Игра путешествие простые механизмы физика. Урок-игра «Простые механизмы

Ну как Вы там у меня?,- спросила моя заботливая подчиненная Танечка, сочувственно вздохнув на другом конце провода.
-Я? Спасибо, хорошо... Молодец, что позвонила, как ты там без меня? Какие новости, как дела?
- Болейте спокойно, отчет почти готов, письма в СМИ отправлены. Точнее, поправляйтесь скорее...
- Спасибо, буду стараться...

Гудки вернули в реальность. И, порадоваться бы! Без меня все идет своим чередом, все под контролем. Так нет же! Письма? Все ли учла Танечка? Что в них? Во все ли СМИ? А что в отчете? Такси... Быстренько собраться и на пол часика рвануть в кабинет, взглянуть одним глазком на годовой отчет, письма и... обратно. Как же без меня?! А я без служебных забот?!...

Что это я? Опять... Позавчера ездила, вчера была. Все на месте. Ну говорю же себе, идет своим чередом! Дак нет же... Если гладить полотенца - то с обеих сторон. Если плов готовить, то такой, чтобы забежавшая на минуту, худеющая подруга съела пол казана... Если делать - то лучше всех... Нет, чтобы махнуть рукой на текучку и, пользуясь моментом, болеть-лечиться с чистой совестью. Чтобы, рассказав беспристрастно где, в какой папочке на рабочем столе находятся нужные срочно документы, завалиться поспать немного после обеда. Или найти благовидные предлоги, чтобы не стирать, не готовить, не закрывать служебную амбразуру своим болящим телом... Болеть-лечиться...

Нет! Нет. И нет... Потому, что этот диагноз неизлечим, и имя ему перфекционизм.
Это другим мы, собратья по палате, готовы простить все что угодно, прийти на помощь на работе, дома. Потому, что кроме нас и лучше нас работу не выполнить никому. Это другим можно простить опечатку, просроченный отчет, забывчивость... Другим. Но не себе.

Помнится в детстве, на школьном уроке физкультуры в шестом классе, довелось прыгать в высоту. Мало кто "допрыгнул до пятерки"... Но нам, этим самым перфекционистам-идеалистам нельзя "не допрыгнуть". Само собой! Пятерка была в кармане. В числе троих счастливиц, как и положено, сияю возле планки... Метр взят, метр и пять сантиметров - тоже... А не прыгнуть ли метр десять!? Прыгнуть! Кто-то пожимает плечами, кто-то с плохо замаскированной завистью недобро улыбается, сидя с "четверкой" на новенькой деревянной скамье. Разбегаюсь, взлетаю над перекладиной и... странно, как в замедленном кадре, словно в невесомости, опускаюсь на маты по другую сторону заветной перекладины. Высота взята! Ура! Вот только проблема, во время прыжка ли, во время приземления, сломала ногу... Одноклассники сгрудились надо мной, кто поздравляет, кто жалеет, кто говорит, что так, мол, упрямице и надо, нечего замахиваться на невозможное... Но, оно - возможное! Высота моя! Ну и пусть такой ценой. Нам, перфекционистам, все равно... Вот уж, во истину, своя планка и в прямом и в переносном смысле, всегда на максимальной высоте... Но, взята.

Но, жизнь сурова. Сколько таких планок били и бьют по головам мне подобных... По отношению к другим, у нас все и всегда выше, чаще, лучше... Решения и поступки или абсолютно правильные, или абсолютно нет. Либо черное, либо белое. По отношению к себе. Не потому ли постоянный спутник перфекциониста - чувство вины? Спасибо, родители! Ожидающие, что чадо не посрамит, переплюнет, удивит... Нас учат быть первыми всегда и везде с пеленок: в пять лет ненавязчиво начинают обучать иностранным языкам, в шесть отдают в музыкальную школу, выбирают нам хобби поэффектнее, внушают, что быть всегда нужно "the best". Всегда...

Школа. Институт. Вам может показаться банальностью принцип, по которому складывается судьба такого вот человека. И зря. Это не всегда "медаль", "красный" диплом", еще какая-то стандартная "планка". Но это всегда "the best". Кто самый грустный, если всем смешно? У кого неординарная внешность и странные увлечения? В эпоху атеизма - искренняя вера, нестандартная религия. Альтернативная музыка. Пирсинги. Тату. Что там еще...

Все верно. У таких, как мы, у тех, кто детально прокручивая события дня, разговора, безжалостно анализирует и потом не спит пол ночи, сомневаясь, поставил ли запятую в нужном месте или нет, все должно быть идеально, а иначе... Иначе разве бывает? А утром, влетев в безлюдный кабинет, мы включаем компьютер и, сдвинув набок меховую шапку, "пробегаем" глазами причину бессонной ночи и облегченно вздыхаем: "как всегда, зря волновалась...". Кто грызет и бичует себя за сказанное и несказанное? Кто неспособен простить себе малейшее несовершенство? Кто, кто...

Диагноз...
Пробую "лечиться". Говорю себе: "не важно, ну и ладно, ерунда"... Прощаю себе недоделанный отчет, недомытую больной рукой посуду, несваренный суп... Да здравствует свобода от обязательств! Обещаний! Чувства долга! По боку стояние под стиральной машиной в ожидании последней минуты стирки. Пусть белье хоть раз возьмет и высохнет там, внутри, мне все равно!... Да здравствует здоровый пофигизм! Совесть протестует, пытается воткнуть в руки рабочий инструмент: компьютерную мышку, поварешку или хотя бы пульт от телевизора, шипит: "Не расслабляйся! Будь собой!". А я ей: "Нет уж. Хватит. Это уже клиника какая-то. Не жизнь, каторга! Даешь свободу!..."

Интересно, пофигизм можно привить искусственным путем? Или эти прыжки "на метр-десять" навсегда?...

Учителям остаётся только выбирать, если они, конечно, готовы к этому выбору. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 13 различных приложений и игр, которые могут пригодиться при изучении физики. Впрочем, они настолько интересны, что вполне подойдут не только ученикам и студентам, но и всем, кому интересно устройство нашего мира.

Snapshots of the Universe – удивительное приложение для iOS, не так давно выпущенное самим Стивеном Хокингом совместно с компанией Random House . Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность не только получить базовые знания по физике, но и познакомиться с принципами, управляющими нашей Вселенной. В рамках предложенных экспериментов игроки могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы, искать и изучать чёрные дыры. Каждый эксперимент можно проводить бесчисленное количество раз, изменяя физические параметры и наблюдая за появляющимися эффектами. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео. Приложение доступно на iTunes . Cтоимость игры от великого физика составляет всего лишь $4,99.

Это игра с уникальным сочетанием особенностей аркады и головоломки, место действия которых – мир субатомных частиц. Взяв под контроль одного из кварков, вы должны вести переговоры с фундаментальными силами Вселенной. Другие частицы будут притягиваться и отталкиваться, соединяться и изменять полярность, задача несчастного кварка - не терять контроль и избегать разрушения. Через всю игру красной нитью проходит история Элисон – молодого физика с нелёгким прошлым. Её путешествие через субатомный мир протекает в воспоминаниях и в конечном счёте приводит к удивительным открытиям. На сайте представлена бесплатная демо-версия, за полную придётся заплатить от 5-ти до 50-ти долларов – в зависимости от особенностей вашей системы.

Игра от первого лица, разработанная лабораторией игр (MIT), даёт возможность игрокам познакомиться с восприятием пространства на околосветовых скоростях и понять теорию относительности. Задача игрока – перемещаться по 3D-пространству, собирать сферические объекты, которые замедляют скорость света на фиксированные значения, что даёт возможность наблюдать за различными визуальными эффектами эйнштейновской теории.

Чем медленнее движется излучение - тем яснее проступают некоторые физические эффекты. К 90-му собранному камню свет будет распространяться со скоростью пешехода, что заставит вас почувствовать себя героями сюрреалистического мира. Среди явлений, с которыми может познакомиться герой во время игры, эффект Допплера (изменение при движении игрока длина волны регистрируемого им света, что приводит к изменению окраски видимых предметов, которая смещается в ультрафиолет и инфракрасную область), абберация света (увеличение яркости света в направлении движения), релятивистское замедление времени (различия между субъективным ощущением времени игрока и протекании времени во внешнем мире), преобразование Лоренца (искажение пространства на околосветовых скоростях) и т.д.

Crayon Physics Deluxe - это 2D-пазл/игра «в песочнице», которая даёт возможность испытать игрокам, что было бы, если бы их рисунки могли превращаться в реальные физические объекты. Задача игрока – помогать шарику собирать звёздочки, рисуя подходящие для его движения поверхности – мосты, переправы, рычаги и т.д. Всё происходит в волшебном мире детского рисунка, где инструментами игрока являются восковые карандашики. Как минимум игра развивает художественное видение и творческие способности, как максимум – позволяет познакомиться с основами механики - гравитацией, ускорением и трением. Для теста на сайте представлена демо-версия , полную версию для PC, Mac и Linux можно приобрести за $19,95, приложения на Android и iOS обойдутся в $2,99.

Впрочем, для тех, кто только приступил к изучению движения тел и различных физических сил, будет также интересно ознакомиться с образовательной видеоигрой Physics Playground. Игра представляет собой площадку, на которой игроку нужно выполнять достаточно простые действия – с помощью зелёного шара сбивать красный воздушный шарик. Вот тут-то и начинается классическая механика: без правильного применения законов Ньютона игрокам вряд ли удастся сконструировать в интерактивной среде механизмы, которые помогут привести в движение шарик. Впрочем, можно пользоваться и интуицией – главное, что на протяжении 80-ти уровней интуитивные знания, позволяющие достигать цели, постепенно приводят к пониманию закономерностей, которые лежат в основе классической механики. Игра разработана компанией Empirical Game , которая занимается созданием развивающих образовательных игр. В открытом доступе её, к сожалению, нет, однако разработчики предлагают связаться с ними, если вас заинтересовал этот продукт. В полной версии можно отслеживать успехи игроков с помощью анализа журналов лог-файла.

«Наука, индустрия развлечений и игра слились в красивом уникальном творческом опыте Newton’s Playground. Манипулируйте Вселенной, создавайте невероятные сочетания планет и запускайте гравитацию», - говорят создатели приложения. Newton’s Playground – интерактивное приложение, которое базируется на моделях, отражающих гравитационную взаимосвязь различных тел. Имитируя гравитационные отношения планет, небольшое приложение Newton’s Playground даёт своим игрокам возможность понаблюдать за взаимодействием сфер, плавающих в открытом пространстве, или же самому поэкспериментировать с массой и плотностью различных тел и создать собственную Солнечную систему. Все расчёты основаны на исследованиях института астрономии Sverre Aarseth"s. Стоимость приложения в App Store – $1,99.

«Algodoo создает новую синергию между наукой и искусством», - гласит надпись на одной из страниц игры. Algodoo – это уникальная платформа 2D-моделирования физических экспериментов от Algoryx Simulation AB . С помощью мультяшных образов и интерактивных инструментов Algodoo позволяет создавать удивительные изобретения, разрабатывать игры для использования в классе или специальные эксперименты для лабораторных занятий по физике. В процессе своих естествоиспытаний и создания различных механизмов участники игры могут использовать жидкости, пружины, шарниры, двигатели, световые лучи, различные индикаторы, оптику и линзы. Моделируя различные конструкции и меняя параметры, игроки изучают трение, преломление, силу тяжести и т.д. Для новичков на сайте представлено подробное руководство , а также создан канал Youtube , на котором можно посмотреть десятки видео по теме. Для Windows и Mac доступны бесплатные версии игры, приложение для iPad стоит $4,99.

Autodesk ForceEffect – приложение для инженеров, которые занимаются различного рода проектированием. С помощью Autodesk ForceEffect можно делать инженерные расчёты прямо на мобильном устройстве. Это существенно облегчает работу по дизайну на стадии создания концепции, так как мгновенно определяет жизнеспособность конструкции. Впрочем, приложение будет интересно и тем, кто хотел бы узнать, как различные силы влияют на объекты. Таким энтузиастам вместо схемы дома для эксперимента можно взять обычный велосипед и на основе его фото провести ряд экспериментов, которые покажут, какую нагрузку он способен выдержать и что влияет на равновесие велосипеда. Особенно приятно, что приложение находится в открытом доступе и бесплатно доступно для Android , iOS .

представлен план-конспект урока "Простые механизмы". Этот урок подойдет для обобщения-повторения в 7 классах. так же его можно использовать как открытый урок во время предметной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока.

Урок-игра «Простые механизмы»

Учитель: Горохова Ольга Викторовна.

Класс: 7 дата: третья неделя апреля.

Тип урока: обобщение и повторение.

Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Развивающие:
  • Воспитательные:

Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры.

Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают

5 мин.

1 конкурс «Приветствие»

Жеребьевка.

Выступление команд: Название, эмблема, девиз.

5 минут.

2 конкурс «Пойми меня»

Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде

От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке.

5 минут.

3 конкурс «Формула-1»

На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами.

Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране.

10 минут

4 конкурс «Создатели мифов»

Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности.

По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания.

10 минут

Конкурс капитанов «Силен физически»

Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно»

Капитан дает название единицы измерения физической величины.

3 минуты

Подведение итогов

Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.

Оценивание урока.

Внимательно слушают. Поздравляют победителей.

5 минут

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.

А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники ).

Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов ). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки )

На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды ). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты ).

Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».

А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.

Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано ). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.

(Термины для конкурса в приложении №1)

Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (, ).

Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации , ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место ). Итак, 2 команда заработала ….. балов.

А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем . у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс. ) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.

И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.

Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)

А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги ).

Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.

Приложение №1.

Слова для 2 конкурса.


Подписи к слайдам:

Конкурс «Что за формула?»

1 команда.

A=FS Механическая работа

F=mg Сила тяжести

R=R 1 +R 2 Равнодействующая сил, направленных в одну сторону.

N=A/t Определение мощности.

V=S/t Скорость тела.

 =(А п / A з)100 % Коэффициент полезного действия

E=m v 2 /2 Кинетическая энергия

2 команда

F= p ж V т g Сила Архимеда

P=mg Вес тела.

R=R 1 -R 2 Равнодействующая сил, направленных в разные стороны.

ρ =m/ v Плотность тела.

ρ 1 / ρ 2 =h 2 /h 1 Уравнение сообщающихся сосудов

p= p gh Давление столба жидкости.

E= mgh Потенциальная энергия

Молодцы!!!

Предварительный просмотр:

Клин

Винт

Рычаг

Блок

Сила

Перпендикуляр

Ньютон

Джоуль

Ватт

Метр

Работа

Мощность

Энергия

Путь

Простой механизм

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

Момент силы

Равновесие

Груз

Ось вращения

Простой механизм

Ответы для жюри:

1 команда

Клин

Рычаг

Сила

Ньютон

Ватт

Работа

Энергия

Простой механизм

Потенциальная энергия

Равновесие

Ось вращения

2 команда.

Винт

Блок

Перпендикуляр

Джоуль

Метр

Мощность

Путь

Кинетическая энергия

Момент силы

Груз

Простой механизм

3 конкурс:

Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.

Задания:

  1. Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
  2. Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
  3. Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
  4. Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
  5. Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).

Итого: ________________________

Предварительный просмотр:

Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».

Название конкурса

1 команда

2 команда

Приветствие: (3 б за каждое)

Название, девиз, эмблема.

Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)

Время: по 50 секунд на каждого участника.

Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)

Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)

Время: 3-5 минут

Блиц-турнир.

(По 30-40 секунд на каждого капитана.)

Итого:

Предварительный просмотр:

По горизонтали.

9. Простой механизм.

По вертикали.

8. Простой механизм.

11. Простой механизм.

Кроссворд:

Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."

Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________

По горизонтали.

3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.

5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.

7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.

9. Простой механизм.

13. Единица работы в системе CИ.

14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.

1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.

2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.

4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.

6. Наклонная... - простой механизм.

8. Простой механизм.

10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.

11. Простой механизм.

12. Единица мощности в системе CИ.

Кроссворд:


Острова Физики. Механика

Присоединяемся к учителю физики и его ученикам в их увлекательном путешествии по Островам Физики.
На Острове «Механика» изучим простые механизмы, узнаем, что такое механическая работа и различные типы энергии, найдем источники энергии, а также поиграем для закрепления полученных знаний.",

Приложение "Острова Физики. Механика" содержит уникальный интерактивный контент. Изучать физику вместе с ним не только легко, но очень увлекательно и интересно!

Дружелюбные персонажи помогут тебе в этом. Учитель физики и его ученики продолжают свое увлекательное путешествие по стране знаний. На этот раз их цель – открыть законы механики. На каждого персонажа можно нажать, и он повторит основные выводы по изучаемому явлению. Ты узнаешь о работе, силе, энергии и механизмах – окружающий нас мир такой разнообразный и удивительный!

Составь маршрут для путешествия самостоятельно, используя карту. В конце учебных тем тебя ждут увлекательные игры. Изучение механики превратится в веселый и интересный процесс! Скачай игру "Острова Физики. Механика" прямо сейчас!

Приложение включает 4 учебно-игровых раздела, по которым ты можешь путешествовать:

Механизмы
Механическая работа
Энергия
Источники энергии

Особенности:
4 учебно-игровых раздела в одном приложении.
Веселые и доброжелательные персонажи, помогающие изучать материал.
На каждого персонажа можно нажать для получения дополнительной информации.
Вся информация представлена в виде красочных картинок, видео, моделей и динамичных анимации.
Включены увлекательные обучающие игры.
Раздел «Помощь» представлен в виде интерактивной сцены.


План-конспект открытого урока.
Урок-игра «Простые механизмы»
Учитель: Горохова Ольга Викторовна.
Класс: 7 дата: третья неделя апреля.
Тип урока: обобщение и повторение.
Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.
Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.Структура урока:
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры. Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают 5 мин.
2 1 конкурс «Приветствие» Жеребьевка. Выступление команд: Название, эмблема, девиз. 5 минут.
3 2 конкурс «Пойми меня» Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке. 5 минут.
4 3 конкурс «Формула-1» На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами. Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране. 10 минут
5 4 конкурс «Создатели мифов» Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности. По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания. 10 минут
6 Конкурс капитанов «Силен физически» Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно» Капитан дает название единицы измерения физической величины. 3 минуты
7 Подведение итогов Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.
Оценивание урока. Внимательно слушают. Поздравляют победителей. 5 минут
Содержание урока:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.
А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники).Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки)
На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты).
Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».
А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.
Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.
(Термины для конкурса в приложении №1)
Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место).
Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место). Итак, 2 команда заработала ….. балов.
А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем. у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс.) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.
И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.
Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)
А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги).
Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.
Приложение №1.
Слова для 2 конкурса.
1 команда
Клин
Рычаг
Сила
Ньютон
Ватт
Работа
Энергия
Простой механизм
Потенциальная энергия
Равновесие
Ось вращения
2 команда.
Винт
Блок
Перпендикуляр
Джоуль
Метр
Мощность
Путь
Кинетическая энергия
Момент силы
Груз
Простой механизм
Приложение №2
К 3 конкурсу подготовлена слайдовая презентация.
Приложение №3
Задание для 4 конкурса:
Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.
Задания:Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).
Итого: ________________________
Приложение № 4.
Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».
Название конкурса 1 команда
2 команда
Приветствие: (3 б за каждое)
Название, девиз, эмблема.
Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)
Время: по 50 секунд на каждого участника. Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)
Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)
Время: 3-5 минут Блиц-турнир.
(По 30-40 секунд на каждого капитана.)
Итого:
Приложение №5Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________
По горизонтали.
3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.
5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.
7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.
9. Простой механизм.
13. Единица работы в системе CИ.
14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.
1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.
2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.
4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.
6. Наклонная... - простой механизм.
8. Простой механизм.
10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.
11. Простой механизм.
12. Единица мощности в системе CИ.
Кроссворд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15