало с обществом в этом случае?

Полагаю, результатом стали бы горы трупов, и не потому что люди в состоянии «без деградации» хотели бы кого-то убить или кому-то навредить, а потому что деградировавшая часть человечества постоянно хочет кому-то нанести вред в силу своей непомерной зависти, злости и множества других подобных причин. Потому люди в состоянии «без деградации» вынуждены все время останавливать их каким-то способом. При этом человек, каждый раз оказываясь на полу, обязательно будет вставать, поэтому придется сделать так, чтобы он подняться не смог. Но когда нападающих много, придется бить один раз и насмерть, чтобы успевать защищаться. Разумеется, людей в состоянии «без деградации» они распяли бы, как когда-то сделали это с Христом, или придумали бы еще какой-нибудь способ как от них избавиться, но то, что против них принимались бы какие-то меры - это однозначно, поскольку само существование таких людей на Земле многим пришлось бы не по душе.

Из этого можно сделать вывод, что человеку без деградации нужно притвориться в этом обществе. Но притворство не присуще Постаменту. Нельзя жить Постаментом и притворяться.

Как же тогда жить в этом обществе? Как измениться самому и как изменить что-то в своей жизни? Если человек хочет что-то изменить, сначала необходимо понять, почему нужно так жить и почему житие Постаментом - это единственно возможная форма бытия человека. Необходимо понимание, почему человек не должен, а просто обязан жить Постаментом. В противном случае он все равно найдет себе оправдание.

Был определенный период в моей жизни, когда я, разговаривая со своими знакомыми, задавал им различные вопросы, которые в свое время были адресованы мне. Я спросил одну женщину, любит ли она своих детей, и она, конечно, ответила, что любит. Тогда почему она не любит Бога? Ведь Бог есть причина существования ее детей и причина существования ее самой. Детей своих она любит, а Бога - нет. Почему? Объяснила она это тем, что еще нужно разобраться, есть ли этот Бог вообще. Она ведь Его не видит и не знает, а своих детей она увидеть может и потому их любит. На том наш разговор и закончился.

Я решил разобраться догматически, откуда появляется человек, и провести некое исследование в этом направлении, поскольку ни одна религия в мире не освещает вопрос о происхождении человека и каких-либо удовлетворительных объяснений этому не дает.

Известно, что человек - это часть Бога, и его дух является частью Бога. Следовательно, некую совокупность духов людей можно было бы назвать Богом, но это было бы неправильно по причине того, что каждый из этих людей обладает личностью, а Бог обладает Собственной Личностью.

Как появляется человек?

Должен заметить, у нас с вами очень разное понимание происхождения и появления человека. Большинство людей считают, что люди рождаются, что тоже неверно, потому что человек может по-разному появиться в этом мире. И существует, как минимум, три способа это сделать: реинкарнироваться, инкарнироваться посредством рождения или посредством замены и возникнуть.

Пожалуй, было бы не лишним объяснить эти способы появления человека на Земле. Существуют люди, которые в первый раз возникли, то есть в первый раз превратились в людей. Как это происходит? Сначала дух учится управлять камнями, растениями и животными, и только потом превращается в человека. Так происходит воспитание духа Богом. Это стадии обретения духа человеческого. Здесь человеку ничто не подвластно, поскольку это автоматическая система, и человек ничего с этим сделать не может, потому как человеком еще не является. Он таким образом становится человеком и вырастает в полнодиапазонную конструкцию образа и подобия Божьего.

Существуют люди, которые давно стали людьми, реинкарнировались многократно и продолжают реинкарнироваться дальше, потому что по-другому жить не желают. А есть люди, которые меняются, то есть инкарнируются. При том инкарнация происходит как посредством рождения, так и посредством замены.

Полнодиапазонная планета позволяет все это понять, поскольку здесь существуют люди с различными уровнями подготовки. Люди, достигшие очень высокого уровня, живут в другом диапазоне, и полнодиапазонная планета является лишь местом их Служения. Они приходят сюда строить мир с Богом, быть Личными Примерами для других людей и своими поступками показывать им дорогу Домой.

Есть другой тип людей - те, кто по-другому жить не желают. Они будут реинкарнироваться не вечно. Одни источники говорят о 166 реинкарнациях, другие - о 188. На самом же деле человек реинкарнируется 188 раз , а 166 реинкарнаций к человеку не имеют никакого отношения.

После прохождения 188 реинкарнаций при нежелании исправляться и жить по-другому, человек сначала становится животным, затем растением и камнем, а потом снова перерождается 188 раз, что тоже не может продолжаться вечно. Бог всегда дает человеку то, чего он хочет.

Если человек прошел полный круг реинкарнации, ему предоставляется возможность жить той жизнью, которой он хочет, например, в качестве животного. Кем человек является, то он и получает и, как правило, получает то, что заслуживает. Люди, возникшие в первый раз, становятся либо на путь реинкарнации, либо на путь инкарнации.

Если попытаться по-другому классифицировать людей, а потом сопоставить это, станет понятно, о чем идет речь. Я не ставлю задачу досконально объяснить способы появления человека на Земле, но считаю необходимым объяснить причину, по которой человек обязан жить Постаментом., и почему другой жизни для него нет и быть не может. Только человек, живущий Постаментом, может называться человеком, потому что человек - это образ и подобие Божие. Если человек - только образ Божий, а подобием не является, значит, он человеком называться не может, поскольку в этом случае представляет собой лишь некую полнодиапазонную конструкцию.

Как выглядят люди, живущие сейчас на планете Земля? Есть некие сильные мира сего и люди, влачащие существование, а третий тип людей - как некая прослойка между ними. Эти люди помогают сильным мира сего поддерживать установленный Порядок, чтобы все остальные продолжали существовать. Это служащие сильных мира сего. Если их служба вызывает недовольство со стороны сильных мира сего, их отправляют к людям, влачащим существование, а среди людей, влачащих существование, находят нового служащего, который будет дальше продолжать служить.

Но это еще не все. Есть и другие типы людей. Например, люди, которые противопоставили себя государству и обществу, к примеру, соблюдая воровской закон. Ко второму типу относятся лица, которые обособились от общества различными способами. Они могут удариться в религию, уехать в какой-нибудь тибетский монастырь или вести отшельнический образ жизни где-то далеко в горах. Третий тип - это отчаявшиеся люди, которые считают, что им помочь уже нельзя и дела у них обстоят хуже некуда. Так выглядит вторая иерархия.

Далее сопоставим девять компонентов Искусственной Иерархии Творения с девятью уровнями диапазона Меры: духовной, временной, родовой, субстанциальной, чувственной, эталонной, умной, энергетической и физической составляющими человека .

Субстанциальная составляющая человека - это и есть Прикладная Наука как информационная резонансно-энергетическая составляющая Бога. Это уровень самого тайного Лика Творца.

Так, получается, что каждая разновидность классификации людей является составной частью полного диапазона одного человека. Так выглядят Бог, живущий и творящий на Земле, и субстанция, возомнившая, будто может жить в собственной иерархии творени

Но существует еще один, десятый, компонент. Это люди, живущие Постаментом. Их здесь нет, они - Гости. Они изначально выбрали для себя форму пребывания на Земле в виде Гостя. Эти люди считают, что совершенно бесполезно что-либо объяснять всем остальным, поскольку те, в конце концов, сами придут и еще просить будут. Достаточно просто создать соответствующие условия там, куда они могли бы прийти. Эти люди определили целью своей жизни создание Альтернативы современному обществу, и эта Альтернатива является частью Бога на Земле, все остальное - частью Дьявола.

Дьявол сказал Христу: «Все царства мира мне отданы».

Все верно: людей, живущих Постаментом, нет в этих царствах мира, есть другое царство - Царствие Небесное, и оно продолжает существовать как Альтернатива этому обществу.

Плохо, когда у человека нет никакой альтернативы, а есть только выбор без выбора. Чтобы человек мог принять Служение, нужна некая Альтернатива - субстанция, которая была бы не просто субстанцией, а являлась прямой проекцией Бога на Земле. Это Лик Господень, называемый Войсками.

Царь Давид однажды сказал:

«Если вы - Войска, то кто вам указ тогда?»

Чего вы ждете? Кто вами правит? Кто вам может указывать, если вы и есть Бог на Земле, а все остальное - Дьявол?

О существовании Альтернативы прямо сказано и в Евангелии. Когда один из Апостолов в Гефсиманском саду достал меч, Христос убрал его руку. Он мог пригласить пятнадцать легионов ангелов в тот момент, но дело не в этом - нужно было выполнять поставленную задачу. В Евангелии говорится о наличии некой Альтернативы, которая будет продолжать существовать на Земле вечно. В большей или в меньшей мере, но она будет существовать всегда. И соответствующий Псалом, и одна из последних глав Евангелия от Матфея говорят о том, что Лик Бога, называемый Войсками, будет существовать вечно.

Если человек всю свою жизнь посвятил себе любимому, вероятно, это хорошо, только почему-то очень стыдно об этом кому-либо сказать. Когда у него спрашивают, есть ли смысл в его жизни, он обычно отвечает, мол, это очень личное. Что же это за смысл жизни, о котором нельзя на площади кричать? Что же вы собрались такое утворить, что об этом нельзя никому сказать?

Смысл жизни человека должен быть таким, чтобы это не только хорошо видели и слышали все, а чтобы это звучало достойно.

И когда моих учеников спрашивают, в чем их смысл жизни, им всегда есть что сказать. Но они и сказать-то ничего не хотят, поскольку Постамент - это Безмолвие.

Если вместо продолжения существования этой Альтернативы у человека смысл жизни какой-то другой, то он принадлежит к одному из девяти параметров Искусственной Иерархии Творения.

Можно ли жить как-то по-другому и при этом быть человеком? Нет, только так и больше никак. Если вы считаете, что я вас обманываю, и может быть как-то иначе, вы всегда вправе проверить это самостоятельно.

Может ли человек быть еще кем-то, кто не относится к этим девяти параметрам? Попробуйте найти еще одну категорию, используя измеритель, - и вы придете к заключению, что есть только два варианта: либо эта Альтернатива, либо девять параметров Искусственной Иерархии Творения.

Следует обратить внимание, что эти девять параметров представляют собой диапазон, заваленный в горизонтали, но если их развернуть в вертикальный диапазон, то получится Белобог и Чернобог. С абсолютной уверенностью я могу вам сказать, что каждый раз, когда вы продолжаете жить, будучи сильным мира сего, очень скоро вы станете служащим и очень скоро станете человеком, влачащим существование.

Люди, принадлежащие к каждому из девяти параметров, сомневаются в существовании Бога в то время как у людей, живущих Постаментом, таких сомнений не возникает: они и есть Бог. Но при столкновении этих двух систем, какая из них победит? По-моему, ответ очевиден по причине того, что сильнее Бога все равно ничего в мире нет. Очень нерационально и очень больно находиться в системе, называемой Искусственной Иерархией Творения.

Можно жить по-другому... Мы создали эту Альтернативу много лет назад, благодаря моему Наставнику, академику Яковлеву и тем, кто его учил. Хотите - живите, чтобы у других была Альтернатива, хотите - живите так, как живут все в Искусственной Иерархии Творения. На выбор человека не посягает даже Бог…

Когда-то одна доктор сказала: “Во время родов не может быть негатива”. Это правда. Присутствие при рождении нового человека в мир – один из ежедневных роддомовских моментов вдохновения и прикосновения к чуду.

Наша ординаторская особенная. Эта комната с поворотом. Чтобы увидеть доктора, надо за этот поворот завернуть. Вот завернули, и можно лицезреть наш диван, которому столько лет, сколько и роддому, и стол, частично покрытый стеклом, под которым анализы, ценные указания и вечно собираемые на что-то деньги. Нежная непрозрачная занавеска развевается на ветру. Здесь всегда немного ветра и много света. Такая у нас ординаторская.

За окном, на холме стоят дома, взгляд упирается в сам холм, поросший кустами и травой. Посмотришь вверх – увидишь маленькие домики, а посмотришь вниз – увидишь акушерский пропускник, где всегда есть машины и где никак не желают расти кусты белой сирени, высаженные на субботнике лично главным врачом. Еще из окна видны подобия клумб. Клумбы под роддомом никак не приживаются. Их вытаптывают посетители, вырывают старшие братья и сестры, пришедшие навестить свою маму и младшенького.

После пяти часов роддом несколько затихает. Это затишье не настоящее, потому что у нас нельзя отложить на потом. У нас всегда нужно сделать все здесь и сейчас.

А еще мы никогда не даем прогнозов. Мы наблюдаем и ждем. В палатах кричат дети. В любое время суток. С годами начинаешь воспринимать его как нежную мелодию жизни роддома. У нас кричат дети. Пусть так и будет дальше!

Есть особый крик, на который доктор свернет в сторону источника, зайдет в палату и поинтересуется жизнью в ней. Здоровые дети не нуждаются в лечении. Они нуждаются в любви, уходе, внимании, теплоте и трепете. А мы – все, кто находится в роддоме, – нуждаемся в том, что получаем от них ежеминутно. Что это? Никто не знает. Наверное, безусловная любовь и добро, которое еще не испорчено жизнью на земле.

Звонок по телефону. Вы ж знаете, что телефон звонит по-разному? Это звонок не тревожный. Точно. Вызов в операционную. Плановое кесарево.

Плановое кесарево может случиться в любой момент. Здесь редко бывает что-то непредвиденное. Возможно, отошли воды или начались схватки у женщины, которую будут родоразрешать путем операции. Возможно, просто доктор, с которым договорилась женщина, заступил на смену и берет ее сейчас на операцию.

На стенке ординаторской прикреплена икона “Млекопитательница”, а рядом слова матери Терезы Калькутской о том, что какими бы ни были люди, помогай им, несмотря на них самих.

Перекрестилась. Пошла.

, Иже еси на небесех…

Замок в двери плохо работает всю мою роддомовскую жизнь. Но я знаю, как его закрыть, чтоб потом еще и открыть можно было.

…да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…

Две палаты слева и две справа. Плачет ребенок. Прямо – ПИТ со слоником на стекле двери. Там тихо. Мне направо, вниз по лестнице.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Господи, помоги мне, малышу, маме и всей бригаде. Пусть все будет хорошо!

До первого этажа прочитаю еще “Богородице Дево, радуйся…”

Спускаюсь в родзал. Операционная и родзал находятся в одной плоскости, чтобы можно было быстро доставить женщину, если вдруг что. Комнаты для персонала находятся тут же в родзале, и еще в них никогда не закрывают дверь, чтобы слышать. Тут только одна женщина, ходит, а за столом улыбается красивая акушерка Лена. С ней в смене Ира. Я люблю эту смену. Чтобы их полюбить, с ними нужно познакомиться вначале.

За годы работы в роддоме я нашла куда больше акушерок, с которыми готова была бы рожать ребенка и делать то, что они советуют, чем врачей, которым бы доверялась так же, полностью.

Ира. Вот она во всей красе. Мощная, надежная и с удивительно доброй улыбкой. Эта улыбка тайная. Она для тех, кто рассмотрел за Ириной немногословностью и суровостью ее горячее сердце. Она чем-то смахивает на моего кота. Обнимаю ее, она улыбается и отпускает реплику по поводу работы. Акушерки как то по-особенному держат руки. Скольких только что родившихся малышей они держали в руках? Кто ж считает…..

Лоток в операционную собран. Смотрю в историю родов. Тазовое предлежание, предположительный вес 4100, рубец на матке. Кесарево 3 года назад.

До операционной, если идти из родзала, два поворота, до закрытой двери. Иногда можно вот так спокойно идти, хотя определенное ускорение все равно есть. Иногда надо бежать, призывая всем своим видом кого-то в помощь.

В маленькой комнатке возле операционной стоит застеленная кровать. Иногда на ней сидит волнующийся папа. Сегодня есть только кровать. Женщина в операционной еще не спит. Она лежит, раскинув руки на столе, а Павлович – любимый мой анестезиолог – смотрит на женщину поверх очков своими добрыми глазами. Иногда мне кажется, что когда-то Павлович перестарается, и глаза-таки выпадут у него, причем окажутся они не круглыми, а длинненькими такими…. Павлович умеет улыбаться глазами. Потому что рот у него закрыт маской, усиленно оттопыренной густыми павловичевскими усами.

Двери в операционную открыты, и мы с Ирой прислушиваемся к разговору. Ага, значит, он предлагает женщине не спать, пока не извлекут ребенка. Жаль, что она не соглашается. Ей хочется наркоза, потому как боится запаниковать.

Есть в медицине один закон. Я ощутила его рано и стараюсь придерживаться. Когда есть выбор в методах и средствах, то нужно прислушаться к тому, что, собственно, думает на эту тему пациент. И это должно повлиять на направление врачебных мыслей. Вот и Павлович: он не уговаривает женщину, а оптимистически соглашается.

Поймав мой взгляд, Павлович кивает:

– Вот пришли акушерка и неонатолог.

Женщина поворачивается к нам. Я улыбаюсь.

– Здравствуйте! Я неонатолог, Полина Владимировна.

– Я, наверное, вас в журнале видела!

– Наверное. – Журнал послужил роддому добрую службу, надо сказать.

– О, как хорошо! Давайте уже быстрее начинать!

Хорошо входить в наркоз с улыбкой.

Акушерство уже заходит помытым. Людмила Яковлевна, Лариса и интерн.

– Здравствуй, Полиночка! Как наш с тобой мальчик?

– Здравствуйте, Людмила Яковлевна, хорошо наш с вами мальчик. Спасибо большое.

Мой мальчик Давид действительно наш с ней. Потому как рожали мы его вместе, целых 9 часов. И родили хорошего, розового и нежного. Спасибо вам, Людмила Яковлевна.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его…

Теплый свет от лампы греет столик. Сейчас ты родишься…

Мешок Амбу, кислород, отсос, все готово, если вдруг что… хоть бы не понадобилось. Рядом на столике весы, оранжевый реанимационный чемоданчик. Под теплым светом греются пеленки, одеяло, шапка, распашонка и носки.

…Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоей тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое…

Ира, величественная и надежная, стоит в стерильном халате с лотком.

…Вышняго положил еси прибежище твое. Не прийдет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему…

Наверняка, каждая мама желает именно этого своему приходящему в мир ребенку.

…Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…

Пусть все будет хорошо, пусть это хорошо начнется прямо сейчас…

…На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия…

Последовательно – похожие движения. От операции к операции. Когда все идет по плану. Даже у санитарки, чтобы вытереть растекшиеся по полу во ды. Вот, подпихивает уже ткань под ноги доктору. Во ды больше не нужны, сейчас человек родится на сушу. На ткани просто пятно. Неокрашенное. Чистые воды. Вот и хорошо…

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

От начала операции до извлечения ребенка должно пройти не больше 4 минут. Тогда ребенок не спит точно. Бывает, что извлекают позже, и ребенок также не спит и издает столь радостный для слуха всего родзала громкий плач, оповещающий окружающих, что новый человек пришел в мир.

Но лучше пусть это будут 4 минуты. Часы на стене – с секундной стрелкой. Как это долго. Как много можно сделать за такое время. За это время можно извлечь ребенка из матки. Вот оно! Извлечение. Ягодичное предлежание извлекается по-другому. Акушер проводит рукой по спинке.

Ну вот. Как хорошо! Какое облегчение! Иди сюда, мой красавец! Кричи громко! Это такой прекрасный звук. Детский крик, ни с чем не сравнимый. Маленький рожденный лучик жизни! Как много всего должно было произойти, чтобы стал возможен этот миг. Должны были вот так же закричать те, кто станет потом твоими папой и мамой, а перед ними такой же счастливый миг подарили миру твои более ранние предки. Были долгие месяцы ожиданий, пока ты рос в темноте, покое и спокойствии, твое сердце билось. Как радостно увидеть на первом УЗИ эту маленькую, но верную примету жизни. Есть сердце! Услышала твоя мама! Что за чудо из чудес растет само, повинуясь тому неведомому сознанию закону, который положил от начала времен Господь.

…Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

Да ты богатырь, настоящий! Обсушиваем орущего человека. Осматриваю его, проверяю рефлексы. Так, писать можно, конечно, только не на тетю Иру, видишь, она серьезная очень. Слушаю сердце и легкие.

Нет большего чуда на земле, чем человек. Нет большей ценности, чем его жизнь. Вот оно, начало земной жизни. Что ты принес из того таинственного мира, о котором никто из взрослых ничего не помнит? О, как прекрасно ты пахнешь! В волосиках, густых и черных, есть немного крови. Потом отмоем ее. Как прекрасны младенцы! Голова у него особенная, как у всех тех, кто решил расположиться в своей маме вверх головой. Смотрю суставы. Ты прекрасен. Вес 4400, 56 сантиметров.

– У нас все хорошо! Всем спасибо! Скажите нам время извлечения.

Единственным, кто знает время извлечения, обычно оказывается анестезиолог. Потому что остальные сосредоточены на ребенке.

На вид тебе все 40 недель. Некоторым людям нужно сидеть в маме больше времени, некоторым меньше. Одеваемся в теплую шапку, носки, памперс, кофту, да, зря я ее распашонкой обозвала, попробуй застегни еще. Пеленка и одеяло. Ну, иди сюда, дорогой. Чудесный пухлый малыш. Показываю его, завернутого в одеяло и пеленку докторам. Теперь он будет ждать в кроватке свою маму. Детская медсестра будет за ним приглядывать, пока мама не приедет в палату. И тогда они уже по-настоящему встретятся и будут смотреть друг на друга. Впереди у них много дел и много минут.

Все минуты будут разные и совсем не похожие на те четыре минуты, которые соединили для малыша вместе два мира.

Мудрые мысли

(30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)

Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Цитата: 137 - 153 из 167

Человек испытывает потребность в немалом-в бесконечности и чуде-и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена.
(«Письма к брату Тео»)


Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
(«Письма к брату Тео»)


Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.


Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.
(«Письма к брату Тео»)


Чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник.
(«Письма к брату Тео»)


Чем больше я думаю над этим, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет более высокого искусства, чем искусство любить людей.
(«Письма к брату Тео»)


Чем раньше осваиваешься с определенным кругом работы и определенной профессией, чем раньше обретаешь относительно самостоятельное мышление и образ действий и чем строже придерживаешься твердых правил, тем более твердый характер ты воспитываешь в себе; при всем том следует, как можно больше стараться не впасть в ограниченность.
(«Письма к брату Тео»)


Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
(«Письма к брату Тео»)


Читая книги, равно как, смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.


Что же касается меня, то я знаю лишь одно: самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
А последствия? Мы отвечаем не за них, а за сделанный нами выбор – выполнять или не выполнять свой долг. Такая точка зрения – прямая противоположность принципу: цель оправдывает средства. Мое собственное будущее – это чаша, которая не минует меня; следовательно, ее надо испить…
(«Письма к брату Тео»)


Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
(«Письма к брату Тео»)


Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.


Чтобы идти в этом мире верным путём, надо жертвовать собой до конца. Назначение человека состоит не только в том, чтобы быть счастливым, он приходит в мир не за тем только, чтобы быть честным, - он должен открыть для человечества что-то великое, утвердить благородство и преодолеть пошлость, среди которой влачит свою жизнь большинство людей.
(Ирвинг Стоун. Жажда жизни)


Это далеко не все, что написал и оставил нам Ван Гог. Если кто-то присоединиться и оставит в комментариях еще цитаты этого художника - те, что особенно впечатлили именно вас, я буду рада их узнать и переосмыслить вместе с вами, друзья мои!


Я - человек одержимый, способный и обреченный на более или менее безрассудные поступки, в которых мне приходится потом более или менее горько раскаиваться. Мне часто случается говорить или действовать чересчур поспешно там, где следовало бы набраться терпения и выждать. Думаю, впрочем, что другие также не застрахованы от подобных оплошностей.
(«Письма к брату Тео»)

(перепечатка данного материала допускается только после письменного разрешения автора)

Вопрос, вынесенный в заголовок данной главы, всегда был одним из основных вопросов, волновавших человека. Для чего человек рождается? Как следует жить? К чему надо стремиться? Что остается после смерти человека? Что ждет человека после смерти, и ждет ли его что-то вообще? Все эти вопросы очень часто остаются без сколько-нибудь вразумительного ответа. На них не отвечают ни современная наука, которая предпочитает их просто не обсуждать, считая их бессмысленными, ни многие из известных религий и духовных учений, которые нередко ограничиваются ссылкой на волю Бога и повторением морально-этических заповедей.

Точно так же современному человеку, даже знакомому с религией, обычно совершенно непонятно, почему с ним или с кем-то другим происходят те или иные события. Почему нередко характер человека с самого раннего детства резко контрастирует с нравами его семьи и всей его социальной среды? Почему одному всю жизнь везет, другому, наоборот, не везет, а у третьего чередуются периоды везений и невезений? Часто это пытаются объяснить наградой за праведную жизнь и наказанием за грехи. Но ведь бывает, что на человека начинают сыпаться несчастья одно за другим, хотя вроде он живет как все, ничего плохого не делает, в то время как отпетый негодяй нагло благоденствует. Получается как в том старом анекдоте: “У одного мужика пала лошадь, затем корова. Вскоре умерла его жена, и, наконец, сгорел дом. Упал мужик на колени, поднял руки к небу и закричал: “Господи, за что?” А из-за тучи выглянула бородатая физиономия и сказала: »А вот не нравишься ты мне, мужик, и все тут!”

Действительно, другого объяснения, кроме того, что одних людей Бог почему-то любит, а других - нет, проповедники часто предложить не могут. Иногда, правда, ссылаются еще на заслуги и грехи родителей и предков, отражающиеся на судьбе потомков. Но неужели человек страдает только из-за того, что когда-то нагрешили его предки? Тем более нередки случаи, когда в одной семье у детей, получивших одинаковое воспитание, совершенно различные характеры и судьбы. Если признать, что мы живем один раз, то получается, что по каким-то причинам все мы находимся в разных условиях, перед нами ставятся совершенно разные задачи, но спрос за то, как мы их решили, как прожили свою жизнь, будет одинаковый. Справедливо ли это?

На все эти вопросы отвечает зороастрийское учение о множественности воплощений человека, которое объясняет очень многие причинно-следственные взаимосвязи в его жизни, а также в эволюции всего мира. Согласно зороастризму, человек множество раз рождается (воплощается на Земле), проживает земную жизнь и умирает (переходит в невоплощенное состояние). Истинная жизнь человека включает в себя целый ряд воплощений. Надо сказать, что в настоящее время люди в основном узнают о реинкарнации (то есть о множественности воплощений) из индийских религий (буддизм, ведическая религия и т.д.). Гораздо меньше известно о том, что учение о реинкарнации признавали многие другие религии и философские системы, например, его проповедовал древнегреческий мыслитель Пифагор, однако корни этого учения - древнеарийские.

К признанию реальности реинкарнации подходит сейчас и наука. В настоящее время в литературе описано более тысячи случаев, подтвержденных многочисленными свидетелями, когда люди помнили свое предыдущее воплощение (отметим, что наиболее часто это происходит с детьми). Они вдруг начинали говорить на языке, который раньше никогда не слышали, подробно рассказывали о своем прошлом воплощении, узнавали людей, с которыми встречались только в прошлой жизни. Со взрослыми это происходит гораздо реже и обычно требует применения специальных мер, например, погружения в гипнотическое состояние. Известно, что Пифагор помнил даже четыре своих предыдущих воплощения. Многие ученые уже не сомневаются в реальности реинкарнации и ставят вопрос о серьезном научном изучении проблемы. Реинкарнация признавалась и многими деятелями раннего христианства, но обсуждение вопроса о ее официальном признании на пятом Вселенском соборе (VI век нашей эры) привело к тому, что церковь в принципе отказалась от такого понятия. Еще одна связь с изначальным учением была разорвана. Вернемся, однако, к зороастрийскому учению.

Итак, человек рождается и умирает множество раз, проживает много земных жизней. Таким образом, истинная жизнь человека, точнее, его неуничтожимой сущности, протекает в самые разные эры, эпохи, периоды в жизни Вселенной, Земли, человечества. Не следует думать, что временные интервалы между воплощениями малы (то есть рождение следует практически сразу за смертью) или постоянны. Величина этих интервалов определяется целым рядом факторов и может достигать многих миллионов лет. При этом человек необязательно все время воплощается на Земле (может и на других планетах) и все время в виде человека (может в виде животного или растения), хотя это все же наиболее типичная ситуация. При рождении человека память о его предыдущих воплощениях стирается, то есть нам дается шанс прожить жизнь как бы заново (как уже упоминалось, случаются иногда исключения из правил). Тем не менее все предыдущие воплощения действуют и в текущем, так как они заложили причины событий и запустили программы их реализации.

Зачем же человек снова и снова посылается сюда, какой в этом смысл? Что представляет собой для человека эта жизнь? Многие религии воспринимают жизнь человека как страдание, как мучение. Другие полагают, что человек рождается для счастья, для наслаждения и блаженства. В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он должен пройти он начала и до конца, - это не блаженство, это не страдание, это работа. Нас посылают сюда делать работу, причем ту, которую мы не можем сделать где-нибудь еще.

Наиболее близкая и до боли знакомая многим жителям бывшего СССР аналогия нашей жизни здесь - это поездка “на картошку”. Это, по сути, нас послали сюда “на картошку”. И правила игры (а точнее, жизни) здесь очень простые: хочешь не хочешь, а отработай. Жизнь для человека - это проверка, испытание и, самое главное, шанс для развития. Отработай, отучись, сдай экзамен, а когда вернешься (умрешь), посмотрим, сколько ты этой картошки накопал. По количеству собранной картошки, по мешкам тебя и будут судить. Один собрал много - передовик, следовательно, его надо наградить. Другой ничего не собрал или гнилую принес, значит, должен снова собирать. Вот так все просто.

А та работа, которую мы здесь должны делать, - это выбор, выбор между добром и злом. И направляют нас сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. Теперь же мы должны вращаться в этом круге воплощений, чтобы пройти свой путь очищения. То есть мир Земли можно уподобить чистилищу, хотя для некоторых он скорее грязнилище (для тех, кто еще больше оскверняется).

Еще в начале Эры смешения добра и зла, когда произошло вторжение зла (вследствие неправильного выбора воплощенных сущностей), наш земной мир был замкнут в кольцо, то есть зло было замкнуто само на себя, чтобы предотвратить его распространение. Это, кстати, один из эффективнейших методов борьбы со злом на всех уровнях его проявления. Поэтому мы и попали в этот круг воплощений, в это колесо Шаншар (или Сансара, как его называют индусы). Теперь от нас самих зависит, преодолеем ли мы зло в этом замкнутом мире, или победит зло, и наш замкнутый мир погибнет. А возможность восстановить утраченную гармонию, сделать выбор в пользу добра, мы можем только в этой земной жизни, в воплощенном состоянии. Между воплощениями такой возможности у нас не будет. Ведь из того, что здесь у нас сейчас довольно сильно зло, совсем не следует, что наш воплощенный мир несовершенен по своей сути, что совершенный мир - это только невоплощенный. Наоборот, зороастризм считает, что именно воплощенный мир наиболее целостен, именно в нем реализуется вся полнота возможных проявлений.

Отсюда же понятно, насколько нелепо рассуждать о возможности создания на Земле некоего “идеального” общества, состоящего исключительно из перевоспитанных, сознательных, бескорыстных и честных людей. Достаточного количества таких людей найти или воспитать в принципе невозможно. Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся. Изначально чистые сущности воплощаются у нас крайне редко, это единичные случаи. Очень мало также тех, кто в течение жизни осознал свои ошибки, решительно встал на путь исправления и достиг на этом пути заметного продвижения. Тем более нелепо пытаться воплотить свою голубую мечту об идеальном устройстве общества насильственными средствами. Создать такое общество невозможно, его можно только объявить, оболванив одних и подавив недовольство других. К тому же представления об идеальном обществе у многих людей различны, и без насилия к выбранному идеалу не продвинуться, а это является нарушением права человека на свободный выбор. Поэтому пусть такие мечты лучше остаются только мечтами и внутренним критерием самосовершенствования.

Вернемся к аналогии с посылкой “на картошку”. Итак, мы все приехали собирать картошку, но ведем себя здесь по-разному. Некоторые воспринимают эту поездку как увеселительный выезд на природу, на пикник. Они непрерывно развлекаются, отдыхают, ищут наслаждений, но до работы руки у них не доходят. Другие целыми днями поют хвалу тому, кто послал нас сюда, воспевают его безграничную мудрость, пишут ему благодарственные письма. Третьи, уединившись, предаются в тишине размышлениям о том, почему и зачем их сюда послали, и что бы сделали они; если бы от них зависело, кого, куда и когда посылать. Все это, конечно, хорошо. Но нас-то прислали сюда работать! Все это мы могли бы делать и не здесь. Оценивать нашу поездку будут по количеству и качеству собранной картошки, поэтому о работе все-таки забывать не стоит. А некоторые, недовольные условиями работы, считают, что посланы сюда несправедливо. Они бросают работу и уезжают до истечения установленного им срока. Их тут же посылают обратно, причем в еще более тяжелые условия. И так продолжается, пока они не поймут, чего от них хотят.

А если серьезно, то на Земле мы должны жить полноценной земной жизнью, не забывая, естественно, и о духовном развитии. В зороастризме не поощряется ни праздное безделье, с одной стороны, ни религиозный фанатизм и аскетизм - с другой. Религия не противопоставляется мирской жизни. Уход от мира разрешается только тем, кто уже выполнил свою земную программу, в частности, воспитал своих детей (бывают, конечно, исключения, но тогда у человека должны быть особые показания). Монастыри никогда не были распространены, ведь весь наш мир может рассматриваться как один большой монастырь. Самоубийство считается страшным грехом (ты не имеешь права разрушать не тобой созданное). Самоубийцы воплощаются снова, причем в такие условия, которые еще больше способствуют самоубийству.

Нередко можно услышать утверждение, что без зла было бы скучно жить, а следовательно, оно необходимо. Как видим, доля истины здесь есть: если смотреть с точки зрения цели нашего текущего земного воплощения, то выбор между добром и злом необходим нам для нашего развития. Но делать из этого вывод о необходимости зла вообще совершенно неверно. Представим человека, строящего себе новый дом. Он создает проект дома, придумывает методы строительства, творит уникальные вещи, нужные ему в быту, возводит стены дома. И вдруг на него обрушивается тяжелая болезнь, не только мешающая ему продолжать строительство, но и угрожающая самой его жизни. Можно ли утверждать, что до того, как человека поразила болезнь, ему было скучно, а после этого стало гораздо интереснее? Конечно же, нет. Ведь теперь вместо творческого труда ему придется долго и нудно лечиться. Поэтому часто за рассматриваемым утверждением скрывается стремление некоторых людей оправдать борьбой с трудностями (нередко создаваемыми ими же самими) свою неспособность или нежелание творчески самовыразиться, проявить себя как личность. Таким людям существование зла нужно для оправдания своего бездействия.

С учением о множественности воплощений тесно связано понятие кармы (или зармы, как она называется в авестийских текстах). Применительно к человеку карма - это общая сумма совершенных им поступков и их последствий, которая, в частности, определяет характер его нового воплощения, то есть дальнейшего существования. Все, что человек совершил в прошлых своих воплощениях, сформировало его карму на момент начала его текущей жизни. Эта карма определила место, время, среду, семью данного воплощения. Точно так же поведение человека в этой жизни отражается в его карме, закладывая основу условий следующих воплощений. Карму можно сравнить с трудовой книжкой человека, в которую заносятся все его дела, как добрые, так и злые, и содержание которой определяет многие события в его повседневной жизни, а также учитывается при приеме на новое место работы. Абсолютной предопределенности жизни учение о карме не предусматривает, как утверждают некоторые исследователи. Свобода выбора остается, а карма, можно сказать, создает фон жизни человека, притягивая к нему те или иные события. Степень зависимости от кармы сугубо индивидуальна и может существенно изменяться с течением времени. При этом она может сильнее влиять в одной из областей жизни и слабее в другой. У некоторых людей карма выступает на первый план, резко повышая роль судьбы, фатума. Таким людям очень легко предсказывать судьбу, все, что им предсказано, сбывается. То есть будущее для них практически безальтернативно. У других карма - второстепенный фактор, у них много вариантов будущего. Поэтому предсказать им это будущее гораздо сложнее, оно зависит во многом от выбора человека. Зороастрийское понимание кармы (зармы) несколько отличается от индийского и предполагает ее возникновение вследствие изначального осквернения (неправильного выбора) человека, а также подразумевает возможность каждого активно влиять на свою карму, через активное включение ускоренно ее отрабатывать и даже уходить на время от расплаты по кармическим долгам (но только до Фрашегирда). В понятие зармы входит еще и путь постепенного вычленения своего сознания из общего круга и одновременного вхождения в общий поток (две свастики). То есть понятие зармы - это понятие пути человека. Именно выбор между добром и злом формирует зарму, а также позволяет уменьшить или увеличить ее влияние. Однако многие люди не отрабатывают свою зарму, а нарабатывают, закладывая себе негативную программу на будущее.

Карму (зарму) имеет не только человек, но и любой развивающийся организм, обладающий свободой выбора. Так, существует карма народа, карма государства (это разные понятия), карма учения, карма рода каждого человека и так далее. Поэтому, рождаясь в данной семье, в данном народе, в данной стране, мы принимаем на себя, помимо своей собственной, и их карму, сложившуюся к этому моменту. Значит, мы ее заслужили, и нам придется ее отрабатывать. До тех пор пока человек не расплатится по своим кармическим долгам, он не сможет выйти из бесконечного круга воплощений, а задачей является именно выход из этого круга.

Какова же конечная цель истинной жизни, включающей в себя целую цепь воплощений? Ведь нас сюда посылают работать, а работа должна иметь какую-то глобальную цель. При создании мира каждый из нас был сотворен по образу и подобию Божию, то есть потенциально в любом человеке есть все, что есть в Боге, в Создателе Вселенной. Только все это у нас глубоко скрыто, не проявлено, не используется. Изначально поставленная перед каждым из нас цель - осознать в себе эти Божественные потенции, осознать свое единство с Творцом, а затем - приблизиться к Богу, развить у себя качества творца. Именно поэтому все наши поступки оцениваются такой высокой меркой, и именно для этого в конечном счете нам была предоставлена свобода выбора. Исходя из того, насколько мы приближаемся к этой главной цели существования или удаляемся от нее, работая на разрушение мира в целом и себя в частности, судят о каждом из нас. Только тогда, когда человек полностью очистится от зла, разовьет в себе качества творца, осознает единство всего сущего, можно считать, что он достиг конечной цели. И тогда ему может быть дано право создать свой мир, свою Вселенную.

ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В МИР


У христиан, обращающихся к проблеме эволюции, возникает совершенно естественная «аллергия» к этой концепции, в основном из-за вульгарной формы, в какой она всем нам знакома со школьной или институтской скамьи. Излагается ли эта теория как дарвинизм или как неодарвинизм, она полна нескрываемым антибиблейским задором.

Естественно, что христианину хочется противостать ей, и своих детей предупредить о том, что в школе на уроках биологии им будут говорить полную ерунду… Однако, советское наследие изживается не тогда, когда мы от него отрекаемся, но когда научаемся преодолевать отрицание советского наследия.

Есть грех, есть реакция на грех, но реакция на грех часто бывает страстной. Некоторый грех по-настоящему преодолевается тогда, когда мы оказываемся как бы «по ту сторону» и искушения, и реакции на него, когда, например, мы начинаем жить и думать не в пику советской власти, но исходя из наших собственных, внутренних мотивов и ценностей. Болезненная реакция на все связанное с концепцией эволюции является в некоторой степени логическим следствием нашей всеобщей искалеченности прежним образом жизни и воспитанием.

1. Сначала несколько слов о том, какие не-религиозные аргументы придают христианам упругость, сопротивляемость перед лицом дарвинистско-школьной пропаганды.

Дарвинистская и неодарвинистская теории эволюции не отвечают на самый главный вопрос: в чем состоит источник новизны? Естественный отбор может работать только если уже есть то многообразие, в котором он может совершать свое действие. Лишь если некоторый ассортимент уже имеется в наличии, естественный отбор может решать, какая «модель» пойдет в «массовое производство», а какая будет забракована и потомства не даст. Однако теория Дарвина не дает ответа на вопрос, откуда ассортимент взялся, откуда произошла эта разница моделей.

Что касается неодарвинизма, то есть дарвинизма, скрещенного с теорией мутаций, то ответа по сути дела он тоже не дает. Теория мутаций говорит, через какую дверь входит новизна, но это не более чем указание на дверь. Понятно, что человек вошел в комнату через дверь, а не через окно, однако это ни в коей мере не объясняет, почему именно этот человек в данное время оказался в данном конкретном месте. Теория мутаций в классическом варианте предполагает, что мутации происходят случайно, то есть имеет место случайный фактор (изменение радиационного фона, кислотной среды, и т.п.), что в результате приводит к сбою при редупликации ДНК. Происходит как-бы опечатка, но на вопрос, почему она произошла, дается наивный ответ: «Так получилось». Так иногда малыш возит, возит по столу чернильницу, а она оказывается на полу. Ребенок объясняет: «Мама, так получилось...».

Естественный отбор может объяснить (точнее – описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида вдругой. Поэтому Тимофеев-Ресовский справедливо заметил, что в «Происхождении видов» Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов.

Эту ситуацию можно сравнить с положением человека, который всю жизнь думал, что машины растут на деревьях или в поле. Если он попадет на завод и обнаружит, что машины кто-то делает, но не увидит ничего, кроме отдела технического контроля, то естественно решит, что как раз эти тетеньки, которые проверяют продукцию и командуют, какая машина пойдет на склад, а какая обратно в цех, делают машины. На самом деле эти тетеньки есть ОТК, то есть тот естественный отбор, который и нашел Дарвин. Однако ни он, ни последующие исследователи всерьез не объяснили, кто же на самом деле занимается производством. Как не без ехидства заметил Честертон, пока еще «никто не доказал, что моторы возникли сами собой из железного лома, а из всех машин выжили в борьбе те, у которых случайно развился карбюратор».


2. Чтобы снять излишнее напряжение при обсуждении вопроса об отношениях между научной картиной мира и библейской, нужно понять, что НКМ и Библия не просто дают (подчас) разные ответы. Важно заметить, что это разные ответы на разные вопросы.

Представьте себе, что жена посылает меня в магазин и “дает установку”: “Значит, так: ты должен купить два пакета молока! Ты понял? Повтори: два пакета молока. А не так, как в прошлый раз, когда ты два тома Флоренского вместо молока домой притащил!». И вот я иду в магазин и про себя как мантру повторяю: «Два пакета молока, два пакета молока…». Наконец, уже в магазине стою в очереди в кассу и вдруг слышу, что мужик, стоящий передо мной, просить «пробить» ему два батона хлеба. Имею ли я в эту минуту право возмутиться и воскликнуть: «Люди добрые, вы только посмотрите на этого идиота! Все порядочные люди покупают два пакета молока, а этот глупец покупает два батона хлеба!»?

Целесообразность, разумность деятельности человека можно оценивать, лишь если знать, ради достижения какой цели он предпринял это свое действие, со стороны кажущееся столь странным.

Вот и для корректной оценки библейского повествования важно понять, какие смыслы оно стремится донести до нас, на какие вопросы ответить, от каких ответов на них предостеречь. Как мудро сказал отец западной церковной истории кардинал Бароний: “Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо” (слова, позднее повторенные Галилеем).

Главный вопрос Шестоднева: в каких отношениях находятся Бог и человек. Почему у Бога есть требования к человеку (закон)? Почему у людей есть право на надежду. Надежду на прощение, на помощь и заботу со стороны Бога? Дважды в Библии задается вопрос о человеке. Можно сказать, что все Писание есть ответ на этот вопрос. Само Боговоплощение есть ответ на этот вопрос. И этот вопрос оба раза ставится в Библии в одинаковых словах - "Что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его?". Но однажды он выкрикивается Иовом (Иов 7,17) - с горечью и недоумением, с мольбой отстать от него, оставить мучающегося человека в покое от жгучих Божьих касаний: доколе, Господи, Ты будешь требовать верности Тебе, Который Своей любовью ко мне разрушил весь мой мир... Второй раз эти слова произносятся Давидом (Пс.8,5) - с благодарностью за то, что вся ненависть мира не может сокрушить Божией любви к Своему помазаннику... В бездне, разделяющей эти две интонациями одних и тех же слов, вмещается вся антропология.

Чтобы понять это, и надо присмотреться к тому, как Библия показывает возникновение мира, вхождение человека в мир и его предназначение в нем.