В каком штате находится новый орлеан. Новый Орлеан: тогда и сейчас

Десять лет назад на юг США обрушился ураган «Катрина», ставший одним из самых разрушительных в истории страны. Он унёс жизни более полутора тысяч человек, оставив без крова сотни тысяч. Больше всего пострадал Новый Орлеан - крупнейший город штата Луизиана. В результате стихийного бедствия более 80% его территории оказалось под водой, большинство жителей уехали. Несмотря на то, что значительная часть города за 10 лет была восстановлена, некоторые районы до сих пор несут на себе печать трагедии. В Новом Орлеане побывала корреспондент RT Симон дель Росарио.

Десять лет назад ураган Катрина - один из самых разрушительных в истории - опустошил значительную территорию на юге страны. Основной удар принял на себя Новый Орлеан - более 80% площади города оказалось под водой. Тогда природное бедствие вынудило покинуть населённый пункт почти всех жителей.

И хотя спустя 10 лет многие районы почти полностью восстановлены, есть и такие, где сделать предстоит ещё очень многое. В наибольшей степени это относится к Нижнему 9-му округу. До урагана «Катрина» его население на 99% составляли афроамериканцы, это был район с самым высоким в городе показателем частного домовладения. Все его жители были вынуждены уехать. Воду с улиц этого района откачивали в последнюю очередь. Сегодня в свои дома возвратились только 40% семей.

Через дамбу, построенную на промышленном канале, во время урагана в Нижний 9-й район попала большая часть воды. Мощные потоки смыли некоторые дома с фундаментов и передвинули их на несколько кварталов. И все же район понемногу восстанавливается.

Артур Джонсон работает в Центре устойчивого взаимодействия и развития. Его организация играет ключевую роль в восстановлении Нижнего 9-го округа. Однако некоторые предпочли бы вообще не восстанавливать этот район. Сторонние эксперты заявили, что здесь лучше было бы сделать зелёную зону – парк или водно-болотные угодья, – забыв при этом о тысячах семей, которые жили здесь поколениями. Какая разница – их всё равно затопит. Но те, кто остался в Нижнем 9-м округе, готовы стоять до конца.

«Мы не позволим им забрать наши дома, наше наследие, нашу культуру – это всё равно, что вырвать у нас из груди сердце и сказать: «Ничего страшного, просто переезжайте», - говорит Артур.

Восстановить Нижний 9-й округ задача не из лёгких – работа идёт медленнее, чем в других частях города. Раньше здесь было семь школ, теперь лишь одна. До ближайшего продуктового магазина несколько миль.

«Мы трудимся и преодолеваем сложности не просто, чтобы сделать наш район таким, каким он был до «Катрины» - мы хотим сделать его ещё лучше», - заверяет Артур Джонсон.

Старожилов здесь стало меньше, однако многие молодые люди, которые приехали в Новый Орлеан после урагана «Катрина» в качестве волонтёров, влюбились в этот город и решили остаться.

Самый «европейский» город Америки. Основанный французами, в течение нескольких десятилетий он управлялся испанцами. Город Новый Орлеан может похвастаться местной креольской кухней и национальной культурой. Множество домов в испанском и французском стилях создают неповторимое очарование.

История

Новый Орлеан из-за удачного расположения быстро стал крупным центром торговли. Река Миссисипи на протяжении нескольких столетий является важным транспортным потоком страны. Новоорлеанский порт - один из крупнейших в США. Новый Орлеан - это первое, что видели в новой стране чернокожие рабы, привозимые с африканского континента.

Большинство жителей города являются потомками испанских и французских поселенцев. Но во время его бурного роста Новый Орлеан наводнили итальянцы, ирландцы, немцы, греки. В прошлом веке население пополнили тысячи иммигрантов с Гаити.

Французы и испанцы

В конце XVII века первые переселенцы появились в устье Миссисипи. Возглавлявший группу французов Роберт Кавелье де ла Саль объявил эту территорию собственностью своей страны и назвал ее Луизианой в честь Людовика XIV. Первая французская колония обосновалась здесь на рубеже XVI и XVII веков, а датой основания Нового Орлеана признана дата 7 мая 1718 г. Основатель города - Жан Баттист Ле Мойн, канадец. Название Новый Орлеан дано в честь Филиппа Второго, принца Орлеанского - французского регента.

Основную часть первых поселенцев составляли осужденные, сосланные в Луизиану для освоения новых земель и не отличавшиеся высокими нравственными и моральными качествами. Кроме того, в течение многих лет здесь процветала работорговля, но чернокожие, проживающие в городе, в большинстве своем были свободными.

Французы были недовольны прибылями от этих земель. В 1762 году они передали их своему союзнику в войне с Англией. Испанцы владели Луизианой до 1800 года. Затем снова хозяевами стали французы, а в 1803 г. продали ее США за 15 млн долларов.

Американский Новый Орлеан

В середине XIX века город имел население 100 тыс. человек и являлся одним из самых крупных в стране. В Гражданской войне Луизиана заняла сторону конфедератов, но через год она уже принадлежала сторонникам Линкольна.

Начало ХХ века ознаменовалось обнаружением нефтяных запасов, что вместе с развитием транспортных дорог дало новый толчок к бурному развитию Нового Орлеана.

К концу ХХ века город достиг больших успехов в судостроении и аэрокосмической промышленности, стал крупным туристическим центром.

Современный Новый Орлеан

Дух Франции до сих пор витает над живописными районами города. Новый Орлеан сегодня называют «Париж Нового Света». В старой части города сохранилось много старинных зданий. Она получила название «Французский квартал». Новый Орлеан окутан легендами и преданиями, особенно кладбище Сен-Луи, являющееся архитектурным памятником. По одной из них, здесь захоронена королева племени Вуду Мари Лаво, поэтому в одиночку гулять по нему настоятельно не рекомендуется.

Новый Орлеан сегодня имеет центральную улицу Бурбон-стрит, расположенную во Французском квартале. На ней располагаются лучшие рестораны и кафе, многочисленные магазины и сувенирные лавки.

Из современных построек самой известной является мост длиной 38,5 км через озеро Поншартрен. В новом городе тоже есть на что посмотреть: зоопарк, парк Аудубон, Живописные кварталы Сен-Чарльз и Вэйрхауз, деловые районы с неповторимыми стеклянными зданиями для офисов. А также можно посетить музей искусств и музей где всегда проводят интересные выставки.

Достопримечательности

Каждый квартал города является своеобразным островком с уникальной культурой и средоточием важных исторических памятников.

Например, площадь Джексона. Рядом с ней расположен собор Сен-Луи - внушительный религиозный объект в оригинальном архитектурном стиле, с интересным декором внутренних помещений. Недалеко расположен Французский рынок, где можно купить все что угодно. Такие достопримечательности Нового Орлеана, как Монетный двор - музей и Музей Второй мировой войны представят интересные коллекции артефактов.

Ценители живописи смогут насладиться произведениями молодых скульпторов, художников, фотографов в Современном Центре искусств.

Достопримечательности Нового Орлеана, расположенные в местечке Шалмитт, также очень интересны. Здесь генерал Эндрю Джексон бился за город в 1815 году. Кроме того, множество садов и парков, природных заповедников привлекают туристов.

Испытания Нового Орлана

Природа регулярно проверяет на прочность силу духа жителей города. В XVIII веке пожары, в XIX веке холера, проказа, оспа и в ХХ веке ураганы унесли множество жизней и нанесли серьезный урон. Но то, что случилось в 2005 году, принесло неизмеримо больше горя в Новый Орлеан. Наводнение в результате прорыва дамбы из-за урагана «Катрина» затопило город, было нарушено электроснабжение, телефонная связь. Жителей тысячами эвакуировали в Даллас, Хьюстон, Сан-Антонио.

Город тяжело переживал последствия наводнения и разрушительного урагана. Американцы помогали восстановлению зданий и инфраструктуры и перечислением средств, и непосредственно работая на объектах. Благодаря помощи населения страны история Нового Орлеана продолжается, и город вновь может предстать во всей красе перед туристами.

  • Трамвай в Новом Орлеане является старейшим в стране.
  • Бары города работают круглосуточно.
  • Новый Орлеан на карте расположен в излучине Миссисипи, поэтому получил прозвище «Город Полумесяца».
  • Здесь родилась популярная американская актриса Риз Уизерспун.
  • Новый Орлеан является родным городом Луи Армстронга. В середине ХХ века музыканта избрали королем Mardi Gras. А сегодня его именем назван международный аэропорт города.

Музыка в Новом Орлеане

В городе джаза мелодии льются всегда и отовсюду. Раньше музыка в Новом Орлеане очень сближала белое и черное население. Здесь распространены разные стили и направления, в том числе блюз, зайдеко с оттенком французских мелодий.

Каждую весну в Новом Орлеане проходит джазовый фестиваль, который длится несколько дней и предоставляет возможность выступать со сцены многочисленным музыкантам. С момента основания (1970 г.) это музыкальное мероприятие собирает тысячи любителей музыки.

Узнать об истории развития джаза и послушать его можно в Национальном Парке.

Знаменитый парад привлекает гостей со всего мира в Новый Орлеан. Марди Гра - грандиозное зрелище, которое длится две недели и является старейшей традицией и визитной карточкой города.

Карнавал

Это, скорее, парад украшенных платформ на повозках с запряженными лошадьми. Каждый элемент этого живописного кортежа посвящен развлечениям: картам, выпивке, женщинам и др. Парад выглядит очень красочно, а участники процессии кидают в ликующую толпу зрителей мелкие безделушки - такие как бусы, монеты, пластмассовые четки, мягкие игрушки, алюминиевые медальоны с праздничной символикой. Эти мелочи часто становятся предметами для коллекционирования.

Костюм участника должен включать три цвета: золотой - символ силы, красный - символ справедливости, зеленый - Эти оттенки сопровождают фестиваль более ста лет.

Зрительницы, чтобы получить подарок, привлекают внимание участников парада всеми возможными способами - задирают юбки, майки, демонстрируя свое тело. В эти дни Новый Орлеан называют городом, сошедшим с ума - «крэйзи таун».

Завершающим этапом шествия являются выборы королевской четы карнавала. Ликование, подкрепленное алкоголем и всеобщей доступностью, царит весь вечер и ночь. В другие дни распитие спиртного и действия сексуальной направленности строго наказуемы. Но на параде царит дружелюбное отношение, без непристойностей и драк. Курить, пить и участвовать ночью в карнавале разрешается с 21 года. Поэтому молодежь часто просят предъявить особенно в барах.

Кухня, рестораны и кафе

Новый Орлеан - находка для туристов с гастрономическими пристрастиями. Более тысячи кафе, ресторанов и баров действует в городе. Самым посещаемым заведением считается ресторан GW Fins с кухней из морепродуктов. Меню ежедневно обновляется и зависит от утренних покупок, сделанных шеф-поваром на рынке. К фирменным блюдам относят котлеты из филе краба и устриц, запеченных в духовке.

В бюджетном ресторане Southern Candymakers собираются семьи с детьми, для которых создано отдельное меню. Отличается заведение доброжелательностью персонала и самым вкусным пралине в городе.

Для организации торжества не может быть лучше роскошного ресторана расположенного в красивом дворце. Основная часть меню представлена блюдами национальной кухни и изысканными деликатесами.

Большой ассортимент предлагает посетителям ресторан Boucherie. В его меню присутствуют мясные блюда, традиционный картофель фри, свежие бутерброды, а также много десертов.

Итальянский ресторан Vincent"s Italian Cuisine шокирует своих гостей огромным размером порций, поэтому уместно заказать одно блюдо для двоих. Фирменное угощение - спагетти с различными соусами и крабовый суп.

Angelo Brocato Ice Cream - красочное кафе для любителей мороженого и выпечки. А восхитительный итальянский десерт на любой вкус способен удовлетворить самого притязательного сладкоежку. Уютное кафе привлекает гостей свежими булочками и круасанами, освежающим фруктовым льдом, мороженым с разными наполнителями.

  • Экскурсантам рекомендуется передвигаться пешком, так как туристические объекты расположены в шаговой доступности один от другого. Качество дорог не всегда идеальное, поэтому от каблуков лучше отказаться.
  • Местный трамвай поможет увидеть достопримечательности и самые значимые улицы города путешественникам, ограниченным во времени. Поездка обойдется в 1,3 доллара.

  • Кроме трамвая недорогим транспортом является почти круглосуточный автобус. В выходные дни он ходит несколько реже. Билеты приобретаются у водителя или в киосках.
  • В центре проката можно взять в аренду автомобиль, стоимость которого зависит от марки. Для оформления потребуется паспорт, международные права, кредитная карта с суммой необходимого залога.
  • Туристам не нужно забывать об осторожности. В вечернее время можно прогуливаться только по центральным улицам города. В отдаленные районы забредать лучше в сопровождении гида. Крупную наличность и ценности не стоит брать с собой на прогулку без особой надобности.
  • Все платежи осуществляются посредством кредитной карты, ее принимают все торговые центры, супермаркеты, бутики, гостиницы, крупные рестораны и автозаправки. Наличность понадобится тем, кто намерен посетить рынки, маленькие магазинчики на окраине и бюджетные рестораны.
  • Автолюбители в дневное время, скорее всего, попадут в пробку. Лучше пользоваться трамваем или паромом, который курсирует каждые 15 минут.

  • Самым выгодным способом оплаты услуг и покупок является национальная валюта, которую можно обменять в любых банках или частных обменных пунктах. При совершении сделки нужно уточнить курс валют и размер взимаемой комиссии. В разных обменных пунктах она может сильно разниться.

16:33

Тайная жизнь Нового Орлеана. Часть III

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Легенды Нового Орлеана


В этой части о легендах Нового Орлеана мы не будем придерживаться одной тематики, а расскажем все накопившиеся истории. Начнем, конечно же, с кладбищ.
Несмотря на то, что появилось на свет раньше многих европейских городских кладбищ, оно все равно было не первым местом погребения горожан. Его предшественником был церковный погост св. Петра.
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что в старые времена пытались хоронить и у дамбы. На тот момент это было самое высокое место в городе. Но при каждом наводнении гробы вымывало в город, что не особо радовало жителей.


Захоронения на нем производились с 1721 года (1723 или 1725 - по другим источникам) по 1800 год. Это было обычное кладбище (то есть хоронили непосредственно в земле). Когда кладбище исчерпало свой ресурс, то на смену пришло Сен-Луи №1. Особо значимые захоронения были перенесены на новое место, но большая часть останков так и таится в недрах Французского квартала. То там, то тут периодически находят следы исчезнувшего кладбища св. Петра. Последний раз на него наткнулся местный житель в 2010 году. Винсет Марчелло решил обустроить бассейн на заднем дворе и предусмотрительно вызвал археолога. В процессе рытья котлована на свет было поднято 15 гробов. Еще один подобный случай произошел в 80-ые. Тоже при строительстве. К сожалению, идентифицировать все найденные останки не представляется возможным из-за сгоревших церковных записей.
Надо заметить, что кладбище св. Петра является первым кладбищем Нового Орлеана за чертой города. Эксплуатировалось оно очень активно. Переломным моментом стали 1787-1788 гг., когда на город обрушился сонм болезней: чума, оспа и малярия, а завершилось все пожаром с ураганом. Уже после эпидемий кладбище настолько переполнилось, что кости просто торчали из земли. Последующие события не оставили никакого выбора: надо было срочно открывать новое место для захоронений. Наступила эпоха Сен-Луи №1. Первое время на нем хоронили только бедняков в безымянных могилах. Потом было решено территорию обустроить. Поэтому считается, что под гробницами Сен-Луи пролегает слой костей в метр толщиной.


Следующей нашей остановкой будет кладбище Чудаков, основанное в 1847 году тайным Независимым орденом Чудаков. Открытие некрополя было экстравагантным, ибо на нем присутствовали две цирковых повозки. Конкретных легенд о кладбище нет. Только разговоры, что место пошаливает.
Кто сказал, что прогресс – это хорошо? Кому-то, ясное дело, хорошо. А кому-то от прогресса хоть в петлю лезь. Не зря ведь англичане, первопроходцы индустриального прогресса, стали записными консерваторами. Пришёл вот к ним прогресс с машинами и серийным производством, и пошли по миру ремесленники, мастера-кудесники, учившиеся своим ремёслам чуть ли не с пелёнок. Были они когда-то уважаемые члены гильдий, по-английски fellows, а прогресс превратил многих из них в odd fellows – в лишних членов гильдий. Велик и многолик английский язык. Так уж он устроен, что odd fellows – это и лишние ремесленники, и… чудаки. Да-да. Именно чудаки-простаки, не от мира сего. Возможно, дело здесь в том, что только чудаки могли осваивать сложные ремёсла во времена торжества прогресса. Так вот, создали эти никому не нужные бедолаги-чудаки в начале восемнадцатого века свой орден взаимопомощи. И чтобы не мешали ордену всякие фискалы, клерикалы и просто лихие люди, завели они у себя порядки, как у могущественных масонов – с таинствами, с ритуалами посвящения, с мистической символикой и помпезной атрибутикой. Не тратили они время и на изобретение собственных обозначений для своих организаций с их предводителями, а ничтоже сумняшеся передрали их у тех же масонов. А может быть, и не передрали. Может быть, именно вездесущие масоны и стояли у истоков нового ордена. Как бы то ни было, но новоявленные тайные организации тоже стали называться ложами со своими магистрами и гроссмейстерами. Усольцев "Таймырский Эрмитаж"
Независимый орден Чудаков был основан Томасом Уайлдом и еще четырьмя другими Чудаками из Англии в Балтиморе, штат Мэриленд, 26 апреля 1819 г.
Группа утверждает, что является самым большим международным братским орденом: у нее есть двадцать две тысячи лож, а количество членов братства исчисляется миллионами. Орден имеет ложи в Нор­вегии, Швеции, Исландии, Голландии, Бельгии, Дании, Германии, Австралии, Швейцарии, Мексике, Южной Америке, Финляндии, зоне Панамского канала, Франции, Канаде, Соединенных Штатах, на Кубе и Гавайских островах.
В задачи и обязанности ордена Чудаков входит:
- Навещать больных
- Утешать страдающих
- Хоронить умерших
- Давать образование сиротам.
Три основных принципа братства: Дружба, Любовь и Правда. Оно старается «сделать хороших людей еще лучшими гражданами, отцами, сыновьями, мужьями и братьями». Вот девиз Чудаков: «Мы стараемся возвысить и улучшить характер человека». На территории Соединенных Штатов и Канады действуют шестьдесят принадле­жащих ордену Чудаков Домов ребенка и Домов престарелых.
Орден Чудаков был первым братством, которое признало женское дополнение ордена, орден дочерей Ребекки или просто Ребекк. Как говорится на их официальном сайте: «Наши сестры из ордена Ребек­ки являются жизненно необходимой и неотъемлемой частью Брат­ства Чудаков. Они трудятся плечом к плечу с Братьями, претворяя в жизнь принципы и исполняя обязанности нашего Братства».
Есть также «Младшие ложи Чудаков» для мальчиков и «Тета Ро» - клубы для девочек возрастом от двенадцати до двадцати одного года. Среди знаменитых Чудаков были такие люди, как Франклин Д. Рузвельт, главный судья Эрл Уоррен, Вильям Дженнингз Брайан, губернатор Гудвин Дж. Найт, президент Уоррен Дж. Хардинг, а также ви­це-президент Шуйлер Колфакс.


Среди новоорлеанских мест с большим количеством привидений стоит выделить крытый стадион Супердоум.
Мерседес-Бенц Супердоум (также известный как «Луизиана Супердоум», «Супердоум», «Доум» и «Нью-Орлеан Супердоум») - крытый стадион, расположенный в Новом Орлеане. Стадион может принимать у себя матчи по американскому футболу, футболу, бейсболу и баскетболу.
Именно здесь после урагана Катрина жили оставшиеся в городе горожане.
В этом районе когда-то располагалось протестантское кладбище Жиро-стрит . Оно было открыто в 1822 году и просуществовало до 1957 года. Тогда было решено, что некрополь пришел в упадок и может быть ликвидирован. Останки вывозились с января по март. Кости белых горожан перезахоронили в мавзолее Хоуп, а кости чернокожих - в Мемориальном парке Провиденс. А вот в 1971 году во время ремонтных работ на территории стадионного комплекса обнаружилось, что какая-то часть останков оказалась невостребована родственниками. Рабочие сначала подумали, что нашли место преступления, но сверка с картами напомнила об исчезнувшем кладбище.

Долго ходили (и надо заметить, продолжают ходить) легенды о призрачных фигурах на стадионе. Игроки команд преждевременно умирали чуть ли не во время игры. Но по заверениям историков-краеведов все-таки стадион не стоит на кладбище. А вот его гараж и соседствующий торговый центр очень даже. Но мнения ученых мало влияют на городской фольклор.
Интересно то, что по одной из версий именно на кладбище Жиро была похоронена Мари Лаво (или мать или дочь). И надо сказать, что эта версия имеет право на жизнь, так как процент афроамериканцев на этом кладбище был достаточно высок. Более того, на нем были склепы, принадлежащие целым обществам вроде "Ассоциации бывших рабов" и тд.
Продолжая тему магии, стоит вспомнить Мари Онейду Тупс .

Говоря о Вуду Нового Орлеана, мы вспоминаем Мари Лаво. Но она была не единственным выдающимся практиком колдовства в этом поистине уникальном месте. Ещё одна из наиболее могущественных ведьм Нового Орлеана - Mary Oneida Toups. Она была основателем могущественного шабаша (или ковена), впервые за всю историю, официально признанным штатом Луизиана в качестве официальной "церкви", и существующим в Новом Орлеане по сей день.
Oneida была погружена в изучение оккультизма и эзотерических течений. Когда вокруг неё образовался круг последователей, она назвала свой шабаш «Scribes». Что отличало её и её последователей, так это открытость. Мари считала, что всё нужно испробовать на собственном опыте и не бояться. Если надо было вызвать демона Гоэтии, то она безусловно готова была это сделать, воспринимая любой опыт очередной стадией собственного обучения.
В 1971 Онейда открыла свой магазин, ставший первым в своём роде магазином не только продающим различные ингредиенты и инструменты для практикующих колдовство, но и ставший базой для проведения всевозможных встреч и семинаров.
2 февраля 1972 года она официально открыла Общество Колдовства, членство в котором стоило 100$ в год. Заявок поступило великое множество и круг последователей сильно увеличился.
К этому времени личная практика Oneida развилась настолько, что охватила ритуальные и обрядовые практики западных и иудейских традиций (кабалла). Мари была экспертом в работах Золотой Зари, Кроули, и Енохианской магии Джона Ди.
Как и все Королевы Нового Орлеана, Мaри любила проводить свои ритуалы в общественных местах. Особенно её привлекал Центральный Парк и расположенный там фонтан Поппа. Сначала она приходила к этому фонтану одна и подолгу медитировала там. Окружённый низкой стеной, фонтан представлял собой идеальный круг, а пустой ночной парк вокруг давал возможность беспрепятственно проводить шабашу свои ритуалы в течении многих лет. После урагана фонтан был в плохом состоянии, но с определенным очарованием запустения. Сейчас же его облагородили и часто играют около него свадьбы.


В 1975 Онейда опубликовала свою первую и единственную книгу под названием «Magick, High and Low», в которой были собраны все её наработки в различных направления эзотерики и оккультизма.
Онейда умерла в 1981г. От рака желудка. Где похоронены её останки, до сих пор остаётся тайной. Одни считают, что её похоронили на родине – в штате Миссисипи, другие, что в Новом Орлеане. © Jitana Palo monte
Были разговоры, что прах остался у последователей белой королевы. Если верить цитатам Мари, то она сама хотела упокоиться на Сен-Луи №1. Вот и городские легенды говорят, что встретить призрак ведьмы можно именно там.

St. Louis Cathedral


На этом месте это уже третий собор. Первый храм был разрушен ураганом в 1722 году, второй согрел в пожаре 1788. Нынешнее здание было построено в 1794 г., а окончательный облик обрел к 1851 году.
В мартовском пожаре 1788 года погибло много людей. И именно они стали первыми призрачными обитателями будущего кафедрального собора.

Призрак отца Антуана.


Отец Антуан (в миру Антонио де Седелла) был фигурой противоречивой. После его смерти 18 января 1829 года весь Новый Орлеан погрузился в траур и считал, что Антуан был современным святым. Но были и те, кто помнил фанатизм монаха. Так первые годы свои на луизианской земле он отчаянно боролся за создание местного отдела инквизиции.
Отец Антуан жил на улице Дофин в деревянной хижине, которую сам построил. Около домика были высажены финиковые пальмы, под которыми Антуан любил сидеть на табурете, выслушивая исповеди от посетителей. Каждый день он посещал больных, невзирая на погоду и вероисповедание страждущего. Стали появляться легенды о том, что в одну из эпидемий желтой лихорадки отец Антуан не спал несколько недель, проводя отпевания и хороня умерших.
Именно этот святой отец крестил Мари Лаво и многих ее детей. А еще был духовником ЛаЛори.
Когда Антуан умер, то от его хижины не осталось и следа - даже маленькая щепка стала считаться священной реликвией. Что стало с финиковыми деревьями история (как и городские легенды) умалчивает.
Человек был настолько деятельным, что и после смерти не смог отправиться на покой и до сих пор его призрачную фигуру можно встретить на утренних улицах Французского квартала. Местные жители даже считают, что его всегда можно позвать на помощь.
Одна женщина очень спешила по делам. День был дождливым, а она была на высоких каблуках. Естественно она споткнулась и начала падать. Ее подхватил человек в черной мантии. Когда женщина повернулась поблагодарить мужчину, то никого не обнаружила. По ее мнению, это был отец Антуан.
Его часто можно увидеть на мессах в соборе. Он будет сидеть в укромном уголке.
Портрет святого отца висит в вестибюле собора.

-Легендарный святой отец Дагобер-


Отец Дагобер был полной противоположностью Антуана по характеру. Веселый мужчина, любящий хорошо поесть и выпить. Но его вклад в жизнь города и прихожан огромен. Более того, святой отец был человеком очень смелым.
В 1764 году Новый Орлеан был передан Испании, что вызвало огромное негодование и несогласие среди французских вельмож. Французская монархия своих колонистов не поддержала. Тогда уважаемые люди из знатных семей решили организовать восстание. Отпор был настолько продуктивным, что первый испанский губернатор (ненавидящий новоорлеанцев) сбежал в Гавану в 1766 году. В ответ Испания направила флот из 24 судов для подавления волнений. Численный перевес был очевидным. 24 октября 1769 года пять главарей восстания были казнены. Не помогли обращения граждан и заступничество церковных лидеров. Командир испанского флота Александр О"Рейли (ирландец по национальности) отказал семьям казненных в погребении тел. Дагобер дважды просил выдать ему останки, но получил отказ. В последний приход О"Рейли заявил, что пристрелит священника, если он еще раз заявится с такой просьбой.
Дальше случилось то, что можно считать легендой. Либо историей, подробности которой нам уже никогда не будут известны.
Отец Дагобер приходит с визитом в дома убитых бунтарей и зовет их горюющих родственников в собор Сен-Луи. Когда они приезжают на место, то обнаруживают мертвые тела своих родных. Дагобер отслужил похоронную мессу и сопроводил тела до кладбища св. Петра (иногда упоминается Сен-Луи 1), где они были тайно похоронены в безымянных могилах.
Когда О"Рейли узнал о случившимся, то сам пошел допрашивать охранников. Они рассказали, что ночь была тихой. Но вдруг стал появляться густой туман. Спустя какое-то время они увидели отца Дагобера, который стал петь Kyrie. Стражники ничего подозрительного в этом не углядели. Просто священник пришел прочесть хоть какую-то молитву над останками. Когда же он ушел, то к ужасу охраны, обнаружилось, что тела преступников исчезли.
По легендам отец Дагобер в ночные часы до сих пор поет Kyrie перед алтарем собора святого Людовика. Иногда ночью в окнах пустой церкви видно огонек, как будто кто-то совершает обход коридоров.
Говорят, что привидение священника редко появляется в одиночестве. Обычно с ним можно различить еще несколько призрачных фигур... Тех самых убитых мужчин, чьим физическим оболочкам Дагобер когда-то помог.
К слову, именно Антуан занял место Дагобера на службе приходу.
Оба священника скорее всего похоронены под алтарем собора. На нижеприведенной схеме им места не нашлось, но зато видно, где в помещении располагаются могилы:

-Призрак на колокольне-


Бенджамин Генри Латроб - американский архитектор и инженер; родился в Фулнеке (Великобритания) 1 мая 1764. Учился в Силезии и Саксонии, а в 1786 возвратился в Англию и приступил к архитектурной практике. В 1795, после смерти жены, Латроб уехал в США. В числе его друзей были самые знаменитые люди того времени, в том числе президент Т.Джефферсон, который в 1803 назначил его инспектором общественных зданий в Вашингтоне и поручил завершить перестройку сожженного англичанами в 1814 здания конгресса США - Капитолия. Латроб спроектировал также церковь Сент Джонс, Дикейтер-Хаус на Лафайет-сквер и ряд других построек в Вашингтоне.
Среди его творений стоит выделить и собор в Балтиморе, который стал первым римско-католическим собором в США.
В 1819 году Латробу поступает заказ на строительство церковной башни-колокольни Сен-Луи. Одновременно с этим городской совет Нового Орлеана поручает часовщику Жану Делашо подобрать для башни часы. Он отправляется в Париж, где покупает красивый бронзовый колокол (отлитый на заводе, который поставляет колокола самому Нотр-Даму).
Дома отец Антуан освещает колокол, нарекая его женским именем Виктория.


Латроб не доживает до конца строительства, умирая от желтой лихорадки 3 сентября 1820 года. Именно на его похоронах "Виктория" звучит первый раз.
Почти сразу после смерти архитектора стали появляться сообщения о странных звуках и необъяснимых явлениях на колокольне. Строители отказывались работать по одиночке. За их спинами перемещались с одного места на другое ведра с красками и лестницы. Были рассказы, что в безветренные дни тихо звонит колокол, словно оплакивая кончину человека, который не смог в полной мере насладиться перезвоном "Виктории".
Даже Делашо, которому часто приходилось бывать на колокольне, признавался в странной атмосфере места. Он не сомневался, что именно призрак мертвого архитектора стоит за мистическими явлениями в башне.
Хотя сам часовщик умер мирно и много лет спустя, есть рассказы о призрачной фигуре человека (одетого по моде начала XIX века), который появляется при бое курантов. Он стоит в нефе собора, держа в руке карманные часы, и, как будто, сверяет их ход. Как только куранты замолкают, призрак убирает часы и исчезает в воздухе.

В соборе есть группа приходящих призраков. Например, Мари Лаво (которая утром кается, а по ночам резвится на Сен-Луи) или мадам Лалори, пытающаяся получить прощение за свою жестокость и садистские замашки. По словам очевидцев, ее часто можно увидеть на скамье в третьем ряду. Иногда она с несчастным видом блуждает у исповедален в надежде встретить священника, который отпустил бы ее грехи.

-Призрак несчастной органистки-


Самым же несчастным и печальным призраком кафедрального собора можно назвать Эйми Брюсли. Ее излюбленное место - балкон церковного органа.


Призрачная женская фигура одета в струящееся темное платье середины 1800-ых годов. Она либо зло смотрит с балкона, либо находится в расстроенных чувствах и еле-еле сдерживает слезы. Иногда ее и вовсе не видно, но можно услышать тихий плач, который скорбным эхом разносится под сводами собора.
Отец Эйми держал очень популярную в городе пекарню, которая изготавливала мучные изделия и для знати, и для горожан с небольшим достатком.
Дела шли так хорошо, что семейству открылись все дороги в высший свет. Эйми была одной из главных городских красавиц и завидной невестой: набожна, образована, обучена игре на музыкальных инструментах. Духовником семьи был тот самый отец Антуан, и девушка была его любимицей. Какое же его постигло огорчение, когда он узнал, что из всех своих претендентов на руку и сердце, Эйми выбрала человека другого вероисповедания - еврея. Эдвард Готшалк родился в Лондоне в семье раввина Лазаря Готшалка. На американской земле Готшалк вместе со своими братьями не потерялся и стал богатым купцом. Жених был старше отца Антуана на 13 лет. Не сохранилось документов, что Эдвард перешел в католичество, но все его дети и потомки были крещеными и строго воспитывались в католической вере. О венчании в соборе не могло быть и речи, поэтому обряд совершили в ризнице, что стало первым ударом по гордости красавицы.
Счастье было недолгим. К смертям детей от желтой лихорадки добавилась новость о наличии у мужа постоянной любовницы, которой он снял дом в несколько кварталах от семейного гнезда. Эйми искала отдушину, чтобы забыться. То ли в память об отце Антуане (который умер к этому времени), то ли просто из жалости к судьбе несчастной, ей разрешили приходить и играть на органе. Она могла пропадать там все время, пока не шли службы и за ней не приходил ее первый сын - Луи Моро. Побыть матерью ей не дали: в возрасте 8 лет отец отправил мальчика учиться в Европу. В будущем он станет известным американским пианистом и композитором . И многие считают, что своим талантом он пошел в мать.
Вот и после своей смерти Эйми Брюсли-Готшалк выбрала местом обитания тот уголок, что приносил ее страдающей душе покой и утешение.

-Особняк с привидениями-


В одном из кладбищенских районов Нового Орлеана (так можно назвать место, где соседствуют друг с другом несколько некрополей) располагается Дом с привидениями. Этот симпатичный особняк с колоннами был построен в 1872 году для Мэри Слеттери и ее детей. Дом поменял своих хозяев в 1905 году, но новые владельцы не особо прониклись жилищем, и в 1923 году он передается в распоряжение нотариуса Говарда Маккалеба, который пристраивает его в хорошие руки. И вот в 1930 году по городу стал распространяться буклет об открытии нового похоронного бюро.
Под крышей особняка расположился и морг, и прощальный зал, и магазинчик погребальных принадлежностей и небольшой крематорий.
За всю свою историю похоронное бюро организовало 20 000 похорон.


В 1985 PJ McMahon and Sons были поглощены более крупной корпорацией, которая еще через десять лет его перепродала, но поддерживать ветшавший 130-летний особняк и обновлять его коммуникации до современного уровня было дорого и не выгодно. Его вновь продали компании, занимающейся спа. Та капитально взялась за ремонт дома, отодрав даже половицы и шпаклевку со стен. От былого остался лишь каркас стен да фасад. Но директор компании внезапно скончался при "загадочных обстоятельствах", а потом случилась Катрина. Особняк выкупил Jeff Borne, чтобы сделать из него хэллоуинский аттракцион. За долгую историю существования дома накопилось много рассказов о странных происшествиях, призраках и прочем, и к Джеффу обратились исследователи паранормальных явлений из Лос-Анжелеса, которые хотели посмотреть, если ли там призраки. Исследования дали положительный результат, в дом потянулись другие "охотники за привидениями", понаставил там камер, в т.ч. ночного видения, всяких датчиков для замерения колебаний температуры и электро-магнитного поля и так далее, и теперь это своеобразный полигон для охотников на привидений, которые пытаются доказать, что призраки существуют.
Так появились легенды о призраках детей, на которых можно наткнуться в коридорах, а в подвале когда-то обитал мрачный бальзамировщик, придумавший состав для превращения трупа в вампира.


Ругару с болот Луизианы


Ругару, ругару (франц. Loup-garou (оборотень), варианты: Rougarou, Roux-Ga-Roux, Rugaroo, Rugaru) - разновидность фольклорных оборотней, представляющая собой человека с волчьей головой или «гибриды» человека с собаками, свиньями, коровами или даже цыплятами (обычно белыми).
Ругару является частью фольклора франкофонных поселенцев в Луизиане. Среди вариантов этой легенды наиболее распространёнными являются такие:
Ругару становятся те, кто продал душу дьяволу.
Ругару преследует непослушных детей. Либо католиков, нарушивших пост (по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, становится ругару).
Ругару проклят на 101 день. По истечении этого срока проклятие перемещается на человека, чью кровь ругару испил. При этом днём существо выглядит как человек и, хотя ведёт себя странновато, пытается скрыть своё состояние.
Чтобы убить ругару, достаточно заколоть его ножом, пристрелить или сжечь. Но есть способ спасти человека от этого проклятия - в некоторых версиях легенды, ругару превращается обратно в человека, если пролить его кровь. Правда, в более мрачном варианте этой легенды, проливший кровь ругару, через год умирает.
По легенде, это существо бродит среди болот и лесов, что раскинулись между Акадианой и Новым Орлеаном. Чаще всего его описывают как человека с волчьей или собачьей головой. Ругару перевоплощаются не как оборотни - тело не трансформируется, а как бы выворачивается наизнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли. Прежде чем полностью превратиться, ругару выглядят как обычные люди. Но превратившись, приобретают невероятную силу, их кости меняются, и они становятся монстрами. В человеческом обличье Ругару хранит в себе звериную сущность, то есть легко поддаётся вспышкам гнева и держится на расстоянии от людей, хотя многое зависит от характера. Когда Ругару в зверином обличье, внутри него остаётся человек, он сохраняет человеческий разум и может контролировать животные желания, в итоге не «теряет голову», как оборотень. Ругару не преобразится, если не дать ему попробовать человеческой крови. Также ругару - наследственный ген, который передается от отца к ребенку. Ругару можно убить, если сжечь его. Некоторые исследователи связывают ругару с другим мифическим людоедом - вендиго, однако писатель Питер Меттисен утверждает, что эти легенды имеют не так уж много сходства. Если вендиго просто боялись, то ругару в некоторых местах поклонялись, связывая его с Матерью-Землей.
*
В некоторых историях ругару перекидывается в волка не целиком и полностью - меняется только его голова. Именно она становится волчьей. Или собачьей. Или даже свиной, или коровьей. А то бывает и цыпленка, но, что характерно, голова должна быть сугубо от белого цыпленка! При этом тело не трансформируется, а как бы "выворачивается на изнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли". Во-вторых, ругару не зависят от фаз луны, так как оборотнями они становятся большей частью из-за происков ведьм: либо сами ведьмы принимают такой облик, либо насылают проклятье на простого человека. В таком случае есть шанс, что стоит ругару пролить кровь другого человека и проклятье перейдет уже на него, а прежний проклятый "освободится". По другой легенде, ругару находится под заклятием 101 день. По истечении этого срока проклятие само переходит к другому человеку, укушенному ругару. Но на такой упрощенный вариант на самом деле надежды мало...
Другие рассказывают, что ругару могут полностью перекидываться в животных. Один из самых распространённых способов вернуть ругару в его человеческое обличье - это пролить его кровь. Подобные легенды характерны для франкофонного населения вообще и встречаются не только в Луизиане, но и в канадском Квебеке. Следующая история луизианского происхождения:
Один раз женщина мыла свиную требуху около байу и к ней подошла странная собака. И она говорит "Пошла вон! Пошла вон!", потому что она боялась собаки. Но собака её не послушала. Она отошла чуть подальше, но затем учуяла запах требухи и подошла вновь. А она ей вновь: "А ну пошла вон!". Собака опять чуть отошла, но затем вернулась.
И женщина воскликнула "Чёртов пёс!" и кинула в него нож и нож порезал собаке нос и вылилось несколько капель крови. И собака превратилась в человека.
Когда он стал человеком, он сказал: "Спасибо вам большое, мадам, вы освободили меня от проклятия (gri-gri)".
"От проклятия?" - спросила она?
"Да", - сказал он. "Я выпил кровь чёрного цыплёнка в полночь на перекрёстке, чтобы иметь возможность обратиться в того, кого хочу. Но как же я устал от этого! И теперь, когда была пролита моя кровь, я освобождён от необходимости оставаться в изменённой форме. Спасибо вам большое!"
Странный пёс / The Strange Dog (746: p.159-160)

Насколько всё смешалось в фольклоре каджунов эта история демонстрирует очень ярко. В ней есть схожие с европейскими история про вервольфов черты, но в то же время очевидно влияние вуду. Распитие крови чёрного цыплёнка в полночь на перекрёстке очень характерно для вуду, а само слово для обозначения проклятие "gri-gri" прямиком взято из креольских поверий и тоже относится к вуду.
Еще один значимый момент - пребывая в измененном обличье, ругару сохраняет свой человеческий интеллект в полной мере. Он не "теряет голову" как многие другие оборотни, что делает его весьма опасным монстром. Вместе с тем оказывается, что и в человеческом модусе звериная составляющая (так называемый "ферей") не засыпает полностью, время от времени проявляя себя вспышками гнева и слабо контролируемого раздражения.
По легенде, ругару предпочитают бродить по безлюдным местам типа полей и болот, которых так много в южной Луизиане. Особую опасность они представляют для непослушных детей (по крайней мере, так им говорят их родители) и для католиков (особенно для тех, кто не соблюдает пост; по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, сам становится ругару).

Дровосек из Нового Орлеана


Дровосек из Нового Орлеана, (англ. The Axeman of New Orleans) - серийный убийца, действовавший в Новом Орлеане, штат Луизиана, а также в окрестных городах с мая 1918 до октября 1919 года. Вероятно, также он совершал преступления и раньше - в 1912 году. Убийца нападал на своих жертв с топором. Иногда с помощью этого же инструмента он выламывал двери, чтобы проникнуть в дом. Преступления прекратились так же неожиданно, как и начались. Полиция так и не смогла поймать Дровосека. Его личность до сих пор не установлена, хотя есть несколько предположений.
Письма в газеты
Не все жертвы Дровосека погибали. Но дикость его нападений держала в страхе огромное количество людей. Первыми жертвами были люди итальянского происхождения. Газеты писали, что возможно эти убийства организованы мафией. Однако эта версия отпала после дальнейших преступлений. Среди жертв Дровосека были и беременная женщина, и малолетний ребенок, зарубленный прямо на руках у матери. Дровосек, казалось, был вдохновлен преступлениями Джека Потрошителя. Он писал ядовитые письма в городские газеты, в которых намекал на будущие убийства и утверждал, что он не человек, а демон из ада.
Джаз Дровосека
Наиболее известно его письмо от 13 марта 1919 года, которое было опубликовано в газетах. Дровосек писал, что следующее убийство состоится 19 марта через 15 минут после наступления полуночи. Он обещал не трогать только тех людей, которые в это время будут слушать джаз. 19 марта все развлекательные заведения были переполнены, а профессионалы и любители играли джаз прямо на улице. Никаких убийств этой ночью не произошло. Впрочем, не все горожане тогда были напуганы Дровосеком. Некоторые написали ответные письма в газеты, в которых приглашали убийцу посетить их дома и посмотреть, кто кого убьет. Один из жителей вежливо попросил Дровосека не выламывать парадную дверь и даже пообещал оставить открытыми окна. © wikipedia.org
Дьявол
Суеверия в Новом Орлеане не были редкостью. Все знали легенды о «Человеке-игле», который приводил женщин в бессознательное состояние при помощи инъекции, а затем истязал их. Или о «Черном человеке», который работал в больнице, где травил пациентов, а потом продавал их тела студентам-медикам. Еще более таинственной и популярной фольклорной историей была легенда о «Человеке в мантии» - призрачном джентльмене, носившем длинное черное одеяние и передвигавшемуся по городу на черном автомобиле. Все девушки, которые воспользовались его предложением подвезти их, исчезли навсегда.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что многие жители Нового Орлеана начали говорить о Дровосеке, как о дьявольском существе. Особенно, когда появилось его описание - высокий и худой, одетый во все черное, с лицом скрытым тенью широкополой шляпы. Подходящая внешность для фантома.
Историк и автор книги «Путешествие во Тьму: привидения и вампиры в Новом Орлеане» Калила Смит была заинтригована заявлениями очевидцев о том, что Дровосек беспрепятственно «будто на крыльях» исчезал с мест преступлений, его письмами и тем, что его никто так и не смог разглядеть и запомнить. Она задалась вопросом, а был ли он человеком на самом деле?
Смит рассказывает, что с конца 1800-х годов в Новом Орлеане процветал культ вуду. Люди убивали друг друга, полагая, что кто-то околдовал их. Она предполагает, что убийства могли носить мистическое, религиозное значение и быть совершены сверхчеловеком или, во всяком случае, тем, кто считал себя таковым.

Продолжение следует...


Новый Орлеан (New Orleans) - город на юге США, крупнейший город штата Луизиана (Louisiana). По состоянию на 2013 население Нового Орлеана составляет 378 тысячи человек. Всего в регионе нового Орлеана живет более 1,3 млн. человек.

Новый Орлеан расположен на берегах Миссисипи в 170 км от места впадения реки в Мексиканский залив. Город с трех сторон окружен водой (Мексиканский залив, река Миссисипи, озеро Пончартрейн). При этом большая часть Нового Орлеана лежит ниже или на уровне моря.

Новый Орлеан подвергается большой угрозе из-за возможных ураганов и наводнений. В 2005 году город испытал катастрофический удар, когда во время урагана Катрина было затоплено 80% города. Десятки тысяч людей потеряли жилье и были вынуждены покинуть город. Многие из них решили не возвращаться. Через год после катастрофы в Новом Орлеане насчитали лишь 223 тысячи человек, что вдвое меньше, чем до урагана Катрина. До сих пор город не оправился полностью от последствий наводнения.



Новый Орлеан является важным транспортным хабом и центром дистрибуции, важная роль принадлежит портовой инфраструктуре. Порт Нового Орлеана, также как и порт Южной Луизианы, находящийся поблизости, являются одной из крупнейших и самых загруженных портовых систем в США. Многофункциональный порт Нового Орлеана обслуживает не только контейнерные перевозки, но и принимает многочисленные круизные и туристические суда.

Экономика Нового Орлеана во многом связана с морским делом. В регионе множество судостроительных, логистических, транспортных компаний. Также Новый Орлеан является центром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. В Луизиане, в частности, на платформах в Мексиканском заливе добывается большое количество нефти, которая перерабатывается на многочисленных предприятиях региона. Важным сектором экономики Нового Орлеана является туризм.

Главный аэропорт региона - международный аэропорт имени Луи Армстронга (Louis Armstrong International Airport) расположен в пригороде Кеннер (Kenner).


Расовый состав Нового Орлеана на 2013 год:

  • афроамериканцы - 58,9%
  • белые - 30,9%
  • латиноамериканцы любой расы - 5,5%
  • азиаты - 3,0%
  • смешанные расы - 1,4%

Преступность считается серьезной проблемой для Нового Орлеана. Cтоит заметить, что наиболее остро вопрос стоит в отдельных бедных районах, скрытых от глаз туристов.

The Big Easy - «Биг Изи» - самое распространенное прозвище Нового Орлеана. Происхождение прозвища точно неизвестно, однако, оно подчеркивает свободную атмосферу города, беззаботность и легкость восприятия окружающего мира жителями.

Новый Орлеан имеет репутацию города, где можно с легкостью найти любые «взрослые» развлечения. Город известен своей клубной жизнью, доступностью алкоголя, музыкой, казино, большому гей-сообществу. Но кроме этого, Новый Орлеан - это исторические районы, интересная архитектура, музеи, шоппинг, фестивали, парады, яркие праздники. Самый известный и популярный праздник - карнавал Марди Гра (Mardi Gras). Также могут вызвать интерес туры по окрестностям (плантации, болота), различные варианты круизов.



Узнаваемый символ города - Статуя Эндрю Джексона на фоне Собора Святого Людовика

Главная улица Нового Орлеана - Magazine Street. Другие важнейшие улицы города - Canal Street, St.Charles Avenue, Bourborn Street, Rampart Street.

Районы Нового Орлеана

French Quater («Французский квартал», часто употребляется просто «Quater») - самый старый и знаменитый район города, наполненный музеями, ресторанами, клубами и занимательными магазинчиками.



Популярные достопримечательности французского квартала:

  • Улица Bourborn Street
  • Площадь Jackson Square
  • Собор St. Louis Cathedral
  • French Market
  • Preservation Hall
  • Бывший монетный двор New Orleans Mint
  • Кладбище Saint Louis Cemetery
  • Музей Contemporary Arts Center
  • Музей New Orleans Museum of Art
  • Музей Ogden Museum of Southern Art

Central Business District - типичный даунтаун, центральный бизнес-район города. Здесь расположены высотные отели, престижные рестораны, несколько значимых музеев.

Uptown - жилой район, частично застроенный старинными зданиями. В аптауне расположен зоопарк Audubon Zoo.

Faubourg Marigny - богемный район к востоку от французского квартала, известный бурной ночной жизнью.

Treme - исторический район по соседству с французским кварталом.


Климат в Новом Орлеане влажный субтропический. Лето жаркое, влажное с большим количеством осадков. Среднесуточная температура июля 28 C. Зимы в Новом Орлеане обычно мягкие, среднесуточная температура января 11 C. Снег выпадает крайне редко. Сезон ураганов проходит с июня по ноябрь. Лучшее время для посещения Нового Орлеана с конца ноября по первую половину июня.

Вопреки всем тем разрушениям, что принес одному из самых колоритных городов Америки ураган Катрина, Новый Орлеан живет. И пускай некоторые скептики утверждают, что это удивительное место никогда уже не будет таким, как прежде, мы просто согласимся с этим. Но идею когда-нибудь отправиться туда забрасывать все равно не будем - мировая джазовая столица по-прежнему представляет интерес для туристов и путешественников всего мира. И с каждым днем все в большей степени именно для первых, потому как инфраструктура города восстанавливается быстро.

Название и основание города

Вряд ли мы узнаем когда-либо, почему мы называем этот город Новым Орлеаном, а не Нью-Орлеаном, как можно было бы предположить, проведя аналогию с Нью-Йорком или Нью-Гемпширом, в названиях которых приставку «нью» на слово «новый» никто не меняет. Зато мы знаем много других интересных фактов из истории культурного центра американского юга. Как и множество городов континента, он был не только основан европейскими колонистами, но и весьма долгое время был объектом непосредственных интересов своих европейских доноров, снабжавших здешние территории (юг штата Луизиана) необходимой свежей кровью - новыми поселенцами. Первоначальное имя города - не английское New Orleans, а французское La Nouvelle-Orl?ans, позже просто переведенное на язык международного общения. Подобная ситуация совершенно неудивительна, учитывая, что в период основания этого населенного пункта французы имели все полновесные претензии на звание доминирующей национальности колонизаторов в тех местах, что ныне считаются стопроцентно англосаксонскими. Те, кто интересуется данным вопросом, уже наверняка замечали, что французское влияние в Северной Америке не ограничивается Канадой. Для этого достаточно хотя бы обратить внимание на многие топонимы штата Луизиана - от названий мелких городков вроде Батон-Руж до самого имени штата.

День рождения Нового Орлеана и история его развития

У Нью-Орлеана есть свой четко определенный день рождения. Это 25 августа 1718 года. Тогда на месте современного города была основана французская колония, получившая свое имя в честь Филиппа Второго, Герцога Орлеанского, который в то время был регентом Франции. Эпоха была тревожной, передел колонизированных земель напоминал передел сфер влияния между солнцевскими и тамбовскими, и как результат этих переделов, в 1763 году вследствие Парижского соглашения земли, на которых располагался Новый Орлеан, были переданы Испанской империи. Лишь в 1801 году город с прилегающими окрестностями был возвращен Франции. Но власть Наполеона здесь продержалась недолго. В 1803 году император продал Луизиану Соединенным Штатам Америки, что очень благоприятно сказалось на экономическом и демографическом развитии Нового Орлеана.

На пригородных плантациях рабы обеспечивали финансовую состоятельность города, выращивая сахар и хлопок. Неудержимо, за счет англичан, французов и франкоговорящих креолов росло и городское население. Особенно стоить отметить в этом отношении Гаитянскую революцию 1804 года, когда более девяноста процентов беженцев с острова, значительную часть которых составляли так называемые «свободные цветные», осели в Новом Орлеане.

Через десять лет произошло самое славное событие в истории города. 8 января 1815 года состоялась грандиозная битва между американскими войсками и британскими военными силами, желавшими восстановить власть Королевства над здешними землями. Закончилась она полной и безоговорочной победой представителей Нового Света.

Эти и последующие годы во многом определили уникальное лицо Нового Орлеана. Порт города имел важнейшее стратегическое значение в работорговле - практически все суда, набитые, словно товаром, живым грузом из Африки, останавливались в Новом Орлеане. В том числе, здесь было как нигде более в Америке много свободных, наделенных всеми необходимыми правами негров, в большинстве своем образованных и относящихся к среднему классу. Именно поэтому город принято считать местом истинного слияния черной и белой культур с преобладанием первой - а подобного результата пока не наблюдается более ни в одном штате. В отношениях двух рас в Новом Орлеане не было столь сильного отчуждения, которое до сих пор присутствует в том же Нью-Йорке. Как следствие, в городе царила особая атмосфера равенства, уровень черной преступности был невероятно низок, и расизм с обеих сторон был сведен к минимуму. Хотя без проблем не обошлось: как-никак, не смотря на наличие множества свободных, зажиточных выходцев из Африки, здесь располагался крупнейший рабовладельческий рынок страны. В любом случае, попадая на улочки Нового Орлеана, ясно ощущаешь одно: в этих местах негры творили облик города наравне с белыми, и не были озлобленной криминализированной прослойкой, известной в первую очередь лишь хип-хоп-субкультурой.

Работорговля - позорное дело, но уже к 1840 году Новый Орлеан занимал почетное третье место в США по населенности, а по доходам и вовсе вырвался на первое место.

В начале двадцатого века город представлял собой по-настоящему прогрессивный населенный пункт, помимо всего прочего известный одной из первых на континенте муниципальных канализационных систем, спроектированной инженером и изобретателем Болдуином Вудом, полноправно вошедшим за свою деятельность в число местных городских героев. Правда, как считают сейчас некоторые ученые, именно деятельность Вуда наряду с некоторыми природными процессами привела к планомерному оседанию почвы и как следствие - к тому, что значительная часть городской территории оказалась ниже уровня моря на несколько футов, что значительно усугубляет последствия потенциального затопления.

Впрочем, учитывая разрушительную мощь урагана Катрина, обрушившегося на побережье в августе 2005 года, даже нормальная соотнесенность с уровнем моря вряд ли помогла бы избежать катастрофы.

Ураган Катрина в 2005 году

Более восьмидесяти процентов Нового Орлеана было затоплено, чему поспособствовало разрушение муниципальной системы дамб, позже названное крупнейшим несчастьем федерального градостроительства во всей американской истории. По сравнению с произошедшим померкло даже землетрясение 1999 года в Сан-Франциско. Тем не менее, любители путешествий могут вздохнуть с облегчением: историческая часть города, в которой расположены все достопримечательности, располагается не в низине, а гораздо выше, поэтому она осталась нетронутой, а вот современная часть города до сих пор оставляет желать лучшего.

Восстановление после урагана Катрина

Официальный туризм вновь заработал в Новом Орлеане совсем недавно, с начала 2008 года. Вновь начал функционировать международный аэропорт имени Луи Армстронга, равно как и отели и другие сервисы для посетителей города. Конечно, около половины из всего того, что могло заинтересовать глаз путешественника еще четыре года назад, по-прежнему пребывает в состоянии бездействия и застоя, но любой желающий все равно обнаружит для себя немало интересного в здешних окрестностях. Более того, виды развалин (а по новой части города нельзя проехать на машине и двадцати минут без того, чтобы не увидать хотя бы одного сравненного с землей дома) за прошедший после Катрины срок превратились в своего рода достопримечательность. Для наиболее заинтересованных в данном предмете здесь работает агентство «Gray Line Tours», проводящее экскурсии по самым впечатляющим местам разрушений с попутным разъяснением причин произошедшего.

Но, конечно, очарование Нового Орлеана в меньшей степени связано с последствиями пронесшегося тут урагана, чем с богатым культурным наследием города.

Как это часто бывает в США, большая часть населения Нового Орлеана живет не в самом городе, а представляет пригородную агломерацию. По данным 2007 года сейчас она составляет около одного миллиона и двухсот тысяч человек, в то время как в самом городе обитает лишь триста тысяч. С каждым месяцем здесь становится все больше и больше людей - беженцы от ненастий возвращаются домой, хотя многие социологи и утверждают, что до прежнего демографического уровня Новый Орлеан уже не поднимется.

Но самое главное - то, что здесь сохранился сам дух старого города. По-прежнему новоорлеанские повара считаются одними из лучших в стране, по-прежнему на улицах регулярно звучит джаз высочайшего класса, а знаменитые фестивали, проводившиеся в культурной столице Юга, вновь радуют и гостей, и местных жителей.

Город известен прежде всего как место, где по-настоящему комфортно именно взрослым туристам - множество изысканных алкогольных напитков, острая креольская кухня, джазовая музыка, архитектура восемнадцатого и девятнадцатого столетий, обилие старомодных такси на улицах, осознание того факта, что в городе проживает одна из крупнейших гей-общин в Америке, - все это будет гораздо интереснее взрослой сформировавшейся личности, а не подростку.

Новый Орлеан разбит на несколько кварталов - разбит, естественно, не по чьему-либо плану, а исторически. Самый известный жилой район города - это Французский квартал, излюбленное место пребывания всех туристов. Старые здания, не поддающиеся никакому исчислению антикварные лавки, рестораны и питейные заведения с богатейшим выбором напитков принесли этому району крепкую славу. Побывать в Новом Орлеане и пропустить мимо внимания Французский квартал просто невозможно, разве что если заведомо не ставить перед собой такую извращенную цель. Это место отдыха не только туристов, но и горожан. Работают здесь только те, кто зарабатывает себе на жизнь в тех местах, где другие предпочитают свои деньги тратить.

Центральный Деловой район - другое дело. Не смотря на наличие в нем нескольких музеев (в том числе детского музея штата Луизиана, который непременно понадобится вам, если вы все-таки захватите с собой ребенка, Центра современного искусства и Музея южного искусства), это место у новоорлеанцев больше ассоциируется с заключаемыми здесь бизнес-соглашениями. Местные рестораны гораздо лучше подходят не для затуманенного выпивкой веселья в компании друзей, а для неспешного респектабельного обеда с партнером по бизнесу. И если осенью 2005 года по понятным причинам представить, что кто-то в городе думает о деловых сделках, было трудно, то сейчас это уже снова обычное занятие для здешних предпринимателей. Туристу также небезынтересно будет заглянуть на Джулия Стрит, прозванную улицей-галереей за свой образцово новоорлеанский внешний вид.

Напротив Французского квартала расположен Фабурж Мариньи - район отдыха богемы. Помимо стильных ночных клубов, в которых вас угостят не только изысканными блюдами и напитками, но и самым аутентичным джазом в мире, этот квартал имеет весьма специфическую славу основное место собраний геев и лесбиянок, коих на Западе невероятно много в артистических кругах. В любом другом американском городе сексуальные меньшинства не чувствуют себя столь комфортно - все-таки Штаты страна очень консервативная. Но в Новом Орлеане, где в значительно большей мере, чем классический англосаксонский протестантизм, на локальный менталитет оказало влияние континентальное европейское католичество, к подобным вещам относятся достаточно спокойно. К слову сказать, Новый Орлеан - пожалуй, тот город в США, который в наибольшей степени сохранил в себе дух Старого света, скорее всего, по указанной выше религиозной причине.

Джаз без снобизма

Однако прочувствовать саму суть Нового Орлеана исключительно посредством поедания креольских деликатесов и любования архитектурой невозможно. Самым фанатичным туристам необходимо обратить внимание на две вещи, сформировавшие современный Новый Орлеан с духовной стороны. Первая из них уже неоднократно упоминалась. Это джаз - музыка, представляющая собой не просто воспроизведение нотного текста, предполагаемое европейской музыкальной традицией, а стихийную импровизацию, рожденную африканской культурой танца, в которой звук и движение тела являются неотделимыми друг от друга. Неудивительно, что европейская джазовая школа постепенно отходила от танцевальных корней стиля, превращая его в академическую заумь. Здесь же, на подмостках новоорлеанских кафе, в клубах и просто на улицах он все еще такой, каким рождался и предполагался в развитии - бодрый, смачный, зачастую откровенно танцевальный и очень развлекательный, начисто лишенный свойственного Европе снобизма. Тут все еще чтят своего земляка, великого Луи Армстронга и берегут традиции диксиленда, в основе здешнего джазового направления стоит желание эмоционально возбудить простого, уставшего после многих часов работы человека, а не нагрузить разум скучающего интеллектуала сложными звуковыми структурами. Так что, будучи в этом городе, его джазменов следует послушать обязательно - во-первых, высказать тем самым уважение Новому Орлеану, во-вторых, это на самом деле приятно и интересно.

Культ Вуду

Другая духовная сторона города наверняка заворожит всех любителей экзотики, романтики и мистики. Именно в Новом Орлеане как нигде прочно прижился культ Вуду. Точнее, его луизианское ответвление, которое, в отличие от гаитянского, тесно связано с католической традицией и, как следствие, с христианскими суевериями. Помимо чисто этнических причин, этому можно найти объяснение и обратив взор на местные кладбища. Дело в том, что почва тут болотистая, мертвецов отправляли на самые топкие и склонные к оседанию почвы места. В связи с этим их не хоронили в самой земле, а помещали в склепы, которые, кстати, представляют значительный интерес для любителей искусства. Поэтому колдун Вуду во время исполнения главного ритуала - то есть, призыва в этот мир зомби, работал в облегченных условиях - ему не приходилось долго орудовать лопатой, разрывая могилу.

В магазинчиках всегда можно приобрести амулеты, связанные со зловещим культом, а счастливые знатоки английского языка наверняка получат удовольствие от жутких мистических историй, ходящих среди местного населения. Человек же более прозаического склада ума вряд ли разделит эмоции фанатов мистики. Ему и в ресторане за бокалом «Хард-Гренады» будет весьма хорошо.

Местное население

Конечно же, отдельно стоит коснуться темы общения и взаимопонимания с местным населением. Вопреки довольно распространенному стереотипу, большая часть жителей Нового Орлеана не принадлежат к каджунам. Каджуны, они же просто франкоговорящие жители штата Луизиана, в честь которых и назван «американский» диалект французского языка, проживают в основном в сельской местности. Поэтому знание языка Бальзака и Бодлера в какой-то мере все-таки может приблизить вас к источникам культуры города, позволит свободно читать надписи на домах, знаменитых новоорлеанских склепах и других памятниках архитектуры, но в число умений и навыков, остро необходимых для выживания и комфортного пребывания здесь оно не входит. Хотя, не посетив ни одного каджунского кафе или магазина, которые присутствуют в юго-западной части, вы все-таки не сможете окунуться в атмосферу местной экзотики сполна.

Когда же заинтересованный в нескучном времяпрепровождении путешественник ступает на землю Нового Орлеана (обычно это происходит в аэропорту имени Луи Армстронга), обычно он уже знает ряд особенностей здешнего жизненного уклада, без осведомленности о которых комфорта от пребывания тут он может и не ощутить.

Кредитные карты — разрушаем стереотипы об Америке

Крайне важно отношение местных жителей к кредитным карточкам. Обычный турист часто оказывается заложником одного стереотипа об Америке и американцах. Имя этому стереотипу - уверенность в безграничной власти кредитных карточек на территории США. Именно из-за него многие посетители Нового Орлеана туго нашпиговывают ими свой бумажник, о чем впоследствии жалеют. Само собой, супермаркеты всегда будут рады таким клиентам, но не ради супермаркетов сюда прилетают. И если ресторан какого-нибудь отеля в Нью-Йорке или, скажем, Бостоне проводит расчеты со своими посетителями именно по карточной системе, то наиболее колоритные и привлекательные для туристов заведения этого города до сих пор предпочитают, чтобы им платили по старинке. Посему следует помнить, что бумага здесь ценится значительно выше пластмассы, ей и надо уделять особо пристальное внимание по пути сюда.

Как передвигаться по городу

Расходы во время пребывания в Новом Орлеане (обычно большая часть этих расходов приходится на Французский квартал) можно вести по-разному и даже остаться без единого цента в первый же вечер пребывания здесь - привлекательность города этому способствует. Но есть среди расходов один пункт, на котором, в отличие от Лас-Вегаса, Лос-Анджелеса или Сан-Диего, в Новом Орлеане всегда легко сэкономить. Это расходы на такси. В иных крупных мегаполисах без них просто невозможно обойтись, в то время как джазовая столица - город пешеходов. Его улицы, обычно залитые золотистым солнечным светом, будто созданы для того, чтобы неспешно по ним прогуливаться, рассматривая старые вывески над входами в магазины и любуясь игрой «зайчиков» в витринах. Есть, конечно, тут и по-настоящему шумные улицы, запруженные машинами, но слава автомобильного города никогда не была присуща «луизианской жемчужине». Здесь, как и в Лондоне, выбирая городской транспорт для перемещения на не подходящие для прогулки пешком расстояния, принято останавливаться на автобусах. Но есть здесь и свой «фирменный» способ перемещения из одного конца города в другой - это поезд, единственный муниципальный поезд внутригородского следования в урбанистической Америке.

Поистине оригинальная черта местного сознания - отсутствие привычных для большинства людей понятия о сторонах света. Дело в том, что ориентиром для передвижения на местности для жителей Нового Орлеана является на солнце, как это традиционно принято почти что везде, а течение легендарной реки Миссисипи, на которой и был возведен город. Так что здесь часто можно услышать фразы типа «еду вниз по реке», «вам следует пройти в сторону реки» или «наша компания держит путь от реки». И это по-своему справедливо, ведь именно в устьях рек испокон веков строили города и именно пресная вода, а не солнечный свет, имела и имеет решающее значение для человеческого поселения в любой точке земного шара.

Миссисипи очень длинна, об этом вспомнит каждый, кто читал «Приключения Гекльберри Финна», и на ее берегах расположено много городов, история большинства которых уходит еще в ковбойскую эпоху. Их можно посетить по многим причинам, перечислять которые здесь нет особого смысла. Они смешиваются с многочисленными креольскими и каджунскими поселениями, в каждом из которых в той или иной форме сохранился удивительный сплав африканской, европейской и собственно американской культур. Но нигде он не выражен так ярко и четко, как здесь, в Новом Орлеане.

Приятного Вам путешествия и до встречи на страницах сайта !!!