Геноцид армян кто. Тайные причины и организаторы геноцида армян

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и возникновение Армянского вопроса.

Поводом для русско-турецкой войны 1877–1878 гг. послужили восстания против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу 1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет, Ардаган, город-крепость Карс.

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией. В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского договора. Для пересмотра договора летом 1878 г. по требованию этих держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска, тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности. Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не было. Из-за этого впоследствии резко ухудшилось и без того нелегкое положение армян в Турции.

Армянские погромы 1894 –1896 гг.

Вскоре после завершения Берлинского конгресса стало понятно, что султан Абдул Гамид II не намерен проводить в Западной Армении какие-либо реформы. Более того, в районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись мусульмане с Балкан и Кавказа, курды. Из года в год усиливались поборы с армянского населения. Зачастую, собрав подати, турецкие чиновники через несколько дней возвращались в ту же деревню и, угрожая арестами и пытками, вновь вымогали уже уплаченный налог. Армянские крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман-кочевников, по несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные работы. С другой стороны, представители турецких властей на местах мало что делали для защиты армян от нападений курдов и черкесов, а зачастую сами же и стояли за набегами на армянские деревни.

В начале 1894 г. вновь был поднят вопрос об осуществлении 61-й статьи Берлинского Конгресса, поводом для чего послужило восстание армян Сасуна, начавшееся в том же году. Восстание было вызвано попытками турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано более 10000 армян.

11 мая 1895 года, послы великих держав потребовали от султана Абдул-Гамида II проведения реформ (т.н. “Майские реформы”) с целью защитить армян от нападений и грабежей. Султан, как всегда, не спешил выполнять требования послов.

Пик армянских погромов пришелся на период после демонстрации 18 сентября 1895 г., проведенной в районе турецкой столицы Баб Али (там была расположена резиденция султана). Во время демонстрации прозвучали требования осуществить «майские реформы». Солдатам был отдан приказ о разгоне демонстрантов. В последовавшем за разгоном погроме погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.

Летом следующего года группа армянских гайдуков предприняла отчаянную попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского населения посредством захвата Имперского Оттоманского Банка - центрального банка Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман русского посольства В. Максимов. Он заверил, что великие державы окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту, и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей. Его условия были приняты, однако захват банка не только не разрешил проблему армянских реформ, но наоборот, усугубил ситуацию. Не успели участники захвата покинуть страну, как в Константинополе начался санкционированный властями погром армян. В результате трехдневной резни погибли по разным оценкам от 5000 до 8700 человек.

В период 1894–96 гг. в Османской империи было уничтожено около 300 000 христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков.

Установление младотурецкого режима

Политика султана пагубно сказывалась на положении Османской Империи в целом. Правлением Абдул Гамида II была недовольна и турецкая буржуазия. После событий 1890-х политический престиж Турции настолько ослабел, что в Европе заговорили о скором развале империи. С целью установления в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров и правительственных чиновников была создана тайная организация, ставшая впоследствии основой партии “Иттихад ве теракки” (“Единение и прогресс”, также известная как иттихадистская или младотурецкая партия). В начале XX века в борьбе с султанским режимом участвовало множество организаций - как турецких, так и армянских, греческих, арабских, албанских, македонских, болгарских. При этом все попытки подавить грубой силой антисултанское движение приводили лишь к усилению этого движения.

В 1904 турецкие власти вновь попытались покорить Сасун, однако, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отступить.

Антисултанские настроения усиливались. Особенно сильным было влияние младотурок в военных частях, расквартированных в европейских районах Османской Империи. В конце июня 1908 г. офицеры-младотурки подняли мятеж. Попытка его подавить ни к чему не привела, поскольку отправленные на подавление мятежа войска перешли на сторону мятежников. Очень скоро мятеж перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Уже через месяц султан был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить конституцию, не только амнистировать главарей восстания, но и во многих вопросах следовать их указаниям. Празднества по случаю восстановления конституции прошли по всей стране, в них участвовали все народы Османской империи. Армяне с радостью встретили младотурок, считая, что всем бедам и непосильному гнету положен конец. Лозунги иттихадистов о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения.

Эйфория армян длилась недолго. Мятеж, поднятый сторонниками султана 31 марта (13 апреля) 1909 г. в Константинополе, совпал с новой волной антиармянских погромов в Киликии. Первый погром начался в Адане, затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии - 30000 погибших. Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданского вилайета.

В 1909 – 10 гг. по всей Турции прокатились погромы нацменьшинств: греков, ассирийцев, болгар, албанцев и других.

Первая мировая война и геноцид армян

Современные турецкие и протурецкие авторы, пытаясь оправдать политику младотурок, оправдывают уничтожение армянского населения Османской империи тем, что армяне симпатизировали русским и готовили восстание в турецком тылу. Факты же говорят о том, что уничтожение готовилось задолго до войны, а война лишь предоставила младотуркам удобный случай беспрепятственно осуществить свои планы. После аданских событий 1909 г., несмотря на попытки партии Дашнакцутюн продолжить сотрудничество с младотурками, отношения между младотурецким режимом и армянами постоянно ухудшались. Стараясь выдавить армян с политической арены, младотурки тайно развили по всей стране бурную антиармянскую деятельность.

Еще в феврале 1914 г. (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево!) иттихадисты призвали бойкотировать армянские бизнесы. Более того, один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота.

На следующий день после объявления Германией войны России турки и немцы подписали секретный договор, фактически переводящий турецкие войска под немецкое командование. Поначалу Турция объявила о нейтралитете, но это было лишь уловкой, чтобы успеть провести мобилизацию и лучше подготовиться к предстоящей войне. 4 августа было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать первые сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом “сбора средств для армии” грабежах имущества армян. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах.

29 октября 1914 г. Османская империя вступила в первую мировую войну на стороне Германии: боевые корабли турок под командованием немецких офицеров совершили внезапное нападение на Одессу. В ответ 2 ноября Россия объявила войну Турции. В свою очередь в Турции был объявлен джихад (священная война) против Англии, Франции и России.

Положение армянского населения в Османской империи ухудшалось с каждым днем: турецкое правительство обвинило армян в попытке восстания (естественно, без предъявления каких-либо доказательств). В то время как турецкое Общество красного полумесяца строило для турецкой армии госпитали на добровольные пожертвования армян, в воинских частях были проведены показательные казни отдельных военнослужащих-армян. Большинство же призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны и впоследствии уничтожены.

В начале декабря 1914 г. турки начали наступление на Кавказском фронте, однако, потерпев сокрушительное поражение (потери составили 70000 человек из 90000), были вынуждены отступить. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни.

К весне 1915 года геноцидальная машина младотурок работала на полную мощность. Разоружение армян шло полным ходом, в Алашкертской долине отряды турецких и курдских четников вырезали армянские деревни, недалеко от Смирны (ныне Измир) были перебиты призванные в армию греки, началась депортация армянского населения Зейтуна. В первых числах апреля резня продолжилась в армянских и ассирийских деревнях Ванского вилайета. В середине апреля в город Ван начали прибывать беженцы из окрестных сел, сообщая о происходящих там кошмарах. Приглашенная на переговоры с администрацией вилайета армянская делегация была уничтожена турками. Узнав об этом, армяне Вана приняли решение защищаться и ответили отказом на требование турецкого генерал-губернатора немедленно сдать оружие. В ответ турецкие войска и отряды курдов осадили город, но все попытки сломить сопротивление армян закончились ничем. В мае передовые отряды русских войск и армянских добровольцев отбросили турок и сняли, наконец, осаду Вана.

Тем временем в Константинополе начались массовые аресты видных армян: интеллектуалов, предпринимателей, политиков, религиозных деятелей, педагогов и журналистов. Только в ночь на 24 апреля в столице арестовали 250 человек, всего в течение недели - более 800 человек. Большинство позднее были убиты в тюрьмах и по дороге в ссылку. Параллельно продолжались аресты и уничтожение армянских лидеров по всей стране.

В начале лета началась массовая депортация армянского населения в пустыни Междуречья. Почти во всех случаях власти действовали по одинаковой схеме: в самом начале мужчин отделяли от женщин и детей и при первом же удобном случае расправлялись с ними. Женщин и детей отправляли дальше: в дороге многие погибали от голода и болезней. Колонны постоянно подвергались нападениям курдов, девушек похищали или просто покупали у конвоиров, тех, кто пытался сопротивляться, убивали не раздумывая. До места назначения доходила лишь малая часть депортируемых, но и их ждала смерть от голода, жажды, болезней.

Чиновников, отказывавшихся выполнять приказы об уничтожении армян (были и такие, например, генерал-губернатор Алеппо Джелал-бей), увольняли, назначая на их места более рьяных партийцев.

Имущество армян, поначалу просто разворовывалось местными властями, жандармами и соседями-мусульманами, однако вскоре младотурки ввели строгий учет награбленного. Часть имущества раздавалась исполнителям резни, часть продавалась на аукционах, вырученные средства направлялись в Константинополь лидерам Иттихада. В результате сформировалась целая прослойка турецкой национальной элиты, обогатившаяся за счет экспроприации имущества армян и ставшая в дальнейшем важной частью кемалистского движения. Операцией по уничтожению армян руководил лично Талаат-паша, министр внутренних дел Османской империи.

Осень, 1915. По дорогам страны идут колонны изможденных и оборванных женщин и детей. Придорожные канавы полны трупов, по рекам плывут тела погибших. Колонны депортированных стекаются в Алеппо, откуда немногих выживших отправляют умирать в пустыни Сирии.

Несмотря на все попытки турок скрыть масштаб и конечную цель акции, консулы иностранных государств и миссионеры беспрерывно посылали сообщения о происходящих в Турции зверствах. Это вынудило младотурок действовать осторожнее. В августе 1915, по совету немцев, турецкие власти запретили убивать армян в местах, где это могли увидеть американские консулы. В ноябре того же года Джемал-паша пытался отдать под трибунал директора и профессоров немецкого училища в Алеппо, благодаря которым миру стало известно о депортациях и резне армян в Киликии. В январе 1916 был разослан циркуляр, запрещающий фотографировать тела погибших…

В начале 1916 г. русские войска, прорвав турецкий фронт, продвинулись вглубь Западной Армении. Во всем городе Эрзруме (который в то время называли в русской прессе “столицей Турецкой Армении”) русские нашли всего несколько армянок, содержавшихся в гаремах. От всего армянского населения города Трапезунда осталась лишь небольшая группа сирот и женщин, укрытых греческими семьями.

Весна, 1916 г. В связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения. Уже недостаточно того, что тысячи армян ежедневно погибают в пустынях от голода и болезней: теперь резня продолжается и там. Одновременно турецкие власти раз за разом пресекают всякие попытки нейтральных стран оказать гуманитарную помощь погибающим в пустынях армянам.

В июне власти отправили в отставку губернатора Дер-Зора Али Суада, араба по национальности, за отказ уничтожать депортированных армян. На его место назначили Салиха Зеки, известного своей беспощадностью. С прибытием Зеки процесс уничтожения депортированных еще более ускорился.

К осени 1916 в мире уже знали о массовой резне армян. Возможно, еще не совсем догадывались о масштабах, возможно, с некоторым недоверием относились ко всем сообщениям о зверствах турок, но то, что в Османской империи произошло нечто, доселе не виданное, понимали. По требованию турецкого военного министра Энвера-паши из Константинополя был отозван немецкий посол граф Вольф-Меттерних: младотурки посчитали, что он слишком активно протестует против резни армян. В США президент Вудроу Вильсон объявил 8-е и 9-е октября “Днями помощи Армении”: в эти дни вся страна собирала пожертвования в помощь армянским беженцам.

В конце 1916 года казалось, что Турция проигрывает войну. На Кавказском фронте турецкая армия несла тяжелые потери, на юге турки отступали под натиском союзных армий. Однако младотурки все еще продолжали “решать” Армянский вопрос, причем с таким фанатичным остервенением, как будто не было на тот момент для Османской империи ничего более важного, чем скорейшее довершение начатого два года назад “проекта”.

В течение 17 года положение на Кавказском фронте складывалось не в пользу русских. Февральская революция в России, неудачи на Восточном фронте, активная работа большевистских эмиссаров по разложению армии делали свое дело. После октябрьского переворота русское военное командование вынуждено было подписать перемирие с турками. Воспользовавшись последовавшим развалом фронта и беспорядочным отходом русских войск, в феврале 1918 г. турецкие войска взяли Эрзрум, Карс и дошли до Батума. Начавшие было возвращаться с Кавказа беженцы опять попали под удар: наступающие турки беспощадно истребляли всех попадавшихся на пути армян и ассирийцев. Единственным препятствием, хоть как-то сдерживающим продвижение турок, были армянские добровольческие отряды, прикрывающие отход тысяч беженцев. После взятия турками Александрополя (ныне Гюмри) турецкая армия разделилась: часть продолжила наступление в направлении Эривани, другая часть стала двигаться в сторону Каракилиса.

Последняя декада мая, 1918 г. Фактически, под вопросом находится само существование армянского народа. Успех турецкого вторжения в Восточную Армению будет означать уничтожение последнего национального очага армян.
По всей Армении без умолку звонят колокола, призывая народ к оружию. Забыты партийные распри и внутренние противоречия, десять суток идут упорные бои в Сардарапате, Баш-Апаране и Каракилисе. Кадровые офицеры царской армии и гайдуки, крестьяне и интеллигенция, сплоченные яростью и отчаянием, наносят противнику удар за ударом, сбрасывая со своих плеч столетия позора и поражений.

28 мая Армянский национальный совет объявил о создании независимой армянской республики, а 4 июня турецкая делегация на переговорах в Батуми признала независимость Армении в тех территориальных пределах, которые оставались на тот момент под контролем армянских сил.

Потерпев поражение в Армении, турки, тем не менее, не собирались ослаблять свои позиции в Закавказье. Вместе с Арменией о независимости объявили Грузия и Азербайджан (со столицей в Елизаветполе). В тот же день Нури-паша, сводный брат Энвера, начал формировать в Елизаветполе (Азербайджан) т.н. “Армию Ислама”, ядром которой стала османская 5-я пехотная дивизия, и куда вошли также отряды кавказских татар (азербайджанцев) и дагестанцев. Турки не особо скрывали свое намерение присоединить Азербайджан к Османской империи, для чего в первую очередь требовалось взять Баку, находящийся во власти Советов. По прошествии почти трех месяцев тяжелых боев армия турок стояла на подступах к городу. Штурм Баку вылился в резню армянского населения, в которой по самым осторожным оценкам погибло около 10 000 человек.

Несмотря на продвижение турок в Закавказье, в целом положение Османской империи было отчаянным. Британские войска продолжали теснить турок в Палестине и Сирии, а союзники турок немцы отступали во Франции. Капитуляция Болгарии 30 сентября 1918 фактически означала поражение Турции: лишенным связи с Германией и Австро-Венгрией туркам тоже оставалось только сложить оружие. Через месяц после падения Болгарии турецкое правительство подписало со странами Антанты Мудросское перемирие, по которому, среди прочего, турецкая сторона обязывалась вернуть депортированных армян, вывести войска из Закавказья и Киликии.

После подписания договора новое турецкое правительство под давлением международной общественности начало судебные процессы над организаторами геноцида. В 1919–20 гг. в стране были образованы чрезвычайные военные суды, которые расследовали преступления младотурок. Следует отметить, что к тому моменту вся младотурецкая верхушка находилась в бегах: Талаат, Энвер, Джемал и другие, прихватив партийную кассу, покинули Турцию. Их заочно приговорили к смерти, но подверглись наказанию лишь немногие преступники более низкого ранга.

Позднее, по решению руководства партии Дашнакцутюн, Талаат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и некоторые другие бежавшие от правосудия лидеры младотурок были выслежены и уничтожены армянскими мстителями. Энвер был убит в Средней Азии в стычке с отрядом красноармейцев под командованием армянина Мелкумова (бывшего члена гнчакской партии). Доктор Назым и Джавид-бей (министр финансов младотурецкого правительства) были казнены в Турции по обвинению в участии в заговоре против Мустафы Кемаля, основателя Турецкой республики.

Кемалистское движение. Армяно-турецкая война. Резня в Киликии. Лозанский мирный договор.

Летом 1919 г. состоялся конгресс турецких националистов, выступивших против условий Мудросского перемирия. Это движение, организованное Мустафой Кемалем, не признавало за нацменьшинствами права на самоопределение и фактически придерживалось той же политики в национальном вопросе, что и младотурки. Умело воспользовавшись противоречиями между Францией и Англией, возбуждая национализм курдов и религиозные чувства мусульман, Кемаль сумел собрать и вооружить армию и начал борьбу за восстановление контроля над утерянными младотурками территориями Османской империи.

После Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлеченные обещаниями союзников (особенно Франции) оказать помощь в создании армянской автономии. Однако возникновение армянского государственного образования шло вразрез с планами кемалистов. Для французов же, которые были в первую очередь заинтересованы в восстановлении позиций французского капитала в турецкой экономике, судьба киликийских армян была лишь удобным рычагом давления на турок во время переговоров и на самом деле мало волновала французских дипломатов. Благодаря попустительству Франции в январе 1920 войска кемалистов начали операцию по уничтожению армян Киликии. После тяжелых и кровопролитных оборонительных боев, продолжавшихся в некоторых районах более года, немногие выжившие армяне были вынуждены эмигрировать, в основном в подмандатную французам Сирию.

10 августа между султанским правительством Турции и победившими в войне союзниками был подписан Севрский договор, согласно которому Армения должна была получить значительную часть Ванского, Эрзрумского и Битлисского вилайетов, а также часть Трапезундского вилайета вместе с одноименным портом. Договор этот остался на бумаге, потому что турецкая сторона так и не ратифицировала его, а кемалисты, получив финансовую и военную помощь от большевиков и тайно договорившись с ними о разделе армянского государства, в сентябре 1920 г. начали военные действия против Армении. Война закончилась поражением Республики Армения и сдачей туркам Карсской области и Сурмалинского уезда.

Поддержка большевиков, а также Франции и Италии, позволила кемалистам в январе 1921 г. начать успешные действия еще и против греческих войск, занявших к тому времени (по договоренности с Антантой) Восточную Фракию и западные районы Малой Азии. В сентябре 1922 г. турецкие войска вошли в Смирну (ныне Измир). Взятие города сопровождалось резней мирного греческого и армянского населения города; армянские, греческие и европейские кварталы города были полностью сожжены турками. В результате семидневной резни погибли около 100000 человек.

В 1922–23 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась конференция по ближневосточному вопросу, в которой участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Турция и ряд других стран. Конференция завершилась подписанием серии договоров, среди которых был и мирный договор между Турецкой республикой и союзными державами, определяющий границы современной Турции. В финальной редакции договора Армянский вопрос не упоминался вообще.

Заключение

Приведенные выше факты не оставляют сомнения по поводу того, что в Османской империи, начиная как минимум с 1877 г. и по 1923 г. (а не только в период первой мировой войны, и тем более не только в 1915 г.)* при трех разных и враждебных по отношению друг к другу турецких режимах геноцидальная политика по отношению к армянам претворялась в жизнь последовательно и беспощадно. В конечном итоге это привело к полной ликвидации армянского присутствия на большей части исторической родины армянского этноса. И даже сегодня, когда Турции вовсе не угрожает “армянская опасность”, турецкие власти все так же последовательно уничтожают следы пребывания армян на территории Западной Армении. Церкви превращаются в мечети или вовсе разрушаются, хачкары пускаются на щебень, меняются даже общепринятые в научном мире латинские названия животных, в которых упоминается слово “Армения”.

В то же время последствия геноцида все еще ощутимы для армянского этноса, как в плане геополитическом, так и в психологическом: ощутимы, но недостаточно осознаны. Неосознанность эта вызвана не в последнюю очередь тем, что при наличии множества серьезных научных трудов по Армянскому вопросу, не существует в природе краткого, ясного и последовательного изложения событий тех лет, доступного для рядового читателя. Даже в Армении с историей геноцида детально знакомы очень немногие, в основном историки, специализирующиеся именно в этой области. В некоторых армянских СМИ часто можно встретить такое в корне ошибочное утверждение, как “геноцид армян произошел в 1915 г.”.

Следует учесть, что освещение истории геноцида армян всегда было и остается крайне политизированным. Труды советских авторов замалчивали антиармянскую деятельность большевиков; труды американских и европейских авторов соответственно замалчивают неблаговидные деяния американских, британских, французских и немецких политиков и дипломатов. Не свободны от партийно-земляческих пристрастий и работы многих армянских авторов. Турецкие же историки в большинстве своем прилагают все усилия для отрицания самого факта геноцида армян, для очернения его жертв и оправдания организаторов.

Сегодня, спустя почти сто лет после массового уничтожения армян Османской империи, вопрос осуждения международным сообществом геноцида армян по-прежнему остается открытым. Однако в последнее время налицо некоторые сдвиги: резолюции, осуждающие геноцид армян, были приняты рядом государств, в том числе и Россией, Францией, Швецией, Швейцарией. Некоторые армянские организации ведут по всему миру активную работу в этом направлении.

С другой стороны, Армянский вопрос до сих используется рядом государств как эффективное средство оказания политического давления на Турцию. Интересы армянской стороны при этом просто игнорируются. В сложившейся ситуации признание совершенных в прошлом ошибок и покаяние выгодны в первую очередь самой Турции, ибо тем самым она не только улучшит отношения с Арменией и армянской диаспорой, но и лишит третьи страны одного из самых старых рычагов давления на себя.

____________________
* Историк Армен Айвазян прослеживает тенденцию к проведению в Османской империи политики геноцида по отношению к армянам и в более ранний период. См. Armen Aivazian, The Armenian Rebellion of the 1720s and the Threat of Genocidal Reprisal. Center for Policy Analysis, American University of Armenia. Yerevan, 1997.

Просмотров: 603

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд

Если Закон не действует, а государство не выполняет своих обязанностей, то долг граждан - взять свершение правосудия в свои руки.
Ч.Линч

Суд над В.Калоевым, убившим в Швейцарии авиадиспетчера, по халатности которого погибла семья Калоева, в очередной раз поставил извечный юридический вопрос: имеет ли право простой гражданин на месть по отношению к заведомым преступникам?

Не будем касаться чисто юридической стороны этой проблемы. Вспомним лишь о том, как без всяких там международных трибуналов и судебных процессов правосудие настигло организаторов первого в ХХ веке геноцида.

1915 год был не только вторым годом Первой мировой войны. 90 лет тому назад, произошел геноцид целого народа. Правившие в Османской империи так называемые младотурки организовали зверскую резню проживающих под турецкой властью армян, ставя своей целью полное их уничтожение.

Напомним, что в начале ХХ века армяне не имели своей государственности несколько столетий и были разделенным народом. Восточная часть исторической Армении в 1828 году вошла в состав России, что стало спасением армян как нации. В Российской империи армяне смогли свободно развивать свою культуру и добились хозяйственного процветания. Многие российские армяне сделали блестящую карьеру, дав России многих военачальников, администраторов, хозяйственных руководителей, художников, ученых. И в Российской империи, и в СССР, армяне были весьма обильно представлены в политической, экономической и культурной элите. (Впрочем, из песни слов не выкинешь. Из числа армян вышло также много революционеров, а на закате советской эпохи именно армянское движение в Карабахе стало той бомбой, которая взорвала СССР).

Но русская восточная Армения составляла лишь 1/10 часть территории исторической Армении. Большая часть армянских земель и поныне находится в составе Турции. 90 лет тому назад там проживала и большая часть армянского народа. Но теперь армян на этих землях нет. Многие годы турки весьма творчески "работали" по очистке этих земель от коренных жителей. Многократно на протяжении ряда веков происходили армянские погромы. Только в 1894-96 гг. турками были убиты не менее 200 тысяч армян. Спасаясь от турецкой неволи, сотни тысяч армян бежали в Россию. Интересно, что в 1828 году на присоединенных к России землях восточной Армении проживало лишь 107 тысяч человек. Но к 1914 году в Российской империи насчитывалось уже 2 миллиона армян. Понятно, что главным в столь бурном росте была массовая иммиграция армян из Османской империи. Впрочем, несмотря на выезд в Россию и другие страны, на ассимиляцию части армян, принявших ислам и превратившихся в "турок", а также гибель сотен тысяч армян в периодических погромах, к началу Первой мировой войны в турецкой Западной Армении проживало свыше 4,5 миллионов армян.

Положение турецких армян особенно ухудшилось, когда власть в Османской империи захватили младотурки. Так они называли себя не из-за молодости, а потому, что среди них действительно хватало "новых турок" из числа принявших ислам выходцев из самых разных этнических и религиозных групп. Особенно много было среди младотурок крипто-иудеев. Во главе младотурок стояли трое военных: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша. Партия младотурок называлась "Иттихад ве терраки" ("Единение и прогресс"), а официальной идеологией партии был пантюркизм, или теория "Великого Турана", провозглашавшая необходимость объединения всех тюркских племен в одной империи от Боснии до Алтая.

Армяне вызывали у младотурок особую ненависть тем, что населенная ими западная Армения разделяла чисто турецкие области от Азербайджана и мест расселения прочих тюркских племен. Кроме того, предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. И, что было самым главным для младотурок, армяне всегда отличались пророссийскими симпатиями и младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.

И вот, в условиях разразившейся войны, 24 апреля 1915 года, по приказу младотурецкого триумвирата, турецкие регулярные воска, полиция, банды мародеров и мусульманских фанатиков начали грандиозную резню армян по всей Османской империи. В течение нескольких месяцев погибло до 2,5 миллионов армян, немногим удалось бежать, основная масса уцелевших была брошена в концлагеря в аравийских пустынях, где большинство из них погибло от голода и эпидемий. Несколько сотен тысяч армян были спасены наступлением русской армии на кавказском фронте, начатым командованием специально с целью спасения христиан. Однако, после 1915 года армян в бывшей Западной Армении не осталось.

Вскоре и Восточную Армению постигли тяжкие испытания. После революции распалась Российская империя. В Азербайджане захватившие власть пантюркисты из партии "Мусават" немедленно начали резню армян. Тем же занялись грузинские меньшевики. Турецкие войска продолжали добивать армян не только у себя, но и начали наступление в восточную Армению, продолжая развивать свой план геноцида. На маленьком пятачке Восточной Армении свирепствовали голод и болезни, унесшие жизни трети населения, но армяне сумели разгромить турок, азербайджанцев и грузин. В ноябре 1920 года восточную Армению почти без сопротивления заняла Красная Армия, и была создана армянская Советская республика.

Всего за 1915-1920 гг. погибла половина всех армян, Западная Армения осталась без коренного населения, в Советской Армении треть всех мужчин была инвалидами войны, свыше миллиона армянских беженцев рассеялись по всему миру.

Армянские беженцы были расколоты на множество партий, но все армяне были едины в том, что младотурецкие главари должны быть уничтожены. Но ни одно правительство мира не собиралось помогать армянам. СССР, где много армян входило в партийное и государственное руководство страны, в 20-е гг. имел тесные дружественные связи с Турцией. Страны Антанты были заняты разделом Османской империи, и им было не до каких-то там армян. "Мировая прогрессивная общественность" тогда была такой же продажной, как и в наши дни. Геноцид армянского народа был ею не замечен. Впоследствии Гитлер, готовя геноцид другим народам, цинично, но справедливо замечал: "кто в наши дни знает об армянах"?

Но даже в таких условиях армяне решили осуществить правосудие. За осуществление мести взялись Шаген Натали (это был псевдоним в честь любимой женщины) и Григорий Мерчанов. Был составлен список организаторов и главных исполнителей геноцида. Началась подготовительная работа: преследование, сбор информации, добыча оружия. А затем последовал суд скорый и правый:
- Талаат-паша был застрелен в Берлине 16 марта 1921 года Согомоном Тейлеряном (кстати, суд присяжных его полностью оправдал);
- Энвер-паша был убит в 1922 году в Туркестане красным командиром Акопом Мелкумовым;
- Джемаль-паша был убит в Тифлисе 25 июня 1922 года, мстителями были Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;
- Бейбут Хан Джеваншин (министр внутренних дел мусаватистского Азербайджана) был убит 18 июня 1921 года в Константинополе Мисаком Торлакяном;
- Саид Халим-паша (бывший премьер-министр Турции) был убит в Берлине 5 декабря 1921 года Аршавиром Широкяном;
- Шекир-бей (бывший начальник спецкомиссии по организации резни армян) был убит 17 апреля 1922 года Арамом Еркяном.

В "черный список" виновников геноцида входили также и несколько армян-предателей. Все они были убиты своими родственниками (братьями, отцами, племянниками). Это было сделано специально, дабы не вызывать кровной мести среди самих армян.

Всего за три года были казнены все организаторы геноцида. Попутно были ликвидированы еще несколько тысяч участников резни более низкого ранга. От возмездия не ушел никто!

Вот так уцелевшие от резни, потерявшие Родину, разделенные на десятки партий, нищие эмигранты взяли на себя роль судей и свершили правосудие. Вот такой исторический пример дает нам история.
Сергей Викторович Лебедев , доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

Армянский народ один из древнейших. Он пришёл из такой отдалённой древности, когда не было ещё французов, англичан, итальянцев, русских - не было даже римлян и эллинов. А армяне уже жили на своей земле. И это лишь потом, гораздо позднее, оказалось, что многие из армян живут на своей земле временно .

Хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом

Долго рассказывать, как живший более трех тысяч лет на Армянском нагорье народ отстаивал себя в борьбе с многочисленными завоевателями. Как на армян шли ассирийцы, персы, римляне, парфяне, византийцы, туркмены, монголы, сельджуки, турки. Как не единожды страна с тёмно-зелёным и коричневым ландшафтом окрашивалась кровью её жителей.

Турки-османы начали завоевание Малой Азии и Балканского полуострова в XIV веке. В 1453 году турками был взят Константинополь и Византийская империя, Второй Рим, прекратила своё существование. К началу XVI века уже вся Передняя Азия была в руках турок, и, как писал поэт Валерий Брюсов, много времени отдавший изучению армянской истории и поэзии, «на нее спустился глубокий мрак дикости и невежества. Гораздо менее чем сельджуки и монголы, турки-османы были склонны к культурной жизни; их призвание было сокрушать и уничтожать, и тяжесть такого гнета пришлось увидеть всем завоёванным ими народам, в том числе - армянам».

А теперь перенесёмся сразу в начало ХХ века. В 1908 году в Турции к власти пришли свергнувшие султана Абдул Гамида II младотурки. Очень быстро они показали себя крайними националистами. И при Абдул Гамиде турки резали армян: в 1890-х годах было уничтожено 300 тысяч мирных беззащитных людей, эти избиения привели к тому, что ведущие державы мира начали обсуждать армянский вопрос - положение армян в Турции. Но новые турецкие правители решили действовать гораздо более решительнее, чем то делал султан.

Младотурки, руководимые Энвер-пашой, Талаат-беем, Джемаль-пашой, были одержимы сначала идеями панмусульманизма - весь мир только для мусульман! - а затем пантюркизма: самого лютого национализма, какой только можно себе представить. Им мерещилась Великая Турция, простирающаяся на значительную часть Европы и чуть ли не на всю Азию. И исполнение этих планов они захотели начать с истребления христиан-армян. Как султан Абдул Гамид, они хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом, истребив весь армянский народ.

Цель депортации - ограбление и уничтожение

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Ставшие потом известными выступления на этой сходке говорят сами за себя. Один из руководителей партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») доктор Назым-бей говорил тогда: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (в Османской империи. - Ю.Ч. ) и забылось само это имя. Сейчас идёт война (Первая мировая. - Ю.Ч. ), такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турки и только турки жили и безраздельно господствовали. Пусть исчезнут все не турецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания. Тут и был составлен план поголовного истребления армян. Действия были хитрыми, методичными и беспощадными.

Вначале правительство под предлогом мобилизации в армию призвало на службу всех молодых армян. Но вскоре их быстро разоружили, перевели «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляли. 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем вероломно уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства.

Так 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день. Ныне армяне всего мира каждый год вспоминают Мец Егерн - «Величайшее Злодеяние», причиненное их народу. В этот день Армянская церковь (армяне - христиане) молится о жертвах геноцида.

Покончив так с основной активной мужской частью населения, младотурки перешли к массовой резне женщин, детей и стариков. Всё шло под девизом мнимого переселения западных армян в Месопотамию (позднее подобную тактику будут использовать нацисты, уничтожая евреев). Турецкое правительство для отвода глаз официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их вглубь империи. Но это была ложь. И никто в это не верил.

Генри Моргентау (1856-1946), посол США в Османской империи (1913-1916 годы), позднее он написал книгу о геноциде армян, первом геноциде ХХ века: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».

А вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18 000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19 000, из них осталось в живых всего 350 человек...

Он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв

Армян просто и откровенно убивали. Причём, жестоко. Потеряв человеческий облик, турки топили свои жертвы в море и реках, душили дымом и жгли огнём в намеренно запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Местные власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы, обращаясь с армянами, как со скотом, получали за свою работу по 1 фунту в день. Женщин связывали с детьми и бросали с большой высоты вниз. Людей кидали в глубокие колодцы или ямы, закапывали.

Многие иностранные наблюдатели рассказали в своих книгах - ссылки на них можно найти, например, в сборнике «Геноцид армян в Османской империи», изданной в Ереване в 1983 году - про жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, про прижигание калёным железом, подвешивание к потолку. Применялось всё, что только может вообразить себе изощрённая фантазия закоренелого убийцы.

Генри Моргентау в книге «Трагедия армянского народа. История посла Моргентау» вспоминал 1919 год: «Я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли всё, что находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе в Армении Джевдет-бей, вали Вана, даёт ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был известен как «подковщик из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрёл то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее: именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».

После подобных расправ некоторые турецкие губернаторы спешили телеграфировать-рапортовать в центр, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. Под шумок при этом вырезали не только армян, но и людей других национальностей, например, халдеев, айсоров, вся вина которых была лишь в том, что они не турки и попались под горячий нож.

Побывавший в 1916 году в Западной Армении французский публицист Анри Барби в своих путевых заметках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернён потоками пролитой крови. Нет ни одного протока, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мёртвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни времени, ни труда хоронить свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживлённых цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».

«Декрет о “Турецкой Армении”»

Свою политику геноцида армян младотурки, очевидно, хотели осуществить и в Восточной Армении и в Закавказье. К счастью, поражение Германии и союзной ей Турции в 1918 году вынудило их оставить Закавказье в покое.

Общее число жертв геноцида армян? При султане Абдул Гамиде погибло 350 тысяч человек, при младотурках - 1,5 миллиона. 800 тысяч армян-беженцев оказались на Кавказе, арабском Востоке, в Греции и других странах. Если в 1870 году в Западной Армении и Турции проживало около 3 миллионов армян, то в 1918 году - всего 200 тысяч.

Прав был посол Генри Моргентау. Он писал по свежим следам: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году».

Знал ли мир об этих преступлениях? Да, знал. Как реагировал? Державы Антанты, считавшие армян своими союзниками в борьбе с турками, отделались опубликованием заявления (24 мая 1915 года), где возложили на правительство младотурков ответственность за резню армян. США даже такого заявления не сделали.

Горячо протестовали в печати Максим Горький, Валерий Брюсов, Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс, Ромэн Ролан - во Франции, Джеймс Брайс - в Англии, Фритьоф Нансен - в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») - в Болгарии (турки имели привычку резать в своих владениях и греков, и болгар, и сербов и других славян), Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армин Вегнер - в Германии и многие другие прогрессивные деятели той поры почти во всех странах мира.

На стороне армян выступило и молодое Советское правительство в России. Оно 29 декабря 1917 года приняло «Декрет о “Турецкой Армении”». Этот документ подписал Владимир Ильич Ленин. Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями». По указанию Ленина тогда Советская Россия приютила десятки тысяч армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других районах страны.

Больше 20-ти стран мира признали факт геноцида армян (в том числе за это проголосовал и Парламент Российской Федерации). В том же ряду обвинителей стоят: Совет Европы, Европарламент, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей и многие другие авторитетные организации.

В ряде стран ЕС (Бельгии и Швейцарии, к примеру) за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. В октябре 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогичным отрицанию холокоста.

А вот современная Турция, спустя почти столетие, так и не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Тема геноцида армян все еще фактически в Турции подлежит табу. Более того, турки не ограничиваются отрицанием геноцида - они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции. Так, к примеру, с турецких географических карт исчезли слова «Армянское нагорье», их заменило название «Восточная Анатолия».

За стремлением турецких властей отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое сообщество может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или даже возвращения Армении территорий. Ведь согласно конвенции ООН «О не применимости срока давности к военным преступлениям и преступления против человечности (от 26 ноября 1968 года), геноцид - преступление, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.

Хочу я жить в большой стране,
Нет такой, нужно ее создавать
Желание есть, главное управлять
И верно устану народ истреблять.
Тимур Валуа "Безумный король"

Долина Ефрата…ущелье Кемах. Это глубокий и крутой каньон, там река превращается в быстрину. Этот ничтожный клочок земли, под палящим пустынным солнце стал последней остановкой для сотней тысяч армян. Три дня длилось человеческое безумие. Сатана показал свой звериный оскал, он правил балом в то время. Сотни тысяч человеческих жизней, тысячи детей, женщин…
Эти события произошли в 1915 году, когда армянский народ подвергся геноциду, около 1.5 млн. людей было убито. Беззащитный народ был растерзан турками и кровожадными курдами.
Кровавой драме предшествовала целая цепочка событий, и до самого последнего времени бедный армянский народ все еще надеялся на спасение.

"Единство и Прогресс"?

Армянский народ жил в долинах, занимался земледелием, были удачливыми коммерсантами, были неплохие учителя и врачи. Часто они подвергались нападению курдов, которые сыграли ужасную роль во всех армянских погромах, в том числе и в 1915 году. Армения стратегически важная страна. За всю историю войн многие завоеватели пытались захватить Северный Кавказ, как важный географический объект. Тот же Тимур, когда двинул свою армию, на Северный Кавказ, расправлялся с народами проживающими на тех территориях, где ступала нога великого завоевателя, многие народы бежали (например, осетины) со свои исконных мест. Любая вынужденная миграция этносов в прошлом, в будущем послужит вооруженным этническим конфликтам.
Армения входила в состав Османской Империи, которая подобна колоссу на глиняных ногах доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Это лишь показывает насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.
Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств? Если быть реалистами, то всегда заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам же турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ того времени. Создать образ врага и возбудить ненависть не представляет сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.
Самое печальное, что история так ничему и научила, те же немцы осудили резню армян, но в итоге, что произошло в "Хрустальную ночь" и в лагерях Освенциму, Дахау описывать нет необходимости. Оглядываясь назад, мы находим, что уже в I веке нашей эры, геноциду подверглись около миллиона евреев, когда римские войска взяли Иерусалим, по законам того времени все жители города должны быть убиты. По словам Тацита в Иерусалиме проживало около 600 тыс. евреев, по словам другого историка Иосифа Флавия около 1 млн.
Армяне не были последними в "списке избранных", такую же участь готовили и грекам, болгарам. Последних хотели истребить как нацию, путем ассимиляции.
В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности, они занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями. Империя разваливалась, султаны не в состояние были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ богатеет, что армянский народ повышает уровень образования в европейских учреждениях.
Турция действительно было очень слаба в то время, необходимо было отказаться от старых методов, но больше всего уязвлялось национальное достоинство, что турки не в состоянии проявлять самостоятельность для творения. И тут еще народ, который все время заявляет на весь мир, что он подвергается истреблению.
В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако ничего Турция не выполнила.
Армяне каждодневно ждали истребления, правление султана Абдул-Гамида было кровавым. Когда в стране происходят внутриполитические кризисы, то по сути в некоторых частях страны ожидались восстания, для того чтобы их не было, народы не поднимали свою голову слишком высоко, империя постоянно сотрясалась от репрессий. Можно, если хотите провести аналогию с Россией, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем, устраивались еврейские погромы. Для разжигания конфессиональной розни, армянам приписывали диверсии, мусульманский народ пришел в неистовство, когда в результате диверсий погибли многие "братья по вере". Опять хочется привести пример из Российской истории, когда было так называемо "Дело Бейлиса", когда еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12 летнего мальчика.
В 1906 году, в Салониках вспыхнула революция, в Албании, Фракии вспыхнули восстания, народы этих регионов стремились освободиться от османского ига. Турецкое правительство зашло в тупик. А в Македонии молодые турецкие офицеры подняли восстание, к ним присоединились генералы и многие духовные лидеры. Армию двинули в горы, и был выставлен ультиматум, что если правительство не сложит своих полномочий, войска войдут на Константинополь. Что самое примечательное, Абдул-Гамид потерпел фиаско и встал во главе революционного комитета. Этот военный мятеж по праву называют одним из самых удивительных. Мятежных офицеров и все само движение принято называть - младотурками.
В то светлое время греки, турки и армяне были как братья, вместе они радовались новым событиям и ждали перемен в жизни.

Благодаря своим финансовым возможностям Абдул-Гамид поднял страну против младотурков, чтобы дискредитировать их правление, был свершен первый массовой геноцид в истории Армянского народа, который унес жизни более 200 тыс. человек. У мужчин вырывали мясо и бросали их собакам, тысячи людей было сожжены заживо. Младотурки вынуждены были бежать, но тогда выступила армия под командованием Мехмета Шовкета-паши, которая спасла страну, она двинулась на Константинополь, захватили дворец. Абдул-Гамид был выслан в Салоники, его место занял его брат Мехмед Решад.
Важным моментом, является то, что страшные истребление послужили образованию армянской партии "Душнакцутюн", которая руководствовалась демократическими принципами. У этой партии было много общего с партией младотурков "Единство и прогресс", богатые армянские лидеры помогали тем, кто по сути как покажет история, просто рвался к власти. Важно и то, что армянский народ помогал младотуркам, когда люди Абдул-Гамида выискивали революционеров, армяне прятали их у себя. Помогая им, армяне верили и надеялись на лучшую жизнь, впоследствии младотурки отблагодарят их…в ущелье Кемах.
В 1911 году младотурки обманули армян и не дали им обещанные в парламенте 10 мест, но армяне смирились с этим, даже когда Турция вступила в 1914 году в первую мировую войну, армяне считали себя защитниками турецкого отечества.
Парламент был сформирован только из турков, не было ни арабов, ни греков, а уж тем более армян. Что творилось в Комитете, никто не мог знать. В Турции наступила диктатура, националистические умонастроения в турецком обществе росли. Наличие в правительстве людей не компетентных не могло дать стране развития.

Истребление по плану

- Седина твоих волос доверие внушает,
Многое знаешь, невежество отвергаешь.
Меня мучает проблема, ответ подскажи?
- Избавься от проблемы, не будет боли головы!
Тимур Валуа "Мудрость седины"

Как еще можно назвать, тягу к рождению империи, завоеванию мира? Использую лексическое богатство русского языка, можно подобрать массу слов, но остановимся на общепринятых - имперские амбиции или великодержавный шовинизм. К сожалению, если у человека есть тяга к созданию империи, даже если он ее не создаст, то не мало жизней будет положено в фундамент изначально непрочного здания.
Германия уже имела свои мысли насчет Турции, но непрекращающиеся бойни заставляли ее посылать своих представителей, дабы образумить правительство турков. Анвяр-паша, лидер младотурков поразил всех, показав какой он дилетант в политических делах, и кроме завоевания мира он более ничего не видел. Турецкий Александр Македонский уже видел границы будущей Турции рядом с Китаем.
Началась массовая агитация, призывы к этническому возрождению. Что-то из серии арийской нации, только в главной роли с турками. Борьба за национальное возрождение началась с энтузиазмом, поэтам заказывали стихи о мощи и силе турецкого народа, в Константинополе убрали вывески фирм на европейских языках, даже на немецком. Греческая и армянская пресса наказывалась штрафами, потом вообще ее закрыли. Город хотели сделать неким священным место всех турков.
Первых расправа ждала армян, как самый беззащитный народ, потом очередь должна была дойти до евреев и греков. Потом при проигрыше войны Германией, изгнать всех немцев. Не забыли и об арабах, но подумав решили все-таки забыть, потом что хоть и были дилетанты в политике, но проанализировав, что арабский мир не позволит дерзкого обращения с собой и может положить конец зарождающей призрачной империи турков, решили арабов не трогать. Безусловно, религиозный вопрос тоже играл свою роль, Коран запрещает мусульманам войну друг с другом, войну брата против брата, тот кто ударит своего брата, будет вечно гореть в аду. Законы религии отменить не возможно, если поступиться религией и пренебречь, то все замыслы пойдут крахом, а особенно в мире мусульманском, где для многих существуют только законы писаные в Коране. Таким образом, оставив арабов в покое, решив раз и навсегда покончить с наличием в своей стране христианской религией, власти приняли решение о депортации армян. Арестовав 600 человек армянской интеллигенции в Константинополе и выслав всех из Анатолии, турецкое правительство лишило армянский народ лидеров.
21 апреля 1915 года уже был составлен план истребления армян, его получили как военные так и гражданские лица.