Финансовый университет выпускники. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: адрес, кафедры, филиалы, отзывы

Университет при Правительстве Российской Федерации" скоро предстоит отметить столетний юбилей. Это старейший вуз по подготовке финансистов, экономистов, юристов, специалистов IT, математиков, политологов и социологов. Абитуриенты найдут Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, адрес которого в Москве: Ленинградский проспект, дом 49. Почтовый индекс этого вуза - 125993.

Знаменитые выпускники

Выпускники, которым в разное время дал путёвку в жизнь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, в большинстве своём сделали хорошую карьеру. Среди них государственные деятели, директора банков, корпораций, государственных фондов, министры и депутаты, видные политические деятели. Например, В. С. Павлов, бывший председателем Правительства СССР, министры финансов разных лет - А. Г. Зверев, И. Н. Лазарев, И. И. Фадеев, В. Е. Орлов, Б. Г. Фёдоров, В. Г. Пансков, А. Г. Силуанов.

Много среди выпускников, окончивших и банковских руководителей. В ЦБ РФ отметились Н. В. Гаретовский, Н. К. Соколов, В. В. Геращенко, А. И. Акимов из Газпромбанка, В. А. Дмитриев из Внешэкономбанка, Б. И. Златкис из Сбербанка. В этой же плеяде председатель СФ по финансовым рынкам и бюджету Н. А. Журавлёв, А. В. Дроздов из Пенсионного фонда, очень богатый человек М. Д. Прохоров и другие достойные люди.

Министры, губернаторы, депутаты и другие видные деятели окончили Среди них: Р. В. Копин, Л. В. Кузнецов, Н. С. Максимова, М. Е. Оглоблина, Е. В. Панина, А. В. Крутов, Д. А. Свищёв, А. Г. Хлопонин, В.Е. Чистова.

Студенты из-за рубежа, которым дал высшее образование Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, тоже сделали неплохую карьеру у себя на родине. Например, Нгуен Конг Нгиен стал заместителем министра финансов Вьетнама, а Чэн Вэй - ректором Ляолиньского университета в Китае.

Славный путь

Сначала был финансовый институт, потом академия, которые всегда специализировались в финансовой и Сегодня вуз невероятно расширился, став крупным научно-образовательным комплексом. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, отзывы о котором составили основу данной статьи, сегодня имеет девятнадцать факультетов, шесть из которых в филиалах, остальные в Москве.

На факультетах функционируют сто шестьдесят кафедр, в числе которых восемьдесят шесть в филиалах, остальные - двенадцать базовых, три по программам ДПО и пятьдесят девять ВО - в Москве. Кроме того, вуз имеет в своей структуре десять институтов, среди которых, кроме Института открытого и заочного образования, Института сокращённых программ и Института проектов развития, есть три научных и четыре института ДПО.

Кроме того, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедры которого так многочисленны и разнообразны, имеет три высшие школы, две научные лаборатории, две учебные лаборатории, три научных центра. Также в структуру вошли двадцать девять филиалов, среди которых четырнадцать программ высшего образования, четыре высшего и среднего профобразования, остальные работают по программам СПО. Есть у этого вуза и два колледжа.

ФГОБУ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации одновременно обучает 51 579 человек, очно из них 23 712, очно-заочно - 567, заочно - 27 300 студентов. Здесь реализуются двенадцать направлений по подготовке бакалавров по двадцати восьми профилям, одиннадцать направлений для подготовки магистров с более чем 50 магистрскими программами. Подготовка специалистов по своей структуре основана на концепции беспрерывного уровневого образования, то есть СПО - бакалавр - ВПО - магистр. Обучение имеет различные формы и траектории.

Также здесь реализуются девять образовательных программ по среднему профобразованию, десять программ МВА и сто восемь программ по переподготовке и повышению квалификации финансистов. Уровень подготовки студентов очень высок, после выпуска открываются широкие возможности для дальнейшего трудоустройства и построения успешной карьеры. Поэтому конкурс для получения образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации имеет всегда достаточно высокий.

Преподаватели

Общепризнанное и непременное качество программ обусловлено высоким профессиональным уровнем преподавательского состава. Только в Москве университет поддерживают 1535 преподавателей, из них 1213 с учёной степенью: 341 доктор наук и 872 кандидата. В вузе 805 преподавателей с учёным званием: 236 профессоров, 551 доцент, 18 старших научных сотрудников.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, филиалы которого многочисленны и многолюдны, имеет, помимо Москвы, 1404 преподавателя, среди них 835 работают по программам ВО, 569 - СПО. Также в филиалах 761 преподаватель с учёным званием: 80 профессоров, 343 доцента, есть и старшие научные сотрудники. Каждый год около сорока процентов преподавательского состава вуза проходят повышение квалификации.

Санкт-Петербург

Историю филиала, который создал Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, СПб знает давно. В 30-х годах прошлого века срочно понадобились специалисты, способные работать в финансовой системе СССР. Сначала это был Ленинградский финансовый техникум, и только в 2006-м году колледж превратился в высшее учебное заведение. Кроме базового высшего финансового и экономического образования, Санкт-Петербургский филиал Финансового университета готовит, переподготавливает и повышает квалификацию специалистов.

Реализуются современные программы образования: финансы и кредит, бизнес-информатика, финансовый менеджмент. Доступны и дополнительные дисциплины, которые необходимы специалистам исполнительной власти, управленцам предприятий и организаций, федеральных и региональных органов власти. Здесь тоже действует многоуровневое непрерывное образование, которое включает такие этапы:

  • среднее профобразование;
  • довузовская подготовка к поступлению в филиал учащихся школ;
  • вузовская подготовка бакалавров;
  • повышение квалификации и краткосрочная переподготовка специалистов.

Москва

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Москва тоже хорошо знает и не перестаёт удивляться его действенности. Одним из первых в РФ вуз зарегистрировал эндаумент фонд (с английского endowment - пожертвование, вклад). Это некоммерческий целевой капитал, которым финансируют организации сферы медицины, образования, культуры и науки. Эти средства вуз не расходует, а передаёт профессиональной компании в доверительное управление. Доходы от "прокрутки" этих денег и направляются на определённые жертвователями цели, а основной денежный капитал продолжает работать. В 2014-м году состояние фонда было равно 268 856 893,10 руб.

Инновации

Университет непрерывно развивается. Движущей силой для этого стала разработанная им инновационная образовательная программа в системе финансового образования для подготовки лидеров-финансистов, способных работать в конкурентной экономике. Это уже третье поколение государственных образовательных стандартов ВПО.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации таким образом поддерживает направление "Экономика", профили "Кредитно-экономический", "Финансово-экономический", "Международный бизнес и мировая экономика", "Бухгалтерский учёт и аудит", "Налоги и налогообложение". Новые технологии в образовании предусматривают внедрение индивидуальных траекторий образования. Таким образом формируется компетентностный подход к образовательному процессу в подготовке специалистов.

Новые технологии образовательного процесса

В процесс обучения университет внедряет "болонские" методики: модульная форма обучения, а не линейная, формирование мобильных групп, становление института тьютеров, лекции читают приглашённые профессора и зарубежные специалисты, в том числе и на английском языке, рейтинговая оценка системы знаний, активные формы обучения - кейсы, ролевые и деловые игры, задачи по ситуации и многое другое, внедрение электронных пособий, учебников на дисках.

Мультимедийные программы обучения тоже в большом ходу - занятия в учебных лабораториях на кафедре финансового менеджмента, например, по бухгалтерскому учёту. На кафедрах формируются электронные библиотеки, проводится компьютерное тестирование. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации использует и дистанционное обучение, опираясь на интерактивные технологии, и в системе подготовки специалистов, и при повышении квалификации финансистов и экономистов.

Библиотечный комплекс

В Москве функционируют девять библиотек, принадлежащих Финансовому университету, в филиалах по регионам их ещё тридцать две. Печатный фонд состоит из 2.852.054 единиц, здесь и научные пособия, и учебные, литература на многих языках мира, а также диссертационный фонд. Конечно, большая часть книг - периодические издания экономической тематики, но есть и художественная литература, и фонд редкой книги. Библиотеки превосходно оснащены компьютерной техникой, есть глобальный интернет и локальная сеть, которая интегрирована в сеть общеуниверситетскую.

Огромная составная часть библиотечного комплекса - электронные ресурсы, поддерживающие как учебный процесс, так и научную работу. Почти шестьдесят полнотекстовых баз с объёмом данных более ста пятидесяти миллионов документов доступны и по IP университета, и удалённо. Работает электронная библиотека с монографиями, учебной и методической литературой, авторефератами, научными статьями и многими другими материалами.

Колледж

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации имеет структурным подразделением Московский финансовый колледж, где студенты обучаются на очном и заочном отделениях, а также на подготовительных курсах. Здесь прекрасно оборудованные лаборатории и учебные кабинеты, есть столовая и медпункт, актовый и спортивный залы, отличная библиотека.

Отсюда вышли в жизнь много тысяч специалистов финансовой сферы. Выпускники работают во всех областях промышленности, на государственной службе, а также в банках и коммерческих организациях, зачастую занимая высокие руководящие посты. Колледж имеет самые позитивные отзывы по качеству подготовки специалистов и от коммерческих, и от государственных структур.

Научные исследования

Университет успешно ведёт консультационную и научно-исследовательскую деятельность, развиваются учебно-научные департаменты. Приоритет для исследований, конечно же, у бюджетного финансирования по Государственному заданию. Сто десять проектов исследований с объёмами финансирования около двухсот миллионов рублей проведены только в 2014-м году.

Участие принимали 54 кафедры не только московского центрального университета, но и кафедры в Омском, Челябинском и Пензенском филиалах. Тринадцать научных подразделений работали по этим темам, около четырёхсот преподавателей и более восьмидесяти аспирантов. Тринадцать проектов выполнили совместные творческие коллективы. Отчитывались научные работники перед экспертной комиссией из аппарата Правительства РФ.

В 2015-м году исследования проходили опять же по Госзаданию, и объём финансирования превысил двести миллионов рублей. Шестьсот исполнителей разрабатывалие проекты, на сей раз при активном участии студентов и магистрантов. По хозяйственному договору были заключены государственные контракты по результатам этого профессионального конкурса. Основными заказчиками стали Министерство образования РФ, Банк России, Сбербанк России, ГОСЗНАК, Пенсионный фонд РФ, Федеральная и многие другие учреждения и организации. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации отзывы от клиентов всегда получает замечательные.

Целью студенческой научной деятельности является повышение качества подготовки - в первую очередь, а попутно у них формируется основа профессионального творческого мышления, они овладевают методами, навыками, приёмами выполнения исследовательских работ, а также проектных и конструкторских, появляется способность к научному творчеству и самостоятельным изысканиям, инициатива.

Вне аудитории

Даже после окончания семинаров и лекций студенты этого вуза не прекращают занятия наукой. Организуются массовые состязательные мероприятия самого разного уровня - кафедральные, факультетские, городские и региональные, всероссийские и международные. Это и научные семинары, симпозиумы и конференции, конкурсы и выставки научных работ и исследований, олимпиады по специальностям и дисциплинам.

Важнейшей частью жизни университета является его международная деятельность. Партнёрами на сегодняшний день выступают зарубежные университеты и научные центры страхового и банковского обучения, различные бизнес-школы, центры, принимающие квалификационные экзамены и выдающие международно признанные сертификаты, осуществляющие экспертизу программ обучения и аккредитацию вузов, зарубежные банки, аудиторские, страховые и промышленные компании, а также научные фонды, находящиеся за рубежом. Интенсивны контакты с учреждениями Болгарии, Австрии, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, Китая, Франции, США.

Выпускник этого вуза: Причиной, которая побудила меня написать отзыв о своем университете явилась чистая случайность-я волею судеб оказался на дне открытых дверей и решил посмотреть на свой ВУЗ со стороны, глазами абитуриента. Хотелось бы написать реальный отзыв, ориентированный в большей степени на родителей и вдумчивых, взрослых абитуриентов, которые хотят сделать правильный выбор.

Про День открытых дверей (ДОД)
Сказать, что я был удивлен было бы не верно, ведь я был ШОКИРОВАН тем враньем, которое лилось изо всех щелей и микрофонов Ленинградки в тот день. Рекламировали совсем иной вуз, в котором я проучился 6 лет.
Причиной подобного вранья (ок, лукавства) служит недостаток денег с одной стороны (как следствие необходимость привлечения платников всеми правдами и не правдами), а с другой стороны, это студенты-волонтеры, которых отбирают на такие мероприятия из студсовета (прожжённые активисты, готовые делать все что угодно администрации, ради различных бонусов или места в общежитии). На деле эти «активисты» далеки от общей массы студентов и от учебы в целом, поскольку подобных персонажей адекватные люди не воспринимают вовсе. Собственного мнения на этих мероприятиях у студентов нет, все слова продиктованы администрацией заранее.

Про бренд ФУ, да еще и при Правительстве…
Что касается бренда «Финансовый Университет», а тем более «при Правительстве РФ» то сегодня можно с большим сожалением говорить о том, что он серьезно девальвировал себя. Было время, когда люди не могли поступить в Финансовую Академию и с позором шли на экономический факультет МГУ. Сегодня ситуация перевернулась кардинальным образом. Его настоящий уровень-это шаражкины конторы, которых сегодня тысячи. Далее я подробно расскажу почему. Причиной тому стало присоединение нескольких ВУЗов уровнем ниже, как следствие смешивание преподавательского состава, территорий, потеря идентичности и репутации некогда могущественной и престижной Финансовой Академии.
По поводу «при Правительстве РФ». К правительству никакого отношения этот ВУЗ не имеет, как и РАНХИГС к Президенту РФ. Это всего лишь рекламные слоганы, на которые с большим успехом ведется золотая молодежь и их родители, в большинстве своем кавказцы ценят эту приставку.

Про учебу и ее качество…
Здесь все печально… Причин тому несколько:
1) Переход на болонскую систему бакалавриат-магистратура (4+2 года) вместо специалитета (5 лет). Как следствие-все, что было в 5летнем специалитете, засунули в 4 летний бакалавриат, при этом выбросив блок профессиональных дисциплин по специальности, заменив их общими (бакалавриат это теперь первая так называемая «начальная» ступень высшего образования). Вы наверняка думаете-ок, но есть же магистратура-это и есть узкоспециализированная надстройка к бакалавриату! Нет, ничего подобного. Магистратура это тот же бакалавриат, только 2хлетний. Причиной всему этому конечно является всеобщее непонимание болонской системы в первую очередь нашим министерством образования. Программы сырые, не адаптированные-все по вершкам, а толку ноль.
2) Присоединение нескольких ВУЗов уровнем ниже, как следствие смешивание преподавательского состава, изменение учебных планов и программ.
3) Профессорско-преподавательский состав. Он хороший, но качественных преподавателей с каждым годом все меньше. Остаются энтузиасты, которых сегодня мизер. Основная причина-низкая зп. Кандидат, доцент, а тем более доктор наук, профессор просто не должен получать 60-80 тысяч за адскую нагрузку, которую дает университет. Согласен, рынок труда не справедлив, особенно в России-но зп преподавателя ВУЗа не должна быть на уровне зп уборщицы в крупной компании типа «Газпром».
4) Балльно-рейтинговая система. Она все убивает. Вместо знаний и их качества ты постоянно гонишься за баллами-так устроена система.
5) Отсутствие отсева, как следствие равнодушное отношение к учебе у многих студентов. Вузу не выгодно отчислять-ведь это потеря денег (либо бюджетных, либо частных).
6) Экзамены все в письменном виде. Сделано это для того, чтобы убрать субъективизм в выставлении оценок. К сожалению, он остался при выставлении аттестации (40 баллов ты можешь получить в течении семестра-это и есть аттестация, и 60 на самом экзамене. Затем эти баллы складываются между собой и переводятся в обычную 5 балльную шкалу. 50-69 баллов это «3», 70-85 это «4», 86-100 это «5»). Так вот-что написано пером, не вырубишь топором, как говорится. Казалось бы, какое благо! На деле подобная строгость компенсируется повальным списыванием-все экзамены сдаются либо с помощью шпаргалок (бумажных или телефонных), либо через микро наушник. Так сдают 95 % студентов. Причина-погоня за баллами, как я писал выше.
7) Презентации. Этим словом можно охарактеризовать весь ФУ. Вы будете их делать постоянно. Что значит постоянно? Лично я за 4 года обучения в бакалавриате сделал 152 презентации. Это уровень красного диплома скажем так. Минимум, на мой взгляд-100. В среднем по 1-2 в неделю, не считая довольно объемного дз. С этим придется смириться, если хотите баллов.
8) Иностранные языки? Летс ми спик фром май харт. Если за время обучения в ФУ вы не забудете то, что знали в школе-это уже будет считаться большим успехом.
9) Рейтинг факультетов (мой субъектив):
1. МЭО, ФЭФ, КЭФ, УиА-примерно один уровень. Раньше по всем показателям лидировал КЭФ, поскольку у него самые интересные выпускающие кафедры (банковский менеджмент, монетарное регулирование, финансовые рынки). Набравший в последнее время популярность ФЭФ это чисто маркетинговый ход (лицо которого-Силуанов), раньше туда вообще никто не шел из-за сухих и малоперспективных выпускающих кафедр (страхования, гос и мун финансы, корпоративные финансы). Сейчас же номинальный декан ФЭФа-Силуанов, но не стоит обольщаться. Занятий он не ведет, в университете бывает 1-2 раза в год с публичными лекциями-на этом все. МЭО это сборная солянка, всего и по чуть-чуть + языки. УиА-бухгалтеры нужны всегда и везде.
2. МФФ, НиН, ГУиФК, ЮФ-обычные профильные факультеты. МФФ-закос под мгимо для богатеньких-по сути там одни мажоры из английских спецшкол.
3. Менеджмент, МТСГ, АРиЭБ, ФСП-сточная канава ФУ. Просто чтобы было где проболтаться 4 года для тех, кому нужна корочка (непонятно только зачем она им?)

Про инфраструктуру, атмосферу, контингент…
Инфраструктура, материально-техническая база-здесь все идеально. Везде всего хватает-отремонтированные корпуса, светлые и большие аудитории, компьютерные классы, проекторы, медиатеки-все на высшем уровне, не придерешься.
Отношения студентов в группе очень натянутые и противоречивые. Причиной тому-жесточайшая конкуренция из-за баллов. За все время обучения я ни разу не встречал дружной группы. Все держатся в маленьких подгруппках по 3-4 человека, вместе делают дз и готовятся к экзаменам.
Атмосфера в самом вузе достаточно приятная. Пафос конечно есть, но тут все обусловлено самим контингентом студентов. МЭО и МФФ это парад мажоров. КЭФ и ФЭФ в большинстве своем нормальные ребята, средний класс. Налоги-если коротко, то это кавказцы на 90% (так сложилось исторически, поскольку факультет НИН возник на базе бывшей ВГНА, которая считалась притоном кавказцев. Про остальных не рискну говорить, тк мало пересекался.
Многих волнует кавказский вопрос-они есть везде, их достаточно много На налогах их большинство, на других факультетах их меньше (20-30% группы). Дорогие автомобили, егэ на 120 баллов из 100, пистолеты и ножи-их обязательные атрибуты. И да, их практически не отчисляют. Вы спросите, в чем причина? Прочитайте биографию ректора. Своих не бросаем, как говорится.
Столовые-дорогие и не вкусные. С этим проблемка во всех корпусах, поскольку отданы они все на аутсорсинг. Случаются отравления.
Общежития-классные, если тебе конечно повезло его получить. Мест катастрофически мало, тк вуз огромный. Получают в основном олимпиадники, до других очередь не всегда доходит, поэтому 1-2 курс готовьтесь снимать квартиру.

Про трудоустройство и перспективы….
Ректор на ДОД: «Трудоустройство у наших выпускников практически 100%, ведь это специалисты топ уровня. Плюс мы проводим множество карьерных мероприятий, да и отдел трудоустройства всегда поможет».
Эти слова задели многих выпускников. Я окончил бакалавриат в 2014 году и до сих пор не могу найти работу по специальности. Все это время подрабатывал не по специальности и учился в магистратуре. Опыт, везде нужны специалисты как минимум с 3летним опытом и невероятными для этого возраста навыками. Ни красный диплом бакалавра финуниверситета, ни магистратура, не дают мне сегодня абсолютно никаких преимуществ перед выпускниками ПТУ (ах да, сейчас они носят модное название колледж) с 3х летним опытом работы. Я то думал что в знании сила, но оказалось иначе. Статистика трудоустройства в моей группе-примерно 30на70. Более половины группы сидят без работы и не понимают, что они сделали не так. Как устроились остальные? По протекции родителей или родственников. Им, по сути, и образование нужно было для галочки.
Ну а если тебе повезло и ты куда-нибудь да трудоустроился, то знай, что вся твоя будущая жизнь это компьютер с экселем в 8 часовом графике за 30 тысяч, если это мелкая конторка или гос учреждение, либо если ты поймаешь удачу за хвост и будет у тебя 50-60 тысяч в большой компании.
Отдел трудоустройства. Он существует и по идее должен помогать в поиске практики и последующем трудоустройстве. За все 4 года моих контактов с этим отделом ничего путного они мне не так и не предложили. Практику в бакалавриате, как и подработку в магистратуре приходилось искать самому.

И что теперь делать, куда податься?...
Что делать и куда податься абитуриенту 2016?
Если ты успешно сдал ЕГЭ и у тебя хватает баллов на бюджет МГУ, ВШЭ-иди туда. Лучше на сегодняшний день в РФ просто нет.
Если ты проходишь на бюджет ФУ, Плешки, Ранхигса и тп-выбирай ФУ.
Что делать, если ты не проходишь на бюджет-стоит ли платить, и если стоит, то за что?
Дорогие родители! Хочу донести до вас главную мысль, к которой приходят большинство выпускников-платников. Образование в РФ не стоит своих денег. Пускай ваше чадо идет работать-(постарайтесь пристроить куда сможете-будет больше толку), а сэкономленные 1-1.5 миллиона рублей направьте на создание пусть примитивного, но бизнеса. Личное дело-лучшая школа предпринимателя для вашего ребенка.
Если вы живете прошлым, и считаете, что образование обязательно, пусть и за невменяемые деньги(1-1.5 миллиона) –платите за МГУ или ВШЭ. ФУ стоит +- столько же, но далеко позади.
Если вы все же выбираете платное обучение в ФУ-100 раз подумайте. Оно того не стоит. С таким же успехом идите во всякие МФЮА и т.п. конторки-там будет тоже самое по качеству, но за относительно вменяемый прайс.
Если стоит выбор между бюджетом «где-нибудь» и платным обучением в ФУ, то лучше на бюджете «где-нибудь».
Не стоит пренебрегать заочным обучением. Формула заочка+работа сегодня как никогда выигрышна, поскольку опыт на 1 месте, а не диплом. Заочка в ФУ интересный вариант по соотношению цена-качество-престиж.

Лично для себя, за 6 лет обучения в бакалавриате и магистратуре, выделил три типа времяпровождения современных студентов:
1) Учеба-потому что хочу, потому что интересно
2) Тусовка- потому что молодость и учиться не хочу, но так родителям будет спокойней
3) Просто проболтаться где-нибудь и как-нибудь, потому что так принято
Тщательно взгляните на своего ребенка, продумайте к какому типу он относится, поговорите с ним-чего он хочет, какие цели преследует и, исходя из этого, помогите ему принять решение.

Надеюсь, мой отзыв поможет Вам. Удачи и успехов в учебе!

В Финансовом университете - юбилейная бухгалтерия. Через год - сто лет университету. В канун юбилея исполнилось десять лет, как ректорский пост занимает доктор экономических наук, профессор Михаил Эскиндаров.

Михаил Абдурахманович, университет основан почти 100 лет назад. У вас монополия на выпуск министров финансов? Был ли за эти годы хоть один министр, не Ваш выпускник?

При подготовке к юбилею, как это принято в России, мы вспоминаем свою историю. В декабре 1917 года Народный комиссариат финансов принял решение создать первый в стране специализированный финансовый вуз. К занятиям приступили 2 марта 1919 года, поэтому мы отмечаем юбилей именно в марте. Нам есть чем гордиться: среди выпускников вуза 7 министров финансов, руководители крупнейших финансово-кредитных учреждений страны.

Первым назову Арсения Зверева, который почти 22 года возглавлял министерство, из них почти 15 лет работал со Сталиным и выжил - это уже подвиг. Неординарный, очень рано ушедший из жизни Борис Федоров, был одним из первых министров финансов новой России. Профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования нашего университета - бывший министр финансов . Сейчас на министерском посту - декан финансово-экономического факультета нашего университета. Антон Германович регулярно выступает перед студентами и преподавателями, предоставляет возможность преподавателям и студентам проходить стажировку и практику в Министерстве финансов.

Устройство финансов - это ведь политический вопрос? Как адаптировалась финансовая система и ваши выпускники к изменениям строя и политической конъюнктуры?

Финансы - сердцевина всей экономики. А состояние экономики определяет политику любого государства. Проще говоря: государство ведет ту политику, какую ему позволяет бюджет. Финансовая система включает и банковскую систему, а коммерческие банки в нашей стране появились не 25 лет, как многие думают, они существовали с первых дней советской власти и назывались совзагранбанками.

Например, Московский народный банк в Лондоне, открытый еще царской Россией, а в 1919 году преобразованный в советский банк. Отделения банка действовали в Париже, Берлине, Тегеране, Харбине, Бейруте, Франкфурте, в Сингапуре. Во всех этих банках работали наши выпускники.

Многие из них возглавляли Московский народный банк и отделения. Среди других назову , Юрия Пономарева, Алексея Душатина, Александра Семикоза, Игоря Суворова, Владимира Малинина, Евгения Гревцева, Илью Ломакина, Юрия Полетаева.

Когда в 1977 году произошел кризис отделения Московского народного банка в Сингапуре и банк потерял почти $200 млн, выручать послали именно Виктора Геращенко.

Несмотря на железный занавес, у СССР были тесные экономические отношения со странами Запада и Востока. По поручению советского Правительства наши зарубежные банки проводили операции с ценными бумагами, с золотом и другими драгоценными металлами. Говорят, (у меня достоверных сведений нет), что эти банки использовались и для нелегальных операций…

- Финансировали экспорт революции?

Специально изучением этого вопроса я не занимался. Но вполне допускаю, что у советской власти были свои интересы в тех регионах, где находились банки.

- Эти банки были правопреемниками Российской империи?

Нет, только Московский народный банк в Лондоне, который был создан в 1911 году в Москве, в 1915 году открыл свое отделение в Лондоне, а советская власть его сохранила и развила.

- Как банку удалось избежать преследований обманутых европейских вкладчиков? Те же французские жертвы emprunt russe , царского займа 1906 года, по которому Россия должна была Франции 12 млрд. франков золотом, неужели не пытались через банк в Лондоне вернуть свои долги?

Это повод для отдельного расследования. В Париже тоже был открыт советский банк, и он сейчас продолжает работать, правда, уже в составе группы ВТБ. Французский банк также возглавляли наши выпускники. Сейчас мы формируем список наших выпускников-сотрудников зарубежных банков СССР, чтобы пригласить на празднование столетия нашего вуза.

Ваш университет - первый в истории России специализированный финансовый вуз. Что особенного знают и умеют ваши выпускники?

Мы исторически готовим специалистов, знающих не только российскую действительность, но и финансы других государств, деятельность зарубежных банков. Поэтому в 90-е нашим выпускникам было легче, чем другим, создавать банки, страховые компании, у них уже были знания и опыт. Ценность нашего вуза хорошо понимали и в Кремле: 8 октября 1992 года указом президента Б. Ельцина Государственная финансовая академия была преобразована в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. С этого момента из маленького вуза на улице Кибальчича мы выросли в огромный учебно-научный комплекс с довузовской подготовкой, бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой, докторантурой и множеством научных подразделений.

- У Вас 19 факультетов и 35 филиалов, как написано на сайте, как вы успеваете за всем следить?

Сайт опаздывает, количество филиалов уже сократилось до 28. Мы жестко реагируем, когда филиал не выполняет критериев мониторинга Министерства образования Российской Федерации. В таких случаях мы передаем свои филиалы местным университетам. Например, на базе нашего филиала и нескольких университетов Архангельска был создан Арктический федеральный университет.

В Воронеже филиал вошел в состав местного университета. Местным властям передали Якутский филиал - руководить вузом из Москвы и неэффективно, и накладно.

Многие регионы настойчиво просят нас сохранить филиалы. Но есть проблемы: демографическая ситуация в центральных регионах такая, что количество абитуриентов сокращается, а в некоторых городах - как, например, Брянск, Курск, Смоленск, Ярославль - десятки филиалов других вузов. Принимать плохо подготовленных абитуриентов на учебу нет желания, а развивать филиалы - трудно. Но будем решать и эту проблему.

- А почему вы на это пошли? Зачем Финансовому университету столько филиалов?

Наши филиалы имеют долгую историю: несколько лет назад к университету присоединился Всероссийский заочный финансово-экономический институт с сетью филиалов по всей России. Это не самоделы, извините за выражение, созданные для выкачивания денег, это вузы с историей от 40 лет и старше.

Чтобы закончить с филиалами: ежегодно Минобрнауки проводит мониторинг деятельности вузов и филиалов. Справедливы ли показатели мониторинга? Трудно сказать: каждый филиал должен зарабатывать не менее 50 тысяч рублей из расчета на одного научно-педагогического работника. Но в большинстве регионов это очень трудно. В том числе потому что, к сожалению, наш бизнес еще не научился вкладывать деньги в науку, в научно-исследовательские работы, в НИОКР. Во-вторых, там, где могли бы применять свои знания наши преподаватели, к их услугам, к сожалению, не обращаются. В результате многие наши филиалы зарабатывают меньше, чем требует министерство.

- А вузы вообще должны зарабатывать, как вы считаете?

Вопрос сложный. Существуют разные системы высшего образования. В России вузы существовали параллельно с Академией наук, были еще отраслевые научно-исследовательские институты. Вузы в России занимались в основном учебной деятельностью по планам кафедр, и по мере возможности привлекали работников Академии наук и отраслевых НИИ для учебной и научной работы, да и сами этой работой занимались.

В англо-саксонских странах другая система. Вузы создавались, прежде всего, как научные центры, которые занимались и педагогической деятельностью. Гарвард, Кембридж, Массачусетский, Чикагский, Пенсильванский и многие другие университеты традиционно являются, в первую очередь, научными центрами. В этих странах нет Академий наук, как в нашем случае.

Когда у нас началась реформа Академии наук, появилась идея преобразовать вузы в научные центры, которые еще и ведут учебный процесс. Но инициаторы этого процесса забыли об одной мелочи. В западных вузах, особенно в США, система образования рассчитана на самостоятельную работу студентов. Аудиторная нагрузка студента - не больше 10-12-ти часов в неделю. Все остальное время идет самостоятельная работа под руководством (или без) профессора. Профессор консультирует по электронной почте, может пригласить студента к себе, потребовать отчет. У нас же нагрузка по-прежнему 24-26 часов в неделю. Соответственно, у преподавателя нагрузка до 900 часов в год. Но еще мы хотим, чтобы преподаватель после лекций и других учебных занятий активно занимался со студентами, вовлекая их в научный процесс, и сам занимался научной работой. К тому же материально-техническая база наших университетов не рассчитана на серьезные научные исследования. Что же получилось? Мы фактически ликвидировали отраслевую науку, и так и не решили вопрос финансирования науки университетов. А без финансирования…

- Ни науки, ни образования?

Конечно, есть замечательные научные центры при университетах - МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томские вузы, но это исключения. Требовать от наших университетов сегодня, чтобы они выполняли ту же работу, что и американские, как минимум, несерьезно. Сравните, например, бюджет Гарварда и МГУ - это смешно. Один только эндаумент-фонд Гарвардского университета сегодня - $29 млрд.

- У МГУ, как указано на его сайте, эндаумент-фонд - 110 млн рублей, то есть около $1 млн 800 000.

Гарвард может приглашать ученых первого ряда, проводить серьезные научные исследования. Среди его выпускников 150 лауреатов Нобелевской премии. А требовать от наших университетов, чтобы пятерка из них вошла в сотню лучших университетов мира - это фантастика. Во всяком случае, в ближайшие 10, 20 лет, а может и больше, ни один из российских вузов в сотню не войдет. Конечно, у нас исторически сильная математическая школа, программирование. Но целый университет, как бы мы ни хотели, не войдет - система другая.

А круг ваших выпускников помогает Финансовому университету? Михаил Прохоров принимал участие в создании эндаумента?

Наш эндаумент - это первый вузовский эндаумент в России, созданный в 2006 году. выступил инициатором создания фонда. А другие выпускники подхватили его идею: Председатель Внешэкономбанка того периода , Председатель Правления Сбербанка , Председатель Правления банка «Возрождение» и я - мы впятером стали учредителями эндаумент-фонда. Сегодня в фонде около 360 млн рублей, доходы в среднем составляют около 15-20 млн рублей. Эти деньги мы направляем на развитие науки, на внутренние гранты для преподавателей и научных сотрудников, поддерживаем студенческую научную деятельность.

В России нет такой же мощной потребности заниматься благотворительностью, как, например, в Америке. Эндаументы вузов Соединенных штатов формируют успешные выпускники. На первом месте Гарвард с его 29 млрд. эндаумент-фондом, затем идут эндаументы Йельского университета, университета Стэнфорда с десятками миллиардов. Российским университетам предстоит еще очень много сделать, чтобы наши выпускники стремились помочь своим учебным заведениям. Они, безусловно, помогают: и финансово поддерживают, и мастер-классы дают, и лекции читают, и выпускников приглашают на работу и на стажировки, и заказы на научные исследования дают. Но масштабы, конечно, у нас очень скромные. Я лелею надежду, что когда-то такие сообщества, как у Гарварда, будут у российских университетов.

Наша задача - сделать так, чтобы в университетах складывались семьи. Чтобы студенты находили свою вторую половину, и чтобы университет они воспринимали как семью. Чтобы они могли приезжать после выпуска, рассказывать о своих успехах, проблемах, находили поддержку. Пока на создание этой системы нам не хватает возможностей. Но если появится такая семейная среда - эндаументы российских вузов начнут активно пополняться.

Эндаумент - это особый финансовый инструмент. Донор не навечно отдает деньги - он в любой момент может отозвать их из фонда. Но в России нет пока гражданского самосознания, позволяющего жертвовать. И вторая причина - это налоги. В Америке, например, расходы благотворителей вычитаются из налогов. У нас так не принято - законодательство не предусматривает такого освобождения. Поэтому и государству надо, если мы хотим поддержать эндаументами вузы, театры, музеи освободить доноров от налогов.

- Если человек планирует работать в банковской, финансовой сфере в России, ему нужно учиться в России?

Периодически мои друзья, и наши выпускники в том числе, советуется по поводу образования детей: «Вот у меня есть возможность отправить ребенка учиться в Америку, Великобританию, Германию». На это я всегда отвечаю так: «Если ты хочешь, чтобы сын или дочь жили и работали в России, то, конечно, учиться надо в России. Базу, бакалавриат закончить здесь. Магистратуру или MBA можно получать за границей. Студент должен понимать экономическую реальность. Несмотря на то, что мы в свое время, например, взяли американскую систему финансового рынка, наша реальность пока другая. Она имеет множество особенностей и их следует изучать здесь.

Наших выпускников ждет огромная работа по формированию настоящего финансового сектора, который бы позволял влиять на экономику в целом.

Сегодня финансовая система - это на 90% банковская система, а 10% - другие сегменты, которые до сих в нашей стране плохо работают. Наши банки используют в лучшем случае 10-12 продуктов, когда западные банки - десятки инструментов. Как – то министр финансов Российской империи Егор Фрацевич Канкрин сказал: «Заслуги свои перед отечеством я вижу не в том, что сделал, а в том, что не разрешил сделать». К сожалению, многие его последователи больше делают упор на то, что «не разрешили». Мало предложений по развитию экономики, финансового сектора, увеличению бюджетных и небюджетных инвестиций. Сокращаются инвестиции как государственные, так и частные. Про иностранные инвестиции вообще речь не идет. А реального механизма реиндустриализации или хотя бы развития индустрии пока нет.

- В уставе университета есть строка, что его может возглавлять только его выпускник?

Нет, конечно. Но знаете, это было бы здорово. Та структура, которую я назвал семьей, может появиться только в том случае, если есть носитель традиций. Если каждый раз заново начинать создавать историю, не получится никакой семьи. Конечно, Минюст такого устава не зарегистрирует, но идея хорошая.

СТРУКТУРА

Финансовый университет прошел путь от института, академии, специализировавшихся на подготовке специалистов в финансово-банковской сфере, до крупного научно-образовательного комплекса, в структуре которого 20 факультетов (14 в Москве и 6 в филиалах); 159 кафедр (72 кафедры в Москве, из них 11– базовые и 3 – реализующие программы ДПО; 87 кафедр в филиалах); 9 институтов (Институт заочного обучения, Институт сокращенных программ, 4 института ДПО и 3 научных института); 3 высшие школы; 2 учебно-научные лаборатории; 2 учебно-образовательные лаборатории; 3 научных центра. В структуру вуза также входят 30 филиалов (14 филиалов, реализующих программы ВО, 4 филиала, реализующих программы ВО и СПО, и 12 филиалов, реализующих программы СПО), а также 2 московских колледжа, реализующих программы СПО.

Общее число обучающихся по основным образовательным программам на начало 2014-2015 учебного года составило 58 055 человек, в том числе по очной форме обучения – 22 572 чел., по очно-заочной форме - 901 человек, по заочной форме - 34 582 человека. По программам высшего профессионального образования - 45 084 человека (специалитет - 11 403, бакалавриат - 31 132, магистратура - 2 549), 12 971 студент по программам среднего профессионального образования.

Финансовый университет – один из ведущих вузов страны, реализующий 12 направлений подготовки бакалавров (28 профиля подготовки), 11 направлений подготовки магистров (более 50 магистерских программ), 9 основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также 10 программ МВА и 108 программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Финансовый университет входит в число вузов, в которых были сохранены военные кафедры после 2008 года.

Факультеты

  • Анализ рисков и экономическая безопасность
  • Государственное управление и финансовый контроль
  • Кредитно-экономический
  • Менеджмент
  • Международные экономические отношения
  • Международный финансовый
  • Налоги и налогообложение
  • Очно-заочное обучение
  • Прикладная математика и информационные технологии
  • Социология и политология
  • Учёт и аудит
  • Финансово-экономический
  • Юридический

Институты и школы в составе университета

Научно-исследовательские институты

  • Институт финансово-экономических исследований
  • Институт экономической политики и проблем экономической безопасности
  • Институт проблем эффективного государства и гражданского общества
  • Научно-образовательный центр исследования эффективности и результативности управления
  • Центр политологических исследований
  • Центр проблем образования
  • Научно-консультационный центр кредитных и некредитных финансовых организаций

Выпускники Финансового университета

Среди выпускников университета разных лет:

  • Председатель Правительства СССР В. С. Павлов;
  • министры финансов СССР, РСФСР и РФ А. Г. Зверев, И. И. Фадеев, И. Н. Лазарев, В. Е. Орлов, В. Г. Пансков, Б. Г. Федоров, А. Г. Силуанов;
  • председатели Госбанка – Центрального Банка России Н. К. Соколов, Н. В. Гаретовский, В. В. Геращенко;
  • заместитель Председателя Правительства РФ А. Г. Хлопонин;
  • заместитель Председателя Счетной палаты РФ В.Е.Чистова;
  • председатель правления ОАО «Газпромбанк» А.И.Акимов;
  • Председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» В. А. Дмитриев;
  • председатель правления Пенсионного фонда России А.В.Дроздов;
  • заместитель председателя правления Сбербанка РФ Б.И.Златкиc;
  • губернатор, председатель Правительства Чукотского автономного округа Р.В.Копин;
  • министр РФ по делам Северного Кавказа Л.В.Кузнецов,
  • депутат Государственной Думы, член счетной комиссии ГД, заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Н.С.Максимова;
  • министр строительного комплекса Московской области М.Е.Оглоблина;
  • депутат Государственной Думы, член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Е.В.Панина;
  • бизнесмен М. Д. Прохоров;
  • депутат Государственной Думы А. В. Крутов;
  • заместитель министра финансов Республики Вьетнам Нгуен Конг Нгиен;
  • ректор Ляонинского университета (г. Шэньян, Китай) Чэн Вэй;
  • певец и актёр Р.О. Газманов;
| следующая лекция ==>