Докажите, что купец Калашников обладает чертами русского национального характера (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Калашников Кирибеевич
Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын»
Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником.
Семейный быт Степан Парамонович был женат на Анне Дмитриевне. Очень любил свою жену, своих детей, родителей и братьев. Кирибеевич не имел семьи, на протяжении всего произведения не было указано ни на родственников, ни на друзей.
Отношение к вольности действий Купец Степан Калашников был волен в своих чувствах и действиях, подчинялся только канонам религии и наставлениям царя. Кирибеевич не знал, что такое воля. Всю свою жизнь он служит рабом-военным у царя Ивана Грозного.
Физические характеристики героев Исходя из произведения, Калашников был мужчиной статным, высоким, сильным, широкоплечим. Кирибеевич, как и купец, был очень сильным, имел богатырское телосложение.
Честь и достоинство Честь и достоинства для Калашникова были святыми вещами.. Хотя поэт не рассказывает об этом в поэме, по тексту видно, что честь и достоинства были все же знакомы Кирибеевичу, ведь он вышел на бой с купцом.
Как герои относятся к Ивану Грозному Купец, как и большинство высших сословий того времени, уважал царя. Кирибеевич любил и уважал царя, однако не погнушался и обманул его для достижения своей цели.
Как Иван Грозный оценивал героев Иван IV уважал купца за его речь после боя, пообещал позаботиться о его семье и позволил попрощаться с родными перед смертью. Иван Грозный искренне любил Кирибеевича. В тексте указывается, что царь называл дружинника «лучшим своим воином».
Человеческие чувства Для купца Степана Парамоновича вся жизнь была понятна и ясна. Он вел себя спокойно, уравновешенно, храбро вышел на поле боя, защищая честь любимой семьи. Кирибеевич был очень одинок в своей безвольной трагичной жизни. Ему хотелось свободы, а единственное светлое чувство он испытал порочно, к замужней даме.
Желание похвастаться Хвастовство для Калашникова - неприемлемо. Он молча делал свою работу, и так же безмолвно шел на бой. Дружинник Кирибеевич не гнушался хвастовством: он хвастался Анне Дмитриевне, что может сделать для нее все, что угодно, и хвастался перед боем, что может убить любого на своем пути.
Вера в судьбу Купец Калашников искренне верил, что судьба заранее предрешена, а потому спокойно относился ко всему происходящему, принимая это за должное. Кирибеевич был уверен, что сам является творцом своей судьбы, хотя на деле - не смог избежать даже собственной кончины.
Окончание жизни героев Калашников погиб на плахе при царском дворе. Был похоронен с почестями, по христианским обычаям. Кирибеевич был убит в бою с купцом. О его погребении М. Ю. Лермонтов не говорит ни слова.

2 версия таблицы

Калашников Кирибеевич
Положение в поэме Степан Парамонович выступил в поэме в качестве положительного, оскорбленного героя. Кирибеевич - отрицательный персонаж. Даже сам автор не дает ему полного имени, а называл его в поэме «басурманским сыном».
Социальное положение Калашников был купцом, занимался торговлей в собственной лавке. Кирибеевич был дружинником царя Ивана IV, Грозного, служил защитником отечества.
Отношение к семье Купец был женат, очень любил свою жену, детей и братьев. Для него семья - это самое главное, святое в жизни. Дружинник был одинок. Ничего не знал о собственной семье, родственников не имел. Понимание семьи, как ячейки общества - отсутствует.
Вольность действий Калашников был вольным, однако следовал законам царя и религии. Вся жизнь Кирибеевича - рабство у Ивана Грозного. Воли не знал, но в душе дружинник мечтал о свободе.
Физические качества М. Ю. Лермонтов описывает Калашникова, как храброго, сильного, широкоплечего мужчину. Кирибеевич, исходя из описания автора, силен, имеет богатырское телосложение и сильный удар.
Отношение к чести и достоинству Для Калашникова честь и достоинство - два главных критерия. За защиту оных купец был готов на все, в том числе и на смерть. М. Ю. Лермонтов умалчивает отношение Кирибеевича к этим качествам, однако дружинник вышел на бой, а, следовательно - был готов защищать свою честь.
Отношение к царю Калашников уважал царя Ивана Грозного, почитал его и готов был держать перед ним ответ. Как могло показаться, Кирибеевич любил Ивана IV, поклонялся ему и честно служил. Однако, дружинник не уважал царя, так как соврал ему насчет Анны Дмитриевны и взял царский перстень ей в подарок.
Отношение царя к героям В конце поэмы указывается, что Иван Грозный с уважением отнесся к поступку купца, хотя даже не знал толком, из-за чего произошел бой. Кирибеевича царь искренне любил, считал его своим лучшим воином, а потому был готов отомстить за его смерть.
Человеческие чувства Калашников был спокойным, уравновешенным, любящим мужем и талантливым купцом. Жена его любила, но боялась его немилости. Кирибеевич был одиноким воином, порочно влюбившимся в замужнюю Анну Дмитриевну. В поэме указывается, что он постоянно о чем-то думал, грустил, а но поле боя, при виде купца - немного струсил.
Хвастовство Как видно из произведения, Калашников не любил хвастаться. Скорее, наоборот: он был готов отдать свою жизнь молча, чтоб только никто не знал про его геройский поступок по отношению к семье. Кирибеевич же, напротив, проявил интерес к хвастовству: он указывал Анне Дмитриевне на то, что может сделать для нее все, что угодно. На поле боя дружинник так же хвастался, что убьет любого, кто встанет у него на пути.
Отношение к судьбе Калашников был религиозным, а потому верил, что «чему быть, того не миновать». Кирибевич был уверен, что сам является хозяином своей судьбы, несмотря на то, что он был рабом царя и в конечном счете - не смог избежать собственной смерти.
Завершение жизненного пути Купец Степан Парамонович умер от рук царского палача героем, защищая свое достоинство и честь своей семьи. Похоронен согласно христианским традициям, в могиле с кленовым крестом. Кирибеевич погиб в бою с Калашниковым, от первого же удара купца в висок. И хотя Калашников не рассказал царю, в чем была причина драки, читатель понимает, что Кирибеевич погиб трусом и человеком, которому не знакомо слово «семья». Поэт не рассказывает, где был похоронен дружинник, и был ли погребен вообще.
    • Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна. Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца […]
    • Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • «Дума» - одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    1. Причины обращения Лермонтова к далекому прошлому. («Песня про... купца Калашникова» связана с XVI веком, эпохой царя Ивана Грозного, но живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)
    2. Композиция поэмы. (Поэма состоит из трех частей. Первая знакомит с царским опричником Кирибеевичем, передает атмосферу эпохи царя Ивана Грозного. Во второй части автор представляет купца Калашникова. В третьей оба героя сходятся в поединке, который происходит в присутствии самого царя и на глазах народа.)
    3. Характеристика Кирибеевича:
      1. «Удалой боец, буйный молодец». (Кирибеевич — царский опричник, он знатного рода, боярский сын. «А из роду ты ведь Скуратовых и семьею вскормлен Малютиной».)
      2. Способность чувствовать красоту и восхищаться ею. (Молодой опричник покорен красотой Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова. Чувство любви делает его одиноким и потерянным в мире грубой силы. Пылкость характера и молодость приводят к неумению управлять своими чувствами, а положение царского опричника — к вседозволенности, к нарушению норм морали.)
      3. Кирибеевич — «лукавый раб». (Так называет своего героя Лермонтов. Смелый воин перед царем остается рабом, не посмевшим сказать ему правды о том, что его возлюбленная — замужняя женщина. Жесткие законы «Домостроя» заставляют его хитрить перед царем, нарушать общественные устои).
    4. Характеристика купца Калашникова:
      1. «...Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович».
      2. Калашников — сын своего времени. (Воспитанный по законам сурового времени, Калашников чувствует себя полноправным хозяином в доме, требует порядка и подчинения. Не зная еще о том, что случилось с женой, он грозит запереть ее «за железный замок, за дубовую дверь».)
      3. Степан Парамонович — защитник чести своей семьи. (Узнав о поступке Кирибеевича, он решает «биться насмерть, до последних сил» с обидчиком. Он идет биться «за правду-матушку», как он ее понимает, за честь своего рода и семьи.)
    5. Поведение Кирибеевича и Калашникова во время боя.
      1. Самоуверенность Кирибеевича.
      2. Смелость и правдивость Калашникова.
      3. Моральное превосходство купца. (Исход поединка решила не сила, а моральное преимущество Калашникова, которое почувствовал опричник еще до начала боя. Услышав имя купца, Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег», потому что понимал свою вину перед ним и чувствовал решимость Калашникова биться насмерть.) Материал с сайта
      4. Смелость Калашникова перед царем и благородство купца. (Калашников прямо говорит царю, что убил опричника «вольной волею». Он не называет ему причины своего поступка, потому что считает случившееся делом его семьи, не хочет позорить имени жены. Но своим поступком он показал, что защищать честь и достоинство человек должен при любых обстоятельствах, даже вопреки воле царя и ценой самой жизни.)
    6. Значение поэмы для современников. (Поэма имела большое значение не только для современников поэта. Она дорога и современному читателю пафосом свободы, уважением к человеку, к его чести и достоинству.)

    Сочинение

    Безумству храбрых поём мы песню!
    Безумство храбрых - вот мудрость жизни.
    М. Горький

    В поэме «Песня...» описывается случай, который Лермонтов относит к русской истории XVI века. Купец мстит опричнику и царскому любимцу за свою оскорблённую честь: Калашников выходит на кулачный бой с Кирибеевичем, не боясь смерти и царского гнева.

    Противостояние Калашникова - Кирибеевича и Ивана Грозного подтверждается композиционным построением произведения. В первой части описывается шумный пир у Ивана Грозного, где гости-опричники пьют сладкое заморское вино, хвалятся удалью да подвигами и подобострастно славят царя, а он благосклонно наблюдает покорность своих слуг. Во второй части изображается спокойная, мирная трудовая и семейная жизнь купца Калашникова, в которую врывается беда. В третьей части показан кулачный бой-столкновение двух героев, двух взглядов на жизнь: правды и совести, со стороны Калашникова, самодовольства и деспотизма, со стороны Кирибеевича и царя. Однако противостояние купца - опричника и царя не столько отражает историческую реальность русской жизни, сколько иллюстрирует романтическую антитезу и философскую идею Лермонтова о превосходстве сильной личности над обстоятельствами.

    Поэт изображает купца Калашникова защитником традиционных ценностей (семьи, чести, любви, правды) и одновременно романтическим героем-максималистом, для которого честь и собственное достоинство дороже всего в жизни. Удалой Степан Парамонович своим поведением доказывает превосходство личности над властью, его противоборство с опричником и царём неизбежно и является единственной возможной реакцией романтического героя на оскорбительное поведение Кирибеевича. Молодой Кирибеевич живёт не по христианскому закону, а по закону, установленному Иваном Грозным для своих опричников, - «всё позволено, кроме ослушания царской воли». Кирибеевич также романтический герой, ибо готов идти до конца ради своих желаний: обмануть царя на пиру, не сказав, что Алёна Дмитриевна замужем; опозорить честную жену, приставая к ней на улице:

    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали... (II)

    Рассказывает Алёна Дмитриевна. Таким образом, Калашников и Кирибеевич противопоставлены как романтические герои-антагонисты: первый - благородный мститель, борющийся за справедливость («за святую правду-матушку» II), второй - носитель неограниченного личностного начала (тип лермонтовского Демона).

    Однако Лермонтов нарушает в поэме каноны романтизма, так как его простонародный герой побеждает аристократа-эгоиста, причём побеждает морально ещё до боя. Здесь проходит ещё одна грань противопоставления купец - царь и царский любимец, которая доказывает демократические симпатии поэта. Калашников объяснил Кири-беевичу, почему вышел биться против него:

    И жил я по закону господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью тёмною... (III)

    Кирибеевич смутился после этих слов, ибо чувствует свою вину перед соперником:

    И услышав то, Кирибеевич
    Побледнел в лице, как осенний снег,
    Бойки очи его затуманились,
    Между сильных плеч пробежал мороз,
    На раскрытых устах слово замерло... (III)

    Оба героя изображаются резко индивидуально. Калашников - суровый и решительный муж и глава семейства, Кирибеевич - молодой, самоуверенный удалец, охваченный неодолимой любовью. Недаром образ купца связывается с фольклорной разбойничьей песней. Один из вариантов этой песни поют пугачёвцы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (VIII): царь обещал наградить пойманного разбойника - устроить ему красивую казнь. И в лермонтовской поэме Иван Грозный издевательски перечисляет детали казни Калашникова: остро наточенный топор, парадный костюм палача, звон набатного колокола:

    Чтоб знали все люди московские,
    Что и ты не оставлен моей милостью... (III)

    Образ опричника связан с лирической песней о тоске-печали влюблённого молодца, который вызывает в народной песне сочувствие, также как и в лермонтовской поэме. Достаточно вспомнить грустное признание Кирибеевича на пиру:

    Как увижу её, я и сам не свой:
    Опускаются руки сильные,
    Помрачаются очи бойкие;
    Скучно, грустно мне, православный царь,
    Одному по свету маяться. (I)

    Убив царского любимца, Калашников, частный человек, вступает в конфликт с самим царём и не склоняется даже перед царской властью: не объясняет причин убийства Кирибеевича, не просит пощады, хотя знает, что казнённых хоронят не по-христиански - без имени, по обочинам дорог, а не на кладбище. Но «лютая, позорная» (III) смерть не страшит героя, то есть Калашников выдерживает свой романтический характер до конца. В этом отношении Калашников отличается от Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник».

    И у Пушкина, и у Лермонтова простой человек сталкивается с самодержцем и в результате этого погибает. Но Пётр Первый явно превосходит Евгения, так как несчастный сумасшедший обращает к Медному всаднику туманные угрозы и невнятные упрёки, а потом всю ночь мечется по городу, спасаясь от воображаемой погони. Иван Грозный ни в чём не превосходит удалого купца, у Лермонтова державное и индивидуальное начало оказываются равновеликими. Кроме того, суд царя в лермонтовской поэме очевидно неправедный.

    Подводя итог, отметим, что историзм «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» не стоит преувеличивать. Противостояние частного человека (Калашникова) деспотизму (непосредственно Ивану Грозному или царскому любимцу Кирибеевичу) - тема, которая волновала романтиков XIX века, но была неактуальной для общественного сознания XVI века - эпохи Грозного. Конечно, Лермонтов дал зарисовки средневековой Москвы, показал сцены царского пира, кулачного боя, но эти атрибуты времён Ивана Грозного являются в поэме только экзотическим фоном (обязательным требованием эстетики романтизма) для раскрытия главной идеи произведения: герой совершает подвиг во имя чести и долга, он не подвластен объективным историческим обстоятельствам. Эта идея была близка поэтам-декабристам (думы и поэмы К.Ф.Рылеева), и Лермонтов тоже утверждает её в поведении Калашникова. Характеры трёх героев (купца, опричника, царя) решены в романтическом духе: в сложной, противоречивой натуре человека выделяются одна-две главные черты.

    «Песню...», где даётся романтическое решение проблемы «личность- исторические обстоятельства», можно сравнить с «Медным всадником», где та же проблема решается в реалистическом ключе: Пушкин видит бесперспективность бунта отдельной личности против объективных исторических обстоятельств, Лермонтов воспевает этот бунт. В обоих произведениях есть описание могил: Евгений похоронен «ради Бога» (II) на маленьком безлюдном острове; Калашников- «промеж трёх дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской» (III). Первая могила забыта, второй - мимо проходящие люди всегда кланяются, хотя на ней нет ни креста, ни имени удалого купца. Такие разные финалы - следствие беспомощного бунта пушкинского героя и героического поступка лермонтовского героя.

    Другие сочинения по этому произведению

    Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.

    В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

  • Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?
  • Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?
  • Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?
  • Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

  • Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?
  • Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную». Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его. Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

  • Почему «Песня про царя Ивана Васильеви-ча…» обычно называют поэмой?
  • Поэма — один из жанров лиро-эпиче-ского рода литературы, стихотворное сю-жетное повествование. В основе лириче-ского повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамонови-ча Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.

  • Как вы объясните такое длинное и обсто-ятельное название этого произведения?
  • В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что точно указывает на отраженную в поэме эпоху, ее реалии. Название пока-зывает влияние этих персонажей на судь-бу главного героя — купца Калашникова, героя вымышленного, но отразившего нравственные представления, образ жиз-ни, характерные для российского купече-ства.

  • В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
  • Иван Грозный воплощает идею деспо-тической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана с Россией, управляемой «просве-щенным» государем Николаем I. Столк-новение Кирибеевича и Калашникова вы-ходит за рамки личных отношений, оно становится причиной столкновения част-ного человека и всей государственной ма-шины, олицетворением которой является Иван Грозный. Готовясь отомстить обид-чику, Калашников вступает в открытый конфликт с государем, ибо борется против его установлений, воли, против вседозво-ленности приближенных царя.

  • Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпи-лог?
  • Завязка — пир у Ивана Грозного.

    Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.

    Развязка — казнь Калашникова.

    Своеобразной экспозицией можно на-звать зачин поэмы.

  • Как проявилась в поэме связь с фолькло-ром? Выпишите из текста примеры, иллюстрирую-щие художественные приемы фольклора.
  • Произведение написано в особом жан-ре — песни. Лермонтов стремился при-близить поэму к эпическим фольклор-ным сказаниям. Гусляры играют важней-шую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравствен-ные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народ-ные.

    Художественная структура поэмы при-ближает ее к произведениям устного на-родного творчества: традиционные эпите-ты (вино сладкое заморское, очи зор-кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру-сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (хо-дит плавно — будто лебедушка, мол-вит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтак-сических повторов и прямого и отрица-тельного параллелизма:

    Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…

  • Сравните образ Ивана Грозного в историче-ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.
  • В народных песнях образ Ивана Грозно-го идеализируется, в них воплотилась ве-ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста-ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер-монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи-талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст-вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа-лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

  • Подготовьте чтение наизусть одного из важ-нейших эпизодов поэмы.
  • Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз-говор Калашникова с Иваном Грозным.

  • Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ-но передал атмосферу поэмы?
  • Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро-вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают-ся выразительностью характеристик пер-сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху-дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю-страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре-пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на-чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били-бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов-ке образов произведения Лермонтова.

  • На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру-бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?
  • Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов-ливают такой выбор.

  • События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.
  • Вы знаете, что события этих произведе-ний относятся примерно к одному време-ни — XVI-XVII векам. Но это обсто-ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос-тается общее представление о средневе-ковье с его бытом, нравами, системой от-ношений. Однако ощущение встречи с ге-роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче-ские судьбы и сильные характеры.

  • В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс-того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со-здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.
  • В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко-торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч-нине, в «Василии Шибанове» — жесто-кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по-казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

  • Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?
  • Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?
  • Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?
  • Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?
  • Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
  • Какова главная идея «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  • Хотя события «Песни…» исторические, но смысл произведе-ния актуален: в условиях деспотизма человек должен защищать свою честь и достоинство любыми способами.

    Подробное решение Страница / Часть 1 26-48стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

    ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

    1.Каково ваше первое впечатление от «Песни про царя Ивана Васильевича...»? Какие чувства она вызвала? Кто из героев вам более симпатичен?

    Поэма очень понравилась. Она увлекательная, интересно читать, так как не знаешь, что случится дальше. Было очень жаль жену Калашникова Алёну Дмитриевну и его самого. Эти герои очень понравились.

    2.Почему Лермонтов назвал своё произведение песней? Чем она близка устному народному творчеству? Кто в ней ведёт повествование?

    Поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям, поэтом у песня – ее как бы исполняют старинные музыканты. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи "Песни.. ", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою честь, стал фактом народной истории.

    3.Как построена «Песня про царя Ивана Васильевича...», из каких частей состоит?

    «Песня…» состоит из вступления, трех частей (как бы из трех куплетов), а так же в виде припева идет повтор «Ай, ребята, пойте - только гусли стройте….» после каждой части. Структура напоминает структуру песни, так и кажется, что слышишь звон гуслей.

    4.Какие картины русской жизни XVI века нашли отражение в произведении? Что вы узнали о быте, нравах, взаимоотношениях людей той эпохи? (Вспомните или перечитайте сцены пира в царских палатах; кулачного боя у Москвы- реки; купеческой жизни в Замоскворечье.) Как дополняет картину нравов той поры рассказ Алёны Дмитревны о Кирибеевиче?

    Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. Все это живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)

    Здесь отражены такие картины русской жизни, как пирование в светлице с царем, занятия и развлечения бояр в те времена, жизнь купцов и их занятия, товары, особое внимание уделяется традиции кулачных боёв на Москве-реке, во время которых можно было и умереть.

    В те времена для замужней женщины, которой являлась Алёна Дмитреевна, были сродни публичному унижению и лишению достоинства, так как охваченный любовью и потерявший голову Кирибеевич на улице набросился на женщину и стал к ней приставать прилюдно, что было грубо, безнравственно.

    5.Вы заметили, что Лермонтов как бы противопоставляет в «Песне про царя Ивана Васильевича...» двух «удалых добрых молодцев» - опричника Кирибеевича и купца Калашникова, - предлагая читателю задуматься над тем, что определяет ценность и значимость человека. Попробуйте, сопоставляя этих двух персонажей, понять, какие нравственные идеалы отстаивает автор, в чём главная мысль его произведения.

    Что помогает понять в характерах героев их внешность?

    Каково отношение героев к Алёне Дмитревне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?

    Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок? О чём говорят их речи, обращённые друг к другу? Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников - всему народу русскому?

    Как характеризует героев их отношение к царю Ивану Грозному? (Для уточнения ответа на этот вопрос прочитайте по ролям 2 диалога: Кирибеевича с царём на пиру; Калашникова с царём после поединка.)

    Перед чтением подумайте над вопросами (исполнительский анализ):

    В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?

    В чём они хотят убедить царя?

    Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?

    В чём убеждают вас эти диалоги?

    Попробуйте найти для себя нужную интонацию чтения слов каждого персонажа, определите темп чтения.

    Разметьте карандашом паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса.

    Постарайтесь передать при чтении своё отношение к героям.

    Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

    Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.

    Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.

    Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:

    «Хочешь золота али жемчугу?

    Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

    Как царицу я наряжу тебя,

    Станут все тебе завидовать…»

    Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.

    Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.

    Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:

    «Присмирели, небось, призадумались!

    Так и быть, обещаюсь, для праздника,

    Отпущу живого с покаянием,

    Лишь потешу царя нашего батюшку».

    Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:

    «Ты поведай мне, добрый молодец,

    Каким именем прозываешься?

    Чтобы знать, по ком панихиду служить,

    Чтобы было чем и похвастаться».

    В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

    Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.

    Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:

    «Поклонился прежде царю грозному,

    После белому Кремлю да святым церквям,

    А потом всему народу русскому…»

    На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:

    «И жил я по закону Господнему:

    Не позорил я чужой жены,

    Не разбойничал ночью темною,

    Не таился от свету небесного…

    К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -

    Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

    Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

    Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.

    Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

    6.Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается?! Меняется ли это отношение на протяжении «Песни...»? О чём это свидетельствует? Совпадает ли авторское отношение к героям с мнением гусляров?

    Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет? Сравните концовку произведения Лермонтова со словами из народной песни о Степане Разине, в которой содержится его завещание:

    Схороните меня, братцы, между трёх дорог:

    Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской;

    В головах моих поставьте животворный крест,

    Во ногах моих положите саблю вострую.

    Буде старый человек пойдёт - помолится...

    Буде млад человек пойдёт - в гусли наиграется...

    Что вам помогает понять такое сопоставление?

    Вначале создается впечатление, что гусляры расхваливают опричника за его удаль и богатырскую силу, однако по течению повествования, мы узнаем истинный характер Кирибеевича. Хотя так же чувствуется, что ему стыдно за свой поступок в финале песни.

    Гусляры прославляют Калашникова и правдиво показывают нрав и поступки Кирибевича, который поддавшись страсти, совершил морально низкий проступок.

    В словах Алёны Дмитреевны он:

    «Поцалуи его окаянные»

    «Опозорил он, осрамил меня»

    «в руках у разбойника»

    Вот как реагирует Кирибеевич на появление Калашникова в кулачном бою:

    «Побледнел в лице, как осенний снег,

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз….»

    Думаем, что отношения автора и гусляров совпадает. Опричник умирает от сильного удара купца Калашникова, оставляя после себя не добрую память, благородным человеком, мужем, братом гибнет казненный своевольным царем Калашников. В "Песни..." перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства. Этим можно объяснить концовку произведения, похожую на народную песню о Степане Разине (Кстати, Калашникова так же звали Степаном), подчеркивая, что Калашников не зря погиб, он стал народным героем, достойным «Песни…»

    7.Литературный критик В. Г. Белинский дал следующие ха-рактеристики героям «Песни...»:

    Определите, о ком говорится в каждом отрывке. Согласны ли вы с мнением Белинского? Совпадает ли оно с авторским? Помогли ли вам данные слова увидеть в героях что-то новое?

    «...Какая сильная, могучая натура! Её страсть - лава, её горесть тяжела и трудна: это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления!

    Любовь [его] - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!..»

    Речь идет о опричнике Кирибеевиче.

    «...это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...»

    Имеется ввиду купец Калашников.

    С мнением Белинского согласны. Оно совпадает с авторским отношением, это видно поп поступкам этих двух героев. Было интересно узнать такие детали к чертам характеров главных героев.

    8.Какое значение для понимания замысла автора «Песни...» имеет образ царя Ивана Васильевича? Понаблюдайте по тексту поэмы, каким его рисуют гусляры: грозным, жестоким, деспотичным или мудрым, справедливым, великодушным? Какие для этого используются эпитеты, сравнения, выразительные детали?

    Царь Иван Васильевич Грозный - одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Грозного осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу. Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Царь представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он - хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибеевич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. Правда царя и правда народа разошлись.

    9.О чём заставила вас задуматься «Песня...»?

    Эта поэма заставила задуматься о том, что нужно отвечать за свои поступки.

    10.Рассмотрите репродукции иллюстраций к поэме и рисунки В. Васнецова (см. форзац I учебного пособия; с. 27, 43). Близки ли они замыслу автора «Песни...»? Помогли ли они вам лучше понять произведение?

    Репродукции иллюстраций к поэме довольно близки замыслу, отражают основные сцены из поэмы: бой Калашникова и опричника, а так же прощание перед казнью Калашникова с братьями. Эти иллюстрации хорошо помогают конкретизировать представленные в мыслях образы главных героев.