Город пенджаб индия. Где питаться в Амритсаре

Отвлекемся от горных пейзажей и перенесемся километра на 2 ближе к уроню моря в штат Пенджаб на северо-запад Индии.
Не вдаваясь в сложные логистические подробности скажу, что именно Амритсар стал тем местом, где я впервые ступил на Индийскую землю.


Амритсар - крупнейший город в штате Пенджаб с населением 1,5 млн.человек, находящийся на Индо-Пакистанской границе. Амритсар - главный священный город и место паломничества для последователей сикхизма, своеобразной смеси индуизма и ислама. Главная достопримечательность, святыня и центр внимания Амритсара - всемирно известный Золотой Храм, стоящий посреди священного пруда и огромного комплекса религиозных построек самого разного назначения. Комплекс Золотого Храма - однозначно одна из жемчужин Северной Индии.

Вааах, Золотой храм! Прекраснейшее место! Огромная территория размером с несколько футбольных полей!
Кругом все из бело-голубого мрамора, постройки в арабской архитектурной стилистике вокруг огромного озера-пруда.
В центре находится само здание Храма, сверкающего золотой обшивкой. Золотой храм - это одно из тех мест, которые я бы посетил вновь.

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Сикхи - добродушные и наивежливейшие создания в тюрбанах, с мясистыми щеками, таким же носом и животиком, повышенной бородатостью на лице, и непередаваемой грустинкой в глазах как у спаниелей. Имеют при себе декоративно-аксессуарные мечи, сабельки да копья. По религии положено. Когда я, только сойдя с трапа самолета, увидел кругом таких вот расписных кренделей, хотелось тут же достать фотоаппарат и снимать не переставая весь этот карнавал. Только представьте себе: аэропорт, стойка паспортного и таможенного контроля, и там сидит вот прямо такой пестрый дядька в чалме да с бородой... Я без улыбки не мог на это смотреть и за все время, что был в Амритсаре, так и не привык к такой экзотике.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах,карме и новых перерождениях.
Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими!

Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу.
Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения и веры.
Прикольно, да? :))

Свой Золотой Храм сикхи вылизывают как кот одно место, любят его и преклоняются.
В храме хранится изначальный экземпяр священного писания Грантх Сахиб.
Это большая книга, листы чуть ли не по метру длиной, и главный объект поклонения сикхов.
В ней изложены учения десяти гуру, принимавших участиве в создании сикхизма. На ночь книгу уносят в здание на берегу - Акал Такхт.

На территорию комплекса люди приходят отдохнуть, пообщаться, помолиться, поспать, поесть и т.д. и т.п.

Приходя в Храм индусы надевают самые красивые и нарядные свои одежды.
Поход в Храм для индуса это как для русского экзамен - всегда праздник.

Омовение - обязательная часть ритуала. Залезая в пруд сикхи держатся за специальную цепь чтобы не подскользнуться и не повредить свои священные тушки.

В Золотом Храме круглые сутки поют бхаджаны, сочиненные основателем религии, которого звали Гуру Нанак. Поют очень красиво, поют волшебно, завораживающе.
Можно много часов сидеть в храме или на берегу озера и слушать, слушать, смотреть, проникаться, погружаться. Атмосфера располагает к медитации.

Чистят сикхи не только сам храм, но и пруд. Специально обученный сикх палкой собирает пылинки-соринки с поверхности воды.

Еще один специально обученный сикх следит, чтобы никто из посетителей, достигнув просветления, случайно не потонул. Обидно было бы:)

Вот что меня поразило в Индии - молятся все от мала до велика, от нищего до состоятельного индийца. Очень набожная и религиозная нация.

Непременные атрибуты сикхов - браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны и кинжал на боку. С кинжалом они не расстаются ни при каких условиях.

Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства они подвязывают длинные волосы специальной сеточкой. Чалма – удел настоящих мужчин.
Юноши носят ее упрощенное подобие, а дети – вообще маленький платочек на голове. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета – наиболее уважаемые.

Для паломников на территории комплекса имеется бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная.
Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Я, прикинувшись паломником, отведал халявной индийской пищи.
Обошлось без последствий. Даже не пронесло. Или наоборот, пронесло. Тут уж как порсмотреть:) В общем обошлось!

Рассаживаются здесь прямо на полу на длинных тканевых дорожках. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях.
Брать можно сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние.
Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. Я так и сделал.

Некоторые сикхи носят на чалме металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем. Оно предназначено для метания в противника.
А еще говорят, что все люди братья.. :))) Короче, как я понял, чуть что, на голову укоротят без проблем:)

Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком.

Европейцы в тех местах, судя по всему, редкость.
- One photo with you, please!!!
- Окей, говорю! Дуй сюда.
Чуствовал себя этакой обезянкой. Зато теперь у изрядного количества индийцев в мобильнике есть моя фотка:)

При выходе из Золотого храма тебя уже поджидает огромное количество рикш и тук-туков, готовых увесзти куда угодно.
Их даже искать не надо, можно просто встать и расслабиться как тут же тебя подхватят, посадят, погрузят и повезут.

Пенджаб - штат на северо-западе Индии, в бассейне реки Сатледж, часть большой географической и исторической области Пенджаб в Индии и Пакистане.
Исторически Пенджаб - центр древнейшей цивилизации, развивавшейся параллельно древнеегипетской и шумерской. Цивилизация долины Инда процветала на плодородных равнинах современного Пенджаба 5 тыс. лет назад. Ведическая индоарийская цивилизация, связанная с появлением на Индостане древних арийских племен, зародилась здесь же примерно 3 тыс. лет назад.
В дальнейшем Пенджаб входил в состав нескольких великих древних империй, периодически подвергался разрушительным вторжениям армий иноземных захватчиков: персидских шахов, греков Александра Македонского, скифов, тюркских и афганских племен.
К VIII в. н. э. население Пенджаба по большей части придерживалось различных направлений индуизма, буддизма и зороастризма. В 708 г. шеститысячная армия арабского полководца Мухаммада ибн Касима, родственника халифов династии Омейядов, перешла реку Инд и принесла ислам в Синд и южный Пенджаб. Мусульманские теологи включали тогда в число «людей писания» (статус «ахль аль-китаб») иудеев, христиан, зороастрийцев, буддистов и индуистов. Но в начале XI в., в период междоусобиц индийских государств, в страну вторглись войска тюркской мусульманской династии Газневидов (Газневидское государство существовало на территории современного Афганистана в 977-1186 гг.), в корне изменив географическую и политическую ситуацию. К XIII в. север Индии со столицей Дели был султанатом, после его ослабления в 1398 г. в Индию из Самарканда вторглась армия Тимура (1336-1405 гг.), которая ушла с богатыми трофеями, но позже пришли потомки Тимура и закрепились в Индии, образовав государство Великих Моголов (1526-1858 гг.). Этот термин появился уже при британских колонизаторах (Британская Ост-Индская компания начала в 1617 г., а к 1850-м контролировала весь регион), а моголами в Индии обозначали всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии.
В XVI в. в Пенджабе возник сикхизм - самостоятельное религиозное учение, разработанное гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539 гг.). Это 8-я по числу приверженцев религия в мире. Сикхизм не признает национального или кастового неравенства - все равны перед Богом; никого не призывает к священной войне, велит относиться к другим народам как к братьям. С момента возникновения сикхисты отличались крепкой организацией, суровой военной дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты своему главе - гуру. В XVIII в. с ослаблением Великих Моголов в Пенджабе развернулось мощное крестьянское освободительное движение, приведшее к созданию независимого сикхского государства (1716-1849 гг.). В дальнейшем вся история будущего индийского штата Пенджаб связана с религией, культурой и государством сикхов.
С 1716 по 1799 г. государством сикхов была Сикхская конфедерация, затем Раджит Сингх (1780-1839 гг.) объединил разрозненные мисали, в 1801 г. короновался как махараджа, и образовалась Сикхская империя. Однако две трети населения империи исповедовали ислам. Этим обстоятельством и воспользовались англичане в первой половине XIX в., применив в Пенджабе старый принцип «Разделяй и властвуй». Британская армия штурмовала крепости сикхов, привлекая на свою сторону и мусульман (в т. ч. падишаха Моголов), и индуистов (в т. ч. индийских раджей). К 1849 г. в результате двух англо-сикхских войн с независимой Сикхской империей было покончено, Пенджаб был аннексирован и поделен на несколько «туземных государств» в составе провинций Британской Индии.
С попытками Пенджаба добиться независимости британцы успешно справлялись, пользуясь политической и религиозной раздробленностью региона, вплоть до 1947 г. После обретения Индией и Пакистаном независимости бывшая британская провинция Пенджаб была разделена на Восточный Пенджаб, ставший индийским штатом с преимущественно сикхским и индуистским населением, и мусульманский Западный Пенджаб, провинцию новообразованного Пакистана.
Пенджаб - один из самых богатых штатов Индии, с развитой экономикой и относительно высоким уровнем жизни.
Сепаратистские настроения в Пенджабе не утихают и в наше время: сикхское большинство Пенджаба стало требовать создания национального, говорящего на пенджаби административного образования. Правительство Индии пошло навстречу требованиям сикхов, и в 1966 г. на юге Пенджаба был сформирован новый, преимущественно индуистский штат Харьяна. Город Чандигарх, расположенный на границе двух этих штатов, стал для обоих столицей, образуя отдельную административную единицу, формально не входящую в состав ни одного из штатов.
В 1973 г. сикхская политическая партия Широмани Акали Дали, стремящаяся сплотить всех сикхов и отстаивающая их общинные интересы, приняла Анандпур-Сахибскую Резолюцию, в которой потребовала предоставления максимальной автономии Пенджабу в пределах Индии, угрожая перейти к решительным действиям в случае отказа. Сикхи также настаивают на том, чтобы Чандигарх стал столицей только Пенджба, и это требование обостряют и без того непростые отношения между индуистами и сикхами.
В 1984 г. около 2 тыс. террористов из различных сикхских группировок захватили священный для сикхов Золотой Храм в Амритсаре, превратив его в неприступную крепость и требуя автономии Пенджаба и создания сикхского государства Халистан. Переговоры с террористами ни к чему не привели, и тогда премьер-министр Индира Ганди (1917-1984 гг.) отдала приказ о проведении операции «Голубая звезда» с использованием танков и бронемашин. Погибли около ста солдат и около пятисот человек в храме - террористов и паломников. В том же году Индира Ганди была убита двумя своими телохранителями-сикхами в отместку за атаку на Золотой Храм. Со временем волна насилия спала, сепаратизм в Пенджабе ушел в подполье.
Золотой Храм - главная достопримечательность города Амритсара и всего Пенджаба. , священный город сикхов, был основан в 1571 г. и назван по священному искусственному «озеру амриты» - напитку, дарующему бессмертие. Начало строительства храма датируется 1574 г., но храм реставрируют и украшают по сей день. Внешние стены храма отделаны медными пластинами, купол покрыт 100 кг сусального золота. Здесь хранится «Гуру Грант Сахиб» - сборник священных текстов сикхов, датируемый XV-XVIII вв. Храм стоит посреди озера, а с берегом соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Каждый сикх считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить Золотой Храм.
Пенджабские сикхи в развитых странах Запада составляют самую большую индийскую диаспору, они оказывают большую помощь в развитии своего штата в Индии, где по-прежнему голодает часть населения: голод - еще не решенная проблема в Индии. Но в Пенджабе, по сравнению с другими штатами Индии, самые лучшие условия и самый высокий уровень жизни. Вот почему на штат Пенджаб приходится пятая часть всей внутренней миграции в Индии. Современный Пенджаб - это важный промышленный, финансовый, образовательный и туристический центр Индии. Основа экономики штата - сельское хозяйство. Штат стоит на первом месте в Индии по выращиванию пшеницы и производству сахара. Промышленность представлена крупными металлургическими предприятиями и массой небольших фабрик по изготовлению мелкого промышленного оборудования, спортивных товаров, текстиля, велосипедов.
Значительная доля этой миграции приходится на столицу штата - Чандигарх. Город, ставший «двойной столицей», относительно молод: после обретения Индией независимости он был выстроен на пустом месте в 1952-1956 гг. Автором проекта был французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965 гг.).

Общая информация

Местонахождение: северо-запад Индии. Штат в составе Республики Индия.
Столица: город Чандигарх, 1 025 682 чел. (2011 г.).

Административное деление: 22 округа.

Языки: пенджабский, английский, хинди, урду, бихари.

Этнический состав: пенджабцы (большинство).

Религии : сикхи - 59,91%, индусы - 36,94%, мусульмане - 1,57%, христиане - 1,2%, буддисты - 0,17%, прочие -0,21%.

Денежная единица: индийская рупия.

Крупные населенные пункты: Лудхияна - 3487 882 чел. (2010 г.), Патиала - 135 686 чел. (2010 г), Амритсар - 1 132 761 чел. (2011 г.), Джаландхар - 903 491 чел. (2010 г.), Батхинда - 285 813 чел. (2011 г.), Патханкот - 253 987 чел. (2011 г.).

Крупнейшие реки: Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум.
Соседние границы и территории: Пакистан на западе, индийские штаты Джамму и Кашмир на севере, Химачал-Прадеш на северо-востоке, Харьяна на юго-востоке, Раджастхан на юго-западе.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Шри Гуру Рам Дасс Джи (Амритсар).

Цифры

Площадь: 50 362 км 2 .

Население: 27 704 236 чел. (2011 г.).

Плотность населения: 550,1 чел/км 2 .

Средняя высота над уровнем моря: 230 м.
Самые высокие горы: гряда Шивалик (около 500 м).

Климат и погода

От континентального субэкваториального на севере до засушливого континентального субтропического на юге.

Средняя температура января: +12°С.

Средняя температура июля: +31°С.

Среднегодовое количество осадков: 300-600 мм.

Экономика

ВРП: $48,18 млрд (2011 г.).

Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, сахарный тростник, хлопок, бобовые, ячмень, кукуруза, рис, арахис, чай), животноводство (молочное).

Промышленность: легкая (одежда, текстиль), пищевая (молочная), химическая, гидроэнергетика (ГЭС Бхакра-Нангап).

Кустарное производство: одеяла, ковры, изделия из дерева, обувь.

Сфера обслуживания: торговля, туризм.

Достопримечательности

Пятиречье : реки Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум;
■ Болотные заповедники Канжли Уэтлэнд (Капуртхала и Сутлеж Уотэр Бади Уэтлэнд), национальный болотный парк и заповедник Хари-Ке-Паттан (Амритсар, Там-Таран, Фирозпур).
Археологические раскопки : цивилизация долины Инда в Ропаре (Рупнагаре), раскопки культуры Харрапан (Сангхол, VI в. до н. э.), храм в Хошиарпуре (VIII-VII вв. до н. э.);
■ Монументы бронзового века (Дхолбаха);
■ Руины монгольских построек (Сирхинд);
■ Дворцы пенджабских махараджей в городах Фаридкот, Капуртхала и Патиала;
■ Руины буддийского монастыря (Сангхол, II-I вв. до н. э.);
■ Гурдвары - сикхские культовые сооружения (Анандпур Сахиб);
■ Священный сикхский колодец Баули (Гоиндвал Сахиб);
Форты : Фаридкот (Кила Мубарак, І-ІІІ вв.), Батхинда (Батхинда, III в.), Шахпур Канди (Патханкот, XVI в.), Гобиндарх (Амритсар, начало XIX в.).
Город Амритсар : Золотой Храм (XVI-XVII вв.), храм Дургиана (середина XVI в.), летний дворец махараджи Ранжита Сингха, Башня Баба-Атала, Академия изящных искусств, Центральный музей, Картинная галерея Тхакур Сингх.
Город Чандигарх : комплекс Капитолия, парк Джалианвалла Бах, Розовый сад Закира Хуссейна, Сад камней, озеро Сукхна, Государственный музей, Художественная галерея, Университетский комплекс Пенджаба, Международный музей кукол.
Поселок Вагха и поселок Хуссаиани Вала : пограничные переходы на индо-пакистанской границе.
Город Ферозшах : военный мемориал.
Город Патиала : Музей вооружений крепости Кила Мубарак;
■ Чхатбирский зоопарк.
Курорты: Лудхияна, Манали, Шимла Кулу, Далхаузи, Дхармашала, Чандигарх.

Любопытные факты

■ В Пенджабе много разнообразных праздников. В поселке Кила Раипур ежегодно в феврале происходит трехдневный фестиваль, включающий гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же праздник урожая).
■ Пограничные переходы на индо-пакистанской границе в поселках Вагха и Хуссаиани Вала - место проведения ежедневной красочной церемонии открытия и закрытия границы, в которой принимают участие облаченные в парадную форму солдаты и офицеры армий обеих стран, старающиеся превзойти друг друга сложностью маршировки и упражнений с оружием.
■ Кухня дворца махараджи в Патиале поражает своими размерами: на ней могли питаться ежедневно 35 тыс. человек всех сословий. В этом же дворце создана средневековая система кондиционирования воздуха: прохладный воздух подается по трубам из подвала в комнаты дворца.
■ Традиционный тюрбан сикхов называется дастар. Его наматывают на собранные в узел волосы так, чтобы уши были закрыты. Согласно предписанию религии сикхов волосы должны быть всегда закрыты при появлении в общественных местах и гурудварах («двери к гуру») - сикхских храмах.

Пенджаб (Punjab) буквально переводится как Пятиречье. При разделении бывшей британской колонии Индии на два доминиона (в 1947 году), Пенджабу повезло меньше всего - его поделили на две половины, одна из которых (мусульманская) отошла Пакистану, а другая (сикхская) - стала штатом Индии. Некогда бесплодные равнины Пенджаба, после применения сложных систем орошения, стали одними из самых плодородных в Азии, а сам штат - одним из самых процветающих. Местных жителей обычно описывают как предприимчивых и трудолюбивых, а уровень комфорта для путешественников как весьма высокий для Индии.

Сюда едут погружаться в атмосферу древней цивилизации, обозревать многочисленные памятники истории и многонациональной культуры.

Столица штата - Чандигарх, одновременно является столицей штата Харьяна и находится за пределами Пенджаба. Точнее, она с ним граничит: западная часть города считается столицей Пенджаба, восточная - Харьяны.

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Пенджабу)

Транспорт

Перемещаться и осматривать достопримечательности Пенджаба удобнее всего на такси, или арендованной машине. Как и везде в Индии, в Пенджабе популярны авторикши (или в просторечии темпо). Хорошо развита система междугородного автобусного сообщения.

Погода в Пенджабе

Климат Пенджаба резко континентальный: зимой столбик термометра может опускаться до -4 °C, а летом подниматься до 48 °C. Различаются три основных сезона: лето, сезон муссонов, и зима. Лучшее время для посещения Пенджаба с октября по ноябрь и с февраля по март.

Кухня

Удивительно, но факт - то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле - кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури - визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси - это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Популярные отели Пенджаба

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня - Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено - неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу - священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.

Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду - просад.

Чандигарх - город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце - городской центр, легкие - многочисленные парки, кровеносная система - дорожная сеть.

События

В Пенджабе происходит довольно много празднеств и фестивалей, как связанных с какими-то легендами и историческими событиями, так и имеющими религиозное значение.

В Кила-Раипуре каждый февраль проходит трехдневный фестиваль, включающий в свою программу гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит не только красочными выступлениями певцов и танцоров, но массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же - Праздник урожая).

Охватывая территорию Индии и Пакистана, Пенджабская равнина занимает почти 100 тыс. кв км. В результате разделения Британской Индии в 1947 году граница, равнина Пенджаб была разделена — 65 % территории Пенджаба остались в Индии и составили одноимённый штат в составе Индийского Союза. Западные области Пенджаба с Лахором вошли в состав государства Пакистан, где из них была образована отдельная провинция. В результате разделения равнина Пенджаб стала местом вынужденной массовой иммиграции из-за кровавых столкновений.

Как самая богатая и густонаселенная провинция Пакистана, Пенджаб является лидером страны по уровню благосостояния. При этом здесь проходит постоянная ожесточенная конфронтация властей с боевиками «Талибана». Отражая двойственную природу Пакистана – современность и развитость против жестокости и нетерпимости, — этот регион представляет собой уникальную призму, через которую можно изучить эту динамику в мире, где правит сила. Пенджаб предоставляет собой символическую и практическую точку соприкосновения Индии и Пакистана, которая может излечить их исковерканные отношения двух государств посредством повседневных отношений между простыми людьми.

(Всего 12 фото)

Спонсор поста: Квартиры посуточно в Санкт-Петербурге - Мы сдаем квартиры посуточно без посредников, без комиссии. Все необходимые документы имеем. Состоим в сообществе собственников квартир, сдаем квартиры посуточно. Квартиры наших коллег в разделе - список всех квартир.

1. Вооруженные охранники во время пятничной молитвы в мечети Бадшахи, второй крупнейшей мечети Пакистана и Южной Азии и пятой по величине в мире. Это самое известное место Лахора и главная его достопримечательность, олицетворяющая красоту, страсть и величие эпохи Великих Моголов. (Ed Kashi)

2. В Мингоре и на соседних территориях в долине Сват солдаты пакистанской армии проверяют документы в контрольном пункте после атак талибов в мае 2009 года. (Ed Kashi)

3. Фигура в вуали в суфийском храме Кхваджа Гулам Фарид в Кот Митхане. Построенный в 1796 году, храм является одним из важнейших в этой части Пенджаба. Фарид, известный суфий 18-го века, считается одним из величайших поэтов сараики и покровителем региона Пенджаб. (Ed Kashi)

4. Актриса Нида Чодри готовится к выходу за кулисами театра Аль Фала в Лахоре. Этот театр, известный своими пикантными представлениями, бомбили экстремисты в начале 2009 года. Однако выступления до сих пор продолжаются, и дворец переполнен по вечерам мужчинами и случайными парочками в поисках новых сексуальных ощущений. (Ed Kashi)

5. «Gunsmoke Diner» - тематический ресторан, в основном, для состоятельной молодежи из Лахора. Это одно из многих новых и современных мест общепита в культурной столице Пакистана в сердце Пенджаба, открывшееся несколько лет назад. Элите подают пищу в американском стиле официантки в костюмах ковбоев, в больших шляпах, подавая напитки под звуки западной поп-музыки. (Ed Kashi)

6. Шиа символизирует смерть Али, одного из двух самых почитаемых фигур в исламе шиитского толка. Каждый год шииты, составляющие 30% населения Пенджаба, выходят на узкие улочки и переулки старого города Лахора, избивая себя в грудь ножами на цепи в знак солидарности с жертвами Хазрута Али, внука Мухаммеда Али. (Ed Kashi)

7. Годжра – город с населением в 300 тысяч человек в центре Пенджаба с христианским сообществом в три тысячи человек. 1 августа 2009 года здесь начался мятеж, и толпа мусульман сожгла дома 76 семей и убила 7 человек. По слухам, толпу спровоцировала группа христиан, разорвавших Коран и использовавших его как конфетти на одной из своих свадеб. Во главе разборок стояли члены Сипах-е-сахаба, военной группировки, участвовавшей и в других подобных атаках в Пенджабе. На фото: Шабааз Хаммед осматривает сгоревшую спальню, где от отравления угарным газом погибли семь его родственников. (Ed Kashi)


11. Вторая крупнейшая мадресе в Пенджабе, Кхаир-Мадарис – школа деобанди, преподающая строгую форму ислама. Большинство студентов, которым предоставляют бесплатное жилье и пансион, в будущем станут имамами или преподавателями. Хотя это в основном исламская семинария, философия таких школ довольно строгая и похожа на жесткие учения Ваххабизма. В этой школе 2000 учащихся, и она считается обычной школой, продвигающей прогрессивные подходы к обучению. Хотя в этой школе не преподают джихаддизм, она считается опасной для пенджабского сообщества и пропагандирует строгую форму ислама, чуждую данной провинции. На этом фото студенты стоят в очереди, чтобы узнать результаты своих заявок на вступление в школу. (Ed Kashi)

12. Верующий во дворе мечети Бадшахи в Лахоре во время пятничной молитвы. (Ed Kashi)

Страна Индия Административный центр Чандигарх Крупнейший город Лудхияна Др. крупные города Амритсар Губернатор Каптан Сингх Соланки Главный-министр Паркаш Сингх Бадал Официальный язык пенджаби Население 27 704 236 чел. (2011 )(15-е место ) Плотность 550,1 чел./км²(13-е место) Площадь 50 362 км² (19-е место ) Часовой пояс UTC+5:30 Аббревиатура IN-PB Код ISO 3166-2 IN-PB Официальный сайт Аудио, фото и видео на Викискладе

География

Площадь территории 50 362 км² (19-е место). Большая часть территории Пенджаба представлена плодородной равниной с множеством рек и системой оросительных каналов. Юго-запад штата - более засушливый, в конечном итоге сливается с пустыней Тар . Горный хребет Сивалик простирается в северо-восточной части Пенджаба, у подножья Гималаев . В зависимости от климата, в штате выделяют 3 различных типа почв.

Для климата штата характерно резкое различие летних и зимних температур, так летом они могут достигать 47 °С, а зимой опускаться до −4 °С. Выделяют 3 сезона: летний (с апреля по июнь), сезон муссонов (с июля по сентябрь) и зимний (с декабря по февраль). Между ними имеются переходные сезоны.

Округа штата и их центры

Видео по теме

История

Пенджаб при британцах, до 1947 года

В этом штате в начале 16-го века возник сикхизм .

В 1930 году индийский национальный конгресс объявил независимость от Лахора. Лахорская резолюция 1940 года о работе мусульманской лиги для Пакистана повлекла за собой последующие жестокие и кровавые события. 1946 год был отмечен жестокими столкновениями между религиозными группами. Мусульманская лига атаковала правительство мусульман, желающих объединения территории, сикхов и конгресса. Сикхи и индусское население пошли в контратаку, что продолжило жестокую бойню. Тем не менее, конгресс и мусульманская лига поддерживали разделение штата по религиозным соображениям на 2 части.

С объявлением независимости в 1947 году, британская провинция Пенджаб была разделена на 2 части по религиозному признаку: мусульманская западная часть (ставшая частью образовавшегося государства Пакистан) и индуистско-сикхская восточная часть (оставшаяся в составе Индии). Данные события повлекли многочисленные массовые беспорядки. Ситуация осложнялось тем, что на западе жило довольно много индуистов и сикхов, тогда как на востоке - довольно много мусульман. Раздел провинции и последующие беспорядки привели к массовой вынужденной миграции населения с обеих сторон. Около 7 млн человек мигрировали в Пакистан и около 6 млн из Пакистана в индийский Пенджаб.

Восточная часть бывшей британской провинции Пенджаб была реорганизована в штат Восточный Пенджаб , в то время как не входившие в состав британской провинции туземные княжества объединились в другой штат - Патиала и союз государств восточного Пенджаба . В 1956 году эти два штата были объединены в единый штат Пенджаб.

Столица бывшей провинции, город Лахор, остался после разделения на Пакистанской стороне. Новая столица штата была перемещена в Чандигарх. В 1966 году штат претерпевает новое разделение, теперь уже по языковому признаку. Так, 1 ноября 1966 года хиндиязычная юго-восточная часть штата была отделена и образовала новый штат Харьяна . Чандигарх , оказавшийся на границе Пенджаба и Харьяны, был объявлен союзной территорией.

Население

В Пенджабе проживает более 24 миллионов человек (2001). Сикхи составляют 59,91 % населения, индусы - 36,94 %, мусульмане - 1,57 %, христиане - 1,2 %, буддисты - 0,17 %. В последние годы заметна иммиграция в Пенджаб из других штатов Индии, что приводит к быстрому уменьшению доли сикхов в общем населении. Важнейшая святыня сикхов - Хармандир-Сахиб (Золотой храм), расположен в городе Амритсар . Пенджабский язык имеет в штате официальный статус. Кроме того, он широко распространён по другую сторону границы, в Пакистане, а также по всему миру, где велика пенджабская диаспора: главным образом в Англии. Другие языки, используемые в штате, включают английский, хинди , урду , бихари . Общая доля мигрантов достигает 15-20 % от населения Пенджаба. Уровень грамотности составляет 75 % (80,23 % мужчин и 68,36 % женщин). Городское население составляет около 34 %, сельское - 66 %. В Пенджабе очень сильное различие между численностью женщин и численностью мужчин, так на 1000 мужчин здесь приходится всего 876 женщин. Носители пенджаби составляют 91,7 %; хинди - 7,6 %; урду - 0,1 %.

Динамика численности населения:

  • 1951 - 9 161 000 чел.
  • 1961 - 11 135 000 чел.
  • 1971 - 13 551 000 чел.
  • 1981 - 16 788 915 чел.
  • 1991 - 20 281 969 чел.
  • 2001 - 24 289 296 чел.