Святое море
или Далай-Нор
- монгольское название оз. Байкал (см.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Святое море" в других словарях:
I (тат. Бай Кул богатое озеро, монг. Далай Нор святое море) оз. в Восточной Сибири, третье по величине и первое пресноводное на материке Старого Света, между 51°29 и 55°50 сев. шир. и 121°25 и 127°32 восточной долготы. Длина более 600, наибольшая … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История судоходства на озере Байкал. Содержание 1 XVII век 2 XVIII век 2.1 Доставка товаров из Китая … Википедия
- (тат. Бай Кул богатое озеро, монг. Далай Нор святое море) оз. в Восточной Сибири, третье по величине и первое пресноводное наматерике Старого Света, между 51 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- (святое место) (Быт.14:7 , Чис.13:27 , Втор.1:2). Под сим названием разумеется иногда город, иногда обширная пустыня на ю. земли Ханаанской. Что здесь разумеется определенная местность, это видно из указанных нами цитат и др. где например читаем … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Ивр. ים כנרת араб. بحيرة طبريا Координаты: Координаты … Википедия
Содержание 1 Евангельские события 2 Оригинальная таблица Синодального издания 1988 г … Википедия
XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Первозванный (значения). Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда. В Википедии есть статьи о кораблях «Святой… … Википедия
Сошествие во ад (мозаика монастыря Осиос Лукас, XI век) Великая суббота, Страстная … Википедия
- «Утром после Воскресения», худ. Э.Берн Джонс Явление Христа ученикам описанные в Евангелиях случаи явления воскресшего Иисуса Христа его ученикам до его … Википедия
Книги
- Удивительный Байкал. Фотоальбом , Холостых Владимир Иванович. "Святое море", "святое озеро", "святая вода"-так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже XVII в веке, и путешествующие иноземцы,…
- Святое русское воинство , Федор Ушаков. Только два полководца были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Первый – Александр Невский, второй – Федор Ушаков. В Деянии о его канонизации сказано: «Сила его…
Далай
Название Далай применительно к Байкалу впервые отметил в 1675 г. царский посол Николай Спафарий, приведший первое систематическое описание . Он пишет: «... а иноземцы все, и мунгальцы и тунгусы и иные, называют все Байкальское море своим языком Далай, се есть море...» Что касается тунгусов, то здесь Спафарий явно ошибался.
Спустя столетие об этом названии писал И. Е. Фишер, утверждая, что так называют озеро «монголы, а по примеру их некоторые буряты...».
Однако эти сообщения Спафария и Фишера не подтверждаются историческими документами. Они не подкрепляются и современными названиями Байкала, существующими у монголов и бурят. Так, монголы озеро-море называют Байгал нуур, а слово «далай» - «море» у них издавна закреплено в качестве индивидуального названия за озером Далай-Нур, расположенным в восточной части Монголии. Буряты озеро называют Байгал далай, в их фольклоре встречается также название Байгал сагаан далай - седой Байкал (бурятское «сагаан» означает «белый»), в летописях - Байигал далай . Здесь слово «далай» входит в названия, но вполне ясно, что оно применяется в своем нарицательном значении. Это слово в качестве собственного имени не отмечено в современной топонимике Бурятии, оно, как и у монголов, издавна закреплено лишь за упомянутым выше озером в Монголии - Далай-нуур.
Все это говорит, скорее всего, о том, что сообщения Спафария и Фишера о названии Далай основывались не на документах, а на простом возведении бурят-монгольского слова «далай» - «море», имеющего нарицательное значение, в ранг индивидуального названия, собственного имени.
Упоминание о том, что буряты называют озеро-море именем Далай, есть в некоторых современных трудах, но оно документально не подтверждено.
Святое море
О названии Святое море впервые, пожалуй, написал Н. Семивский: «Байкал, море или Святое море, или озеро, а справедливее Ангарский провал, имеющий фигуру, подобную полумесяцу...». Позднее, уже в наше время, название стало приписываться ранним русским поселенцам . В отношении его возникло оговоренное осторожными предположениями или обставленное вопросами мнение о том, что оно является калькой дорусского названия, дословно переведено с последнего. Однако название Святое море в русских документах XVII - первой половины XVIII в. не встречается. Между тем слово «святой», навеянное анималистическими представлениями, было присуще русскому лексикону XVII в. На Байкале, в частности, оно вошло в название полуострова Святой Нос, о котором писал еще в 1673 г. Н. Спафарий: «... а от острова Олхона до Святого Носа, где переезжают, пучина великая, насилу в полтора днища могут переехать, и в тех местах многие суда разбиваются». Полуостров Святой Нос показан и назван на «Чертеже земли Иркуцкаго города» С. У. Ремезова. Святым морем русские иногда называли в Сибири море, в которое впадает река Яна, т. е. море Лаптевых. К Байкалу же это название ранними русскими поселенцами, видимо, не применялось. К тому же среди дорусских названий озера, рассмотренных выше, нет ни одного, которое могло бы выступать в качестве основы для калькирования названия Святое море.
Если ориентироваться на дату публикации Н. Семивского, то название Святое море у русских могло появиться лишь к началу XIX в. Оно могло возникнуть под влиянием религиозных представлений, тем более что у русских прослеживалось стремление называть озера, особенно окутанные ореолом загадочности, Святыми. Озер с таким названием по всей России - неисчислимое множество. Однако здесь отношение русских к озеру находило поддержку и со стороны бурят, с которыми русских связывали узы побратимства и дружбы. Буряты, как известно, почитают озеро-море, часто называют его великим, божественным. Такое отношение к природным объектам сложилось еще в древности, когда люди поклонялись светилам, звездам, большим горам, рекам, озерам и морям. Позднее оно сознательно культивировалось религией, в частности у бурят - шаманизмом.
Таким образом, русское название Святое море могло сложиться самостоятельно и еще более усилиться под влиянием бурят, почитавших величественное озеро-море, а вовсе не быть калькой дорусского названия. К тому же русские либо перенимали без изменений географические названия аборигенов, если только они становились им известными, либо давали свои названия за незнанием названий аборигенов, но отнюдь не прибегали к калькированию смыслового значения названия. Так, например, название полуострова Святой Нос, самого крупного на Байкале, принадлежит, несомненно, русским. Буряты называли его иначе - Хэлмэн хушун, что означает либо «сабельный мыс», либо «морда (нос) осетра». Полуостров был культовым местом бурятских шаманистов, где совершались обряды почитания мыса. Как можно видеть, название Святой Нос не является калькой с бурятского, но оно, возможно, возникло под влиянием бурятского шаманизма.
Святым,
священным морем русские могли назвать Байкал еще и под влиянием так называемой
ложной этимологизации, когда сходные по звучанию слова из разных языков,
имеющие различные смысловые значения, отождествляются. Они сначала
познакомились с эвенкийским названием озера -
Ламу,
затем узнали
о бурятском названии -
Байгал
.
Но через бурят до них дошло и
тибетское слово «лама» - священник, святой, поэтому эвенкийское
Ламу
могло
объясняться русскими как исходное по звучанию: лама - святой.
НАЙТИ В ТЕКСТЕ МЕТАФОРУ;СРАВНЕНИЕ;ЭПИТЕТ, ОБЪЯСНИТЬ ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ.
“Святое море”, “святое озеро”, “святая вода” - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в семнадцатом веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других- эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно “равнодушная” природа. Это было нечто необыкновенное.
Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стап сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее. как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду... потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете; каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соль и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного ее существования.
И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая - то малина, то смородина красная и черная, то жимолость... А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист и застывше тих, далеко а воде взблескивают и переливаются красками камни на дорогу, то пахнет нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесет прохладным и резким дыханием с моря.
Товарищ мой уже часа два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество, красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой.
- СВЯТОЕ МОРЕ
или Далай-Нор — монгольское название оз. Байкал … - МОРЕ в Словаре воровского жаргона:
- очень … - МОРЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
Если Вы слышите во сне меланхоличный шум моря - значит. Вам суждена томительная и бесплодная жизнь, лишенная любви и дружеского … - МОРЕ в Словаре экономических терминов:
ОТКРЫТОЕ - см. ОТКРЫТОЕ МОРЕ … - МОРЕ
(Быт 1:10) - это слово прилагается свящ. писателями к озерам, рекам и вообще ко всякому большому собранию вод, равно как … - МОРЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
(пращник, стрелок) - название двух местностей: Быт 12:6 - так называлась дубрава близ Сихема. Дубраву эту не следует смешивать с … - МОРЕ в Большом энциклопедическом словаре:
- МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана главным образом … - МОРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
см. Океанография и … - МОРЕ в Современном энциклопедическом словаре:
- МОРЕ в Энциклопедическом словарике:
часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом. Чем … - МОРЕ в Энциклопедическом словаре:
MOPE, -я, мн. -я, -ей, ср. 1. Часть океана - большое водное пространство с горько-соленой водой. Плыть морем. По морю … - СВЯТОЕ
СВЯТ́ОЕ СЕМЕЙСТВО, в христианских представлениях семья, в к-рой родился Иисус Христос, ближайшее окружение Иисуса в детстве, включающее его мать - … - МОРЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
М́ОРЕ, часть Мирового ок., обособленная сушей или возвышениями подвод. рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологич. и метеорол. режимом. … - МОРЕ
? см. Океанография и … - МОРЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
мо"ре, моря", мо"ря, море"й, мо"рю, моря"м, мо"ре, моря", мо"рем, моря"ми, мо"ре, … - МОРЕ в Словаре эпитетов:
О величине, протяженности, глубине. Безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, всеобъемлющее, глубокое, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое. О … - МОРЕ в Словаре синонимов Абрамова:
см. много || ждать у моря погоды, за морем, капля в … - МОРЕ в словаре Синонимов русского языка:
карское море, каспий, множество, обилие, понт, серам, сулавеси, сулу, фиджи, … - МОРЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ср. 1) а) Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. б) Очень большое озеро с горько-соленой водой. в) … - МОРЕ
м`оре, -я, мн. -`я, … - МОРЕ в Словаре русского языка Лопатина:
М`оре, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: М`оре Дожд`ей, М`оре Кр`изисов, М`оре … - МОРЕ
Море, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: Море Дождей, Море Кризисов, Море … - МОРЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
море, -я, мн. -я, … - МОРЕ в Орфографическом словаре:
м`оре, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: м`оре дожд`ей, м`оре кр`изисов, м`оре … - МОРЕ в Орфографическом словаре:
м`оре, -я, мн. -`я, … - МОРЕ в Словаре русского языка Ожегова:
часть океана - большое водное пространство с горько-соленой водой Плыть морем. П¦ морю и по м¦рю. Н- море и на … - МОРЕ в Словаре Даля:
ср. скопленье соленогорьких вод в обширных впадинах, раздолах земной поверхности. Морем зовут вообще все воды эти, в противоположность земле, суше, … - МОРЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
часть Мирового ок., обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом. Чем … - МОРЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
моря, мн. я, ср. 1. часть водной оболочки земли, огромное углубление, впадина в земной поверхности, заполненная горькосоленой водой и соединенная … - МОРЕ в Толковом словаре Ефремовой:
море ср. 1) а) Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. б) Очень большое озеро с горько-соленой водой. … - МОРЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ср. 1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. отт. Очень большое озеро с горько-соленой водой. отт. Крупный … - МОРЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ср. 1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. отт. Очень большое озеро с горько-соленой водой. отт. … - СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? названное так благодаря своему положению среди земель, составлявших весь известный древним мир? принадлежит к числу самых замечательных из … - МАРК ТВЕН в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-14 Time: 21:36:48 = Афоризмы = = # = * «Классика» — это книга, которую восхваляют — и не … - БИБЛИЯ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-05-23 Time: 10:27:55 Навигация Тема = Библия Википедия = Библия Викисловарь = библия Викитека = Библия Викисклад = Bible … - ТРИ в Библейском словаре:
(тр’етий) — количество сынов Ноя (Быт.6:10), возраст жертв (Быт.15:9), число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2; Деян.7:20; Евр.11:23), количество дней пути … - СК’ИНИЯ в Библейском словаре:
(от греч. «скене» — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан … - СКИНИЯ (03) в Библейском словаре:
От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона … - ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх 25:9-10), по этому … - СКИНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
(Исх 25:9) - собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов … - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- НИНА ГРУЗИНСКАЯ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нина (ок. 280 - 335), просветительница Грузии, равноапостольная. Память 14 января. Родилась … - МИРО в Православной энциклопедии Древо.
- ЛЕВ 16 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 16 Главы: 1 2 3 4 5 6 … - ИСХ 30 в Православной энциклопедии Древо.
- ИСХ 28 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Исход. Глава 28 Главы: 1 2 3 4 5 6 … - ИЕЗ 45 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 45 Главы: 1 2 3 4 … - ИЕЗ 43 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 43 Главы: 1 2 3 4 … - ИЕЗ 41 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 41 Главы: 1 2 3 4 …
Организаторы мероприятий поставили перед собой задачу привить иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание общественности к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.
"Святое море", "святое озеро", "святая вода" – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной красотой.
Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина около 730 м. Впервые достаточно точно она вычислена Глебом Верещагиным в 1930-х гг. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 м.
Площадь водного зеркала Байкала 31,5 тысяч кв. км – это примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает восьмое место среди крупнейших озер мира.
В Байкале содержится около 1/5 мировых запасов поверхностных вод Земли (исключая льды Антарктиды, Гренландии, других ледников), и более 4/5 запасов пресных вод России.
Каждый год озеро продуцирует 60 куб. км чистой, биологически активной воды. Через Ангару эта вода попадает в Мировой океан.
По словам главы Международного фонда "Байкал – мировое наследие" Ларисы Коховой, "гармонизировать Мировой океан ‑ одно из назначений Байкала". Она считает, что ученые-лимнологи заглядывают в глубину байкальского "ока", как иридодиагносты смотрят в глаз человека, и получают информацию о происходящем в земных водах.
Из космоса рельеф байкальского дна просматривается до глубины 500 метров. Это еще и самое прозрачное озеро мира, сравниться с которым может только Саргассово море. "Диск Сепки", эталон прозрачности вод, виден в разных местах Байкала на глубине 40-45 м.
Секретом байкальского феномена чистоты является крошечный рачок-эндемик эпишура, миниатюрный родственник креветки. Ежегодно этот "санитар" фильтрует полуметровый поверхностный слой воды, перерабатывая всю погибшую органику, а также обеспечивая воду кислородом.
5 декабря 1996 года на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО.
Уникальная экосистема Байкала является местом обитания более 2630 видов флоры и фауны. Большая часть являются эндемиками.
Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет.
На Байкале водится 236 видов птиц.
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок.
Экологическое состояние самого большого пресноводного озера на планете в предыдущие десятилетия вызывало большую тревогу у российских и международных экологических организаций. Главной угрозой озеру считали запущенный в 1966 г. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который в сентябре 2008 г. по требованию Минприроды РФ перешел на замкнутый цикл водооборота.
По мнению ученых, отключение БЦБК положительно повлияло на экосистему озера Байкал.
Однако в январе 2010 г. правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что открыло дорогу к возобновлению работы комбината. В мае комбинат произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. С начала июля 2010 г. БЦБК возобновил свою деятельность после полутора лет простоя.
В рамках программы будет решаться несколько экологических проблем. Одна из важнейших задач – устранение разного рода отходов, для этого будут построены мусороперерабатывающие предприятия и полигоны.