Древние германцы. Религия и быт древних германцев

На протяжении многих веков главными источниками знаний о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых церковных писателей. Наряду с достоверными сведениями эти книги и записки содержали домыслы и преувеличения. Кроме того, античные авторы не всегда углублялись в политику, историю и культуру варварских племён. Они фиксировали главным образом то, что «лежало на поверхности», или то, что производило на них самое сильное впечатление. Конечно, все эти труды дают вполне неплохое представление о жизни германских племён на рубеже эпох. Однако в ходе позднейших было выяснено, что античные авторы, описывая верования и быт древних германцев, многое упустили. Что, впрочем, отнюдь не умаляет их заслуг.

Происхождение и распространение германских племён

Первые упоминания о германцах

О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря. Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э.: племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.

Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н. э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже - до Везера. Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание. Происхождение слова - кельтское. «Германец» - это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название - «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.

Германцы и их соседи

На западе и юге с германцами соседствовали кельты. Их материальная культура была более высокой. Внешне представители этих народностей были похожи. Римляне их зачастую путали, а иногда и вовсе считали одним народом. Однако кельты и германцы не родственники. Схожесть их культуры обуславливается близким соседством, смешанными браками, торговлей.

На востоке германцы граничили со славянами, балтийскими племенами и финнами. Само собой, все эти народности оказывали влияние друг на друга. Оно прослеживается в языке, обычаях, способах ведения хозяйства. Современные немцы являются потомками славян и кельтов, ассимилированных германцами. Римляне отмечали высокий рост славян и германцев, а также светлые или светло-рыжие волосы и голубые (или серые) глаза. Кроме того, представители этих народов обладали схожей формой черепа, что обнаружилось в ходе археологических раскопок.

Славяне и древние германцыпоражали римских исследователей не только красотой телосложения и черт лица, но и выносливостью. Правда, первых всегда считали более миролюбивыми, в то время как вторых - агрессивными и азартными.

Внешний облик

Как уже было сказано, германцы представлялись изнеженным римлянам могучими и рослыми. Свободные мужчины носили длинные волосы и не брили бород. В некоторых племенах было принято связывать волосы на затылке. Но в любом случае они должны были быть длинные, так как стриженые волосы - верный признак раба. Одежда германцев была преимущественно простая, поначалу довольно грубая. Они предпочитали кожаные туники, шерстяные накидки. И мужчины, и женщины были закалёнными: даже в холода они носили рубашки с короткими рукавами. Древний германец небезосновательно полагал, что лишняя одежда сковывает движения. По этой причине у воинов даже не было доспехов. Шлемы, тем не менее, были, хотя и не у всех.

Незамужние германские женщины ходили с распущенными волосами, замужние покрывали волосы шерстяной сеткой. Этот головной убор был чисто символическим. Обувь у мужчин и женщин была одинаковая: кожаные сандалии или сапоги, шерстяные обмотки. Одежду украшали фибулами и пряжками.

древних германцев

Социально-политические институты германцев не отличались сложностью. На рубеже веков у этих племен существовал родовой строй. Его еще называют первобытнообщинным. В этой системе значение имеет не отдельная личность, а род. Его образуют кровные родственники, которые живут в одном селении, сообща обрабатывают землю и приносят друг другу клятву кровной мести. Несколько родов составляют племя. Все важные решения древние германцы принимали, собирая тинг. Так называлось народное собрание племени. На тинге принимали важные решения: перераспределяли общинные земли между родами, судили преступников, разбирали споры, заключали мирные договоры, объявляли войны и собирали ополчение. Здесь же посвящали юношей в воины и избирали по мере надобности военных вождей - герцогов. На тинг допускались только свободные мужчины, но далеко не каждый из них имел право произносить речи (это было дозволено только старейшинам и наиболее уважаемым членам рода/племени). У германцев существовало патриархальное рабство. Несвободные обладали некоторыми правами, имели собственность, жили в доме хозяина. Их нельзя было убить безнаказанно.

Военная организация

История древних германцев насыщена конфликтами. Мужчины уделяли много времени ратному делу. Еще до начала систематических походов на римские земли у германцев сформировалась племенная элита - эделинги. Эделингами становились люди, отличившиеся в бою. Нельзя сказать, что у них были какие-то особые права, но зато они обладали авторитетом.

Поначалу германцы выбирали («поднимали на щит») герцогов только в случае военной угрозы. Но в начале Великого переселения народов они стали избирать королей (конунгов) из эделингов пожизненно. Конунги стояли во главе племен. Они обзаводились постоянными дружинами и наделяли их всем необходимым (как правило, по окончании удачного похода). Верность вождю была исключительной. Древний германец считал бесчестьем вернуться из битвы, в которой пал конунг. В этой ситуации единственным выходом было самоубийство.

В армии германцев существовал родовой принцип. Это значило, что родственники всегда сражались плечом к плечу. Возможно, именно этой особенностью обуславливается свирепость и бесстрашие воинов.

Германцы сражались пешими. Конница появилась поздно, римляне были о ней невысокого мнения. Главным оружием воина было копьё (фрамея). Широкое распространение получил знаменитый нож древнего германца - сакс. Затем появились метательный топор и спата - обоюдоострый кельтский меч.

Хозяйство

Античные историки нередко описывали германцев как скотоводов-кочевников. Более того, бытовало мнение, что мужчины занимались исключительно войной. Археологические исследования 19-20-го веков показали, что все обстояло несколько по-иному. Во-первых, образ жизни они вели оседлый, занимались скотоводством и земледелием. Община древних германцев владела лугами, пастбищами и полями. Правда, последние были немногочисленными, поскольку большую часть подвластных германцам территорий занимали леса. Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Но разведение коров и овец было приоритетным занятием. У германцев не было денег, их богатство измерялось количеством голов скота. Разумеется, германцы отлично умели обрабатывать кожи и активно торговали ими. Также они делали ткани из шерсти и льна.

Они освоили добычу меди, серебра и железа, но кузнечным ремеслом владели немногие. С течением времени германцы научились выплавлять и делать мечи очень высокого качества. Впрочем, сакс, боевой нож древнего германца, не вышел из употребления.

Верования

Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.

Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцев (тех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством. О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья ("Старшей Эдде" и "Младшей Эдде").

Культура и искусство

С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.

Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.

По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.

Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение. С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме. У скандинавов руны просуществовали до 16-го века.

Взаимодействие с Римом: война и торговля

Germania Magna, или Великая Германия, никогда не была римской провинцией. На рубеже эпох, как уже было сказано, римляне покорили племена, жившие к востоку от реки Рейн. Но в 9 году н. э. под командованием херуска Арминия (Германа) были разбиты в Тевтобургском лесу, и этот урок имперцы надолго запомнили.

Граница между просвещенным Римом и дикой Европой стала пролегать вдоль Рейна, Дуная и Лимеса. Здесь римляне расквартировали войска, возвели фортификационные сооружения и основали города, которые существуют и по сей день (например, Майнц - Могонциакум, и Виндобону (Вену)).

Древние германцы и не всегда воевали друг с другом. До середины 3-го века н. э. народы сосуществовали относительно мирно. В это время получила развитие торговля, а точнее обмен. Германцы поставляли римлянам выделанные кожи, пушнину, рабов, янтарь и получали взамен предметы роскоши и оружие. Мало-помалу они даже привыкли пользоваться деньгами. Отдельные племена имели привилегии: например, право торговать на Римской земле. Многие мужчины становились наёмниками у римских императоров.

Однако нашествие гуннов (кочевников с востока), которое началось в 4-м веке н. э., «сдвинуло» германцев с насиженных мест, и те вновь устремились на имперские территории.

Древние германцы и Римская империя: финал

К моменту начала Великого переселения народов могущественные германские конунги стали объединять племена: поначалу с целью защиты от римлян, а затем - с целью захвата и разграбления их провинций. В 5-м веке вся Западная империя была захвачена. На её руинах воздвиглись варварские королевства остготов, франков, англосаксов. Сам Вечный город в течение этого неспокойного столетия несколько раз был осажден и разграблен. Особенно отличились племена вандалов. В 476 году н. э. последний римский император, был вынужден отречься от престола под давлением наёмника Одоакра.

Общественный строй древних германцев окончательно поменялся. От общинного уклада варвары перешли к феодальному. Наступили Средние века.

Материал является продолжением статьи .

1929 год, юго-запад Германии. Рядом с деревушкой Вурмлинген строится новая ветка железной дороги. Рабочим велели быть очень осторожными: предполагают, что где-то здесь было кладбище германцев .

И в самом деле вскоре работы пришлось остановить. Рабочие наткнулись на захоронение и сделали удивительное открытие: они нашли наконечник копья, на него были нанесены – загадочные германские письмена. Кто нацарапал эти знаки и что они означают?

Кладбище германцев на болоте возле Иллерупа

Неизвестно, кому принадлежало копье, потому что германские племена не оставили нам ни одной личной биографии , но археологические находки и исторические источники дают нам возможность составить представление о жизни германского воина в те времена. Назовем его Грифо, возможно, именно такой была его жизнь.

«Я несколько часов преследовал добычу и теперь чувствую, что она уже недалеко. Я жил со своим племенем на границе с . Мы жили в мире. Но в этот день все изменилось. Дом моих предков был в огне. Что случилось? Всадники напали на моих соплеменников, чтобы продать их в рабство».

В 3 веке н.э. германский мир распадался : германские племена враждовали друг с другом, банды разбойников стали постоянной угрозой. Их предводители окружали себя молодыми воинами и обещали им богатство и приключения. Они снабжали своих сторонников оружием, их главными занятиями были разбой и торговля рабами .

Крупнейшая находка оружия 3 века, очевидно, свидетельствует о том, какими воинственными были германцы в те времена: части щитов, наконечники копий, мечи – полное оснащение для отряда больше, чем в тысячу воинов. В те времена в Германии это была сильная армия.

Оружие нашли в болоте возле Иллерупа на севере . Когда-то это место было священным, здесь германцы приносили жертвы своим богам. Теперь это настоящий клад для археологов .

Оружие, найденное у Иллерупа, помогло ученым впервые получить четкое представление о том, каким было германское войско в 3 веке. Они нашли больше 15 тысяч предметов от седел до богато украшенных пряжек для поясов.

Почему так много оружия оказалось в этом болоте и что оно может рассказать нам о его владельцах?

Археологи предполагают, что отряд был разбит и победители сломали дорогое оружие и принесли его в жертву богам в знак благодарности.

Если представить отряд больше, чем в тысячу воинов и подробнее рассмотреть их оснащение, становится очевидным, что у них была определенная иерархия . У них должен был быть предводитель, в противном случае с такой армией невозможно вести войну.

Там, на севере Дании, некогда добывали железо, но золото, бронзу и серебро приходилось импортировать. Эти ценные металлы, которые нашли археологи, очевидно, принадлежали предводителями армии .

Значит, эти боевые отряды не были просто толпами варваров? У них была четкая структуры. Около трех четвертей воинов были пешими, это четко показало распределение золота, бронзы и железа. У их предводителей были хорошие контакты с Римской империей, там они добывали свое оружие. Кто были эти воины?

Помочь разобраться в этом должны наконечники копий: каждый тип копья можно четко классифицировать . Археологи считают, что этот отряд прибыл из Норвегии, а нападение было хорошо подготовлено и тщательно спланировано.

С помощью луны удается найти важное свидетельство – рунические символы , сообщения открытым текстом. Руническая надпись хорошо читается, одно и то же написано на трех предметах – это имя. Одна из рунических надписей нанесена в виде клейма, значит, производство копий уже было массовым .

Это вооружение для целой армии, больше тысячи человек, которые пришли в Данию воевать, но они потерпели поражение. Это их оружие, оружие проигравших, которое победители бросили в озеро как жертву богам войны .

Лимес – граница Римской империи

Боевое оружие, найденное у Иллерупа, свидетельствует о больших переменах в Германии. В 3 веке многие старые германские племена распадаются . Постепенно из маленьких воинственных отрядов образуются новые крупные племена, такие как саксы , , и . Они воевали не только между собой: военачальники этих крупных племен вскоре бросили вызов Римской империи .



«Охотники за головами преследовали меня по пятам. Много часов я бежал от них. Неожиданно я оказался на римской границе. Здесь кончалась наша земля. Но что мне было терять? У меня не было выбора, пришлось все поставить на карту. Работорговцы не могли преследовать меня на той стороне».

В одной римской хронике говорится: «император Адриан велел вкопать глубоко в землю толстые деревянные колья и связать их вместе, чтобы установить границу с землями варваров».

В начале 2 века римляне укрепили северную границу империи. Пограничный вал назывался , он состоял из частоколов, рвов и 900 сторожевых башен. Он должен был защитить империю от германских племен. Лимес простирался больше, чем на 500 километров. После это было самое длинное сооружение на свете. Для германских племен это было четким сигналом: здесь начинаются владения римской империи.

На севере Англии была построена вскоре после лимеса. До сих пор она является впечатляющим свидетельством того, как пограничные укрепления римлян господствовали на местности. Это новая внешняя политика , выраженная в камне. Рим прошел высшую точку в своем развитии и теперь держал оборону в пределах своих границ .


Остатки лимеса в Германии можно заметить только при ближайшем рассмотрении. В отличие от Англии, лимес в строили только из дерева и глины.

Частоколы и сторожевые башни были важной составной частью лимеса. Какие задачи выполняли пограничные укрепления?

После разгромного поражения в Рим к 16 году н.э. навсегда отступил за и . Лимес закрыл проход между этими двумя реками, при этом империя аннексировала самую плодородную область Германии.

Но лишь некоторые остатки почти 2-х тысячелетней пограничной стены можно заметить с земли.

Существует так называемая авиационная археология . С высоты 300 метров опытный эксперт может распознать следы на земле, такие как захоронения, фундаменты и стены, даже если им уже тысячи лет.

Сто лет назад люди считали, что лимес был границей активным боевых действий , т.е. его построили для защиты от противника, в основном германцев. Но теперь известно больше, и можно сказать, что лимес был средством территориального и политико-экономического контроля. Это значит, что римляне контролировали перемещение населения , а также направляли потоки товаров, поступающих в империю, через особые пропускные пункты и взимали за них налоги , а люди должны были зарегистрироваться.

«Я хотел перейти границу, но попал прямо в руки римских стражников. Они сказали мне, что в империю запрещено провозить оружие. Так как у меня не было денег, меня арестовали».

С германцами, которые незаконно проникали на римские территории, римляне обращались как с военнопленными. Риск оказаться пойманным был велик, потому что римская граница контролировалась с помощью хитроумной системы .

Основным элементом пограничной линии были сторожевые башни . Их строили в зоне прямой видимости так, что солдаты могли держать под наблюдением всю границу. В лесу римляне вырубили просеки, чтобы можно было осматривать местность перед лимесом.

В гарнизоне каждой башни было до 8 солдат. Они находились на своих постах по нескольку недель. Сами пекли хлеб.

Главная задача этих войск – подать сигнал тревоги : в случае нападения – трубить в горн.

Ночью они зажигали факелы, чтобы поддерживать контакт с соседними башнями и с небольшими отдаленными фортами, где находилась конница. Это была простая, но эффективная система раннего предупреждения . В качестве древнего радара лимес был важным элементом римской системы пограничной обороны от германских племен.

Конечно, римляне держали на линии границы и свои войска. С лимеса они вели наблюдение за приграничными областями на несколько километров от стены. И если там что-то назревало, войска знали об этом и могли реагировать: они выходили за лимес на вражескую территорию и пытались восстановить мир .

Если какой-то отряд германцев прорывался через лимес, стража подавала сигнал тревоги . Тогда кавалерийские части, находящиеся дальше за линией лимеса, преграждали путь противнику. Если же германским племенам все же удавалось пройти вглубь римской территории и вернуться с награбленной добычей, римская система предупреждения снова оповещала об этом конные войска: кавалерия могла призвать нападавших к ответу , когда они пытались вернуться в Германию.

Правительственная комиссия Германии по лимесу реконструировала один из фортов, в котором находился конный отряд – Зальбург в Гессе. Здесь всадники днем и ночью были готовы по первому сигналу отбить атаку.

Но долгое время бои вдоль линии лимеса были исключением – перевозки через границу, как правило, были вполне мирными. На снимках аэрофотосъемки хорошо виден проход в лимесе. За этим проходом находилась сторожевая башня, это типичный пограничный переход лимеса.

Можно представить себе, что какая-то группа германцев, возможно, торговцев, хочет проехать в империю, в Римскую провинцию. Солдаты проверяют, что они везут, и взимают пошлину . Когда формальности закончены, торговцам разрешают ехать дальше, на рынки, и продавать свои товары. А потом они возвращались в Германию через этот же пограничный переход.

В древних источниках есть живые примеры такой мирной приграничной торговли, например, стражникам лимеса продавали скот. Обмен товарами был выгоден для обеих сторон: римским солдатам было нужно свежее мясо, а германцам были интересны изысканные римские товары.

Отношения между римлянами и германскими племенами

Одно из богатейших германских захоронений – могила вождя в Гомерне в Тюрингии . В нем нашлись подтверждения тому, что германская знать очень любила римские предметы роскоши. Это сокровище невероятной ценности : римские монеты и тонко отделанные украшения, великолепные столовые приборы из чистого серебра и золота. Это знаки высокого положения, они не оставляют сомнения в привилегированном статусе их владельцев.


Но почему германский вождь почти в 400 километрах от границы из всех вещей взял с собой в могилу римское столовое серебро?

Это впечатляющее доказательство интенсивным связей между римскими и германскими племенами в третьем веке.

Римские находки дают возможность представить повседневную жизнь германской аристократии. Отношения между римлянами и германскими племенами определялись не только военными столкновениями и набегами, но и тесными мирными связями . Это могли быть торговля, обмен, а возможно, подарки и боевые трофеи.

Находки в захоронении Гомерна ясно показывают, что германцы пытались имитировать римский образ жизни : вождь из Гомерна пользовался за столом римской посудой, и возможно, во время общих пиров также следовал римским образцам, с которыми мог познакомиться в империи. У себя дома он подражал им и демонстрировал возвышенный образ жизни остальным германцам. Простые люди могли лишь мечтать о такой роскоши, будь это в Германии или в Римской империи .

Гладиаторы – кумиры народа

По обеим сторонам лимеса люди, которые были способны отстоять свою свободу, могли считать себя счастливчиками: рабство было теневой стороной древних обществ .

«Мне удалось бежать от германских охотников за головами, но теперь меня продали в римский бродячий цирк. Я оказался среди гладиаторов . Скоро мне придется сражаться за жизнь в качестве – гладиатора с сетью. Среди бойцов были пленники, такие же, как я, а также профессиональные гладиаторы. Уже было известно, кто будет моим соперником: это был тяжело вооруженный и хорошо обученный – воин с мечом. Есть ли у меня хоть один шанс против него?».

«Хлеба и зрелищ» — вот, что предлагали римляне всем подданным империи, в том числе, в городе Августа-Треверорум , современном . Зрители старались занять свои места с самого утра.

На аренах продавали разные предметы повседневного обихода с изображениями гладиаторов: бутыли со сценами боев, стаканы в виде шлемов, разукрашенные лампы. Судя по ним, гладиаторы были кумирами народа .

Ворота амфитеатра называли вомитории или плевательницы. Через них зрители входили и выходили. Отсюда люди расходились по своим местам, с радостью ожидая начало представления.

Многие гладиаторы в Августа-Треверорум были германскими пленниками с другой стороны лимеса.

«Настал день игр. Кто из нас покинет эту арену живым, а кто уже не вернется?».

В выхода гладиаторов начинались кровавые игры не на жизнь, а на смерть, с помощью которых римские правители старались вызвать симпатии народа .

«Моритури те салютант» — идущие на смерть приветствуют тебя. Именно так гладиаторы приветствовали аристократов , которые устраивали эти игры, сенаторов и влиятельных лиц провинции.

Германские гладиаторы ценились особенно высоко, поэтому богатые знатные жители часто брали германцев в личную охрану. «До конца античной эпохи германские телохранители были очень популярны, особенно у императоров. Будучи иностранцами, они не интересовались внутренними римскими интригами и заговорами убийц», — императорский биограф восхищался германскими стражниками как самыми лояльными из всех боевых частей.

Увлечение этими опасными играми было широко распространено во всех слоях римского общества.

«Я ждал своей очереди. Возможно, я ждал своей смерти. Я слышал шум боя и яростные крики толпы. Зрители жаждали крови, и они получили, что хотели».

Гладиаторы ждали своей очереди в небольших камерах. Должно быть, их отчаянье было велико. Один из источников упоминает от 30 германских военнопленных из племени саксов : они задушили друг друга. Последний из выживших проглотил губку. Они совершили самоубийство , чтобы не участвовать в кровавом представлении на арене. Но игры продолжались благодаря все новым поставкам живого товара.

«Я поклялся, что моя кровь в этот вечер не прольется на арену. Мой противник был ветераном, одним из первоклассных бойцов. Мой единственный шанс выжить в бою – скорость и ловкость».

Почти никто не выступал против гладиаторских боев. Единственным исключением был римский философ : «Это настоящее убийство. У бойца нет ничего, чтобы защититься. Да и зачем ему? Это лишь продлит его страдание. Почему же он так не хочет умереть?».

Когда раненый гладиатор падал на землю, зрители кричали: «Ему конец! Теперь ему конец!». Публика решала, жить ему или умереть.

«Меня уже списали со счетов, но я не сдался: как молния я воспользовался удобным моментом, и вознаградил меня победой. Я победил и получил свободу!».

Деревянный меч – награда для самых мужественных гладиаторов. Они получали свободу . Говорят, им давали и призовые деньги . Но гладиаторов, счастливо закончивших карьеру, было совсем не много.

Колония Агриппины

«Мне рассказали о большой городе на Рейне – Колония Агриппины . Если у тебя есть деньги, там можно получить все, что пожелаешь. Я еще никогда не видел такого большого города. Мне стало любопытно».

Можно прямо сказать, что без Агриппины не было бы современного Кельна , по крайней мере, с таким названием, потому что Агриппина родилась в этом убийском городе. Когда в 48 году н.э. она вышла замуж за своего дядю императора , она хотела уравнять свой авторитет с авторитетом мужа. Сам Клавдий родился в , римской колонии, также названной его именем – Клавдий был и частью названия Лиона. Так что Агриппина пожелала, чтобы и место ее рождения возвысилось до статуса колонии и носило ее имя. Отсюда Колония Клавдия Ара Агриппиненсия. Интересно то, что это была единственная римская колония во всей империи названная женским именем .

Империя была терпима к верованиям и культуре своих подданных, благодаря этому Колония Агриппины успешно развивалась. Убии могли по-прежнему покланяться своей богине-матери Матроне . Позднее этот культ даже был принят самими римлянами.

В Кельне археологи раскопали огромный дворец римского губернатора . Представитель императора в колонии на Рейне жил в претории, который в то время был центром губернаторского квартала.

В те времена огромные залы постоянно были заполнены потоками просителей, дипломатов и императорских курьеров. Но преторий имел и глубоко символическое значение: везде, где возможно, Рим старался продемонстрировать свое величие . Эту задачу выполнял и преторий, в частности, его 180-метровый фасад, обращенный к Рейну. Теперь представьте, что посланники германских племен, желающие поговорить с губернатором, сначала видели перед собой это огромное здание. Внутри оно было таким же роскошным, так и снаружи. Представьте себе это здание, украшенное мрамором и мозаиками. Для иностранцев, приезжающих сюда, это строение в самом деле было воплощением римской мощи .

Очевидно, эта демонстрация силы была прежде всего предназначена для варварских германских племен на другом берегу Рейна. Рим считал себя носителем цивилизации , вот, как это описывает древний поэт: «Все города в империи очаровывают своим блеском и изяществом, словом римляне теперь называют единый народ. Все собрались вместе подобно тому, как собираются на рыночной площади, чтобы получить то, что им причитается».

«Я дошел до Колонии Агриппины и остановился у таверны. За одним из столов сидели римские солдаты и играли в кости. Римляне думали, что легко справиться с германцем, таким, как я. Они не знали, что игра в кости – одно из наших любимых занятий».


Тацит писал: «Германцы играют в кости хладнокровно , как будто занимаются очень серьезным делом».

«В этот день моя счастливая полоса не заканчивалась, я выигрывал одну игру за другой. Когда римляне проиграли все свои деньги, они положили на стол последнее, что у них было: камни желтого цвета. Легионеры называли его золотом Германии. Но и камни тоже оказались в моих руках.

Вот, что римский натуралист рассказывает о происхождении этих очень популярных в Риме камней: «Точно известно, что янтарь происходит с островов в северных морях , и германцы называют его «глезум». Этимология английского слова «глас» — стекло – восходит к германскому слову «глезум».

В древнем Риме янтарь покупали и продавали по самым высоким ценам.

После обработки и полировки в римских мастерских янтарь становился и украшением богатых германских женщин, таких, как принцесса из Хасследена .

Монетка между зубов свидетельствует о том, что она приняла римскую веру – это плата за перевозку через в мир мертвых. В 3 веке германская знать считала похороны в соответствии с римскими обычаями признаком богатства и власти.

Колония Агриппины – современный Кельн – был важным центром торговли дорогими ювелирными изделиями .

«Я искал, где продают янтарь. Но потом увидел, что здесь продавали и рабов. Я увидел молодую женщину, которая мне понравилась, и мне стало жалко ее. Продавец хотел торговаться со мной, как будто мы были на скотном рынке. Но я долго не раздумывал и дал ему столько, сколько он просил. Ее звали Фара. Она была родом из Германии, как и я».

Большой спрос на рабов в основном покрывался за счет военнопленных из Германии с другой стороны лимеса. Если кто-то попадал в руки работорговца, у него почти не было шанса снова стать свободным.

Руны и брактеаты



«Она была напугана. Но когда поняла, что я не сделаю ей ничего плохого, стала доверять мне. Вместе мы отправились домой через границу. Мы шли много дней, пока, наконец, не оказались на земле моих отцов. Неожиданно на нас напали – разбойники сидели в засаде. Но оказалось, что это молодые воины из моего клана. Судьба идет разными путями: велика была наша радость от неожиданной встречи с друзьями.

Я рассказал молодым воинам о моих приключениях в Римской империи по ту сторону лимеса. Как и мне, им удалось ускользнуть от работорговцев, и теперь они жили в лесу. Той ночью мы создали отряд, и я стал его предводителем. Наш договор был скреплен рунической надписью. Этими магическими символами я взывал к Водану – нашему главному божеству. Эти руны должны были передать нам его силу».


– это письменные знаки, но они имели и культовое значение . Лингвисты еще не всегда могут расшифровать руны, некоторые слова утратили прежнее значение, стали непонятными, другие можно перевести и спустя 1700 лет.

Очень важными для дешифровки являются слова, которые сохранились в немецком языке, потому что он развивался в основном из германских языков.

Бывает, что смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Руны на костях часто имели и магическое значение . Древнее германское слово «руна» имеет значение надпись, а также послание или секрет.

Руна состоит из трех графических элементов: ветка, палка и крючок . Символы часто писали на дощечках и бука — по-немецки «бухе», отсюда возникло немецкое слово «бухштабе» — буква.

Наконечник копья из захоронения в Вурмлингене также был исписан рунами. «Идори» значит «дай мне силу и славу» — руны подкрепляли просьбы о божественной помощи.


В германском мире было много богов, но как германцы представляли себе высшие силы?

До нас дошло очень мало изображений. Амулеты из золота, которые называли – единственные находки, на которых изображены германские боги. Всадник, идущий в бой – на крупе лошади изображена фигура, направляющая его копье, это – божественный повелитель победы, он позаботится о том, чтобы это копье победило врагов.

На брактеатах божественный мир изображен таинственным языком рисунков . Важность этих находок еще не оценили по достоинству.

Удивительно то, что все германские племена – в Скандинавии или на Рейне – рассказывают одни и те же истории и легенды о Водане . Легенды о богах передавались только устно, пока некоторые из них не были записаны во времена раннего «Дай мне силу и славу. С благословением Водана мы решили найти какую-нибудь легкую добычу. Я показал моим товарищам последнюю золотую монету, которая у меня осталась. И я рассказал им о несметных богатствах, которые ждали на с Римской империи. Но для этого нам нужно было незаметно пройти лимес».

Отряды германцев совершали организованные набеги на римскую территорию. Они забирали все, что могли унести.

Сокровища варваров в – один из таких кладов, его нашли в Рейне. Его ценность невозможно подсчитать: более тысячи отдельных предметов общим весом больше 700 килограммов.

Как далеко вглубь римской территории удавалось проникнуть отрядам германцев?


Археологи нашли некоторые ответы благодаря еще одной находке из Рейна – Хагенбахскому кладу . Дощечки, украденные из храма, дают ясный ответ: на них указаны имена жертвователей, так как такие дощечки делали в знак благодарности богам или писали на них молитвы. Археологи выяснили, что большая часть имен встречается только в у подножия . Значит в своих набегах по Римской империи германские племена могли пройти почти 2 тысячи километров от лимеса?

Если речь шла об изделиях из ценных металлов, германских налетчиков интересовали не столько сами изделия, которые часто были богато украшены, а лишь материальная ценность предмета .

Налетчики хотели перевезти добычу через Рейн как минимум на двух плотах. Возможно, плоты перевернулись, а возможно их потопили римские патрульные суда.

Набеги на империю были рискованным предприятием для германцев, но соблазны римской цивилизации заставляли их забыть об опасности.



«Добыча, которая манила нас, находилась по ту сторону границы Римской империи, но мы не были уверены, удастся ли нам перейти лимес. Ни одного римского солдата не было видно. Может это ловушка? Мы не хотели рисковать, мы разведали обстановку. Я не верил своим глазам: сторожевая башня была пуста, там не было ни одного стражника. Но почему?».

Долгое время историки считали, что лимес был разрушен во время одного масштабного нападения германцев , но теперь известно, что все было иначе.

В 260 году н.э. римский император попал в плен к . Это была первая серия катастроф, которые потрясли империю. Все пограничные части вывели из лимеса. Теперь во время серьезного кризиса, какого империя еще не видела, войска были нужны в другом месте. Началась гражданская война за императорский трон, который теперь пустовал.

Было принято решение относительно лимеса: в 260 году н.э. граница с Германией была заброшена , Рим отступил от Рейна и Дуная. На брошенные земли за лимесом пришли . Империя закрылась за новыми границами, проходящими вдоль рек.


«Когда настало утро, мы увидели перед собой подходящую цель – римское поместье. Но кто-то уже опередил нас».

Когда лимес был прошен, набеги германцев на римскую территорию участились . Об этом свидетельствую многочисленные разрушения, датированные этим временем.

Главной целью римских набегов были богатые римские поместья . Какая судьба ждала семьи римских поселенцев? Без защиты солдат на границе они были брошены на милость всех проходивших мимо разбойников.

Во время раскопок археологи постоянно натыкаются на ужасные находки, датируемые 3-м веком: скелеты и черепы римлян с признаками жестокого насилия.

В институте судебной медицины в ученые исследовали, как погибли эти римляне. Судмедэксперты попытались ответить на вопрос, что происходило между германскими захватчиками и римскими поселенцами после того, как лимес был брошен.


На черепе ребенка хорошо видна вмятина в лобно-височной области. Она могла быть нанесена твердым тупым предметом вроде дубинки.

На черепе римской женщины ученые обнаружили любопытную деталь, почти незаметную невооруженному глазу: под лупой видны маленькие насечки на черепной кости в области скул. Можно предположить, что она была скальпирована , и волосы женщины со скальпом унесли как трофей.

Мужской череп несет следы ударов справа и слева в височной области. По форме они похожи на букву V и идут спереди назад. Они были нанесены оружием, таким как меч, видны глубокие трещины. Можно говорить о том, что человек не мог увернуться. Возможно, он был привязан за шею, и его убили этими двумя ударами.

Но убийства и грабежи не были правилами при столкновении культур у лимеса. Большинство германцев не желали разрушать мир римлян, они хотели жить в нем, конечно, не как подчиненные и рабы, но как свободные воины.

«Мы с Фарой завладели римским поместьем за линией лимеса. Римляне бросили его. Когда-нибудь оно станет домом для наших детей».

После того, как лимес был оставлен, правление римлян на правом берегу Рейна закончилось. Плодородные земли между Рейном и Дунаем вернулись в руки германцев. Римские поселенцы были поставлены перед выбором : они могли договориться с алеманнами или навсегда оставить свои поместья.

В Вурмлингене, там, где было найдено копье с нанесенными на него рунами, на раскопках виллы рустика археологи сделали открытие, которое многое объясняет: они обнаружили ямы от столбов – типичный признак германской архитектуры. Значит, посреди каменных руин виллы рустика германцы построили свое здание.

Постепенно они стали по-своему обживаться среди руин римской цивилизации.

После того, как был брошен лимес, началась новая эра . Вскоре германские племена приняли римское наследство и повели Европу в будущее под знаком креста.

Первые сведения о германцах. Заселение севера Европы индоевропейскими племенами происходило приблизительно за 3000-2500 лет до н.э., как об этом позволяют судить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей были заселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с ними индревропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Их язык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германским языком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языки германцев.

О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь по данным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языках тех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними - финнов, лапландцев.

Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на юге Скандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, то есть с третьего тысячелетия до н.э.

Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э.

С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными. Греческий историк Страбон (умер в 20 г. до н.э.) пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46 - 127 гг. н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие и скотоводство; их единственное занятие - войны. По свидетельству Плутарха, германские племена служили наемниками в войсках македонского царя Персея в начале 2 в. до н.э.

К концу 2 в. до н.э. германские племена кимвров появляются у северо-восточных окраин Аппенинского полуострова. По описаниям античных авторов, это были рослые, светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, с дощатыми щитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменными наконечниками. Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад, соединившись с тевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победы над римскими армиями, пока их не разгромил римский полководец Марий (102 - 101 гг. до н.э.).

В дальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожают Римской империи.

Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Когда в середине 1 в. до н.э. Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.) столкнулся в Галлии в германскими племенами, они обитали на большом пространстве центральной Европы; на западе территория, занимаемая германскими племенами, доходила до Рейна, на юге - до Дуная, на востоке - до Вислы, а на севере - до Северного и Балтийского морей, захватывая и южную часть Скандинавского полуострова. В своих "Записках о галльской войне" Цезарь более подробно, чем его предшественники, описывает германцев. Он пишет об общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместником Галлии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна. Одна экспедиция была организована им против свевов, которые перешли на левый берег Рейна. В сражении со свевами римляне одержали победу; Ариовист, вождь свевов, спасся бегством, переправившись на правый берег Рейна. В результате другой экспедиции Цезарь изгнал германские племена узипетов и тенктеров с севера Галлии. Рассказывая о столкновениях с германскими отрядами по время этих экспедиций, Цезарь подробно описывает их военную тактику, способы нападения и обороны. Германцы строились для наступления фалангами, по племенам. Они пользовались прикрытием леса для внезапности нападения. Основной способ защиты от врагов состоял в отгораживании лесными массивами. Этот естественный способ знали не только германцы, но и другие племена, жившие в лесистых местностях (ср. название Бранденбург от славянскогоБранибор ; чеш. бранити - "защищать").

Надежным источником сведений о древних германцах являются сочинения Плиния Старшего (23 - 79 гг.). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняя и Верхняя Германия, будучи на военной службе. В своей "Естественной истории" и в других трудах, дошедших до нас далеко не полностью, Плиний описал не только военные действия, но и физико-географические особенности большой территории, занятой германскими племенами, перечислил и первый дал классификацию германских племен, исходя, в основном, из собственного опыта.

Наиболее полные сведения о древних германцах дает Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг.). В своем труде "Германия" он повествует об образе жизни, быте, обычаях и верованиях германцев; в "Историях" и "Анналах" он излагает подробности римско-германских военных столкновений. Тацит был одним из крупнейших римских историков. Сам он никогда не бывал в Германии и пользовался сведениями, которые он мог как римский сенатор получать от полководцев, из тайных и официальных донесений, от путешественников и участников военных походов; он широко использовал также сведения о германцах в трудах своих предшественников и, в первую очередь, в сочинениях Плиния Старшего.

Эпоха Тацита, как и последующие века, заполнена военными столкновениями римлян с германцами. Многочисленные попытки римских полководцев покорить германцев терпели неудачи. Чтобы воспрепятствовать их продвижению на территории, отвоеванные римлянами у кельтов, император Адриан (правивший в 117 - 138 гг.) возводит мощные оборонительные сооружения по Рейну и верхнему течению Дуная, на границе между римскими и германскими владениями. Многочисленные военные лагеря-поселения становятся опорными пунктами римлян на этой территории; впоследствии на их месте возникли города, в современных названиях которых хранятся отголоски их прежней истории [1 ].

Во второй половине 2 в., после непродолжительного затишья, германцы вновь активизируют наступательные действия. В 167 г. маркоманны в союзе с другими германскими племенами прорывают укрепления на Дунае и занимают римскую территорию на севере Италии. Лишь в 180 г. римлянам удается оттеснить их вновь на северный берег Дуная. До начала 3 в. между германцами и римлянами устанавливаются относительно мирные отношения, которые способствовали значительным изменениям в экономической и общественной жизни германцев.

Общественный строй и быт древних германцев. До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географические названия сохранили свидетельства такого расселения. Имя главы рода, оформленное так называемым патронимическим суффиксом (суффиксом "отчества") -ing/-ung, как правило, закреплялось за названием всего рода или племени, например: Валисунги - люди конунга Валиса. Названия мест поселения племен образовывались от этих родовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Так, в ФРГ есть город Эппинген (первоначальное значение "у людей Эппо"), город Зигмаринен ("у людей Зигмара"), в ГДР - Майнинген и др. Превратившись в топонимический суффикс, морфема -ingen/-ungen пережила распад общинно-родового строя и продолжала служить средством образования названий городов в более поздние исторические эпохи; так возникли Геттинген, Золинген, Штралунген на территории Германии. В Англии к суффиксу -ing прибавлялась основа ham (да. ham "жилище, поместье", ср. на home "дом, жилище"); из их слияния образовался топонимической суффикс -ингем: Бирмингем, Ноттингем и т.п. На территории Франции, где были поселения франков, сохранились подобные географические названия: Карлинг, Эппинг. Позднее суффикс подвергается романизации и выступает во французской форме -ange: Бруланж, Вальмеранж и т.п. (Топонимы с патронимическими суффиксами встречаются и в славянских языках, например, Боровичи, Думиничи в РСФСР, Климовичи, Маневичи в Белоруссии и т.д.).

Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги (двн. kunung букв. "родоначальник", ср. гот. kuni, да. cynn, двн. kunni, дск. kyn, лат. genus, гр. genos "род"). Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да. heretoga, дисл. hertogi; ср. нем. Herzog "герцог"). Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве" [2 ].

В эту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, у Тацита и в некоторых других источниках, которые приводит Ф. Энгельс, имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например, у некоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей и племянником по сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын. В качестве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же верную гарантию в заложничестве представляли девушки - дочери или племянницы из рода вождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах. Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и во время сражений могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться по победы, так как для германцев-воинов была страшна мысль о том, что женщины их племени могут попасть в плен. Некоторые пережитки матриархата прослеживаются в более поздних источниках, например в скандинавской поэзии.

О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода.

Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях.

Наличие рабов у древних германцев указывает на начавшийся процесс социальной дифференциации. Высший слой германского общества был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами. Дружина вождя становилась привилегированной прослойкой, "знатью" древнегерманского племени. Тацит неоднократно связывает два понятия - "военную доблесть" и "знатность", которые выступают как неотъемлемые качества дружинников. Дружинники сопровождают своего вождя в набегах, получают свою долю военной добычи и нередко вместе с вождем идут на службу к иноземным правителям. Основную же массу воинов составляли все взрослые мужчины германского племени.

Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацит отмечает, что вожди "особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи - Авт .) и ожерелий; мы научили их принимать также деньги" [3 ].

Переход к оседлости совершался у германцев в течение первых веков новой эры, хотя непрерывные военные походы эпохи Великого переселения народов вынуждали их к частой смене местожительства. В описаниях Цезаря германцы еще кочевники, занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает в своих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело" [4 ]. В той же главе Цезарь пишет о том, как он сжег все поселки и хутора германского племени сигамбров и "сжал хлеб". Землей они владеют сообща, применяя примитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю для посевов. Техника обработки земли еще низка, однако Плиний отмечает случаи удобрения почвы мергелем и известью [5 ], а археологические находки говорят о том, что земля обрабатывалась не только примитивной мотыгой, но и сохой, и даже плугом.

По описанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцев к оседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет, что в приданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входят упряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработке земли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались также лен и конопля, из которых выделывались ткани.

Цезарь пишет о том, что питание германцев состоит в основном из молока, сыра, мяса, в меньшей мере из хлеба. Плиний упоминает в качестве их пищи овсяную кашу.

Древние германцы одевались, по свидетельству Цезаря, в звериные шкуры, а Плиний пишет о том, что германцы носят льняные ткани и что они занимаются прядением в "подземных помещениях". Тацит же, кроме одежды из звериных шкур, упоминает кожаные плащи с нашитыми украшениями их меха, а у женщин - одежду из холста, окрашенного в красный цвет.

Цезарь пишет о суровом образе жизни германцев, об их бедности, о том, что они закаляются с детства, приучая себя к лишениям. Об этом же пишет и Тацит, который приводит пример некоторых развлечений германских юношей, развивающих у них силу и ловкость. Одно из таких развлечений состоит в том, чтобы прыгать обнаженными между мечами, воткнутыми в землю остриями вверх.

По описанию Тацита, селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которые отстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельными участками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целые родовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, не заботились, хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид. Германцы выкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там они хранили припасы и спасались от зимних холодов. О таких "подземных" помещениях и упоминает Плиний.

Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов.

Торговые отношения с Римом стимулировали развитие ремесел у германских племен. К 5 в. можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства - в судостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшений и т.д.

Обычаи, нравы и верования древних германцев. Об обычаях и нравах древних германцев, об их верованиях сохранились свидетельства античных авторов, многое также нашло отражение в литературных памятниках германских народов, созданных в более поздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов древних германцев, о крепости семейных уз. Германцы гостеприимны, во время пира неумеренны в вине, азартны, вплоть до того, что могут проиграть все, даже свою свободу. Все важнейшие события в жизни - рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание, похороны и другие - сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своих покойников германцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногда и коня. Богатое устное творчество германцев существовало в разнах стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы. Из ранних языческих памятников сохранились записанные в 10 в. на древневерхненемецком языке "Мерзебургские заклинания", в более поздней записи на древнеанглийском - заговоры, написанные метрическим стихом (11 в.). По-видимому, памятники языческой культуры уничтожались в средние века во время насаждения христианства. Дохристианские верования и мифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе.

Религия древних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое, но в ней развиваются и собственно германские черты. Тацит пишет о культе Геркулеса, которого воины прославляли песнями, отправляясь в бой. Этот бог - бог грома и плодородия - назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали с мощным молотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый "бардит" (barditus), который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.

Особо почитаемыми божествами были также Водан и Тиу, которых Тацит называет Меркурием и Марсом. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовал как над людьми, так и в Валгалле (сканд. valhol от valr "трупы убитых в битве" и hol "хутор"), где после смерти продолжали жить воины, павшие в бою.

Наряду с этими главными и древнейшими богами - "асами" - у германцев были также "ваны", боги более позднего происхождения, которые, как можно предполагать, были восприняты индоевропейскими племенами от побежденных ими племен другой этнической группы. Германские мифы рассказывают о долгой борьбе асов с ванами. Не исключено, что в этих мифах отразилась реальная история борьбы индоевропейских пришельцев с племенами, населявшими до них север Европы, в результате смешения с которыми и произошли германцы.

В мифах говорится о том, что германцы ведут свое начало от богов. Земля породила бога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев. Богов германцы наделяли человеческими качествами и считали, что люди уступают им в силе, мудрости, знаниях, но боги смертны, и, как всему на земле, им суждено погибнуть в последней мировой катастрофе, в последнем столкновении всех противоборствующих сил природы.

Вселенную древние германцы представляли себе как некое исполинское дерево-ясень, на ярусах которого расположены владения богов и людей. в самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Это понятие сохранилось в древнегерманских языках в названии земного мира: двн. mittilgart, дс. middilgard, да. middanjeard, гот. midjungards (букв. "среднее жилище"). Главные боги - асы - обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла - ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге - мир огня, на севере - мир холода и туманов, на востоке - мир великанов, на западе - мир ванов.

Каждое племенное объединение древних германцев являлось также и культовым союзом. Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднее возникло сословие жрецов.

Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей или животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображения богов, а также содержались специально предназначенные для отправления культа белоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки; жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали его, как некое пророчество. Гадали также и по полету птиц. Античные авторы упоминают о распространении среди германцев различных гаданий. Цезарь пишет о жеребьевых палочках, гадание по которым спасло от смерти пленного римлянина; таким же способом женщины племени гадали о сроках наступления на врага. Страбон рассказывает о жрицах-предсказательницах, гадавших на крови и внутренностях убитых ими пленных. Руническое письмо, которое появилось у германцев в первые века нашей эры и было доступно сначала только жрецам, служило для гаданий и заклинаний.

Германцы обожествляли своих героев. Они чтили в сказаниях "великого освободителя Германии" Арминия, победившего римского главнокомандующего Вара в битве в Тевтобургском лесу. Этот эпизод относится к началу 1 в. н.э. Римляне вторглись на территорию германских племен между реками Эмсом и Везером. Они пытались навязать германцам свои законы, вымогали у них налоги и всячески притесняли их. Арминий, принадлежавший к родовой знати племени херусков, провел юность на римской военной службе и был в доверии у Вара. Он организовал заговор, сумев вовлечь в него вождей других германских племен, также служивших у римлян. Германцы нанесли сильный удар Римской империи, уничтожив три римских легиона.

Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географических названиях. Название столицы Норвегии Осло восходит к дисл. ass "бог из племени асов" и lo "прогалина". Столица Фарерских островов - Торсхавн "гавань Тора". Название города Оденсе, в котором родился Г.Х. Андерсен, происходит от имени верховного бога Одина; название другого датского города - Виборг восходит к ддат. wi "святилище". Шведский город Лунд возник, по-видимому, на месте священной рощи, насколько об этом можно судить по древнешведскому значению lund (в современном шведском lund "роща"). Бальдурсхейм - название хутора в Исландии - хранит память о юном боге Бальдре, сыне Одина. На территории Германии имеется немало небольших городов, сохраняющих имя Водана (с изменением начального w в g): Бад-Годесберг около Бонна (в 947 г. упоминается его первоначальное название Вуоденсберг), Гутенсвеген, Гуденсберг и др.

Великое переселение народов. Усиление имущественного неравенства у германцев и процесс разложения родо-племенных отношений сопровождались значительными изменениями в общественно-политическом строе германских племен. В 3 в. формируются племенные союзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Низкий уровень развития производительных сил, потребность в расширении земельных владений, стремление к захвату рабов и к грабежу богатств, накопленных соседними народами, многие из которых далеко опережали германские племена по уровню развития производства и материальной культуры, образование больших племенных союзов, представлявших собою грозную военную силу, - все это в условиях начавшегося разложения родового строя способствовало массовым миграциям германских племен, которые охватили громадные территории Европы и продолжались на протяжении нескольких столетий (4 - 7 вв.), получивших в истории название эпохи Великого переселения народов. Прологом Великого переселения народов явилось передвижение восточногерманских [6 ] племен - готов - из области нижнего течения Вислы и с побережья Балтийского моря в причерноморские степи в 3 в., откуда готы, объединившиеся в два крупных племенных союза, позднее продвигаются на запад в пределы Римской империи. Массовые вторжения как восточногерманских, так и западногерманских племен в римские провинции и на территорию самой Италии приобрели особый размах с середины 4 в., толчком к этому явился натиск гуннов - тюрко-монгольских кочевников, надвигавшихся на Европу с востока, из азиатских степей.

Римская империя была к этому времени сильно ослаблена непрерывными войнами, а также внутренними волнениями, восстаниями рабов и колонов и не могла устоять против нарастающего натиска варваров. Падение Римской империи означало и крушение рабовладельческого общества.

Картину Великого переселения народов Ф. Энгельс описывает следующими словами:

"Целые народности, или, по крайней мере, значительные их части отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом. Повозки, прикрытые кожей животных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные в боевом порядке, были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный поход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Потери людьми в непрерывных боях, от усталости, голода и болезней во время этих переходов должны были быть огромными. Это была ставка не на жизнь, а на смерть. Если поход удавался, то оставшаяся в живых часть племени селилась на новой земле; в случае же неудачи переселявшееся племя исчезало с лица земли. Кто не пал в бою, погибал в рабстве" [7 ].

Эпоха Великого переселения народов, главными участниками которого на территории Европы были германские племена, завершается в 6-7 вв. формированием германских варварских королевств.

Эпоха Великого переселения народов и сложения варварских королевств нашла отражение в трудах современников, бывших очевидцами происходивших событий.

Римский историк Аммиан Марцеллин (4 в.) в своей истории Рима описывает алеманнские войны и эпизоды из истории готов. Византийский историк Прокопий из Кесарии (6 в.), участвовавший в походах полководца Велизария, пишет о судьбе остготского королевства в Италии, участником разгрома которого он был. О готах же, их происхождении и ранней истории пишет готский историк Иордан (6 в.). Богослов и историк Григорий Турский (6 в.) из племени франков оставил описание Франкского государства при первых Меровингах. Расселение германских племен англов, саксов и ютов на территории Британии и сложение первых англосаксонских королевств описывает в своей "Церковной истории английского народа" англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный (8 в.). Ценный труд по истории лангобардов оставил летописец из лангобардов Павел Диакон (8 в.). Все эти, как и многие другие произведения той эпохи, создавались на латинском языке.

Разложение родового строя сопровождается выделением наследственной родовой аристократии. Она складывается из племенных вождей, военачальников и их дружинников, которые сосредоточивают в своих руках значительные материальные богатства. Общинное землепользование постепенно сменяется разделом земель, при котором решающую роль играет наследственно закрепляемое социальное и имущественное неравенство.

Разложение родового строя завершается после падения Рима. При завоевании римских владений надо было вместо римских органов управления создать свои. Так возникает королевская власть. Ф. Энгельс следующим образом описывает этот исторический процесс: "Органы родовой организации управления должны были... превратиться в государственные органы, и, притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области внутри и вовне требовала усиления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось" [8 ].

Формирование варварских королевств. Процесс сложения германских королевств начинается в 5 в. и идет сложным путем, у разных племен по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки. Восточные германцы, раньше других пришедшие в непосредственное столкновение с римлянами на территории Римской империи, организовались в государства: остготское в Италии, вестготское в Испании, бургундское на среднем Рейне и вандальское в северной Африке. В середине 6 в. войсками византийского императора Юстиниана были уничтожены королевства вандалов и остготов. В 534 г. королевство бургундов было присоединено к государству Меровингов. Франки, вестготы, бургундцы смешались с ранее романизированным населением Галлии и Испании, стоявшем на более высоком уровне общественного и культурного развития и восприняли язык побежденных ими народов. Та же судьба постигла лангобардов (их королевство в северной Италии было завоевано Карлом Великим во второй половине 8 в.). Названия германских племен франков, бургундов и лангобардов сохранились в географических названиях - Франция, Бургундия, Ломбардия.

Западногерманские племена англов, саксов и ютов на протяжении почти полутора веков (с середины 5 в. до конца 6 в.) переселяются в Британию. Сломив сопротивление живших там кельтов, они основывают свои королевства на большей части территории Британии.

Название западногерманского племени, вернее, целой группы племен "франков" встречается в середине 3 в. Множество мелких племен франков объединились в два больших союза - салических и рипуарских франков. В 5 в. салические франки занимали северо-восточную часть Галлии от Рейна до Соммы. Конунги из рода Меровингов в середине 5 в. основали первую франкскую королевскую династию, объединившую впоследствии салиев и рипуариев. Королевство Меровингов при Хлодвиге (481 - 511) было уже достаточно обширным; в результате победоносных войн Хлодвиг присоединил к нему остатки римских владений между Соммой и Луарой, прирейнские земли алеманнов и вестготов в южной Галии. Позднее к Франкскому королевству была присоединена большая часть территории к востоку от Рейна, т.е. старые германские земли. Могуществу франков способствовал союз с римской церковью, которая после падения Римской империи продолжала играть большую роль в Западной Европе и оказывала значительное влияние на судьбы формирующихся варварских королевств через распространение христианства.

Зарождающиеся при Меровингах феодальные отношения ведут к обособлению и возвышению отдельных княжеств; при несовершенстве государственного аппарата, при отсутствии централизованного управления королевская власть приходит в упадок. Управление страной сосредоточивается в руках майордомов из представителей знатных родов. Наибольшим влиянием при королевском дворе пользовались майордомы - родоначальники династии Каролингов. Их возвышению способствовали победоносные войны с арабами на юге Галлии, и в 8 в. на франкском престоле появляется новая династия Каролингов. Каролинги еще больше расширяют территорию Франкского королевства, присоединяют к нему области на северо-западе Германии, населенные фризами. При Карле Великом (768 - 814) были покорены и подвергнуты насильственной христианизации племена саксов, жившие в лесистой местности между нижним Рейном и Эльбой. Он присоединил к своему королевству также большую часть Испании, королевство лангобардов в Италии, Баварию и полностью истребил жившие на среднем Дунае племена аваров. Чтобы окончательно утвердиться в своем господстве над огромным пространством романских и германских земель, Карл в 800 г. венчается императором Римской империи. Папа Лев III, который сам лишь благодаря поддержке Карла удержался на папском престоле, возложил на него в Риме императорскую корону.

Деятельность Карла была направлена на укрепление государства. При нем издавались капитулярии - акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничные области - так называемые марки, - он усилил обороноспособность государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха "каролингского Возрождения". В преданиях и летописях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей. Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин "Возрождение" можно применять здесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.

После смерти Карл Великого империя Каролингов стала распадаться на части. Она не представляла собой этнического и языкового целого и не имела прочной экономической базы. При внуках Карла произошел раздел его империи по Верденскому договору (843 г.) на три части. Ему предшествовал договор (842 г.) между Карлом Лысым и Людовиком Немецким о союзе против их брата Лотаря, известный как "Страсбургские клятвы". Он был составлен на двух языках - древневерхненемецком и старофранцузском, что соответствовало объединению населения по более близким языковым связям внутри государства Каролингов. "Как только произошло разграничение на группы по языку..., стало естественно, что эти группы начали служить основой образования государства" [9 ].

По Верденскому договору западная часть империи - будущая Франция - отошла к Карлу Лысому, восточная часть - будущая Германия - к Людовику Немецкому, а Италию и узкую полосу земли между владениями Карла и Людовика получил Лотарь. С этого времени три государства начинают самостоятельное существование.