Химия ерохин ю м онлайн.

План

Лекция 6. Система образования в России. Общая характеристика управления образованием в России

1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.

2. Система образования в Российской Федерации. Типология образовательных учреждений.

3. Диверсификация образовательных учреждений.

4. Образовательная программа образовательного учреждения. Формы освоения образовательных программ.

Материалы к лекции. Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы её функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании».В соответствии с этим Законом, государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное
пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий – в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

7.Формироваться как целостная система непрерывного образования в России.

Непрерывное образование рассматривается какпроцесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.



Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой.

Можно определить общие контуры этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.

Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений. Именно они формируют основу ведущих знаний и познавательных умений. Это обстоятельство обеспечивает социальную роль общеобразовательных учреждений и приводит к необходимости изменений гуманитарной и гуманистической направленности как в содержании образования по всей системе, так и в формах и методах педагогической деятельности.

Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы.

Обновляющиеся сферы жизни требуют коренных преобразований как системы в целом, так и отдельных ее звеньев. Требуется не только изменить содержание деятельности и структуру системы, но и перестроить психологию преподавателей и руководителей в направлениипринятия приоритета человека во всех звеньях отрасли.

Важным для обновления образования является вопрос изменения структуры управления, предполагающий перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними эшелонами управления (образовательные учреждения) и высшими (органы управления и иерархии), и наоборот. Распределение этих отношений основано напринципе готовности того или иного уровня к выполнению своей миссии (прав, полномочий и ответственности).

Совокупность педагогических систем образует в нашей стране единую целостную систему образования.

Образование в России как система . Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свои контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления
образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяют содержание тех образовательных программ, которые реализуются в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. С 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

Государственных образовательных стандартов образовательных программ;

Сети образовательных учреждений;

Органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для образования в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение».

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I -IV классы);

Основного общего образования (V- IX классы);

Среднего (полного) общего образования (Х- XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования,

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных
программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.)

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. обеспечивающее обучение и воспитание с целью развития личности обучающегося. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными; ценными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
По какому основанию образовательные учреждения делят на типы?

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и средне-
го общего образования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Гимназии – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V- XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков. Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная I - VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний.

Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-
исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I поXI классы. Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как школы, авторские школы, учебные комплексы«детский сад - школа» и др.

Литература

Основная литература

1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин; В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. – 566 с. (Библиотека УлГПУ).

2. Орлова Т. В. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов / Т.В. Орлова. - М. : Академия, 2006. - 362 с. (Библиотека УлГПУ).

3. Педагогика: Учебное пособие /Невежина М.М, Пушкарева Н.В., Шарохина Е.В.- М.: РИОР, 2007. – 89 с. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/28676)

Дополнительная литература

1. Селиванов В.С. Управление школой в России. – Смоленск, 2001.

2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении

педагогическими системами: Уч. пос. 3-е изд., доп. – М.: Пед.об-во России, 1999.

3. Шамова Т.И.. Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление

образовательными системами: Уч. пос. для студ. высш. уч. зав./Под ред. Т.И.Шамовой.

Рассматриваются цели, задачи, функции, принципы и методы педагогического менеджмента. Раскрываются психологические основы кадровой политики и делового общения, а также способы предупреждения, разрешения конфликтов и управления ими.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и слушателей системы послевузовского образования, учителей средних общеобразовательных учреждений, а также для специалистов в области образовательною менеджмента.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.
Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и тли).
Цель посещения занятий (урока) - вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел I Основы педагогического менеджмента
Глава 1. Педагогический менеджмент
1.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента
1.2. Цели и задачи педагогического менеджмента
1.3. Функции педагогического менеджмента
1.4. Принципы педагогического менеджмента
1.5. Методы педагогического менеджмента
1.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента
1.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента
Глава 2. Философия педагогического менеджмента
2.1. История развития концепции менеджмента в образовании
2.2. Человеко центристский подход в управлении школой
Литература
Раздел II Психология управления кадрами
Глава 3. Психологические основы кадровой политики
3.1. Предмет психологии управления
3.2. Принципы и правила кадровой политики
3.3. Методы управления кадрами
3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах
Глава 4. Личность как объект и субъект управления
4.1. Личность и ее понимание
4.2. Индивидуальные особенности личности
4.3. Способности и роли личности
4.4. Личность руководителя в организационных структурах
Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления
5.1. Группа и ее структурная организация
5.2. Характеристики групповых процессов
5.3. Педагогический коллектив в системе управления школой
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел III Психология и этика деловых отношений
Глава 6. Психология делового общения
6.1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры
6.2. Психологические особенности делового общения
6.3. Этические нормы и принципы делового общения
Глава 7. Этика деловых отношений
7.1. Этикет в деятельности современного делового человека
7.2. Психологические особенности подготовки и проведения бесед и переговоров
7.3. Способы психологической защиты
Глава 8. Деловые коммуникации
8.1. Виды и формы современных деловых коммуникаций
8.2. Методика проведения выступлений и совещаний
8.3. Влияние средств массовой информации на социальный статус личности
Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации
9.1. Имидж в современном обществе
9.2. Типы имиджа
9.3. Формирование имиджа
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Раздел IV Конфликтология
Глава 10. Методологические основы конфликтологии
10.1. Конфликтология и ее значение
10.2. Понятие и сущность конфликта
10.3. Типы конфликтов
10.4. Основные причины возникновения конфликтов
Глава 11. Стресс и его особенности
11.1. Понятие стресса. Теория Г. Селье
11.2. Психические и психоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации
Глава 12. Поведение в конфликтах
12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами
12.2. Основные стратегии поведения в конфликте
12.3. Стратегические и тактические методы управления конфликтом
12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов
12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации
Тесты, задания, контрольные вопросы
Литература
Словарь терминов
Приложения
Ответы к тестам и заданиям.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы менеджмента в образовании, Гончаров М.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Химия. Ерохин Ю.М.

18-е изд., стер. - М.: 2014 - 400 с.

Изложены теоретические основы общей, неорганической и органической химии в соответствии с примерной программой по химии для средних профессиональных учебных заведений как базового, так и профильного уровня. Для закрепления знаний и развития у студентов умения самостоятельно работать даны вопросы, упражнения и задачи. Приведены примеры выполнения заданий. Включен материал, предлагаемый для изучения с учетом профиля учреждений профессионального образования. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формат: djvu

Размер: 5 ,1 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 15 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХИМИЯ
Глава 1. Основные понятия и законы химии 4
1.1. Основные понятия химии 4
1.2. Атомно-молекулярное учение 7
1.3. Законы химии 12
1.4. Основные классы неорганических соединений 15
Глава 2. Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома 32
2.1. История создания Периодической системы 32
2.2. Периодический закон Д. И. Менделеева 33
2.3. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева 35
2.4. Строение атома. Развитие Периодического закона Д.И.Менделеева 37
Глава 3. Химическая связь. Строение вещества 47
3.1. Типы химической связи 47
3.2. Степень окисления 53
Глава 4. Окислительно-восстановительные реакции 56
4.1. Изменение свойств элементов в зависимости от строения их атомов 56
4.2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Основные окислители и восстановители 62
Глава 5. Закономерности протекания химических реакций 65
5.1. Скорость химических реакций 65
5.2. Химическое равновесие 69
5.3. Энергетика химических реакций 72
Глава 6. Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей 76
6.1. Растворы. Концентрация растворов 76
6.2. Электролитическая диссоциация 84
6.3. Гидролиз солей 92
6.4. Электролиз 94
РАЗДЕЛ II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ НЕМЕТАЛЛЫ
Глава 7. Главная подгруппа VII группы 99
7.1. Общая характеристика 99
7.2. Водород 101
7.3. Хлор 105
7.4. Водородные соединения хлора 109
7.5. Кислородные соединения хлора 110
Глава 8. Главная подгруппа VI группы 114
8.1. Общая характеристика 114
8.2. Кислород 115
8.3. Вода (оксид водорода) 118
8.4. Сера 122
8.5. Водородные соединения серы 125
8.6. Кислородные соединения серы 128
Глава 9. Главная подгруппа V группы 138
9.1. Общая характеристика 138
9.2. Азот 140
9.3. Водородные соединения азота 142
9.4. Кислородные соединения азота 146
9.5. Фосфор 151
9.6. Соединения фосфора 154
Глава 10. Главная подгруппа IV группы 162
10.1. Общая характеристика 162
10.2. Углерод 164
10.3. Кислородные соединения углерода 167
10.4. Кремний 172
10.5. Соединения кремния 175
МЕТАЛЛЫ
Глава 11. Общая характеристика металлов 180
11.1. Общие свойства металлов 180
11.2. Коррозия металлов 189
Глава 12. Главная подгруппа I группы (щелочные металлы) 194
12.1. Общая характеристика 194
12.2. Натрий, калий и их соединения 196
Глава 13. Побочная подгруппа I группы 203
13.1. Общая характеристика 203
13.2. Медь и ее соединения 204
Глава 14. Главная подгруппа II группы (щелочноземельные металлы) 210
14.1. Общая характеристика 210
14.2. Кальций и его соединения 212
Глава 15. Побочная подгруппа II группы 219
15.1. Общая характеристика 219
15.2. Цинк и его соединения 221
Глава 16. Главная подгруппа III группы 226
16.1. Общая характеристика 226
16.2. Алюминий и его соединения 228
Глава 17. Побочная подгруппа III группы 236
17.1. Общая характеристика 236
17.2. Скандий и его соединения 239
Глава 18. Побочная подгруппа IV группы 243
18.1. Общая характеристика 243
18.2. Титан и его соединения 245
Глава 19. Побочная подгруппа V группы 248
19.1. Общая характеристика 248
19.2. Ванадий и его соединения 249
Глава 20. Побочная подгруппа VI группы 253
20.1. Общая характеристика 253
20.2. Хром и его соединения 256
Глава 21. Побочная подгруппа VII группы 262
21.1. Общая характеристика 262
21.2. Марганец и его соединения 263
Глава 22. Главная и побочная подгруппы VIII группы 270
22.1. Общая характеристика побочной подгруппы 270
22.2. Железо и его соединения 275
22.3. Общая характеристика главной подгруппы 284
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 23. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Углеводороды 286
23.1. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова 286
23.2. Предельные углеводороды 289
23.3. Непредельные углеводороды 298
23.4. Ароматические углеводороды. Бензол 310
23.5. Природные источники углеводородов 317
Глава 24. Кислородсодержащие органические соединения 322
24.1. Спирты. Фенолы 322
24.2. Альдегиды и кетоны 331
24.3. Карбоновые кислоты 338
24.4. Сложные эфиры. Жиры 346
24.5. Углеводы 351
Глава 25. Азотсодержащие органические соединения 360
25.1. Амины 360
25.2. Аминокислоты 366
25.3. Белки 374
Глава 26. Синтетические высокомолекулярные соединения 379
26.1. Понятие о полимерах 379
26.2. Природные и синтетические высокомолекулярные соединения 382
Приложения 386
Список литературы 391

В последние годы большое число альтернативных школьных учебников и учебных программ по химии привело к тому, что выпускники школ, поступающие в средние профессиональные учебные заведения на базе основного общего образования, имеют разный уровень подготовки по этому предмету.
Данный учебник, предназначенный для студентов средних профессиональных учебных заведений всех специальностей и написанный в соответствии с действующей примерной программой по химии, не только дает материал в объеме среднего (полного) общего образования, но и помогает студентам систематизировать и расширить знания по химии, приобретенные в школе.
В учебнике три раздела: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия».
В разделе «Общая химия» конспективно, но более углубленно, чем согласно школьной программе, рассмотрены основные понятия и законы химии, Периодическая система Д.И.Менделеева, типы химических связей, закономерности протекания химических реакций и др.
Раздел «Неорганическая химия» предусматривает систематизированное изучение металлов и неметаллов и их соединений в расширенном объеме по сравнению со школьным курсом.
Раздел «Органическая химия» - это, по существу, новый для студентов материал. Особое внимание уделяется электронному строению органических веществ, свойствам функциональных групп органических соединений. Рассмотрены основные методы получения, физические, химические свойства и промышленные способы производства важнейших продуктов основного органического синтеза.