Где умер имам шамиль. Имам Шамиль: самый грозный противник России в Кавказской войне

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься - не говори, сказал - не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение "священной войной"

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа


В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля


Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

Система управления горцами


Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля


Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен


В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь


Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься - не говори, сказал - не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение "священной войной"

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа

В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля

Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен

В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь

Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

1797-02-02 — 1871-02-01 Имам, предводитель кавказских горцев

Жизнь

По национальности аварец, родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении — Али — было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его односельчанина Гази-Мухаммада (1795—1832) (Кази-муллы), первого имама и проповедника "священной войны" — газавата, — увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. У Шамиля было две жены Шуанет и Заидад, первая была урождённой Анной Ивановной Улухановой армянкой по национальности

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад (1829—1832), первым бросившийся в атаку, погиб. По совету Са‘ида ал-Аракани во избежание новых возмущений тело имама было перевезено в Тарки, на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. Там его труп высушили и скрытно похоронили через несколько месяцев, так что место погребения было известно лишь немногим.

Пока Шамиль лечился от ран, новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада — гоцатлинский чанка Гамзат-бек(1832—1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775—1801). В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов.

Став третьим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (аваро-андо-цезские джамааты и чеченские). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение — падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был муфтий, назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мюриду, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между джамаатовскими и наибами. Помощниками наибов были джамаатовские, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число джамаатовских было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мюриды и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842—1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853—1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие — генерал Николай Муравьев (1854—1856) и генерал Александр Барятинский (1856—1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась ещё почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище Аль-Бакия (ныне Саудовская Аравия).

  • 27 апреля 2013 В Калуге торжественно открыли комнату-музей имама Шамиля
  • 5 февраля 2013 В Махачкале прошёл вечер памяти имама Шамиля
  • 5 февраля 2012 В Дагестане отметили День памяти имама Шамиля
  • 20 августа 2011 В Турции установили памятник Имаму Шамилю
  • 10 апреля 2011 В Махачкале прошел вечер памяти Имама Шамиля
  • Ничего, кроме неприятностей быть повешенным или сосланным в морозную
    Сибирь, слухи о которой дошли и до Кавказа, Шамиль не ожидал для себя.
    Каково же было его удивление, когда по дороге в Петербург сообщили, что в
    городе Чугуеве, под Харьковом, Шамиля желает видеть сам русский император.
    Любопытно: Александр II распорядился, чтобы пленники были при оружии как
    его лучшие гости. Столь неожиданное доверие вызвало удивление, а затем и
    радость у Шамиля и его сына Кази-Магомеда. 15 сентября на царском смотре
    Александр II подошел к Шамилю и негромко оказал: "Я очень рад, что ты
    наконец в России, жалею, что это не случилось ранее. Ты раскаиваться не
    будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями". При этом император обнял и
    поцеловал имама. Эта минута, судя по последующим высказываниям Шамиля,
    надолго запала в его память. По сути дела, только с этого момента имам
    понял, что отныне он в безопасности, а Россия не так страшна, как ее
    представляли на Кавказе. "Как военнопленный я не имел права ожидать повсюду
    такого ласкового приема. И меня поразил тот прием, который оказал мне
    государь император". Между тем бывшие соратники Шамиля не поняли
    великодушия русского императора, который, по их понятиям, должен был
    казнить плененного врага.
    Пребывание в России стало для Шамиля в какой-то мере еще и
    "просветительской акцией". Будучи проездом в Курске, он поделился с
    губернатором Бибиковым: "Проезжая через Ставрополь, я был поражен красотою
    города и убранством домов. Мне казалось невозможным видеть что-нибудь
    лучше, но, приехав в Харьков и Курск, я совершенно переменил свое мнение и,
    судя по устройству этих городов, могу себе представить, что ждет меня в
    Москве и Петербурге". Действительно, оказавшись в петербургском
    Исаакиевском соборе, Шамиль поразился огромному куполу. И когда он поднял
    голову, чтобы повнимательнее его рассмотреть, с головы имама упала чалма,
    что страшно его сконфузило.
    Пока Шамиль не мог надивиться на Петербург, Александр II издал высочайший
    указ "о назначении имаму места жительства в городе Калуге". Вслед за этим
    калужскому губернатору Арцимовичу полетело предписание подыскать имаму и
    его семье подходящий дом. Долгие поиски апартаментов, в которых с комфортом
    разместились бы 22 человека обширного семейства Шамиля с прислугой, привели
    губернских чиновников к местному помещику Сухотину. Ему предложили продать
    один из его домов для "государственных нужд". Продать дом Сухотин не
    согласился, а вот сдать внаем за 900 рублей в год - пожалуйста.
    Тем временем, пока сухотинский дом приводили в порядок в соответствии со
    вкусами кавказского гостя, в Калугу 10 октября 1859 года прибыл в трех
    экипажах и в сопровождении конных отрядов сам Шамиль с сыном Кази-
    Магомедом. Остановились они в лучшей калужской гостинице француза Кулона.
    Однако ненадолго. Вскоре в отремонтированный дом Сухотина привезли нового
    хозяина.
    Дом, на удивление Шамилю, оказался просторным: три этажа, тринадцать
    комнат, сад во дворе. Из шести комнат верхнего этажа две - налево от
    витиеватой чугунной лестницы - Шамиль отдаст позже младшей и любимой жене
    Шуаннат (дочь армянского купца Улуханова), в третьей же поселился сам. Эта
    комната была ему и кабинетом, и молельней, и спальней. Диванная палатка,
    как называл свою уютную комнату сам Шамиль, был убрана в "исламский"
    зеленый цвет. Кроме двойных зеленых занавесок на окнах и такого же ковра на
    полу, в "палатке" поставили софу, обитую зеленой тканью. Возле нее стоял
    ломберный столик. Меж двух окон разместили небольшой письменный стол и
    вольтеровское кресло. К комнате Шамиля примыкал тенистый сад, и имам
    частенько выходил на балкон полюбоваться цветущей зеленью. В самом саду для
    Шамиля построили небольшую мечеть. Но иногда для молитвы имам мог просто
    расстелить в углу комнаты желто-зеленую бурку. Дом привел Шамиля в восторг,
    тем более что на Кавказе самое шикарное пристанище, в котором ему
    приходилось ночевать, был деревянный дом в Ведено-Дарго: "Я думаю, только в
    раю будет так хорошо, как здесь. Если бы я знал, что меня здесь ожидает,
    давно сам убежал бы из Дагестана".
    То внимание, которое оказывалось имаму Дагестана и Чечни в России, не могло
    не вызвать у Шамиля - человека благородного и мудрого - ответного чувства.
    Как-то в приватной беседе он признался предводителю калужского дворянства
    Щукину: "У меня нет слов высказать вам то, что я чувствую. Приязнь и
    внимание со стороны ближнего всегда приятны человеку, в ком бы он их ни
    встретил, но ваша приязнь после того, как я вам сделал столько зла, совсем
    другое дело. За это зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на
    части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом. Я не
    ожидал этого, и теперь мне стыдно; я не могу смотреть на вас прямо и всей
    душой был бы рад, если бы мог провалиться сквозь землю".
    О своем прежнем могуществе Шамиль, по выражению его зятя Абдурахмана, жалел
    как о растаявшем снеге. А познакомившись поближе с Россией, имам, будучи
    неглупым человеком, понял, что Кавказская война рано или поздно должна было
    закончиться покорением Кавказа и его собственным пленением, если ему не
    суждено было погибнуть от русской пули.
    Пребывая в Калуге, Шамиль с большой охотой появлялся на публике, знакомился
    с городом. Пытливо осмотрев в первый же день калужские окрестности, Шамиль
    неожиданно радостно воскликнул: "Чечня! Совершенная Чечня!".
    Совершать прогулки по городу имам предпочитал в открытой коляске, которую
    ему подарил царь вместе с четверкой лошадей и пятнадцатью тысячами рублей
    дохода в год. Но несмотря на возможность много тратить, Шамиль был
    чрезвычайно прост в быту. Точнее, он сохранил все привычки горца,
    прожившего всю жизнь в горах и привыкшего к спартанской обстановке. Имам
    был весьма умерен в пище. За завтраком и ужином он съедал одно блюдо, за
    обедом - два. Ничего, кроме свежей ключевой воды, он не пил. Жил в согласии
    с природой. Спать ложился рано: летом в семь, зимой в девять. Вставал тоже
    раньше всех. В летние месяцы - в четыре, а в зимние - в шесть.
    Что до одежды, то Шамиль не изменял своим привычкам и одевался как истинный
    горец, тем более что никто его не принуждал к европейской цивильной одежде.
    Более того, относясь с уважением к Шамилю - имаму Дагестана и Чечни, ему
    разрешили ходить в чалме (после покорения Кавказа это могли делать лишь
    побывавшие в Мекке). Так что по улицам Шамиль щеголял в белой красивой
    чалме, медвежьей шубе и желтых сафьяновых сапогах. Посетив в таком
    экстравагантном для калужан виде городской сад, имам сразу же запомнился
    публике. Вот, например, как вспоминает Шамиля один из очевидцев: "Несмотря
    на преклонный возраст и девятнадцать ран, полученных Шамилем в боях, он
    казался моложе своих 62 лет. Имам был крепкого сложения, стройный, с
    величавой походкой. Волосы его были темно-русого света, слегка схваченные
    сединой. Hoc - правильной формы, а лицо с нежным белым цветом кожи
    обрамлено большой и широкой бородой, искусно окрашенной в темно-красный
    цвет. Величавая походка придавала ему весьма привлекательный вид." Кстати,
    бороду Шамиль красил для того, чтобы "неприятели не заметили бы в наших
    рядах стариков и потому не открыли бы нашей слабости""":
    В середине 1860 года в Калугу неспешно проследовал караван из семи
    экипажей. Это доставили личные вещи Шамиля и его семью. Один из экипажей
    был гружен несколькими тюками - обширными персидскими коврами. Это привезли
    библиотеку.Шамиля, сплошь состоявшую из религиозных книг. Радости имама не
    было предела, тем более что вместе с книгами привезли и любимую жену Шамиля
    Шуаннат, за жизнь которой имам особо боялся. Позже Шуаннат рассказала, что
    была без памяти от страха в первые часы взятия Гуниба. А когда Шамиля
    повезли к русскому главнокомандующему князю Барятинскому, она была уверена,
    что больше не увидит своего мудрейшего мужа. И даже когда князь Барятинский
    их обласкал и подарил им много драгоценных камней, она и то продолжала
    думать, что ее отправят в Сибирь на всю жизнь. "Никогда, - признавалась
    она, - не могли мы подумать, что в России нам так будет хорошо". Тем не
    менее урожденная Анна Ивановна Улуханова не желала возвращаться в
    христианство, веруя в мудрость Шамиля, приведшего ее в магометанство.
    И вправду, имам Шамиль был очень религиозным человеком, прожившим жизнь в
    согласии с Кораном, но он никогда не был фанатиком и потому с интересом
    присматривался к церковной жизни русских. Бывало, он заглядывал в церковь
    св. Георгия, где ему сделали специальное окошко, чтобы он мог следить за
    службой не снимая папахи. А однажды Шамиля пригласил к себе на чай епископ
    калужский Григорий. С ним завязалась оживленная беседа, в которой епископ
    спросил Шамиля: "Отчего у нас. и у вас один Бог, а между тем для христиан
    Он добрый, а для магометан такой строгий?" "Это оттого, - отвечал Шамиль, -
    что Иса (Иисус - Авт.) ваш добрый. А наш пророк сердитый, да и народ у нас
    буйный, и потому с ними следует обращаться строго".
    Очутившись как-то в Царском Селе и подивившись лишний раз роскоши и размаху
    "гяуров", Шамиль замер перед величественной статуей Спасителя. Помолчав
    минутку, он сказал своему другу - полковнику жандармов Богуславскому: "Он
    многому прекрасному учил вас. Я тоже буду ему молиться. Он мне счастье
    даст". И это, по всей видимости, не было позой. Видя терпимое отношение
    русских к исламу, он- также терпимо стал относиться к "неверным". Как-то
    раз полковник Богуславский спросил Шамиля: "А что если бы Шуаннат сделалась
    христианкой, взял ли бы ее к себе как жену?" - "Возьму!" - решительно
    ответил имам.
    Вопреки своим годам Шамиль сохранил почти что юношеское любопытство ко
    всему, что его окружало. Как-то раз он пожелал посетить казармы калужского
    гарнизона, откушав там каши, а в другой раз - Хлюстинскую больницу. Проходя
    одну за другой палаты, он наткнулся на раненого своего солдата. Узнав, что
    горца лечат так же внимательно и тщательно, как и русских, Шамиль был
    потрясен. Позже, встретив на улице еще двух горцев (к удивлению имама, не
    закованных в цепи), он завел разговор со своей "нянькой" - капитаном
    корпуса жандармов Руновским. "Теперь только я вижу, как дурно содержал
    княгинь (Орбелиани и Чавчавадзе, взятых в плен в 1854 году. - Авт.), но я
    думал, что содержал их очень хорошо. Я вижу в Калуге сосланных сюда двух
    горцев, они ходят здесь на свободе, получают от государя содержание,
    занимаются вольной работой и живут своими домами. Я не так содержал русских
    пленных - и от этого меня так мучит совесть, что я не могу этого выразить
    словами".
    Находясь в России, пытливый до мелочей имам невольно сравнивал родной
    Кавказ с огромной страной, в которой он очутился, удивляясь ее размаху и
    развитию. Однажды его привезли посмотреть губернскую гимназию, в которой
    Шамиль попросил непременно показать ему физический кабинет. Наткнувшись там
    на корявый кусок магнита, имам долго с ним играл, радуясь тому, как он
    притягивает всякие железячки. Но в гимназии Шамилю так и не смогли
    объяснить, зачем русских детей учат русскому же языку. И совершенно
    озадаченным стал Шамиль, посетив позже русский флот в Кронштадте, монетный
    двор в Петербурге, фарфоровый и стеклянный заводы... "Да, я жалею, что не
    знал России и что ранее не искал ее дружбы!" - произнес Шамиль со вздохом,
    подъезжая к Калуге.

    Летом 1861 года Шамиль со своим сыном Кази-Магомедом и двумя зятьями
    отправились в столицу просить у Александра II разрешения ехать в Мекку. Но
    Александр II ответил уклончиво, давая понять, что пока не время... Позднее
    Шамиль красноречиво писал об этом эпизоде своему покровителю князю
    Барятинскому: "Краснею со стыда перед Его Императорским Величеством и перед
    тобою, Князь, и раскаиваюсь, что высказал желание ехать в Мекку. Клянусь
    Богом, я не высказал бы моих задушевных желаний, если бы знал, что Кавказ
    еще не замирен. Не высказал бы потому, чтобы Император и ты, Князь, не
    подумали бы обо мне чего дурного! Если я лгу, то пусть поразит меня и все
    мое семейство кара Божия!" (Просьбу Шамиля Александр II исполнил. В 1871
    году Шамиль посетил гробницу пророка Магомета, но вернуться в Россию ему
    уже не пришлось: смерть настигла имама в Медине.)
    Постепенно, по свидетельству приставленного к имаму офицера, надзор за
    "стариком", как называли за глаза Шамиля, стал почти незаметным. Никто его
    уже и не воспринимал как военнопленного. Но интерес к нему не угасал. У
    Шамиля часто интересовались о тех жестокостях, которые он совершал над
    людьми. Имам на это отвечал философски: "Я был пастырь, а те были моими
    овцами, чтобы их держать в повиновении и покорности, я должен был
    употреблять жестокие меры. Правда, много людей я казнил, но не за
    преданность к русским - они мне никогда ее не высказывали, - а за их
    скверную натуру, за грабеж и за разбой, поэтому я не боюсь наказания от
    Бога". На вопрос, почему он не сдался раньше, он отвечал как человек чести:
    "Я был связан своей присягой народу. Что сказали бы про меня? Теперь я
    сделал свое дело. Совесть моя чиста, весь Кавказ, русские и все европейские
    народы отдадут мне справедливость в том, что я сдался только тогда, когда в
    горах народ питался травою".
    Как-то вечером Шамиль тихонько постучал в комнату своей новой "няньки"
    Чичагова и, с минуту помолчав, вдруг спросил:
    "Чем и как лучше я могу доказать, как я обожаю своего Государя?" Ответ
    напрашивался сам: присяга на верноподданство. И Шамиль не заставил себя
    долго ждать. Имам написал Александру II письмо, ставшее своего рода
    политическим завещанием Шамиля потомкам: "Ты, великий Государь, победил
    меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь,
    подарил мне жизнь. Ты, великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями.
    Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и
    покоренного Твоею великою душой внушить детям их обязанности перед Россией
    и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе,
    Государь, за все благодеяния, которыми ты меня осыпаешь. Я завещал им быть
    верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему
    отечеству"...
    Шамиль принял присягу 26 августа 1866 года вместе со своими сыновьями Кази-
    Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания.
    Чем было это столь странное, на 180 градусов, обращение имама Шамиля из
    последовательного врага России в ее верноподданного? Был ли этот поворот
    искренним или же это было лишь притворство? Никто, пожалуй, кроме самого
    Шамиля, не ответит на этот вопрос. И все-таки, думается, что имам был
    искренен. С чего ему было двуличничать? Это был смелый и порядочный
    немолодой уже человек, так что не из трусости же он принял дружбу со
    вчерашними своими неприятелями. Что ему угрожало? В конце концов, находясь
    в ссылке, побежденный Шамиль мог бы просто замкнуться в четырех стенах. Но
    нет, он сам идет навстречу своим прежним противникам. Думается, что это
    было проявление настоящей мудрости, преклонявшейся перед великодушием и
    величием бывших врагов.