Истинные арийцы: братья афганцы, таджики и узбеки.

На основе своих изысканий автор статьи пришел к выводу, что русский народ является самостоятельной расой, а их братья – узбеки – являются дворянами. Но таджикский ученый Мирсаид Саидов из Москвы задает острый вопрос: «Если узбеки - дворяне тюркских народов, тогда другие тюркские народы - кто?» Каков же ответ на этот вопрос?

Господин Мирсаид Саидов! Спасибо вам за интересный вопрос, но, к сожалению, имеющий очень длинное и совсем не нужное приложение . Считая доказанными основные положения своей новой теории об этногенезе узбеков, я думал, что больше по этой теме не буду вступать в бесполезную полемику с таджикскими историками. Но ответить меня заставили два обстоятельства. Во-первых, вы оказались моим коллегой — экономистом. Во-вторых, особенности происхождения вашей фамилии и имени.

Вам и читателям будет, наверное, интересно узнать: почему вдруг меня заинтересовали ваша фамилия и имя? Нет, нет — мы с вами никогда не были родственники и вряд ли в будущем ими станем. Поэтому вначале я хочу объяснить читателям интересный исторический факт происхождения корневой части вашей фамилии, которая полностью соответствует вашему имени.

Если коротко, то корень вашей фамилии и само ваше имя указывает на одно и то же - на тот факт, что вы по своему происхождению относитесь к саидам (СЕИДАМ) — потомкам пророка Мухамада (с.а.в.) через его дочь Фатиму и четвертого халифа и племянника Али ибн Абу Талиба (р.а.а), к которым даже наш предок Амир Темур относился с большим почтением. Так что согласно тем определениям о происхождении таджиков, которые я дал в своей статье «Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты— предприниматели Центральной Азии» и «Горжусь, что я барлас и потомок Темура», вы являетесь настоящим тазиком, т.е. этническим арабом, предки, которого завоевывали Туркестан в VIII веке. И с которыми на наши земли и пришли предки современных таджиков, будучи мобилизованными в ряды арабской армии из числа иранских племен новообращённых мусульман Фарса, Загроса и Хорасана. Иранцев, перенявших это имя от ваших предков и из-за того, что наши предки, говорившие тогда на староузбекском языке , не могли произносить букву «З», а вместо этого произносили «Ж», называли тожиками , от чего и произошло современное официальное русское произношение этого народа в форме таджики .

Так, что вашим предком, господин Мирсаид Саидов, является, как я полагаю, сам великий пророк Мухаммад (с.а.в.). А если говорить более приземлённо, то вы тоже по своему происхождению являетесь не арийцем (к которым любят относить себя современные таджики, хотя к ним они не имеют абсолютно никакого отношения), а настоящим дворянином или самураем, предки которого относились к военной аристократии арабских халифатов. Или вы опустились до уровня таджикских историков и, отказавшись от своих великих предков, не согласны с этим моим утверждением и считаете, что я ошибаюсь? Тогда вы являетесь не потомком пророка Мухаммада (с.а.в.), а всего лишь просто таджиком, а ваша фамилия и ваше имя случайно совпали с названием высшего арабского сословия САИДОВ? Если я не прав и вы не из Саидов и вы это докажете, то я не против этого. Так, что действуйте, как вам будет угодно…

Однако я должен заметить, что вы, также как и таджикские историки, не знали, видимо, о своем происхождении, как я только что рассказал вам на основе ваших «реквизитов». Именно поэтому вы, видимо, и решили задать мне те, мягко говоря, не очень уместные и абсолютно некорректные вопросы, которые вы вывели в заголовок своей статьи, рассчитывая тем самым дискредитировать мою теорию об этногенезе узбеков в глазах научного сообщества и читателей. Вы не обратили своего внимания на тот факт, что ответы на все ваши вопросы содержатся в моих статьях, которые вы якобы проанализировали. Неумение уважать, внимательно читать и анализировать своих узбекских оппонентов, несмотря на то, что они изложены в письменной форме и опубликованы, является характерной особенностью и недостатком всех таджикских историков, а теперь, как я вижу, и экономистов.

Чтобы избежать путаницы при анализе рассматриваемого вопроса, должен обратить внимание читателей на два арабских сословия, которые на основе исторического факта их участия в захвате наших земель тоже можно отнести к арабской военной аристократии. Это ХУДЖИ (ХЎЖАлар или HO’JAlar) и ВАСИИ .

Помните, известного острослова Востока и героя одноименных фильмов [которого, таджики из-за своей некомпетентности причисляют к своему этносу] называют ходжа Насреддин эфенди ? Но пролетарские драматурги, режиссеры и критики советских времен, не зная, почему его не могли уничтожить отрицательные персонажи — правители и судьи (кази) тех времен, а когда удавалось его арестовать — его все равно не казнили? — придумывали различные смешные сюжеты. Однако вес секрет такого могущества ходжи Насреддина эфенди , передаваемый из уст в уста многими поколениями наших народов, заключался в том, что те мусульманские правители и судьи вынуждены были так поступать потому, что ХУДЖИ по шариатским законам ислама были неприкосновенными, также как и САИДЫ. Наоборот, САИДЫ и ХУДЖИ сами обладали правом помиловать осужденных правителями или шариатскими судами и, пользуясь такими правами, они снискали в народе огромное уважение и славу, как ходжа Насреддин эфенди .

Вот, видите, господин Мирсаид Саидов, я при анализе происхождения корневой части вашей фамилии, полностью соответствующей вашему имени, был бесстрастным. Поэтому можете не сомневаться, что если бы и предки современных таджиков, названных так в «честь» ваших великих предков, некогда завоевавших наши земли, действительно были бы арийцами, то я не стал бы с этим спорить. И я констатировал бы возможность существования такого феномена историческими фактами, что и является обязанностью и призванием любого ученого, к какой бы сфере познания он не относился.

Однако, как я доказывал в своих статьях , таджики никогда не были арийцами, так же, как новообращенные румынские фашисты в составе немецких войск времен Второй Мировой Войны. Хотя румынские фашисты вместе с немецкими фашистами принимали участие в захвате таких республик Советского Союза, как Молдавия и Украина.

Так, что почти у всех народов мира есть свои привилегированные военные и иные сословия, которых, например, в России до XVII века называли не дворянами, а боярами (от тюркского и узбекского слова «бой» — богатый). У других народов есть другие подобные сословия, которых называют графами, рыцарями, мушкетерами, самураями и т.д.

Поэтому я дал следующие разъяснения :

«Когда я в своей статье говорил об узбеках, именовавшихся под этим термином в период с 1312 по 1428 годы, то имел в виду именно тех узбеков, которые являлись еще не этносом, но военным сословием. Это сословие называли узбеками, возникло оно при Узбек-хана и по своему значению полностью соответствует таким понятиям, как самураи Японии и дворянство России».

Говоря об узбеках этого периода и учитывая, что дворянство в России возникло значительно позже — только в XVII веке, можно сказать, что российские дворяне - это такое же привилегированное военное сословие, как и узбеки времен Золотой Орды (1312-1428). Но говоря об узбеках как об этносе, я дал следующее определение понятию «УЗБЕКИ».

1.3. Определение понятия «УЗБЕКИ» — это ЭТНОС. « В 1428 году, когда было создано первое централизованное узбекское государство, созданное 24 племенами УЗБЕКов, т.е. народами, мужеское население которых относило себя к привилегированному военному сословию Золотой Орды, введенного в ней во время Узбек-хана, являющиеся подданными еще и этого государства, стали самостоятельным ЭТНОСом. А термин «УЗБЕК» превратился в этноним тюркских племен, объеденных под флагом государства, вошедшего в историю под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО.

Состав этого этноса, в который первоначально входило всего лишь 24 племени, со временем расширился до 92 племен (а с дополнительными ветками число таких племен составляет более 100). Поэтому начиная с 1428 по 1924 годы, под УЗБЕКами понимали этническую совокупность племен, которая обитала на территории Туркестана и состояла из этих 92 племен. А в 1924 году, при создании Узбекской ССР в составе СССР, произошло юридическое признание узбекского этноса в качестве титульной нации этой республики, которая сама была названа в честь этого же народа».

Теперь можно ответить и на ваш основной вопрос, выведенный в заголовок вашей статьи , сформулировав его следующим образом.

2. Какие еще тюркские народы относятся к дворянам, то есть к узбекам?

Чтобы точно и наглядно установить, какие именно тюркские народы относятся к дворянам, сначала еще раз приведу ниже список тех 92 тюркских родов и племен, которые я приводил в своей статье и которые общепризнанны, в т.ч. и таджикскими историками .

К узбекам относятся следующие тюркские роды и племена:

агар, алчин, аргун, арлат, баган, барлас, бахрин, бостон, будай, буйазут, буйтай, буйурак, буркут, бусе, гариб, гирей, джалаир, джалджут, джуйут, джуладжи, джурат, джусуладжи, джыйыт, дуджир, дурмен, йадж.к.р., КАЛМАК , калывай, канглы, кара, карлук, кары, каттаган, кенегес, кераит, килечи, кипчак, кият, кохат, кунграт, кур, курлаут, кучи, КЫРГЫЗ , кырк, кышлык, кыят, мангыт, масид, махди, меркит , минг, митан, найман, никуз, оглан, оглен, ойрат, онг, онгачит, онгут, олхонут, пуладчи, рамадан, сарай, сахтиян, сулдуз, сымырчик, табын, там, тама, тангут, таргыл, ТАТАР , тувадак, ТУРКМЕН , тушлуб, уз, УЙГУР , уймаут, уйшун, урмак, утарчи, хафиз, хытай, чакмак, чилкас, чимбай, ширин, шубурган, шуран, юз, ябу.

В этом списке узбекских родов и племен я полужирными курсивными прописными буквами выделил те тюркские племена, которые к настоящему времени так или иначе превратились в самостоятельные этносы.

Итак, к узбекам, кроме самих узбеков и входящих в их состав КАРАКАЛПАКОВ , являющихся гражданами Республики Узбекистан и ряда других государств, относятся такие тюркские роды и племена, как:

ТАТАРЫ — населяющие Республику Татарстан РФ (которых у нас относят к казанским татарам), Крымскую Автономную Республику Украины и другие регионы СНГ, а также БАШКИРЫ Республики Башкортостан (которых у нас относят к уфимским татарам) РФ;

ТУРКМЕНЫ — граждане Республики Туркменистан и других государств;

УЙГУРЫ — население Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и ряда других государств.

Кроме, того, если учесть, что БЕКИ были военным сословием у АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ и ТЮРКОВ (оттоманов, османов или осмонли) современной Турции, то и их БЕКОВ можно отнести к дворянам в тех понятиях об УЗБЕКАХ, которые были введены в моей статье и о чем говорилось выше.

Исходя из всего этого можно смело утверждать, что из более, чем 100 тюркских родов и племен или народов, только лишь такие десять из них, которые сейчас стали самостоятельными этносами, как сами УЗБЕКИ в т.ч. КАРАКАЛПАКИ, так и БАШКИРЫ, КАЛМЫКИ, КЫРГЫЗЫ, КАЗАХИ, КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ, КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ, ТУРКМЕНЫ и УЙГУРЫ, относятся к узбекам, т.е. дворянам (самураям).

Отвечая на ваш вопрос, господин Мирсаид Саидов, который вы вывели в заголовок свой статьи, можно было бы ограничиться лишь тем, что изложено выше. Однако вы свою статью закончили следующими, казалось бы, добрыми словами: «Таджики и узбеки по менталитету, культуре и многим другим признакам являются самыми близкими народами в Средней Азии, это является результатом долгого совместного проживания в этом регионе. Только что, 20 лет назад, и Таджикистан, и Узбекистан стали независимыми государствами. Впереди много времени. Можно спокойно и фундаментально, без спешки и эмоций исследовать свою историю. Мы соседи и должны искать только способы и возможности сотрудничества и добрососедских отношений ».

Всю полемику об этногенезе узбеков с территориальными претензиями на такие наши величественные города, как Самарканд и Бухара, начали не узбекские, а таджикские историки во главе с действительным членом АН Таджикистана Рахимом Масовым еще с 1992 года. Причем он свои полемические статьи, как и все другие таджикские авторы, всегда писал в очень грубой и нацистской форме, оскорбляющей честь и достоинство не только своих узбекских оппонентов, но и всего узбекского народа.

Но вы почему-то ведете себя так, словно вам об этом абсолютно ничего не известно и будто бы все это начала не таджикская, а узбекская сторона. Вашей целью является дискредитация моей новой теории этногенеза узбеков. Однако это ни у вас, ни у других дилетантов в вопросах этногенеза узбеков, не получиться! Поскольку в отличие от меня — этнического узбека, таджикским авторам, наподобие вас, не приходилось изучать эти вопросы глубоко, с большим интересом и любовью к предмету исследования. Это вытекает из вашей статьи, в которой вы не потрудились сделать хотя бы одну ссылку на авторитетные литературные источники, признанные во всем мире. Это вытекает и из трудов таджикских историков, утверждающих, что узбеки - это «искусственно созданный в советское время народ». Но ведь это тот народ, который произвел на свет ваш таджикский народ в 1929 году, создав из своей одноименной автономии Таджикскую ССР, представители которой оказались неблагодарными. В связи с этим возникает следующий уместный вопрос.

3. В чем суть несостоятельности отзыва М.Саидова на статьи Р.Абдуллаева об этногенезе узбеков?

Начну свой ответ на этот вопрос с анализа следующих, господин Мирсаид Саидов, ваших высказываний, изложенных в статье , в которых вы, исказив содержание моих выводов, утверждаете следующее: «Г-н Р.Абдуллаев в своих статьях выдвигает новый подход к этногенезу узбеков, основываясь на предположении, что Джучи не являлся сыном Чингисхана, а являлся сыном тюрка; следовательно, все его потомки (Узбек-хан и другие цари Золотой Орды) и узбекский народ - это тюрки».

Я утверждаю совсем другую истину. Не только те узбеки Золотой Орды времен Узбек-хана, являвшиеся военным сословием, состояли из этнических тюрков, мобилизованных в гвардию Джучи из тюркских племен Туркестана, но и сам основатель Золотой Орды Джучи по своему происхождению был этническим тюрком, которому Чингисхан, как вынужден был признать этот факт ваш историк Хамза Камол, был отчимом. Именно по этой причине и в целях безопасности Джучи и сформировывал 80% своей личной гвардии из числа воинов тюркской племени КУНГРАТ, которое обитало в те времена на территории Хорезма, а сам Хорезм входил в состав Золотой Орды.

Таким образом, Джучи (Йулчи - путник) сформировал свою гвардию из числа воинов племени КУНГРАТ, которые для него являлись близкими родственниками как по линии его материи Борте и старшей жены Сартака, так и по линии его биологического отца, являвшегося представителем тюркского племени МЕРКИТ.

Более того, автором такой версии происхождения Джучи является не ваша покорная слуга, а сам великий персидский историк Рашид-Ад-Дин, что подчеркнул в соответствующей книге гениальный ученый Востока, правитель Туркестана и наш предок Мирзо Улугбек. Поэтому я в своей статье специально подчеркнул: «Однако ссылки статьи на труды европейских ученых и даже на древние эпосы индусов и тем более на комментарии современных историков из стран бывшего СССР, моих оппонентов, особенно тех из них, которые принадлежат к числу этнических таджиков, могут не удовлетворить. Поэтому в этом разделе статьи и далее я, в первую очередь, буду опираться и делать ссылки на величественные исторические труды персидских ученых-историков, как Рашид ад-Дин Фазлуллах, на которые в своих работах ссылаются практически все историки Европы, бывшего СССР, Российской Федерации и других стран ».

Я всего лишь доказал обоснованность гипотезы о происхождении Джучи на основе величественных персидских первоисточников, признанных во всем мире, с трех сторон, соответствующих утверждениям Рашид-Ад-Дина. А они состоят из следующих моих тезисов о том, что: 1) все монголы то же первоначально были тюрками, 2) Чингисхан сам был тюрком и 3) Джучи не был родным сыном Чингисхана и его биологический отец был этническим тюрком .

При этом я вообще не учел теорию «Новой хронологии» академика Российской Академии Наук А.Т.Фоменко , о котором вы и таджикские историки, видимо, не имели и не имеете никакого представления. О теории «Новой хронологии», согласно которой историки династии Романовых, состоявшие почти полностью из иностранных ученых, сфальсифицировали или полностью переписали мировую, в т.ч. русскую историю в интересах династии Романовых. Поэтому из русской истории исчезли такие факты, что все русские государства назывались Великим Государством, т.е. Золотой Ордой или просто Ордой . Согласно этой теории, Чингисханом называли царя Русской империи Георгия Даниловича, он же Георгий Победоносец , а его внуком — Буту-ханом (Батыем), называли самого Александра Невского .

Аналогичные преступления по фальсификации совершали и совершают в отношении истории великого узбекского народа и такие таджикские историки, как Рахим Масов и его наставник академик АН Таджикской ССР А.А.Семенов , а также коллеги и единомышленницы В.Андреева и др. А вы, господин Мирсаид Саидов, решили стать соучастником этого преступления…

Далее вы в своей статье голословно и без всяких доказательств утверждаете: «Но бог с Вами, доказывайте, но вместо этого г-н Р.Абдуллаев около 50% своей статьи посвящает нападкам на историю таджиков. Причем здесь таджики или Вам, г-н Р. Абдуллаев, не дает покоя тот факт, что до прихода потомков Джучи в Среднюю Азию здесь жили другие народы, в большинстве таджики. Этот факт доказан давно историей, и при чем историками преимущественно не таджиками (выделено — А.Р.)».

Какие это «преимущественно не таджики» доказали, что до прихода Джучи в Туркестане, названного так не иначе, как самими персами (Страна Тюрков), обитали таджики, будто бы составляя большинство его населения?

Если бы большинство населения Туркестана состояло из таджиков до, во время и после Джучи, то этот факт зафиксировали бы те же великие персидские историки, как, например, Раши-Ад-Дин в своих величественных исторических трудах. И назвали бы ту территорию, географическую карту которой я приводил в своей статье , не Туркестаном, а Таджикистаном. А ведь ни до персидских историков, ни после них вплоть до завоевания нашей территории Российской Империей в XIX веке никто не называл Туркестан Таджикистаном. Поэтому возникают вопросы:

а) Почему же завоевавшая наши земли Российская Империя, назвав их русским Туркестаном, хотя бы одну ее область не назвала Таджикистаном?

б) Вы думаете, что русские ученые и чиновники той великой Российской Империи, которая в то время завоевала наши земли, были насколько некомпетентными, что не знали, какой именно народ составлял большинство населения той территории, которую они официально называли русским Туркестаном?

Они прекрасно знали, какой этнос является по своему численному составу главенствующим народом Туркестана. Этим народом, конечно же, были узбеки, состоящие из тюркских родов и племен. А узбекский народ, как уже мы знаем, появился на этнической карте мира в качестве самостоятельного этноса в 1428 году в результате появления на свет первого централизованного государства кочевых узбеков в виде Узбекского ханства. Узбекский этнос тогда состоял из 24 тюркских родов и племен. Но численность родов и племен этого узбекского этноса расширялась и во времена колонизации Туркестана со стороны Российской Империи, возглавляемой династией Романовых, достигнув 92 тюркских родов и племен.

Тот факт, что коренное население Туркестана называли узбеками не только во времена Узбекского ханства, но еще и в 70-80 годах XIX века, может доказать книга В.Наливкина и М.Наливкиной «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы». На страницах 15 и 16 этой книги авторы излагали следующие реальные факты, имевшие место к дате издания своего произведения в Казани , т.е. к 1886 году:

«В расовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков (кроме этих двух главных народностей есть еще небольшое количество евреев, цыган и индусов).

Сарты-узбеки, говорящие на тюркском языке, суть прежние кочевники узбекских родов Кыргыз, Багыш, Кипчак, Каракалпак, Курама, Минг, Юз, и др., осевшие здесь в разное время В пределах Ферганы в численном отношении сарты-узбеки значительно преобладают над таджиками (выделено — А.Р.). Немногочисленная сравнительно поселения последних (таджиков — А.Р.), говорящих на наречии персидского языка (Касан, Чуст, Камыш-Курган, Канибадам, Исфара, Варух, Сох и др.), лежат вдоль подножья окружающих долину хребтов…

Вместе с тем в настоящее время вся разница между оседлыми узбеками и таджиками заключается, собственно говоря, только в одном языке. Религия, образ жизни, привычки и обычаи, все это настолько одинаково, что далее мы будем иметь в виду главным образом оседлую женщину — узбечку, называя её общим именем сартянки, т.е. так, как это принято между русскими, живущими в Средней Азии (выделено — А.Р.)…

В тоже самое время не меньшее количество персидских слов внесла в современный нам сартовский (тюркский) язык и принятая им персидская литература (…), а принятие ислама ввело муссу арабских слов (…) .

Таким образом, в современном нам сартовском (тюркском) языке почти половина слов персидская и арабская » .

Но тут возникает другой вопрос: почему же тогда академик АН Таджикской ССР А.А.Семенов в своей статье «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана» , игнорируя факт , нес чепуху об этногенезе узбеков, о которых я говорил раньше ?

Полагаю, что А.А.Семенов попытался исказить до неузнаваемости историю этногенеза узбеков так же, как иностранные академики РАН искажали историю русского народа в интересах династии Романовых. Но в отличие от них он делал это, специально сговорившись с некоторыми другими российскими «учеными-историками», связывающими происхождение русского народа с иранским народом. Поэтому, опровергая такую точку зрения российских историков об этногенезе русских, я в своей статье говорил следующее:

«… в отличие от других авторов и многих российских и иных историков, связывающих происхождение русских с Иранским народом , Я СЧИТАЮ РУССКИЙ НАРОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАСОЙ . Причем не просто так, а на основе точки зрения великого узбекского ученого и мыслителя Мирзо Улугбека, изложенного в его книге «Тўрт улус тарихи». Именно со ссылкой на эту книгу Мирзо Улугбека, я в разделе 7 второй части своей статьи «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения» писал, что если узбеки произошли от человека по имени Тюрк, т.е. тюркских родов и племен, то РУССКИЕ ПРОИЗОШЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКА ПО ИМЕНИ РУС . А отцами Тюрка и Руса был один и тот же человек - Яфес (Яфас), которого тюркские народы называют Олджай-ханом […]».

А.А.Семенв искажал нашу историю еще и по другой причине. Во-первых , потому, что его преследовали за такую фальсификацию в уголовном порядке, а во-вторых , за то, что его — одного из основателей ТошГУ - не избирали в ряды действительных членов АН Узбекской ССР, в то время как в Таджикистане его не только избрали действительным членом АН Таджикской ССР, но в 1954 году назначили директором Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР. Именно поэтому его ученик, академик АН Таджикской ССР Рахим Масов в своей статье «О термине "узбек" ("озбак") встречается множество противоречивых суждений. К вопросу образования Узбекской ССР » писал следующее:

«Тогдашнее руководство Узбекистана требовало от А.А.Семенова, работавшего в системе Академии наук этой республики, чтобы он излагал историю узбеков в связи с установками ЦК Компартии Узбекской ССР, который стремился представить свое прошлое происхождение более древним, чем оно было на самом деле — от своего примата, родоначальника Озбакхана (Узбекхана) » .

«Если Вы, г-н Абдуллаев, ученый, причем доктор экономических наук, то должны знать, что если в основу того или иного подхода (плана, расчета и т.д.) заложено предположение (не доказанный факт), то весь подход становится неверным ».

2. Абдуллаев Р. Узбеки — дворяне тюркских народов, а сарты — предприниматели Центральной Азии (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319014200).

3. Абдуллаев Р. Горжусь, что я барлас и потомок Темура (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319619120).

4. Камол Х. Отчим не может стать отцом (http://www.centrasia.ru/news.php?st=1319175420).

6. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. РЕКОНСТРУКЦИЯ. Реконструкция всеобщей истории. Ханы Новгородцы - Габсбурги. Наследие Великой Империи в истории и культуре Евразии и Америки (http://chronologia.org/xpon7/index.html).

10. Предлагаю создать Русскую Республику и назвать евразийский союз Узбекистаном (www.centrasia.ru/newsA.php?st=1320333300).

11. Масов Р. О термине "узбек" ("озбак") встречается множество противоречивых суждений. К вопросу образования Узбекской ССР (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265962380).

12. Мареев С.Н. Логика. М.: Изд-во «Экзамен», 2009.

13. Асанов Э. Караван ушел... Из цикла "Основные заблуждения по узбекской истории" (ответ Г.Шаткину)

Исмаил Самани – основатель таджикской нации

اسماعیل سامانی

Исмаил Самани – великий персо-таджикский эмир, известный миру как «Амир Адил» (Справедливый Командующий), основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра.

Исмаила Самани считают отцом таджикской нации и гордостью всего персо-язычного народа.

БИОГРАФИЯ

Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани (ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد سامانی) родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Самани Худо, основателя династии Саманидов.

Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе.

Именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам.

Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”.

Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”.

Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем.

В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к югу – западу от Амударьи).

Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара.

Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.

В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главную роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство.

Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке.

Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки - приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры.

Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. .

На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.

Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани, это укрепление основ национального таджикского языка. Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного.

Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков – дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие.

Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии-дари» (государственный персидский язык).

Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персо-язычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”.

В настоящим время “фарси – дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране.

Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира - заключается в том, что «фарси- дари» сохранил свою первозданность. На сегоднящный день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: Сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык,фарси – дари, хранит чистоту языка наших общих предков (”Арици”).

Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%.

И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде.

Персо-язычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда.

Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, – это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры.

При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля.

Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан – наследник государства Саманидов,

а сами таджики – прямые потомки арийцев.

История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда большинство современных наций не существовало.

Таджикистан – единственный прямой наследник государства Саманидов, и свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак – “сомони».

Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в “Авесте” – собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры.

Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии – Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана Кашкадарьи, и области, лежашие севернее Гиссарского хребта.

Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье.

Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики – согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики – это название нации, синоним “Арийцы”. Персы – это название народа “ Арицы”.

Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”- это значит носитель “короны”.

ДАТА СМЕРТИ

В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира.

После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали, возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей.

В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100 – летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе, на месте памятника В.И.Ленину, сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации.

Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии

Хайреддини Абдулло – руководитель отдела по культуре и духовному воспитанию ООД “ТТМ”

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев – зороастризму.

«Во времена арабского ига, – пишет Рахмон в своей книге “Таджики в зеркале истории”, – завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям».

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики – народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы – древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена.

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики – сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации – ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана – страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.

В Средней Азии, где разделение на национальные республики всегда было довольно условным, все государства после распада СССР стали искать себе исторические ориентиры. Для Таджикистана таковым стала персидская династия Саманидов, правившая этими и многими другими землями в XI-X веках и насадившая здесь ислам.

Текст: Петр Бологов фото: Олег Никишин

Почем Сомони?

30 октября 2000 года таджикский рубль (точнее даже "рубл" - именно так это произносили) был заменен новой национальной валютой - сомони. Удивительно, но факт: часть граждан страны, особенно люди старших поколений, до сих пор не знают, что значит это слово. А если и знают, то весьма поверхностно: мол, был такой царь.

Таджикистан позже всех остальных республик бывшего СССР занялся собственной историей. Этому была объективная причина - гражданская война, во время которой противоборствующим сторонам было не до вопроса происхождения таджикской нации. Но как только вооруженное противостояние закончилось и президентом республики окончательно утвердился Эмомали Рахмон, одним из первых его решений стало провозглашение Таджикистана наследником государства Саманидов, а самих таджиков - потомками арийцев. Не тех арийцев, которые взорвали мир в середине прошлого века, а тех, которые обитали в Центральной Азии еще тогда, когда большинства современных наций еще вовсе не существовало.

"Мы, таджики, наряду с целым рядом других народов являемся прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев и гордимся своим богатым прошлым, изучаем его и воспитываем нынешнее и завтрашнее поколения как истинных преемников своих предков, способных привнести в сокровищницу мировой цивилизации ценные жемчужины, внести свой вклад в дело обогащения и улучшения будущей жизни", - размышлял в этой связи Рахмон в своей статье "Арийские ценности в мировой цивилизации".

Сомони же в Таджикистане прижился - ну а куда деваться, валюта, какая-никакая, все равно нужна. Правда, если слегка пофантазировать и представить такую же ситуацию в России, к примеру, то, согласитесь, будет непривычно, если килограмм сосисок будет стоить, скажем, 22 рюрика.

Сасаниды, Саманиды, Караханиды


Памятник Исмаилу Самани в Худжанде

Основателем династии Саманидов считается некий Саман-худат, представлявший интересы арабского наместника в районе Самарканда и известный тем, что был поборником ислама в стране, где господствовал зороастризм. Но все лавры в современном Таджикистане достались не ему, а Исмаилу Самани, правившему в Мавераннахре с 893 по 907 год. Это он удостоился чести обзавестись именной валютой.

Исмаил выбрал своей столицей Бухару, и во время его правления этот город переживал бурный расцвет. В этот же период здесь творил родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад, более известный как Рудаки (сейчас его именем назван главный проспект Душанбе), а врачевал саманидских правителей не кто иной как Абу Али ибн Сина (Авиценна) - поэт, врач, ученый, философ - человек-глыба. Сейчас его имя носит бывший пик Ленина, в том время как бывший пик Коммунизма назван в честь Исмаила Самани.

Государство Саманидов просуществовало до конца X века. Любопытный исторический факт, который любят вспоминать противники исторических выкладок Рахмона: когда перед нашествием тюрок-караханидов представитель этой династии Абд аль-Малик IIобратился к народу за помощью, подданные этот призыв полностью проигнорировали, продемонстрировав абсолютное равнодушие к судьбе правящего дома.

В октябре 1996 года правительство Таджикистана впервые обратилось к наследию Саманидов и предложило ЮНЕСКО провести в 1999 году празднование 1100-летия создания упомянутого государственного образования как "первого независимого таджикского государства". ЮНЕСКО отклонило это предложение, посчитав, что такое празднование не имеет никакого отношения к интересам таджикского народа и может привести к нежелательным осложнениям между узбеками и таджиками, отношения между которыми тогда (как, впрочем, и сейчас) были далеко не идеальными. Тем более что, связывая себя с Саманидами, таджикское руководство невольно утверждало узбекскую Бухару в статусе своей бывшей столицы (в этом городе находится и знаменитый мавзолей указанной династии). Такие инсинуации Ташкент всегда воспринимал с крайним раздражением.

Но Рахмон упорствовал. В 1999 году он все же распорядился отпраздновать 1100-летия образования государства Саманидов. В России эту идею поддержали, в юбилейном параде в Душанбе приняли участие подразделения 201-й мотострелковой дивизии Министерства обороны РФ, и ее бронетехника разбавила таджикских всадников в бутафорских костюмах Х века. Впоследствии Рахмон, на саммите СНГ в Душанбе, отблагодарил российскую сторону, наградив президента РФ Владимира Путина орденом Исмаила Самани первой степени.

Одновременно с празднованием 1100-летия "первого таджикского государства" российская "Независимая газета" опубликовала статью депутата парламента республики, ректора Ходжентского университета Сайдулло Абдуллаева "Феномен Саманидов". В ней автор, в частности, утверждал, что "государство Саманидов было одним из первых государств средневековья, которые зиждились на духовности и культуре", что "именно благодаря инициативе Саманидов начался исламо-иранский ренессанс", что "Саманиды добились воспитания у населения общности исторических судеб арийских народов" и так далее.

Вообще, в этой статье, которая буквально вывела из себя узбекских историков (как наследников тюрка Тимура, видимо), было много пафоса и мало конкретики. Но она как нельзя лучше вписалась в общую канву высказываний таджикских официальных лиц. Арийцы-Саманиды-таджики - схема, предложенная Рахмоном согражданам, была настолько простой, что до сих пор вызывает изумление даже у самых заядлых фантазеров из числа современных историков. Президента республики это, впрочем, не смущает. Игнорируя критику, он выпустил в свет четырехтомный труд "Таджики в зеркале истории: от арийцев до Саманидов", уже переведенный на таджикский, арабский, русский языки и на хинди.

Наследники арийской духовности


Портрет жителя Худжанда

2006 год в Таджикистане был объявлен "Годом арийской цивилизации". Теперь в новых школьных программах материалы по истории республики начинаются с упоминания древних ариев. И ученые, и официальные лица при всяком удобном случае подчеркивают древнеиранские корни таджиков. Ближайшие соседи, узбеки, всячески противопоставляются таджикам как пришлые тюрки-завоеватели. В своих выступлениях и литературных работах Эмомали Рахмон с удовольствием погружается в хроники ассирийских царей, древнегреческие источники, персидские легенды и предания. Он сыпет именами царей, вождей и прочих сильных мира сего, без ложной скромности причисляя их к своим предшественникам.

Особенно президент любит напирать на духовность древних ариев. Оно и понятно: где арии - там зороастризм и Авеста. "Арийцы в каждый исторический период изучали науки, овладевали знаниями, то есть пользовались плодами мудрости человечества. Эти народы еще со времен авестийского общества в своих философских, литературных и религиозных творениях на основе научных знаний о мире и познании тайн космоса противостояли религиозным измышлениям", - делится соображениями Рахмон, игнорируя тот факт, что Саманиды, по сути, и покончили с зороастризмом на землях, которыми правили.

Историки из числа тех, кто не работает на официальный Душанбе, уже давно перестали обращать внимание на научные изыскания Рахмона. Столь же индифферентно ко всем перечисленным историческим параллелям относятся и сами таджики. Будучи, по большей части, народом жизнерадостным и неискушенным в историко-политических хитросплетениях, постоянные отсылки к ариям, Саманидам и прочим Авестам они воспринимают с изрядной долей иронии. "Кто это, Сомони? - переспрашивает со смехом торговец на ходжентском рынке. - Вот, на деньгах он. Царь был, наверно, не знаю". В Ходженте же у 27-метрового памятника царю (раньше тут стоял памятник Ленину на пять метров ниже) постоянно кучкуются дети, сюда же приезжают молодожены сфотографироваться на память. Но их познания об Исмаиле Самани также не отличаются глубиной: многие местные жители до сих пор гадают, что правитель Саманидов держит в руках - скребок или зонтик. Оказывается, герб.

Кстати, памятники Исмаилу Самани красивы, слов нет. У монотонно серого Ильича, которого они заменили также в Душанбе (говорят, что голову для этого памятника лепили с портрета таджикского президента) и Хороге, новые монументы заметно выигрывают. Но за ними ничего нет - только горы, только Памир. Возможно, имей Рахмон в запасе еще лет пятьдесят, он сумел бы привить таджикам это удивительное родство с полумифическими ариями, с загадочными Саманидами. Но пока все эти экскурсы в историю пропадают втуне - простой народ слишком озабочен насущными проблемами: как заработать денег, чем кормить семью, во что одеть детей. Пока таджики не решат этих вопросов и не получат кучу свободного времени для занятий историей, вряд ли их можно будет расшевелить цитатами из Авесты.

КОММЕНТАРИИ (31)

    Farhod Sharifov
    20/мар/2012 00:15

    Farhod Sharifov
    20/мар/2012 00:06

    Shodmon Shodmonov
    13/мар/2012 15:14

    Максуд Аскарий
    13/мар/2012 14:37

Взгляд на таджиков - Истинные арийцы. Памирцы в шутку называют себя “истинными арийцами”. Внешне это в большинстве своем люди европеоидного вида, светлокожие, более рослые и крупные, чем остальные таджики, с меньшими признаками монголоидной примеси. Но встречаются и смуглые, с пшеничным цветом лица и более скуластые, что объясняется близостью Китая и Киргизии. Среди памирцев чаще встречаются довольно рослые, иногда под два метра, и просто долговязые мужчины. По внешности и говору коренные и укоренившиеся жители довольно легко определяют, откуда родом тот или иной житель Таджикистана. В каждой практически памирской семье, как, впрочем, и среди остальных горных таджиков, есть светловолосые и светлоглазые. Нередко памирские дети рождаются со светлыми волосами, растут рыжими и русыми, а потом темнеют. Особенно часто светловолосые встречаются в Язгуляме и Вандже, Дарвазе, а также чуть ниже, за пределами собственно Памира, в Гарме. В священной книге зороастрийцев Авесте отмечено, что после Всемирного потопа земля разделилась на 7 каршваров (кишваров - на современном таджикском) - краев и около двадцати стран. При этом “арийский простор” распространялся от Тигра и Ефрата до Индиийских гор и Чина с запада на восток и от Волги (Рангха) и Дона (Дануш) с севера на юг. Территория современного Таджикистана входила в Восточный каршвар и именовалась Согдом и Бахтришем. Собственно, и сегодня Согдийскую область от Душанбе отделяют два перевала, Анзобский и Шахристанский, а от современного райцентра Бохтар на юге еще один - Фахрабадский. Очевидно, Памир входил в восточный Бахтриш на границе с Гандарой и Хиндушем, упомянутыми в Авесте. Исследователи Авесты подчеркивают, что общее название “арии” (“ориен”, “ариан”) является переводом слова “иранцы” - “эрон”. Согласно Авесте, это название произошло от имени царя Арья, сына Траэтаоны (Фаридуна). Соответственно, ариями назывались иранские племена, исповедовавшие зороастризм. Подлинные арийские-зорастрийские источники утверждают, что все человечество произошло от одного отца и одной матери - Мартья и Мартьянак и их многочисленных потомков, разделившихся на людей десяти видов и двадцати пяти рас. А непосредственно арии, согласно зороастрийским жрецам Персии, произошли от потомков Мартьи и Мартьянак - Хаошьянга Парадата и Гузак. И населяли они страну Арианам Ваэджа, состоявшую из земель Тура (Туран, Средняя Азия), Сарима (верховья Тигра), земли Хинду и Чинестана (Китай). Вот что пишет в книге “Заратустра. По следам восточных иранцев Тем не менее, в языке таджиков и языках большинства народов Европы много общих “родовых пятен”. Таджики шутят, что все народы Европы произошли от них. При этом таджики вспоминают, что их предки, ираноязычные саки и скифы, жили в Сибири и якобы именно скифы дали название великой сибирской реке Обь (в переводе с таджикского, как уже упоминалось - вода). Но скифы там действительно жили, о чем свидетельствуют, в частности, Пазырыкские курганы на Алтае. А Иртыш в таджикской картографии именуется Шахоб - Царская вода. Вот и таджикские реки имеют этот корень: Варзоб, Ягноб, Тагоб. Восточно-иранские и таджикские топонимы и гидронимы разбросаны по всей территории Центральной Азии. Это река Мургаб в Туркмении, казахская железнодорожная станция на границе с Россией - Хазарасп (Тысяча лошадей), узбекский город металлургов Ангрен - Охангарон (Кузнецы), в Узбекистане Шахрисябз (Зеленоград по-таджикски), в Туркмении Чарджоу (Четыре ручья) и даже Кушка - Гушты (Мясное). Согдийские названия носят Самарканд и Бухара, Мерв, Хорезм, Хива, Мары, Фергана и Наманган. Еще две тысячи лет назад крупнейшие таджикские реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья впадали не в Арал, а в Каспийское море. Македонцы, пришедшие в начале 4-го века до н.э. в Согдиану, нашли эти реки судоходными. Это была довольно протяженная водная часть Великого Шелкового пути. По ней саки, согды, бактрийцы, сарматы возили китайские, персидские и европейские товары. И Александр Македонский, пришедши в Согдиану, нашел их судоходными. Если теперь перенести взгляд на самый юго-запад России и на Балканы, то мы обнаружим, что Дон (в Авесте - Дануш) - также восточноиранское слово, означающее - вода, река. Этнографы отмечают, что от этого же корня происходят названия всех крупных рек к западу от Дона: Днепр (у скифов - Донапр), Днестр (Донастр), Дунай. Прямые потомки скифов, как мы знаем, - аланы. В Осетии также вода, река называется - дон. К примеру, Кармадон. Факт близкого родства памирских языков и осетинского для лингвистов давно является аксиомой. Древнекитайские и древнегреческие историки писали, что Скифия доходила до их границ. Это, однако, более или менее обозримая история в 2-3 тысячи лет. Дели Бюрадер - Сердце Брата Но если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат - brother-bruder-бародар (тадж.), вирод (памирск), мать - модар (тадж), mother - mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом “разговеться”: говядина - гов (корова по-таджикски) - cow, в праиндоевропейском было “говенда”. Или бык - бука (тадж.). В русском “тахта”, в таджикском - “тахт” (престол, деревяшка), “пойтахт” - столица. В таджикском “жизнь” будет “зист”, “мертвый” - “мурда”. Очевидно родство такого ряда: див - дэв - део - тео - Зевс. Такие “родовые пятна” знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два - ду, пять - пандж. Мы знаем, что в древнерусском “пять” писалось и звучало как “пянть”. Русское “тятя” в памирском - “татик”, в таджикском - “дада”. Русское “мы” в таджикском - “мо”. О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии “-ям”, “-ам”, “-и” - “-и”, “-ем” - “-ем”, “-ете” - “-ед”, “-ят”- “-янд”. Древнерусское “азм” означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском - “я есть, я сам”. Примеров исконного родства и взаимовлияния масса. Аорсы, русы и индийское кино Интересно для любого таджика и филолога обратить внимание на такой ряд: Аорс, аорслан, арус, эрзя, урус, русый, рушан, Роксана. Первое слово “аорс” - название одного из сарматско-аланских племен. Оно переводится как “светлые, русые”. Греки описывали аорсов как рослых русоволосых воинов. Аорслан - это скифско-аланское имя собственное, означающее - Светлый, русый алан. Аорслан трансформируется в имена собственные Арслан, Руслан и Аслан. Арус в таджикском и персидском - это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском - имя собственное - Светлая, Светлана. Эрзя - название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название - светлые, русые. Не исключено, что некогда славные, а потом ушедшие в тень с карты истории аорсы участовавали в формировании восточнославянских, и не только, племен и их самоназвание трасформировалось в - русы. Топонимы с корнем “рус” встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам - серви, хорватам и вообще приняли непосредственное участие в формировании славян. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат. Тем временем на юг от Памира, на территории современных Пенджаба (Пять рек, Пятиречье), Синда и Гуджарата во втором веке до нашей эры осели предки памирцев саки-тиграхауды, в частности гуджары. Этнографы полагают, что саки стали родоначальниками привилегированных индийских каст: джат, раджпур и гуджар. Мне довелось побывать на афганском Памире и убедиться в верности утверждений, что языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, песни из индийских фильмов мальчишками и девчонками заучивались наизусть. Впрочем, половина слов из хинду таджикам вполне понятна. Как таджики открыли Америку Словом, окружающий таджиков мир не так уж чужд и чужероден. И многие из них это понимают. Бытует шутка, что заядлыми путешественниками среди таджиков были гармцы. Гарм находится в Припамирье и славится своими яблоками и грушами. А сами гармцы славятся не только строгостью нравов, трудолюбием, приверженностью канонам ислама, но и предприимчивостью, торговой жилкой. Так вот эта байка гласит: едут по Чукотке гармские на нартах и видят на Аляске к берегу другие нарты подъезжают. Один кричит другому: “Брат, купи мои гармские яблоки!” А тот ему отвечает: “А ты купи мои груши, яблоки я уже продал, брат”. К слову, таджикские читатели Фенимора Купера сделали из романа “Последний из могикан” вывод, что племя диловаров было таджикским по происхождению. Купер перевел слово “диловар” - “отважный сердцем”. Так же переводится таджикское мужское имя Диловар. “Выходит, - говорят мои земляки, - что мы открыли и заселили Америку раньше испанцев, португальцев, французов и англичан”. Еще одним литературным совпадением на первый взгляд являются имена сказочных таджикского и русского героев Рустама и Руслана, а также отцов их Золизара и Елизара. Но таджики-то знают, что Рустам Золизарович был описан в поэме Фирдоуси “Шахнаме” на тысячу лет раньше Руслана Елизаровича и тоже воевал с нечистой силой, проходил испытания соблазнами, искал свою возлюбленную и ходил в Причерноморье. Добрая мысль, доброе слово, доброе дело Если вы попросите любого таджика перечислить три основных правила жизни, то услышите формулу, завещанную Заратустрой: “Добрая мысль, доброе слово, доброе дело”. Заратустра, конечно же, не был материалистом, но эта последовательность напоминает нам, что мысль материализуется в слове, а слово - в деле. И, следовательно, храни ум свой в чистоте, имей чистые помыслы, начни благородное действие с себя. Очисться, чтобы не осталось места ни для чего больше, кроме высшего промысла. Зороастрийские источники свидетельствуют, что Заратустра отличался удивительными магическими способностями. Он обладал даром предвидения, предсказав за двести лет приход Александра Македонского, совершал чудеса, был способен оживить и убить взглядом и словом, наказывал дивов и духов зла и всю жизнь противостоял жрецам-магам, которых мы сегодня назвали бы черными магами. На зороастрийские верования таджиков наслоились поздние исламские, но и сегодня они верят в существование злых духов - Аджина, в фей - Фаришта, в дэвов, гурий и пери. А мистицизм суфийских орденов уходит корнями в зороастризм. Верования и культура иранцев оказали немалое влияние на арабов и ислам. Все мусульманские народы России перед намазом-молитвой пять раз в день произносят обязательное предпослание к молитве “ният” - “намерение” на персидском-таджикском. Пройдя через сады Персии, ислам стал плодоносить, превратившись в мировую религию. Зороастризм же был первой религией единобожия. Английская исследовательница Мэри Бойс назвала его “первой религией откровения, давшей жизнь иудаизму, христианству и исламу”. Для предков таджиков постулаты зороастризма также не могли быть полностью отринуты после принятия ислама в восьмом веке. Сегодня сложно определить, что в таджикском менталитете сохранилось от зороастризма, что привнесено исламом, а что существовало до того и другого. Общее, пожалуй, - бережное отношение к природе, трепетное отношение к воде и поддержание ее в чистоте. В воду нельзя было плюнуть, осквернить ее кровью или трупом животного или справить нужду. Сельский мальчишка или мужчина не будет искать дерево, чтобы окропить его, а присядет в траве. Нельзя этого делать лицом к кладбищу. После посещения кладбища человек, не заходя в дом, вымоет обувь. Зороастризм был (и остается в Иране и Индии) весьма подробно регламентирующей жизнь человека религией. Это касается и отношений между родственниками, между мужем и женой, между человеком и животными, отношения к пище, к природе и т. д. Насилие считалось тяжким грехом. Например, порицалось вступление в половую связь против воли супруги, особенно в неурочное время. Культивировалось терпимое и уважительное отношение к животным. Но главным грехом считались ложь и лицемерие, поклонение лживым ценностям и божкам. “Очень приятно, Царь” Об именах, которые дают памирцы и другие таджики своим детям, можно написать отдельную книгу. На Памире кроме Царь-винограда можно встретить моего хорошего приятеля Гелоса - Черешню, или Кадамшо - Поступь Царя, или Шафтолушо - Персик Царя. Приставка “Царь” - отличительная особенность мужских памирских имен. У моего друга Аслишо на его страницах в социальных сетях висит постоянный статус “Очень приятно, Царь”. Считается, что, давая странные имена, родители оберегают ребенка от судьбы и злых духов. При этом обычно детям дают два имени. Одно публичное, второе - только для семейного пользования. И еще неизвестно, какое имя главнее. Были у меня приятели, которые носили имена Панчшанбе и Чоршанбе - Четверг и Среда (дословно - пятый и четвертый дни после субботы, а Душанбе - второй день от субботы, Понедельник), или Борон - Дождь, или Шамол - Ветер. Часто имя дают в связи с днем или временем года, когда родился ребенок. Но у таджиков можно встретить самые необычные имена: Бахор - Весна, Гулбахор - Цветок весны, мужское имя Тилло - Золото, женское Зарина - Золотая, Табар - Топор, Теша - Тяпка, Дости - Коса, Серп (с серпом), Хурдак - Малыш, Младший, Сангак - Камешек. Много и удивительно красивых женских имен. Перечисляя их, попадаешь в Райский сад - Фирдавс, где есть Гулнор - Цветок граната, Гулноз - Каприз (нежность) цветка, Наргис - Нарцисс, Лола - Тюльпан, Садбарг - Роза (дословно “Сто лепестков”), Нилуфар - Лотос, Кувшинка; Бунафша - Фиалка, есуман - Жасмин. Есть имена, связанные с названиями драгоценных камней, которыми богаты горы Таджикистана. Зумрад - Изумруд, Нигина - Перстень, Лали - Рубиновая, Гавхар - Жемчуг. Много имен с корнем “гул” - цветок, “дил” - сердце. При этом таджикское “л” звучит полумягко, почти как “ль”. Например, имена Гулчехра - Ланиты цветка, Гулрух - Лик цветка, Гулбахор - Цветок весны, Гуландом - Изящная, Грациозная. Или Дилбар - Уносящая сердце, Дилором - Покой сердца, Дилафруз - Восхитительная, Возлюбленная - звучат так, словно к имени пристегнут маленький колокольчик. Много имен, сохранившихся с древних времен и свидетельствующих об индо-иранских корнях. Манучехр (Манушчитра) - Рожденный на священной горе Мануш, Хуршед - Солнце, Дариуш - Дарий, Бахром (Варахрама) - Марс. Есть женские имена, связанные с названиями небесных светил: Ситора - Звезда, Парвина и Сурайе - Плеяды, Сириус; Зухра - Венера. Именные коды Разве не поэт народ, дающий такие прекрасные имена своим дочерям? Разве лишен он чувства юмора, так шутя с судьбой, давая иногда такие странные имена своим сыновьям? Таджики очень изобретательны при наречении своих детей. Тем более, что список этот, пополнявшийся тысячи лет, содержит множество имен доисламских: зороастрийских, арабских мусульманских, тюркских. В таджикских семьях всегда традиционно было много детей. Таджики говорят, что каждому рождающемуся Бог уже определил свою долю добра. Часто имена даются в честь уже умершего предка. Имен живущих предков, а в горах и в долинах немало долгожителей, давать не рекомендуется. Это считается дурным тоном по отношению к живому человеку. Поскольку имя обладает своим кодом, своей силой и своей судьбой - так здесь считают, - назвать внука именем живого деда означает отнять часть силы у деда, списать его со счетов, поторопить. Кроме того, у таджиков принято давать детям такие странные, казалось бы, имена как Бобо - Дед, Додо (Дада) - Отец, Биби - Бабушка. Взрослый отец обращается к сыну и называет его дедушкой. Причем такие дети пользуются в семье особым положением и вырастают в особой любви и уважении. Дело в том, что у таджиков, так же, как и у других народов, не принято называть отца и мать или бабушку и дедушку по имени. И если ребенка назвали в честь предка, то, называя его Додо, вы подразумеваете, что его зовут, допустим, Бахром. Но даже если ребенка официально называют в честь умершего деда, дома отец и мать все равно будут звать его Бобо, прибавляя слово “джон” - “душа”, “дорогой”: Бободжон. Старики Вообще семья, родственные отношения являются для таджиков главной из традиционных ценностей. Почитание старших воспитывается с детства. Когда входит старший, все обычно встают. Это хорошо заметно и в общественном транспорте, где молодые без предупреждения и просьбы уступают место старшим мужчинам и женщинам и просто девушкам без намерения понравиться и познакомиться. А девушки в свою очередь - взрослым мужчинам. А если входит женщина с ребенком, им обоим уступят место или она возьмет дитя на колени. Стоящая мать при сидящем ребенке в транспорте - большая редкость. Ребенок привыкнет, что он сидит, когда перед ним стоит его мать. Слово деда в семье непререкаемо. Это потом, оставшись наедине, бабушка имеет право и возможность проесть ему плешь, но озвучивает последнее слово все равно дед. Обычно в сельской местности таджики живут компактно, большими семьями во главе с дедом, в одном дворе. При рождении сыновей отец сажает вдоль границы участка пирамидальные тополя, которые потом пойдут на строительство дома для молодоженов, на балки перекрытий под крышей. Может быть, потому что глава семьи всю жизнь работает, чтобы прокормить, вырастить и поставить на ноги детей, что живет и работает для семьи, в Таджикистане нет брошенных одиноких стариков. По обычаю, с родителями остается младший из сыновей. Его жена и дети обязаны заботиться о стариках, а те, в свою очередь, помогают воспитывать детей в уважении к традициям. Если в семье одни дочери или сами сыновья живут отдельно, кто-то из внуков, по договоренности, живет со стариками и помогает им. Забота о стариках касается не только своих родителей. У таджиков принято заботиться и о соседях и одиноких стариках. Праздничные или поминальные угощения разносят тем, кто, по мнению членов семьи, нуждается в заботе или просто является хорошим соседом.