Польской шляхте. Разделение шляхты и рыцарства

Традиционное наименование польского дворянства - «шляхта» (szlachta ). Одна из первых попыток народной этимологии, особенно популярная в ХVII в., выводила это понятие из группы немецких лексем: schlagen «бить, разбивать (неприятеля)», schlachten «бить, резать (скот), убивать» и Schlacht «битва, сражение». Подобное толкование исходило из идеи, что шляхтичи - это ратники, воины, обороняющие свою Отчизну. Однако лингвисты связывают понятие «шляхта» с древневерхненемецким slahte «род, порода, происхождение» (нем. Geschlecht «род, поколение»), что подчёркивает значимость родовой принадлежности к данной социальной группе.

Первоначально шляхта представляла собой мелких феодалов - рыцарей (лат. milites), зависящих от верховной власти (князя, короля) и отличающихся от крупных магнатов - можновладцев. В ходе становления шляхетского сословия, усиления его политической роли и получения ряда привилегий в него вошли и крупнейшие землевладельцы. В ХVI - ХVIII вв. в Речи Посполитой утвердился уникальный политический строй - шляхетская «республика», при котором королевская власть оказалась в полной зависимости от шляхты (особенно от крупных феодалов). Шляхта получила целый ряд «золотых вольностей», определивших её привилегированное положение в стране. Долгое время наиболее достойными шляхетскими занятиями считались: военная и государственная служба, участие в церковном управлении, охота.


Существенной особенностью польской шляхты, подобно испанскому дворянству, была ее многочисленность, объясняемая всем ходом развития польской истории и той ролью, которую шляхта играла в социально-политической жизни государства. В ХVI в. на 7,5 миллионов, проживающих в Речи Посполитой, приходилось 500 тысяч дворян или 25 тысяч дворянских семей, то есть 6,6 % всего населения, а в Мазовии, буквально переполненной шляхтой, эта цифра была ещё более внушительной - 23,4%. Ко времени разделов Речи Посполитой польское дворянство составляло уже 8-10 % населения.


Очевидно, что такое значительное количество знати не могло быть полностью однородным. В её среде постоянно шли процессы дифференциации и расслоения, наиболее ярко проявившиеся в ХVII-ХVIII вв. Сама многочисленность польского дворянства была связана с фактическим отсутствием замкнутости сословия. В его состав вливались как представители знати вновь присоединённых к Польше земель, так и члены других сословий. Тема «мещанина во дворянстве» является постоянной для позднесредневековой польской литературы (ср. знаменитое сочинение Валериана Неканды Трепки «Книга хамов» 1624-1640 гг.). Кроме того, помимо собственно поляков в составе шляхты оказались полонизированные представители прибалтийской, белорусской и украинской знати, а также ряд немецких (в Пруссии), татарских (в Великом княжестве Литовском) и еврейских (по всей Речи Посполитой) родов.

Порой существенные отличия в имущественном положении шляхты проявлялись на разных территориях её проживания. Так, наиболее бедной и многочисленной была

шляхта Мазовии, Прикарпатья, Подлясья и княжеской Пруссии, а наиболее богатые латифунднсты владели землями в Литве, Беларуси и Украине. Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты ХVI-ХVIII вв. несколько групп.


К землевладельческой шляхте относились следующие группы:


Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифунднсты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством её членов.


Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землёй, и крестьянами; её представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan ).


Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.


«Долевая» шляхта (szlachta cząstkowa) - владельцы не целых поместий, а их частей (часто большие поместья дробились на малые доли для продажи или сдачи в аренду); обычно представители этой шляхты совместно со своими соседями использовали труд крестьян и материальные ресурсы имения.


Застенковая или околичная шляхта (szlachta zaściankowa, szlachta okoliczna, szlachta zagrodowa) - мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле; зачастую они образовывали целые шляхетские поселения - так называемые «застенки» (zaścianki) или «околицы» (okolice) , обособленные от остального плебейского мира.Название «околичная шляхта» было характерно для земель Великого княжества Литовского.


К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:


Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать её в аренду на чиншевых условиях и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.


Служилая шляхта (szlachta służebna) - служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.


Голота (holota) - «голытьба», нищая шляхта, не имевшая ни земли, ни крестьян; обычно нанималась в качестве работников, прислуги, шла в солдаты.


«Уличная» шляхта (szlachta brukowa) - наиболее малочисленная группа шляхты, ведущая очень бедную жизнь в городах.


Иногда последние четыре шляхетские группы, а также околичную шляхту называли «рабочая шляхта», так как они собственным трудом добывали средства к существованию.


Несмотря на большие имущественные различия, в среде польского дворянства существовали и объединительные тенденции, связанные с сословной солидарностью. Во многом ощущению шляхетского единства способствовала особая идеология «сарматизма», выводившая всех польских шляхтичей от древних сармат, в далёкие времена завоевавших славянские племена, которые обитали на землях будущей Польши. «Сарматизм» был неразрывно связан с такими мифологемами как полное равенство всех польских дворян (szlachcic na zagrodzie równy wojewodzie ), исключительная добродетель шляхетства, жизненная важность польского хлеба и польского шляхетского фольварка для существования Западной Европы, особое историческое призвание поляков защищать Европу от турецкой опасности и ряд других.


Господствующее привилегированное положение шляхты сочеталось с традиционным запретом обращаться к «подлым» занятиям (торговля, ремесло, исполнение городских, то есть мещанских должностей и другие). Однако, судя по положению представителей низших шляхетских групп, этот запрет фактически перестал действовать уже во второй половине ХVII в., а формально был отменен в 1775 г.


После разделов Речи Посполитой и наполеоновских войн польские дворяне оказались подданными трёх абсолютистских режимов, резко отличающихся от политической системы шляхетской «республики». Началась усиленная германизация и русификация оккупированных польских земель. Шляхта лишилась ряда старых привилегий: монополии собственности на землю, свободы от налогов, отдельного (только для шляхты) судопроизводства, исключительного права занимать должности фактически независимо от верховной власти, право выбора участников сеймов и право выбора короля. Многие богатейшие семьи (Потоцкие, Радзивиллы, Красиньские, Чарторыские, Замойские, Велёпольские и другие) лишились своих латифундий и политического влияния, часть их эмигрировала за границу.


Монархи Пруссии, Австрии и России стремились полностью подчинить представителей польской знати, заставить их отказаться от мысли о восстановлении былого влияния на политическую жизнь. Одной из важнейших задач этих монархов стало сокращение количества польской знати за счёт отказа признать дворянские нрава ряда малоземельных и безземельных шляхетских семей. Во всех трёх зонах оккупации были изданы законы о регистрации польской шляхты, которую предстояло включить в состав прусской, австрийской и российской знати. При этом создавались всевозможные бюрократические барьеры, мешавшие подтверждению дворянского происхождения беднейшим шляхтичам. Тысячи древних благородных, но обедневших семей не смогли подтвердить своё шляхетство.


Одновременно власти Пруссии, Австрии и России, стремясь приручить представителей наиболее богатых и влиятельных шляхетских семей, начали широкую раздачу высших дворянских титулов (маркграфов, графов, виконтов, баронов и других). Кроме того, абсолютные монархи поощряли получение дворянства теми, кто имел особые заслуги на военной или гражданской службе. Это открывало широкий путь для пополнения дворянства представителями низших сословий, что было почти невозможно сделать официально во времена Речи Посполитой.


В Речи Посполитой, из-за принципа равенства шляхтичей-братьев, дворянские титулы были запрещены. Только потомки русского князя Рюрика, литовского великого князя Гедимина и некоторых других древних княжеских родов могли носить титул князя. Исключением (да и то довольно поздним) является предоставление на сеймах княжеских титулов Понятовским (1764 г.), Сапегам (1768 г.) и Понинским (1773 г.). Ещё одним характерным исключением является дарование графского титула королём Сигизмундом 11 Августом семье Ходкевнчей (1568 г.). другие титулованные шляхтичи получали свои титулы от иностранных государей (например, римского императора или папы), чем заслуживали ненависть со стороны нетитулованных собратьев.


В австрийской зоне оккупации («Королевство Галиция и Лодомерия») польская шляхта была разделена на две категории: титулованные семьи (княжеские, герцогские, графские и баронские) и рыцарские (нетитулованные). Представители второй категории делились на Uradel (древнее дворянство) и Briefadel (аноблированное или натурализованное дворянство). Для успешного прохождения регистрации было необходимо найти подтверждения того, что предки имели государственные должности, были членами Сената или участвовали в сеймах. Этот критерий сразу лишил права на дворянство представителей многих шляхетских семей. В прусской зоне оккупации регистрация шляхты началась в 1777 г. Требования к доказывающим своё дворянство были теми же, что и в Галиции, но добавился ещё один критерий - обладание землёй.


Подобное положение дел сложилось и в России. Земли бывшей Речи Посполитой образовали здесь две части:


1) Царство Польское (собственно Польша);


2) Западный край, включавший девять западных губерний из бывших польских владений в Литве, Белоруссии и Украине. В свою очередь эти земли делились на шесть северо-западных губерний: Виленская (существовала в 1795-1796 гг., с 1802 г.), Витебская (с 1801/1802 г.), Гродненская (с 1801 г.), Ковенская (с 1842/1843 г.), Минская (‘в 1793-1795 гг., с 1796 г.), Могилёвская (в 1773-1778 гг., с 1802 г.) и три юго-западные губернии: Волынская (с 1796 г.), Киевская (8 1708-1781 гг., с 1796 г.), Подольская (с 1796 г.).


Сразу после первого раздела в 1772 г., по указу генерал-губернатора Белоруссии З.Г. Чернышёва началась регистрация шляхты в земских поветовых судах. Для регистрации требовались: детальная генеалогия, описание герба, выписи из метрических книг и другие сопутствующие документы.


21 апреля 1785 г. Екатерина 11 издала знаменитую «Жалованную грамоту дворянству», по которой для регистрации дворянских прав вместо старых родословных книг введены дворянские родословные книги каждой губернии, разделённые на шесть частей. В первую часть вносились роды, пожалованные дворянством монархом, во вторую - роды, получившие дворянство за достижение чина на военной службе, в третью - роды, получившие дворянство за достижение чина на гражданской службе или через пожалование ордена, в четвёртую - иностранные дворяне, которые выехали из других государств и были признаны в дворянском достоинстве русскими государями (для чего было обязательно предварительное принятие русского подданства), в пятую - титулованное дворянство и в шестую - древние роды, которые могли доказать свою принадлежность к дворянскому сословию в течение ста лет до момента издания «Жалованной грамоты».


Юридическое различие между этими шестью разрядами проявлялось только в одном: в привилегированные учебные заведения - Пажеский корпус, Александровский лицей и Училище правоведения - могли быть приняты (независимо от положения родителей) лишь дети лиц, внесённых в пятую и шестую части родословной книги. Эти правила распространялись и на польскую шляхту. Судя по регистрационным спискам губерний Северо-Западного края (без Виленской губернии) и Смоленщины, некоторое время входившей в состав Речи Посполитой, большинство местного дворянства было приписано к первой и шестой частям родословных книг своих губерний. В этих землях из 6 888 шляхетских семей около 39 % (2 681 семья) отнесены к шестой части и около 28,6 % (1 969 семей) - к первой.


В 1795 г., после третьего раздела Речи Посполитой, на вновь присоединённых к России землях была проведена V ревизия, ставшая, по сути, первой переписью населения, так как в польском государстве учитывались не лица, а «дымы» (хозяйства). По российским меркам количество польской шляхты было огромным. Например, в Виленской губернии оказалось 44 626 шляхтичей, то есть 8,8 % населения, а в Гродненской губернии - 19 736 шляхтичей или 6,2 %, причём, в Шавельском уезде шляхта составляла 11,6 %, в Россиенском - 12,6 %, а в Лидском - 12,7 %. Однако наибольшая концентрация шляхты приходилась на Дрогичинский уезд Белостокской области и по VII ревизии 1816 г. составляла 31,1 % населения, что является рекордной величиной не только для Польши, но и для всей Европы.


(Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский. Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский.)


Видя такую многочисленность шляхты и бедность многих её представителей, российские власти начали проводить политику сокращения польского дворянства (прежде всего, в северо-западных губерниях). Участвовавший в «усмирении» Польши В.А. Зубов, выдвинул проект переселения части мелкой (чиншевой) шляхты из Белоруссии и Литвы на государственные земли на юге Украины и в Крыму. Окончательно закон о переселении был готов уже в 1796 г., но Екатерина II умерла, не успев его подписать. Новый император Павел I оказался категорически против этого закона.


Характерно, что первоначально в Российской империи требования для регистрации дворянства были более либеральными, чем в Пруссии или Австрии. Однако уже при Александре I они были значительно ужесточены. Так, по VII ревизии (1816 г.) шляхта землевладельческая и безземельная учитывались раздельно (хотя и та, и другая относилась к привилегированному сословию). Кроме того, утверждением в дворянстве теперь стал заниматься Департамент Герольдии в Петербурге, а не местные суды. Сильным ударом по малоземельной шляхте стал указ от 24 мая 1818 г., по которому для регистрации в дворянстве было необходимо найти соответствующие доказательства в метрических книгах или других документах, а также подтвердить владение рода не только землёй, но и крестьянами. Законом 1824 г. шляхтичи, не имевшие крестьян, но занимавшиеся торговлей, должны были записываться в купцы и брать свидетельства торгующих мещан. В 1825 г. мелкая земельная шляхта была обложена натуральными повинностями наравне с государственными крестьянами. Наконец указом от 18 июня 1826 г. шляхтичами признавались только те, кто был приписан в это сословие до 1795 г.


Положение усугубляла и особая территориальная политика русского правительства, которое, считая “забранные земли” Западного края традиционно русскими, отделило их от Польши и начало усиленно проводить в них политику русификации и “православизации”. В 1839 г. в Западном крае была уничтожена униатская церковь, а униаты насильственно обращены в православие. Между Царством Польским и западными губерниями до 1850 г. существовала таможенная граница, ещё более способствовавшая искусственной изоляции двух частей исторической Речи Посполитой. В глазах польского дворянства всё это расценивалось как акты насилия, ведь независимо от того, где проживали шляхтичи, они считали своей родиной Польшу, а Литву, Белоруссию и Украину - её провинциями. Более того, российские власти демонстративно отнесли вопросы о причислении к дворянству в западных губерниях к компетенции Департамента Герольдии в Петербурге, а в Царстве Польском учредили собственную Герольдию (1836 г.), разбиравшую дела только местных претендентов на дворянство. При этом дворянство Царства Польского, в отличие от дворянства других частей империи, пользовалось сословными привилегиями только лично (с определёнными оговорками) и не имело корпоративной организации, то есть дворянских собраний с выборными дворянскими должностями.


Вследствие всего этого шляхта, особенно мелкопоместная, приняла самое активное участие в Ноябрьском восстания (29 ноября 1830 - октябрь 1831 гг.). Российские власти не замедлили ответить репрессивными мерами. Начался так называемый «разбор» (rozbiór ) шляхты - перевод части мелкого польского дворянства в податное сословие. В определённой степени, эти меры укладывались в общую политику царизма по отношению к мелкопоместному дворянству, но на фоне польского восстания они имели прямую направленность против наиболее радикально настроенных представителей шляхты, которые, как гласил закон, «по недостатку оседлости и собственности и по образу жизни многих из них, наиболее склонны были к восстанию и к преступным действиям против законной власти».

) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты.

  • теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия ).
  • История

    1. Шляхта обладала иммунитетом: обладал собственностью, освобождался от некоторых повинностей, имел судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею шляхта освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена , получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории - 15 гривен.
    2. Шляхта обладала гербами .
    3. Шляхта являлась выразителем национального сознания поляков.
    4. Шляхта была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.

    Украинская шляхта

    Украинцы очень часто братались с поляками, что приводило к полонизации магнатских родов. При этом мелкая шляхта, которая доминировала во всей Речи Посполитой , всегда была достаточно близка к мужикам.

    Русинские дворяне зачастую притеснялись по религиозному признаку, результатом чего стало постепенно оформившееся культурное, а затем и боевое противостояние с католической (польской) знатью. Значительная часть украинской шляхты вступила в ряды Войска Запорожского: часть пошла в реестровое казачество, а другая - на Сечь. В разное время предводителями сечевого казачества были шляхтичи Богдан Зиновий Хмельницкий , Криштоф Косинский , Недашковские, Дмитро Байда Вишневецкий, Юрась Хмельниченко, Тимуш Хмельницкий, Иван Выговский , Петро Конашевич Сагайдачный, Иван Мазепа . Менее известные шляхтичи из русинской знати, но играющие определённую роль в истории Запорожской Сечи были например Коробки, Лободы и Волевачи . Такую шляхту нередко называли "показаченой", позднее же её стали именовать "казацкой старшиной", чтобы отличать её от рядового казачества которое сливалось с начальством.

    Следует заметить, что украинское дворянство не играло значительной роли в народном сознании украинцев, однако же казацкое начальство, которое в большинстве было шляхетского рода, являлось проводной сердцевиной национальной элиты.

    Шляхетское самоуправление

    Формой организации шляхты сеймик, собрание всей Ш., принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому. Нешавское законодательство, поставило Ш. на одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (см. Цереквицкий привилей). Этот политический рост сословия находился в зависимости от экономических причин. Польша была страной земледельческой, следовательно, Ш., как сословие землевладельческое, являлась важным фактором в государственной жизни страны.

    Шляхта и крестьянство

    В XIV и XV вв. приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, Ш. ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась

    приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в себе постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили барщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические интересы побуждали Ш. издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство попыталось было бороться с Ш., но неудачно. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII в. Мало того, Ш. подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI в. Ш. была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, - шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны. См. Чиншевая Ш., Польский сейм , Польша , Четырёхлетний сейм .

    Шляхетская культура

    Литература

    • M. Bobrzyński, "Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w.";
    • Fr. Piekosiński, "O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju";
    • St. Smolka, "Uwagi o pierwotnym ustroju społecznym Polski Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um.", т. XIV);
    • A. Małecki, "Studja heraldynne" (Львов, 1890, 2 т.);
    • A. Balzer, "Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII);
    • Fr. Piekosiński, "Rycerstwo polskie wieków średnich" (т. I-III);
    • A. Prochaska, "Geneza i rozwój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonów" ("Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof.", т. XXXVIII);
    • Fr. Piekosiński, "Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich" (ib., т. XXXIX);
    • A. Pawiński, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895);
    • Wł. Smoleński, "Szlachta w świetle w łasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. I);
    • R. Hube, "Prawo polskie w w. XIII" (Варшава, 1874);
    • его же, "Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886).

    См.также

    • Панибратство

    Ссылки

    • Официальный сайт интернационального дворянского клуба "SZLACHTA"
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2009 года
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2006 года

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Польская шляхта" в других словарях:

      Бельские … Википедия

      I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

      Станислав Антоний Щука, подканцлер Великого Княжества Литовского. Сарматский портрет Шляхта (польск. S … Википедия

      Координаты: 52°08′49″ с. ш. 19°22′41″ в. д. / 52.146944° с. ш. 19.378056° в. д. … Википедия

    Шляхта (от др. верхн. нем. slahta - род) - дворянское сословие в

    Польше. Вопрос о происхождении Шляхты находится в связи с вопросом о

    возникновении польского государства. В польской историографии существуют

    две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания Польши

    иноземным племенем и теория естественной эволюции социально-политических

    отношений в жизни польских племен, отрицающая факт завоевания извне.

    Пекосинский, профессор краковского унив., старается доказать, что

    польское государство возникло вследствие завоевания Польши полабскими

    славянами, переселившимися в Польшу в конце VIII или начале IX в. Живя у

    устьев Лабы (Эльбы), они должны были вести ожесточенную борьбу с

    германскими племенами, саксами, норманнами и франками, вследствие чего в

    жизни полабских лехитов, как называет их историк, развилась

    воинственность; кроме того, находясь в сношениях с германским миром, они

    подчинились германскому влиянию. Между прочим, они заимствовали от

    датчан скандинавские руны, которые они употребляли в виде военных знаков

    на своих знаменах. С завоеванием Польши пришельцами, население ее

    распалось на три класса: 1) вожди завоевателей, принадлежавшие к одному

    и тому же роду или одной и той же княжеской династии, управлявшей

    полабскими лехитами, образовали высшее сословие, от которого и пошла

    польская Ш.; 2) простые воины составили класс рядового рыцарства или так

    наз. владык и, наконец, 3) местное сельское население обращено было в

    рабское состояние. Факт переселения полабских славян на восток, на

    берега Варты и Вислы, не отмечен ни в одном историческом источнике, так

    что завоевание Польши этими переселенцами является лишь гипотезой

    исследователя. В основе гербов польской шляхты Пекосинский отыскивает

    скандинавские руны; они-то и представляют собой самое сильное

    доказательство, приводимое историком в пользу своей гипотезы. Но это

    основное положение исследований Пекосинского в области польской

    геральдики отвергается другими польскими учеными. Вообще, эта теория,

    хотя и отличается замечательной стройностью, покоится на весьма шатких

    основаниях. Исследователи, принимающие вторую теорию, расходятся между

    собой во взглядах на социальнополитические факторы, под действием

    которых создалось польское государство, но согласны между собой в том,

    что оно возникло, как результат борьбы польских племен между собой.

    Эволюция национально-политических отношений в первобытной Польше была

    вероятнее всего такова. Государственной организации предшествовала, как

    и у всех первобытных народов, родовая, при чем род представлял собою и

    экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой

    социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая

    южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу,

    называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет

    старейшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе.

    Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война

    усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы

    свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро,

    из которого постепенно развилось шляхтское сословие. Напряженная борьба,

    которую приходилось вести полякам со своими врагами, в особенности с

    Германской империей, налагала на всю государственную организацию Польши

    сильный отпечаток военного быта. Вся страна, усеянная "городами"

    (крепостями), в которых находились отряды рыцарей, представляла вид как

    бы обширного лагеря. Особенно большое количество воинства в царствование

    короля Болеслава Храброго сосредоточивалось, по словам первого польского

    летописца Галла, в Познани (1300 рыцарей в панцирях и 7000 со щитами), в

    Гнезне (1500 латников и 5000 щитоносцев), во Владиславе (800 латников и

    2000 щитоносцев) и в Гече (300 латников и 2000 щитоносцев). Слава и

    щедрость таких королей, как Болеслав Храбрый, Болеслав Смелый и Болеслав

    Кривоустый, привлекали в Польшу и иностранных рыцарей, жаждавших

    приобрести богатства. В рядах польского рыцарства встречались нередко

    рыцари, носившие такие имена, как Рудольф, Арнульф, Вильгельм, Одон и

    др. Сношения с Германией и другими странами Запада приводили поляков к

    тому, что они заимствовали оттуда обычаи и учреждения. Так, уже в XI в.

    известен был Польше обычай посвящения в рыцари, и короли жаловали

    рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного

    происхождения и даже рабам. Благородное сословие носило также название

    "владык". Старшины рыцарских родов, бывшие князья племен, утративших

    свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в

    этом сословии аристократический элемент, который с течением времени

    развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так

    наз. "можновладства". Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до

    конца XI стол. находилось на иждивении государей и своих земель не

    имело, и что только в начале XII ст. при князе Болеславе Кривоустом оно

    было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в

    землевладельческое сословие. Но это утверждение не оправдывается

    историческими данными. Рыцарство, как класс, выделившийся из массы

    населения, владело землями еще в доисторическое время. При этом,

    конечно, были и рыцари, земли не имевшие; они принадлежали к княжеской

    или королевской дружине и содержание получали от государя. Но, вообще,

    рыцарство было землевладельческим классом. Рыцарь мог владеть имением,

    доставшимся ему или по наследству, или в силу пожалования. Первый вид

    поземельной собственности составлял собственность родовую, второй -

    личную. Коллективная родовая собственность встречалась в Польше среди шляхтов

    еще в XV и даже XVI вв. Но разложение ее началось рано и процесс

    индивидуализации все сильнее и сильнее развивался. Однако, относительно

    индивидуальной собственности долгое время в Польше действовали

    юридические нормы, свидетельствовавшие о том, что эта собственность

    выделилась из родовой. Для отчуждения подобного имения в чужие руки

    необходимо было согласие родичей; кроме того, последние имели право

    требовать возвращения в их владение земель, которые были отчужденны, и

    возвратить их, уплатив продажную цену лицу, которое эти земли приобрело.

    От рыцарей уже в первые века исторической Польши стал отделяться класс

    крупных поземельных владельцев или можновладцев. В удельную эпоху они

    представляли собой силу, от которой зависели судьбы страны. В Польшу

    проникала западноевропейская культура и, хотя в ней и не водворился

    феодальный строй, тем не менее сложились отношения, сближавшие в

    значительной степени польские порядки с западноевропейскими. Высшее

    духовенство, а за ним и можновладцы приобрели от князей иммунитет,

    дававший им права верховной власти над населением их имений. Под

    влиянием иммунитета развивалось и так назыв. рыцарское право (jus

    militiae). Тот, кто владел этим правом, мог распоряжаться своим

    имуществом согласно существующему праву о наследстве (jus hereditarium),

    освобождался от некоторых повинностей, приобретал некоторую судебную

    власть над крестьянами и мог требовать от них в свою пользу исполнения

    повинностей, которые они несли раньше по отношению к государю. Таково

    считалось благородным (nobilis), шляхтичем. От рыцарства Ш. отличалось

    еще в XIV в., по законодательству Казимира Великого, рыцарство рядовое

    (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари,

    происходившие из крестьян и солтысов (miles е sculteto vel cmetone).

    Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря

    рядового 30 гр. и рыцаря последней категории - 15 гр. Сверх того

    рыцарство простое, неблагородное, не имело гербов. Впоследствии этот

    класс слился отчасти с крестьянством и отчасти с Ш. В XIII и XIV ст. Ш.

    не имела еще политического значения; она подчинялась воле прелатов и

    баронов, как назывались духовные и светские вельможи. Но как боевая сила

    государства, она уже в это время играла весьма важную роль в стране.

    Главным образом при поддержке ляхты удалось королю Владиславу Локотку

    восстановить польскую монархию, создать единство политическое,

    вследствие которого укрепилось еще более национальное сознание поляков.

    Носителем и выразителем этого сознания являлась преимущественно Ш. К

    этому присоединялись еще другие факторы, под действием которых стало

    развиваться в шляхте стремление занять в государстве место, подобающее ее

    силе. Как сословие, обособленное от других, она была проникнута сильно

    корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично

    отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в

    противоречии с интересами других сословий. Особенно усиленно боролась

    она уже в средние века с духовенством, привилегии которого, взимание

    десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей,

    становились для нее иногда совсем невыносимы. Освободиться от различного

    рода тягостей, налагаемых государством или обусловленных

    привилегированным положением духовенства и светской аристократии, можно

    было, конечно, только путем влияния на законодательную власть страны.

    Уже привилеи XIII века (1229 и 1291 г.) запрещают князьям увеличивать

    повинности, лежащие на Ш., сверх существующей нормы. В XIV ст. влияние

    шляхетского сословия еще более усиливается. Уже в первой половине этого

    века шляхтичи присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и

    баронов или в качестве простых зрителей и слушателей без права голоса,

    или даже иногда, вероятно, принимая деятельное участие в совещаниях этих

    съездов (таковы, напр., съезды 1320 и 1333 гг.). Дальнейший рост шляхты в

    этом столетии обусловлен был общим подъемом общественных сил Польши, в

    царствование Казимира Великого. События после смерти этого короля

    ускорили политическую эволюцию сословия. Престол Польши перешел к

    племяннику Казимира Людовику, королю венгерскому, у которого не было

    сыновей, а только три дочери. Между тем польское обычное право и

    трактаты, заключенные между Польшей и Венгрией, устраняли женщин от

    наследования польского престола, вследствие чего со смертью Людовика

    Польша во владении его династии не могла остаться. Это расстраивало

    династические планы короля и он, даровав различные льготы

    государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его

    дочерей наследницей польской короны. Но кошицкому привилею 1374 г. шляхта

    освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа

    поземельной подати в размере 2 грошей с лана, получила исключительное

    право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкоморих и др. С

    этого момента политическая эволюция сословия будет совершаться весьма

    быстро. В период безкоролевья (1382 - 84), после смерти Людовика, она

    представляла уже силу, от которой зависела судьба государства. Закипела

    борьба партий, вожди которых должны были опираться на Ш., как на боевую

    силу. И Ш. начинает играть в эту эпоху весьма важную политическую роль.

    Для того, чтобы обсудить положение дел, устраивались часто местные и

    общие съезды, состоявшие из прелатов, баронов и шляхтичей. В это время

    сильного политического движения появляются даже зачатки шляхетского

    представительства. По словам современного польского летописца Янка из

    Чарнкова, на вислицкий сейм 1382 г. съехались краковяне, сандомиряне и

    послы всех польских земель. Но что всего важнее, в это время

    обнаруживает уже сильную деятельность учреждение, в котором

    концентрировалась социально-политическая жизнь шляхетских общин, на

    которые делилась Ш. всей Польши: то был сеймик, собрание всей Ш.,

    принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как одному

    общественному целому. Так начинает организоваться тот политический

    строй, в котором Ш. было суждено господствовать. Однако, до половины XV

    столетия она находится еще в служебном положении по отношению к

    духовному и светскому вельможеству. Хотя представители ее вместе с

    представителями от духовных капитул, университетов и городов и принимают

    участие в сеймах, но государством в это время управляет аристократия.

    Отношения изменяются с нешавского законодательства, поставившего шляхту на

    одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить

    новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за

    разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела

    еще раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную

    неприкосновенность шляхтича. Этот политический рост сословия находился в

    зависимости от экономических причин. Польша была страной

    земледельческой, следовательно, шляхта, как сословие землевладельческое,

    являлась важным фактором в государственной жизни страны. В X. IV и XV

    вв. экономические условия, в которых находилась Польша, сильно

    изменились. С приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы

    частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства

    для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут

    образовались громадные латифундии польских магнатов которые, чувствуя

    недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян

    разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно

    отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было

    задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие

    Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих

    продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать

    эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путем

    изменений в ведении хозяйства и путем усиления эксплуатации

    крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила

    сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю,

    чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе

    крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в свое

    постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса

    должности за ослушание и сам занять эту должность. Стеснив сильно

    крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских

    переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в

    крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г. уйти из

    помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына

    крестьянская семья была в праве отдавать в обучение; бежавшего

    крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать

    назад. Сеймы в Быдгощи (1520) и в Торне (1521) установили барщину в

    размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г.

    вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические

    интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по

    отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут

    запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что

    мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами

    стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на

    поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство

    попыталось было бороться со шляхтой, но неудачно. Во второй половине XVI ст.

    городское представительство было уже устранено от участия в

    законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и

    появлялись иногда на сеймах еще в XVII в. Мало того, Ш. подчинила

    промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно

    убила городское благосостояние. С начала XVl в. Ш. была уже всевластным

    хозяином в государстве, и осталась таким хозяином до конца существования

    Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, королей избирала,

    оберегала государство от врагов, войны вела, миры и договоры заключала и

    т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была

    шляхетскою,

    Шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в

    умственной жизни страны.

    Литература. М. Bobrzynski, "Geneza spoleczenstwa polskiego na

    podstawie kroniki Galla i dyplomatow XII w."; Fr. Piekosinski, "O

    powstaniu spoleczenstwa polskiego w wiekach srednich i jego pierwotnym

    ustroju"; St. Smolka, "Uwagi о pierwotnym ustroju spolecznym Polski

    Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz.

    histor. filozof. Akad. Urn.", т. XIV); A. Malecki, "Studja heraldynne"

    (Львов, 1890, 2 т.); A. Balzer, "Rewizja teorji о pierwotnem osadnictwie

    w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII); Fr. Piekosinski, "Rycerstwo

    polskie wiekow srednich" (т. 1 - III); A. Prochaska, "Geneza i rozwoj

    parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonow" ("Rozpr. Akad. Um. wydz.

    hist. filozof.", т. ХХХVIII) Fr. Piekosinski, "Wiece, sejmiki, sejmy i

    przywileje ziemskie w Polsce wiekow srednich" (ib., т. XXXIX); A.

    Pawinski, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895); Wl. Smolenski, "Szlachta w

    swietle wlasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. 1); R.

    Hube, "Prawo polskie w w. ХIII" (Варшава, 1874); егоже, "Sady, ich

    praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886). В.

    Шляхта - это польское дворянство, куда входила вся знать и аристократия, как магнаты и родовые князья, так и мелкопоместное.

    Своё начало это сословие берёт со времён рыцарства, которое по присуждению «ius militare» и по праву наследования «ius hereditarium» считалось благородным (nobilis).

    Истоки шляхетства следует поискать в привилегиях, предоставленных между 1333 и 1370 гг. в Королевстве Польском королём Казимиром Великим. Эта тема остаётся открытой и оставляет богатые возможности для спекуляций и разнообразных теорий.

    Ведь историкам, как известно, присущи два недостатка: они используют мелкие примеры для масштабных обобщений и бессовестно неубедительны в своих предположениях. Если бы инженеры работали со своим материалом на тех же принципах, то человечество никогда бы не смогло построить даже мост через речку.

    Со временем расширение и увеличение количества привилегий и свобод шляхты достигло таких масштабов, что страна стала неуправляемой и это привело к печально известным разделам Речи Посполитой.

    Карта трёх разделов Речи Посполитой с указанием дат:

    Первый раздел 1772 г. Россия возвращает утраченные прежде в результате войн и межусобиц территории - Мстиславль (под Смоленском), Полоцк, Витебск, Могилев, Гомель.
    Второй раздел - 1793 г. Присоединение к Российской империи Минска, Бобруйска, а также значительной части украинского Правобережья - Подолья, Полесья и Приднепровщины с городами Житомир, Черкассы и др.
    Третий раздел - 1795 г. В результате подавления российскими войсками польского восстания, под контроль империи переходят западная Беларусь и Волынь: Брест, Гродно, Владимир-Волынский, Луцк. А также Вильно и Курляндия.

    А когда же собственно Варшава и ряд других, действительно исконно польских земель, вошли в состав Российской Империи?

    В 1806/07 гг. Наполеон Бонапарт разгромил Пруссию и развеял пепел её государственности, создав из части прусских земель марионеточное Герцогство Варшавское. Оно просуществовало крайне мало, но успело и с Австро-Венгерской империей повоевать (и даже отбить у неё старую столицу своего королевства - Краков). А в 1812 г. Герцогство, в коалиции с наполеоновской армадой, напало на Россию. После окончательного разгрома Наполеона в 1815 г. на Венском конгрессе державы победительницы (в т.ч. две империи - Российская и Австро-Венгерская) вершили долю Европы после эпохи Наполеона. Во Франции состоялась реставрация Бурбонов и было ещё три короля (Людовик XVIII, Карл X и Луи-Филипп), а Герцогство Варшавское прекратило своё недолгое существование, войдя в состав России, на особых условиях.

    До разделов Речь Посполитая была густонаселённой и крупной европейской державой с населением в 11 млн жителей и территорией в 733 тыс. кв. км. По итогам трёх разделов к Российской империи отошло 62% площади и 45% населения; к Австро-Венгрии - 18% земли и 32% людей; а к Пруссии - 20 и 23%, соответственно.

    Золотая вольность (польск. Złota Wolność ) - уникальное явление в политической системе Королевства Польского и более позднего образования - Речи Посполитой (после Люблинской унии 1569 г.), учитывая то обстоятельство, что такое равенство соседствовало с присущей почти всей Европе того времени абсолютной монархией. Речь идёт о т.н. шляхетской демократии, когда вся шляхта обладала равными и обширными правами и привилегиями. Эта мелкопоместная знать заседала в польском сейме (парламенте) и выбирала короля. Каждый шляхтич в сейме обладал правом вето и мог заблокировать любое решение, чем и пользовался при каждом удобном случае.

    «Свободное вето» (лат. Liberum veto ) - принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса и, при желании, заблокировать работу сейма вообще, выступив против.

    Для этого было достаточно встать и произнести: «Не позволям!». Страной стало невозможно управлять, королевская власть пришла в полный упадок, что позволило могущественным соседям (России, Австро-Венгрии и Пруссии) постепенно, в три приёма, разделить между собой её территорию и население.

    Шляхта была очень разной по составу. Например, Станислав Любомирский (1719-1783) владел латифундией из 1071 поместья. По-польски усадьба называется "maetok" и тянулись эти поместья через девять южных воеводств: от родового гнезда Веснич под Краковом до Тетиева под Киевом. А обрабатывало панскую землю до 1 млн крепостных. Вероятно, в ту пору Любомирский являлся самым крупным европейским землевладельцем.

    Причём нередкими были случаи, что мелкая обедневшая шляхта отдавала свои земли в аренду богатым представителям своего же сословия, а сами прислуживали магнатам или, что случалось гораздо реже, даже обрабатывали землю, наравне с крестьянами. Однако, никакая крайняя степень нужды и экономическое неравенство не могли лишить их гонора - шляхетской крови, родового герба, юридического статуса дворянина и права наследования. Вся шляхта обращалась к равным себе "пан" или "пани", а к крестьянам - нарочито презрительно на "ты" и называли их "хлоп". Даже нищий шляхтич считал всю польскую аристократию равной себе, а остальных - низшим сословием. Выражение "пся крев" (песья кровь или незнамо чья, полукровка) и поныне - одно из самых страшных оскорблений в Польше.

    Термин магнат происходит от лат. "magnus ", что значит великий, большой. В Королевстве Польском таковыми являлись очень состоятельные люди из крупных и знаменитых родов, чья история прослеживалась на сотни лет.

    Многие шляхетские роды, хотя и не имели княжеского титула, но обладали настолько крупными землевладениями, что сравнились по политическому влиянию с княжескими родами (Чарторыйськие, Понятовские, Замойские, Конецпольские, Потоцкие, Мнишеки, Собеские, Лещинские, Ходкевичи и пр.). Обе группы, - княжих фамилий по праву рождения и магнатов, - связанные родственными узами, составляли единую аристократическую элиту Речи Посполитой, основывая своё могущество на обладании почти суверенных магнатских панств и на занятии наиболее почётных должностей. У знаменитых династических объединений были собственные армии, огромные поместья (майетки) и прибыль со своих владений, которая нередко превышала королевскую, им прислуживали десятки и сотни обедневших шляхтичей, образуя кланы.

    Польская мелкопоместная знать (drobna szlachta ) была крайне разобщена и абсолютно несравнима между собой. Количественно, она была самой многочисленной в Европе. Например, в Мазовии шляхта составляла около четверти всего населения. Несмотря на крайнюю бедность, каждый шляхтич стремился попасть на воинскую службу или управлять имениями более богатого и успешного представителя своего сословия. В город шляхтич въезжал верхом, пусть даже на старой кляче, и всегда имел при себе оружие, хотя бы ржавую, кривую саблю.

    Шляхта не признавала чужеземных титулов и званий: не было польских баронов и маркизов.

    После разделов Речи Посполитой 80-85% шляхты утратило свой дворянский статус и пополнило деклассированный резервуар "бывших" и неблагонадёжных, накапливая антиправительственные настроения и неудовольствие в своих новых отчизнах.

    Лишь в 1921 г. после восстановления Польской Республики, вновь избранный демократическим голосованием польский сейм упразднил аристократические привилегии. Свойственное польской шляхте осознание особенностей своей социальной идентичности пережило все катастрофы и испытание временем: даже в 50-х годах социологи находили в Мазовии среди селян и колхозников, группы и семьи, которые чурались своих соседей, одевались и вели себя иначе, избегали смешанных браков. Уже в 90-х годах, после падения "железного занавеса" и краха коммунизма, ещё встречались молодые поляки, которые носили перстни-печатки, с рельефным изображением родового герба (для того, чтобы показать кто они).

    В истории Европы только одна нация вела себя похожим образом. Испанская аристократия тоже была равной, хотя зажиточные гранды и идальго из славных семей Ламанчи, Астурии, Кастилии или Андалусии, нередко платили по счетам за мелкую и нищую богему востока - Арагона и Каталонии.