Взаимоотношения человека и природы у есенина. Сочинение «Связь человека с природой а творчестве Есенина

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.

В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - любовь.
А. Августин

В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.

Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры...».

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.

Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.

Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню...» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа...».

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка...
...Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?

Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого" человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил - печальный
Твой предосенний шум.

В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных...» открывает нам картину чувств лирического героя.

Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.

Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.

Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.

Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.

Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима - аукает...». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домо

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску...

"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения "Отговорила роща золотая..." также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только "журавли печально пролетают"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. "Мы потеряли великого русского поэта..." - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.