Африканская страна нубия. Значение слова нубия

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

В 1958 году французский исследователь Анри Лот в песках Сахары обнаружил серию наскальных рисунков датируемых приблизительно 5 - тысячелетием до н. э. Согласно этих рисунков уже тогда в сердце Африки существовали первые поселения людей. Это были охотники - скотоводы древнего племени, название которого не сохранилось в анналах Истории. Мужчины охотились на существующих животных каменного века, часть из них занималась разведением крупного и мелкого рогатого скота. Женщины и дети занимались работой по дому. По рисункам, так же можно утверждать, что Сахара того времени была цветущим раем. Обилие пышной растительности и богатого животного царства позволяло человеку вести довольно спокойный образ жизни.

Резкое изменение климата на Земле привело к тому, что Сахара стала пустыней. Началась миграция племен в другие области Африки. В 4000 - летие до нашей эры возникли первые зачатки цивилизации. Люди селились в устьях рек и по их берегам, где были территории, изобилующие животными, пригодными для охоты. Занятия скотоводством дали толчок к развитию земледелия. Оседлые племена, окончательно закрепившиеся на земле начали активно взаимодействовать друг с другом, завязалась примитивная торговля - обмен между родовыми общинами продуктами сельского хозяйства и изделиями, полученными в результате обработки костей и кож животных, добываемых охотниками. Уже в то время африканцы знали 8 видов злаков и 4 вида овощей. В результате примитивного исследования минералов и попыток их ручной обработки человек открыл для себя железо, которое дало новый толчок к развитию торговли, созданию эффективного оружия и орудий труда. Итогом тысячелетних метаморфоз человечества стала Нубия - богатейшая страна Африки, одна из первых прародительниц современных африканских государств.

Колыбель многих древних цивилизаций, самая отдаленная земля. Населявшие её люди - любимцы богов. Боги Олимпа спускались к ним, участвовали в их играх, благосклонно принимали от них жертвы.
Так писал о Нубии Гомер. И действительно, географическое положение Нубии позволило ей стать посредником в торговле между еще одной древней цивилизацией - Египтом и южными племенами Африки. Связующей нитью стал Нил - Великая Река.

Вытекая из источников в горах, окаймляющих Великий Восточный разлом Нил связывает народы расселенные по берегам на протяжении 6671 км.
Тем не менее непрерывной такую связь назвать трудно. На своем пути река преодолевает шесть порогов. Между первым и вторым порогом лежит Батн эль Хагар, что в переводе с арабского означает Брюхо Скал. Здесь очень скудная земля и потому, с момента возникновения Египта, как государства, и в течении тысячи лет 2й порог считался неприступным. Именно здесь и пролегала граница Нижней Нубии. Далее земля становилась все плодородней и между 3 и 4-ми порогами, в излучине Донгола, возникло древнее царство Куш - сердце Нубии. Затем под покровительство правителя Куша попали и все остальные земли по берегам Нила вплоть до шестого порога. Эти полторы тысячи километров плодородных почв, саванн, пустынь, болот и ледников были названы источником Египетской цивилизации, что не совсем точно. Много позднее, между 5 и 6 порогами Великой Реки был основан центр позднего Нубийского государства Мероэ.


Оценка статьи:

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Древняя Нубия (рассказывает историк Светлана Малых)

Субтитры

История

Древнейшая Нубия

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Кушитское царство (Напата)

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I, единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Мероитское царство

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году году римский префект Египта, Гай Петроний, вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

Христианская Нубия

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Мусульманская Нубия

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

Религия

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Судан большой. Очень большой. До момента отделения Южного Судана он самым большим государством Африки был. От северного конца до южного было как от Питера до Сочи. Сейчас стал третьим. Стал от Москвы до Крыма.

Нубия - это северная часть Судана и самый юг Египта. Примерно от Хартума до Асуана. И почти все время истории Нубия была с Египтом общим государством. Единство и борьба противоположностей была у них. Египтяне белые, нубийцы черные, хоть, правда, вовсе и не негры.

В древности Нубия была известна как страна Куш. И многие суданцы даже говорят, что египетская цивилизация была на самом деле не египетская, а нубийская. Так иль нет, не знаю, но, по крайней мере, они в ней точно участвовали. И фараоны египетские некоторые были, действительно, нубийского происхождения. И пирамиды у них есть в суданской Нубии, в Мерое, где была древняя нубийская столица. Не такие огромные, как в Египте, но зато там и туристов почти нет.

У нубийцев язык свой, не арабский вовсе, но сейчас на нем все меньше и меньше говорят. Нубийцы раньше и христианами были, до арабов. В Нубии христианские царства просуществовали до XVI века. В хартумском музее весь первый этаж занят ихними фараоновскими древностями, а второй - древними иконами. И алфавит у них был почти как у нас, тоже на основе греческого. Очень похож на древнеславянский.

В Судане и сейчас христиан много, но это, говорят, в основном потомки пришедших из Египта в более поздние времена. А еще есть южно-суданские христиане, и это совсем другая история. И вот они-то как раз негры. И теперь они отдельная страна.

А в Йоханнесбурге, на другом конце Африки, когда моей знакомой Мосибуди сделали красивую прическу - наплели косичек - ее подруги увидели и говорят: “Во ты какая стала, ну прям нубийская принцесса!” Выходит, Нубия, по всей Африке знаменита и считается, что она - круто.

Ну а теперь и вы знаете про Нубию, вот я вам рассказал маленько, чего сам знаю.

На фото вверху - Нубийцы на верблюдах. Тут туристов мало, но есть. Они их катают за деньги, как в Египте.



Горы. Похожи на большие разрушенные пирамиды




Пирамиды в Мерое, общий вид.




Отреставрированная пирамида.



Еще пирамида.




Древний нубийский манускрипт (из Википедии).




На пруду.




Типа дикие арбузы. Разломил один - внутри оказался белый и горький.


На остальных фото - разные нубийские древности, которых видели по дороге между Мерое и Хартумом. Которая как называется - не знаю. Интересно, однако, что встречаются не только древнеегипетские постройки, но и вполне античные. Выходит, эллинистический период у них тоже был.

историческая область в долине между 1 и 5-м порогами Нила на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в VII-XIV вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К концу XIV в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Отличное определение

Неполное определение

НУБИЯ

Каш, Куш - у древних египтян, Нильская Эфиопия - у античных авторов) - ист. область. Находится, примерно, между 1-м и 6-м порогами Нила и несколько далее к югу и востоку по Белому и Голубому Нилу, между Красным м. и Ливийской пустыней. Название Н., встречающееся с 10 в. н. э., происходит, вероятно, от обитавшего с 3 в. н. э. на вост. берегу Нила южнее 1-го порога племени нобатов. К коренному населению терр. Н. - родственным древним египтянам хамитич. племенам, с сер. 2-го тыс. до н. э. примешивались проникшие с Юга негроидные элементы. В эпоху Древнего царства егип. фараоны посылали на терр. Н. торг. караваны и грабительские экспедиции за рабами, скотом, золотом, эбеновым деревом, слоновой костью и т. д. и к 15 в. до н. э. захватили ее до 4-го порога. Н. управлялась наместником, т. н. царским сыном Куша. Влияние Египта способствовало распространению егип. культуры и ускорило распад первобытнообщинных отношений. В 11 в. до н. э. добилась самостоятельности. Впоследствии на ее терр. возникло Напатское царство (см. Напата). К концу 6 в. до н. э. столица этого царства была перенесена в Мероэ (см. Мероэ). В 4 в. н. э. значит. часть страны захватил аксумский царь Эзана. С 6 в. н. э. в Н. распространилось христианство. В 6-8 вв. образовались два царства - Мукурра (на Севере) и Алоа (на Юге). В 652 она подверглась нападению арабов. Повторяющиеся с 13 в. набеги мамлюков и расселение арабов способствовали распространению в Н. ислама, вытеснившему к нач. 16 в. христианство. В 16 в. на терр. Н. возникло гос-во Фунга. В 1821 часть ее была захвачена Египтом. Терр. Сев. Н. до 2-го порога ныне входит в состав ОАР, остальные р-ны принадлежат Судану. В связи со строительством Асуанской плотины многие памятники Древней Н. - храм Абу-Симбел и др., попали в вону затопления. Для их изучения и спасения в 1960 был создан при ЮНЕСКО Междунар. комитет действия с Консультативным советом экспертов. Наиболее ценные памятники переносятся в зону, свободную от затопления (1966). Лит.: Кацнельсон И. С., Проблемы исторического развития древнейшей Нубии, "ВДИ", 1948, No 2; его же, Некоторые черты государственного строя Нубии в VI-IV вв. до н. э.. Международный XXV конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, М., 1960; его ж е, Нубия под властью Египта, "ВМГУ", 1948, No 6; его же, Рабовладение в Куше, "ВДИ", 1964, No 2; Древняя Нубия. Результаты работ археологич. экспедиции АН СССР в Объединенной Арабской Республике. 1961-1962, под общей ред. Б. Б. Пиотровского, М.-Л., 1964; S?ve-S?derbergh Т., ?gypten und Nubien, Lund, 1941; Arkell A. J., A history of the Sudan from the earliest times to 1821, L., 1961; журнал "Kush", Khartum, с 1953. И. С. Кацнельсон. Москва. -***-***-***- Нубия до XIII века