Федеральный реестр имена одаренных детей. Учащаяся Мурманской области стала бронзовым призёром в практическом туре заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

8 декабря активные и талантливые ребята страны получили награды в здании Совета Федерации за многочисленные победы в конкурсах, прошедших на портале «Одарённые дети», из рук куратора проекта, Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Салаватовны Гумеровой.

Торжественную церемонию награждения открыла руководитель портала Марина Владимировна Волынкина: «Дорогие ребята, я поздравляю вас с одним из самых замечательных праздников в вашей жизни. Мы впервые решили подвести итоги года и хотим, чтобы награждение лучших детей России в Совете Федерации стало доброй традицией. Ведь о ваших талантах, желании творить и созидать должна знать вся страна!»

И действительно итоговое награждение приобрело особое значение для ребят: школьники почувствовали себя отважными героями, совершившими подвиги во имя своей Родины. Однако вместе с масштабностью, официальностью мероприятия ощущалось тепло семейного праздника. И хотя в начале встречи участники робели и волновались, поздравления сенатора ободрили школьников, расположили их к дружескому общению. Атмосфера праздника создавалась и за счёт других факторов: любви, заботы, внимания, которыми окружила Лилия Гумерова талантливых ребят.

Всё это участники ощутили сразу после приветствия парламентария, которое приятно удивило всех присутствовавших. Вместо ожидаемой строгой речи, наполненной сложными оборотами и важными тезисами, школьники услышали добрые искренние слова, идущие от сердца.

«Я бы хотела открыть вам небольшой секрет: зал, в котором мы присутствуем, уникальный. Буквально 15 минут назад здесь завершил работу Совет законодателей, на котором присутствовали Валентина Ивановна Матвиенко, руководители законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Кроме того, в этом зале проходят очень важные мероприятия с участием министров, сенаторов, депутатов. И я думаю, что сегодня вы оказались здесь неслучайно, потому что среди вас обязательно будут и великие спортсмены, и руководители страны. Мы уже третий раз встречаемся с вами в Совете Федерации, но впервые награждение станет итоговым, по результатам всех конкурсов. Ну, а то, что мы сегодня собрались в таком уникальном зале – это очень добрый знак, который поможет нам пропитаться особым духом и совершить ещё больше великих дел!» — обратилась к победителям Лилия Гумерова.

Прежде чем перейти к награждению сенатор провела для ребят небольшую увлекательную экскурсию по истории интернет-проекта «Одарённые дети», останавливаясь на особо значимых событиях, которые сыграли важную роль в развитии портала. Если мысленно вернуться в 2014 год, когда сайт впервые «увидел свет», нельзя не вспомнить о самом ярком событии того периода: на своей пресс-конференции проект одобрил и подчеркнул его государственную значимость Президент России В.В. Путин. Кстати, на награждении дети смогли лично познакомиться и пообщаться с Полиной Даниловой, главным редактором студенческой газеты «Открытка», которая отважилась задать вопрос Президенту нашей страны.

Такой мощный старт вдохнул жизнь в интернет-площадку, вдохновил его создателей и повлёк за собой цепочку замечательных событий, благодаря которым портал добился больших успехов. Одно из них — участие проекта в первом международном Евразийском женском форуме, на котором председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко поддержала идею интернет-портала. По мнению Лилии Гумеровой, искренний интерес к проекту первых лиц государства говорит о его большом будущем.

И это только начало богатой истории доброго дела! Пройдя за время своего существования многие этапы развития, портал продолжает покорять новые высоты. Сегодня на сайте «Одарённые дети» зарегистрировано 8350 участников, представлено 85 субъектов Российской Федерации, проведено 130 конкурсов, по результатам которых объявлено 350 победителей и 900 лауреатов. «Для нас важно, что география проекта настолько велика, ведь Совет Федерации – это палата регионов. Поэтому мне очень приятно, что сегодня к нам прибыли победители из разных уголков России – о самых активных регионах мы будем передавать информацию руководству наших субъектов. Кстати, сегодняшняя встреча — это не разовое мероприятие. Наше общение продолжится, ведь теперь мы вместе с Мариной Владимировной и партнёрами будем следить за деятельностью победителей и во всём им помогать», — отметила парламентарий.

С некоторыми присутствовавшими ребятами Лилия Гумерова познакомилась на предыдущих мероприятиях и, встретившись с активными участниками снова, поделилась своими впечатлениями от их работ: «Перед награждением я перечитывала ваши письма победы, рассказы, которые вы отправляли на архитектурные, литературные и другие конкурсы; часть работ давала изучить своим коллегам. И когда они читали творческие сочинения, посвящённые теме Великой Отечественной Войны, сохранению мира и добра на всей планете, не могли сдержать слёз. И за это вам огромное спасибо! Участвуя в конкурсах, рассказывая о своих интересах, о своём родном селе или городе, вы делаете одно большое дело, благодаря которому Россия становится крепкой, мощной, умной и единой державой! Давайте сейчас все поаплодируем друг другу, ведь это наша общая победа».

Такая тёплая обстановка вызвала у детей желание выступить с ответным словом. Юный талантливый поэт Виктор Коробов прочитал за трибуной свои стихотворения, а Анастасия Коробкова поделилась интересными мыслями: «Все считают, что одарённые дети – это те люди, у которых с рождения есть особый талант. Но я считаю, что это просто любознательные активные ребята, которые хотят развиваться и участвовать в различных конкурсах». Также Настя выразила благодарность руководителю и организаторам проекта, ведь за победы в конкурсах портала одарённая школьница получила путёвку во Всероссийский детский центр «Орлёнок».

Сенатор подчеркнула важность слов Анастасии и отметила, что ту же мысль донес 1 декабря 2016 года до Федерального собрания и граждан Президент страны в своём послании, сказав о том, что все дети талантливы. Именно поэтому, по мнению Лилии Гумеровой, задача взрослых – создать такие условия, чтобы школьники развивали способности. Ведь чем больше будет создано площадок и центров, где ребята смогут раскрыть свои таланты, тем больше одарённых детей поддержит государство. «Совет Федерации будет всегда держать этот вопрос на особом контроле, стараться решить его с помощью правильных законов и, конечно же, своего личного участия», — пообещала сенатор.

Конечно, сама церемония награждения прибавила ещё больше положительных эмоций к тем, которые ребята получили во время общения с парламентарием. «Лилия Салаватовна очень тепло нас приветствовала, а от ее поздравлений стало светло и радостно. Меня очень тронуло, что сенатор интересовалась нашими успехами, нашим будущим, ведь это говорит о том, что мы в надежных руках. Поддержка Лилии Салаватовны для нас и для всего портала очень важна и значима», — поделился впечатлениями от встречи участник портала Андрей Тимофеев.

Екатерина Кудрявцева, информационное агентство Евразийского женского сообщества

Одарённые дети реестр

О проведении смены Образовательного центра «Сириус» «Школа по агробиологии и генетике растений»

В Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи), созданном по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина, в период с 15 сентября по 8 октября 2018 года пройдёт образовательная программа «Школа по агробиологии и генетике растений». К участию в конкурсном отборе.

Проект «ПУТЬ К ОЛИМПУ»

ТРЕНИНГИ ПО ПОДГОТОВКЕ КО ВСЕРОССИЙСКИМ ОЛИМПИАДАМ. Некоммерческая организация Благотворительный Фонд наследия Менделеева в 2018-2019 учебном году организует тренинги по подготовке учащихся ко Всероссийской олимпиаде школьников. Занятия проводят преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ, МГОУ.

В Казани пройдет турнир математических флеш-боев «Лига Открытий»

АНО «Естественно-математический центр» и ООО «Одаренный ребенок» проводят в период с 14 по 17 сентября 2018 года для учеников 5-7 классов IV турнир математических флеш-боев «Лига Открытий». Это командное соревнование, цель которого – развить.

Открыт набор на Олимпиадную биологическую образовательную программу Образовательного Центра «Сириус»!

С 30 августа по 22 сентября 2018 года в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) пройдет Олимпиадная биологическая образовательная программа. Цель проведения образовательной программы: выявление, развитие и сопровождение талантливых школьников в области биологии, максимальное развитие.

Стипендиальная программа «Пять с плюсом»

Благотворительный фонд «Созидание» (г. Москва) приглашаем учащихся в возрасте от 12 до 18 лет принять участие в конкурсе на получение стипендии Благотворительного фонда. Стипендиальная программа «Пять с плюсом» адресована одаренным подросткам из малообеспеченных, многодетных.

Заканчивается отбор на образовательную программу «Остров 10.21»

10–21 июля Университет Национальной технологической инициативы «20.35» проведет свой первый интенсив на острове Русский. (г. Владивосток) «Остров 10.21», направленный на подготовку кадров по приоритетным направлениям Национальной технологической инициативы и цифровой экономики. Участниками интенсива станут.

Казанская (Всероссийская) летняя многопредметная школа «Алан»

Государственное автономное образовательное учреждение «Республиканский олимпиадный центр» (далее - ГАОУ «РОЦ») МОиН Республики Татарстан в целях подготовки обучающихся – лидеров региональных сборных к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников и другим федеральным и международным интеллектуальным.

В Подмосковье состоится летняя многопрофильная школа для школьников

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» приглашает учащихся 8-10 классов принять участие в конкурсном отборе в Летнюю многопрофильную школу. Школа будет проводиться по следующим профилям: «Интегрированные коммуникации», «Международные отношения» и «Управление в государстве и.

Учащаяся Мурманской области стала бронзовым призёром в практическом туре заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

С 24 по 29 апреля 2018 года город Уфа принимал участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности. В олимпиаде приняли участие 209 учащихся 9-11 классов из 55 субъектов Российской Федерации. Мурманскую.

Учащийся Мурманской области стал призёром заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии.

С 22 по 28 апреля 2018 года город Ульяновск принимал участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии. В олимпиаде приняли участие 209 учащихся 9-11 классов из 57 субъектов Российской Федерации. Мурманскую область представлял.

Фонд «Талант и успех»: около 7 тыс. имен включено в Федеральный реестр одаренных детей

Многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ, отметила руководитель фонда

Владимир Путин и Елена Шмелева

СОЧИ, 1 сентября. /ТАСС/. Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Путин: для России важно не терять талантливых детей в условиях борьбы за ресурсы

Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр «Сириус». Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.

«Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен», — рассказала Шмелева.

По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. «Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны», — отметила собеседница ТАСС.

Как находят таланты в России?

Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра «Сириус». Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании — командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные программы (смены).

Путин: центр «Сириус» должен стать основой для создания подобных учреждений в регионах

Для ребят по направлению «Наука» — это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие — видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.

«К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны», — подчеркнула Шмелева.

Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. «Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов», — считает руководитель фонда «Талант и успех».

Первый юбилей «Сириуса»

Образовательный центр «Сириус» был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. «Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель «Азимут» — прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца «Шайба» и тренировочной арене — все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа», — отметила Шмелева.

В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по «Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества». В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление — «Литературное творчество». С первой в новом учебном году лекцией на тему «Русский язык современной России» выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.

«Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи», — поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.

Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем — бесплатно.

С начала работы «Сириуса» обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

Образовательные программы реализуются по трем направлениям: «наука» (математика, химия, биология, физика), «спорт» (фигурное катание, хоккей, шахматы), «искусство» (академическая музыка, хореография, живопись).

Одарённые дети реестр

Психологическое сопровождение ребенка в критические периоды развития (от внутриутробного развития до пяти лет)

«Ментальная арифметика» Методика обучения и развития детей от 4 до 14 лет

«Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров

Первая российская конференция по судебной психотерапии

XIV конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты»

Фестиваль разных тренингов «Ближний круг»

VIII-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

IV Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»

V Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

XVI Европейский психологический конгресс

    • Федеральный реестр одарённых детей усовершенствует систему поиска талантов?

      В период с 6 по 20 августа 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был доступен для обсуждения проект постановления Правительства России «О выявлении одаренных детей». На 20 августа проект получил 3 голоса «за» и 66 голосов «против».

      Проект постановления в целях совершенствования системы выявления талантов предполагает создание федерального реестра одаренных детей, в том числе на основании психологического обследования детей.

      С критикой проекта выступили:

      Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, Почетный член РАО, почетный профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ, руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГБНУ «Психологический институт РАО», Лауреат премии Президента в области образования, Лауреат премии целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России»

      Богоявленская Мария Евгеньевна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО

      Холодная Марина Александровна , доктор психол. наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН, Лауреат премии Президента в области образования, Лауреат премии целевой программы « Одаренные дети» президентской программы « Дети России»

      Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, лауреат Премии правительства в области образования, главный редактор журнала «Искусство в школе», член Союза художников

      Кирнарская Дина Константиновна , доктор психологических наук, профессор, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных

      Николаева Елена Ивановна — доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, автор более 160 научных работ, в том числе учебника «Психофизиология», книг «Психология детского творчества» и «Леворукий ребенок: диагностика, профилактика, коррекция»

      С поддержкой проекта выступили:

      Юркевич Виктория Соломоновна , кандидат психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет

      Решетников Михаил Михайлович — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ректор, Восточно-Европейский Институт Психоанализа (ВЕИП)

      Максимова Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГАУ Федеральный институт развития образования

    СОЧИ, 1 сентября. /ТАСС/. Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.

    Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр "Сириус". Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.

    "Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен", - рассказала Шмелева.

    По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. "Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны", - отметила собеседница ТАСС.

    Как находят таланты в России?

    Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра "Сириус". Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании - командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные программы (смены).

    Для ребят по направлению "Наука" - это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие - видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.

    "К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны", - подчеркнула Шмелева.

    Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. "Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов", - считает руководитель фонда "Талант и успех".

    Первый юбилей "Сириуса"

    Образовательный центр "Сириус" был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. "Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель "Азимут" - прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца "Шайба" и тренировочной арене - все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа", - отметила Шмелева.

    В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по "Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества". В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление - "Литературное творчество". С первой в новом учебном году лекцией на тему "Русский язык современной России" выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.

    "Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи", - поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.

    Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем - бесплатно.

    С начала работы "Сириуса" обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в "Сириус" приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

    Образовательные программы реализуются по трем направлениям: "наука" (математика, химия, биология, физика), "спорт" (фигурное катание, хоккей, шахматы), "искусство" (академическая музыка, хореография, живопись).

    Федеральный реестр одаренных детей, о создании которого было объявлено в прошлом году, уже включает в себя порядка семи тысяч имен. Об этом сообщила в четверг в интервью корреспонденту ТАСС руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.

    Талантливых школьников и их педагогов второй год подряд принимает открытый в Сочи по инициативе Владимира Путина образовательный центр "Сириус". Центр стал оператором всероссийского реестра одаренных детей.

    "Отбор шел по результатам более чем 100 мероприятий, перечень которых был сформирован Министерством образования и науки и другими федеральными органами исполнительной власти, которые так или иначе работают с юными талантами. Победители и финалисты различных конкурсов загружены в реестр, в нем уже порядка 7 тысяч имен", - рассказала Шмелева.

    По ее словам, многие из этих школьников при поступлении в российские вузы получат право претендовать на грант президента РФ. "Это 20 тыс. рублей ежемесячно на развитие в выбранной области. Наш фонд является оператором по выплате грантов и созданию программ ранних стажировок с ведущими предприятиями, научными центрами и ведущими художественными коллективами страны", - отметила собеседница ТАСС.

    Как находят таланты в России?

    Чтобы попасть в Федеральный реестр одаренных детей России, нужно не только обладать талантом в той или иной области, но и участвовать в различных конкурсах и профильных Олимпиадах школьников. Победителей берут на заметку эксперты центра "Сириус". Экспертный совет по каждому направлению на основании личных, в хоккее и фигурном катании - командных достижений, которые указываются в заявках на сайте, проводит отбор детей на образовательные программы (смены).

    Для ребят по направлению "Наука" - это результативное участие во всероссийских олимпиадах, известных всероссийских и региональных научных и технических конкурсах, перечень которых ежегодно утверждает экспертный совет фонда. Для музыкантов, артистов балета и художников обязательное условие - видеозапись выступления, фотографии последних работ. Эксперты спортивных федераций ориентируются на победы юных спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях.

    "К нам приезжают самые сильные ребята из всех регионов. Программы центра, проезд до Сочи и обратно для них полностью бесплатны", - подчеркнула Шмелева.

    Эксперт, участвующий в зачислении детей на образовательные программы, задействован и в разработке для них практически индивидуального учебного плана. "Индивидуальный подход, работа в малых группах, возможность развивать свои таланты в тесном общении с лучшими педагогами России помогает нашим ученикам становиться активными и сопереживающими гражданами своей страны. Мы верим, что обучение в Центре мотивирует его выпускников на дальнейшие достижения и многие из них добьются впечатляющих результатов", - считает руководитель фонда "Талант и успех".

    Первый юбилей "Сириуса"

    Образовательный центр "Сириус" был открыт в Сочи 1 сентября 2016 года Владимиром Путиным, возглавившим его попечительский совет. "Свой первый юбилей мы встречаем в прекрасном кампусе (под центр отдали бывший отель "Азимут" - прим. ТАСС), новых лабораториях и мастерских, созданных нами в здании бывшего главного медиа-центра Олимпиады, на олимпийском льду спортивного дворца "Шайба" и тренировочной арене - все эти объекты изменили свое назначение и являются теперь образовательными площадками нового типа", - отметила Шмелева.

    В июле благодаря возможностям новых проектных лабораторий и мастерских в центре открыли программу по "Проектной деятельности в сфере естественно-научных дисциплин и технического творчества". В День Знаний здесь стартует еще одно новое направление - "Литературное творчество". С первой в новом учебном году лекцией на тему "Русский язык современной России" выступит доктор филологических наук, профессор, академик и президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.

    "Также в этом учебном году в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом ИТМО мы планируем открыть программу по информатике. Новые программы дополнят уже открытые в центре программы по хоккею, фигурному катанию, шахматам, математике, физике, химии, биологии, академической музыке, балету и живописи", - поделилась планами на новый учебный год руководитель фонда.

    Образовательные смены рассчитаны на 24 дня и включают в себя занятия по специальности, развивающий досуг и общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год, пребывание детей в нем - бесплатно.

    С начала работы "Сириуса" обучение прошли 7 тыс. одаренных школьников из 85 регионов. Ежемесячно в "Сириус" приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из различных регионов РФ. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

    Образовательные программы реализуются по трем направлениям: "наука" (математика, химия, биология, физика), "спорт" (фигурное катание, хоккей, шахматы), "искусство" (академическая музыка, хореография, живопись).

    Ещё в августе этого года Минобрнауки вынесло на общественное обсуждение проект создания реестра одарённых детей . Если пройдёте по ссылке, увидите, какая часть «общественности» в принципе принимала участие в голосовании, и сколько голосов было отдано за эту инициативу. Хотя велик соблазн написать и здесь: 6 голосов «за», 66 - «против».

    И вот, в прошлый четверг, 19 ноября на сайте Правительства России появилось постановление, подписанное Дмитрием Медведевым .

    Не сказать, что это известие прямо как снег на голову. Ещё с 2010 года Медведев нет-нет да обмолвится о таком намерении:

    Дмитрий Медведев

    Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.

    Немного потрепещем над термином «подушевое финансирование» и вернёмся к тому документу, который уже принят, подписан и ждёт своей реализации. О чём там в нём хоть говорится? На самом деле ни о чём. Это пока просто правила, регулирующие порядок сбора данных о так называемых одарённых детях. Таланты будут выявляться на основе результатов олимпиад, интеллектуальных, творческих и научных конкурсов, спортивных мероприятий, список которых пока не определён. Такой список на текущий учебный год Минобранауки должно предоставить уже к 27 ноября этого года (через неделю после постановления).

    Данные о детях, показавших выдающиеся результаты, будут направляться федеральному оператору реестра, который тоже пока неизвестен. Неизвестно и множество других тонкостей - например, сколько раз нужно стать призёром олимпиады, чтобы иметь право называться одарённым. Одного раза достаточно или нужно несколько раз подтвердить титул? Что потом будет происходить с юным гением и как будет осуществляться эта самая «поддержка и сопровождение»? Согласно документу, составлением «типовой образовательной программы для одарённых детей» и организацией системы тьюторства будет заниматься тоже оператор реестра. То есть и для одарённых детей будет действовать некая типовая обобщённая программа, а откуда будут брать «тьюторов» - тоже непонятно.

    Но организационный вопрос - не самый важный. Острее всего стоит вопрос психологический. Как повлияет на жизнь ребёнка знание того, что он уже признан талантливым? А знание того, что перед тобой уже вроде как закрыли ворота в мир гениев? И эту тему активно обсуждали ведущие психологи страны, выступая против подобной инициативы. Вот краткая выжимка из комментариев на основе открытой дискуссии по этому щекотливому вопросу Марины Александровны Холодной , заведующей лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, Институт психологии РАН:

    Марина Холодная

    На данный момент не существует валидных психологических методик для массового выявления одаренности, да даже если бы и существовал «идеальный тест на одаренность», то в связи с типичным для детей и подростков явлением «угасания» и «разгорания» признаков одаренности его применение было бы бессмысленным с точки зрения невозможности прогноза развития одаренности;
    - Разделение детей на одарённых и неодарённых абсолютно безнравственно и категорически недопустимо и крайне опасно в социальном плане;
    - Списки для одаренных - хорошая ниша для коррупции.

    Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, член совета по науке и образованию при президенте РФ, дала небольшое интервью телеканалу Вести, в котором также утверждает с позиции специалиста по когнитивным наукам и нейробиологии, что никакой точной методики определения гениальности нет. Есть некоторые возможности - например, на кафедре когнитивных исследований имеется устройство iTracker, отслеживающее микроактивность глаз при восприятии изображений, текста, решении задач. Этот прибор позволяет увидеть, какое время вы тратите и чему уделяете внимание при анализе какого-либо объекта. Таких приборов сейчас вполне достаточно в лабораториях когнитивных исследований. Но ведь эти результаты нужно ещё правильно интерпретировать.

    Если коротко изложить мысли Татьяны Владимировной, она солидарна с психологами даже в выборе описательных слов для этой инициативы, называя её «опасным путём».

    Татьяна Черниговская

    Я за школы для одарённых детей - для тех, кто явно имеет способности к музыке, математике, балету, да чему угодно. Но это отнюдь не значит, что в остальных школах детям достаточно давать какой-то ограниченный минимум.

    Если ребёнку не была дана возможность ничем заняться и ничем увлечься, как вы собираетесь выяснять, одарён он в чём-то или нет? По мозгу? Это невозможно. Если вы посмотрите на мозг гения в банке с формалином, вы не найдёте никаких отчётливых физиологических различий от мозга обыкновенного человека.

    В заключение

    Как бы рьяно ни обсуждала общественность подобный проект, как бы ни ломались копья, сколько бы открытых писем ни писалось в высшие инстанции, сколько бы дислайков ни ставилось - постановление подписано, реестру быть. А ведь если реестры создаются, значит, это кому-то очень нужно.

    В оформлении материала использован кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг».

    Чиновники ищут, куда приложить детские таланты

    Оказывается, уже несколько баз данных одаренных детей создано в России. Например, портал «Одаренные дети», создал его институт гуманитарного образования и информационных технологий. Есть еще и некий реестр талантов министерства образования, в котором числится больше 7 тысяч детей. Чиновникам осталось решить, куда эти таланты теперь приложить.

    На открытом портале «Одаренные дети» участников тоже более 7 тысяч. Все таланты старательно делятся на номинации: первая - «Лучший патриотический блог». Вторая «Лучшая эстафета», имеется в виду не спорт, а интернет-эстафеты, так называемые флэшмобы. Третья - «Лучшее наблюдение»… Где-то в хвосте плетется номинация «Лучшее исполнение музыкальной композиции».

    На презентации портала присутствовал один школьник, активный пользователь портала «Одаренные дети» Виктор Коробов из Подмосковья. 11-классник прочитал стих собственного сочинения с витиеватым названием, больше похожим на чиновничий доклад «Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи в России».

    Ректор института гуманитарного образования, главный куратор портала, заметила, что Виктор не единожды был победителем самых разных конкурсов на «Одаренных детях». Студентка института, курирующая портал, Екатерина Кудрявцева заявила:

    Самое главное, мы стараемся в школьниках развивать патриотизм. Им скоро идти на смену действующей власти, управлять страной.

    Директор центральной музыкальной школы при консерватории Чайковского Валерий Пясецкий рассказал, что они ищут талантливых детей, будущих учеников своей школы, старым дедовским методом:

    Наши педагоги ездят по стране с мастер-классами. На них и выявляются одаренные ученики. Их мы приглашаем на обучение в Москву.

    Слава богу, ситуация вокруг этой старейшей и известнейшей музыкальной школы сейчас стабилизировалась. Так как буквально недавно стоял вопрос о ее реорганизации, в связи с неэффективностью. Школу отвоевывали буквально всем миром, на ее защиту стали все ее бывшие ученики, среди которых много известных музыкантов, например, Александра Пахмутова.

    Критерии оценки эффективности вузов давно стоило пересмотреть, - заметила зампредседателя комитета федерации по образованию и культуре Лилия Гумерова. - Слава богу, школу удалось отстоять. Сейчас, надеюсь, все хорошо, Валерий Владимирович? спросила она, обращаясь к директору музыкальной школы.

    Да, остались некоторые формальности, надеюсь все уладится.

    Присутствующая на встрече представительница министерства образования Софья Мозглякова заверила, что многие моменты, связанные с последними реформами образования, будут пересмотрены.

    Для выявления талантливых учеников нужны талантливые педагоги, - резонно заметила она. - Например, уже сейчас министерством образования взят под контроль вопрос бюрократизации работы учителей. Это же немыслимо сколько сегодня педагогу приходится составлять отчетов! Также будет решаться вопрос о повышении заработных плат.

    Что касается талантливых детей, Софья Мозглякова сообщила, что еще год назад министерством образования был сформирован единый реестр одаренных школьников.

    В нем сейчас уже больше 7 тысяч записей. Все дети и их дальнейший творческий путь взяты под контроль. Каждый талант найдет своего педагога.