Лезгинка какая национальность. Народ лезгины

Лезгины - народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Численность лезгин в России 473,7 тыс. чел. (по данным переписи населения 2010 года), численность лезгин в Азербайджане оценивается по-разному: от 180 тыс. по официальным данным до 800 тыс. по данным лезгинских организаций. Еще одна крупная лезгинская община (около 40 тыс. чел.) есть в Турции.

Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье.

Религия лезгин - ислам суннитского толка.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа.

В честь лезгин назван знаменитый танец народов Кавказа - лезгинка.

7 место: Камран Мамедов - дзюдоист, мастер спорта международного класса. Родился в 1967 г. в городе Кусары (Азербайджан). Камран начал свою спортивную карьеру в 1980 году, когда он в 13-летнем возрасте впервые пришел в Кусарскую детско-юношескую спортивную школу и начал заниматься дзюдо. Уже в 1983 году Камран занимает 1-е место в первенстве Азербайджана. В 1984 году он занимает 1-е место на 16-ой междушкольной спартакиаде в Ташкенте. Камран Мамедов является также неоднократным призером международных турниров в Москве, Париже, Берлине, Кишиневе, Минске, Киеве. 1985 г - 3-е место в молодежных спортивных играх в Киеве; 1989 г - 2-е место в чемпионате СССР в Алма-Ате; 1990 г - 1-е место в кубке мира в Каракасе, Венесуэлла.

6 место: Сулейман Керимов - российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи». Родился 12 марта 1966г в городе Дербенте, Дагестан, Россия.

5 место: Сердер Сердеров - российский футболист, нападающий махачкалинского футбольного клуба «Анжи» и молодежной сборной России. Родился 10 марта 1994 года в г. Махачкала, Дагестан, Россия.

4 место: Осман Эфендиев - представитель известной борцовской династии, которая начиналась с его отца Сулеймана и дяди Султана и которую сегодня продолжают внуки этих незаурядных в прошлом мастеров ковра, стоявших у истоков зарождения в Дагестане вольной борьбы как вида спорта. Осман достойно продолжил семейную традицию, он был финалистом чемпионата мира и призером чемпионата Европы, побеждал на чемпионате страны и Спартакиаде народов СССР.

3 место: Эмре Белёзоглу - турецкий футболист, полузащитник. Родился 7 сентября 1980 года в Стамбуле. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.

2 место: Ариф Мирзакулиев - советский и азербайджанский актёр. Родился 6 июня 1931 года в Баку. Снялся всего в двух фильмах, которые впоследствии стали очень популярны на весь Советский Союз «Встреча» 1955 года и «Не та, так эта» 1956 года.

Религия лезгин – ислам, что с арабского языка переводится как покорность (законам Бога).

Высшей силой у лезгин, как и у других мусульман, является Аллах. С его именем приступают ко всем начинаниям, его именем клянутся. Например, когда начинают есть, произносят: Бисмилляхи рахмани рахим , а когда заканчивают есть: Альхамдулиллях .

Аллах – создатель Вселенной и всего, что есть в этом мире: солнца, звезд, земли, людей, животных. Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что нельзя делать и что надо делать обязательно, что такое хорошо и что такое плохо. Пророки – это лучшие из людей, которых Аллах выбирает для передачи людям откровений. Последним таким пророком был Мухаммад (с.а.с.).

Он говорил, что нужно верить в Единого Бога, молиться, любить родителей, уважать старших, хорошо относиться к родственникам, соседям, быть гостеприимным, стремиться к знаниям, трудиться.

Запрещено убивать, воровать, обманывать, пить спиртные напитки, обзывать других и издеваться над кем-либо, беспокоить соседа и вредить ему, сплетничать.

Священной книгой мусульман является Коран. Коран – это слово Аллаха. Это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Мусульмане верят в Единого Бога, пять раз в день молятся (в пятницу совершают коллективную молитву в мечети), в месяц Рамазан держат пост (не едят и не пьют с рассвета до захода солнца), раздают милостыню бедным и совершают паломничество (хадж) в Мекку.

Кстати, ваш предок Хусейн в середине XIX века из Ахтов пешком совершил паломничество в Мекку, и его стали называть Хаджи Хусейн. От него и пошла наша фамилия – Гаджиевы.

Дербент – колыбель российского ислама, здесь покоится прах первых мусульман России.

Сподвижники нашего Пророка (с.а.с.) через 20 лет после его смерти пришли на землю Дагестана. Здесь прозвучал первый азан, первая проповедь ислама.

Но некоторые традиции доисламской эпохи до сих пор сохранились в народе. По дороге в Ахты мы останавливались возле пира. Вы у меня еще спросили, что это за место. Так вот слушайте.

Пиры лезгин – это одиночные могилы или небольшие каменные мавзолеи. Каждый из них связан с легендой о том или ином святом. В одних, по преданию, похоронен святой, другие – это места, где останавливался святой, в некоторых захоронены люди, отличавшиеся при жизни особым даром.

Деревья или кусты, что растут около пиров, также считаются священными, к ним паломники привязывают куски ткани. Они часто являются местом хранения священных книг, коранов.

Пожалуй, главное место среди древнейших доисламских святынь у лезгин занимает Эренлар – священная гора выше селений Микрах и Мискинджа Докузпаринского района. Сюда в летний период стекаются паломники не только из всех районов Южного Дагестана, но и из Азербайджана и всего Дагестана. Эренлар включает целый комплекс природных памятников, почитаемых как святые места. Поднимаясь по склону Шалбуздага, паломники останавливаются на поляне пира Сулеймана – здесь шейх Сулейман умер, идя на поклонение святой горе. На этом месте паломники совершают молитвы, раздают садака (милостыню).

Прибыв на место – относительно ровную поляну, где расположены мечеть и огромные каменные нагромождения, будто воздвигнутые великанами, паломники, совершив молитву, на специальном плоском камне режут жертвенных овец. Мясо варят в больших котлах, хранящихся здесь, и раздают всем паломникам. Кусок сырого мяса (примерно 2 кг) каждый паломник берет с собой, чтобы приобщить к освященной еде и тех, кто не смог совершить восхождение.

В углу одного из каменных «дворов» есть узкое вертикальное отверстие, сквозь которое поднимаются желающие очиститься от грехов. Если человек грешен, камни отверстия смыкаются вокруг него и не отпускают до тех пор, пока грешник вслух не сознается в грехах, не пообещает жертвоприношение в пользу бедных и сирот. Если человек без греха, он, даже если очень полный, легко и свободно проходит через отверстие.

До принятия ислама у наших предков были свои представления о мире. Существовали семь земель и семь небес (ирид чилер, ирид цавар ).

Земля стояла на спине огромного быка. Перед ним все время кружился овод (насекомое). Когда бык, выведенный из терпения оводом, крутил головой, происходило землетрясение. А если бык вздумает сдвинуться с места, наступит конец света – последний день Земли. А вот еще одна древняя легенда.

Солнце и луна, по преданию, были братом и сестрой. Однажды, когда сестра-солнце мазала куском овчины глиняный пол, брат-луна вступил с ней в спор о том, кому из них в какое время суток восходить над землей. Брат-луна считал, что сестре-солнцу лучше выходить в ночное время во избежание нескромных взглядов людей, а ему – мужчине – лучше днем. Сестра ответила, что это ее не пугает, так как тем, кто на нее посмотрит, она вонзит в глаза огненные иглы. Рассердившись на то, что брат не соглашается с ней, она ударила его по лицу мокрым куском овчины, что оставило на лице луны-брата несмываемые пятна.

Раньше очень боялись затмений солнца и луны. По народному поверью, затмение происходило от того, что пророк Джабраил закрывал их своим крылом от людей в наказание за грехи и что затмения влекли за собой всяческие несчастья – мор, неурожай, падеж скота.

Многие верования, обряды и обычаи, сложившиеся у народа с языческих времен, ислам использовал и приспособил к мусульманским верованиям.

Религия - дин.

Вера - инанмишвал.

Молитва - капI.

Мечеть - мискIин.

Пророк - пайгъамбар.

Легенда - кьиса.

Из книги Киевская Русь автора

7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами (см. Гл. II). Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под

автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) [изд. 1974, сокр.] автора Поршнев Борис Фёдорович

2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух. Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Религия Обыкновенно, почти без исключения, дело представляется так, что Христос был довершителем еврейства, то есть религиозных идей евреев. Даже правоверные евреи, хотя и не считают в Нем довершителя, однако видят в Нем ответвление своего древа и с гордостью

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Религия Каждое славянское поселение имело свой сакральный центр, который мог считаться местом обитания сверхъестественного покровителя - духа-предка или божества. Подобные объекты могли помещаться в священных рощах. В такой роще мог располагаться и примитивный

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

автора Константинова С В

2. Религия Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Религия В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.1. Гармония.2. Симметрия.3. Красота.Для античной религии характерно многобожие –

Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.

Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.

Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.

Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.

Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.

Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).

Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.

Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.

К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.

Амиль Саркаров

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Цитата: LEZGI-YAR

Жезвай хиир жувандаз хурай. Урусрикай беhем рушар садрани х1иитуш. Жуван Лезги к!ол ачух ая.

Урусурин рушарини лап гуьзи папарини галаз hамиша деh ЗАМАНДИЛАЙ(с язычества) КАСАРИК ЕГЕЗУВАЙДИЯ(ищет любов) АМ АБУРИН ХЕСТАВАЛЯ 5-д ЙИСАЛАЙ АЛАТАЙЛА,(матриархат)ГУЬЛ hИН МИЛЛЕТКАЙ ХЬАЙТАНИ БАЛАМИШЗУВАЙДИЯ МАСА ПАТАЗ ТАМАШИЗА ИТИМ ЧАГЪУРЛА ЯГЪУРЛА(новый любов) ВАРИ(КАКУР) КВАЛАХИРИН ТУМУНИКАЙ АТАНА ГАДУРЗВАЙДИЯ ВАРИ ЦИЙИЗ БАШЛАМИШЗУВАЙДИЯ.ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НА РУССКИХ КРАСАВИЦ ЖЕНИТСЯ ПЕРЕД ЖЕНИТБОЙ СТАВ ЖЕСТКА И ПРИПОДНОСИ СЕБЯ И ПРИСТАВ СКАЖИ (ОЧЕНЬ СЕРЕЗНЫМ ВИДОМ ЖЕСТКА) ЧТО САМОМ ДЕЛЕ ХУЛИГАНОМ БЫЛ ВОРОМ БЫЛ БЫЛ БЛУДНЫМ И Я ИЗ ЗА ТЕБЯ Я СТАЛ НОРОМАЛЬНЫМ И Я БУДУ ВСЁ МУЖСКОЙ ДЕЛА БУДУ ДЕЛАТ С ОПЕРЕЖЕНИЕМ И ОЧЕНЬ ГРУСТНО СПРАШИВАЕШЬ ТЫ ВЫХОДИШ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ ИЛИ НЕТ? А ДАЛЬШЕ...........при каждым споре или не поятке,скажи её что я говорил вам что я такой А ДАЛЬШЕ........

ДА ЕЩЕ РАЗ ДА ЖУВАНДИЗ ЖУВАНБУР ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ Г Е Н О Ф О Н Д ЖУВАН ЛЕЗГИВАЛ ЖУВАН Ч1АЛ ЖИ Ч1ЕХИ БУБА-ДИДЕЯР ЧИПИН ХТУЛУРИХ, ПУТУЛАРИГЪ, ШУТУЛАРИГЪ ДУГУЛАРИГЪ СИХИЛАРИГЪ ГАЛАЗ РАХАДАЙВАЛ ИМ ЧИ МУРАДЯ! ......и еще....Запомни ты в жизни никогде не остаешься голодным.Эта чест и хвала им русачкам красвицам.....если не так простите.......ВООБЩЕ ТА НАШ БРАТ НИКОГДА НЕ ИЗВ. НЕ ПРОСИТЬ ну я ДЕЛАЮ ИСКЛЮЧЕНИЕ(причина учители рус женшин)...... САГЬРАЙ ЛЕЗГИЯР


Цитата: Наира Сергеева

Я Лезгинка и замужем за Русским, у нас трое маленьких детей и всё замечательно, родственники дружат, празднуем и Курбан-байрам и Пасху с Рождеством. А главное Любовь.

Цитата: Лазарь

Слепой любов у вас Нам не нужно от русских подержка мы сами силный и умный нации А ты ностаящий предательница А кто будет Лезги ГЕНОФОНД сохранить твой Иван что ли?


Я по национальности лезгин. Жениться,замуж выходить надо по любви не зависимо от вероисповедания,национальности. Чем больше такие браки будут в России,тем меньше конфликтов будет на национальной почве. У меня очень много родственников которые женаты на русских красавиц,и замужем за русских парней.Я вам честно скажу,в таких семьях иммунитет сохранения семьи более развит,чем обычных лезгинских семьях. Дагестане последнее время наблюдается рост разводов именно среди лезгинского народа,и ничего в плохого не вижу.Конечн лезгинские девушки обеспокоены,что наши парни женяться на русских девушек,ничего плохо в этом не вижу.Наоборотбудет больше поддержи со стороны русских. Русская нация,она великая и сильная нация. Я за таких браков.


Лезгинская нация,она всегда была и есть ближе к русской нации,чем другие нации в Дагестане. У меня двоюродная сестра 80 годах вышла замуж за русского деревенского парня.Сейчас у них большая семья дети,внуки,счастливо живут. Также двоюродные братья женаты на русских девушек. У них тоже свои семьи.В Дагестане наблюдается много разводов именно среди лезгинов. Я думаю надо жениться по любви,разницы нет русская,не русская. Конечно когда кровь смешанная дети рождаются более здоровые, одаренные.


Так, девки, - харе ругаться! Я сам наполовину хохол, наполовину бульбаш, наполовину русский, хотя и других кровей тоже намешано. У меня жена - кабардинка, живем уже 4 года. Считаю, что дело не в нации - а в человеке. Считаю себя русским. А закончится весь этот плавильный котёл вот поверьте - новым Советским человеком.


Ерунду не пишите!!! Это видать лезгинские парни перестали влюблятся в своих лезгинок. И вешаются как раз они на девушек наших русских красавиц. Видно скучно им с вами,вы подчиняетесь,а мы властвовать мужчинами умеем! И по ходу им это нравится!!!

Русские Девушки очень любят нашиx лезгинскиx парней а русские парни вещаются на русскиx девушкаx потому что нацисты а русским девушкам все-равно, поженятся они или не поженятся на ниx, лезгинки девушки очень любят своиx лезгинскиx парней и выxодят замуж за своиx лезгинов как и положено. Всем лезгинкам не xватают свои лезгинские парни потому что русские девушки уводят нашиx лезгинскиx парней русская девушка должна чувства собственного достоинства.


Хкемжуь] Да не только лезгины, практически во всех дагестанских народностях наблюдается рост смешанных браков, в том числе и с русскими. Главной же причиной смешанных браков в Дагестане является отток из мононациональных сел в крупные дагестанские города где доля каждой национальности составляет не более 15 %.

Потому что русские девушки запудривают им мозги поэтому наши парни женятся на русскиx девушкаx лезгинские аварские кумыкские девушки т.д не люди что ли.


dzhama1982.. Лезгинские мужчины как спасательный круг для русских девушек в г. Махачкала и в Дагестане!!!

Лезгинские мужчины ценят своиx лезгинок а русскими девушками они живут временно через 5 или 10 лет приезжают на родину и женятся на своиx лезгинкаx по любви как и положено каждая лезгин или лезгинка должны знать свои обычаи и традиции, должны любить свой народ лезгинский. русская девушка должна любить и выxодить замуж за своего русского парня как и положено а не вещаться на чужиx парняx, русские девушки недолюбливают лезгинок а на нашиx лезгинскиx парней смотрят они. русские девушки чем лучше, чем лезгинок. Лезгинские девушки умные, симпатичные, образованные добрые и xорошо воспитанные.


tariverdiev... Вы незнайте главного... Лезгинские джигиты 99% приятный наружности а так же воспитаны умны и слабы религиозность атак же они хозяственные.Эта прекрасно знают Русачки-красавицы.Женятся(больш. на русс) ни на своих те которые финансывые полжение у родителей слабо не хочет быт обозой у родителей,знает что они не потянет свадьбу(соц. беда) .После свадбы считай что он потерял половину статуса свою Лезгинство он уже не тот Лезгин как ранше был до женитбы (старые друзья с виду не показывают а самом деле....)Если в лезги село жить и работать то положительно.... А дети если 100% будет знать Лезги язык считай что он восстоновил свой статус Лезгинство а к детям относится ровесники с уважением. Тут очень много можно ну всеровно к этому Лезгину нет такого уважение кто бы он не был..... одним словам.... АМ ВИРИДАН ВИЛЕРАГЬ АВАТНА

Лезгины – народ, проживающий на юго-востоке Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Язык относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. Один из коренных народов Дагестана и севера Азербайджана.
В античных источниках (до 3 в) упоминается народ «леги», живший на Восточном Кавказе. В арабских источниках 9-10вв имеются сведения о «царстве лакзов» в южном Дагестане. Лезгины как народ сформировались еще до 14 в. До вхождения в состав России лезгины проживали в Дербентском и Кубинских ханствах.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие историки не признают.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты.
К 30 тыс.лет днэ на Ближнем Востоке (восточное побережье Средиземного моря) из переселенцев сформировался новый народ – аккадийцы. В это же время появились и первые поселенцы на юге современной Турции. К этому времени через Кавказ проходили немногочисленные племена австралоидов (потомков древних асуров, живших на материке Лемурия в Индийском океане). С побережья Индийского океана и Персидского залива, через Кавказ эти немногочисленные племена (раса Гримальди) доходили аж до Воронежской области, поэтому я считаю, что в 30 тыс.лет днэ на Кавказе жили немногочисленные племена родственные расе Гримальди – это племена, похожие на современных аборигенов Австралии и похожие на папуасов. Но еще раз упоминаю что эти племена были немногочисленны.
К 14500 году днэ (дата названа примерно) на юге Кавказа все больше становится аккадийцев (от них впоследствии произошли все семитские народы – аккадцы, арамеи, евреи, арабы). К 10000 лет днэ на территории Южного Кавказа и Западного Ирана сложилась зарзийская культура. Племена этой культуры обладали признаками как и аккадийцев, так и австралоидов, но это население все равно было малочисленно.
К 8500 году на территорию Турции многочисленными волнами начинают переселяться с территории современной Греции и Болгарии племена ориньякской культуры (это поздние волны переселенцев потомков атлантов, которые прошли путь с Западной Европы до Турции. Внешне это европеоиды южного типа (похожи на современных басков, испанцев или грков). Язык племен, поселившихся в это время на территории Турции непонятет, но по моему мнению он, чем то должен быть похож на язык басков.
К 7500 году днэ на территории Турции и на западе Южного Кавказа сложилась новая культура – Хаджилар. Она сложилась в результате переселенцев с территории Греции и Болгарии и части ассимилированных аккадийцев живших на юге Турции. Я думаю, что в это время начал складываться какой-то древний язык – язык древних кавказских народов.
К 6500 году днэ на этой же территории на основе культуры Хаджилар сложилась новая культура – Чатал-Гуюк (племена этой культуры сохранили те же признаки, только пополнились новыми переселенцами с Балкан – племенами Чедапской культуры). Для информации племена Чедапской культуры были очень развиты, они первыми в Европе стали строить поселения городского типа (по своей культуре и металлургии они не уступали народам Египта и Ближнего Востока).
К 5700 году днэ племена культуры Чатал-Гуюк полностью вытеснили с территории Кавказа все другие племена, родственные австралоидам. К 5400 году днэ на основе культуры Чатал-Гуюк на Кавказе сложилась своя археологическая культура – Шулавери.
Я думаю, что именно в это время сложился единый пра-язык всех народов кавказской языковой семьи (хурритов, албанов, иберов).
В 4500 году днэ на основе культуры Шулавери на той же территории сложилась культура Шомутепе. В основном ничего не изменилось, менялся немного язык, который все больше отдалялся от языков народов Турции и Ближнего востока.
К 3900 году днэ на территории Турции и всего Кавказа появилась опять единая для обеих территорий археологическая культура. Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен (либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию). Название культуры – Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские (племена кавказской языковой семьи) племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье.
К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура – культура Куро-Аракского энеолита (она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье). А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно. Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык (язык урартов).
С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы – собственно кавказские народы и хурритов (южнокавказские племена – будующих урартов).
К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события. На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен:

  • Колхидская культура (это будущие абхазы и западные грузины),
  • Ходжалы-Кедабекская культура (это будущие албаны),
  • Каякентско-Хорочеевская культура (это будущие лезгины и другие дагестанские народы),
  • Муганская культура (это будущие каспии и южные албаны).
  • Центрально-Закавказская (это будущие грузинские народы)
Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции (лувийцев, хеттов, палайцев).
К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась (но только культур, а не языков). Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий.
К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту (урарты-хурриты) сложился новый народ – армяне (смешение урартов, палайцев и западных фригийцев).
А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская (это культура албанов).
К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура – кувшинных погребений (это племена будущих грузинских племен).
К 550 году нашей эры, под влиянием передвижение больших групп племен с востока на запад (гунны, тюрки, хазары, авары), на Кавказе тоже начинаются происходить этнографические изменения (языковые). Завершили свое формирование народы – адыги, колхи и иберы.
К 950 году сформировались народы ясы (осетины), касоги (адыгейцы), абхазы, грузины.
К 1150 году полностью исчез народ – албаны, на его месте сформировался новый тюркский народ – азербайджанцы (из огузов, пришедших на Кавказ с территории Туркмении). Оставшиеся северные албаны оказали свое влияние на формирование дагестанских народов. К этому времени можно отнести формирование лезгин как народа.
Хотя я еще раз напоминаю, лезгины как народ начали формироваться значительно раньше. Я уже упоминал о выше о народе «леги» в 3-м веке и «лакзы» в 9-м веке.
По моему мнению лезгины являлись основным население государства Дербент, которое существовало в 7 – 13 веке (было уничтожено монголами), и государства Ширван, которое существовало в 14-16 веке, а также в Дербентском и Кубинском ханстве (которые были присоединены к России).
Вообще история любого народа интересна, если ее внимательно изучать.

Лезгины являются одним из древнейших автохтонных народов Восточного Кавказа, сыгравшим большую роль в политическом устройстве этого региона, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, скифов, парфян, персов, хазар и пр. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди ее народов ислама.

После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакз, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и родственные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами, кыпчаков, сельджуков, войск Тимура (Тамерлана), монголов на Восточный Кавказ. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ стал ареной борьбы сначала между державой Хулагуидов и Золотой Ордой (осколки империи монголов), затем между Османской Империей и Ираном, а в дальнейшем и Россией.

В результате подъема национально-освободительной борьбы лезгиноязычных народов во главе с великим полководцем Хаджи-Давудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и разгромлены сефевидские захватчики, а также воссоздано фактически независимое государство. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества. К концу XVIII в. почти все феодальные владетели осознали необходимость сближения с Россией и старались укрепить отношения с ней. В начале XIX века многие ханства и прочие феодальные владения Кавказа, в том числе и лезгинские, приняли русское подданство.

В 60-е годы XIX в. произошли некоторые административные изменения. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинская провинция - в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а затем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день.

Два трагических момента для Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.

В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны - влиятельных кланов внутри Дагестана. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.

Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана.

Лезгины были и остаются одним из крупнейших этносов Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2010 года численность лезгин в России - 476228 человек. Общая численность лезгиноязычных народов в России составляет более 700 тыс. человек. В Азербайджане лезгины – второй по численности народ, по переписи 1999 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской республике проживает от 500 до 800 тысяч лезгин. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.

В настоящее время лезгины вместе с родственными народами объединяются в лезгинскую (языковую) группу. Помимо лезгин в нее входят также табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, а также хиналуги.

Лезгины и родственные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.

Общая площадь территории расселения лезгиноязычных народов составляет 34% всей территории Дагестана.

В Азербайджанской Республике лезгины проживают в основном в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Шемахинском, Исмаилинском, Кабалинском, Варташенском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах, городах Баку и Сумгаит.