Как изучалась география. С какими науками пересекается география

География очень интересная и широкомасштабная наука. Её структура просто огромная. Интерес к географии у меня проявился ещё в школе. Окончив школу, я всё равно продолжаю читать различные книги и журналы на данную тематику. Поэтому считаю, что обладаю достаточным объёмом знаний.

География как наука

География - это такая наука, которая изучает нашу планету и всё что с ней связано. Она изучает и поверхность нашей Земли, и экономические ресурсы, и распределение населения, в общем, перечислить всё не хватит времени. Сам термин имеет греческое происхождение, дословный перевод - землеописание. Географией люди заинтересовались достаточно давно, ещё во времена Древнего Египта. В то время люди отправлялись в различные экспедиции (в центральную часть Африки, по Средиземному морю и т.д.). Наверное, самым известным изобретением, к которому географы приложили руку, является карта. Даже представить невозможно, насколько сложно было её создавать, ведь появилась она на свет более 4000 лет назад. Первая карта была создана в Египте на куске глины.


Кому и зачем нужна география

География используется во многих сферах деятельности. Список также огромен, поэтому перечислю несколько:

  • экономика;
  • биология;
  • история;
  • инженерия.

Экономисты нуждаются в географических данных, эта информация им нужна для того, чтобы правильно рассчитать экономические темпы роста определённого государства или какой-либо другой территории.

Биологии нужна для того, чтобы изучать схему миграции животных, генов, вирусов и т.д.

Сама по себе история сильно переплетается с географией, захват любой территории сопровождается изменением государственных границ.

Эти знания также нужны инженерам, особенно транспортникам, для прокладки различных маршрутов.


География в военном деле

При подготовке какой-либо стратегической или тактической операции, военные обязаны учесть множество различных факторов. Одним из таких факторов является географическое пространство. Например, применить какое-нибудь оружие может быть невозможно из-за рельефа местности.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

Как сейчас помню: выдали перед пятым классом здоровенную стопку учебников в школьной библиотеке. Среди всех прочих мое внимание привлекла яркая книжка с какими-то горами и планетой на обложке. И уже дома я полезла в учебник, чтобы разобраться, что же изучают на этом странном новом предмете - географии.

Что изучает география

Да чего только не изучает эта обширная наука!

В основном, делится она на две части. Первая – изучение территорий:

  • Материков (сколько их, какие государства на них находятся, другие особенности).
  • Стран (столицы, экономическое развитие, население).
  • Океанов (течение, животный мир, климатические изменения).

Вторая часть относится к изучению самой планеты – биосферы, атмосферы, литосферы, ноосферы и гидросферы.


С какими науками пересекается география

Разумеется, все научные знания складываются в единую систему . И некоторые науки как бы пересекаются между собой, формируя у нас полную картину мира.

О биосфере , то есть о всем живом на планете, подробнее можно узнать из биологии.

Экология тоже расскажет о живых организмах много нового. Затрагивает она и ноосферу, то есть влияние человека на мир вокруг.


Об атмосфере и гидросфере может немного рассказать физика – о различных законах, которые делают наш мир таким, какой он есть. В частности, это атмосферное давление, циклоны, закон Архимеда и многое другое.


Об экономике стран говорит, как ни странно, раздел экономики, именуемый макроэкономикой .


Математика научит переводить деньги из одной валюты в другую.


Иностранные языки – не только понимать , где говорят на другом языке, но и что именно.


История же затрагивает то, как развивалось человечеств о и почему геополитическая картина мира выглядит так, как мы видим сейчас.


Так что в идеале надо знать не только географию, но и все вышеперечисленные науки.

На какие важные вопросы отвечает география

Именно на уроках географии я смогла узнать, откуда берутся землетрясения и как формируются вулканы. Что такое цунами и почему их не может быть в средней полосе России. Что за страшные фразы про циклоны и антициклоны говорят в прогнозе погоды и какие бывают ветры.


Все эти знания люди по крупицам собирали веками, а мы можем всего лишь открыть учебник для того, чтобы получить ответы на все вопросы.

Полезно9 Не очень

Комментарии0

Можно сказать, что она изучает природу в целом. Это множество наук, цель которых ответить на разные вопросы: как устроена наша планета, как складываются ландшафты, почему меняется погода, почему в Африке жарко, а на Южном полюсе холодно, как влияет человек на природу и т.д. Конечно, основным предметом её изучения является геосфера – оболочка земли, в которой возможна "жизнь" в той или иной форме.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно, переключая каналы телевизора, я наткнулась на передачу, где находчивый журналист задавал каверзные вопросы знаменитым людям, пытаясь уличить их в позорном незнании важных вещей. Одним из вопросов был: как называется столица Австралии? Никто из героев так и не дал верного ответа, впрочем, как и я. Стыдно не знать географию!


Появление географии

География настолько древняя наука, что у её названия нет создателя. Зарождение термина происходило в I веке нашей эры, а дальнейшим развитием науки мы обязаны таким ученым, как Клавдий Птолемей и Герард Меркатор. С древне-греческого слово переводится как «гео» - земля и «графо» - пишу. То есть «география» буквально - описание Земли. И действительно, данная наука описывает размещение объектов по нашей планете.

Великими путешественниками и географическими первооткрывателями считаются:

  • Джеймс Кук (первым высадился на берега Австралии);
  • Фернан Магеллан (подтвердил шарообразность Земли);
  • Михаил Лазарев (обнаружил Антарктиду);
  • Афанасий Никитин (совершил великое путешествие в Индию).

Географическая оболочка Земли

Главными предметами изучения географии являются оболочки нашей планеты:

  • биосфера: живые организмы;
  • атмосфера: воздушное пространство;
  • литосфера: земная кора;
  • гидросфера: водные ресурсы.


Виды географии

Жизнь Земли настолько разнообразна, что и география имеет несколько отраслей:

  • физическая география: изучает природную оболочку и живых существ планеты;
  • социально-экономическая география: изучает вопросы территориального проживания человеческого общества;
  • военная география: изучает стратегии ведения военных действий в географическом пространстве.

Зачем нужно знать географию

Изучением в школе географии пренебрегать нельзя. Каждый житель Земли должен понимать, где находится сам, и где живут братья-земляне. Необходимо ориентироваться в этом мире, путешествовать, познавать свой огромный космический дом. Кроме того, пробелы в географических знаниях часто вызывают неприятные насмешки в адрес невежи. И последнее: география - это просто очень интересно!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Всем в детстве хотелось стать путешественником, открывать новые земли, пересекать моря и океаны или хотя бы исследовать территорию вон за тем соседским забором. Не знаю как вам, а мне было жуть как интересно.

Когда дети вырастают, а их мечта остаётся той же, они становятся географами. Планируют исследовательские экспедиции, корпеют над созданием подробных карт и путешествуют по миру.


Чем занимаются географы

География, т.е. «описание земли» в переводе на древнегреческий, изучает компоненты окружающей нас географической среды, их расположение и взаимосвязь между собой. К таким компонентам относятся:

  • территория;
  • климатические условия;
  • водные ресурсы;
  • животный и растительный мир.

Эти компоненты являются составной частью оболочек, формирующих нашу планету. Одним словом их называют геосферами. Давайте подробнее разберём каждую из них.


Биосфера

Пространство над землёй, где обитают живые организмы. Включает в себя флору и фауну.


Литосфера

Кора планеты Земля. Твердая оболочка Земли, включающая в себя мантию, покрывающую ядро планеты. Литосфера состоит из плит. Движение литосферных плит друг к другу может создать горные хребты. В то же время расхождение их в разные стороны может привести к возникновению карьера.


Гидросфера

Водная оболочка планеты Земля. Состоит из трёх составляющих: воды, находящиеся под землёй континента, поверхностные воды и Мировой океан. География в гидросфере исследует главным образом круговорот воды в природе. Он включает в себя испарение влаги с поверхности земли, перенос её воздушными массами и конденсацию обратно на землю.


Атмосфера

Защитный слой, предотвращающий губительное воздействие солнечных лучей и попадания метеоритов на планету Земля. В основном она состоит из различных газов.


Как мы видим, под микроскопом географа вся наша планета: начиная с внутренних слоёв Земли и заканчивая околоземным космическим пространством. На него возложена важная функция наблюдения за всеми компонентами географической среды для оценки взаимодействия их между собой и составления прогнозов изменения их с течением времени.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В бытность свою школьницей я всегда бежала бегом на уроки географии, и даже в эпоху подросткового бунтарства пропускала её очень редко и только по уважительным причинам. Сотрудничала даже с Русским географическим обществом, а на день рождения как-то раз попросила глобус.


Что изучает география сегодня

Если говорить скучным языком науки, то география изучает физическую оболочку Земли, а также её внутренности. Да, география действительно изучает планету целиком, но на самом деле детали этой науки очень разнообразны. Помню, как мы делали доклады и презентации, рассказывая о:

  • народах мира;
  • странах и городах;
  • морях, океанах, равнинах и лесах;
  • и даже о космосе.

Можно сказать: так и надо было, ведь не было отдельных предметов по этим аспектам, куда их было ещё впихнуть? Это не география! Ну уж нет, знаете, именно в этом и заключается прелесть географии: в её разнообразии, в том, что она включает в себя целый мир, огромный, хоть и хорошо изученный, но ещё во многом такой непознанный.


Русское географическое общество

Я уже говорила, что мне довелось поработать с Русским географическим обществом, позаседать на их юбилее и представить свои мысли в виде проекта. Вообще, проектов было много: от географии событийного туризма до выращивания кристаллов (что ещё раз подчеркивает разнообразность географии!). А само общество восхитительно. Именно оно - проводник географии в России. Все долгие годы своего существования оно занималось сбором точных сведений об окружающем мире а так же активно распространяло собранное. С ним связаны такие фамилии, как Миклухо-Маклай, Пржевальский, Врангель (даже Айвазовский) и многие, многие другие. Будете в Питере - загляните в Общество. Лично я растекусь счастливой лужей, лишь только завидев здание на Гривцова 10, литера "А".


Близок ли закат географии как науки

Скептики могут заметить, что мир уже и так достаточно хорошо изучен. Что-то новое открывается редко, и то весьма незначительно, любую точку мира можно рассмотреть из космоса. Это означает, что география как наука будет мертва? Конечно, нет! Я считаю, что в нашем мире всегда есть место открытиям, пусть они не лежат на поверхности и не являются чем-то грандиозным. Поэтому география будет жить, а я и мне подобные - любить её.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

А вы любили в школе географию? Или же вы просиживали занятия, думая о чём-то своём и считая минуты до звонка на переменку? Может быть, вы столкнулись с трудностями изучения дисциплины у ваших детей? Чтобы полюбить географию, для начала, нужно разобраться, для чего она нужна и какую пользу несёт для всего человечества и для каждого человека в отдельности. Вот именно об этом я сейчас и расскажу.


Зачем нужна география

География – очень интересная и познавательная наука , которая состоит из множества аспектов. Благодаря ей формируется представление о планете , на которой мы живём. О её внутреннем строении, формировании и движении. О том, какие явления происходят в окружающем нас мире, почему и как это происходит, как они взаимодействуют между собой.


Что изучает география:

  • Строение Земли , её оболочку , место в солнечной системе .
  • Градусную сеть , которая позволяет найти любую страну или город на карте мира.
  • Части света , страны , города , горные массивы , моря и океаны .
  • Животные и растения , которые живут на нашей планете.
  • Население , особенности экономического развития .
  • Климат , природные условия , взаимосвязь природных явлений .

Кому нужна география

География – это не только общешкольный предмет, который знакомит нас с общими представлениями о Земле и её обитателях. Она также необходима во многих профессиях.


Все профессии, связанные с сельским хозяйством : грунтовед, почвовед, цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер. Узкоспециализированные профессии : геолог, гидролог, геодезист, агроном, лесник, лётчик. Среди современных профессий география станет полезной: журналистам, специалистам в сфере международных отношений, археологам, специалистам по логистике, туроператорам, переводчикам, экскурсоводам. И это ещё не весь перечень сфер деятельности, в которой знания такой науки, как география, играют важную роль.Не оченьобширную область изучения , применяя множество методов для исследования. Об этом я и расскажу, отметив ключевые исторические точки развития этой науки.


Что такое география и что она изучает

Это комплексная наука, в чью задачу входит изучение нашей планеты, а именно: природные явления, население и его деятельность . Общепринято разделять эту науку на два направления - экономическую , изучающую жизнь людей, и физическую , в сферу изучения которой входит вся планета в целом.

Методы исследований

Выделяют две группы. К первой, общенаучной группе относятся:

  • исторический - изучение объекта в процессе его развития;
  • системный - изучение факторов оказывающих влияние на системы природы;
  • компьютерное моделирование ;
  • математический - все данные об объекте изучения подвергаются математическому анализу.

Вторая группа включает в себя методы, собственно, географические :

  • палеогеографический - анализ, изучение останков древних форм жизни;
  • наблюдение за процессами окружающей среды;
  • геокосмический - включает исследование масштабных природных комплексов планеты;
  • геохимический и геофизический ;
  • картографический .

История географических открытий

Место рождения географии как науки - Древняя . Ученые того времени сумели обобщить и проанализировать материал, доставшийся от более древних цивилизаций, а вместе с тем значительно «пополнили копилку», осуществив множество собственных открытий. Много позже, в средние века, викингами были обнаружены , Гренландия и даже восточное побережье Американского континента . В течение нескольких веков множество европейцев совершали путешествия в дальние страны Азии и Ближнего Востока, подробно документируя все увиденное.


Потом наступила эпоха Великих географических открытий - временной отрезок между XV и XVII веками. В первой его половине была открыта Америка , проложен морской путь в Индию, и совершено первое кругосветное плавание . Ко второй половине относятся полное изучение Северной Азии , исследования Североамериканского континента и исследования Тихого и Индийского океанов.


К современным географическим открытиям относятся достижение полюсов , исследование океанов, покорение наивысшей точки на нашей планете и многое другое. Однако процесс изучения нашей планеты еще далек от завершения: продолжаются изучение льдов Антарктиды , исследование земной коры, животных и растений, глубин Мирового океана .

Полезно0 Не очень


Урок №1 Что изучает география.

Цель урока : Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Ученик должен знать : имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли

Задачи : - Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету - география.


Оборудование : атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников,

учебники, видеофрагменты.

Ход урока:

Учитель : Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет - География.

Что изучает география, как возникла эта наука - вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука - география.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря , несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ - наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне - греческий ученый

Эратосфен. По-гречески "Ге" - Земля, "графо" - пишу.

- «Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?»

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

- Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно - о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное - что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация - описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен - например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами - развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом - это всегда гораздо полезнее , чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

ГЛАВНЫМ «ДВИГАТЕЛЕМ» РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРА­ФИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА БЫЛА ТОРГОВЛЯ.

- Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.


    По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

    Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

    В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

    Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства. Посмотрите на схему, она поможет вам понять главные задачи современной географии.

ГЕОГРАФИЯ - НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? изучает, исследует, прогнозирует, объясняет.

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:


    логический,

    исторический,

    математический метод,

    методы наблю­дения,

    моделирования и др.

Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.

Самый древний из них - сравнительно-описа­тельный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод - исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ - ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько

тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

(Показ слайдов)

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы земной поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.

Географические объекты


Природные (природа) Антропогенные (человек)

Люди живут и работают на равнинах и в горах, среди лесов, на степных просторах, в холодной тундре и знойной пустыне. Они строят дома, электростанции, выплавляют металлы, выращивают хлеб. Все необходимое для жизни - воздух, воду, пищу, полезные ископаемые - дает людям природа. Чтобы пользоваться благами природы нужно очень хорошо ее знать. Эти знания людям дает география, она не только отвечает на вопросы что и где находится на земле, но и объясняет причины разнообразных явлений и процессов:


    Почему на полюсах всегда холодно, а на экваторе наоборот жарко

    Почему в Австралии не бывает землетрясений

    почему в одних местах лесные массивы, а в других песчаные пустыни

Впервые размеры Земли вычислил астроном и географ Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном городе Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в городе Александрии, находящемся севернее , лучи солнца падают под углом. Эратосфену удалось измерить этот угол, равный 7°12‘. Эта величина – 1/50 часть окружности, которая содержит 360°. Значит, если измерить расстояние между Асуаном и Александрией и умножить его на 50, можно узнать длину окружности всей Земли. Расстояние Эратосфен определил, зная, за сколько дней и с какой скоростью его преодолевают торговые верблюжьи караваны. Длина окружности Земли составила 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались весьма точными: окружность Земли составляет 40 000 км. Эратосфен составил первую карту известного к тому времени мира с учетом шарообразности Земли.

Выводы о шарообразности земли древнегреческих ученых.

Достижения Аристотеля.

Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля. Эратосфен составил первую карту мира (см. атлас рис. 1) и рассчитал размеры Земли.

5. 1492 г.- экспедиция Х.Колумба- открытие Америки.

Сообщение о путешествии.

Колумб: I и II экспедиция

3 августа 1492г. из порта Палос в плавание вышли три корабля: Санта-Мария, Пинта и Нинья с 90 участниками. Экипажи кораблей в основном состояли из осужденных преступников. После ремонта корабля “Пинта” у Канарских островов потянулись томительные дни. Прошло 33 дня после того как корабли покинули Канарские о-ва, а земли все не было. Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргассово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который Колумб назвал Сан-Сальводор и объявил владением Испании. Колумб был уверен, что достиг Азии.

Колумб оставил на о-ве Эспаньола несколько людей во главе со своим братом и отплыл в Испанию, взяв в доказательство несколько индейцев, перья невиданных птиц и несколько растений. 15 марта 1493 года в Палосе его встречали с триумфом как героя.

Снарядив немедленно новую экспедицию, Колумб отправился из города Кадикса во второе плавание, которое продолжалось с 1493 по 1496. Было открыто много новых земель в гряде Антильских островов (Доминика, Гваделупа, Антигуа), о-ва Пуэрто-Рико, Ямайка, обследованы южные побережья Кубы, Эспаньолы. Но и на это раз Колумб так и не достиг Материка. С богатой добычей корабли возвратились в Испанию.

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор «Спаситель», высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай.

Третье плавание Колумба состоялось в 1498-1500 гг. на шести судах. Он отплыл из г. Сан-Лукар. На о-ве Эспаньола Колумба ожидал тяжелый удар. Вероломные правители Испании, опасаясь, что Колумб может стать правителем открытых им земель, послали за ним корабль с приказом его арестовать. Колумба заковали в кандалы и привезли в Испанию. Почти два года потратил Колумб чтобы доказать свою невиновность. В 1502 году он вновь пустился в свое плавание на запад. На этот раз Колумб посетил многие открытые им острова, пересек от южного берега Кубы Карибское море и дошел до берега Южной Америки. Из четвертого плавания Колумб возвратился в 1504 году, слава его померкла. В 1506 году Колумб умер в одном из маленьких монастырей.

6. 1522 г.- первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана

Вопрос: " Какой Океан был открыт во время этого плавания?"

Сравнить в атласе карты XV и XV11 веков с современной.

Какие материки и океаны не были известны составителям этих карт.

ФЕРНАН МАГЕЛЛАН

Магеллан (подлинное имя Магальянш) родился в Португалии около 1480 г. Бедный португальский дворянин воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию, где он заключил договор, по которому Карл I снарядил 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 26 ноября достигла побережья Бразилии близ 8 ю.ш., 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы.

К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански «патагон» - большеногий) С того времени их страна именуется Патагонией.

21 сентября 1520 г. за 52 ю.ш. был найден залив или против, ведущий на запад, после того, как Магеллан открыл Атлантическое побережье Южной Америки. Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел 2 канала у о. Доусон: один на юго-восток, другой на юго-запад. Магеллан послал одного моряка на юго-восток, другого - на юго-запад. Моряки вернулись через 3 дня с известием, что видели мыс и открытое море. Адмирал прослезился и от радости назвал этот мыс «Желанным».

Следуя вдоль северного берега Патагонского пролива, он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента - мыс Фроуорд и еще пять дней вел три корабля на северо-запад, будто ко дну горного ущелья. Высокие горы и голые берега казались безлюдны, но днем был видны дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю “Земля Огня”, на наших картах она неточно называется Огненной Землей. Через 38 дней Магеллан нашел атлантический вход в пролив, соединяющий 2 океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь «Пилар» у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива).

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан. Нельзя, конечно, говорить, что во время 15 дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки, но он, по крайней мере, доказал, что в диапазоне широт от 53 15 до 38 ю.ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление. К счастью погода все время была хорошая, потому-то Магеллан и назвал океан «Тихим».

На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА И ГИБЕЛЬ МАГЕЛЛАНА

Из осторожности, Магеллан 17 марта перешел к необитаемому острову Хомонхон, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего острова приносили испанцам фрукты, кокосовые орехи, пальмовое вино. Они сообщили, что в этом краю много островов. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани вышитые шелком, холодное оружие украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад. И Магеллан, побывавший на о. Амбон (128 в.д.) в составе экспедиции А. Абреу, завершил, таким образом, первое в истории кругосветное плавание.

Магеллан погиб в 1521 г. На пустынном берегу о. Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

XV11 век- ОТКРЫТИЕ АВСТРАЛИИ (ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера остров Ай и Ару, он достиг «Болотистой земли» (юго-западного берега Новой Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали побережьем этого острова до северной оконечности , длина открытой части австралийского полуострова, которую Янц окрестил Новой Гвинее, составила около 350 км

Луис Ваэс Торрес (1560-1614) 3 октября 1606 г. лишь увидел в отдалении берег Австралии, что было спустя четыре с лишнем месяца, открыл южный берег Новой Гвинеи, проплыв между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван его именем.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: ОТКРЫТИЕ ВАНДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ И ОСТРОВОВ ТРОПИЧЕСКОЙ ОКЕАНИИ

В 1642 г. небольшая экспедиция (110 чел.) во главе с Абелем Тасманом направилась из Банталии на о. Маврикий. От Маврикия Тасман должен был попытаться на высоких широтах обнаружить Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию через цепь Соломоновых островов, вернуться в Банталии, разведать более удобный путь от Индии к Чили.

8 октября 1642 г. Тасман отплыл от о. Маврикия на юг, а затем на восток 44-49 ю.ш. Потом Тасман повернул на северо-восток и 24 ноября открыл у 42 25 ю.ш. высокий берег, названный им Вандименовой Землей (теперь Тасмания). После девятидневного плавания в восточном направлении через акваторию, позже названную Тасмановым морем, 13 декабря 1642 г. у 42 10 ю.ш. голландцы увидели - Южные Альпы Южного острова Новой Зеландии.

Шесть недель потребовалось Тасману на преодоление 2100 км. 1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он пересек в меридиональным направлении Новогвинейское море и утром 13 апреля усмотрел гористый о. Новая Британия.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ - ЕДИНЫЙ МАТЕРИК

29 января 1644 г. маленькая флотилия (111 чел.) Тасмана вышла из Баталии в восточном направлении. Из чертежа, освещающего голландские открытия Австралии, видно, что суда Тасмана провели непрерывную съемку южного берега Новой Гвинее на протяжении 750 км от 7 до 9 ю.ш., завершив открытие залива Карпентария. Все побережье залива показано непрерывной линией.

Тасман и Вискер нанесли на точную для того времени карту побережье Северной и Западной Австралии - приблизительно от пункта на 12 ю.ш., 137 в.д. до 23 45 ю.ш., 113 30 в.д.

Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс?

В своих воспоминаниях Джеймс Кук писал: «Я обошел океан Юж­ного полушария на высоких широтах и совершил это таким обра­зом, что неоспоримо отверг возможность существования матери­ка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания».

Менее чем через 50 лет это утверждение было полностью опро­вергнуто русскими мореплавателями Фаддеем Фаддеевичем Бел­линсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1820 г. ко­рабли под их командованием подошли на расстояние всего в несколько километров к берегам Антарктиды. Таким обра­зом, был открыт последний материк Земли. Можно только восхи­щаться искусством российских флотоводцев, которым на деревян­ных парусниках приходилось лавировать у берегов «ледяного» ма­терика среди огромных айсбергов при сильнейшем встречном ветре.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.