«Калмыки особо обидами не мучаются. Всплеск антирусских и сепаратистских настроений отмечен в туве, калмыкии и бурятии

Калмыцкую АССР упразднили 28 декабря 1943 года, вскоре после полного освобождения Кавказа и Нижнего Поволжья. Переселение калмыков оттуда и с соседних территорий на Алтай, в Казахстан, Киргизию и Красноярский Край провели на основании соответствующего постановления Совнаркома СССР от 29 декабря 1943 г. Это была операция «Улусы», разработанная совместно НКВД и НКГБ в ноябре-декабре 1943-го.

По разным оценкам, было выселено от 92 до 94 тыс. калмыков; погибло и пропало без вести в процессе депортации (от пункта высылки до пункта поселения включительно) от 2000 до 3300 калмыков. По данным МВД СССР, «в 1947 году на учёте состояло 91 919 переселённых калмыков; число погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек». Правительственное решение 1943 года было отменено только 19 марта 1956 года.

Многие эксперты считают главной причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток) с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в тот период не только и не столько «поголовный» коллаборационизм ряда местных народов. Похоже, интернационалисты в Кремле стремились русифицировать или, как они сами считали, надёжнее советизировать те обширные регионы. Подтверждают эту версию не только заселение «освободившихся» районов русским и русскозычным контингентом, но также и включение большей их части в состав сопредельных русских краёв и областей.

Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям. О том же, кстати, свидетельствует и создание в 1944 году Грозненской области РСФСР, сформированной из большей части бывшей Чечено-Ингушской АССР, которая получила широкий выход к Каспию.


На картах в сталинских атласах Калмыкии просто не существовало

Официальная причина калмыцкой депортации всё та же: сотрудничество калмыков с нацистскими оккупантами и пособничество им в период с сентября 1942 г. по март 1943 г. включительно. То есть, вплоть до освобождения советскими войсками почти 75% территории Калмыцкой АССР, захваченной германо-румынскими войсками осенью 1942-го. Но ведь свою роль сыграло и то, что уже после освобождения региона «коллаборационизм» в Калмыкии, пусть уже не поголовный, никуда не делся. Ведь к концу 1943-го органам НКВД совместно с фронтовой контрразведкой удалось обезвредить до 20 повстанческих отрядов и законспирированных националистических групп. Те сначала сотрудничали с оккупантами, а затем были оставлены ими в качестве законсервированных антисоветских ячеек.

Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю . Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг. Но его ликвидация впервые обозначила, скажем так, центробежное подполье в этом регионе. Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны.

Только в 1800 году император Павел I решил восстановить Калмыцкое ханство, но уже в 1803 г. его снова упразднил Александр I. Так что недовольство калмыков «тлело» многие десятилетия. И неудивительно, что большинство из них поддержало установление в регионе советской власти, которая сразу объявила автономию калмыков. Причём почти на 100% - в границах древнего автономного Калмыцкого ханства.

Уже к лету 1920-го большевистские войска заняли почти всю территорию тогда же провозглашённой ими «Степной области калмыцкого народа». А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область. С центром в Элисте, в составе Нижневолжского края. В 1934 году эту область включили в Сталинградский край, а в конце 1935-го была провозглашена Калмыцкая АССР.

С одной стороны, такие решения укрепляли позиции советской власти в Калмыкии. Но с другой… Как отмечалось в материалах Мюнхенского института по изучению СССР (1969 г.) и бюллетенях эмигрантского «Союза Калмыцкого народа» (Варшава, 1934-35 гг.), «проводимые в регионе советской властью, особенно с начала 30-х, насильственные обоседление, коллективизация, русификация руководящих кадров и антирелигиозные мероприятия вызывали растущее недовольство калмыков.

Многие предпочитали игнорировать означенные решения, не подчиняться им, уходить в глухие степи и т.п. Ликвидация же неграмотности сопровождалась тем, что калмыцкий алфавит директивно перевели с латыни на кириллицу. А вот антирелигиозная политика быстро дополнила ежедневную атеистическую пропаганду репрессиями против верующих и особенно против духовенства, разрушениями храмов, изъятиями предметов национального культа, принуждением к распискам об отказе от веры и т.п».

Ответом были многочисленные эксцессы с политическим подтекстом, которые имели место ещё в 1926-27 гг., а затем и в начале 30-х. Весьма характерно, что такие действия упоминаются и в советском профильном издании отнюдь не перестроечного периода: И.И. Орехов, «50 лет Советской власти в Калмыкии», Учёные записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, Вып. 8. «Серия Истории», Элиста, 1969 г.

К началу Великой отечественной войны реальный политический климат в Калмыкии был можно сказать предрасположен к антисоветской деятельности. Однако, даже накануне жёсткой германо-румынской оккупации региона, свыше 60% калмыков, проживавших в республике, инициировало там сбор денежных средств, продовольствия, шерстяных, кожаных изделий, средств народной медицины в Фонд помощи советским воинам.

Многие десятки калмыков-солдат и офицеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги; 9 стали героями Советского союза: например, Ока Городовиков, генерал-полковник, сначала командир Конно-механизированного корпуса, а затем представитель Ставки по кавалерии. Правда, звание Героя он получил только в 1958-м, но многими орденами и медалями был награждён во время войны. Его именем в 1971 году был назван город на северо-западе Калмыкии.


Ока Городовиков - начдив у Будённого, лихой комкор в Отечественную

Нельзя не вспомнить и одного из руководителей партизанского движения на Брянщине Михаила Сельгикова, а также генерал-лейтенанта Басана Городовикова, и наконец, майора Эрдни Деликова - первого калмыка, удостоенного этого звания в 1942 году.

В то же время, по данным и советских и германских источников, наблюдались многочисленные случаи уклонения калмыков от призыва в армию в 1941-43 гг. Не была, увы, редкостью и добровольная сдача калмыков-военных в плен. Уже летом 1942 г. вермахтом был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, участвовавший в боевых операциях на сторон врага вплоть до поздней осени 1944-го.

Весной 1942 г. в Берлине были созданы «Калмыцкий национальный комитет» (Kalmükischen Nationalkomitee) и его местный исполнительный орган - «Калмыцкий Хурул». Десятки калмыков служили также в Первой казачьей дивизии, Туркестанском легионе вермахта, а также в полицейских частях СС в Калмыкии, Ростовской области, Ставрополье.

В оккупированной Элисте работали финансируемые и контролируемые оккупантами две газеты, один еженедельник. В июле 1943 г. была создана калмыцкая редакция радио Берлина, передачи были ежедневными по несколько часов: первая передача вышла в эфир на 3 августа 1943 г. Тогда же эта редакция выступила с обращением к калмыкам СССР, призывая вступать в ряды германских и румынских войск, «победы которых ускорят независимость калмыцкого и других народов, попранную большевистской диктатурой».

Именно эти факты и факторы и предопределили «Записку-рекомендацию Коллегии НКВД СССР в Государственный комитет обороны СССР (16 августа 1943 г. № 685/Б) «О целесообразности выселения с территории Северного Кавказа и Калмыцкой АССР немецких пособников, бандитов и антисоветски настроенных лиц». Военную, полицейскую и гражданскую службу на стороне Германии несли от 6 до 7 тыс. калмыков непосредственно в Калмыкии. Не считая политических деятелей разного статуса в пронацистской калмыцкой эмиграции.

Отмечалось также, что германские власти используют так называемое «возрождение» религии и латинского алфавита у калмыков для пропаганды этих «примеров» среди советских военнопленных нерусских этносов и в захваченных районах Ростовской области и Северного Кавказа. Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».

Не исключено, что эти сообщения были не отражением реалий, а частью подготовки масштабного плана депортации калмыков. Хотя на военных картах 1942-1943 гг. позиции советских войск в том районе не обозначены. Судя по всему, депортация калмыков была предрешена.

И только 19 марта 1956 г. повторим, это решение было отменено, а спустя почти 10 месяцев была провозглашена Калмыцкая автономная область в составе Ставрополья. Её тогдашняя территория была не более 70% от довоенной и современной. Репатриация же калмыков сопровождалась массовыми письмами в Москву насчёт восстановления национальной АССР в прежних границах.

Есть неподтверждённая вроде бы документально информация, что своё слово в защиту депортированного народа высказали и члены семьи Рерихов. Зато есть вполне точные данные, что требования в пользу репатриации поддерживал не кто иной, как тибетский Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - религиозный и духовный глава буддистов-калмыков, тогда ещё совсем юный. Причём со второй половины 1950-х он, как известно, в конфронтации с властями КНР, и до мая 2011 г. возглавлял «правительство Тибета в изгнании».


Далай Лама XIV - никто из нынешних "правителей" не сравнится с ним по срокам службы

Однако очевидно, что смычка калмыцких активистов, помимо этноэмиграции, ещё и с тибетскими сепаратистами вряд ли устраивала Москву. Поэтому 26 июля 1958 г. была провозглашена Калмыцкая АССР в своих прежних - довоенных границах.

Националистических проявлений в современной Калмыкии практически нет. Но благодатной почвой для их «вызревания» или реанимации где-либо является социально-экономическая ситуация. А по данным РИА «Рейтинг» (2018 г.), Калмыкия уже который год остаётся в числе худших субъектов Федерации по рейтингу качества жизни. При составлении рейтинга эксперты ориентируются на 72 ключевых показателя. В числе основных - уровень экономического развития, объем доходов населения, обеспеченность разными видами услуг, уровень развития малого бизнеса, социально-хозяйственная освоенность территории, развитие транспортной инфраструктуры, состояние окружающей среды.

К слову, многочисленные экологические проблемы здесь и поныне актуальны, что в особенности касается засоления и превращения в пустыни и без того ограниченных сельхозземель, дефицита и низкого качества водоснабжения, полного отсутствия на территории республики лесов и иных хронических последствий традиционно экстенсивного земледелия и животноводства.

Руководство Калмыкии, с подачи регионального главы Алексея Орлова, провоцирует в республике антироссийские и сепаратистские настроения.

В Калмыкии разгорается новый громкий скандал. В администрации регионального главы Алексея Орлова уже, наверное, не знают, чем бы еще отвлечь внимание граждан от растущей в республике коррупции. Вероятно, именно по этой причине в ход пошли откровенные провокации с антироссийской и сепаратистской подоплекой, угрожающие ростом напряженности в межнациональных отношениях и наносящие России колоссальный репутационный урон на международной арене.

Все началось с того, что в Элисте (столице Калмыкии), явно по указке «сверху», стали активно распространяться слухи, будто бы некоторые калмыки из числа бывших спецпереселенцев (депортированных в Сибирь в 1943 г.) получили через суд от Министерства финансов РФ миллионные компенсации за моральный вред, нанесенный им в годы сталинской депортации.

Судя по дальнейшим событиям, это была, что называется, «артподготовка с дальним прицелом», призванная подготовить почву для последующих действий, потому что никаких «пенсионеров», отсудивших многомиллионные суммы, никому обнаружить так и не удалось.

28.06.2012 газета «Элистинский курьер», издаваемая одиозным бизнесменом Виктором Куюкиновым, выступающим на стороне Алексея Орлова, опубликовала «обращение» под заглавием «Первый шаг»:

«Дорогие земляки! Подготовленный нами иск в суд 1-ой инстанции на возмещение морального вреда за годы ссылки калмыцкого народа в Сибирь – это первый шаг на пути к Европейскому суду по правам человека. Правительство и суды РФ не намерены в полном объеме выплачивать компенсации репрессированным гражданам.

Для получения компенсации из казны Российской Федерации, как правопреемницы СССР, потребуется обращение в ЕСПЧ. Заявление в Европейский суд можно будет написать (мы вам в этом поможем) только после отказа 2-ой судебной инстанции в России. В нашем случае, это будет после отказа в апелляционной инстанции, т.е. в Верховном суде Республики Калмыкия. Желаем успеха в справедливом начинании!»… (конец цитаты).

Под «обращением» красовалась подпись: «Калмыцкое региональное отделение общественного движения «За права человека»; ниже прилагался образец искового заявления.

12.07.2012 эстафету «Элистинского курьера» подхватила некогда оппозиционная газета «Современная Калмыкия» (бывшая «Советская Калмыкия»), опубликовав заметку «На пути в Страсбург», подписанную небезызвестным калмыцким националистом, главным редактором «СК» Валерием Бадмаевым, неоднократно обвиняемым в клевете.

В заметке утверждалось, что российские законы «не предусматривают компенсаций за моральный ущерб, перенесенный во время ссылки». Тем не менее, мол, «именно это обстоятельство позволило гражданам Грузии добиться положительного решения по своим искам».

Напоследок г-н Бадмаев пообещал всем тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии составить грамотный судебный иск, «юридическую помощь». Причем, все желающие эту помощь получить, призывались посетить офис «СК» – по странному совпадению, расположенный в 1-м корпусе гостиницы «Элиста», принадлежащей, опять же, бизнесмену с сутенерскими замашками Виктору Куюкинову.

В итоге, Элистинский городской суд оказался буквально завален необоснованными, с юридической точки зрения, гражданскими исками (о необоснованности исков – чуть ниже). Сотни несчастных стариков, наивно поверивших назойливой «страсбургской» пропаганде, ринулись с раннего утра занимать очередь на пороге гостиницы, рассчитывая на пресловутую «юридическую помощь», которую оказывали крайне медленно и, как выяснялось уже в суде, зачастую непрофессионально.

Отметим, многие пожилые люди приехали в Элисту из сельских районов республики, поскольку исковые заявления вплоть до 20 июля принимал только Элистинский городской суд, а помощь юристов до сих пор можно получить лишь в одном месте (все в той же куюкиновской гостинице с внутренними распорядками заурядного борделя). И все это бесчеловечное издевательство происходило в разгар 35-38-градусной июльской жары, отчего пожилые люди нередко падали в обморок (основная очередь стояла прямо на улице, а в коридорах гостиницы, по причине экономии электроэнергии, не работали кондиционеры).

Кроме того, как рассказывают очевидцы, за «юридическое посредничество» в подготовке каждого иска редактор «СК» Валерий Бадмаев взимал по 500 руб., бесцеремонно опустошая и без того тощие кошельки престарелых и больных пенсионеров. А типовые образцы исковых заявлений (то есть, пустые бланки), как пишет «Независимая газета» (от 23.07.2012), продаются в Элисте по 54 руб. за экземпляр. Что и говорить, потрясающее «правозащитное бескорыстие».

Теперь – приведем экспертное мнение, опубликованное в газете «Известия Калмыкии» («За справедливостью в Страсбург?», 20.07.2012). Вот что разъяснила читателям «ИК» начальник отдела кадров, информатизации и архивной службы Элистинского городского суда Юлия Эрендженова:

«Мы работаем в авральном режиме. Поступило уже 2000 исковых заявлений граждан, подвергшихся депортации по национальному признаку, к Министерству финансов РФ, о компенсации морального вреда, – как правило, в размере 3 млн. руб. Обращения приобрели массовый характер. Люди, боясь не пройти регистрацию, занимают очередь с 4-5 часов утра.

В обоснование своих требований истцы указывают, что в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» они имеют право на компенсацию морального вреда. В пример приводится и вступившее в силу постановление Европейского суда по делу Клауса и Юрия Киладзе против Грузии.

По части заявлений приняты решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия Верховного суда РК оставила их без изменения, согласившись с судом 1-й инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации.

Дело в том, что последствия реабилитации определены в ст.ст. 12-18 закона «О реабилитации жертв политических репрессий», которые предусматривают компенсацию материального и морального ущерба путем предоставления льгот реабилитированным лицам и возмещения стоимости изъятого имущества. В ином виде указанные нормативные акты возмещения ущерба не предусматривают. А, как известно, репрессированные жители Калмыкии получили компенсацию за материальный ущерб, и сейчас пользуются льготами социального характера.

Ссылка на постановление ЕСПЧ по делу Киладзе правового значения не имеет. И вот почему: этим документом установлено, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий. В отличие от Грузии, в Российской Федерации отсутствует законодательный пробел, препятствующий жертвам советских репрессий использовать на практике свое право на компенсацию»… (конец цитаты).

Получается, инициаторы истеричной «страсбургской кампании», помимо того, что они парализовали работу Элистинского городского суда (по всей видимости, в отместку за принятие серии решений не в пользу криминального орловского ставленника на пост сити-менеджера Элисты Артура Дорджиева, минувшей весной незаконно захватившего власть в калмыцкой столице), вдобавок, бессовестно обманули тысячи стариков-пенсионеров. Которым, как следует из слов сотрудника городского суда Юлии Эрендженовой, вряд ли «светит» выигрыш дела в ЕСПЧ – ведь Россия и без давления извне, по мере возможностей, расплачивается с лицами, незаконно репрессированными в советский период.

Однако побуждение к подаче необоснованных исков – это еще не весь обман. И снова – выдержки из материала «За справедливостью в Страсбург?»:

«Обида за несправедливые репрессии сидит глубокой занозой в душах калмыков. Но они охотно верят в обещания перемен к лучшему. В частности, в обещания некоторых правозащитников. Но для того, чтобы дойти до ЕСПЧ, гражданам надо пройти все инстанции в России – от суда по месту жительства до Верховного суда РФ. В последний придется обращаться дважды…

ЕСПЧ потребует немалых денежных затрат и времени. Придется заплатить налог даже за уведомление о доставке жалобы по адресу. Для того, чтобы грамотно составить жалобу и для работы с доказательствами, потребуется адвокат, знающий специфику работы с ЕСПЧ. Процесс регистрации и рассмотрения в ЕСПЧ длительный, порою тянется до 5 лет, как в случае с грузинами. Отклоняется более 90% жалоб»… (конец цитаты).

Разумеется, ни о каких «подводных камнях», связанных с подачей жалоб в ЕСПЧ, циничные провокаторы, выдающие себя за «правозащитников», никого не оповестили. Да и, похоже, говорить согражданам правду вовсе не входило в их далеко идущие планы. Недаром, по достоверным сведениям, деструктивная «страсбургская» инициатива исходила из недр т.н. «Калмыцкого центра стратегических исследований», учрежденного представителем главы Калмыкии в Народном Хурале (парламенте) Виталием Дагиновым, ранее судимым (ч. 3 ст. 327 УК) за использование подложного диплома серии ЛП №221352 при устройстве на работу в ОАО «Калмнефть».

(Плюс ко всему, г-н Дагинов в конце 90-х оказался замешан в крупномасштабных махинациях с продажей государственной нефти «налево», и только его родственные связи с ныне покойным министром внутренних дел РК Эрдни Баклановым позволили ему избежать уголовной ответственности).

Затем «страсбургская» инициатива была подхвачена владельцами СМИ, так или иначе подконтрольных Алексею Орлову, успевшему за неполные 2 года нахождения у власти превратиться в фигуранта множества коррупционных скандалов. Кстати, прямым подтверждением причастности «орловцев» к дурно пахнущей провокации является публикация, рекламирующая подачу исков в Страсбургский суд, на сайте «КалмыкияНьюс» (от 19.07.2012), который тоже курирует г-н Дагинов.

Таким образом, вектор отношений с Москвой и своими земляками, взятый сегодня «на вооружение» г-ном Орловым, день ото дня приводит к эскалации в Калмыкии, граничащей с взрывоопасным кавказским регионом, оголтелых антироссийских настроений. Поскольку недовольство провальной политикой орловского окружения, зреющее в республике, отныне сознательно экстраполируется на федеральный центр. Или, выражаясь иначе, на «проклятую имперскую Россию, веками угнетающую многострадальные малые народы».

Стоит ли удивляться тому, что на некоторых калмыцких форумах в интернете, еще недавно считающихся маргинальными, в последние месяцы резко активизировались экстремисты и сепаратисты всех мастей, открытым текстом призывающие к отделению Калмыкии от России.

Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть названия наиболее «горячо» обсуждаемых тем: «Почему русские отрицают право калмыков на независимое калмыцкое государство?», «О независимости: вопрос о младокалмыцкой мечте», «Референдум о независимости Калмыкии», «Калмыкия – для калмыцкого народа», «Отделимся? Конец притеснениям калмыков», «Распад РФ – шанс для калмыков» и т. д. При этом, согласно результатам интернет-опроса, за выход Калмыкии из состава России выступают 60% посетителей одного из форумов.

К тому же, на фоне резкого всплеска сепаратистских настроений, орловские пиарщики уже в который раз позорят Россию на весь мир, выставляя нашу страну державой из мрачного средневековья, где на каждом шагу якобы попираются права человека.

И все эти провокации, заметим, устраиваются ради одной-единственной цели: сохранения власти в нетвердых руках г-на Орлова, изрядно дрожащих от хронического тремора (жгучее пристрастие калмыцкого главы к алкогольным напиткам в Калмыкии ни для кого не является секретом). Хотя, если разобраться, для того, чтобы раз и навсегда решить наболевший вопрос с компенсациями репрессированным, необходимо для начала конфисковать у чиновников из окружения калмыцкого главы «освоенные» бюджетные миллиарды.

Между тем, в регионе сегодня игнорируются гораздо более насущные проблемы. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по РК на 01.07.2012, задолженность по зарплате перед работниками организаций Калмыкии составляла 2,94 млн. руб., увеличившись лишь за 1 месяц почти в 2 раза – на 1,49 млн. руб. И ситуация с выплатой зарплат в республике, судя по тревожным тенденциям, будет только ухудшаться.

Не решаются и прочие проблемы. Еще не успел забыться недавний скандал с калмыцкими пастбищами, переданными г-ном Орловым Дагестану в аренду буквально за копейки. Однако в Элисте уже активно обсуждается очередная новость: на днях в Калмыкию прибыла китайская делегация, члены которой пообещали республике некие «инвестиции» – в обмен на то, что калмыцкое руководство откажется от приема на своей земле Далай-ламы XIV, лидера буддистов всего мира (а большинство калмыков исповедуют буддизм), выступающего за независимость Тибета. Что для китайцев, считающих Тибет своей «исконной» территорией, как известно, – словно кость в горле.

Кстати, привез китайскую делегацию в Элисту… бывший повар пафосного элистинского ресторана с говорящим названием «Хуанхэ», находящегося в собственности матери Алексея Орлова – Светланы Орловой. «Теплые» переговоры с китайцами, поговаривают, проходили в том же заведении, куда в последнее время переместился центр по принятию решений республиканского уровня.

И действительно: если Калмыкии при г-не Орлове нечем торговать, то почему бы не запродать по сходной цене «никому не нужное» духовное общение верующих сограждан с Далай-ламой? Параллельно, допустим, завезя в степную республику из «Поднебесной» тысяч этак 30-40 (далее возможны варианты) китайских гастарбайтеров, которые «тихо и мирно» заселят калмыцкие земли, опустевшие от хронического безденежья и прогрессирующей безработицы…

Андрей НЕБЕРЕКУТИН

По материалам http://in-sider.org/politic/item/118-strasburgskie-miragi.html

Обсуждение статьи

Кереит
Aug 1 2012 11:26AM

Я сегодня прочитал в Инете столько гадостей про калмыков из-за этой жалкой компенсации, что я тоже решил голосовать за отделение. А эта земля нам принадлежит по праву завоевания - еще потом 200-лет мы, к сожалению, были жандармом Кавказа- и никто нам ее не дарил. С эти даже руководство россии согласно, ведь НИКТО из них торжества по 400-летию добровольного вхождения Калмыкии не посетили.

чтоб всем понятно было
Jul 30 2012 10:57PM

надо добровольно возместить моральный ущерб российской казне, иначе это аукнется в дальнейшем. Европейский суд выступит на стороне народа, который подвергся геноциду. Вспомните Норд-Ост, там всем кто обратился в европейский суд выплатили немалые суммы. плюс возвратить астраханские территории согласно закону о реабилитации.

Номад
Jul 28 2012 2:34PM

кстати про китаёз. их экономика скоро обгонит сша, а расея никогда такого не достигнет ибо зачем если мы прислуги сша. вот так то

номад
Jul 28 2012 2:32PM

Одни идиоты кругом. Хочу сказать что русских было на стороне немцев сотни тысяч, кто сдавался в плен дивизиями в 1941-1942?? И что? Вспомните Власова,к примеру, кто он? Выходцы какого народа теперь почитают Гитлера как бога,носят свастики и прочию лабуду?? Чечены? Калмыки? или другие? Ответ прост, а автор напиши что нибудь про масскву и прочее вещи которые там творятся поинтереснее. Мне конечно паралельно что там творится у них в республике пусть варятся в своем соку как хотят.

Максу
Jul 28 2012 2:06PM

поройся и почитай как выселяли: декабрь 1943 года, перевозка осуществлялась в вагонах телушках (решетчатые-дырчатые), на сборы 5-10 минут, при этом не все поняли куда едут и зачем, а также ты пошел на улицу по делам, сразу хватали и везли на пункт сбора, вот оставшиеся потом мародерничали, если такой умный, тебя сейчас в 10 минут отравить не в среднюю азию, а в сибирь (Алтай, Омск, Красноярск и т.д.)

почитай википедию, там правда умалчивается значительная часть. Ну были русские-власовцы, так что теперь, нужно было тоже выселить???

Погибло более половины нации... а про то что приняли подданство, так калмыки защищали южные рубежи от хачей и прочих, от которых русские получали люлей. Калмыков боялись чехи, крымский хан и прочие, в 1812 году калмыки на верблюдах вошли в Париж.

для Андрея НЕБЕРЕКУТИНА
Jul 28 2012 12:46AM

Ну и статейка! Вы разжигаете распри на национальной основе. Очень много личного мнения не подтвержденного фактами, а слухами, как говорится, земля полнится... Насчет темы статьи, скандал это или не скандал будет зависеть от таких людей как вы, которые никоим образом не касаются темы, то есть являются наблюдателями. На вашем месте я бы просто подождала результатов события. Более компетентные люди разберутся без вашего "особого мнения".

Макс
Jul 25 2012 10:48PM

Вы еще мне скажите,что и среди чеченов было лишь 3% коллаборационистов.Хотя должен признать,что с депортированными калмыками не общался,так что в объективности на эту тему мне действительно можно отказать.Очень хорошо лишь знаю о чеченах(у меня бабка по отцу в войну была медсестрой в Бричмулле,куда их сослали,так что наслышан) и о крымских татарах.Так вот слухи об их бедственном существовании в депортации,мягко говоря,сильно преувеличены.

Максу
Jul 25 2012 5:39PM

Калмыков в Красной армии воевало в четыре раза больше, чем в Калмыцком кавалерийском корпусе Вермахта. Коллабороцианистов, согласен, нужно было наказать. Но их было то 3%, а выслали весь народ - стариков, женщин, детей. Солдат снимали с фронта и отправляли в Широклаг только за то, что они калмыкия. На момент геноцида (28.12.1943) было выслано несколько десятков новорожденных "врагов народа". И ты, Макс, даже не представляешь, чего калмыкам пришлось пережить. И, дай Бог, не узнаешь.

---
Jul 25 2012 3:19PM

пусть свой сепаратизм в Монголии проявляют, откуда их предки в начале 17века пришли сначала в Сибирь, а затем в Поволжье и попросили у Василия Шуйского русского подданства и выделения земли.

Макс
Jul 25 2012 11:40AM

Прошу прощения,перепутал:это чеченов депортировали в Среднюю Азию,калмыкам же действительно пришлось погреться под ласковым сибирским солнцем.Впрочем это не самое страшное наказание за коллаборационизм,так что возмущатся им нечему.

По признанию СМИ, он “в разы сильнее северо-кавказского”, несмотря на недавнее вступление в силу Закона об уголовном наказании за сепаратистскую деятельность в России. “Национальный акцент” опубликовал небольшое исследование вопроса о “сибирском сепаратизме”, по-новому актуального в свете событий в Украине. На наш взгляд, особенно значимо для сторонников суверенитета республик замечание о практически полном отсутствии у народов в составе РФ каких-либо механизмов сохранения этнической идентичности.

В то же время, поскольку регионализм исподволь набирает обороты, федеральные власти опасаются, что "умеренные националисты" в республиках могут стать радикальными, а национальные элиты возглавят деструктивные для России движения.

Краткий экскурс в суть сибирского сепаратизма и “Историю федерализма в России”, предлагаемый упомянутым ресурсом, выводит неизбежность трансформаций, которые сегодня уже развиваются. АРД предлагает изучить вопрос и, на всякий случай, быть готовыми к переменам. Сторонником какой тенденции вы бы ни являлись...

Сибирский сепаратизм. История и трансформации федерализма в России

События на Украине вновь пробудили интерес российского общества к теме федерализма. Раскол в соседнем государстве на "восток" и "запад" лишний раз продемонстрировал, что унитарное государство не в силах справиться с противоречиями между центром и регионами.

Эксперты напомнили о том, что после распада СССР многонациональная Россия сделала правильный выбор в пользу федеративной модели развития, которая способствовала сохранению целостности страны. К тому же именно федеративное устройство позволило России довольно легко оформить присоединение Крыма. Ведь любая федерация представляет собой союз, готовый принять желающих, если они соответствуют определенным требованиям.

С другой стороны, сама суть федерализма - разделение власти между центром и регионами для более эффективного управления, - воплощенная в России вызывает много вопросов. Некоторые наблюдатели склонны считать нынешний российский федерализм фикцией потому, что, по их мнению, центральные власти фактически напрямую указывают регионам, какую экономическую и социальную политику надо проводить. Но сколько бы россиян не пугали угрозой этнического сепаратизма, в излишней централизации нет ничего хорошего. Если территории отказывают в праве на посильное самоуправление, то она начинает добиваться его самостоятельно по этническим или экономическим соображениям. Иногда из-за того, что винит в своем неблагополучии неэффективную политику центра. Иногда потому, что не хочет "кормить" другие регионы.

Причем процесс этот с переменным успехом наблюдается в России аж с 19 века, когда сибирские областники впервые заговорили об отчуждении края от России. Тогда русские регионалисты ратовали против эксплуатации богатств региона метрополией. Причем большинство из них вовсе не были радикально настроенными "экстремистами", а лишь стояли на позициях федерализма - децентрализации власти. Они размышляли о неравноправии центра и окраин, о неудовлетворительном с их точки зрения способе управления Сибирью, о необходимости развития образования.

Сибиряки-областники

Сибирское областничество зародилось в середине 1850-х годов в петербургском кружке студентов, приехавших из разных городов Сибири от Омска до Иркутска. Лидеры движения Григорий Потанин и Николай Ядринцев познакомились еще на первом курсе университета и организовали Сибирское землячество. Кстати, ни один участник кружка так и не получил высшее образование. У молодых людей кончились деньги и примерно в 1863 году они вынуждены были вернуться на родину.

Дома в Сибири бывшие студенты активно занялись научной и литературной работой. Они выступали за прекращение экономической зависимости региона от остальной России, против неравенства населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний, за открытие в Сибири университета.

Областники считали, что центр эксплуатирует их родной регион, относится к нему как к колонии. Они выдвигали программу преодоления этого положения за счет стимулирования свободного переселения, ликвидации ссылки, "учреждения покровительства сибирской торговли и промышленности", непосредственного выхода сибирских товаров на мировой рынок введением порто-франко в устьях Оби и Енисея, организации судоходства по Северному Морскому пути и привлечения иностранных инвестиций.

Особый характер

Дореволюционные регионалисты были убеждены в существовании сибирской идентичности, особости сибиряков. В своей работе "Сибирь как колония" Ядринцев противопоставлял сибиряка "российскому человеку". Писал, что первый "первобытнее", а ум его "менее гибок".

До 1917 года сибиряки, и в самом деле, совмещали в себе национально-культурные особенности русских и "азиатскость" местных коренных народов. Это давало регионалистам повод говорить об "особенном лице" жителя региона - "ярком и характерном". Сибиряку приписывались такие качества как трудолюбие, находчивость, смелость, даже угрюмость. Суровая природа наложила отпечаток на характер жителей зауральских территорий - леность и слабость духа были несовместимы с освоением новых земель. В отличие от российского крестьянина, вся жизнь которого протекала на виду у общины, сибиряк больше полагался на самого себя, на собственные силы и собственный опыт.

Тем не менее, было очевидно, что сибиряки оставались русскими по духу и культуре людьми. Поэтому, в отличие от многих других движений за независимость, областники никогда не разыгрывали "национальной карты". Сибирь всегда отличалась от других регионов тем, что в ней стремление к областничеству не было связано с национальной идеей и базировалось на территориальной основе.

Все разговоры о сибирском "субэтносе" со стороны областников были, скорее, популизмом, способом привлечь внимание к местному патриотизму. "Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство", - писал один из лидеров движения Григорий Потанин.

Регионалисты пытались заявить о себе ярко и броско, чтобы заинтересовать окружающих. Они не хотели ограничиваться простым "кружком по интересам" для избранных и старались всячески популяризировать свои мысли среди коренного населения Сибири: проводили лекции, публиковались в прессе. В итоге областники действительно оставили значительный след в истории и литературе Сибири, хотя каких-то кардинальных для региона изменений им добиться не удалось.

Если сегодня регионалистскими идеями никого не удивишь, в ХIХ веке они считались необычными и даже крамольными. За свои мысли большинство идеологов сибирского областничества поплатились тюрьмой и ссылкой. Причем инкриминировали им именно сепаратизм, а дело носило название "Об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам".

Примечательно, что у суда возникла загвоздка с выбором места отбывания наказания для признанных виновными областников. Ведь политических преступников в то время, как правило, отправляли в Сибирь. В итоге Потанина было решено сослать на Балтику в Свеаборгскую крепость, а Ядринцева увезли из Томска в Архангельскую губернию.

Национализм vs регионализм

С победой большевиков в гражданской войне областничество сошло с политической сцены. Более того их последователи жестоко преследовались. Идеи сибирских регионалистов не нашли понимания у новой власти, та сделала выбор в пользу национально-территориального деления страны. В свое время выделение национальных автономий в самостоятельные единицы действительно сыграло важную роль в экономическом, социальном и культурном подъеме многих прежде лишенных образования народов.

Но сегодня, как утверждают некоторые ученые и политики, деление страны по национальному признаку утратило свою актуальность и несет в себе угрозу этнического сепаратизма. Сторонники упразднения нацрегионов считают, что те тормозят развитие России и даже угрожают ее территориальной целостности. Противники этнического федерализма говорят о дискриминации в регионах с «титульной» нацией остальных этнических групп, о непропорциональном представительстве различных народов в органах власти, о несправедливом распределении субсидий и дотаций в пользу нацрегионов.

Многие эксперты давно предлагают поменять границы регионов "с точки зрения экономической целесообразности", чтобы место национальных общностей заняли территориальные. Таким образом, они в определенной степени актуализируют идею первых сибирских регионалистов.

Резать, не дожидаясь перитонита?

Соблазн упразднить, наконец, национальные республики очень велик. Но к принципам федерализма такой подход ныне не имеет никакого отношения. Ведь сегодня любая область - это исторически сложившийся регион со своими социальными и экономическими связями, самосознанием, а зачастую и территориальной солидарностью. При принятии подобных решений центр в первую очередь должен учитывать интересы самих субъектов федерации. Изменять существующую систему, не спрашивая мнение у проживающего там населения, - означает "резать по живому". Хотя сторонников такого решения становится все больше и все чаще они приводят аргументы в логике фронтового хирурга из известного фильма "Покровские ворота", которая предлагала "Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!"

Но не стоит забывать и о негативных последствиях такого кардинального шага. Ликвидация республик может подтолкнуть национальных активистов к борьбе за независимость. Ведь до сих пор государственные образования внутри России они продолжают рассматривать как единственную возможность сохранить свои язык и культуру. В этой ситуации татарские, башкирские, якутские и все прочие националисты, которых федеральные власти пока более-менее успешно контролируют, из умеренных могут превратиться в радикальных. И возглавят эти деструктивные движения "титульного" населения, скорее всего, именно местные политико-экономические элиты, которые будут отчаянно бороться против понижения своего статуса.

Существующие сегодня законодательные и иные механизмы сохранения своей идентичности представителями любого народа в любой точке страны большинству граждан неизвестны, а успешная практика их применения не сопровождается информационной поддержкой.

Однако тенденция регионализма в противовес национализму в нашей стране потихоньку набирает обороты. Лидеры территориальных субъектов федерации все чаще выражают свое глухое недовольство преференциями, которые имеют субъекты национальные. А последняя перепись населения показала, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне национальности "сибиряк", 4116 граждан страны все-таки настояли на том, чтобы в опросных листах их идентифицировали именно так и никак иначе. Напомним, по данным переписи 2002 года сибиряками себя называли лишь 10 человек. Совершенно очевидно, что федерализм в России ждут трансформации.

Ульяна Иванова

Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?

Есть версия, согласно которой русский боевой клич «ура» произошел от калмыцкого «уралан», то есть «вперед». Скорее всего, это всего лишь легенда, но корни ее понятны: на протяжении долгих лет калмыки были надежной опорой России, где чрезвычайно ценились как храбрые воины и прекрасные наездники.

Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход ».

А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).

Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.

Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.

В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.

Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.

Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.

Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.

Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.

Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).

Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.

А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).

Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».

То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.

О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.

Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.

Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.

В России устоялось мнение: русское население притесняют только в северокавказских республиках. Отчего-то забывается, что страна состоит из множества этнических регионов. В некоторых из них русские находятся едва ли не в худшем положении, чем их сородичи на Северном Кавказе.

Русское население Кызыла - столицы Республики Тывы, жалуется на обострение враждебного отношения к ним со стороны коренного населения. Люди говорят, что некоторое время было относительно спокойно и вдруг на них вновь ополчились.


Относительно спокойно - не означает хорошо. На улицах - озлобленные взгляды и шипение «орус» — под этим словом подразумевают чужаков, — рассказывает жительница Кызыла, бывший школьный преподаватель географии Анна Казакова. - Продолжается это уже более 20-ти лет. В советский период русские составляли 50 % населения республики, ныне - менее 20 %. На улицах периодически появляются надписи «Русские, убирайтесь вон!»

В итоге отток граждан славянской внешности продолжается.


В начале 1990-х годов Тувинская АССР (нынешняя Республика Тыва) прославилась тем, что на её территории начались первые в СССР «русские погромы». Тувинская молодежь принялась громить в сельских районах дома, в которых проживали русские. Потом этот поток хлынул в города и поселки. На карте республики появились настоящие горячие точки — Хову-Аксы, Сосновка, Бай-Хаак. Были погромы с национальным подтекстом и в Кызыле.


Моя семья дважды уезжала из Тывы, потому что жить там, где тебя ненавидят лишь за то, что ты русский, нельзя. А моя семья жила там почти 50 лет, — рассказывает 18-летняя жительница посёлка Курагино Красноярского края Светлана Архипова. — Обидно и то, что на новом месте нас считают чужими, называют тувинцами. В Тыве мне нравилось. Там очень красиво, уникальные флора и фауна - можно увидеть и оленей, и верблюдов. Если бы имелась возможность, никогда не уехала бы из родных мест. Но страх, порождённый там, остаётся по сей день, не могу его побороть.


Писательница, блогер Елизавета Сенчина, которая тоже родилась и провела детство в Туве, говорит, что в последнее время приезжать в родные места страшно:


Я при каждой возможности старалась посещать этот богатый древней культурой край с мужем и детьми. Там живут мои близкие.


Однако после того, как по улицам Кызыла стали разгуливать толпы озлобленных, неопрятно одетых людей, решила, что посещать родину не стоит. Они пришли из сельской местности, безработные, голодные. Нападают на тех, кто на них не похож. Создаётся впечатление, что их на это подбивают некие силы.


Один мой знакомый, проживающий в этом городе, в 18 часов пошел в магазин. Толпа избила его жесточайшим образом. Другая моя приятельница сказала, что даже летом после 17 часов на улице лучше не показываться - могут сильно избить или изнасиловать.


«СП» : — Приезжают ли туристы в Тыву?


Особенно любят эти места художники и музыканты. Великолепный, наполненный талантами край. Но в последнее время поток туристов существенно сократился. Недавно общалась с одним поэтом, побывавшим в Тыве, он жил в юртах, много общался с местными жителями. Поэт сказал: «Уцелел чудом. Они вспыльчивые, там снова что-то начинается».


Вчера позвонил оттуда знакомый, сообщил, что в Тыве становится всё больше китайцев.


Жительница Кызыла Ирина Портнова рассказывает: «В период перестройки всем в Туве жилось трудно. Людям надо было на кого-то свалить вину. Решили свалить на представителей другой национальности. Дрались ожесточённо, с оглушительными воплями».


Национализм у нас, конечно, присутствует, но уже не носит те страшные формы как в конце 1980-х — начале 1990-х, — говорит жительница Кызыла Анна Морозова. - Я наполовину тувинка, наполовину русская. В советское время первыми руководителями властных структур были тувинцы, а замы — только русские. Последние имели больше прав и полномочий. До сих пор проживающие здесь русские считают, что спасли коренное население от туберкулёза и сифилиса. Но селения вымирали от неурожая и чумки, а не только от этих болезней.


Судя по рассказам русских жителей республики Калмыкии, их положение почти ничем не отличается от их коллег по несчастью из Тывы.


Стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом нападают толпой, бьют с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки, — рассказывает жительница столицы республики - города Элисты Зоя, попросившая не называть её фамилию. — Творят это группы калмыцкой молодёжи в возрасте 17-18 лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих людей славянской внешности. Случается, забивают до смерти - кольями.


Происходит массовый исход калмыков из степи. Приезжают, в основном, в Элисту, где давным-давно безработица. Не находя работы, они пьют и грабят. Русских убивают только за то, что они - русские, — рассказывает житель калмыцкой столицы Антон Перевалов.


По этому поводу депутат Государственной Думы Николай Курьянович направлял запросы в Генпрокуратуру и ФСБ. Однако, по словам русских жителей Элисты, ситуация не изменилась.


Вы несёте полную ересь! Я - коренной элистинец, никогда о таком не слышал, — закричал в телефонную трубку начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике Аппарата Правительства Республики Калмыкия Николай Санджиев. — Я не буду об этом говорить.


Новосибирский политолог Георгий Полянкин рассказывает, что в Республике Бурятии до такого не доходит, но националисты и там предъявляют претензии русским:


Бурнацисты — устоявшееся обозначение бурятских националистов, стоящих на позициях сепаратизма и русофобии.


Бурнацисты считают русских колонизаторами, захватившими их территорию. Часть бурнацистов приписывает русским геноцид и работорговлю.


Нынешнюю Россию они считают государством, стоящим на позициях притеснения нацменьшинств в пользу русских. Русских бурнацисты называют носителями шовинистических воззрений, поэтому активно симпатизируют северокавказским сепаратистам и мусульманским этническим ОПГ.


Также бурнацисты обвиняют русских в разрушении бурятской культуры: отмирании языка, размывании культурных традиций, изоляции от монгольского мира.


Они пользуются большой популярностью у бурятов. Люди славянской внешности живут там в состоянии постоянной тревоги. В этой республике процветает бытовой национализм: во всех неудобствах винят русских.