Фритьоф нансен. Норвежский путешественник фритьоф нансен

В конце сентября Нансен побывал в Красноярске. Он посетил городской парк и музей, встречался с гимназистами и преподавателями гимназии, с представителями местной власти и простыми красноярцами.

Путешествие по Сибири оставило глубокие впечатления у знаменитого норвежца. Через год выходит его книга-дневник «В страну будущего». Ниже приведен отрывок из этой книги, где автор подробно описал впечатления от трёх дней, проведённых им в Красноярске.

Об авторе: Фритьоф Нансен - норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, политический деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

«...Четверг, 25 сентября. На горизонте, за холмистою равниной на юге, уже синеют горы; можно даже различить отдельные кряжи и вершины. Это северная часть Саянских гор близ Красноярска, или, вернее, Гремячинский хребет.

На многих станциях нас с почетом встречали деревенские старосты, выбираемые самими крестьянами. На предпоследней станции перед Красноярском нас встретили, кроме старосты, исправник, начальник телеграфного отделения и еще двое-трое представителей крестьян. Начальник телеграфной станции передал нам просьбу красноярского городского головы - постараться приехать в город днем. Было еще утро, но нечего было рассчитывать попасть в Красноярск раньше вечера. Чтобы приехать туда днем, нам пришлось бы переждать до следующего утра на последней станции. Но времени у нас оставалось в обрез, и мне еще предстояло уладить в Красноярске кое-какие дела, прежде чем ехать дальше, а кроме того, меня ждали там письма, так что, как ни жаль было огорчать красноярцев, мешкать нам, согласно их желанию, оказывалось решительно не по карману. Но мы решили употребить все усилия, чтобы приехать вечером возможно раньше.

Итак, надо было торопиться, и мы понеслись во весь дух, мимо пашен и лугов, через села и деревни, не убавляя ходу. Нас трясло и подкидывало еще хуже; особенно тяжко приходилось в деревнях; в одном селе дорога оказалась до того невозможной, что пришлось объехать ее кругом.

Последнюю, тринадцатую станцию мы покинули в половине пятого дня; до Красноярска оставалось еще 35 верст, и надо было приналечь, чтобы не приехать чересчур поздно. Ямщик без устали хлестал лошадей кнутом и подгонял то протяжным жалобным воем подыхающей собаки, то отрывистыми веселыми окликами.

Перед нашим отъездом из Енисейска один осторожный чиновник, да и многие другие предостерегали нас, чтобы мы не ехали последнего перегона перед Красноярском в сумерках: там-де небезопасно. В силу амнистии по поводу Романовского юбилея было освобождено до срока много уголовных преступников, которые теперь и начали «шалить» по ночам. Еще совсем недавно произошло нападение на почту; лошадь и почтальон были убиты, а денежная почта похищена. Разбойников, разумеется, не поймали. Здесь это редко удастся. Мы проехали место нападения еще до наступления темноты. Действительно, место было вполне подходящее для грабежа - пустынное, холмистое. Говорят, там водружен деревянный крест, как это принято в Сибири на местах, где произошло убийство, чтобы проезжие могли помолиться за души убитых. Мы, однако, креста не видали.

Нас эти рассказы не запугали, и мы больше смеялись над возможностью нападения. На приезжих, да еще иностранцев, в Сибири нападают редко, предполагая, вероятно, что они хорошо вооружены. Мы-то этого предположения не оправдывали: у меня лично не было при себе ничего, кроме перочинного ножа. Ружья я отправил пароходом. И, в сущности, нам не следовало бы смеяться: когда мы приехали в Красноярск, все веревки, которыми был перевязан наш багаж, помещавшийся позади кузова тарантаса, оказались перерезанными, и концы их волочились по земле. К счастью, предусмотрительная г-жа Кытманова позаботилась вдобавок увязать наши вещи в мешки, которые и предохранили их от выпадения. Мы с Лорис-Меликовым, правда, заметили в дороге, что какие-то веревки волочатся по земле и захлестывают колеса, и даже поговорили между собой по этому поводу, но тем дело и ограничилось. Услыхали мы шуршание веревок вскоре после того, как миновали опасное место, а тогда было уже довольно темно. Воры, очевидно, вскочили на тарантас сзади и перерезали веревки, но были вспугнуты встречными проезжими и соскочили. Во время езды, за шумом и тряской, нет никакой возможности расслышать, что творится сзади.

Скоро начался дождь. Навстречу нам попадались полицейские казаки, высланные вперед, чтобы узнать, где мы и скоро ли можно ожидать нас. Из этого мы поняли, что в Красноярске готовили нам встречу.

Наконец около половины восьмого вечера мы прибыли под моросящим дождем. Город, освещенный электричеством, представлял эффектное зрелище с вершины холма, на который мы въехали; вдобавок в степи, у въезда в город, пылали костры и факелы. Когда мы подъехали поближе, то различили при свете костров темную массу народа и арку, украшенную русскими и норвежскими флагами; темные фигуры двигались взад и вперед и махали факелами.

Экипаж, можно сказать, врезался в толпу и застрял в ней под крики «ура». Пришлось нам выйти и выслушать приветствия городского головы, председателя Географического общества, представителя губернатора, который сам был в отъезде, и т. д. и т. п. Речи покрывались восторженными «ура», дождь продолжал моросить, а факелы и костры ярко пылать. Картина получилась фантастическая. Все эти люди стояли под дождем и ждали нас с трех часов дня. Досадно, но вина была не наша.

Затем Востротина и меня усалили в экипаж, запряженный парой красивых вороных лошадей, а Лорнс-Меликова в другой, и повезли под гору в город, по освещенным электричеством улицам, к роскошному дому купца Петра Ивановича Гадалова, где нас сердечно приняли сам хозяин с женой, дочерью и сыном.

Итак, мы достигли Красноярска - цели, к которой так долго стремились,- как раз в срок, 25 сентября, и могли похвалить себя за аккуратность, принимая во внимание, сколько тысяч верст нам пришлось проехать от Христиании, да еще столь разнообразными способами. У меня даже оставалось в распоряжении целых три дня до отъезда на Восток с инженером Вурцелем. Но гостеприимные горожане решили хорошенько использовать эти дни. Такое «событие», как наш приезд, надо было отпраздновать; а кроме того, меня просили прочесть доклад о нашем путешествии, что я и пообещал. Но прежде всего надо было хорошенько смыть с себя грязь и дорожную пыль, переодеться и откушать вместе с моими спутниками за празднично накрытым столом в доме наших милых хозяев, которые не знали, чем нам и угодить. В такие минуты мне всегда кажется, что ничто не может сравниться с наслаждением путешественника, добравшегося после долгих мытарств в мороз и метель или в туман и дождь до шалаша или теплого костра, или, как мы теперь, после долгой тряски по проселочным дорогам - до такого дворца.

Пятница, 26 сентября. На другой день я первым долгом привел в порядок свои снимки, нужные для доклада. Большую часть негативов я проявил еще на борту «Корректа» и «Омуля», где темной комнатой нам с Востротиным служила ванна. Один из хранителей музея в Красноярске взялся сделать диапозитивы с выбранных мною снимков и отлично справился со своей задачей. Затем надо было побывать в магазине и приобрести новый запас катушек с пленками и пластинок для моего фотографического аппарата. Затем отправиться в банк за деньгами и заняться приведением в порядок гардероба, несколько пострадавшего за время путешествия.

Востротин прокатил меня по городу и показал все достопримечательности, в том числе собор Рождества Христова, высокие колокольни и золотые купола которого видны было со всех концов города. Красноярские владельцы золотых приисков начали строить собор в 1843 году, но в 1849-м своды храма рухнули. Тогда золотопромышленник Щеголев взял на себя постройку и украшение храма, и это обошлось ему около полумиллиона рублей. Вообще, если какой-нибудь богатый сибиряк желает принести на алтарь отечества жертву от избытка своего, то строит церковь. Затем мы посетили городской парк, который слывет лучшим во всей Сибири. Время было осеннее, и цветы уже завяли, но судя по деревьям, хвойным и лиственным, можно было представить себе, что летом парк является чудесным местом для прогулок. Улицы в городе широкие и прямые; на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окруженной горами. С западной стороны находятся возвышенности, через которые мы перевалили накануне вечером. Ближайшая к городу крутая гора состоит из красного песчаника с прослойкой красного мергеля, чему город и обязан своим названием. На восточном берегу Енисея местность еще выше и более пересеченная; возвышенности здесь отчасти вулканического происхождения и поросли редким лесом.

Несколько выше Красноярска Енисей пробивается сквозь скалистое ущелье и суживается иногда до 300-400 метров в ширину, зато быстрота течения достигает 7-9 верст в час. Дальше река опять разливается и достигает версты с лишком в ширину, а вблизи города разделяется на два рукава и обтекает низменные красивые острова, поросшие березовым лесом.

Здесь, как и везде, наблюдается большая разница в уровне воды во время весеннего разлива и летом. Разница эта достигает 10 метров и ею-то и обусловливается своеобразное строение берегов - «голые песчаные откосы, полого спускающиеся к воде».

После полудня мой гостеприимный хозяин предоставил в мое распоряжение верховую лошадь, так как слышал, что мне хотелось ознакомиться с окрестностями. Вместе с сыном хозяйки я и совершил чудесную прогулку в горы на запад от Красноярска. Местность была холмистая, пустынная. Горы большею частью сложены из рыхлого красного песчаника, но, по-видимому, это лишь верхние слои, как и всюду, образованные процессом выветривания в течение долгих времен. Так как здесь, видимо, не было ледникового периода - по крайней мере в позднейшие геологические эпохи,- то все эти продукты выветривания остались на месте. Местность прорезана размытыми водой долинами; там и сям из песчаника пробились ключи и образовали глубокие узкие ущелья.

Некогда, быть может, пространства эти были покрыты лесом, хотя я и не нашел никаких следов этого. Должно быть, он выгорел в незапамятные времена, и вся местность превратилась в луговую равнину, почти нигде не возделываемую, за исключением речных долин, да и там мало.

Суббота, 27 сентября. Мой несравненный хозяин угадал, что мне очень хотелось познакомиться также с горами другого, восточного берега Енисея, и на другое утро снова предоставил нам верховых лошадей. На этот раз я отправился в сопровождении молодого Гадалова и хранителя музея.

Несколько выше Красноярска через Енисей перекинут железнодорожный мост, почти в 900 метров длиною, другого моста через реку нет, и для переправы пользуются паромами. Даже самый главный паром устроен весьма примитивно и в движение приводится силою самого течения. К одному из концов длинного каната прикреплен якорь и спущен на дно реки выше места переправы; самый канат покоится на лодках или на барках; другой конец его прикреплен к парому, снабженному большим рулем. Если с помощью руля паром поставить наискось течения, то его понесет на другой берег, к пристани. Там люди и лошади сходят, паром снова нагружается, руль переставляется, и паром снова переносится течением обратно. Таким образом, переправа совершается целый день, и вся работа перевозчиков заключается в том, чтобы переставлять руль.

Пришлось подождать тут и нам. Сегодня оказался большой праздник (14 сентября старого стиля), а вчера был базарный день, и народу у переправы собралось множество. Интересно было, посмотреть на народ, такой веселый, радостный и довольный с виду. Все они собрались домой в деревни, телеги были пусты, а женщины и девушки в лучших своих нарядах. Паром пристал к берегу, нагруженный людьми, лошадьми и телегами, и едва все они выбрались, как на него хлынула новая масса возов, лошадей и людей! Скоро мы отчалили и очень быстро очутились на противоположном берегу. Но оказалось, что мы попали еще только на остров, и по другую сторону его нас ожидал другой паром.

Наконец мы переехали второй рукав реки и очутились на твердой почве, сели верхом на лошадей и быстрою рысью отправились к югу вдоль реки, сначала степью, а потом долиной между гор, пока не доехали до гранитного кряжа, который меня особенно интересовал.

Для того, кто привык к нашим круглым, отполированным льдами скандинавским скалам, странно видеть здешние горные формы.

По долинам ясно видно, что они обязаны своим происхождением воде, а не ледникам, как у нас. А зубчатые выветренные горные гребни из гранита, возвышающиеся над окружающими горами, ясно указывают на то, что местность с незапамятных времен подвергалась сильнейшему выветриванию и разрушению под влиянием атмосферных осадков, вследствие чего уцелели лишь более твердые породы, образовавшие нечто вроде развалин, тогда как более рыхлые были смыты дождями, унесены водами и ветрами. Я часто видел впоследствии и в Сибири и в Приамурье подобные острые, разорванные и зубчатые гребни из гранита или из другой твердой породы, которые высоко вздымались над окружающей местностью. Они указывают, что здесь не могло быть ледникового периода с его глетчерами, иначе они были бы стерты с лица земли. Почва вокруг была усеяна толстым слоем гравия и песка, обязанных своим происхождением тому же процессу выветривания. У подошвы этих крытых утесов не было даже каменистых россыпей, какие непременно встретились бы у нас, в Норвегии. Даже грунт здесь подвергается выветриванию и большею частью покрыт гравием, черноземом и растительностью. Лесная почва часто одета порослью, но самый лес редковат, деревья некрупные и по большей части лиственных пород.

Днем красноярское спортивное общество и школы устроили в честь нас состязание в футбол на городском плацу. В последние годы в России наблюдается сильное увлечение так называемым сокольством, получившим свое начало в Чехии, где оно в 1912 году отпраздновало свой пятидесятилетний юбилей. Увлечение это встретило поддержку правительства, и сокольские общества стали организовываться по всей России, а также здесь, в Сибири. Русские конькобежцы, которые были самыми опасными нашими соперниками в состязании на первенство мира, тоже принадлежат к «соколам». На спортивном плацу мы были очень тепло приняты красноярской молодежью в красивых светлых костюмах, и большое удовольствие было смотреть на их оживленную и умелую игру. Распрощавшись с этими милыми юношами и с их предупредительными руководителями, мы отправились в городской музей, где нам была устроена парадная встреча со служащими и дирекцией музея. В музее собраны ценные коллекции различного рода - естественнонаучные, археологические, этнографические и т. п. Для меня наиболее интересными являлись именно последние, особенно коллекции, касающиеся енисейских остяков, тунгусов, самоедов и других. Много нового об историческом прошлом и настоящем Сибири узнал я также из устных объяснений сведущих хозяев музея.

Воскресенье, 28 сентября. На другой день состоялось заседание в Географическом обществе. Я рассказывал о нашем путешествии и показывал диапозитивы, а также развивал план возможного судоходства через Карское море к устью Енисея. Востротин был так любезен снова взять на себя обязанности переводчика. Сердечное участие в глубокий интерес, обнаруженные многолюдным собранием, дали мне понять, какое важное значение придают сибиряки возможности морского сообщения их страны с Европой. Да это и не удивительно: несмотря на железную дорогу, здешние промышленники чувствуют себя словно взаперти со своими продуктами, и надежда на сбыт их морским путем открывает им блестящие перспективы. Огромные сибирские реки прямо как бы созданы для целей такого сообщения; транспорт вниз по течению необычайно удобен, и все эти реки указывают на север, на Ледовитый океан, как на выход из создавшегося положения. Вероятно, в связи с этим город и принимал нас так радушно, хотя мы были только приглашенными гостями в этом морском плавании и не подозревали за собой никаких особых заслуг.

Вечером городской голова и Географическое общество дали нам обед; было произнесено мною сердечных речей, проявлено много воодушевления; пришли даже приветственные телеграммы из Иркутска и из других областей Сибири.


Понедельник, 29 сентября. На другое утро, в пять часов, мои любезные хозяева проводили меня на вокзал железной дороги. Там встретили нас, чего мы уж никак не ожидали, радушный и сердечный хозяин вчерашнего обеда, городской голова, а также председатель Географического общества и многие другие, пожелавшие еще раз проститься со мной. Лорис-Меликов и Востротин в свою очередь решили проводить меня до Иркутска, но на этот поезд уже не оказалось билетов - все места были заняты еще в России. В 5 ч. 35 м. подошел экспресс, запорошенный снегом, напоминая нам, что мы в Сибири. Тут мы наконец встретились с инженером Вурцелем, который очень сердечно привял меня в своем купе-салоне. В его любезном обществе мне и предстояло теперь начать новое путешествие на Восток, по совершенно неведомой мне доселе стране. В его большом вагоне места оказалось вдоволь, и он тотчас же пригласил Востротина и Лорис-Меликова ехать вместе с нами.

Затем мы распрощались с милейшими жителями Красноярска, поезд тронулся, и мы помчались на восток по нескончаемому рельсовому пути. За длинным мостом через Енисей дорога довольно долго шла степью, большею частью вполне пригодной для землепашества и, казалось, даже не требовавшей удобрения; кое-где встречались и возделанные поля. То обстоятельство, что в Сибири даже вдоль линии железной дороги так много лежащих втуне земельных участков, объясняется, вероятно, тем, что сибиряки не удобряют земли, а, использовав ее, оставляют под паром иногда лет двадцать.

Первою большою станцией был город Канск, расположенный на Кане, притоке Енисея, и насчитывающий 10 000 жителей. Городской голова Канска, встретивший нас еще в Красноярске, снова приветствовал нас на станции во главе депутации от города; в течение немногих минут остановки вновь было произнесено несколько приветственных и ответных речей. Всюду обнаруживался живейший интерес к установлению морского пути через Карское море. Нужда в нем с году на год становится все более ощутительной.

А затем мы снова помчались на восток по слегка волнистой местности, с нескончаемыми плодородными пространствами земли, но здесь попадалось также много леса. Вагон Вурцеля был последним в поезде, причем салон помещался в конце вагона, и окна были как сбоку, так и в задней стене, и нам открывался свободный вид на всю железнодорожную линию и во все стороны..."

(Фритьоф Нансен «В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море», перевод с норвежского А. и П. Ганзен; Красноярское книжное издательство, 1982)

Открытий, сделанных Фритьофом Нансеном, событий, случившихся в его судьбе, хватило бы не на одну жизнь. Ромен Роллан назвал его «единственным европейским героем нашего времени».

По Гренландии без лыжни

Нансен родился в 1861 году в фамильной к Стуре-Фрён близ Кристиании (ныне в семье адвоката. Его датские предки поселились в Норвегии в XVII веке. По отцовской линии был потомком мэра Копенгагена и исследователя Белого моря. По материнской - графа Веделя Ярлсберга, главнокомандующего армией короля Кристиана IV.

С юности будущий путешественник был превосходным лыжником и не раз становился чемпионом Норвегии. По окончании гимназии выгод между стезёй художника и учёного; в результате поступил в университет на отделение зоологии.

20 лет Нансен принял участие в плавании по Северному Ледовитому океану; а через год - в рейсе среди льдов на тюленебойном «Викинге». После университета курировал отдел зоологическом Бергенском музее. Затем поработал в Италли - на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. Вскоре в Норвегии его удостоили золотой медали Королевской Академии наук, а за четыре дня до его первого исторического путешествия - и докторской степени.

Фритьофу было всего 26, а задача - серьёзней некуда: на лыжах пересечь ледяное плато от восточного до западного побережья Гренландии.

Всю организацию Фритьоф взял на себя, а шовные средства получил уникальным путём: просил вместо Большой Королевской медали дать её бронзовый дубликат, а стоимость золотой награды пошла на снаряжение экспедиции. В её составе было ещё пять человек: полярный.упитан Отто Свердруп, два опытных лыжника, два оленевода-каюра, саами по национальности. В середине июля 1888 года путешественники всадились на плавучую льдину, здесь пересели на лодки и через месяц, с титаническими усилиями пробившись сквозь плавучие льды, достигли Гренландии. А там уже пошли на лыжах по неведомым краям. Каждый тащил более 100 килограммов груза. Морозы достигали сорока. Намокшая шерстяная одежда не грела. В рационе почти не оказалось жиров, и путники даже пробовали пустить в пищу лыжную мазь. Через полтора месяца, проделав путь почти в 660 километров, упрямцы достигли западного берега Гренландии. И всё это время они вели метеорологические и прочие научные наблюдения.

Весной 1889 года Норвегия встречала триумфаторов, побивших все прежние рекорды.

Вперёд за секретом «Жанетты»

В Гренландии Нансен обнаружил остатки корабля «Жанетта» американской экспедиции Джорджа де Лонга, в 1881 году затонувшего... в Сибири! Оно было затёрто льдами в Чукотском море. И за эти годы его отнесло далеко на северо-запад.

Значит, существует неведомое доселе течение? Доказательством тому служили и выброшенные океаном стволы сибирского кедра. По-видимому, деревья принесли в море сибирские реки, а затем - непонятно как - они оказались в Гренландии. Нансен загорелся: вот цель новой интересной экспедиции!

Нет худшего несчастья, чем застрять во льдах, говорят бывалые капитаны. А Фритьоф вознамерился специатьно вморозить корабль в лёд, чтобы вместе со стылыми полями отправиться в путешествие по океану и как можно ближе подобраться к Северному полюсу. Он приступил к организации грандиозной экспедиции.

Теперь Нансена собирала в путь вся страна. Одни присылали деньги, другие - снаряжение и приборы. Норвежский парламент ассигновал на экспедицию 280 тысяч крон, остальное собрали по подписке - жертвовали буквально все граждане.

Судно строили лучшие корабельщики. Нансен назвал его «Фрам» - «Вперёд!». Конструкцию корпуса придумал сам: обводы корабля имели яйцеобразную форму, поэтому льдины, напи-ая, выталкивали его наверх. Капитаном судна снова стал полярный капитан Отто Свердруп.

Стартовали они 24 июня 1893 года с пятилетним запасом провизии. Дома Нансен оставил жену Еву и шестимесячную дочь Лив.

В сентябре судно прочно вмёрзло в многолетний лёд. Дрейф «Фрама» шёл не так близко к полюсу, как предполагал Нансен. И тогда он предпринял попытку броска к полюсу на лыжах: в марте 1895 года в сопровождении выносливого Ялмара Йохансена - соратника ещё по «Викингу» и гренландскому походу - покинул корабль. Полюса они не достигли, но подошли к нему ближе, чем все их предшественники.

Повернув назад, через три месяца Нансен и Йохансен добрались до Земли Франца-Иосифа. Зазимовали в землянке, выстроенной из камней и моржовых шкур, - почти на семь месяцев.

И тут выдался счастливый случай. В мае 1896 года к их побережью пристало судно английской экспедиции, на котором отважные путешественники вернулись домой, пробыв в Арктике в общей сложности три года. Через неделю в Норвегию с остальными участниками экспедиции вернулся «Фрам», блестяще завершивший свой исторический дрейф.

Возвращение Нансена и «Фрама» Норвегия праздновала пять дней.

И лишь сам Фритьоф грустно заметил: «Никогда я не чувствовал себя таким ничтожным, как теперь в качестве героя, которому курят фимиам. Я хотел бы убежать и спрятаться, чтобы вновь обрести себя».

В результате экспедиции «Фрама» было выявлено существование тёплого течения, проходящего на некоторой глубине через Северный полюс, подо льдами. Оказалось, что в Приполярье с евроазиатской стороны - не суша, а заросший льдами океан.

Сибирь - страна будущего

В 1897 году Нансен получил звание профессора Кристианийского университета. А впереди его ждала ещё одна выдающаяся историческая миссия - общественное служение.

Началось с того, что к 1905 году норвежцы воспротивились господству своего соседа - Швеции, утвердившемуся в 1814 году в результате раздела Европы. Тут-то и спас дело международный авторитет Нансена - было подписано соглашение, освобождавшее его страну от шведского правления.

Теперь Фритьоф стал уже настолько популярен, что народ призывал его стать президентом или даже королём. Но он без сомнений предпо-та науку, отшутившись: «Я атеист. А король по конституции должен быть верующим». Принял лишь предложение стать послом Норвегии в Великобретании.

В 1907 году внезапно умерла его жена Ева. Пришлось оставить мечты о покорении Северного полюса. Он стал более замкнут и нелюдим. К счастью, через некоторое время ему предложили совершить плавание на английском торговом судне по сибирским рекам России. Осенью 1913 года оно вышло из Норвегии, достигло Енисея, поднялось вверх по реке. От Енисейска Нансен по суше добрался до Красноярска, а затем поездом - до Владивостока. Природа Сибири и здешние люди восхитили его; на край, многим казавшийся диким, умница Нансен смотрел открытым дружеским взором. А вернувшись в Норвегию, написал книгу, название которой «В стране будущего» говорит само за себя.

Что такое нансеновский паспорт

Первая мировая война заставила на время прекратить научные исследования. Норвегия сохраняла нейтралитет, но в 1917 году в войну вступили США и наложили запрет на ввоз в Норвегию продовольствия. Для решения проблемы в Штаты послали, конечно же, Нансена!

Когда после войны была создана Лига Наций, возглавил норвежскую делегацию. В то время а лагерях Европы и Азии находилось около полусна забытых военнопленных, воевавших на стороне Германии. Они тысячами умирали от голода и холода. Лига Наций взялась их репатриацию. В апреле 1920 года мировое сообщество доверило возглавить эту работу Фритьофу Нансену. Ситуация осложнялась тем, что Советский Союз, не признавая Лигу Наций, не создал ни одного необходимого фонда. Однако авторитет поля рного исследователя был так высок, что советская власть согласилась вести переговоры лично с ним, и средства были найдены. Ещё до того, как последний пленный вернулся домой, в России разразился голод, усугубившийся неразумной политикой большевиков. Прд угрозой была жизнь 20 миллионов россиян.

Помогать голодающим взялся Международный Красный Крест. Призывы Нансена к Лиге Наций присоединиться встретили отказ: считалось, такая помощь укрепит власть большевиков.

«Предположим, это так, - сказал в своей речи Нансен, - но согласен ли хоть один из вас заявить, что вместо оказания помощи предпочёл бы смерть 20 миллионов голодающих?»

Он сам отправился в Россию и два месяца прожил в Поволжье. Не раз смотревший в глаза смерти, он рыдал от бессилия и жалости при виде умирающих детей. А вернувшись домой, опубликовал в газетах страшные фотографии, сделанные им в Поволжье. И Норвегия первой сделала крупный взнос в Комитет помощи голодающим. Нансен ездил по европейским столицам, плавал в Америку, живя ради экономии в дешёвых гостиницах. За два года ему удалось собрать более 20 миллионов франков. Тысячи вагонов с продовольствием ушли в Россию. Нобелевскую премию мира, присуждённую ему в 1922 году, Нансен почти целиком направил на создание двух сельскохозяйственных станций на Украине и в Поволжье, оснащённых по последнему слову техники.

Нансен помог и двум миллионам бежавших от революции и скитавшихся из одной страны в другую. Будучи Верховным комиссаром по делам беженцев, он сумел снабдить их специально разработанными нансеновскими паспортами (они существуют до сих пор) - их признали многие страны. Это давало возможность беженцам легально получить место жительства.

Умер Нансен 17 мая 1930 года в Люсакере, близ Осло, переутомившись после лыжной прогулки. Его смерть была лёгкой и безболезненной.

Как-то выступая перед студентами университета в Шотландии, он сказал: «Разрешите мне выдать один секрет по поводу так называемого везения, которое не раз сопровождало меня в моей жизни. Поступайте так, как дерзал я: сжигайте за собой корабли, разрушайте позади мосты. Лишь в таком случае для тебя и твоих спутников не останется другого выхода, как только идти вперёд. Ты должен будешь пробиться, иначе - погибнешь».

Людмила Боровикова

"Чудеса и Приключения" 12/2011

Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen) (1861, Стуре-Фрёен, ок. Христиании, Норвегия – 1930, Люсакер, ок. Осло, Норвегия) - полярный исследователь, океанограф, политический и общественный деятель; почетный член Петербургской АН (1898); лауреат Нобелевской премии мира (1922)

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Христиании (с 1924 г. – Осло, столица Норвегии) в усадьбе Стуре-Фрёен, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Одним из потомков семьи Нансенов был Ханс Нансен - мэр Копенгагена и исследователь Белого моря. Мать, Аделаида Нансен, была аристократического происхождения. По материнской линии предком Ф. Нансена был граф Ведель Ярлсберг, главнокомандующий норвежской армией во времена, когда король Кристиан V являлся верховным правителем, как Норвегии, так и Дании.

Окончив начальную школу, Нансен поступил в реальное училище. Оно находилось в трех километрах от усадьбы. В школе Фритьоф особенно полюбил естественные науки, проявляя также способности по математике. Когда Нансен в 1880 г. окончил реальное училище, он долго колебался, какую ему избрать специальность. Чрезвычайно привлекали его физика и математика, но в конце концов он остановил свой выбор на зоологии и в результате поступил в Королевский университет Фредерика (Университет Осло - старейший и крупнейший университет Норвегии; Основан в 1811 г. как Королевский университет Фредерика, назван в честь короля Дании и Норвегии Фредерика VI. Получил нынешнее название в 1939 году) на отделение зоологии.

Будучи на втором курсе университета, Нансен получил от профессора Коллетта предложение - в качестве биологической практики, принять участие в плавании зверобойного судна в Ледовитый океан. Во время этого рейса Нансен должен был собирать материал по морскому зверю, а также производить наблюдения над состоянием льдов и погодой. Это предложение пришлось молодому студенту как нельзя более по душе, и 11 марта 1882 г. Нансен покинул Норвегию на зверобойном судне «Викинг», направлявшемся в Гренландское море. Именно это путешествие (которое продолжалось четыре с половиной месяца, причем целый месяц ушел на дрейф около восточных берегов Гренландии) и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности.

По возвращении из плавания Нансен получил от директора Бергенского музея Даниельсена предложение занять при музее должность консерватора. Для Нансена это было, конечно, весьма лестное предложение, свидетельствовавшее о высокой оценке его способностей. Молодому студенту шел тогда двадцать второй год, он только что приступил к изучению своей специальности - зоологии, и никаких научных работ у него еще не было. В Бергене Нансен принялся за науку с необычайным рвением, просиживая над микроскопом дни и ночи, но кабинетная работа не могла заполнить жизнь молодого ученого - просторы арктических морей, продолжали манить его.

Одновременно с научными занятиями в музее Нансен посвящал также много времени литературе и искусству. Любимыми его писателями были Ибсен и Бьёрнстерне-Бьёрнсон. Из композиторов ему особенно нравились Шуман и Шуберт. Нансен чувствовал также большое влечение к рисованию и живописи. В Бергене он учился у художника Ширца, который считал Нансена настолько талантливым, что настойчиво уговаривал его бросить науку и посвятить себя живописи.

В 1885 г. была издана первая научная работа Нансена, явившаяся результатом его занятий в Бергенском музее - «Материалы к анатомии и гистологии мизостом». Эта работа была удостоена большой золотой медали. На денежную премию, которую он получил за работу, он решил поехать в Италию, чтобы ближе изучить открытый незадолго перед этим итальянским профессором Гольджи (Golgi) способ окрашивания нервных волокон, а также поработать на знаменитой биологической станции в Неаполе.

В Италии Нансен провел весну и часть лета 1886 года. Близкое знакомство с основателем и директором Неаполитанской биологической станции выдающимся ученым А. Дорном (Dohrn), а также с другими учеными позволило Нансену расширить свой кругозор.

Вернувшись в Берген, Нансен продолжал свои занятия в музее. В 1886 г. вышла его вторая большая научная работа «Структура и связь гистологических элементов центральной нервной системы». Молодой биолог уже имел некоторую известность в ученых кругах и дважды получал приглашения из Америки занять место в научном учреждении. Нансен, однако, отказался от этих приглашений.

Работая в Бергенском музее, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на «Викинге» - посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, - таков был новый план Нансена. Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом (1832-1902, шведский полярный исследователь, профессор Стокгольмского университета; совершил пять экспедиций на Шпицберген - 1858, 1861, 1864, 1868 1872/73 и две в Гренландию - 1870, 1883), являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции. После свидания с Норденшельдом Нансен возбудил через Академию наук ходатайство перед правительством об отпуске ему необходимых на экспедицию 5000 крон.

Зимой 1888 г. Нансен деятельно готовился к своей экспедиции. Одновременно с подготовкой, Нансен усиленно работал над своим исследованием о центральной нервной системе, которое готовил в качестве докторской диссертации. 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления, прошла защита докторской диссертации Нансена «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин». Весь план Гренландской экспедиции, в особенности же снаряжение, был продуман Нансеном до мельчайших деталей. Существенную помощь в подготовке экспедиции оказал Нансену большой знаток Гренландии датский исследователь доктор Генрих Иоган Ринк (1819-1893, датский путешественник, в 1845-1847 гг. совершил кругосветное плавание; после этого заинтересовался Гренландией и отдал много сил и энергии ее изучению). В Гренландской экспедиции, описанной Нансеном в книге «На лыжах через Гренландию» участвовало, кроме него самого, пять человек, в том числе прославившийся впоследствии капитан Отто Свердруп (1855-1930, норвежский полярный путешественник, спутник Нансена в его экспедиции в Гренландию (1888-1889) и капитан "Фрама" во время экспедиции в Центральную Арктику в 1893-1896 гг.) и двое саами (финно-угорский народ, живущий на севере Европы).

2 мая 1888 г. члены экспедиции и всё снаряжение рейсовым пароходом отплыли в Шотландию, а 9 мая отбыли в Исландию на датском пароходе «Тюра». 20 мая, посетив по пути Фарерские острова, экспедиция высадились в Иса-фьорде, где должны были дожидаться промыслового судна «Язон», с его капитаном Нансен договорился о высадке на побережье. 3 июня пришёл «Язон», а уже 5 июня экспедиция была у кромки пакового льда, но Только 29 июня лёд сильно разредился и удалось благополучно высадиться на берег. Отсюда 16 августа и началось пересечение Гренландии. 24 сентября путники достигли западного края материкового льда, а в начале октября они были в селении Готхоб, на западном берегу Гренландии. Последнего парохода в Европу они уже не застали и были поэтому вынуждены остаться в Готхобе на зимовку. Только в конце мая 1889 г. полярные путешественники вернулись в Норвегию.

Научные результаты Гренландской экспедиции относились главным образом к области физической географии. Наблюдения были обработаны знаменитым норвежским метеорологом Генриком Моном (1835-1916, норвежский метеоролог, почетный член Петербургской Академии наук с 1907 г.; организатор сети метеостанций в Норвегии и автор ряда трудов об ее климате; обработал и издал. наблюдения полярных экспедиций А. Норденшельда на «Веге», Ф. Нансена на «Фраме» и др.) в сотрудничестве с Нансеном (Wissenschaftliche Ergebnisse von Dr. Nansen"s Durchquerung von Gronland 1888. Erganzungsheft № 105 zu Petermanns Mitteilungen, 1892). Свое вынужденное пребывание в Готхобе Нансен использовал для изучения эскимосов и их быта. Этим наблюдениям Нансен посвятил особую книгу, вышедшую в 1891 г. - «Жизнь эскимосов» (на русском языке в сокращенном переводе О. Поповой выдержала ряд изданий).

За Гренландскую экспедицию Нансен удостоился двух высоких наград. Шведское общество антропологии и географии вручило ему медаль "Веги" (1889), а Королевское географическое общество в Лондоне - медаль Виктории (1891).

Приблизительно через полгода по возвращении из Гренландии, осенью 1889 года, Нансен женился на Еве Сарс, дочери знаменитого зоолога Михаэля Сарса (1808-1868, норвежский гидробиолог). Ева Нансен была выдающейся певицей, пользовавшейся большим успехом. От Евы у Нансена было пять детей: трое мальчиков и две девочки. После свадьбы Нансен отправился со своей женой в путешествие по Европе, во время которого читал лекции о своей Гренландской экспедиции в Швеции, Германии, Голландии, Англии и Франции.

По возвращении из Гренландии Нансен занимал скромную должность хранителя зоологического кабинета при университете в Христиании. В это время он весь ушел в разработку плана и подготовку задуманной им большой экспедиции в центральную часть Полярного бассейна. В начале 1890 г., когда план экспедиции на дрейфующем судне окончательно созрел, Нансен доложил его Норвежскому географическому обществу.

Для осуществления плана Нансена требовалось совершенно особенное судно, т.к. обыкновенному кораблю грозила неминуемая опасность быть раздавленным льдом. 25 октября 1892 г. судно под названием «Фрам» (с норв. – вперед) было спущено на воду. В июле 1893 г. экспедиция покинула Норвегию, а 22 сентября, к северу от Новосибирских островов, в северной широте 78°50" и восточной долготе 133°30" судно пришвартовалось к большой льдине. Отсюда начался небывалый трансарктический дрейф. Наиболее северная точка, достигнутая «Фрамом» во время его дрейфа (15 ноября 1895 г.), лежала на широте 85°56"N (при долготе 66°31"Е). Севернее этой точки после «Фрама» побывало только одно судно – «Седов» в 1938 году. Когда Нансен убедился в том, что судно через полюс или вблизи него не пронесет, ему пришла мысль попытаться достичь полюса по пловучим льдам с помощью собачьих упряжек. В марте 1895 г. Нансен в сопровождении Фредерика Ялмара Йохансена (норв. Fredrik Hjalmar Johansen; 1867- 1913, норвежский полярный исследователь) покинул корабль. Через три месяца Нансену и Иохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней хижине. Летом 1896 г. Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Фредерика Джорджа Джексона (англ. Frederick George Jackson; 1860-1938, английский полярный исследователь и географ), на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа 1896 г. в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Возвращение Нансена и «Фрама» вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник.

В научном отношении экспедиция на «Фраме» дала исключительные результаты, впервые раскрыв природу центральной части Арктики. Популярное описание экспедиции на «Фраме» дано Нансеном в его классической книге «Фрам в полярном море».

В 1898 г. Нансен первый раз приезжает в Россию. В Петербургской академии наук Нансен прочитал доклад о своем путешествии и научных открытиях. Маститые русские ученые встретили гостя и его блестящий доклад, аплодируя стоя. Его единогласно избирают (18 апреля 1898 г.) почетным членом Академии наук и награждают Большой золотой медалью Географического общества. Такой чести удостаивались иностранные деятели науки, имевшие всемирное признание за свои научные труды.

Вернувшись из Арктики, Нансен был назначен профессором зоологии в университете в Христианин, причем был освобожден от чтения лекций до окончания обработки научных материалов, собранных во время плавания "Фрама". Эта обработка, прерывавшаяся поездками Нансена в Европу и Америку для чтения лекций об экспедиции, потребовала много времени. Все издание научных результатов экспедиции, в виде шести объемистых томов, было закончено только в 1906 году. Среди этих томов особое внимание обращает на себя третий, написанный самим Нансеном и посвященный океанографии Полярного бассейна (1902). В то время когда Нансен работал над этим капитальным трудом, он совершенно отошел от биологии. Уже с 1900 г. он читал в университете лекции не по зоологии, а по океанографии, в 1908 г. он был официально назначен профессором океанографии.

По мысли Нансена и при самом деятельном его участии был учрежден Международный совет по изучению морей, объединявший четырнадцать стран, а в 1902г. в Христианин была основана Центральная океанографическая лаборатория, возглавлявшаяся самим Нансеном. Задачей этой лаборатории была выработка новых методов исследования моря и новых приборов. Физическая океанография стала точной наукой, и творцом ее был Фритьоф Нансен.

Выработанная Международным советом и в значительной мере самим Нансеном новая методика океанографических исследований была впервые применена в Норвежском море. На построенном в Норвегии научно-исследовательском корабле "Michael Sars" в 1900 году вышла в море первая современная океанографическая экспедиция. Во главе ее стоял норвежский гидробиолог профессор Иорт, а гидрологическими работами экспедиции ведал Нансен. Отчет о первом плавании "Michael Sars" был написан самим Нансеном и опубликован в 1901 году ("Some Oceanographical Results of the Expedition with the "M. Sars"). С этого времени "Michael Sars" ежегодно посещал воды северной Атлантики и своими работами внес ценнейший вклад в познание океана.

Нансен вел свои работы в области физической океанографии в тесном сотрудничестве с другим известным норвежским океанографом – профессором Бьорном Хелланд-Хансеном (известный норвежский океанограф, один из теоретиков в области изучения динамики моря). Это сотрудничество, продолжавшееся тридцать лет, оказалось чрезвычайно плодотворным, и в значительной мере благодаря ему период с 1900 до 1910 года получил название "золотого века" океанографии. Первым трудом, написанным Нансеном совместно с Хелланд-Хансеном, явилась классическая монография Норвежского моря ("The Norwegian Sea", 1909). Из-под пера этих же авторов позже вышел в свет ряд не менее выдающихся исследований ("Temperaturschwankungen des Nordatlantischen Ozeans und in der Atmosphare", 1917; "The Eastern North Atlantic", 1924, и др.). Нансен произвел также обработку гидрологических наблюдений некоторых других экспедиций, как то: экспедиции Амундсена в Гренландское и Баренцово моря в 1901 году, экспедиции Исаксена в шпицбергенские воды в 1910 году и антарктической экспедиции на "Фраме" в 1910-1911 годах.

Помимо научных работ, Нансен в те годы отдавал значительную часть своего времени политической и общественной деятельности. Политическая деятельность Нансена началась в 1905 году. В этом году была расторгнута шведско-норвежская уния, и Норвегия стала самостоятельной, получив свое собственное дипломатическое представительство за границей. Первым норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по 1908 год.

В 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне, скончалась его жена - Ева Нансен. Вторично он женился в 1919 году на Сигрун Мунте.

Летом 1912 г. Нансен со своим сыном Коре на собственной небольшой яхте "Veslemоy" предпринял новое плавание, на это раз, к Шпицбергену. Нансену удалось выполнить в водах Шпицбергена океанографические наблюдения большой ценности. Результаты этих исследований Нансен опубликовал в работе "Spitsbergens waters" ("Videnskabs-selskabets Skrifter", 1915), общему же описанию плавания на "Veslemоy" он посвятил отдельную книгу "Шпицберген", богато иллюстрированную самим автором. Следует отметить, что, помимо гидрологии, Нансен в этой книге очень обстоятельно разбирает вопросы геоморфологии Шпицбергена - как ученый он был удивительно разносторонним.

После возвращения из шпицбергенской экспедиции Нансен получил приглашение от Сибирского Акционерного Общества пароходства, промышленности и торговли, основанного по инициативе норвежца по происхождению (но принявшего русское подданство) Йонаса (Иона Ивановича) Лида, стремившегося к развитию торговых отношений Европы (и в частности - Норвегии) с Сибирью, совершить плавание на грузовом пароходе из Норвегии в устье Енисея, подняться по этой реке и проехать дальше по железной дороге до Владивостока. Нансен охотно принял это предложение, так как всегда интересовался Северным морским путем. Плавание состоялось в 1913 году на пароходе «Correct» («Коррект»). На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об оказании помощи экспедиции Г.Я. Седова. Путевые впечатления во время поездки по Сибири описаны Нансеном в книге "Через Сибирь" ("В страну будущего"). В этой книге Нансен останавливается на мероприятиях, которые, по его мнению, должны обеспечить регулярность и безопасность грузовых рейсов через Карское море к устью Енисея.

Первая Мировая Война вынудила Нансена прекратить свои исследования более чем на 4 года. Норвегия сохраняла нейтралитет, но встретила серьезные препятствия, когда в 1917 США вступили в войну, и наложили ограничения на экспорт продовольствия. Сразу после этого норвежцы посылают в Вашингтон комиссию во главе с Фритьофом Нансеном. Больше года Нансен боролся за то, чтобы Норвегия получала продовольствие, оставаясь нейтральной. Наконец, прорвавшись через бюрократические джунгли, он сумел подписать соглашение об обязательных поставках товаров для своей страны.

Война вызвала в Нансене глубокое отвращение к бесмысленному убийству людей, ломке их судеб. Поэтому, когда в 1920 г. была учреждена Лига наций, Норвегия в качестве своего представителя делегировала в нее Нансена. В 1920–1922гг. Нансен занимал должность верховного комиссара Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. В печати зарубежных стран Максим Горький писал о надвигавшемся бедствии и призывал лучшие слои человечества к оказанию помощи. Одним из первых, кто откликнулся на голос Максима Горького, был Нансен. Он выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. О своих поездках в СССР Нансен написал книгу "Russland og ferden" ("Россия и мир"), изданную в 1923 году.

Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи. В сентябре 1922 г. Нансен принял предложение Лиги наций взять в свои руки организацию помощи греческим беженцам и немедленно выехал на Балканы.

В декабре 1922 г. Нансену была присуждена Нобелевская премия мира. Большую часть полученной суммы, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 г. Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев (бежавших из Турции в результате геноцида армян), для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Благодаря его усилиям удалось устроить в Советской Армении и Сирии несколько тысяч армянских беженцев. Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga" ("Через Кавказ на Волгу"). Заботу об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал для научной и литературной работы. Нансен убеждается в необходимости изучить центральную часть Полярного бассейна, еще вовсе не затронутую исследованиями. В 1924 г. было образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества был избран Нансен, который и определил основную задачу общества - стационарное изучение центральной части Арктики при помощи зимовок, устраиваемых на дрейфующих льдах. Нансен сам набросал проект дома-палатки для такой зимовки. В качестве транспортного средства для устройства станции на льду был намечен мощный дирижабль. Пробный полет дирижабля ("цеппелина") в Арктику должен был состояться в 1929 году, причем во главе экспедиции должен был стоять сам Нансен. Под председательством Нансена общество собиралось в 1926 году в Берлине и в 1928 году в Ленинграде. Оно издавало свой журнал "Arktis", под редакцией Нансена. Из-за отсутствия средств пробный полет цеппелина пришлось отложить. Нансен поехал в Канаду и Соединенные Штаты читать лекции с целью раздобыть средства на экспедицию. Несколько лекций он прочел на тему: "Арктический транспорт в 2000 году". Экспедиция на цеппелине состоялась только в 1931 году. Но Нансену не было суждено руководить ею - в мае 1930 года его не стало.

В последний год своей жизни Нансен страдал болезнью кровеносных сосудов. 13 мая 1930 г. Фритьоф Нансен скончался в своем имении «Пульхёгда» в Люсакере, близ Осло (Норвегия).По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф (символическая могила) находится в его усадьбе «Пульхёгда».

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .


Продолжение здесь: .

Кому понравился пост могут кликнуть в правом углу своего экрана по "Рекомендовать". Спасибо!

(1861- 1930)

Норвежский исследователь и филантроп Фритьоф Нансен родился в предместье Осло 10 октября 1861 г. в семье юриста. Ребенком Нансен проводил много времени на лесистых холмах, по несколько дней был в лесу. Детский опыт стал удобным Нансену позже, во время арктических экспедиций.

1980 г. Фритьоф Нансен вступил в университету в Осло, специализируясь по зоологии, что привлекало возможностью экспедиционной работы.

1982 г. он завербовался на промышленное судно «Викинг», которое направлялось в Арктику, и в скором времени увидел всю красоту Гренландии. Это путешествие натолкнуло Фритьофа Нансена по мнению об организации собственной экспедиции и первый пеший переход через Гренландию.

Длительное время Нансен не мог найти средств для осуществления своего замысла, в конце концов он заинтересовал одного копенгагенского филантропа. 1888 г. в мае Нансен и пять членов экипажа отправились в путешествие, которое, между прочим, оказалась неудачным.

1890 г. Фритьоф Нансен написал две книги — «Первый переход через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».

В этот же время он планирует новую экспедицию, лишь бы первым достаться к Северному полюсу и установить, есть ли там материк. На средства, предоставленные норвежским правительством, Нансен построил круглодонний корабль «Фрам», рассчитанный на ледовую давку.

1893 г. летом он отправился с экипажем с 12 человек. «Фрам» продвинулся в сторону полюса на 450 мыль и был затиснутый льдом. В марте Фритьоф Нансен и еще один член экипажа отправились дальше на собачьих запряжках и дошли до отметки 86° 13,6 Северной широты. Не зная, где находится «Фрам», полярники зазимовали на земле Франца-Йосифа. В мае 1896 г. они встретили английскую экспедицию и вернулись на «Фрам». Все это было описано Нансеном в книге «Крайний Север».

С началом Первой мировой войны Нансен активно помогает российским плененным, занимается репатриацией 500 тыс. немецких и австрийских военнопленных из России, обеспечением жильем 1,5 млн. российских эмигрантов. 1921 г. во время голода в России он собрал деньги для спасения голодающих, благодаря чему прибегнуло спасти до 10 млн. жизней.

За многолетние усилия относительно предоставления помощи беззащитным Нансен был награжден Нобелевской премией мира 1922 г., как писал тогда датский журналист, — «это отличие впервые досталось человеку, который достиг на фоне защиты мира таких выдающихся успехов за короткое время».

Семьи у Фритьофа Нансена не было. Он умер в Осло 13 мая 1930 г. переутомившись после лыжной прогулки; похороны его состоялись в годовщину норвежской независимости.