Иисус. Христианство

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

В священной Библии описано много интересных и загадочных историй, которые фантасты расхватывают на сюжеты фильмов и прочих легенд. Одним из таких событий, является первое братоубийство на земле. Каин и Авель были первыми людьми, рожденными на земле, это сыновья Адама и Евы.

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания .

Авель и Каин приносят жертвы Создателю

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все.Бог спросил у Каина - «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире - потеря родного человека.

Горе Адама и Евы

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее.

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

Почему Бог не принял дар Каина

Данная история подтверждает то, что Богу не важна жертва и ее размер, ему важна вера человека, состояние его души, отношение к ближним. Старший сын относился к своим родным и к Господу неподобающе, его мысли были только о своей выгоде и успехе, поэтому его жертву Создатель не принял.

Почему два брата были такими разными

Странно, что родившись в одной семье и получив одно воспитание, два сына были такими разными.

гласит о том, что при рождении каждая душа получает свободную волю, и человек становится таким, каким хочет быть . Для того, чтобы стать хорошим человеком и вести праведную жизнь нужно работать над собой каждую секунду. Тот, кем овладела лень скатывается в пучину грехов, из которой потом уже трудно вылезти.

Убийство Авеля

Каин был слеп душой и ленив, ждал удачи и божественного признания, ничего для этого не сделав, не поработав над своими мыслями и душой. Грех поджидал его за дверью, и старший сын с радостью принял его и разжёг в своей душе ненависть к младшему брату. Зависть и злость, совершив первое в истории человечества злодеяние - братоубийство.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9-11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1-4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о сошествии Святого Духа. В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22-38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1-2; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32-36; 3: 15-16; 4: 10; 5: 30-32; 10: 40-43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5-8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8-10; Флп. 2: 6-11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения - в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога - в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5-6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета - либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35-37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1-3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8-10 и 1 Пет. 3: 18-22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.

Уже в вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Цареградском символе: « И Возшедшаго на Небеса и Седяща одесную Отца».

Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (см.: Ин. 6: 22-71).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1: 3; 9: 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей кровию в небесное святилище (см.: Евр. 9: 12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» .

По поводу эортологической истории нужно, прежде всего, отметить одно специфическое обстоятельство: до конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день.

Этот факт непротиворечиво доказывают, например, записи паломников, побывавших в Святой Земле. Так, Этерия сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон - в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. Она также указывает и на совершение праздничной службы в Вифлееме на сороковой день после Пасхи . Хотя в данном случае речь идет, по-видимому, не о Вознесении Господнем, а об иерусалимском празднике Вифлеемских младенцев, приходившемся на 18 мая. Если это предположение верно, паломничество Этерии следует относить к 383 году, когда названное празднование совпало с сороковым днем по Пасхе.

Впрочем, вышеуказанные свидетельство и его датировка находятся в полном согласии с мнением большинства исследователей о том, что размежевание Вознесения и Троицы произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году.

Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Прямо говорят об этом и апостольские постановления.

Существует предположение о том, что как Вознесение Господне надо понимать «четыредесятницу» из 5-го правила I Вселенского Собора, который, как известно, созывался в 325 году. Однако такая ранняя датировка не подтверждается позитивными аргументами.

Как бы то ни было, но источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник - на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной - в переходящие, а с уставной - в великие, двунадесятые праздники.

Первые сведения о празднике Вознесения Господня на христианском Западе встречаются в проповедях епископа Хроматия Аквилейского и в «Книге о различных ересях» епископа Филастрия Брешианского (381-383), где среди великих Господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который Господь «взошел на небо около Пятидесятницы». Последнее обстоятельство, без сомнения, указывает на нераздельность - как событийную, так и литургическую, праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы.

Как уже упоминалось, с V столетия традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Блаженный Августин, например, называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Праздник в православном богослужении

Обращаясь к истории литургического формуляра, необходимо указать, что, согласно армянской редакции Иерусалимского Лекционария, на Вознесение Господне служба, проходившая на горе Елеон, имела следующее содержание: чтения литургии, прокимен Пс. 46: 6; Деян. 1: 1-14, аллилуиарий из Пс. 23; Лк. 24: 41-53.

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь «На горе святей» и прокимен Пс. 46: 6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария.

Согласно древнейшей редакции Иадгари, праздник содержал несколько циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь 2-го гласа, канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение даров .

Сравним одно из замечаний А.А. Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX-XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у “стопочки”, как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу» .

Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX-XII веков осуществлялось по Типикону Великой Церкви. На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии. В заключение пелся тропарь 4-го гласа «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» со стихами Пс. 46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис.

На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс. 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне.

На литургии полагались три праздничных антифона из Пс. 41, 45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс. 107; Деян. 1: 1-12, аллилуарий из Пс. 46; Лк. 24: 36-53, причастен Пс. 46: 6.

Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский канонарь IX-X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

По данным Студийского и Иерусалимского уставов, Вознесение Господне празднуется по чину двунадесятого праздника. Его обширный цикл включает в себя десять дней: один день предпразднства - в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник - разумеется, в четверг, и восемь дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. При этом чтения вечерни и литургии, а также праздничный тропарь установлены в соответствии с Типиконом Великой Церкви.

Святоотеческая экзегеза

Несмотря на позднее установление Вознесения Господня в качестве обособленного праздника, связанные с ним святоотеческие проповеди, которые приводятся в патристических Торжественниках, весьма разнообразны и исчисляются десятками . Авторами наиболее известных из них являются священномученик Мефодий Олимпийский, святители Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Прокл Константинопольский, Кирилл Александрийский, Софроний Иерусалимский, Григорий Палама, преподобный Иоанн Дамаскин и некоторые другие.

Праздник в западной традиции

Древнейший латинский формуляр мессы на Вознесение содержится в Веронском сакраментарии VI столетия. Молитвы и песнопения праздника, вошедшие в состав посттридентских литургических книг, известны с VIII-IX веков.

С появлением в римском обряде классификатора празднований Вознесению Господню присвоен статус двойного праздника первого класса, имеющего вигилию и октаву. На matutinae следовали чтения из Деяний, из гомилии святителя Льва Великого, из толкования святителя Григория Великого на Мк. 16. Месса предполагала Деян. 1: 1-11 и Мк. 16: 14-20.

После реформ II Ватиканского Собора чтения matutinae сокращены. На мессе же читаются Деян. 1: 1-11; Еф. 1: 17-23 и одно из трех Евангелий: Мф. 28: 16-20; Мк. 16: 15-20; Лк. 24: 46-53.

И конография праздника

Необходимо сделать несколько замечаний в связи с иконографией праздника Вознесения Господня, в которой нашли отражение и его событийные детали, и богословское осмысление.

Древнейшие изображения Вознесения относятся к V веку. Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий - резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая «втягивает» Спасителя на небо. По мнению С.Н. Липатовой, опирающейся на исследования предшественников, такое изображение можно трактовать «как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32-33) (выделено С. Липатовой. - Г.Б .)» .

Другим архаичным примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V в.). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него - крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже - свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына у евангелистов ничего не сообщается, однако Ее образ занимает центральное место во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы.

Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Такое несоответствие исторической действительности нельзя, однако, считать однозначно ошибочным, поскольку иконописцы создавали, прежде всего, символический образ новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.

В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Однако композиции наделены и эсхатологическим смыслом, который сосредоточен в изображении под славой Христа тетраморфы с огненными колесами (ср.: Иез. 1: 4-25 и Откр. 4: 7-8).

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX-XII столетий - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице и многих других.


Одним из главных вкладов Римской империи в мировую историю стала одна из величайших религий мира - христианство. Для христиан основополагающим элементом веры служит библейский сюжет о распятии. Для римлян это было совершенно рядовым событием. Распятие Иисуса даже не упоминается в их исторических книгах. Несмотря на такую разницу во взглядах, в конце концов Римская империя обращается в христианство. Почему эта столь известная история рассказывается по разному? Что же произошло на самом деле? Как Он превратился в Бога...

Год выпуска: 2012.
Производство: США, National Geographic, Parthenon Entertainment.
Режиссер: Бен Мол / Ben Mol.
Перевод: студия АРК ТВ, Игорь Тарадайкин.

Комментарии: 0

    National Geographic, NOVA

    Студия научно-популярных программ «NOVA» и National Geographic представляют фильмы о современных археологических и историко-литературных исследованиях Ветхого Завета.

    Сегодня древний ландшафт Святой Земли приобрел вполне современный характер. Много веков назад здесь стояли невзрачные селения, теперь здесь возвышаются большие города. Но под этими современными зданиями - подчас в метре от поверхности - скрывается живая история Библии. Среди сотен мест по всему Израилю возрождается библейское прошлое. И хотя лишь прах остался от тех, кто населял мир Библии, но под прахом времени лежат тайны их соприкосновения с божественным. Сегодня, идя по следам древних, археологи пытаются извлечь эти секреты. Действительно ли дети Израилевы оставили за собой что-то ощутимое, когда следовали за Авраамом? Есть ли свидетельства их исхода из Египта вслед за Моисеем? Сохранилось ли что-то подтверждающее чудесные деяния Иисуса? Может ли археология подкрепить фактами события, которые, как гласит Библия, имели здесь место тысячи лет назад? Археологов всего мира мучает один и тот же вопрос. Как извлекаемые из земли исторические свидетельства сочетаются с библейскими историями?

    Документальный фильм ВВС, основываясь на последних научных и исторических исследованиях, оживленных компьютерной графикой, раскрывает реальную историю жизни Иисуса Христа. Удивительные научные и исторические открытия последнего времени бросают новый свет на его рождение, жизнь и смерть. А также на тот мир, который окружал его 2000 лет назад. Новые данные помогают заполнить пробелы в жизни Иисуса и рассказывают нам о том беспокойном времени, в котором он жил. Его решение имело судьбоносные последствия. Его слова и поступки всколыхнули гигантские толпы людей, которые увидели в нем давно ожидаемого спасителя. Но они же и вели его прямой дорогой к смерти. С помощью экспертов по археологии и истории Святой Земли, этот фильм попытается ответить на вопрос: кем же собственно был этот человек? Пласт за пластом, проникая сквозь слои истории, покрывающие каждый дюйм библейских мест, мы увидим Иерусалим, Вифлеем и Назарет, глазами самого Иисуса.

    National Geographic

    Он сын Марии и Иосифа, основоположник выдающейся религии, известный миллионам как сын Божий - Иисус, самый знаменитый человек на свете. Но спустя более 2000 лет с момента его смерти многие вопросы о его жизни остаются без ответов. Где он родился на самом деле, была ли в его жизни любовь, неужели он сам организовал свое распятие? Сегодня ученые откапывают новые доказательства, обнаруживают подробности жизни древних людей и анализируют Библию в поисках зацепок. Вырисовывается совершенно новый портрет человека, изменившего западный мир и возможно он окажется не таким, каким вы себе его представляете.

    Зенон Косидовский

    В работе "Сказания евангелистов" Косидовский подвергает критическому анализу канонические тексты Нового завета, он знакомит читателей с выводами современной исторической науки, лингвистики, археологии, не оставляющими места для утверждений о богодухновенности новозаветных книг. Книга рассчитана на самые широкие читательские круги.

    National Geographic

    Иисус был не единственным чудотворцем и проповедником религии. Были другие, не менее талантливые мессии: Аполлоний Тианский, Симон Маг, Тиберий… Они так же, как Иисус, исцеляли больных, воскрешали мертвых, и их даже звали «сынами Божьими». Они угрожают разрушить основы самого христианства. Что же это за религии-соперницы? Почему именно христианство, в конце концов, победило? 2000 лет спустя мы попытаемся пролить свет на тайну соперников Иисуса.

    Робертсон А.

    Книга известного английского общественного деятеля и историка А. Робертсона «Происхождение христианства», впервые опубликованная в 1953 году, - примечательное явление в современной зарубежной научной литературе. Автор с марксистских позиций рассматривает социальную роль христианства, с большой эрудицией анализирует обстоятельства появления реакционной идеологии христианства. На дискуссионные проблемы, поднятые в данной монографии, указано во вступительной статье, где критически рассмотрена концепция автора.

Казаки-арии: Из Руси в Индию [Куликовская битва в Махабхарате. «Корабль Дураков» и мятеж Реформации. Велесова книга. Новые датировки зодиаков. Ирландс Носовский Глеб Владимирович

6.3. Восхождение Христа на Голгофу Моление в Гефсиманском саду Сон Апостолов

6.3. Восхождение Христа на Голгофу

Моление в Гефсиманском саду

Сон Апостолов

Махабхарата ЗАВЕРШАЕТСЯ книгой с примечательным названием «ВОЗНЕСЕНИЕ НА НЕБО» , т. 4, с. 531–552. Вот последние слова всего Эпоса: «Так в святой Махабхарате, изборнике из ста тысяч шлок (стихов - Авт .), повести Вьясы, гласит 5 глава книги „Вознесение на небо“. ТАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ МАХАБХАРАТА» , т. 4, с. 552. Правда, Б.Л. Смирнов отмечает, что «после пятой главы XVIII книги есть еще 6 глава, явно добавленная позже. Глава эта состоит из перечисления различных НАГРАД ТЕМ, КТО ИЗУЧАЕТ И СЛУШАЕТ МАХАБХАРАТУ. Так как она по существу уже не относится к Махабхарате и представляет интерес лишь для узкого специалиста, то переводить ее для настоящего издания не представлялось целесообразным» , т. 4, с. 645.

Итак, самый конец книги «Великий Исход» и последующая книга «Вознесение на небо» - ПОСЛЕДНЯЯ КРУПНАЯ ПОВЕСТЬ Махабхараты. Поскольку, как мы видели, в ней отразились важные новозаветные и ветхозаветные события, следует ожидать, что Эпос завершится книгой, в которой в том или ином виде будут представлены новозаветные, евангельские мотивы. Данное предположение полностью оправдывается.

Посмотрим, как именно отразились в индийском Эпосе некоторые места Нового Завета. Сразу скажем, что представлены они здесь не очень ярко, но все же узнаваемо. Некоторая размытость объясняется, вероятно, тем, что евангельские события XII века - самые древние из всех известных нам событий письменной истории человечества. Они были отделены от авторов Махабхараты пропастью в пять-шесть веков. А потому оказались покрыты для них туманом. История Христа дошла до создателей Эпоса, вероятно через многие руки и воспринималась ими как очень важная, но уже далекая, погруженная в таинственный полумрак. Ветхозаветные события происходили, как мы теперь понимаем, позже - в эпоху самих ариев = юриев, в XIV–XVI веках. Поэтому их отразили на страницах Махабхараты куда отчетливее.

Итак, колоссальный Эпос, занимающий около двадцати двух томов в современном индийском издании, подходит к концу. За плечами множество великих событий, несколько столетий битв, побед, поражений, любви, предательства. Финал Махабхараты довольно грустный. Звучит трагическая тема конца большого и важного исторического периода. Здесь арии = юрии как бы подводят итог всей своей истории в целом.

Несколько главных богатырей-полубогов и богов Махабхараты идут по пустыне по направлению к «ЛУЧШЕЙ ИЗ ВЕРШИН, ВЕЛИКОЙ ГОРЕ МЕРУ». Впереди идет Юдхиштхира, то есть, скорее всего, согласно уже обнаруженным нами свидетельствам, Иисус Христос (Юдхи-Штхира = Иудейский Хор или Гор). Как уже было отмечено, Махабхарата сохранила ПРЯМОЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ Юдхиштхиры с Христом. См. выше.

За Юдхиштхирой, по направлению к горе Меру, следуют могучий воитель Арджуна (Орда-Хан?), ученый Сахадэва, воитель Накула (Никола?), могучий Бхимасена (Бог Моисей?). И, наконец, - Драупади (Яджасени), жена, царевна. Она названа также именем Кришни , т. 4, с. 521.

Здесь возникает ассоциация с шествием Христа во главе своих немногочисленных соратников-апостолов. А поскольку следом за Юдхиштхирой (= Дхармараджа) идет еще женщина Драупади = Яджа-сени = Кришни, то выскажем гипотезу. Под одним именем в Махабхарате могли отразиться две (или три) евангельские Марии: мать Христа, Мария Магдалина и, возможно, также сестра Богородицы Мария Клеопова. Они постоянно находились рядом с Христом, стояли рядом с ним во время его распятия на Голгофе (Иоанн 19:25). Имя «Кришни», то есть происходящее от слова Кришна = Христос и употребленное Махабхаратой для спутницы Юдхиштхиры = Иудейского Христа, указывало, вероятно, на мать ХРИСТА или близких ему женщин-спутниц.

Не исключено, что шествие Юдхиштхиры со спутниками-соратниками по направлению к «лучшей из вершин, великой горе Меру» - это знаменитое шествие Христа на Голгофу. На гору, где он вскоре будет распят. То есть крестный ход! Кстати, считается, что в индийском Эпосе гора Меру - «мифическая гора, СТЕРЖЕНЬ ЗЕМЛИ, ВОКРУГ КОТОРОЙ ВРАЩАЮТСЯ СВЕТИЛА» , т. 4, с. 664. Если это Голгофа, то столь выдающееся значение «горы Меру» становится вполне понятным. Кстати, может быть, название МЕРУ произошло от славянского УМЕР, УМИРАЮ, сМЕРть? Ведь именно на Голгофе был распят, УМЕР Христос. Здесь уместно отметить, что вторым названием горы Меры было Сумеру , с. 496. Вероятно, от слова СМЕРть.

Вернемся к Махабхарате.

И тут спутников Юдхиштхиры начинает настигать смерть. Одного за другим. Первой падает на землю Драупади-Кришни. Но ее спутники даже не останавливаются (!), чтобы помочь. А потом один за другим начинают падать мертвыми и другие. Однако предводитель Юдхиштхира (Христос) на растерянные вопросы: почему друзья и родственники неожиданно падают мертвыми на землю? - сурово отвечает, что это кара за неправедные поступки в течение жизни. Между прочим, ПАДАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЮ МАРИЯ очень часто изображается на старинных картинах в сцене распятия Христа, рядом с крестом, рис. 1.116, рис. 1.117, рис. 1.118.

Рис. 1.116. Мария, падающая на землю у распятия Христа. Ретабло Святого Петра. Мастер Кастельсардо. (Упоминается в Сардинии между 1492 и 1500). Взято из , с. 374.

Рис. 1.117. Две Марии у распятия Христа. Одна из женщин в обмороке оседает на землю. Ее подхватывают на руки. Алтарь Святого Антония (Изенгеймский алтарь). Кольмар, Музей Унтерлинден. Матис Грюневальд (Вюрцбург, 1480? - Галле, 1528). Николаус Хагенауэр (? - после 1526). Взято из , с. 227.

Рис. 1.118. Фрагмент алтаря Святого Антония, см. предыдущий рисунок. Мария в обмороке. Взято из , с. 230.

«Заметив, что она (Драупади - Авт .) упала, могучий Бхимасена сказал Дхармарадже (то есть Юдхиштхире - Авт .): „Взгляни на Яджасени! Эта царевна НЕ СОВЕРШИЛА БЕЗЗАКОНИЯ, подвижник; скажи, по какой причине упала на землю Кришни?“ Юдхиштхира сказал: за склонность к яствам и за предпочтение Дхананджаи тот плод она ныне вкушает… Это сказав И НА НЕЕ (на Драупади - Авт .) НЕ ВЗГЛЯНУВ, продолжал идти тот лучший Бхарата (то есть Юдхиштхира = Иудейский Кристос - Авт .) углубясь в размышление, тур-человек, ПРАВЕДНЫЙ И МУДРЫЙ.

Затем ученый Сахадэва свалился на землю… Увидев упавшую Кришни и сына Панду, Сахадэву, мучимый приязнью к родным, свалился Накула… Что кому предназначено, витязь, то он и получит помимо воли (говорит Юдхиштхира и продолжает безостановочно идти дальше - Авт .)…

Обладатель светлой колесницы (Арджуна), увидев, что те Пандавы упали, (сам) рухнул, крушитель врагов, палимый кручиной… упал тот тигр-человек, гордость Шакры, мужественно умирая… Бхима сказал радже (Юдхиштхире - Авт .): „Не вспоминаю, чтобы махатма поступил неправедно даже в безразличном деле. Но тогда по какой причине он свалился на землю?“ Юдхиштхира сказал: „Я один победил врагов“, - так говорил Арджуна, но этого похвалявшийся богатырь не сделал, оттого и свалился… Раджа (Юдхиштхира = Христос - Авт .) продолжал идти.

Бхима ж свалился. Упав, Бхима сказал праведному радже Юдхиштхире: „Эй, эй, взгляни, раджа, я упал, ТВОЙ ЛЮБИМЕЦ, какова же причина паденья, скажи, если знаешь!“ Юдхиштхира сказал: Ты слишком прожорлив и хвастался жизненной силой; сын Притхи, не уважал брата, потому и свалился на гибель.

Так ответив ему, УШЕЛ, НЕ ВЗГЛЯНУВ, долгорукий. И только пес… пошел за ним следом» , т. 4, с. 521–523.

Юдхиштхира остается один. Лишь одинокий верный пес сопровождает его. Вокруг гулкая пустота. Проходит еще совсем немного времени и ЮДХИШТХИРА ТАКЖЕ УМИРАЕТ, хотя вскоре воскресает.

Эта сцена, как и вообще конец книги «Великий Исход» и книга «Вознесение на небо», считаются одной из эмоциональных вершин всего индийского Эпоса. Действительно, трудно найти в Махабхарате что-либо сопоставимое с ней по пронзительности. Б.Л. Смирнов справедливо отмечал: «Торжественные и суровые мотивы „Книги великого исхода“ звучат, как хорал в стиле высокой мистериальной трагедии» , т. 4, с. 12.

Может быть, здесь, в иносказательной форме, отразился, в частности, и известный евангельский рассказ о том, как Христос остался незадолго до своего распятия совершенно один, покинутый даже своими верными апостолами, УСНУВШИМИ НА ГОРЕ во время его «моления о чаше». Кстати, может быть, в данном случае «гора Меру», упомянутая в индийском Эпосе, отождествляется также и с «горой Елеонской», на которой разворачивается эта известная евангельская сцена (Лука 22:39).

Евангелия говорят: «И, выйдя, пошел (Христос - Авт .) по обыкновению, на ГОРУ ЕЛЕОНСКУЮ, ЗА НИМ ПОСЛЕДОВАЛИ И УЧЕНИКИ ЕГО. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И сам отошел от них на вержение камня… Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, И НАШЕЛ ИХ СПЯЩИМИ ОТ ПЕЧАЛИ» (Лука 22:39–41, 22:45). А также: «И, возвратившись, опять НАШЕЛ ИХ СПЯЩИМИ, ибо глаза у них отяжелели» (Марк 14:40). Матфей сообщает, что Христос был на горе в сопровождении не всех своих апостолов, а лишь ТРЕХ из них - Петра и двух сынов Зеведеевых (Матфей 26:37). Группа спутников Юдхиштхиры также немногочисленна: с ним в последний путь идут лишь ЧЕТВЕРО мужчин, см. выше. Сравните: три и четыре.

Евангельский «сон на земле трех апостолов» многократно отражался в живописи, скульптуре и вообще в искусстве средних веков. На рис. 1.119, рис. 1.120, рис. 1.121 мы приводим средневековые изображения сцены «моления о чаше» с уснувшими на земле апостолами Христа.

Рис. 1.119. Христос в Гефсиманском саду. Рядом с ним - трое уснувших апостолов. Алтарь коронования Марии. Заубах (Больцано), церковь Сант Индженуино и Сант Альбойно. Мастерская Брессаноне (1500–1510). Взято из , с. 194.

Рис. 1.120. Моление о чаше в Гефсиманском саду. Рядом с Христом - трое уснувших апостолов. Алтарь Сан Дзено. Верона, Базилика Сан Дзено. Андреа Мантенья (Изола ди Картуро, Падуя, 1431 Мантуя, 1506). Взято из , с. 257.

Рис. 1.121. Моление о чаше. Андреа Мантенья. Якобы около 1460 года. Взято из , с. 96, илл. 89. Трое спящих апостолов, «упавших на землю» рядом с Христом. Кстати, на башнях Иерусалима, видимых вдали, высятся османские-атаманские полумесяцы. Два полумесяца - справа от фигуры Христа.

Согласно Евангелиям, Христос ОСУЖДАЕТ своих апостолов за то, что они заснули вопреки его просьбе быть с ним и бодрствовать вместе во время молитвы (Матфей 26:38). Увидев их уснувшими, Христос сурово говорит Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Матфей 26:40). Тот же самый мотив осуждения ярко звучит и в словах Юдхиштхиры, обращенных к падающим на землю его спутникам. Он указывает на их недостатки, за которые получают наказание.

На первый взгляд свидетельства Махабхараты и Евангелий здесь не совсем согласуются. Ведь по Евангелиям апостолы только «уснули на земле», а вовсе не умерли. Да и Мария, хотя и упала в обморок, «опустилась на землю» у распятия, но тоже не умерла. Но Махабхарата вроде бы говорит о реальной, а не символической смерти спутников Юдхиштхиры. Но, оказывается, через несколько страниц Махабхарата сообщает, что спутники Юдхиштхиры НЕ УМЕРЛИ, а воскресли. Конечно, можно сказать, что сообщение Эпоса о воскресении героев уже выходит за рамки исторической действительности. Тем не менее, оно хорошо дополняет обнаруженную нами параллель.

На рис. 1.122 приведено поразительное старинное индийское изображение «Почитание Шивы». Напомним, что в «древне»-индийской мифологии бог Шива наделяется самыми разными качествами. Часто он предстает как карающее, грозное божество. Однако, «когда… он рассматривается как БОГ ВОЗРОЖДАЮЩИЙ, Шива принимает совсем другой облик. На одной из картин мы видим его, окруженного божественной свитой… На заднем плане композиции видна гора Меру, позади которой наполовину показалось солнце… находящийся в центре Шива принимает из рук своей жены Парвати НАПИТОК БЕССМЕРТИЯ; в правой руке он держит цепь созидания, а его тело обвито змеями, символами вечности» , с. 732. Далее, всматриваясь в старинную картину, мы обнаруживаем, что вокруг головы бога Шивы и богини Парвати сияют ХРИСТИАНСКИЕ НИМБЫ, см. рис. 1.123.

Рис. 1.123. Христианские нимбы вокруг голов Парвати (Марии?) и Шивы (Христа?). Взято из , с. 732, илл. 811.

Скорее всего, перед нами изображение Христа (Шивы), Марии Богородицы (Парвати) и горы Голгофы (горы МЕРУ, то есть горы МИРА или горы, на которой УМЕР Христос?). Солнце, наполовину закрытое горой МЕРУ (Голгофой?) либо символизирует самого Христа, которого иногда именовали Солнцем, либо же указывает на солнечное затмение, связывавшееся с распятием Христа. Солнце наполовину закрыто горой, то есть, как бы частично затемнено, см. рис. 1.124. Напиток БЕССМЕРТИЯ, который богиня Парвати (Мария?) подает богу Шиве (Христу?), вероятно, символизирует ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА, его бессмертие. Имя богини - ПАРВАТИ, может быть, является вариантом имени ПАРТЕНОС, то есть «Непорочная». Последним именем в Греции в Средние века называли Марию Богородицу. А «в античности» - ее фантомное отражение богиню Афину (Афина Партенос).

Рис. 1.124. Солнце, наполовину закрытое горой Меру (Голгофой?). Взято из , с. 732, илл.811.

Всю сцену окружают, по-видимому, христианские ангелы, славящие Христа и Богородицу, см. рис. 1.125. Более того, сзади слева мы видим человека с распростертыми и поднятыми вверх ангельскими крыльями. В индийской традиции его отождествляют с «орлом Гарудой»,с. 733.

Рис. 1.125. По-видимому, изображены ангелы, славящие воскресшего Христа. Взято из , с.732, илл.811.

На переднем плане, на земле, лежит трезубец, символизирующий, вероятно, копье - орудие казни Христа, см. рис. 1.126. В то же время, трезубец мог символизировать старинный вилообразный христианский крест. Об этом мы уже неоднократно писали.

Рис. 1.126. Трезубец и лестница, лежащие у ног Шивы (Христа). Вероятно, это орудие казни Христа и лестница, которую приставили к кресту, чтобы снять с него тело Христа. Взято из , с. 732, илл. 811.

Рядом с трезубцем мы видим лежащую на земле лестницу. Но ведь это тоже - известный в христианской традиции предмет, связываемый с казнью Христа. Напомним, что для того, чтобы снять тело с креста, приставили лестницу (или лестницы), см. рис. 1.127. См. подробности в нашей книге «Начало Ордынской Руси». Позади бога Шивы (Христа?) стоит Ганеша с ТОПОРОМ на плече, см. рис. 1.128. Не исключено, что в данном случае топор также символизирует орудие казни Христа. Кроме того, в другой руке Ганеши мы видим поднятую плетку-опахало, которой он как бы наносит удар по спине Шивы (Христа?). Со временем индийские художники, забыв подлинную суть событий, могли превратить плетку в опахало.

Рис. 1.127. Русская икона «Снятие с креста. Положение во гроб». Начало XVII века. Государственный Русский Музей. Видна лестница, с помощью которой сняли тело Христа. Взято из , с. 237. икона 177.

Рис. 1.128. Ганеша с топором, стоящий за спиной Христа. В другой руке Ганешы - плетка. По-видимому, топор и плетка тоже символизировали орудия казни Христа. Взято из , с. 732, илл. 811.

Очень интересно, что рядом с Шивой (Христом?) на шкуре лежит предмет в виде отрубленной человеческой руки, см. рис. 1.129. Скорее всего, это отрубленная правая рука Андроника-Христа, о которой мы подробно рассказали в книге «Царь Славян». Правая рука Андроника-Христа была, согласно византийским хроникам, отрублена во время казни. В книге «Крещение Руси» мы приводим примеры нескольких средневековых христианских изображений отрубленной правой кисти (Христа или в связи с Христом). Получается, что отрубленная рука отразилась и в «древне»-индийской традиции. Может быть, недаром в руке Ганеша, стоящего за спиной Шивы (Христа?) изображен топор. Которым могли отрубить правую руку Шивы (Христа?).

Рис. 1.129. Отрубленная человеческая рука, лежащая рядом с Шивой (Христом?). Вероятно, это отрубленная во время казни правая рука Андроника-Христа. Взято из , с. 732, илл.811.

Обратим внимание, что Шива (Христос?) держит на руке нескольких змей, одна из которых находится прямо у него на груди. В книге «Начало Ордынской Руси» мы показываем, что именно так - в образе змеи, прильнувшей к груди бога, - иногда изображали коварного Иуду Искариота, предавшего своего учителя Христа. Затем, в эпоху «античности» XIII–XVI веков н. э., этот образ стал разветвляться и, в частности, послужил основой известной истории о смерти Клеопатры, погибшей якобы в результате укуса змеи, которую она сама приложила к своей груди. См. подробности в нашей книге «Начало Ордынской Руси».

Еще одна змея обвивает голову Шивы (Христа?). Не исключено, что так индийский художник изобразил терновый венец, надетый на голову Андроника-Христа во время казни.

Обратимся теперь к правой части картины, см. рис. 1.122. Здесь, как пишет Рене Менар, «СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО покрывает тенью своей густой листвы индусский Олимп» , с. 732–733. Скорее всего, «священное дерево» символизирует здесь крест, на котором был распят Андроник-Христос. В книге «Царь Славян» мы показали, что многочисленные и разветвленные «античные» легенды о «мировом древе», «древе жизни», связываемом со смертью и воскресением Бога - это преломления на страницах «античных» источников XIII–XVI веков евангельской истории распятия Христа. Дерево, столб, «мировой ствол» - разные названия христианского креста.

Пойдем далее. На индийском рисунке, рядом со священным деревом, за спиной Шивы (Христа?) мы видим две женские фигуры, одна из которых держит в руке что-то похожее на длинное перо павлина. Правее - Ганеша с орудиями казни в руках, а еще правее стоят две мужские фигуры с бородами, см. рис. 1.130. По-видимому, перед нами известная евангельская сцена. Напомним, что рядом с крестом, на котором распяли Христа, на христианских иконах часто изображают двух женщин и двух апостолов, учеников Христа. Кроме того, двух или трех Марий, пришедших к опустевшему гробу Христа после его Воскресения, часто изображали в христианском искусстве, см., например, рис. 1.131.

Рис. 1.130. Две женщины и два мужчины по обе стороны от Ганеши. Вероятно, это две женщины (Марии) и двое мужчин (обычно: Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский), которых часто изображают по сторонам от распятия Христа. Взято из , с. 732, илл.811.

Рис. 1.131. «Две Марии у гроба Христа. Диптих из слоновой кости. 380–400. Пустая гробница, у которой женщин встречает ангел, представлена как богато украшенный античный мавзолей» , с. 47, илл. 4.

Наконец, обратим внимание, что вся описанная сцена происходит на берегу какой-то большой реки или морского залива, см. рис. 1.122. Но мы уже неоднократно отмечали, что гора Бейкос, находящаяся на окраине современного Стамбула (он же евангельский Иерусалим, Царь-Град, Константинополь) - это евангельская Голгофа. Она действительно расположена НА БЕРЕГУ «РЕКИ» - пролива Босфор, который раньше иногда называли рекой. Именно поэтому сохранилось много средневековых изображений, где распятие Христа показано на берегу реки или морского залива. См. подробности в книге «Реконструкция», гл. 18:7. Как мы видим, той же самой старой христианской традиции придерживался и «древне»-индийский художник-ариец.

Из книги Царь славян. автора

29.2. Тайная Вечеря и моление Христа в Гефсиманском саду Евангелия говорят, что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы собрались в уединённом месте, где ели и пили. Эта сцена широко известна в христианской традиции как «Тайная Вечеря». Она изображалась на

автора Носовский Глеб Владимирович

5.24. Тайная вечеря и ночь в Гефсиманском саду в преломлении Плутарха Напомним, что, согласно Евангелиям, Христос, перед тем как его схватили, был сначала на Тайной Вечери, а потом молился в Гефсиманском саду, в напряжённом ожидании смерти (см. рис. 1.62 и рис. 1.63). «Когда же

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

10.4. Первая Сивилла и несколько последующих «античных» Сивилл являются, вероятно, отражениями Иоанна Крестителя, апостолов Христа и первых христианских пророков XII–XIII веков Соответствие между эритрейской Сивиллой и Иоанном Крестителем (Цицероном) проступает также в

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.6. Ночь тоски и печали в мифе о Фриксе - евангельская ночь в Гефсиманском саду Миф описывает ночь перед казнью (жертвоприношением) Фрикса как очень мрачную для всех. «Прошла ночь, полная тоски и плача» , с. 206. В Евангелиях же много говорится о печальной ночи, перед тем

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.7.2. Двенадцать первых Аргонавтов и двенадцать Апостолов Христа Отметим по ходу дела, что по некоторым известиям первоначально к Ясону присоединилось только ДВЕНАДЦАТЬ Аргонавтов. Возможно, здесь прослеживается связь с ДВЕНАДЦАТЬЮ апостолами Христа. Сообщается

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Неудачное бегство Андроника-Христа на корабле по морю, возвращение и ночь в Гефсиманском саду Вернёмся к рассказу Плутарха. Узнав о том, что он объявлен вне закона, Цицерон решает спасаться бегством. «Цицерон прибыл в Астуру и, найдя судно, тотчас поднялся на борт. С

автора Носовский Глеб Владимирович

5.24. Тайная вечеря и ночь в Гефсиманском саду в преломлении Плутарха Напомним, что, согласно Евангелиям, Христос, перед тем, как его схватили, был сначала на Тайной Вечере, а потом молился в Гефсиманском саду, в напряженном ожидании смерти, рис. 1.62 и рис. 1.63. «Когда же настал

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

10.4. Первая Сивилла и несколько последующих «античных» Сивилл являются, вероятно, отражениями Иоанна Крестителя, апостолов Христа и первых христианских пророков XII–XIII веков Соответствие между Эритрейской Сивиллой и Иоанном Предтечей (Цицероном) проступает также в том,

Из книги Асы против асов. В борьбе за господство автора Смыслов Олег Сергеевич

Восхождение на Голгофу В начале апреля 1949 г. Щиров получил распоряжение прибыть в Главный штаб ВВС. Но он не хотел возвращаться в Москву, тем более предвидел свое позорное, как казалось, увольнение из армии. В общем, ничего хорошего ему не предвещало, и он принимает решение

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

38. Непосредственно перед своим арестом Фауст-Христос оказывается в Гефсиманском саду Как реформаторы насмехались над знаменитым Молением о Чаше Народная Книга Шписа гласит о Фаусте: «Окрылился он как орел, захотел постигнуть все глубины неба и земли… стал он однажды

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

29.2. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И МОЛЕНИЕ ХРИСТА В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ Евангелия говорят, что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы собрались в уединенном месте, где ели и пили. Эта сцена широко известна в христианской традиции как «Тайная Вечеря». Она изображалась на

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

3. Моление Даниила Заточника Как мы могли убедиться, не менее, чем тема борьбы с монголо-татарами, летописцев интересует проблема того, какую роль в происходящих событиях играют русские князья. Вопросы сильной княжеской власти, междукняжеских отношений и взаимоотношений

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

ХХII. “Мы отдали Себя и судьбу Наших Детей в руки Божия”. Восхождение на Голгофу. С момента заточения Царской Семьи начинается Ее тернистый путь восхождения на Голгофу, длившийся, как уже сказано выше, шестнадцать месяцев.Мы не будем описывать здесь нравственные и

автора Носовский Глеб Владимирович

12. Двенадцать ликторов Ромула и двенадцать апостолов Христа Тит Ливий говорит: «Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, ЗАВЕЛ ДВЕНАДЦАТЬ ЛИКТОРОВ. Иные полагают, что число это отвечает числу птиц, возвестивших ему царскую власть, для меня же

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18. «Победное древо» Ромула и крест Христа Крестный ход Ромула-Христа на Голгофу 18.1. Рассказ Плутарха «Древо-столб» Ромула появляется в его летописной «биографии» еще раз. Вот что сообщает Плутарх. «Ромул дал обет Юпитеру принести ему в дар оружие врага, если он победит и

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18.9. Шествие Ромула и шествие Христа на Голгофу Позднейшие средневековые мистерии, изображавшие страсти Христа Крестный ход вокруг христианских церквей Рассказав о шествии Ромула с «победным Древом» на плече, Плутарх добавляет, что «ЭТА ТОРЖЕСТВЕННАЯ ПРОЦЕССИЯ