В каком году были построены нубийские памятники. Нубийские пирамиды

Небольшие, с крутыми гранями возвышающиеся на пустынной местности пирамиды Судана напоминают египетские. Однако в отличие от знаменитых пирамид в Гизе отличаются малыми размерами и отсутствием ценных артефактов.

Исторические пирамиды Мероэ в Аль-Багравия, в 200 км к северу от города Хартум в Судане, охраняются силами безопасности. Убранство пирамид древнего царства Куш не представляет интереса, как египетских, но все же памятники архитектуры причислены к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пирамиды Мероэ находятся примерно в 200 км к северу от столицы Судана Хартум. Доступ туристов на осмотр достопримечательностей после санкций бывшего президента Омара Аль-Башира во время гражданских беспорядков ограничен. Принятие данного решения создало препятствие для развития туристической отрасли в Судане.

Пирамиды Судана с крутыми гранями растянулись цепочкой на пустынном холме, напоминая о древнем нубийском царстве, цари которого когда-то находились у власти в Египте.


Около 4600 лет назад город Мероэ находился в центре политической и религиозной жизни империи Куш (Нубии). Царей государства называли «черными фараона». Они переняли традицию соседей – Египта по захоронению правителей в гробницах-пирамидах. Высота кушитских пирамид – от 6 до 30 метров. Они уступают египетским по массивности, зато их количество почти в три раза превышает число гробниц Древнего Египта. Всего их насчитывается около 300, для сравнения – в Египте обнаружено больше 90.

Пирамиды Мероэ были построены между 720 и 300 до н.э. Входы в гробницы располагались, обычно, с Востока – лицом к восходящему Солнцу. Стены расписаны иероглифами, свидетельствующими о влиянии культуры древнего Египта на развитие царства Куш.

Декоративные элементы каменных пирамид Нубии заимствованы из культур Египта, Греции и Рима. Этот фактор, по мнению ЮНЕСКО, делает их бесценными реликвиями древнего мира.


Индустрия туризма Судана была практически полностью уничтожена после введеия экономических санкций во время гражданской войны и конфликта в Дарфуре.

Абдель-Рахман Омар, директор Национального музея Судана в Хартуме, рассказал, что до XIX века на вершинах пирамид были установлены золотые наконечники, сорванные и вывезенные археологами.

На восстановление памятников древней архитектуры Судана власти Катара пообещали выделить $135 млн долларов. На что Судан ответил, что поток туристов в год составляет всего 15000 человек.

Трудно не отставать от соседей, особенно если ваш сосед — Египет. И так как пирамиды символизируют Египет, нубийские пирамиды к югу от Египта часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян, но попытки, потерпевшие неудачу. Однако 223 пирамиды древней Нубии практически удваивают количество пирамид в Египте. По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством. В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон (Basil Davidson) описал Мероэ (Meroe), место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире. К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее «прославился» итальянский исследователь Джузеппе Ферлини (Giuseppe Ferlini, 1800-1870), который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето (Amanishakheto), включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки. Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.

Было три Кушитских царства: первое называлось Керма (Kerma), как одноимённая столица, и существовало с 2400 до 1500 гг. до н.э.; второе — Напата (1000–300 гг. до н.э.) и третьим было Мероэ (300 г. до н.э. — 300 г. нашей эры). Первоначально нубийцы находились под влиянием своих северных соседей, а в итоге нубийские племена смогли завоевать Египет, царь Напаты правил как фараон 25-й династии вплоть до ассирийского завоевания в 656 г. до н.э.

Хотя в нубийских царствах должны были знали о пирамидах, которые возвышались в Нильской долине далеко на севере, только во времена их правления в Египте, королевские участки царства Напата и её преемника Мероэ непосредственно в Нубии связаны со строительством пирамид. То, что цари Нубии видели египетские монументы, известно из записей фараона Пи (Piye). После покорения большей территории Египта, Пи собирался отправится в Гелиополь поклониться богу солнца и отпраздновать свою коронацию как фараона Египта, перед возвращением в Напату.

Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру (el-Kurru) и включали могилы царя Кашта (Kashta) и его сына Пи (Пьянхи, Piankhi), вместе с преемниками Пи Шабакой (Shabaka), Шабатакой (Shabataka) и Танветамани (Tanwetamani), и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури (Nuri), на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури — пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка (Taharqa).

Но самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид — Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.

Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещённых каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, — количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок — все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определённо были местом погребения.

Эль-Курру приблизительно в 13 километрах к югу от Джебель Баркал (Gebel Barkal) был раскопан Г. Райснером (Reisner) в 1918-19 гг. Участок включает уже упомянутую пирамиду Пьянхи, которая имеет длину основания около восьми метров и наклон сторон приблизительно 68 градусов – намного круче, чем 51 градус Великой Пирамиды – хотя восемь метров, конечно, микроскопическая величина по сравнению с громадой Великой Пирамиды. Это была крупнейшая пирамида, когда-либо построенная в Нури, и уникальна среди пирамид Нубии тем, что строилась в два этапа. Первая пирамида была заключена в «футляр» из гладкого песчаника. Рисунки и записи начала 19-го столетия описывают срезанную вершину внутренней пирамиды из вершины разрушившейся внешней пирамиды. Внешняя пирамида была первой из ряда пирамид со ступенчатыми рядами и прямыми, ровными углами. Угол наклона сторон примерно составлял 69 градусов. Стена плотно окружала пирамиду, и Райснер не смог обнаружить каких-либо следов храма.

Внутри Райснер нашёл лестницу из 19 ступеней, которая вела на восток к погребальной камере. Тело Пьянхи покоилось на ложе в центре комнаты на каменной скамье. Четыре угла скамьи были срезаны, таким образом образовались «ножки», чтобы ложе находилось непосредственно на скамье.

Это — заключительное доказательство того, что эти пирамиды служили могилами, но именно в пирамиде Нури возведена самая сложная структура. Царь Тахарка был первым, построившим свою пирамиду в этом месте, и его пирамида-гробница по нубийским стандартам вышла весьма внушительной: 51,75-метровая площадь и около 40 — 50 метров высота. Вход по восточной лестнице к северу от центральной оси пирамиды подчёркивал выравнивание первоначальной, меньшей пирамиды. Три ступени приводили к дверному проёму, ограниченному рамой, который вёл в туннель, расширявшийся в вестибюль со сводчатым потолком. Шесть массивных столбов, вырезанных из естественной скалы, разделяли погребальную камеру на два боковых прохода и центральный неф, каждый со сводчатым потолком. Вся палата была окружена подобным рву коридором, со ступенями, ведущими вниз от дверного проёма вестибюля.

Пирамиды Нури вообще намного больше, чем их собратья в эль-Курри, достигая высоты в двадцать — тридцать метров. Последний царь, который был похоронен в Нури, умер приблизительно в 308 г. до н.э., прежде, чем началось строительство в Мероэ. Это место оставалось королевским кладбищем в течение 600 лет, до 350 г. нашей эры. Как и в Нури, ступенчатые пирамиды строились на постаменте, но теперь каждая треугольная сторона была сглажена по граням строения.

Возраст нубийских пирамид намного более юн, чем египетские образчики. И именно в этом интрига этого архитектурного всплеска. Но, возможно в отличие от Египта, это было связано непосредственно с экономикой Нубии. Поскольку римское богатство уменьшалось, снижался и спрос на предметы роскоши Мероэ. В то же самое время торговый путь из Мероэ по Красного моря в Индийский океан был потерян из-за превосходства соседа, эфиопского царства Аксум. Приблизительно в 350 г. нашей эры армия аксумского царя Эзаны вторглась на остров Мероэ. К тому времени столица уже была покинута, и область была в руках людей, которых аксумцы называл ноба (Noba).

Таким образом в 350 г. н.э. Эра Пирамид на Ниле действительно закончилась. Странствие пирамид нубийских царей кажется представляет собой метод объединения их нации с египтянами, которые непосредственно перед этим, около 600 г. до н.э. оставили строительство пирамид.

Очевидно, что пирамиды Нубии были могилами, но значит ли это, что все они были таковыми? Ответ — нет. Как и в Египте пирамиды-гробницы — только один аспект большего целого, в котором цари Нубии разжигали пламя древнего Египта. Ключ, кажется, опять находится в причастности жрецов Гелиополиса, людей, которые обычно идентифицировались как носители знания о первоначальной Эпохе Пирамид. Мы можем заявить, что здание пирамиды было специфической прерогативой духовенства Гелиополиса; храмы были основной сферой компетенции жрецов Амона, которые поднялись на вершину своего влияния на жизнь Древнего Египта в течение Среднего и Нового Царства, когда столица переместилась в Фивы/Луксор. Кажется, что со вторжением нубийцев – которое в значительной степени был возможно только из-за упадка власти Фив/Луксора – духовенство Гелиополиса снова возвысилось.

Раскопки во многих святилищах Напаты, особенно в Джебель Баркал, показали, что храмы строились непосредственно на фундаментах разрушенных храмов Амона Нового Царства. Приблизительно в 1450 г. до нашей эры египетский фараон Тутмос III расширил свои владения на Джебель Баркал и установил этот пункт как южную границу своей империи. Город, который он основал, называли Напата. Египтяне оставались в этом районе около 300 лет.

Храм в Джебель Баркал вначале был раскопан в феврале-апреле 1916 г. Георгом Райснером и его бостонской командой и уже в настоящее время в марте-апреле 1987 года новой бостонской командой во главе с Тимоти Кендолом (Kendall). В 1989 году Кендол и его люди повторно обозревали памятник. По их заключению правители Напаты намеренно восстановили религиозные участки, оставленные египетскими фараонами, когда они покидали Нубию приблизительно за три столетия до этого. Цари Нубии использовали “храмы религии Амона”, но преобразовали их в соответствии с почитанием солнца в Гелиополисе. Но полностью религию Амона они не оставили; в конце концов эти нубийские храмы строились согласно строгим принципам амонитов, и потому включают особенности этого культа.

Восстанавливая старые египетские культовые места, особенно Джебель Баркал, цари Нубии представляли себя и в Нубии и особенно в Фивах как истинных преемников фараонов Нового Царства и прямых наследников их трона.

Тахарка не только создал самую сложную пирамиду, он также преобразовал участок Баркал в культовую сцену для празднования прошлой, существующей и вечной монархии, для бесконечного всемирного отдохновения. Почему именно здесь? Из-за обратного течения Нила в этом месте могила Тахарки хотя и находится на «западном» берегу, как это ни парадоксально лежит на востоке, встречая восхода солнца и возрождение мира. Джебель Баркал на «восточном» берегу лежит, как это ни странно, на западе, в местах заката и смерти.

Важный вопрос — почему область пирамид окружает Джебель Баркал. Первое объяснение чисто экономическое: это место — идеальная точка пересечения Нила и торговой магистрали, пересекающей пустыню от Кавы (Kawa) до Мероэ. Второе объяснение религиозного характера. Священная гора Баркал (Баркал на арабском языке означает «святой» и «чистый») высотой 74 метра сложена из песчаника и имеет плоскую вершину. С запада она похожа на царский египетский уреус, увенчанный белой короной. Для древних египтян этот участок был явно помечен Богом-Творцом, изваявшим гору с указанием её царского, священного предназначения. С востока гора напоминает змею с солнечным диском на вершине.

Взаимодействие могилы и горы таким образом одновременно отобразило в символической форме акты творения, смерти и возрождения, а Джебель Баркал при Тахарке окончательно обрёл статус постоянного царского центра в Нильской Долине. Здесь осуществлялась вечная связь между Атум-Ра, богом-создателем, и Человечеством, между вечным царём и царём ныне живущим. Поэтому мы находим в Нубии, в пирамидах и самих участках, на которых они были построены, многочисленную символику с гораздо более широким смыслом, чем просто погребальный аспект – эти места были непосредственно связаны с царским саном. И также они соответствуют “Шаблону Пирамид”.

Империя смерти

«Мы нашли большое количество человеческих тел, лежащих ничком, как будто они были убиты ударом топора сзади, и других, которые, вероятно, были задушены. По виду их разбросанных костей мы могли представить ту ужасную сцену, которая разыгралась здесь, когда тело царя было помещено в гробницу. На головы жертв обрушились страшные удары, и убийцы потащили тела мужчин и женщин во тьму», — так писал британский археолог, нашедший гробницу повелителя Нубии — древнего царства, расположенного по соседству с Египетским. Одну за другой Уолтер Брайан Эмери раскопал 180 гробниц. Казалось, что этому не будет конца… Что же таят в себе раскопки? Что это за «культура смерти»? И может ли она иметь последователей в наше время?

No related links found 

Южного соседа Египта куда менее известны. Они стоят, полузасыпанные песками, на берегах Нила; многие из них все еще ждут своего исследователя. Непростая политическая история Судана в сочетании с отсутствием современной цивилизации и труднообрабатываемой землей делает страну почти недосягаемой для туристов и большинства исследователей. Возможно, именно здесь все еще сохранилась романтика эпохи великих археологических открытий , а пески припирамидных некрополей скрывают новые находки, которые еще поразят мир.


В древние нубийские времена здесь находились три кушитских царства. Первое, со столицей в городе Керма, просуществовало с 2400 по 1500 г. до н.э.; второе (1000-300 гг. до н.э.) имело своей столицей Напату; столицей третьего была Мероэ (300 г. до н.э.-300 г. н.э.). Все три царства находились под сильнейшим влиянием своего северного соседа. Периодически они вторгались в Египет, завоевывали его и даже объединялись с ним - так, например, царь Напаты правил Египтом как фараон XXV династии, и правление это завершилось только после ассирийского завоевания, случившегося в 656 г. до н.э..

Хотя правители Нубии, несомненно, должны были знать о пирамидах, возвышавшихся в долине Нила далеко на севере, их строительство собственно в Нубии началось только в период господства в Египте нубийских царей из Напаты, а затем их наследников из Мероитского царства.

Тот факт, что нубийские цари точно видели пирамиды, подтверждается из сообщения фараона Пийе. Овладев почти всей территорией Египта, новоиспеченный фараон направился в Гелиополь, чтобы поклониться богу Солнца и отпраздновать свое вступление на престол. И, конечно, спускаясь по Нилу, он не мог не заметить на левом берегу эти величественные сооружения. Как говорится далее в надписи, в Гелиополе он «встал один перед святилищем. Сломал печати замков и открыл врата… Узрел своего отца Ра в священном доме Пирамидион, насладился видом Утренней ладьи Ра и Вечерней ладьи Амона». Совершив все это, фараон возвратился в Напату. После этого в трех районах Нубии было построено около двухсот пирамид, которые служили гробницами для царей и цариц Напаты и Мероэ. Первая группа этих пирамид была построена в местечке Эль-Курру. Здесь находятся гробницы царя Кашты и его сына Пийе, наследников Пьянхи фараонов Шабаки, Шабатаки и Тануэтемани, а также пирамиды 14 цариц. Все они были построены в Нури, в Верхней Нубии, на западном берегу Нила. В этом некрополе похоронены 21 правитель и 52 царицы.

Самая древняя и большая пирамида здесь принадлежит напатскому царю и фараону XXV династии Тахарке. Однако самый обширный и наиболее известный комплекс нубийских пирамид находится в Мероэ, между 5 и 6 порогами Нила, примерно в 100 км к северу от современной столицы Судана Хартума. Во времена Меровитского царства на этом «поле пирамид» были похоронены около сорока царей и цариц.

Нубийские пирамиды отличаются от египетских. В Нубии они представляют собой грубые ступени из горизонтально уложенных каменных блоков и имеют высоту приблизительно от шести до 30 м. Все они, несмотря на их значение и цели строительства, достаточно примитивны. Поражает лишь количество этих пирамид и, так сказать, «плотность застройки». У археологов они не могут вызывать ничего, кроме огорчения, так как все были разграблены еще в глубокой древности. Правда, по настенным барельефам можно судить, что их царственных обитателей после смерти мумифицировали, украшали множеством драгоценностей и укладывали в деревянные саркофаги. Таким образом, можно с большой вероятностью утверждать, что уж нубийские пирамиды точно служили гробницами для усопших правителей.

Нубийские пирамиды к югу от Египта часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян, но попытки, потерпевшие неудачу. Но 223 пирамиды древней Нубии удваивают количество пирамид в Египте. По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством. В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон описал Мероэ, место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире.

К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее «прославился» итальянский исследователь Джузеппе Ферлини, который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето, включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки. Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.

Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру и включали могилы царя Кашта и его сына Пи, вместе с преемниками Пи Шабакой, Шабатакой и Танветамани и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури, на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури — пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка. Но самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид — Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.

Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещенных каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, — количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок — все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определенно были местом погребения.

В 350 г. н.э. Эра Пирамид на Ниле действительно закончилась. Странствие пирамид нубийских царей кажется представляет собой метод объединения их нации с египтянами, которые непосредственно перед этим, около 600 г. до н.э. оставили строительство пирамид. Очевидно, что пирамиды Нубии были могилами. Как и в Египте пирамиды-гробницы — только один аспект большего целого, в котором цари Нубии разжигали пламя древнего Египта. Ключ, кажется, опять находится в причастности жрецов Гелиополиса, людей, которые обычно идентифицировались как носители знания о первоначальной Эпохе Пирамид.

Мы можем заявить, что здание пирамиды было специфической прерогативой духовенства Гелиополиса; храмы были основной сферой компетенции жрецов Амона, которые поднялись на вершину своего влияния на жизнь Древнего Египта в течение Среднего и Нового Царства, когда столица переместилась в Фивы/Луксор. Кажется, что со вторжением нубийцев – которое в значительной степени был возможно только из-за упадка власти Фив/Луксора – духовенство Гелиополиса снова возвысилось.

Раскопки во многих святилищах Напаты, особенно в Джебель Баркал, показали, что храмы строились непосредственно на фундаментах разрушенных храмов Амона Нового Царства. Приблизительно в 1450 г. до нашей эры египетский фараон Тутмос III расширил свои владения на Джебель Баркал и установил этот пункт как южную границу своей империи.

Город, который он основал, называли Напата. Египтяне оставались в этом районе около 300 лет. Восстанавливая старые египетские культовые места, особенно Джебель Баркал, цари Нубии представляли себя и в Нубии и особенно в Фивах как истинных преемников фараонов Нового Царства и прямых наследников их трона. Тахарка не только создал самую сложную пирамиду, он также преобразовал участок Баркал в культовую сцену для празднования прошлой, существующей и вечной монархии, для бесконечного всемирного отдохновения.

А есть ли пирамиды еще где-нибудь за пределами Египта? Пирамиды есть и в Нубии , страна которая расположена к югу от Египта. Это долина Нила, но уже другая страна - нынешний Судан. В древние нубийские времена здесь находились три кушитских царства. Первое, со столицей в городе Керма, просуществовало с 2400 по 1500 г. до н.э.; второе (1000-300 гг. до н.э.) имело своей столицей Напату; столицей третьего была Мероэ (300 г. до н.э.-300 г. н.э.). Все три царства находились под сильнейшим влиянием своего северного соседа. Периодически они вторгались в Египет, завоевывали его и даже объединялись с ним - так, например, царь Напаты правил Египтом как фараон XXV династии, и правление это завершилось только после ассирийского завоевания, случившегося в 656 г. до н.э.
Хотя правители Нубии, несомненно, должны были знать о пирамидах, возвышавшихся в долине Нила далеко на севере, их строительство собственно в Нубии началось только в период господства в Египте нубийских царей из Напаты, а затем их наследников из Мероитского царства. Тот факт, что нубийские цари точно видели пирамиды, подтверждается из сообщения фараона Пийе. Овладев почти всей территорией Египта, новоиспеченный фараон направился в Гелиополь, чтобы поклониться богу Солнца и отпраздновать свое вступление на престол. И, конечно, спускаясь по Нилу, он не мог не заметить на левом берегу эти величественные сооружения. Как говорится далее в надписи, в Гелиополе он «встал один перед святилищем. Сломал печати замков и открыл врата… Узрел своего отца Ра в священном доме Пирамидион, насладился видом Утренней ладьи Ра и Вечерней ладьи Амона». Совершив все это, фараон возвратился в Напату. После этого в трех районах Нубии было построено около двухсот пирамид, которые служили гробницами для царей и цариц Напаты и Мероэ. Первая группа этих пирамид была построена в местечке Эль-Курру. Здесь находятся гробницы царя Кашты и его сына Пийе, наследников Пьянхи фараонов Шабаки, Шабатаки и Тануэтемани, а также пирамиды 14 цариц. Все они были построены в Нури, в Верхней Нубии, на западном берегу Нила. В этом некрополе похоронены 21 правитель и 52 царицы. Самая древняя и большая пирамида здесь принадлежит напатскому царю и фараону XXV династии Тахарке. Однако самый обширный и наиболее известный комплекс нубийских пирамид находится в Мероэ, между 5 и 6 порогами Нила, примерно в 100 км к северу от современной столицы Судана Хартума. Во времена Меровитского царства на этом «поле пирамид» были похоронены около сорока царей и цариц.
Нубийские пирамиды отличаются от египетских. В Нубии они представляют собой грубые ступени из горизонтально уложенных каменных блоков и имеют высоту приблизительно от шести до 30 м. Все они, несмотря на их значение и цели строительства, достаточно примитивны. Поражает лишь количество этих пирамид и, так сказать, «плотность застройки». У археологов они не могут вызывать ничего, кроме огорчения, так как все были разграблены еще в глубокой древности. Правда, по настенным барельефам можно судить, что их царственных обитателей после смерти мумифицировали, украшали множеством драгоценностей и укладывали в деревянные саркофаги. Таким образом, можно с большой вероятностью утверждать, что уж нубийские пирамиды точно служили гробницами для усопших правителей.

История

Нубийские пирамиды к югу от Египта часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян, но попытки, потерпевшие неудачу. Но 223 пирамиды древней Нубии удваивают количество пирамид в Египте. По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством. В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон описал Мероэ, место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире. К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее «прославился» итальянский исследователь Джузеппе Ферлини, который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето, включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки. Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.
Было три Кушитских царства: первое называлось Керма (Kerma), как одноимённая столица, и существовало с 2400 до 1500 гг. до н.э.; второе — Напата (1000-300 гг. до н.э.) и третьим было Мероэ (300 г. до н.э. — 300 г. нашей эры). Первоначально нубийцы находились под влиянием своих северных соседей, а в итоге нубийские племена смогли завоевать Египет, царь Напаты правил как фараон 25-й династии вплоть до ассирийского завоевания в 656 г. до н.э. Хотя в нубийских царствах должны были знали о пирамидах, которые возвышались в Нильской долине далеко на севере, только во времена их правления в Египте, королевские участки царства Напата и ее преемника Мероэ непосредственно в Нубии связаны со строительством пирамид. То, что цари Нубии видели египетские монументы, известно из записей фараона Пи. После покорения большей территории Египта, Пи собирался отправится в Гелиополь поклониться богу солнца и отпраздновать свою коронацию как фараона Египта, перед возвращением в Напату.
Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру и включали могилы царя Кашта и его сына Пи, вместе с преемниками Пи Шабакой, Шабатакой и Танветамани и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури, на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури — пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка. Но самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид — Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.
Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещенных каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, — количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок — все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определенно были местом погребения.

Эль-Курру
приблизительно в 13 километрах к югу от Джебель Баркал был раскопан Г. Райснером в 1918-19 гг. Участок включает уже упомянутую пирамиду Пьянхи, которая имеет длину основания около восьми метров и наклон сторон приблизительно 68 градусов - намного круче, чем 51 градус Великой Пирамиды - хотя восемь метров, конечно, микроскопическая величина по сравнению с громадой Великой Пирамиды. Это была крупнейшая пирамида, когда-либо построенная в Нури, и уникальна среди пирамид Нубии тем, что строилась в два этапа. Первая пирамида была заключена в «футляр» из гладкого песчаника. Рисунки и записи начала 19-го столетия описывают срезанную вершину внутренней пирамиды из вершины разрушившейся внешней пирамиды. Внешняя пирамида была первой из ряда пирамид со ступенчатыми рядами и прямыми, ровными углами. Угол наклона сторон примерно составлял 69 градусов. Стена плотно окружала пирамиду, и
Райснер не смог обнаружить каких-либо следов храма. Внутри Райснер нашел лестницу из 19 ступеней, которая вела на восток к погребальной камере. Тело Пьянхи покоилось на ложе в центре комнаты на каменной скамье. Четыре угла скамьи были срезаны, таким образом образовались «ножки», чтобы ложе находилось непосредственно на скамье.
Это — заключительное доказательство того, что эти пирамиды служили могилами, но именно в пирамиде Нури возведена самая сложная структура. Царь Тахарка был первым, построившим свою пирамиду в этом месте, и его пирамида-гробница по нубийским стандартам вышла весьма внушительной: 51,75-метровая площадь и около 40 — 50 метров высота. Вход по восточной лестнице к северу от центральной оси пирамиды подчёркивал выравнивание первоначальной, меньшей пирамиды. Три ступени приводили к дверному проёму, ограниченному рамой, который вёл в туннель, расширявшийся в вестибюль со сводчатым потолком. Шесть массивных столбов, вырезанных из естественной скалы, разделяли погребальную камеру на два боковых прохода и центральный неф, каждый со сводчатым потолком. Вся палата была окружена подобным рву коридором, со ступенями, ведущими вниз от дверного проема вестибюля. Возраст нубийских пирамид намного более юн, чем египетские образчики. И именно в этом интрига этого архитектурного всплеска. Но, возможно в отличие от Египта, это было связано непосредственно с экономикой Нубии. Поскольку римское богатство уменьшалось, снижался и спрос на предметы роскоши Мероэ. В то же самое время торговый путь из Мероэ по Красного моря в Индийский океан был потерян из-за превосходства соседа, эфиопского царства Аксум. Приблизительно в 350 г. нашей эры армия аксумского царя Эзаны вторглась на остров Мероэ. К тому времени столица уже была покинута, и область была в руках людей, которых аксумцы называл ноба.

В 350 г. н.э. Эра Пирамид на Ниле действительно закончилась. Странствие пирамид нубийских царей кажется представляет собой метод объединения их нации с египтянами, которые непосредственно перед этим, около 600 г. до н.э. оставили строительство пирамид. Очевидно, что пирамиды Нубии были могилами. Как и в Египте пирамиды-гробницы — только один аспект большего целого, в котором цари Нубии разжигали пламя древнего Египта. Ключ, кажется, опять находится в причастности жрецов Гелиополиса, людей, которые обычно идентифицировались как носители знания о первоначальной Эпохе Пирамид. Мы можем заявить, что здание пирамиды было специфической прерогативой духовенства Гелиополиса; храмы были основной сферой компетенции жрецов Амона, которые поднялись на вершину своего влияния на жизнь Древнего Египта в течение Среднего и Нового Царства, когда столица переместилась в Фивы/Луксор. Кажется, что со вторжением нубийцев - которое в значительной степени был возможно только из-за упадка власти Фив/Луксора - духовенство Гелиополиса снова возвысилось.

Раскопки во многих святилищах Напаты, особенно в Джебель Баркал, показали, что храмы строились непосредственно на фундаментах разрушенных храмов Амона Нового Царства. Приблизительно в 1450 г. до нашей эры египетский фараон Тутмос III расширил свои владения на Джебель Баркал и установил этот пункт как южную границу своей империи. Город, который он основал, называли Напата. Египтяне оставались в этом районе около 300 лет. Восстанавливая старые египетские культовые места, особенно Джебель Баркал, цари Нубии представляли себя и в Нубии и особенно в Фивах как истинных преемников фараонов Нового Царства и прямых наследников их трона. Тахарка не только создал самую сложную пирамиду, он также преобразовал участок Баркал в культовую сцену для празднования прошлой, существующей и вечной монархии, для бесконечного всемирного отдохновения. Почему именно здесь? Из-за обратного течения Нила в этом месте могила Тахарки хотя и находится на «западном» берегу, как это ни парадоксально лежит на востоке, встречая восхода солнца и возрождение мира. Джебель Баркал на «восточном» берегу лежит, как это ни странно, на западе, в местах заката и смерти.
Важный вопрос — почему область пирамид окружает Джебель Баркал. Первое объяснение чисто экономическое: это место — идеальная точка пересечения Нила и торговой магистрали, пересекающей пустыню от Кавы до Мероэ. Второе объяснение религиозного характера. Священная гора Баркал высотой 74 метра сложена из песчаника и имеет плоскую вершину. С запада она похожа на царский египетский уреус, увенчанный белой короной. Для древних египтян этот участок был явно помечен Богом-Творцом, изваявшим гору с указанием ее царского, священного предназначения. С востока гора напоминает змею с солнечным диском на вершине. Взаимодействие могилы и горы таким образом одновременно отобразило в символической форме акты творения, смерти и возрождения, а Джебель Баркал при Тахарке окончательно обрёл статус постоянного царского центра в Нильской Долине. Здесь осуществлялась вечная связь между Атум-Ра, богом-создателем, и Человечеством, между вечным царём и царём ныне живущим. Поэтому мы находим в Нубии, в пирамидах и самих участках, на которых они были построены, многочисленную символику с гораздо более широким смыслом, чем просто погребальный аспект - эти места были непосредственно связаны с царским саном. И также они соответствуют “Шаблону Пирамид”.

September 28th, 2016

Все мы знаем про знаменитые и великие пирамиды долины Гиза. Но оказывается есть и еще многочисленные, но менее распиаренные пирамиды.

Мероэ является выдающейся достопримечательностью Судана и может предложить туристам очень многое. Около 200 пирамид расположены в древнем месте захоронения царей королевства Куш. Эти сооружения намного меньше, чем Египетские Пирамиды, но их количество производит потрясающее впечатление. Они были созданы из блоков песчаника с более крутым уклоном, чем египетские сооружения. К сожалению, охотники за сокровищами уничтожили многие пирамиды Мероэ в 19-м веке.

Давайте узнаем про них подробнее...

История Нубии, обширной области в долине Нила, которую сегодня занимает современный Судан, — это почти всегда история соперничества с более древним и могущественным северным соседом, Египтом. В разное время на территории Нубии располагались три Кушитских царства: самое древнее, Керма, появилось в 2600 году до н.э., просуществовав до 1520 года до н.э.; вторым было царство Напата (с 1000-го по 300-й год до н.э.) и третьим, самым известным, стало Мероэ (300 г. до н.э. по 300 г. н.э.).

Желание нубийцев во что бы то ни стало оказаться могущественнее Египта привело к тому, что царь Кашта, правитель Напаты, в 770 году до н.э. завоевал большую часть территории Египта, однако только его сыну, фараону Пи удалось по-настоящему управлять захваченными землями.

Этот период в истории Нубии и Египта известен как правление Двадцать пятой династии, которое закончилось вместе с приходом ассирийцев в 656 году до н.э. Именно тогда на участке эль-Курру были построены первые нубийские пирамиды, а царь Кашта стал первым правителем, похороненным внутри пирамиды за последние восемьсот лет. С его усыпальницы и началось строительство 223 нубийских пирамид, растянувшееся на несколько столетий.

Кроме царя Кашта и его сына Пи, в пирамидах эл-Курру были похоронены несколько их преемников и четырнадцать цариц. В столице царства Напата, городе Нури, древние строители возвели самую большую пирамиду - усыпальницу фараона Тахарка. По нубийским меркам ее размеры были огромными: почти 52 кв. метра в основании и более 40 метров в высоту.Всего в пирамидах Нури нашли последнее пристанище 21 царь, 52 принца и царицы. Их тела поместили в массивные гранитные саркофаги, некоторые весом более пятнадцати тонн.

Однако самое большое число пирамид сосредоточилось на территории Центрального Судана, в Мероэ, который сегодня считается одним из крупнейших археологических памятников. Здесь упокоились более сорока цариц и царей, и каждая королевская гробница была укрыта отдельной пирамидой.


Историческую область в среднем течении Нила — от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге — принято называть Нубией. Название это скорее всего происходит от древнеегипетского слова «нубу», что означает «золото» Примыкающие к Нилу невысокие скалистые горы действительно изобилуют золотоносным кварцем, из которого еще в глубокой древности научились добывать драгоценный металл.

Для древних египтян Нубия с ее узкой прибрежной долиной была своего рода «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию; когда Египет ослабевал, нубийцы восставали и снова обретали независимость В VIII—VII веках до нашей эры нубийцы даже сами образовали XXV династию правителей Египта и полвека правили страной.



Раскопки в долине Муссаварат-эль-Суфра помогли ученым приоткрыть завесу тайны над историей древнего государства Мероэ — некогда обширного и могущественного. Здесь сделано немало открытий, в частности, раскопаны и исследованы пирамиды правителей Куша, правда, ограбленные уже в незапамятные времена; найдены сложные подземные ходы, которые вели к усыпальницам цариц…

Английский историк Б. Дэвидсон так описывал этот город, мало изученный еще и сегодня: «В Мероэ и прилегающих к нему районах сохранились руины дворцов и храмов, представляющих собой порождение цивилизации, которая процветала более 2000 лет назад. А вокруг руин, все еще сохраняющих свое былое величие, лежат могильные курганы тех, кто создавал эти дворцы и храмы… Стены из красного базальта, испещренные таинственными письменами; фрагменты барельефов из белого алебастра, некогда украшавших великолепные крепости и храмы; черепки окрашенной глиняной посуды, камни, не утратившие еще своих ярких узоров, — все это следы великой цивилизации. Там и сям печально стоят заброшенные гранитные статуи Амон-Ра… и ветер пустыни носит над ними тучи коричнево-желтого песка».



Первые века в истории Куша были связаны еще с египетским владычеством: царский дом, аристократы и жрецы во многом перенимали египетские обычаи и моды, хотя, как считает И. Можейко, эти чужие традиции вряд ли глубоко проникали в кушитское общество. Оно не только этнически отличалось от египетского, но и занятия его населения были другими: нубийцы не были связаны с рекой, как египтяне л Нилом, большая часть их территории представляла саванну, на которой они занимались скотоводством.

Примерно к 800 году до нашей эры слабые фараоны XXII египетской династии вынуждены были предоставить Кушу независимость. Столицей государства стал город Напата — центр культа бога Амона, которого кушиты изображали в образе барана. Через некоторое время кушитские цари сами начали продвигаться на север, воевали они и в южных номах Египта. Ряд завоевательных походов начал царь Пианхи, проявивший себя умелым полководцем: он находил слабые места в обороне противника, шел на союзы с враждовавшими между собой номархами, не забывая при этом чтить египетских жрецов.



Победив египетского фараона, кушитский царь и основал XXV, «эфиопскую», династию. Однако вскоре их владычество в Египте было прервано ассирийцами, вооруженными железными копьями и мечами, против которых бронзовые и каменные орудия египтян и кушитов были бессильны. Однако ассирийцы не стали преследовать их вверх по Нилу, и, таким образом, кушиты сохранили свою независимость.

Полтора тысячелетия желтые пески пустыни скрывали руины города Мероэ — столицы загадочного нубийского «царства Мероэ». Об этом городе греки и римляне узнали в I тысячелетии до нашей эры, когда Мероэ стал столицей Нубии вместо расположенной севернее Напаты. Однако на вопросы: «Почему была перенесена столица? Когда это произошло точно и какова предшествующая история самого города?» — античные историки ответа не дают. Лишь крохи сведений о Мероэ донесли до нас сочинения римских и греческих писателей. Известно, например, что территорию города Мероэ называли «островом Мероэ», который имел форму щита. На картах его изображали в виде круглого участка суши, со всех сторон окруженного притоками Нила.

Из Мероэ в Рим несколько раз отправлялись посольства, но посланники и купцы сообщали римлянам лишь отрывочные сведения о своей далекой родине. Известен также и тот факт, что император Нерон в I веке направил в Нубию своих офицеров, которым удалось проникнуть «дальше Мероэ». Полученные разведчиками данные знаменитый географ и естествоиспытатель Плиний Старший воспроизвел в своем труде «Естественная история». В нем он, в частности, сообщает об управляющих Нубией загадочных царицах с «наследственным именем» Кандака; о находящемся в городе храме, посвященном египетскому богу солнца Амону. С явным удивлением отмечает Плиний незначительные размеры города, а дальше следует весьма примечательная фраза: «Впрочем, этот остров, когда эфиопы добились государства, пользовался большой известностью; говорят, что он мог выставить 250 000 воинов и давал пристанище четырем тысячам художников»


Первым обнаружившим руины Мероэ европейцем был Фредерик Кайо, опубликовавший иллюстрации руин в 1821 году. Карл Лепсиус исследовал руины более детально в 1844, доставив детальный план и некоторые античные находки в Берлин. Раскопки и восстановление руин Мероэ продолжаются и по сей день.

Еще в 1822 году в том месте, где по описаниям должен был находиться Мероэ, ученые обнаружили руины большого города. Но с полной уверенностью сказать, что это именно Мероэ, было трудно, так как ни один античный автор не указал точных границ этого царства. Только через столетие удалось установить, что упоминаемый древними авторами Мероэ находился на правом берегу основного русла Нила — на той территории, которая с юго-запада ограничена голубым Нилом, а с северо-востока — рекой Атбарой. Правда, эта территория имеет не круглую форму (как думали в древности), а квадратную.


В начале 1920-х годов археологи исследовали только царские гробницы и храмы, и лишь в середине XX века на территории Мероэ начались систематические и планомерные раскопки Столетия песок скрывал историю древнего царства, но он же и сохранил ее для нас.

Весной 1960 года в жарких песках Нубийской пустыни работала немецкая археологическая экспедиция. Когда ученые во главе с профессором Ф. Хинце приехали в долину Муссаварат-эль-Суфра, они увидели, что среди моря песка торчат только верхушки колонн да разбросанные в беспорядке каменные блоки. Однако уже во время пробных раскопок ученые обнаружили развалины храмов, гробниц и некоторых других сооружений.

Потом работы начались в «Храме львов», который назван так был из-за находившегося в нем изваяния священного льва. Здесь же археологи обнаружили картуши с изображением царя Арнекамани, которого они и считают основателем «Храма львов». Сохранилось и большое количество надписей, рисунков и рельефных изображений, украшавших каменные блоки, из которых был сложен этот древний храм. Недаром название долины переводится как «Место, украшенное изображениями».


«Храм львов» в Мероэ, посвященный львиноголовому богу войны и плодородия Апедемаку, по предположению Ф. Хинце, был разрушен какой-то внезапной катастрофой, поэтому при его реконструкции ученым пришлось прилаживать одну к другой многотонные каменные глыбы. Когда работы были закончены, перед ними предстало великолепное прямоугольное сооружение, почти сплошь покрытое рельефными изображениями и надписями На одном из рельефов бог Апедемак изображен с луком в руке, на веревке он ведет пленника.

Особое впечатление производят грандиозные рельефы длиной до 15 метров, изображающие царя и наследного принца перед богом Апедемаком, а также статуи львов, которые некогда встречали всех входивших в храм. По своему художественному исполнению эти рельефы и статуи ни в чем не уступают египетским или вавилоно-ассирийским, так что слова Плиния о «четырех тысячах художников», видимо, были недалеки от действительности. Внутри «Храма львов» было найдено много листового золота, которым, по предположениям ученых, были покрыты внутренние колонны храма.


В 30 километрах от Мероэ лежат величественные руины дворца одного из правителей Куша. Немецкие археологи исследовали и «хафир» — круглый резервуар для сбора дождевой воды. Эта гигантская цистерна диаметром около 250 и глубиной до 10 метров могла обеспечить водой не менее 300 000 человек. «Хафир» был облицован камнем и окружен крепостной стеной. Ученые предположили, что он находился внутри укрепленного убежища, чтобы в случае длительной осады можно было сохранить столь драгоценный запас воды. Исследуя территорию вокруг «хафира», немецкие археологи обнаружили и водопроводную сеть — каналы и каменные подземные трубы. Остатки оросительной системы показывают, что вокруг дворца лежали возделанные поля, а зеленые деревья давали тень и прохладу каменным террасам.


Некоторые ученые считают, что Мероэ стал столицей кушитского царства еще в IV веке до нашей эры Однако И. Можейко предположил, что это произошло только на рубеже нашей эры, исходя из того факта, что к этому времени гробницы богинь-цариц начинают возводить именно в Мероэ, а не в Напате. Он считает, что, возможно, одной из причин переноса столицы стала пустыня, которая все ближе и ближе подвигалась к Напате.

Однако на этот счет существуют и другие версии. Например, со времен Плиния считалось, что в Нубии в период ее расцвета господствовала египетская религия и особым влиянием пользовались жрецы бога Амона. Оракулов этого бога в Напате даже называли «высшей государственной инстанцией», так как от них зависело окончательное решение многих государственных вопросов.

Надписи и рельефы «Храма львов», построенного между 235 и 221 годами до нашей эры, показали, что расцвет Мероэ был связан с культом бога Апедемака. По отношению к нему все другие боги, даже египетские, занимали подчиненное положение. Таким образом, за «соперничеством» богов Амона и Апедемака скрывались весьма реальные социальные взаимоотношения. Поэтому ученые и предположили, что перемещение кушитской столицы из Напаты в Мероэ связано с борьбой против жрецов бога Амона, а признаком этой борьбы стало возвеличивание культа национального бога Апедемака.


Свидетельства тесной взаимосвязи древних культур — великого Египта и Мероитского царства — обнаружены на севере Судана. В сухой Нубийской пустыне археологи раскопали 35 пирамид, построенных приблизительно две тысячи лет назад.

С 2009 года специалисты французского отделения управления древностями Судана (French Section of the Directorate on Antiquities of Sudan) изучают необычный некрополь древней африканской цивилизации Куш, южного соседа Египта.

Об истории страны Куш или Мероитском царстве известно меньше чем о родине великих пирамид, однако историки не сомневаются: Египет оказал колоссальное влияние на культуру кушитов.

Некрополь, обнаруженный в местечке под названием Седеинга, представляет собой группу небольших пирамид-гробниц, расположенных необычайно близко друг к другу. Археологи были удивлены, когда по результатам раскопок 2011 года на площади в 500 квадратных метров было найдено 13 каменных построек.

«Плотность расположения пирамид объясняется длительным временем существования кладбища: процесс возведения продолжался сотни лет и, когда места осталось совсем мало, захоронения стали производить в имеющихся между сооружениями пустотах», - рассказывает антрополог Винсент Франсигни (Vincent Francigny) из американского музея естествознания.


Любопытно, что размер гробниц неодинаков. Так, ширина основания самой большой составляет 7 метров, а самой маленькой, предположительно предназначавшейся для ребёнка — лишь 75 сантиметров.

На одном из захоронений была обнаружена табличка. Надпись на мероитском языке на табличке содержит обращение к Осирису и его супруге и сестре Исиде от имени некой женщины по имени Аба-ла с просьбой одарить её водой и хлебом.

Вообще, влияние Египта наблюдается и в характере постройки гробниц: они представляют собой своеобразный синтез египетских пирамид и предположительно местного способа возведения курганов — тумулусов.

Более того, в одной из пирамид внутренняя круговая кладка полностью выполнена из кирпича. У кушитов ранее была обнаружена только одна подобная постройка.

Что касается внешней декоративной отделки пирамид, то она практически не сохранилась. Специалисты рассказывают, что гробницы покрывались облицовочным камнем, а верхушки были украшены изображениями солнечного шара, птиц и цветами лотоса.

Ко времени, когда до пирамид добрались археологи, многие погребальные камеры были разграблены, сохранив до сегодняшнего дня единственное сокровище - человеческие останки.