Сивилла Кумcкая. Эритрейская пророчица

Сивиллами(Sxbulla, Sibylla) в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя характер их гадания имел много общего с греческой религии.
Сивилла, к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснять из груди великого бога"

Деятельность Сивилл в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых Сивилл в эпохи предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллиных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание троянской войны по логическому выводу предания, жила до троянской войны.

Первоначально Сивилла встречается у Гераклита Эфесского (ок. 500 г. до Р.Х.) - собственное имя прорицательницы в Erythrai (Малая Азия). О Сивиллах говорят также Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) Аристофан,Эсхил, Платон и Гераклит Понтпийский, ученик Платона. Прекрасное изображение пророческого экстаза Сивиллы дано у Виргилия в VI кн. Энеиды (42-155).

Образ Сивиллы вырос на почве религии Аполлона, которая в свою очередь была развитием и реформой еще более древней и глубокомысленной

Но кто же были пророки и проповедники этой новой религии? Вещие девы,Сивиллы, постоянные спутницы религии Аполлона в ее победоносном шествии с востока на запад.

Как пророки проложили мост между еврейским миром и христианством, так и сивиллы послужили связующим звеном между греческим и римским миром и христианской эпохой. В античной культуре этим прорицательницам была отведена выдающаяся роль.
К концу средневековья западная Церковь, интерпретируя высказывания сивилл, как предсказание событий христианской истории, признала двенадцать из них как пророков пришествия Христа - языческая параллель ветхозаветным пророкам.

Сивиллам были даны латинские названия, указывающие на место их обитания. В искусстве, обычно, изображаются Дельфийская, Эритрейская, Кумская, Персидская и Ливийская сивиллы.
Их атрибуты разнообразны. Обычно, они держат книгу, в которой записаны их предсказания. Как правило, сивиллы изображаются в виде молодых женщин и часто сопоставляются с пророками.

Наиболее изестная из них -КУМСКАЯ. С её именем связаны Сивиллины книги, прнесшие римлянам много непрятностей.

Когда Аполлон требовал ее любви, она, в свою очередь, потребовала, чтоб он даровал ей столько лет жизни, сколько песчинок на эрифрейском взморье.
Аполлон исполнил ее желание, но с условием, чтобы она никогда не видела более родной земли. Тогда она поселилась в италийских Кумах, граждане которых окружили ее большим почетом, как пророчицу и любимицу их главного бога.
Годы проходили за годами, поколения умирали за поколениями, одна только Сивилла не знала смерти; но, состарившись и одряхлев до последних пределов, она сама стала тосковать по ней; слишком поздно убедилась она в своей роковой ошибке, что, прося бога о даровании долгой жизни, она забыла попросить его продолжить также ее молодость. Наконец, куманцы сжалились над нею и, зная об условии, под которым ей дана была долговечность, послали ей письмо, запечатанное, по старому обычаю, глиной.
Глина была из эрифрейской земли; увидев ее, Сивилла испустила дух. Но ее вещий голос не умер вместе с нею; и после ее смерти он продолжал слышаться в пещерах вулканической куманской земли, одна из которых известна и поныне под именем "грота Сивиллы". И еще в поздние времена память о Сивилле жила в несколько странной игре куманских детей - если только это была игра, - о которой нам рассказывает современник императора Нерона, Петроний.
Посреди комнаты (по-видимому) свешивалась бутылка; дети, окружая бутылку, спрашивали: "Сивилла, чего хочешь?" - голос из бутылки отвечал: "Умереть хочу".

Кумская Сивилла предсказала Кончину мира к исходу "великого года".
Срок этот был такой отдаленный, что на первых порах никто им не интересовался. Когда же, по истечении многих столетий, в III-II вв до Р.Х. вопрос о нем получил научный, хронологический интерес, то оказалось, что беспокоиться о нем было уже поздно.
Наукой, методы которой были пущены в ход при решении вопроса было решено, что "великий год" равен совокупности четырех веков, золотого, серебряного, медного и железного.

Ближайшей задачей было определить продолжительность такого "века"; решили, что таковым должна считаться максимальная продолжительность человеческой жизни. На основании довольно недостаточной, по-видимому, статистики ее определили в 110 лет. Таким образом, "великий год" оказался равным 440 годам; астрономы подтвердили этот результат указанием на то, что как раз в этот период времени все планеты возвращаются к своему первоначальному положению.

Все это было в высшей степени утешительно. Ведь Сивилла была современницей троянской войны: ее жизнь, таким образом, совпадала с началом XII века до Р. Х.; к эпохе, о которой мы говорим, - эпохе александрийской учености, III и II векам до Р. Х., - назначенный ею 440-летний срок давно уже истек. Стало быть, волноваться было нечего—предсказание не сбылось. Таким-то образом легкомысленная, жизнерадостная Греция освободилась от кошмара, которым предсказание Сивиллы ей угрожало; не так легко отнесся к этому делу Рим.

Юг Италии был к VI веку до н.э. уже густо заселен эллинскими колонистами. Среди них расцветало искусство и велся оживленный обмен идеями; там проповедовали Пифагор и Ксенофан. С этим новым для него миром «Великой Греции» Рим вошел в соприкосновение через портовый город Кумы. Римляне прониклись симпатией к главному божеству Кум - Аполлону. Он стал первым Олимпийцем, покорившим римлян.

Одна из причин его популярности заключалась в том, что Аполлон издавна считался богом, дарующим очищение от скверны. К тому же, «сребролукий» бог был патроном древних троянцев, от которых вели свой род основатели Рима.

ЭРИТРЕЙСКАЯ (Эрифрейско-куманская) Сивилла представляет для нас особый интерес: благодаря ей вера в предстоящую, через определенное число лет, гибель человеческого рода была перенесена из Греции в Рим

Существовало особое, небезызвестное и ныне предание.
Незадолго до смерти Сивилла, как говорят, посетила Рим. Об этом есть старинный рассказ у писателя Авла Геллия. По его словам, к царю ТарквиниюI (Гордому) пришла неизвестная старая женщина и предложила купить у неё, за очень высокую цену, девять книг загадочного содержания.

Царь рассмеялся; тогда она бросила в горевший тут же огонь три книги из девяти и потребовала за остальные шесть ту же цену. Тарквиний решил, что старуха сошла с ума, но, когда она сожгла ещё три книги и осталось всего три (по той же цене), озадаченный царь, после раздумий и консультаций со жрецами, купил их за требуемую цену и, сложив их в подземелье Капитолийской горы, назначил особых жрецов-толкователей их мудреного содержания.

Таинственная старуха была куманская Сивилла, а купленные царем три книги - знаменитые впоследствии "Сивиллины книги". Так попали в Рим Сивиллины книги.

Смысл всего предания заключается, разумеется, в факте, что вещие книги Сивиллы были из Кум перенесены в Рим. Перенесены же они могли быть только вместе с культом того бога, который был залогом их достоверности, - с культом Аполлона. Таким образом религия лучезарного бога, родиной которой была давно разрушенная Троя, нашла себе наконец приют в Риме; на этом преемстве основывается, не говоря о прочем, и столь знаменательное верование: "Рим - вторая Троя".

Вряд ли возможно отличить правду от вымысла в этой легенде; достоверно только, что с тех пор писания Сивиллы стали играть важную роль в жизни римлян. Их бережно хранили, называли их «книгами судеб» и обращались к ним в годы войн и смут. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору римского. государства, обязаны своим происхождением Сивиллиным книгам. Сюда относится перенесение на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом и др.

По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в 1 половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена.Он был привезен из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения Сивиллиных предсказаний.

Догадка о происхождении Сивиллиных изречений подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма, в 83 г. до Р. Хр., отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе.

Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров и, взятые на удачу, они применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений.

Жрецы, приставленные для наблюдения за Сивиллинными книгами, были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности. С 367г года число их возросло до 10, при чем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов - число, которое держалось до последнего времени существования Сивиллиных книг.

Вновь составленные, после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом, в 13 г., тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского.

Последний раз к книгам пророчеств Сивиллы, хранящимся в римском храме Аполлона, обращались за помощью в 5 в. н. э. Вскоре после этого, во время распространения христианства в Западной Римской империи, в 405 г., Стилихон окончательно уничтожил все сивиллины книги, как пережиток язычества.

До сих пор существуют четырнадцать книг «Оракулов Сивилл», которые включают христианские и иудейские апокрифы.

Те произведения, которые сохранились под названием «Сивиллиных», написаны позже иудейскими и христианскими авторами. Предположение, что их написали в Риме, маловероятно. Скорее, происхождение их греческое или малоазийское. Не исключено, что ядро их действительно составили прорицания древних жриц.

Прошли века. Сивиллины книги стали скрижалями судьбы Римского государства; к ним обращались в тревожные и тяжелые минуты, чтобы узнать, какими священнодействиями можно умилостивить угрожающий Риму или уже разразившийся над ним гнев богов.
Конечно, предсказания Сивиллы были даны в самой общей форме, без имен; делом жрецов было решать, какое прорицание соответствует данному случаю.

Хотя в Риме тоже наступила просветительная эпоха, заведенные предками обряды должны были быть исполняемы; на этот счет даже между просвещеннейшими людьми сомнений быть не могло. Тот самый вельможа, который в разговоре с Цицероном под прохладной сенью тускуланских чинар, променяв торжественную римскую тогу на удобный греческий плащ, вышучивал Сивиллу и ее причудливые пророчества, - очень серьезно, развернув старинные книги, в споре со своими коллегами решал важный вопрос, сколько овец заклать Диане по поводу замеченного и доложенного арицийской бабой тревожного знамения, а именно, что сидевшая на священном дереве ворона заговорила человеческим голосом. И в этом даже не было никакого лицемерия; любовь к родному городу и его величию естественно переносилась и на его верования и все прочее.

Происходило это, без сомнения, оттого, что Сивиллины книги были национальной святыней, а Троя, родина Сивиллы, считалась как бы пра-Римом. Непогрешимость приписываемых вещей деве оракулов была краеугольным камнем религиозной жизни римского народа; нет, уж если кто-нибудь ошибся, то не она, а, скорее, ее хитроумные толкователи-александрийцы.

Откуда взяли они, что под "великим годом" следует разуметь четыре века? Из Гесиода. Прекрасно. Но Гесиод сам жил приблизительно четырьмя веками позже троянской войны и поэтому большего числа веков знать не мог; как же можно было на него ссылаться? А уж если "великий год" представлял из себя круглую сумму веков, то скорее всего десять...

Мы не можем поручиться, что люди рассуждали именно так; но факт тот, что римскими жрецами-толкователями Сивиллиных книг "великий год" был признан равным десяти "векам", т. е. 1100 летам. А если так, то, принимая во внимание время жизни Сивиллы, следовало ждать кончины мира в течение первого века до Р. Х.

И действительно, с этого времени пугало светопреставления нависло над Римом. Правда, предсказания Сивиллы хранились в тайне; только коллегия толкователей (квиндецимвиров) имела доступ к ним, да и то только с особого в каждом отдельном случае разрешения сената. Но этот оракул слишком близко затрагивал интересы всех, слишком сильно действовал на воображение людей, видевших тогда в окружающем их мире гораздо более загадок, чем видим их мы теперь.

Товарищам ли сенаторам, жене ли, верному ли отпущеннику разболтал свою тайну неосторожный жрец-квиндецимвир, мы не знаем; знаем только, что около середины первого века до Р. Х. семя грозной идеи, гонимое ветром молвы, пошло летать по белу свету.

Италийская земля туго награждала за потраченный на нее труд; недороды сделались периодическим явлением. Они повели, как это бывает всегда, коскудению деревни; обнищалые крестьяне стекались в город Рим.
Великий Риме, истощённый войнами, зашатался.
Как это обычно бывает, разрушение устоев переживалось апокалиптически.
"Необъяснимые ужасные явления,-говорит Аппиан,-наблюдаемы были многими, и отдельными лицами, и массами по всей стране. Стали вспоминать об ужасных старинных предсказаниях. Было много чудес: мул разрешился от бремени, беременная женщина родила змею вместо ребенка, бог послал сильное землетрясение, в Риме рухнули некоторые храмы. Все это римляне восприняли с тяжелым настроением".

В довершение всего на Капитолийской скале по неизвестной причине вспыхнул пожар, уничтоживший храм Юпитера, символ величия Рима, в огне погибла и большая часть книг Сивиллы.

На Восток отправили комиссию, которая привезла новые рукописи Сивиллиных пророчеств. Передаваемые из уст в уста, они волновали людей больше, чем в минувшие годы. Уже прямо стали говорить о гневе богов и гибели всей Италии. И не только Италии. Те десять веков, которые, согласно Сивилле, начались с Троянской войны, истекали в 83 году. Для римлян это означало конец человеческого рода, последний акт драмы, предначертанной вечными звездами.

Даже когда сроки, в которые ждали конца мира прошли, римлянам все еще чудилось, что катастрофа неминуема. Любой дурной знак истолковывали как предвестие гибели. Преступление весталок, нарушивших свой обет, заговоры, народные волнения, выкладки астрологов-все вызывало в Риме панику. Ещё очень долго чувство тревоги не покидало и самых здравомыслящих граждан.

Религия Зевса

Религия Зевса исходила из представления о царившем некогда на земле "золотом веке", когда не было еще ни труда, ни войны, ни греха, когда мать-Земля с материнской нежностью заботилась о человеке, давая ему и пищу, и одежду, и знание. - да, и знание в той, к счастью, незначительной доле, в которой оно было ему нужно для блаженного, хотя и бесцельного бытия.
Из этого состояния вырвал людей Зевс; возмутившись против Земли и ее сил-Титанов и поборов их, он повел человечество по новому пути. Труд был провозглашен условием и знания, и жизни; но труд повел за собою частную собственность; частная собственность - споры из-за нее, насилие, войну; насилие с войной породили неправду, преступление, грех.
Важнейшим "событием" в этом постепенном падении человечества было последнее, появление среди него "неправды". Уже раньше легкоживущие боги, почти все, оставили многослезную обитель людей; теперь ее покинула и последняя из небожительниц, божественная Правда. Оскорбленная преступностью человеческого рода, святая дева поднялась на небо, где и пребывает - как позже учили - поныне, витая среди небесных светил под видом созвездия Девы.
Что же касается покинутого ею людского рода, то, раз отдав себя во власть неправды, он этим самым обрек себя на гибель. Царство Зевса, основанное на развалинах царства Земли путем победы над ее силами-Титанами, погибнет от Земли же и ее сил-Гигантов.

Желанный спаситель и искупитель явился наконец в образе Аполлона. Новая религия Аполлона принесла богам мир с Землею и обеспечение дальнейшего их царства.

Зевс, говорила она, уже сразился с Гигантами, покорил их и с тех пор царствует безбоязненно навеки; людям же она принесла очищение от грехов, устраняя таким образом нравственную необходимость их истребления.
Такова была реформа Зевсовой религии религией Аполлона.
Аполлон принес людям очищение - в этом сомневаться было нечестиво, - но гибель человечества была им лишь отсрочена. Люди, глядя друг на друга и на себя, без труда убеждались, что неправда продолжает жить среди них. Зевс царствует на небе, Дева-Правда не вернулась, но придёт момент и битва богов повторится. Наступит "золотой век", но люди погибнут. Когда же это будет? Не скоро... так, по истечении "великого года"(так предсказалаСивилла); до этого дня ни мы, ни наши дети, ни внуки не доживут. Ну и отлично; значит, можно(это был V -IVвв) быть спокойным.

Сивиллу Эритрейскую нередко путают с Сивиллой Кумской. Обе пророчицы жили во времена не то до Троянской войны в XIII-XII вв. до нашей эры, не то были сверстниками Ромула, основавшего Рим в 753 г. до нашей эры. Предсказания обеих Сивилл настолько разбросаны по времени, что продолжительностью обычной человеческой жизни их никак не охватить. Поэтому и Сивилле Кумской, и Сивилле Эритрейской приписывают любовь Аполлона, якобы, одарившего своих возлюбленных вечной жизнью, но не давшего им вечную молодость.

Противоречивы также сведения о родителях обеих пророчиц: отцовство Сивиллы приписывается и Дардану, царю государства Дардании, соседствующего с Троей, и нимфе, влюбившейся в пастуха, и самому Зевсу. Но противоречия заканчиваются, когда речь заходит о главном предсказании Сивиллы Эритрейской о приходе Мессии. В этом случае авторство предсказательницы неоспоримо. Именно её руке принадлежит написанное гекзаметром стихотворное пророчество, начинающееся словами: «Вот, грядет с неба Царь, и навеки Его будет царствие». В нём Сивилла Эритрейская предсказала рождение Иисуса Христа, неправедный суд над ним, ужасную смерть Сына Божьего и второе его пришествие под «звук трубы судной». В предсказании оракула не называются точные даты, а говорится, что «откроется ад, явится хаос, с неба хлынут потоки сернистого дождя, и на суд Божий предстанут все люди, некогда жившие на Земле.

Пророчество Сивиллы Эритрейской представляет собой греческий кодекс, написанный ясным и понятным языком. Для его толкования в отличие от пророчеств многих других древних предсказателей не нужны специально обученные жрецы. Но главная ценность предсказания Эритрейской Сивиллы состоит в том, что заглавные буквы каждой из строчек послания образуют надпись «Иисус Христос Сын Божий». Это послание положено в основу многих трудов святых отцов католической и православной церквей, например, христианского богослова епископа Блаженного Августина. И когда христианская церковь начала гонения на Сивилл, Эритрейская пророчица осталась одним из немногих почитаемых христианами оракулов.

Авторство других пророчеств Сивиллы Эритрейской более спорное. Девушке, изображаемой древними живописцами с обнажённым мечом в одной руке, приписывали способность предсказывать будущее с помощью яблока. Она, якобы, бросала плод на дорогу и шла вслед за ним туда, куда он её вёл, где нуждались в её предсказаниях. Так Эритрейская пророчица посетила большинство греческих островов, предсказала падение Трои из-за женщины, вскормлённой Спартой, уничтожение Рима мифическими существами перитиями, рождение слепого певца-сказителя Гомера. Свою близость с богами, наградившими её даром пророчества, она, якобы, получила взамен на сохранение девственности, и должны была лишиться небесной благодати, если подастся плотскому чувству любви с земным мужчиной.

Путаницу в биографию предсказательницы также вносит двойное имя пророчицы - Самия или Герофила. Эритрейской Сивиллой оракул стал уже благодаря древнегреческому историку Аполлодору Эритрейскому. Он рассказал, что свои предсказания Сивилла пела, стоя на высокой скале, что она носила на голове диадему, изготовленную самим Аполлоном, и перед своей смертью была хранительницей его храма.

Умерла Сивилла Эритрейская в Троаде, на северо-западном полуострове Малой Азии и была погребена в роще у алтаря Аполлона. В честь знаменитой предсказательницы и толковательницы снов до VI века до нашей эры жители города Гергифы в Трое печатали монеты с профилем Сивиллы Эритрейской. А Микеланджело увековечил образ великой пророчицы на одной из фресок Сикстинской капеллы.

В предсказаниях сивиллы Эритрейской имеется множество сведений о военных действиях в это время. В Средиземноморском регионе война начнется с вторжения и африканских народов в Грецию и страны Южной Европы.

В Лидии вздрогнет земля, и Персия вся сокрушится;

Сколько несчастий Европу и Азию тут ожидают!

Царь Сидонский и много других владык кровожадных

За море смерть понесут с собою – на Самос и дальше.

В море много земли потоки кровавые смоют,

Жены и девы в красивых нарядах горько заплачут;

Жалкую долю свою проклянут они, ибо навеки

Эти любимых отцов, а те – сыновей потеряют.

Песнь 3, 449-456.

В Лидии вздрогнет земля, и Персия вся сокрушится – глобальный тектонический катаклизм на территории Турции и Ирана.

Самос – остров в Эгейском море, архипелаг Южные Спорады. Территория Греции.

Царь Сидонский. Сидон - г ород-государство в Финикии. Основан в 4-м тыс. до н. э. Расположен на восточном побережье Средиземного моря (современная Сайда в Ливане). Возможно, после разрушительного тектонического катаклизма европейским странам расположенных на побережье Средиземного моря и Греции предстоит пережить нашествие африканцев во главе с лидером Ливана.

Затем, согласно пророчествам сивиллы, европейские страны подвергнутся нападению царя из Азии, но его войска потерпят поражение от европейцев.

Будет из Азии царь, что копье большое поднимет,

На несметных судах. По влажным дорогам пучины

Шагом пройдет, проплывет, рассекши высокую гору.

После же бегства с войны его грозная Азия примет.

Песнь 4, 77-80.

Звезды с небес пропадут, и Луны круг тоже исчезнет;

Почва, вся сотрясаясь от мощных подземных ударов,

Много сметет городов и того, что построили люди, –

Из глубины же морской острова всплывут на поверхность.

Но когда разольется Евфрат великий от крови,

Страшная битва случится тут между Мидийцев и Персов

В их друг с другом войне. Под копьями Персов Мидийцы,

Падая, прочь побегут через воды великого Тигра.

Песнь 4, 58-65.

Мидия - государство в северо-западной части Иранского нагорья (7-6 вв. до н. э). В последней четверти 4 века до н. э. мидийское царство занимало часть территории на юге Азербайджана, который позже был назван Мидией. В состав мидийского царства входила и часть территории Туркмении.

Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном.

Тигр -река, протекающая по землям Ирака и Турции. Впадает в реку Евфрат.

Падая, прочь побегут через воды великого Тигра - в середине 6 веке до н.э. Мидия была захвачена персами. Сражения между мидийцами и персами происходили на территории Мидийского царства, а не в Персии. Вероятно, Азербайджан и его союзники вторгнутся на территорию Ирана, захватят страну, но затем потерпят сокрушительное поражение.

Со смертоносной звездой прилетит Эриния злая.

Множество будет тебе от нее страданий и стонов,

Только лишь битву начнут мужи, кому войны не в новость,

Воинство верных Арею героев Эллады могучих.

Песнь 11, 122-129.

Эриния злая , в древнегреческой мифологии – богини мести. В римской мифологии страшные богини мести назывались фуриями.

Основные военные действия Третьей мировой войны начнутся после катаклизма вызванного прохождением «смертоносной звезды» рядом с нашей планетой.

Сила же Персов пускай величайшею в мире пребудет,

Им предстоит лишь одно поколение счастливо править.

Многие беды ждут мир, их осыплют проклятьями люди:

Кровопролитные войны, убийства, изгнания, распри,

Гибель больших городов, падение башен высоких –

Песнь 4, 66-70.

Сила же Персов пускай величайшею в мире пребудет - согласно пророчествам, военные действия возобновятся в 2040-2041 году и будут в основном происходить на территории Западной Европы. В этой бойне будет применяться ядерное, химическое и бактериологическоеоружие. Альянсмусульманских и африканских стран во главе с Ираном захватит Израиль, Египет, Грецию, Венгрию, Чехию, Польшу, Испанию, часть Италии, Франции и Германии.

В роде когда же людском поколений сменится десять,

Персов рабский ярем тогда ожидает и ужас.

Слава правителей мира, когда отойдет к Македонцам,

Фивам не избежать позорного будет захвата,

Тир населят Карийцы, а жители Тира погибнут.

Самос засыплет песком, сровняет его с берегами.

Делос исчезнет из глаз, и все, что на Делосе, тоже.

Грозный на вид Вавилон, однако слабый в сраженье,

Будет стоять, возведен на надеждах, не могущих сбыться.

Бактры займут Македонцы; их жители, город оставив,

Так же, как жители Суз, все ринутся в землю Эллады.

Песнь 4, 87-97.

В роде когда же людском поколений сменится десять – предсказание относится к эпохе одиннадцатого поколения. Наше поколение десятое. Исходя из контекста предсказания, в это время Иран будет оккупирован Македонцами (у сивиллы Эритрейской - символ завоевателя), ливанский город Тир (современный г. Сур в Ливане) захватят турки.

Персов рабский ярем тогда ожидает и ужас -согласно пророчествам, в конце 21 века альянс мусульманских государств потерпит поражение. Союз западноевропейских стран и России освободит Европу от оккупантов и захватит территорию Ирана.

Кария - область на юго-западе Малой Азии. Территория современной Турции.

Вавилон - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада.

Бактры (Бактрия) - историческая область в среднем и верхнем течении Окса (Амударьи). В ее территорию на левом берегу Амударьи входит современная афганская провинция Балх, на правобережье - южные районы Таджикистана и Узбекистана.

Сузы – древний город в Иране, современный город Шуш.

Мидия, много в те дни злых бед тебе уготовит

Индии сын счастливый – за все настанет расплата,

Что ты содеяла прежде, стыда не имевшая в сердце.

Горе вам, горе, Мидийцы! Рабами станете вскоре

Вы. Эфиопским мужам в земле Мерои далекой.

Сбросят рабство они, однако всего на три года – Песнь 11, 61-79.

Мерои (Мероэ) – столица Мероитского царства. Древний город на территории современного Судана. В настоящее время сохранились только его руины.

Вождь индийский - предсказание францисканского монаха Раньо Неро : « В Индии будут происходить страшные смуты. На севере Индии появится сильный диктатор, который объединит Индию воедино». В этой стране произойдет демографический «взрыв», который приведет к значительному увеличению населения. Согласно предсказаниям монаха, будущий властитель Индии развяжет очередную мировую войну.

… двадцатый год и десятый будет и десять и семь еще лет – возможно, зашифрованная дата. Почти у всех древних культур не существовало понятия ноля, а цифры обозначались с помощью букв. Принятое в настоящее время большинством народов, так называемое арабское обозначение чисел, построенное на различных комбинациях девяти цифр с нолем, которое арабы в свою очередь позаимствовали у индийцев, вошло в обиход сравнительно недавно. В России данное обозначение чисел появилось только в начале XVIII века. Если записать цифры, которые приводит сивилла в своей песне, то мы получим следующую последовательность чисел - 20-10-10-7. Удалив из данной цепочки цифр все ноли, получаем число – 2117. Вероятно, это год вторжения индийского диктатора в Азербайджан, страны Ближнего Востока и Африку.

Известна была и Фригийская сивилла – Лампуса. Она пророчествовала в городе Анкира. Ее особо уважали за то, что, по легенде, она происходила из рода древнегреческого прорицателя Калхаса (Калханта), участвовавшего в Троянской войне. Калхас предсказал продолжительность войны и предрек, что ее исход будет зависеть от того, будет ли биться на стороне греков знаменитый воин Ахилл. Между прочим, сам Калхас был внуком Аполлона, так что свой дар Лампуса получила по прямой линии от бога-предсказателя будущего.

Античный мир знал, что дар предсказания сивиллы получали от богов, и потому предсказательниц повсюду уважали. Простой люд, правда, несколько опасался прорицательниц, но и он частенько обращался к ним, принося их храмам солидные подарки. Сивиллой могла стать только юная невинная девушка, которая потом должна была провести всю жизнь в храме. Выйти замуж она не могла. Ну а если все-таки поддавалась чувству плотской любви, то теряла статус сивиллы и изгонялась из храма: считалось, что при потере девственности она приобретает неразрывную связь с земным мужчиной и лишается небесной связи с богами.

Предсказаниям сивилл верили. Историки цитировали их пророчества. Например, сам великий Пифагор рассказывал о том, как одна из предсказательниц предрекла эпидемию продолжительностью ровно в 51 день. И действительно, на 52-й день эпидемия резко пошла на спад. Плутарх же писал о том, что сивилла предупреждала о предстоящем извержении Везувия и тем самым спасла многих людей, поверивших ее предсказанию.

Со временем распространения христианства на сивилл, как и на других пророков-оракулов, начались гонения. Но трех сивилл христиане признавали изначально. Первой была Эритрейская сивилла (традиционно именуемая Герофилой), которая якобы предсказала рождение Христа. Второй стала Самонефа (по иным источникам, Фито) – сивилла Самосская. Она жила на острове Самос где-то во 2-м тысячелетии до н. э. и всегда носила с собой книгу, а на голове терновый венок. Книгу сивилла называла Библией, а венок почитала символом будущих страданий грядущего Избавителя мира. То есть можно предположить, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. Самонефа предсказала явление Христа.

Третьей сивиллой, вошедшей в рассказы христианской культуры, стала знаменитая Тибуртинская пророчица из Италии. Иногда ее даже называют по имени – Альбунея. В 1 году до н. э. император Октавиан Август возжелал стать живым богом. Начался праздник – апофеоз обожествления. Но на него проникла пророчица. «Тебе не стать богом!» – предрекла она. «Почему?» – удивился император. «Потому что истинный бог уже скоро родится!» – ответила Альбунея и, вынув из своих волос гребень, подняла его к небесам. И случилось невероятное: небеса разверзлись, и император увидел Богоматерь с младенцем Христом на руках. От Мадонны исходил такой невероятно чистый свет, что император отказался от церемонии обожествления. Больше того, он снял собственную корону и положил ее наземь в знак того, что признает будущее владычество Христа.

Уже во времена Средневековья западная христианская церковь признала 12 сивилл как пророчиц будущего пришествия на землю Христа. Вот какой перечень атрибутов, с которыми их обычно изображают, соотнося с символами христианства и Страстей Господних, приводит известный историк искусств Джеймс Холл, автор «Словаря сюжетов и символов в искусстве»:

«Персидская сивилла: светильник и змея у нее под ногами;

Ливийская сивилла: свеча и факел;

Эрифрейская (Эритрейская) сивилла: лилия Благовещения;

Кумская сивилла: чаша (иногда наподобие раковины);

Самосская сивилла: колыбель;

Киммерийская сивилла: рог изобилия или крест;

Тибуртинская сивилла: отсеченная рука;

Европейская сивилла: меч;

Агриппинская сивилла: возможно, рог изобилия Египетской сивиллы, кнут;

Дельфийская сивилла: терновый венец;

Геллеспонтийская сивилла: гвозди и крест;

Фригийская сивилла: крест и знамя Вознесения».

Свою мудрость сивиллы записали в Сивилловых (Сивиллиных) книгах. По миру их бродило множество, но каноническими считались 14, которые были написаны на греческом языке гекзаметром. Там говорилось о развитии общества и человеческих нравов, о создании и разрушении государств, о политике и дипломатии, были рассуждения о новых и старых религиях, критика современного устройства общества. Словом, пророчества и предсказания Сивилловых книг были всеохватны.

Известно, что уже в Римской империи некоторые книги сивилл находились в храмах, в частности в храме Юпитера в Риме. С книгами сверялись правители и жрецы, пытаясь найти там решения своих насущных проблем. Известен классический случай обращения к книгам сивилл. В 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы. Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из Сивилловых книг было найдено указание – привести в Рим статую бога врачевания Эскулапа из города Эпидавра. Туда срочно были отправлены гонцы, статую упаковали и повезли в Рим. И едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.

Однако сами книги то терялись, то находились. Их записывали заново, основываясь на старых текстах, одновременно добавляя новые. На сегодняшний день сохранилось 12 книг. Считается, что они написаны где-то между II веком до н. э. и II веком н. э. Их тексты представляют собой компиляцию греческих, римских, иудейских и более поздних христианских воззрений, поскольку книги писались людьми разных национальностей и верований. Сегодня их мистический смысл уже трудно понять, но с исторической точки зрения им нет цены. И возможно, где-то еще сохранились тексты старинных Сивилловых книг. Ведь, как сказал Шекспир, «есть многое на свете, друг Гораций…».

Кумская сивилла

Пожалуй, самой известной была Кумская (Куманская) сивилла. Город Кумы, расположенный на территории нынешней Италии, в древности являлся греческой колонией. Поэтому неудивительно, что, по преданию, самая первая сивилла из храма Аполлона в Кумах получила дар прорицания напрямую от самого этого бога. Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд.

Девушка ответила: «Дай мне долголетие! Я должна многому научиться». И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Но девушка, увы, старилась, ведь вместе с долголетием она не догадалась попросить вечную молодость. Так что через несколько столетий бедняжка превратилась в кошмарную старуху, еле передвигавшую ноги. Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида. Аполлон сжалился, но к богу мертвых верную ученицу не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие.

Микеланджело Буонарроти. Кумская сивилла. 1510

По иной легенде, Аполлон влюбился в прекрасную сивиллу, жившую в Дельфах. Но на пророчество в Дельфийском оракуле у бога были другие планы, поэтому он предложил возлюбленной перебраться в Кумы. «Я дам тебе самый сильный дар предсказаний на земле. Ты увидишь будущее и станешь пророчествовать столько лет, сколько песчинок сможешь захватить в горсть». Ясно, что девушка не оплошала – набрала полную горсть песка. Но у Аполлона было еще одно условие. Он хотел, чтобы сильнейшая пророчица жила вдали от Дельф, и поэтому поставил условие: «Ты будешь жить столько лет, сколько проживешь вдали от родной земли!»

Кумская сивилла действительно прожила больше тысячи лет. Но однажды к ней приехали дельфийские купцы. Получив мудрый совет, они пожелали отблагодарить предсказательницу и преподнесли ей замшевый мешочек. Ничего не подозревающая сивилла развязала его, и прямо на ладонь ей высыпалась горсть земли из далеких Дельф. Увы, условие Аполлона оказалось нарушено. И через день сивилла умерла.