Гоголь «Тарас Бульба» – описание казаков. Как донские казаки стали русскими

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе в бассейне реки Терек. В 1914г. терское казачество насчитывало около 260 тыс. человек. Летописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах. К 1917 году территория терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, горных округов - Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской. Во время Первой Мировой войны Терское войско сформировало 12 казачьих полков.

В Терской области сразу после октябрьского переворота 1917г. большевики, не добившиеся особых симпатий среди казаков, в попытке захвата власти сделали свою ставку на чеченцев и ингушей. Последних "красные" агитаторы величали не иначе как "авангардом горских народов". Ингуши и чеченцы, пользуясь сложившейся ситуацией, грабили всех соседей - дружно, организованно, с размахом. Пользовались тем, что подавляющее большинство казаков было на фронтах. Как писал в 1918 г. в газете "Народная власть" (Владикавказ) член Кавказского краевого комитета РКП(б) С.Кавтарадзе: "Здесь национальная борьба почти совпадает с классовой... И правильна политика Советской власти, если она опирается, а если и не опирается, то должна опираться на ингушей и чеченцев".” Рьяно уничтожавшие русскую христианскую символику большевики на Кавказе ничуть не противились использованию мусульманской.

В 1918г. терские казаки восстали против большевистского русофобского беспредела. Тогда "красные" объединили местных мусульман в так называемую 1-ю Ударную советскую шариатскую колонну. В её состав входили Выселковский, Дербентский и Таганрогский стрелковые полки, Кубанский кавалерийский полк; отряды, состоявшие из кабардинцев, балкарцев, осетин, черкесов. Командиром шариатской колонны был назначен украинец Г.И. Мироненко, комиссаром – русский Н.С. Никифоров, горскими частями командовал кабардинец Н.А. Катханов. Шариатская колонна прорвала фронт восставших 2 ноября 1918 года. Имея двукратное численное превосходство красные исламисты вытеснили казаков из станицы Зольской, 9 ноября 1918 года казаки оставили станицу Прохладненскую. Последний казачий резерв – два конных полка - ценой собственных жизней обеспечили отход отрядам повстанцев к станице Черноярской.

Общее руководство операциями против казаков осуществлял С.Орджоникидзе, ЦК послал его на Кавказ как знающего местную специфику. С задачей он справился, пообещав горцам казачьи земли. В казачьи станицы посылались отряды горцев, которые грабили и расправлялись с недовольными новой властью. Станичные земли и имущество, отобранное у терских казаков в нарушении декрета «О земле», раздавались чеченцам и ингушам за верное служение большевикам. Однако быстро справиться с казаками на Северном Кавказе большевикам все равно не удалось, бои продолжались до конца 1920г. В этом году на помощь Орджоникидзе прислали Джугашвили-Сталина.
Телеграмма ЦК РКП (б), В.И. Ленину из Владикавказа 30 октября 1920 года.
"Первое. Выселено в военном порядке пять станиц. Недавнее восстание казаков дало подходящий повод и облегчило выселение; земля поступила в распоряжение чеченцев. Положение на Северном Кавказе можно считать несомненно устойчивым…» И. Сталин. РЦХДНИ, ф. 17, оп. 112, д.93,л.35

Приказ № 01721 (под грифом “секретно”), за подписью временно исполнявшего обязанности командующего Кавказской трудовой армией А.Медведева: «…Член РВС Кавфронта тов. Орджоникидзе приказал: первое - ст. Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Соввласти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север, для тяжелых принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора или станицы на Север; лошадей, коров, овец и прочий скот, а также пригодное для военцели имущество передать Кавтрудармии - ее соответствующим органам, причем лошадей распределить по указаниям Штаба фронта.
Во исполнение означенного приказа ПРИКАЗЫВАЮ:
Первое. Командвойск Надтеречной лини и, продкомандарму Скудре назначить комиссию под председательством Комштаба войск группы тов. Гегечкори в составе двух членов, по своему усмотрению, которой: все мужское население от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить в Грозный для дальнейшего направления на Север для принудительных работ; все остальное население выселить в хутора и станицы не ближе 50-ти верст к северу и западу от Калиновской; весь скот, подводы, хлеб и фураж, также пригодное для военцели имущество вывезти, после чего станицу Калиновскую сжечь. Из числа забранного из Калиновской имущества разрешаю оставить действительно необходимое частям группы, а все остальное и всех лошадей отправить в Грозный в мое распоряжение.
Второе. Начальнику политотдела и особого отдела и председателю Ревтрибунала армии выделить по одному ответственному представителю для назначения членами комиссии по проведению репрессивных мер против восставших станиц Сунженской линии. Председателем означенной комиссии назначаю Помначарма тов. Окушко. На комиссию возлагаю непосредственное исполнение приказа тов. Орджоникидзе, для чего призываю все мужское население станиц (Ермоловской, Закан-Юртовской, Романовской, Самашкинской, Михайловской) от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и снабдив соответствующими документами, отправлять на Север, не ближе Ростова-на-Дону в концентрационный лагерь; все остальное население выселить в хутора и станицы за р. Терек; всех лошадей, подводы и пригодное для военных имущество забрать из вышеупомянутых станиц и отправить в Грозный в мое распоряжение, скот, продовольствие и фураж передать представителям Орджоникидзе. Комиссии представляются права чрезвычайного судебного органа по проведению означенных мер, станицы (Ермоловская, Закан-Юртовская, Романовская, Самашкинская, Михайловская) предоставить в распоряжение выделенных мною и Грозненском и Чеченским исполкомами комиссии для передачи горскому населению..."

Исторический смысл малороссийского казачества заключался в борьбе за народность и веру. Эта борьба с турками, татарами и поляками закалила народный характер, придала казакам Украины черты железной энергии, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов. Жизнь казаков была сложна: приходилось бороться и хитростью, и силой, приходилось быть и дипломатом, и солдатом. Именно так эту жизнь и описывает в «Тарасе Бульбе» Гоголь . Нужды времени требовали многих практических знаний: каждый казак должен был быть и землепашцем, и охотником, и скотоводом, и садовником, и врачом, и ремесленником. Это развивало разносторонность, находчивость, предприимчивость, но не привязывало человека к какому-нибудь одному определенному делу. Гоголь показывает, что постоянная готовность казака идти навстречу опасности, неуверенность в завтрашнем дне приучали равнодушно смотреть в глаза смерти, не дорожить своей головой, но не стесняться и чужой судьбой...

Атака запорожцев в степи. Картина Ф. Рубо, 1881

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи . Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы однако наполняли жизнь казаков смыслом, очищали облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками .

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). Многие из этих черт сохранились в душе малороссов и до времен Гоголя , и в своих «Вечерах », в «Вии » он собрал все эти измельчавшие остатки прежних чувств, скованных блестящим прошлым, но уже не находящих себе объяснения в настоящем... В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

24 января в православных храмах поминают всех убиенных казаков, погибших в результате геноцида казачества, развернутого большевиками в 1919 году.

Уничтожение казачества - это жестокий зверский геноцид, целью которого было полное уничтожение генома огромной группы людей, которые смогли выстоять перед врагом, причем под давлением нелюдей смогли остаться Людьми.

Уничтожение казачества или красный террор

24 января 1919 года. На повестке дня обсуждения Оргбюро ЦК РКП(б) - «Циркулярное письмо» Я. Свердлова известное, как «директива о расказачивании».

Вердикт Этого документа:

«Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление».

Расказачивание – или «казачий Холокост»

Сожжено заживо, расстреляно, отравлено боевыми химическими веществами, выслано в Сибирь на вымирание было в основном мирное, гражданское население станиц: старики, женщины и дети.

По оценкам одних специалистов от 800 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч жизней унёс казачий геноцид.

По другим данным, красный геноцид унёс больше трёх миллионов жизней.

Красный террор, заливший Россию кровью, после прихода к власти большевиков, был настолько страшен, что даже историкам с трудом верилось в его сознательную продуманность. На самом деле Красный террор - это не хаос, это был хорошо продуманный, отлаженный, и чётко выверенный механизм, имеющий своих создателей. Их имена известны всем. Идеологами, вдохновителями и организаторами геноцида казаков на государственном уровне были Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, Молотов, Коганович, Чернов, Юркин, Микоян, Гамарник, Шкирятов, Ягода, Косарев, Хатаевич.

«Казаки - единственная часть русской нации, Которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно. Они своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».

Вот ещё выписка из директивы ЦК РКП:

«Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»: «Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством необходимо, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы».

Первым пунктом идёт:

«Необходимо провести массовый террор, направленный против богатых казаков, истребить их поголовно, провести массовый беспощадный террор вообще по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо участие в борьбе с Советской властью».

Вторым пунктом шло:

«Конфисковать весь хлеб, заставить ссыпать полностью излишки в указанные пункты, это относится и к хлебу, и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам».

Вся политика расказачивания - это массовые расстрелы, натравливание иногородних на казаков, взятие заложников, сожжение станиц.

А вот письмо, которое написал Дзержинский Ленину 19 декабря 1919г. В нём говорится, что на тот момент в плену у большевиков находилось около миллиона казаков. Ответ вождя, был вполне в его духе: «Расстрелять всех до одного!». На Кавказ Ильич периодически отправляет телеграммы: «Перережем всех».

Хорошо, что у большевиков физически не было сил, чтобы осуществить тогда все людоедские директивы «человечного» дедушки Ленина.

Как уничтожалось Кубанское, Донское и Терское Казачество

В конце 1917 - начале 1918 года донские казаки, поверив большевикам, приняли их сторону, желая прекратить войну. Но Командующий Северным отрядом Ю. В. Саблин, в ответе Донскому Кругу, 12 февраля 1918 года, сказал: «казачество должно быть обязательно уничтожено, как таковое. С его сословностью и привилегией».

То была первая попытка расказачивания, естественно, терпеть её донские Казаки не собирались. В станице Суворовской 21 марта 1918 года вспыхнуло антикоммунистическое восстание, которое вскоре охватило весь Дон.

Правительство генерала Краснова, атамана Донского казачества, разработало проект «восстановления национального государства в общероссийском масштабе».

На первом этапе, атаманы Кубанского, Донского, Терского и Астраханского казачьих войск, председатель Союза горцев Северного Кавказа должны были провозгласить Доно-Кавказский союз суверенным федеративным государством, союз должен был соблюдать в гражданской войне нейтралитет и прекратить борьбу с большевиками за пределами Доно-Кавказского союза.

Эта политика «расказачивания» обратила казаков в союзников Белого движения.

В июне 1918 г. восстало несколько станиц Лабинского отдела. Большевики подавили восстание особенно жестоко: было казнено 770 лабинцев-казаков, не считая убитых в боях с карательными отрядами.

Кубанское казачье войско, второе по численности, после Донского, тоже постигла трагическая участь. Интрига заключалась в том, что в распоряжение горского правительства отдавались все Кубанские войска. Генерал Врангель, приехавший на Кавказ, расправился над «самостийниками». Кубанцы стали массово покидать фронт, думая, что у себя дома они договорятся с большевиками. После эвакуации из Новороссийска добровольцев, кубанцев в лучшем случае ждал польский фронт и красная армия, ну а в худшем и более частом - северные и сибирские лагеря.

Остатки кубанских казаков, добили в конце 1920 годов: коллективизация, «чёрные доски», голодомор, неудачные восстания, подавленные карателями. На эту тему нет ни одного произведения советских писателей. Единственная агитка - лубочный и насквозь фальшивый фильм тех времён - «Кубанские казаки».

3 февраля 1919 года выходит секретный приказ председателя Реввоенсовета Республики Троцкого, 5 февраля – ещё один приказ «О расказачивании» за № 171 РВС Южного фронта. Директива Донбюро ВКП(б) прямо предписывала:

Физическое истребление казаков способных носить оружие, от 18 до 50 лет, как минимум 100 тысяч;

Физическое уничтожение «верхов» станицы (учителей, атаманов, судей, и священников), даже если они не принимали участия в контрреволюционных действиях;

Выселение за пределы Донской области большей части казачьих семей;

На место ликвидированных станиц - переселять крестьян из малоземельных северных губерний.

Кроме этого, Реввоенсовет и Донбюро, требуют решительного исполнения директив. По инстанциям идут документы следующего типа:

«Не получено никаких сведений о количестве всех расстрелянных ни от одного из комиссаров дивизии. Пока не будут приняты меры, пресекающие в корне даже мысли о возможности восстания в нашем тылу, они будут разгораться и впредь. Это: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрелы на местах всех, имеющих оружие, и процентное уничтожение мужского населения».

Этот документ, подписан будущим страдальцем И. Якиром (член Реввоенсовета 8-й армии).

«…к неукоснительному исполнению: следует напрячь все усилия к скорейшей ликвидации беспорядков сосредоточив максимум усилий для подавления восстаний и применяя самые суровые меры по отношению к зачинщикам-хуторам:

1. Сожжение всех восставших хуторов;

2. Расстрелы всех лиц без исключения, которые принимали участие в восстании, прямое или косвенное;

3. Массовые расстрелы через каждые 10 человек взрослого мужского населения на восставших хуторах;

4. Взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;

5. Широкое оповещение населения, станиц и хуторов о том, что все, кто будет замеченные в оказании помощи восставшим, все станицы и хутора, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и при первом случае обнаружения помощи, предаваться сожжению».

Кроме массовых расстрелов, были организованы так называемые продотряды, проще говоря, бандитские формирования, отнимавшие продукты.

Станицы в срочном порядке переименовывались в села, а название «казак» было запрещено.

Коммунист М. Нестеров, посланный на Дон, свидетельствует:

«… Во главе продотдела стоял какой - то Голдин, его взгляд на казаков был таков: всех казаков надо вырезать! А Донскую область заселить пришлым элементом».

Филипп Миронов - бывший Командармом 2-й конной армии, на совести которого гибель тысячи казаков, в августе 1919г, писал в своём приказе-воззвании: «Дон онемел от ужаса».

И не было ни станицы, ни хутора, которые не считали бы свои жертвы десятками и даже сотнями.. В казачьих областях искусственно вызывались восстания, чтобы под этим видом истреблять казачество.

Говоря о «расправе с казачеством», его «ликвидации», председатель Донбюро С.Сырцов отмечал: «станицы обезлюдели».

В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей. Только на одном Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения.

В апреле 1919 г. выходит ещё одна директива Донского бюро:

«Наша насущная задача – это быстрое полное, и решительное уничтожение всего казачества, как особой экономической группы. Разрушать хозяйственные устои. Физически уничтожать казачье офицерство, чиновничество, и вообще все верхи казачества, обезвреживание и распыление рядового казачества».

Остатки Кубанской армии, к концу 1920 года – в основном рядовые казаки, расходились по домам, сложив оружие. Если бы большевики хотели бы замириться, то это был бы для них реальный шанс, но советская 9-я армия снова усилила репрессии.

В станице Чамлыкской - расстреляно 23 человека.

В станице Лабинская – расстреляно 42 человека.

В станице Кабардинской - обстреляно артогнём, сожжено 8 домов.

В станице Гурийской - взяты заложники, станица обстреляна артогнём.

Артогнём обстрелян хутор Кубанский.

Полностью сожжены хутор Чичибаба и хутор Армянский.

В станице Бжедуховской - сожжено 60 домов.

В станице Псебайская - расстреляно 48 человек.

В станице Ханская - 100 человек расстреляно, конфисковано имущество. Семьи бандитов отправляются вглубь России.

Вывод штаба армии такой: «Желательно проведение в жизнь поголовного террора и самых крутых репрессий против жителей казачьих областей!». А ниже - от руки приписано: «Исполнено».

Прославленная дивизия героя революции Чапаева когда продвигалась от Лбищенска и до станицы Скворкиной, выжигала, на протяжении 80 верст в длину и 30-40 в ширину все станицы.

На Южном Урале, на территории Оренбургского казачьего войска, большевики сжигали станицы, расстреливали офицеров, казаков, казачек. Вывезли и уничтожили хлеб миллионами пудов. Угоняли скот, а то, что не смогли угнать - резали прямо на местах.

В 1920 г, в Астраханской губернии в концетрационных лагерях находилось около 2000 казаков.

Воплощая в жизнь секретный приказ №01726, исполняющим обязанности командующего Кавказской Труд. армии А. Медведевым, была сожжена дотла Калиновская станица, станицы Романовская (Заканюртовская), (село Заканюрт), Ермоловская (ныне село Алханкала), Михайловская (село Серноводское) Самашкинская (село Самашки), разграблены и подверглись репрессиям. А станица Кохановская – уничтожена полностью. Всех казаков, в возрасте от 18 лет до 50 лет, в соответствии с приказом решено было «погрузить в эшелоны и отправить под конвоем на север, для тяжелых принудительных работ».

Так же были выселены старики, женщины, дети. Из этих станиц было выселено около 11 000 человек - это 2917 семей.

Истребление казаков шло в течение нескольких лет. Затем казалось, наступило затишье. Но это был тактический приём. Советская власть добивалась возвращения эмигрантов, что бы потом полностью ликвидировать угрозу с их стороны, и добить уцелевшее казачество.

В России до революции было 11 казачьих войск. Большевики уничтожили почти всё казачество.

Торжество духа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки,

такие силы, которые пересилили бы русскую силу!

Н.В. Гоголь

Вступительное слово

Сегодня мы продолжаем нашу совместную работу по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И тему нашего разговора назовем так: (на доске).

Давайте осмыслим название нашего урока.

- Каково лексическое значение слова дух?

ДУХ - 1. психические способности

2. внутренняя моральная сила

3. то же, что дыхание

ДУША - внутренний психический мир человека

ДУШЕВНЫЙ - полный искреннего дружелюбия

ОДУХОТВОРЕННЫЙ - проникнутый возвышенными чувствами

ОДУХОТВОРИТЬ - воодушевить

ДУХОВНЫЙ - относящийся к умственной деятельности, к области духа

- Как вы понимаете смысл слова торжество?

Слово тоже многозначное, более приемлемо для нас второе значение.

ТОРЖЕСТВО - победа, полный успех чего-нибудь.

Если перефразировать тему, то получится следующее: Победа, полный успех внутренней моральной силы. А чьей силы? Запорожских казаков, конечно, героев повести Гоголя.

Итак, сегодня мы постараемся понять, что же дает силы запорожским казакам храбро, самоотверженно сражаться с иноземными захватчиками и мужественно умирать, не покорившись сильному и страшному врагу.

Мы рассмотрим следующие эпизоды повести:

  1. Слово о товариществе Тараса Бульбы - глава 9
  2. Как умирали казаки в битве с польской шляхтой - глава 9
  3. Казнь Остапа - глава 11

И эпиграфом к нашему уроку будут слова из повести (на доске).

Я напомню вам, что Запорожская Сечь - это вольное содружество казаков, закаленных в ратном деле. Великое значение этого содружества, воспетого Гоголем, позже очень точно оценит один из гениальных русских живописцев, Илья Репин: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов, веры православной и личности человеческой, в то время, когда тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода… И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума, не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации». (Репин И. В. Письмо Н. С. Лескову от 19.02. 1889 г.)

Итак, Запорожская Сечь - это содружество или товарищество, как они сами себя называли.

Давайте послушаем выразительное чтение отрывка из 9 главы «Слово о товариществе» , с которым обращается Тарас Бульба к казакам перед битвой с польской шляхтой.

- Что же так тронуло их в речи Тараса , если они стояли неподвижны, потупив седые головы, а у некоторых даже слезы накатывались в старых очах?

Тарас Бульба задел живые струны каждого казака, которые связаны узами товарищества. Закон «товарищества», «казацкой чести» - это закон верности родине и народу. Основная мысль речи Тараса - прославление Русской земли, русской души, любви к родной земле.

Русская земля неизменно понимается казаками как православная, и это сознание утверждает и укрепляет единство Запорожской Сечи. И умирают казаки со словами во славу веры и всей земли как хранительницы их веры.

Вспомним, как во время смертельной схватки в последних словах своих восславляют казаки-запорожцы Русскую землю, неразрывно связанную со святою Православною верою.

Послушаем пересказ отрывков из 9 главы о том, как умирали казаки .

Обратим внимание на эту запись (запись на слайде)

Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же… ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «»Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Кукубенко: «Пусть же… красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

- Почему же так многократно повторяются, звучат из уст погибающих казаков слова, прославляющие Русскую землю?

Многократно повторяемый образ Православной Русской земли выражает, по существу, пафос всей повести, идею несокрушимой силы русского духовного начала - любви к Отечеству и к православному народу своему.

Вот потому во время смертельной схватки восславляют ратники русскую землю, неразрывно связанную в их сознании со Святою Православною верою.

Огромная жизненная сила, кипучая энергия, могучие чувства людей - всё это передано Гоголем в каждой подробности. Именно поэтому так часты здесь повторения важных значимых слов и выражений.

- А ещё какие слова повторяются?

Есть ещё порох в пороховницах?

- Как вы понимаете это выражение?

(полны ли сил, энергии для того, чтобы совершить что-либо)

- Что отвечают казаки?

Эпизод очень значимый для понимания характера казаков, черпающих силы в духовном единении, сплочении, братстве.

- Какие ещё средства языковой выразительности используются в тексте? (найти в тексте и прочитать)

Развёрнутые сравнения

Так с помощью выразительных средств языка усиливается основная мысль - прославление Русской земли и самоотверженного мужества её защитников.

Один за другим уходят из жизни герои повести. Вот, стоя на эшафоте, выносит, как исполин, терзания и пытки Остап.

Чтение учителем эпизода «Казнь Остапа».

Остап показан народным богатырем, обрисован средствами народно-песенной поэтики: «И повёл он очами вокруг себя… И упал он сильно…»

Сцена казни становится утверждением беспримерного героизма, мужества и преданности родине. Свою верность товариществу, своё беззаветное мужество он проявляет, перенося страшные пытки с суровым достоинством и презрением к врагам.

Остап окружён толпой польского панства, с жестоким и холодным любопытством наблюдающего на пытки и казнь запорожцев. Он выносит нечеловеческие муки.

- Почему, погибая, Остап восклицает: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

Погиб Остап, но восторжествовал мужественный дух героя. И пишет Гоголь о последующих событиях: «…поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, - за всё, что копило с давних времен суровую ненависть казаков».

Наш разговор о повести сегодня, конечно, не закончен. Впереди ещё работа с эпизодом «Казнь Тараса Бульбы» и анализ других ярких эпизодов повести.

В контексте сегодняшнего урока я хочу вам показать фрагмент из художественного фильма «Илья Муромец» . Постарайтесь уловить ту главную мысль, которая объединяет былины о русских богатырях и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?

Просмотр фрагмента фильма «Илья Муромец»

- Какая же общая мысль объединяет былины и повесть Гоголя?

Конечно, это мысль о необходимости защищать свою родину, любить её, хранить её традиции, обычаи. Именно чувство патриотизма даёт силы, питает дух, внутреннюю моральную силу, благодаря которой побеждается враг.

Любая нация, любой народ не могут быть побеждены, покорены, пока торжествует в каждом человеке дух единения, дух товарищества, взаимовыручки, гордости за своих собратьев и весь народ в целом.

Вот поэтому Н. В. Гоголь и написал в заключительной главе своей повести такие мудрые слова: «Да разве найдутся на свете такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» Этим риторическим восклицанием он утверждает, что такие силы не найдутся.

Домашнее задание

Чтобы успешно продолжить наш дальнейший разговор и работу по повести, вам рекомендую подготовить к следующему уроку такое домашнее задание : Чтение главы 12, пересказ эпизода «Казнь Тараса», найти и обозначить в тексте 12 гл. языковые средства выразительности.

Казак Константин Недорубов был полным георгиевским кавалером, получал именную шашку от Буденного, стал Героем Советского Союза ещё до парада Победы 1945 года. Свою Золотую Звезду Героя он носил вместе с «царскими» крестами.

Хутор Рубежный

Константин Иосифович Недорубов родился 21 мая 1889 года. Место его рождения - хутор Рубежный станицы Березовской Усть-Медведицкого округа области войска Донского (сегодня это Даниловский район Волгоградской области).

Станица Березовская была показательной. В ней проживало 2524 человека, входило в неё 426 дворов. Здесь был и мировой судья, и церковно-приходская школа, и медицинские пункты, и два завода: кожевенный и кирпичный. Были даже телеграф и сберкасса.

Константин Недорубов получил начальное образование в церковно-приходской школе, обучился грамоте, счету, слушал уроки Закона Божия. В остальном - получил традиционное казачье образование: с детства ездил верхом и умел обращаться с оружием. Это наука ему пригодилась по жизни больше, чем школьные уроки.

«Полный бант»

На службу Константин Недорубов был призван в январе 1911 года, попал в 6-ю сотню 15-го кавалерийского полка 1-й Донской казачьей дивизии. Полк его квартировался в Томашове Люблинской губернии. К началу Первой мировой Недорубов был младшим урядником и командовал полувзводом полковых разведчиков.

Своего первого Георгия 25-летний казак заслужил уже через месяц после начала войны - Недорубов вместе со своими разведчиками-донцами ворвался в расположение немецкой батареи, добыл пленных и шесть орудий.

Второй Георгий «тронул грудь» казака в феврале 1915 года. Совершая одиночную разведку недалеко от Перемышля, урядник наткнулся на небольшой хутор, где застал спящих австрийцев. Недорубов решил не затягивать, ожидая подкрепления, бросил во двор гранату и принялся имитировать голосом и выстрелами отчаянный бой. Из немецкого языка он ничего кроме «Хенде хох!» не знал, но австрийцам хватило и этого. Сонные, они начали выходить из домов с поднятыми руками. Так и довел их Недорубов по зимней дороге в расположение полка. Пленных оказалось 52 солдата и один обер-лейтенант.

Третьего Георгия казак Недорубов получил «за беспримерную храбрость и отвагу» во время Брусиловского прорыва.

Потом Недорубову по ошибке вручили ещё один Георгий 3-ей степени, но после в соответствующем приказе по 3-му кавалерийскому корпусу его фамилия и стоящая напротив нее запись «Георгиевский крест 3-й степени № 40288» зачеркнуты, над ними проставлено «№ 7799 2-й степени» и ссылка: «См. приказ по корпусу № 73 1916 года».

Наконец, полным Георгиевским кавалером Константин Недорубов стал, когда вместе со своими казаками-разведчиками захватил штаб немецкой дивизии, добыл важные документы и взял в плен немецкого пехотного генерала - её командира.
Кроме Георгиевских крестов Константин Недорубов в ходе Первой мировой был также награжден двумя Георгиевскими медалями за отвагу. Эту войну он закончил в звании подхорунжего.

Бело-красный командир

Долго без войны казаку Недорубову жить не пришлось, но в Гражданскую он до лета 1918 года не присоединялся ни к белым, ни к красным. 1 июня все-таки вошел вместе с другими казаками станицы в состав 18-го казачьего полка атамана Петра Краснова.

Однако война «за белых» шла для Недорубова недолго. Уже 12 июля он был взят в плен, но не был расстрелян.

Напротив - перешел на сторону большевиков и стал командиром эскадрона в кавалерийской дивизии Михаила Блинова, где бок о бок с ним сражались другие казаки, перешедшие на сторону красных.

Блиновская кавдивизия проявляла себя на самых сложных участках фронта. За знаменитую оборону Царицына Буденный лично вручил Недорубову именную шашку. За бои с Врангелем казак был награжден красными революционными шароварами, хотя был представлен к Ордену Красного знамени, но не получил его из-за своей слишком героической биографии в царской армии. Получил Недорубов в Гражданскую и ранение, пулеметное, в Крыму. Застрявшую в легком пулю казак проносил до конца жизни.

Узник Дмитлага

После Гражданской Константин Недорубов занимал должности «при земле», в апреле 1932-го стал бригадиром колхоза в хуторе Бобров.

Спокойного житья ему не было и тут. Осенью 1933 года он был осужден по 109 статье «за потерю зерна в поле». Под раздачу попали Недорубов и его помощник Василий Сутчев. Их «до кучи» обвинили не только в краже зерна, но и в порче сельхозинвентаря, дали 10 лет лагерей.

В Дмитровлаге на стройке канала Москва-Волга Недорубов и Сутчев работали как умели, а умели хорошо, иначе и не могли. Стройку сдали досрочно -15 июля 1937 года. Принимал работу лично Николай Ежов. Передовики получили амнистию.

После лагеря Константин Недорубов работал начальником конно-почтовой станции, перед самой войной - завхозом машинно-испытательной станции.

«Я знаю, как с ними воевать!»

Когда началась Великая Отечественная война, Недорубову было 52 года, призыву по возрасту он не подлежал. Но герой-казак не мог остаться дома.

Когда в Сталинградской области начала формироваться сводная Донская кавалерийская казачья дивизия, кандидатуру Недорубова отставил НКВД - вспомнили и заслуги в царской армии, и судимость.

Тогда казак пошел к Первому секретарю Березовского райкома ВКП(б) Ивану Шляпкину, сказал: «Я не корову прошу, а кровь хочу за родину пролить! Молодые гибнут тысячами, потому что неопытные! Я четыре Георгиевских креста в войне с немцами завоевал, я знаю, как с ними воевать».

Иван Шляпкин настоял на том, чтобы Недорубова взяли в ополчение. Под личную ответственность. По тем временам это был очень смелый шаг.

«Заговоренный»

В середине июля казачий полк, в котором воевала сотня Недорубова, четверо суток отражал попытки немцев форсировать реку Кагальник в районе Пешково. После этого казаки выбили неприятеля из хуторов Задонский и Александровка, уничтожив полторы сотни немцев.

Особо отличился Недорубов в знаменитой . В его наградном листе указано: «Попав в окружение под станицей Кущёвской, огнём из автоматов и ручными гранатами, вместе со своим сыном уничтожил до 70 фашистских солдат и офицеров».

За бои в районе станицы Кущевская 26 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Иосифовичу Недорубову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этом бою сын Константина Недорубова Николай получил при минометном обстреле 13 ран и трое суток пролежал засыпанный землей.Совершенно случайно на него наткнулись жители станицы, хоронившие казаков в братских могилах. Казачки Матрена Тушканова и Серафима Сапельняк ночью перенесли Николая в хату, обмыли и перевязали раны и выходили. О том, что его сын остался жив, Константин Недорубов узнал много позже, теперь же он бился с удвоенной отвагой, за сына.

Герой

В конце августа 1942-го сотня Недорубова уничтожила 20 машин тыловой колонны с военным имуществом и около 300 фашистов. 5 сентября в бою за высоту 374,2 у села Куринского Апшеронского района Краснодарского края казак Недорубов в одиночку подобрался к минометной батарее, закидал ее гранатами и уничтожил из ППШ весь минометный расчет. Сам был ранен, но расположение полка не покинул.

16 октября под селением Мартуки, сотня Недорубова за день отразила четыре атаки эсэсовцев и практически вся полегла на поле боя. Лейтенант Недорубов получил 8 пулевых ранений и оказался в сочинском госпитале, затем в Тбилиси, где комиссия вынесла решение о негодности казака к дальнейшей службе по состоянию здоровья.

Тогда, вернувшись в родную станицу, он узнал о награждении Звездой Героя и о том, что его сын Николай жив.

Дома он, конечно, не остался. Вернулся на фронт и в мае 1943 принял командование эскадроном 41-го гвардейского полка 11-й гвардейской кавдивизии 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса.

Воевал на Украине и в Молдавии, в Румынии и Венгрии. В декабре 1944-го в Карпатах, уже в звании гвардии капитана, Константин Иосифович Недорубов снова был ранен. На этот раз его комиссовали уже окончательно.

На 80-летие старому казаку власти подарили дом, у него у первого в станице появился телевизор, но роль «обласканного почестями» Константина Недорубова тяготила, он продолжал вести простой образ жизни, сам рубил дрова, вел с семьей хозяйство, до конца жизни продолжал упражняться с тяжелой кочергой, орудуя ею как пикой.

Умер казак в декабре 1978 года, не дожив полгода до своего 90-летия. У него остались - кроме Николая - сын Георгий и дочь Мария.